Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности




Скачать 264.57 Kb.
НазваниеЭкономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
страница1/3
Дата конвертации15.10.2012
Размер264.57 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3






Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение высших учебных заведений

Республики Беларусь по гуманитарному образованию


УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

_______________ А. И. Жук

____________________

Регистрационный № ТД-______/тип.


Экономика и менеджмент СМИ


Типовая учебная программа

для высших учебных заведений по специальности:


1-23 01 09 «Журналистика международная»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра информации

Республики Беларусь

_______________ И. Н. Лаптенок


__________________________


Председатель учебно-

методического объединения

высших учебных заведений

Республики Беларусь

по гуманитарному образованию

_______________ В. Л. Клюня


__________________________


СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и

среднего специального образования

Министерства образования

Республики Беларусь

__________________ Ю. И. Миксюк


______________________________


Первый проректор Государственного

учреждения образования

«Республиканский институт высшей

школы»

_________________ И. В. Казакова


___________________________





Эксперт-нормоконтролер

_______________ С. М. Артемьева

__________________________




Минск 2008


Составители:

А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент


Рецензенты:

Кафедра промышленного маркетинга и коммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»;


А.Ч. Цыбульский, редактор отдела газеты работников аграрно-промышленного комплекса «Белорусская нива», кандидат экономических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета

(протокол № 11 (121) от 28.04.2008г.);

Научно-методическим советом Белорусского государственного университета

(протокол № 4 от 22.05.2008г.);

Научно-методическим советом по группе специальностей журналистики

Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

(протокол № 5 от 23.05.2008г.)


Ответственный за выпуск: Потребин А.В.

Пояснительная записка

Современная практика коммуникации связана, как указывает большинство европейских исследователей, не только с технологическими переменами, но и с экономической базой – производством с участием инвесторов, которое приобрело характер мировой коммуникационной, информационной, культурной индустрии, то есть подверглось глобализации в той же степени, что и производство в других отраслях экономики. Причем коммуникация оказалась не только объектом, но и субъектом воспроизводства экономического порядка. Она не только выступает как инструмент политической и экономической власти, но и как способ поддержания общественных отношений. При этом деятельность предприятий в сфере коммуникации, в индустрии сознания, в СМИ строится на тех же корпоративных и экономических основах, что и производство в иных отраслях экономики. Хотя имеет и отраслевую специфику.

Поэтому цель дисциплины Экономика и менеджмент СМИ — выработка у студентов знаний о принципах функционирования предприятий в отрасли СМИ, а также об особенностях управленческой деятельности в этой сфере.

Следует заметить, что как государственные, так и частные предприятия на рынке масс-медиа Беларуси вполне осознанно разрабатывают и применяют маркетинговые стратегии и выстраивают свою деятельность как бизнес. На фоне этих тенденций абсолютно очевидна необходимость усиления экономической составляющей в образовании будущих специалистов по коммуникации и масс-медиа.

Необходимо учесть, что экономика исследует поведение людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов (К. Р.Макконнел, С. Л. Брю). В свою очередь журналистика и система СМИ представляют собой социальный институт, который фигурирует в качестве специфической области духовного производства (С.М. Гуревич), где происходит аккумуляция, обработка и трансляция на массовую аудиторию социально значимой информации, преображенной творчеством журналиста. Эта информация становится специфическим информационным товаром, который обретает свою стоимость. Такой товар, который западные исследователи обычно называют продуктом «индустрии сознания», поступает на рынок масс-медиа, материализуясь на бумажных или электронных носителях. Журналистика изучает общие закономерности функционирования СМИ, в том числе и как специфического социального института. Между тем она существует и как элемент экономической инфраструктуры общества, как отдельная отрасль бизнеса. Она подчиняется экономическому регулированию со стороны политических институтов, как общему, так и направленному на данную отрасль.

В силу этого проявляется автономия экономики СМИ как предмета изучения и отдельного научного направления. Она раскрывает и осмысливает такую специфическую реальность как медиа-бизнес и индустрия сознания. Она не может быть полностью объяснена ни в рамках экономики, ни в рамках теории журналистики.

Экономика журналистики (СМИ) – это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования» (В.Ворошилов). К данному определению можно добавить, что в рамках данного направления исследований изучается отраслевая специфика и особенности функционирования СМИ как элемента экономической инфраструктуры общества. В силу этого, объектом для экономики СМИ становятся редакции СМИ, связанные с ними хозяйствующие субъекты и государственные институты, журналисты и потребители информационного товара, а также сам информационный товар – материализованный на разных носителях (номера газет, тексты публикаций и новостные сообщения, программы радио и телевидения, сообщения и мультимедийные продукты индустрии сознания, размещенные в Интернет и на электронных носителях).

Предмет экономики СМИ будут составлять: а) закономерности, нормы, особенности функционирования медиа-бизнеса, редакций различных СМИ как предприятий, действующих в рамках рыночного механизма и образующих индустрию сознания; б) экономические отношений людей и хозяйствующих субъектов индустрии сознания в процессе производства, распределения, обмена и потребления информационного товара.

Современным журналистам безусловно необходимо знать не только расстановку сил на рынке масс-медиа, но и механизм функционирования предприятия в этой отрасли – рекламного агентства, редакции газеты или журнала, радиостанции телеканала, медиа-группы. Эти аспекты несомненно должны рассматриваться и с точки зрения социокультурного подхода, с учетом экономической социологии и психологии. Речь идет не только о технологиях и о точных практических рецептах, но и о гуманитарной стороне экономического знания, особенно в том, что касается маркетинга и менеджмента. Здесь есть несомненный аксиологический, ценностный компонент, поскольку экономические отношения во многом определяются состоянием общественной морали и системой ценностей в обществе и в социальных группах.

Поэтому задачи дисциплины таковы:

  • изучить социально-экономические условия, в которых работают предприятия СМИ, особенности хозяйственных правоотношений между предприятиями на рынке, а также между предприятиями и государством.

  • сформировать у студентов понимание взаимоотношений между различными субъектами на рынке масс-медиа, знание форм и видов предприятий и объединений в данной отрасли,

  • рассмотреть материальные основы производства в сфере «индустрии сознания», какой становятся сегодня СМИ.

  • утвердить практические подходы к применению принципов бизнес-планирования и планирования маркетинговой стратегии предприятия, подготовить студентов к самостоятельному анализу и выработке элементов маркетинговой стратегии для продвижения на рынок СМИ.

  • изучить вопросы финансового управления и экономического анализа деятельности предприятия, ценообразования и налогов с учетом специфики редакционной и издательской деятельности.

  • рассмотреть управление и организацию работы редакции и издательства, проанализировать практику управленческих решений с учетом особенностей малого предприятия, где большинство персонала составляют творческие работники.

  • уяснить сущность и изучить как применяются на практике маркетинговые коммуникации при продвижении на рынок продукции СМИ и книжного издательства (изучаются как маркетинговые процедуры, так и креативные решения).

Наконец, в рамках дисциплины рассматриваются перспективы развития рынка СМИ, динамика процессов в данной отрасли в Беларуси и в соседних странах, практика и перспективы создания и развития групп и объединений на рынке СМИ.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Изучая данную дисциплину, студенты получают системные знания по таким направлениям как маркетинг, маркетинговые коммуникации, менеджмент. В результате студент сможет сформировать собственные экономические воззрения и понимание процессов, которые будут применимы к анализу дел непосредственно в той редакции, где он будет трудиться.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины. В результате усвоения лекционного курса, участия в семинарах, дискуссиях и деловых играх, изучения научной литературы, а также самостоятельных занятий студент должен приобрести системное представление о рынке средств массовой информации и о специфическом информационном товаре. Он должен научиться применять терминологический и понятийный аппарат экономической науки к практике рынка масс-медиа, чтобы вести анализ рынка, планировать подписные и рекламные кампании.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

-- специфику медиа-бизнеса в Беларуси и за рубежом, специфику СМИ как товара, формы предприятий и источники их финансирования, структуру и задачи бизнес-плана;

-- основные понятия маркетинга и маркетинговой коммуникации, принципы построения маркетинговой стратегии, а также брэндинга применительно к СМИ;

-- основные понятия менеджмента, его функции и методы;

-- принципы финансового управления и методы экономического анализа деятельности предприятия в сфере медиа-бизнеса.

уметь:

-- составлять концепцию бизнес-плана редакции;

-- проводить анализ рынка, составить план маркетингового исследования;

-- разработать стратегию брэндинга СМИ, предлагая варианты креативных решений;

-- читать баланс и иную отчетность предприятия, анализировать основные показатели хозяйственной деятельности;

-- знать подходы к расчету вариантов безубыточной работы СМИ, определять критический объем производства и точку безубыточности.


Методическая организация курса

Курс включает лекционные и практические занятия, контроль самостоятельной работы студентов. На практических занятиях рекомендуется отводить внимание деловым играм, моделирующим различные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной и маркетинговой деятельности редакции.

Общее количество часов, отводимых на изучение данной учебной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом — 94 часа, из них 40 часов аудиторных. Аудиторные часы состоят из 20 часов лекционных и 20 часов практических занятий. Промежуточный контроль знаний и контроль самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью тестирования. В конце изучения курса студенты, как правило, сдают экзамен.
  1   2   3


Похожие:

Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconТехнологии интернет-сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЭкономика и менеджмент коммуникации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Е. В. Маевская, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЭкономика и менеджмент книгоиздательского дела Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЭкономика и менеджмент средств массовой информации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОсновы журналистики типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-23 01 08 «Журналистика (по направлениям)»
Ректор Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы»
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconИ продовольствия республики беларусь главное управление образования и кадров
Учебная базовая программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconОсновы теории организации
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент...
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconУчебное пособие Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»
Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов...
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconЗайцев Н. Л. З12 Экономика промышленного предприятия: Учебник. 6-е изд., перераб и доп
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности
Экономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности iconПланирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций
Советом Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница