Экономика туризма Учебная программа для специальности




Скачать 269.91 Kb.
НазваниеЭкономика туризма Учебная программа для специальности
Дата конвертации15.10.2012
Размер269.91 Kb.
ТипПрограмма


Белорусский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ


Декан географического факультета

___________________ И.И.Пирожник

___________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-__________


Экономика туризма


Учебная программа для специальности:

1-31 02 01 География


2011 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

И.И. Пирожник, профессор кафедры экономической географии зарубежных стран, доктор географических наук


РЕЦЕНЗЕНТЫ:


А.И. Тарасенок – зав.кафедрой управления туризмом факультета “Высшая школа туризма” БГЭУ, кандидат географических наук, доцент

Г.С.Смоляков – доцент кафедры экономической географии Беларуси и государств Содружества БГУ, кандидат географических наук, доцент


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:


Кафедрой экономической географии зарубежных стран

(протокол № 9 от 18.04.2011 г.);


Учебно-методической комиссией географического факультета


(протокол № от 2011 г.)


Ответственный за редакцию – И.И. Пирожник


Ответственный за выпуск – И.И. Пирожник



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Экономика туризма» читается студентам 4 курса и занимает ключевое место в структуре курсов специализации «География туризма и экскурсионный менеджмент». Изучение данной дисциплины в ком­плексе с другими специальными предметами позволяет сформи­ровать профессионально подготовленного специалиста в области туристской деятельности.

Основной целью изучения курса является формирование у студентов научных основ экономики туризма, раскрывающей экономические отношения, которые формируются на туристском рынке в процессе производства, реализации и потребления туристских продуктов и услуг, предназначенных для удовлетворения рекреационных потребностей и личного потребления.

Задачи изучения дисциплины: освоение базового понятийно-терминологического аппарата экономики туризма, методов анализа основных сегментов туристского рынка, факторов формирования туристского спроса, особенностей туристского потребления, места туристского сектора в хозяйственном комплексе, его влияния на платежный баланс страны. Основным объектом изучения являются туристские предприятия различного типа, структура их основных фондов, формирования финансовых ресурсов, ценообразования, налогообложения и рентабельности хозяйственной деятельности.

Выпускник должен:

знать:

  • понятийно-терминологический аппарат и основные экономические категории экономики туризма;

  • методологию и методику анализа туристского рынка и деятельности туристских предприятий разного типа (туроператоров, гостиничных, транспортных и др.);

  • общие принципы формирования финансовых ресурсов и рентабельности, ценообразования, налогообложения, оплаты труда туристских предприятий;

уметь:

  • применять методы экономического анализа для оценки туристского спроса и предложения туристских продуктов и услуг, влияния туристского сектора на платежный баланс и устойчивое развитие стран и регионов;

  • устанавливать общие закономерности структуры финансовых ресурсов, платежеспособности и рентабельности туристских предприятий;

  • разрабатывать экономическое обоснование туристских маршрутов разного типа с учетом структуры спроса и платежеспособности потребителей, определять их ценовые параметры и структуру себестоимости турпородукта;

  • проводить экономический анализ основных видов хозяйственной деятельности турпредприятий, определять тенденции динамики разных видов обслуживания, территориальной концентрации туристского обслуживания, прогнозировать развитие сегментов туристского рынка.

Количество часов всего – 106, из них аудиторных – 60, в том числе, лекционных – 38, практических – 12, КСР – 10. Завершается изучение дисциплины зачетом.

II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов и тем

Количество часов

Ауди­тор­ные

Самостоятельная работа

Лекции

Практические, семинарские занятия

Лабораторные занятия

КСР

1

2

3

4

5

6

7

1


Туризм в хозяйственном комплексе

1. Социально экономическая сущность туризма и его место в ЕСКХД.

2. Туристские услуги как продукт отрасли. Классификация продуктов и производственной деятельности в сфере туризма.

3. Стоимостные и натуральные показатели туристского рынка.

2

-

-

-

2

2

Туристский рынок и его структура

1. Туристский продукт и его особенности.

2. Сегментация туристского рынка.

3. Формы договорных отношений на туристском рынке.

2

2

-

-

2

3

Туристский спрос и факторы его формирования

1. Типология потребностей и платежеспособный спрос.

2. Факторы формирования туристского спроса и его эластичность.

3. Методы изучения и прогнозирования туристского спроса.

2

-

-

-

2

4

Туристское хозяйство в экономике стран и регионов.

1. Туристское потребление и экспорт туристских услуг.

2. Туристские доходы и их влияние на торговый и платежный баланс страны.


2

-

-

2

3

5

Туристский комплекс в системе национальных счетов

1.Макроэкономические пока-затели и их значение для экономики туризма.

2. Методы построения кон-солидированных счетов СНС и место туристского комплекса.


2

2

-

-

3

6

Туристские предприятия и их типы

1.Типы туристских предприятий. Организационно-правовые формы их организации.

2. Структурные особенности основных и оборотных фондов турпредприятий.

3.Показатели экономической эффективности использования основных фондов..

2

2

-

-

3

7

Гостиничные предприятия, их функциональное назначение и классификация

  1. Гостиничный продукт как комплексная услуга.

  2. Функциональное назначение гостиниц и их типология.

3. Классификация гостиниц по уровню комфорта.



2

-

-

2

3

8

Формы договорных взаимоотношений гостиниц и турфирм.

  1. Типы договоров на бронирование мест.

  2. Технологические схемы работы гостиниц с туроператорами и турагентами.

3.Структура и содержание договоров аренды


2

-

-

-

2

9

Туристские перевозки воздушным транспортом

  1. Правовое регулирование и организация перевозок туристов воздушным транспортом.

  2. Системы взаимоотношений турфирм и авиакомпаний, тарифная и ценовая политика.

  3. Транзитные и чартерные перевозки, договор чартера.

2

-

-

-

3

10

Организация железнодорожных перевозок туристов

1.Особенности организации железнодорожных перевозок туристов.

2. Технологии разработки железнодорожных туров, работа руководителя группы на железнодорожном маршруте.

3. Железнодорожные тарифы, льготы и сборы при перевозках туристов.


2

-

-

-

2

11

Автобусные перевозки туристов на международном и внутреннем рынке

  1. Рынок международных туристских автопутешествий.

  2. Особенности организации автомобильных туристских маршрутов.

  3. Документационное обеспечение автобусных маршрутов и туров.

2

-

-

-

2

12

Особенности организации морских и речных круизов

  1. Морские и речные круизы как комплексный турпродукт.

  2. Организация обслуживания туристов на круизах. Тарифная и ценовая политика.

  3. Договорная документация морских и речных круизов.

2

-

-

-

2

13

Основной баланс и финансовые ресурсы туристского предприятия.

1. Структура баланса: основной и оборотный капитал.

2. Платежеспособность и финансовая устойчивость предприятий туризма.


2

-

-

2

4

14

Трудовые ресурсы и организация оплаты труда в туристских предприятиях

1. Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений в туризме.

2. Формы и системы оплаты труда в туризме.

3. Состав и планирование фонда оплаты труда.

4. Производительность труда и методы ее расчета

2

-

-

-

3

15

Ценообразование на туристском рынке

1. Виды цен, структура и их функции.

2. Структурные элементы цены, структура и состав издержек в себестоимости туруслуг.

3. Маркетинговый и затратный методы определения цены.

2

-

-

-

4

16

Налогообложение туристских предприятий

1. Виды налогов и сборов в туризме.

2. Налог на добавленную стоимость и порядок его исчисления.

3. Налог на прибыль и имущество туристских предприятий.

2

-

-

-

4

17

Рентабельность туристских предприятий и методы ее анализа

1. Формирование балансовой прибыли туристских предприятий.

2. Методы расчета рентабельности и роли отдельных факторов её формировании.

2

2

-

2

4

18

Методы экономического анализа туристского хозяйства

1. Анализ динамики и сезонной неравномерности обслуживания.

2. Корреляционный анализ элементов туристского рынка.

3. Методы анализа территориальной концентрации (кривая Лоренца).

2

4




2

4

19

Методы прогнозирования туристского рынка

1. Прогнозирование объемов туристского потребления.

2. Методы регрессионного анализа туристского рынка.

2










4




Всего 106

38

12

-

10

56



II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N

п/п

Название разделов и тем

Всего

аудиторных

часов

в том числе

лекций

прак-тических

УСР

1.

Туристский сектор в хозяйственном комплексе

16

10

4

2

1.1.

Туризм в хозяйственном комплексе

2

2

-

-

1.2.

Туристский рынок и его структура

2

2

2

-

1.3.

Туристский спрос и факторы его формирования

2

2

-

-

1.4.

Туристское хозяйство в экономике стран и регионов

2

2

-

2

1.5.

Туристский комплекс в системе национальных счетов

2

2

2

-

2.

Туристские предприятия и их типы

18

14

2

2

2.1.

Типы туристских предприятий и основные фонды

4

2

2

-

2.2.

Гостиничные предприятия, их функциональное назначение и классификация

4

2

-

2

2.3.

Формы договорных взаимоотношений гостиниц и турфирм

2

2

-

-

2.4.

Транспортные предприятия и перевозки воздушным транспортом

2

2

-

-

2.5.

Организация железнодорожных перевозок туристов

2

2

-

-

2.6.

Автобусные перевозки туристов на международном и внутреннем рынке

2

2

-

-

2.7.

Особенности организации морских и речных круизов

2

2

-

-

3.

Экономический анализ деятельности туристских предприятий

26

14

6

6

3.1.

Финансовые ресурсы и основной баланс туристского предприятия

2

2

-

2

3.2.

Трудовые ресурсы и организация оплаты труда в туристских предприятиях

2

2

-

-

3.3.

Ценообразование на туристском рынке

2

2

-

-

3.4.

Налогообложение туристских предприятий

2

2

-

-

3.5.

Рентабельность туристских предприятий и методы ее анализа

4

2

2

2

3.6.

Методы экономического анализа туристских предприятий

4

2

2

2

3.7.

Методы прогнозирования туристского рынка

4

2

2







Итого

60

38

12

10




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА




  1. Туристский сектор в хозяйственном комплексе


1.1. Туристский сектор в хозяйственном комплексе

Международный и внутренний туризм в мировом и национальных хозяйственных комплексах. Социально-экономическая сущность туризма и его место в сфере услуг. Социальные, демографические, экономические, политические и другие факторы развития международного туризма. Влияние туризма на отраслевую и территориальную структуру хозяйственного комплекса.

Социально экономическая сущность туризма и его место в ЕСКХД. Туристские услуги как продукт отрасли. Классификация продуктов и производственной деятельности в сфере туризма. Стоимостные и натуральные показатели туристского рынка. Формы государственной статистической отчетности в туризме (№ 1-тур /коечный фонд, количество обслуженных по длительности пребывания/, № 4-тур /номерной фонд, выручка/, № 4-тур /турпотоки/).


1.2. Туристский рынок, его структура и основные элементы

Понятие, функции и классификация туристского рынка. Туристский рынок как взаимосвязанная система туристского спроса и предложения, производства и реализации комплексного туристского продукта. Формы рыночных отношений в туризме. Туристский продукт предприятия, региона, страны. Демографические и социально-экономические сегменты туристского рынка. Макрорегиональная структура международного туристского рынка. Особенности туристского рынка СНГ и Республики Беларусь.

Основные элементы туристского рынка – туристский спрос, предложение и цены туристских услуг. Туристский продукт и особенности его структуры. Сегментация туристского рынка и структура сбытовой сети. Внутренние и внешние каналы системы реализации туристских услуг. Типы договорных и арендных отношений на туристском рынке. Коммерческие условия сделок на туристские услуги (предложение, предмет и объект сделки, бронирование и аннуляция туров, цена, комиссия, формы и сроки расчетов, санкции за просрочку платежей).


1.3. Туристский спрос, факторы его формирования и

методы изучения

Типология рекреационно-туристских потребностей. Личные, групповые и общественные рекреационно-туристские потребности. Абсолютные и действительные (реальные) потребности в туристском продукте. Платежеспособные потребности как баланс массы туристских услуг, уровня доходов населения и рыночных цен. Туристский спрос, его динамика, территориальная структура и сезонность. Реализованный, неудовлетворенный и формирующийся спрос.

Экономические, социальные, демографические и другие факторы развития туристского спроса. Эластичность туристского спроса в зависимости от цен и доходов. Методы изучения спроса на туристские услуги. Социологические методы определения туристского спроса. Групповое и индивидуальное анкетирование (по месту жительства, работы, отдыха). Социологическое интервью и его виды. Почтовый и телефонный опрос. Метод наблюдения и анализа документов.

Основные методы прогнозирования туристского спроса. Линейные и регрессионные модели. Гравитационные модели туристского спроса. Нормативный подход к прогнозированию туристского спроса. Методы расчета спроса, основанные на бюджете свободного времени.


1.4. Туристское хозяйство в экономике стран и регионов

Туристское потребление и экспорт туристских услуг. Туристские доходы и расходы, особенности их формирования. Валовые и чистые затраты туристов, платные услуги и бесплатные блага, ограниченность туристского потребления во времени. Особенности туристского потребления товаров и услуг. Туристские доходы и их влияние на торговый и платежный баланс страны. Платежный баланс страны и его структура. Реальные и финансовые трансакции. Структура общего туристского баланса. Сальдо туристского баланса. Прямые и косвенные поступления от туризма. Доходы от туризма в общей стоимости экспорта товаров и услуг. Влияние международного туризма на платежный и торговый баланс. Типы стран по влиянию туризма на платежный баланс.


1.5. Туристское хозяйство в системе национальных счетов

Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма. Валовый внутренний продукт (ВВП) и методы его исчисления (производственный, конечного использования, распределительный). Валовый национальный доход и национальное богатство.

Методы построения консолидированных счетов СНС и место туристского комплекса. Счет товаров и услуг и объемы производства туристского продукта.

  1. Туристские предприятия и их типы


2.1. Типы туристских предприятий и основные фонды

Типология туристских предприятий, первичные и вторичные предприятия. Специализированные, дополнительные и сопутствующие туристские предприятия. Турорганизаторы, туроператоры, турагентства (бюро) и турагенты на внешнем и внутреннем туристском рынке. Туроператоры как главный генератор туристского рынка. Турагентство (бюро) как предприятие посреднической деятельности.

Классификация, состав и структура основных фондов туристских предприятий. Баланс основных фондов, первоначальная и остаточная стоимость. Динамика основных фондов, коэффициенты их обновления и выбытия. Амортизационные отчисления и износ основных фондов. Показатели экономической эффективности использования основных фондов (фондоотдача, фондовооруженность, рентабельность).

Планирование и экономическая эффективность вложений в туристскую инфраструктуру. Определение эффективности на основе годового дохода и прибыли, приведенных затрат, сопутствующего экономического эффекта.



    1. Гостиничные предприятия, их функциональное назначение

и классификация

Туристские предприятия размещения, их функции и классификация. Разрядность гостиничных учреждений и характер представляемых услуг. Гостиничный продукт как комплексная услуга. Функциональное назначение гостиниц и их типология. Классификация гостиниц по уровню комфорта.

Мощность коечного фонда, показатели эксплуатационной готовности и коэффициенты его использования. Комплексная туристская инфраструктура на маршрутах. Предприятия туристского питания, их типы и классификация. Показатели эффективности функционирования предприятий питания.

Предприятия дополнительных туристских услуг (курортно-рекреационных, оздоровительных, спортивных, экскурсионных, культурно-зрелищных и т.д.) и их роль в формировании туристского продукта. Роль стандартизации и лицензирования в повышении качества туристского обслуживания.


2.3. Формы договорных взаимоотношений гостиниц и турфирм


Типы договоров на бронирование мест. Технологические схемы работы гостиниц с туроператорами и турагентами. Структура и содержание договоров аренды гостиничных мест.


2.4. Транспортные предприятия и перевозки воздушным транспортом


Транспортные туристские предприятия и их типы. Перевозки туристов в районы отдыха и тарифы на международном и внутреннем рынке. Транспортное обслуживание в туристских центрах и на маршрутах. Основные технико-эксплуатационные характеристики транспортных предприятий.

Правовое регулирование и организация перевозок туристов воздушным транспортом. Системы взаимоотношений турфирм и авиакомпаний, тарифная и ценовая политика. Транзитные и чартерные перевозки, договор чартера.


2.5. Организация железнодорожных перевозок туристов


Особенности организации железнодорожных перевозок туристов. Технологии разработки железнодорожных туров, работа руководителя группы на железнодорожном маршруте. Железнодорожные тарифы, льготы и сборы при перевозках туристов.


    1. Автобусные перевозки туристов на международном

и внутреннем рынке

Рынок международных туристских автопутешествий. Особенности организации автомобильных туристских маршрутов. Документационное обеспечение автобусных маршрутов и туров.


2.7. Особенности организации морских и речных круизов


Морские и речные круизы как комплексный турпродукт. Организация обслуживания туристов на круизах. Тарифная и ценовая политика. Договорная документация морских и речных круизов.


3. Экономический анализ деятельности туристских предприятий


    1. Финансовые ресурсы и основной баланс туристского

предприятия

Методы ведения оперативного финансового учета в туристских предприятиях. Основной баланс, основной и оборотный капитал туристского предприятия. Отчет о прибыли и убытках, смета доходов и расходов туристских предприятий. Анализ финансового состояния туристских предприятий. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, использования оборотных средств, кредитов, норма рентабельности. Планирование доходов и прибыли. Расчет объемов реализации, издержек и прибыли для принятия коммерческих решений. Годовой бизнес-план туристского предприятия и его структура.


    1. Трудовые ресурсы и организация оплаты труда в туристских предприятиях

Социально-экономическая сущность труда в туристском обслуживании. Особенности структуры занятости в туристских предприятиях и регулирование трудовых отношений. Полная и частичная занятость, штатные работники и совместители. Факторы, влияющие на использование рабочего времени в туристских предприятиях. Планы по труду, нормы выработки, определение необходимой численности работников. Среднесписочная численность занятых и ее определение. Сезонность трудовой занятости в туризме и пути ее снижения. Формы и системы оплаты труда, тарифная система и должностные оклады в туристских предприятиях. Надбавки к тарифным ставкам и окладам, доплаты. Использование повременной и сдельной систем оплаты труда. Порядок премирования. Образование и распределение фонда оплаты труда. Производительность и эффективность труда в туристских предприятиях.


    1. Ценообразование на туристском рынке и структура

себестоимости турпродукта


Стоимость туристского продукта как объективная основа ценообразования. Учетная, стимулирующая, распределительная и другие функции цены. Виды цен по формам собственности туристских предприятий, срокам действия, территориальному масштабу. Структурные элементы цены – себестоимость затрат на производство туристских услуг, внепроизводственные расходы, налоги, наценки, прибыль.

Цены на туристский продукт, механизм их формирования и методы калькуляции (ориентации на конечные затраты и прибыль, цены на мировом и региональном рынке, основных конкурентов). Структурные элементы цены, структура и состав издержек в себестоимости туруслуг. Полные затраты и их структура, постоянные и переменные затраты, возможности изменения структуры себестоимости. Влияние структуры постоянных и переменных затрат на объем доходов и цены услуг. Цены на индивидуальные и групповые туры. Монопольная цена на уникальные туристские услуги. Курортные и туристские сборы в структуре цен на туристские услуги. Влияние характера жизненного цикла туристского продукта на уровень цен. Критерии и формы внесезонных скидок на туристские услуги. Ценовая политика и ее реализация в коммерческих сделках. Маркетинговый и затратный методы определения цены.


3.4. Налогообложение туристских предприятий

Виды налогов и сборов в туризме. Функции налогов в рыночном хозяйстве. Классификация налогов по объектам обложения, источникам уплаты, способу изъятия и обложения. Налоговые ставки и их виды. Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации туруслуг, включаемые в себестоимость турпродукта, уплачиваемые из прибыли. Налог на добавленную стоимость и порядок его исчисления в туристских предприятиях. Налог на прибыль и имущество туристских предприятий.


3.5. Рентабельность туристских предприятий и методы ее

анализа


Формирование выручки от реализации турпродукта и балансовой прибыли туристских предприятий. Балансовая и чистая прибыль. Общая рентабельность и её абсолютный прирост. Рентабельность реализованной продукции и факторы ее формирования (удельный вес себестоимости, фондоотдача основного капитала, число оборотов оборотных средств, доля затрат в выручке). Расчет рентабельности методом цепных подстановок и роли отдельных факторов её формирования.


3.6. Методы экономического анализа туристских предприятий

Основные задачи экономического анализа туристских предприятий. Методы экономического анализа – сравнения, группировка, абсолютные и относительные величины, детализация, ряды динамики, сплошное и выборочное наблюдение, корреляционный и факторный анализ. Графические методы в экономическом анализе. Анализ рядов динамики и сезонной неравномерности обслуживания. Корреляционный анализ объемов потребления туристских услуг и основных факторных признаков (рост доходов населения, объем свободного времени, уровень урбанизации и др.). Методы анализа территориальной концентрации элементов туристского рынка.


3.7. Методы прогнозирования туристского рынка


Бизнес-планирование туристского рынка и деятельности турпредприятий. Механизм разработки бизнес-планов, определение порога рентабельности основных видов обслуживания. Методы прогнозирования объемов туристского потребления. Методы регрессионного анализа основных элементов туристского рынка. Методы определения социальной и экономической эффективности туризма.


IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Литература

Основная

  1. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: Издательский дом Герда, 2001. – 400 С.

  2. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учеб. пособие. – Минск: БГЭУ, 2004. – 478 С.

  3. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. Учеб. пособие. 2-е изд., – М.: Изд-во РДЛ, 2004. – 376 С.

  4. Экономика и организация туризма: международный туризм. Учеб пособие. 4-е изд. /Под ред. Рябовой И.А., Забаева Ю.В., Драчёвой Е.Л.. – М.: КНОРУС, 2010. – 568 С.


Дополнительная

  1. Быстров С.А., Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. – СПб.: Издательский дом Герда, 2008. – 464 С.

  2. Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 392 С.

  3. Кусков А.С. Гостиничное дело. Учеб. пособие. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2008. – 328 С.

  4. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Транспортное обеспечение в туризме: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – 368 С.

  5. Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. – Минск: БГУ, 1996. – 49 С.

  6. Тарасенок А.И. Геоэкономика туризма: пособие. Минск: Изд-во «Четыре четверти». – 2009. – 212 С.


Статистические справочники

  1. Yearbook of Tourism Statistics. Madrid: UNWTO, 2010. - vol. I, vol. II.

  2. Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. - Мадрид–Нью-Йорк: ООН-ЮНВТО, 2010. – 167 С.

  3. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Стат. сб. – Минск: Нац. стат. комитет, 2011. – 131 С.



Приложения


Тематика практических занятий


  1. Туристский продукт и его структура, факторы сегментации туристского рынка.

  2. Туристские доходы и их влияние на платежный баланс страны.

  3. Структурные особенности основных фондов турпредприятий и эффективность их использования.

  4. Платежеспособность и финансовая устойчивость туристских предприятий.

  5. Методы расчета общей рентабельности туристских предприятий.

  6. Методы экономического анализа динамики и структуры туристского обслуживания.



Тематика УСР


  1. Туристское потребление, стоимостные и натуральные показатели туристского рынка разных регионов (стран).

  2. Методы расчета годовой емкости коечного фонда гостиниц и эффективности его использования

  3. Методы определения порога рентабельности различных видов турпродукта.

  4. Методы анализа рядов динамики туризма и прогнозирования объемов обслуживания.

  5. Методы расчета локализованной концентрации элементов туристского обслуживания (кривая Лоренца).



V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА»

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется со­гласование

Название

кафедры

Предложения

об изменениях в содержа­нии учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разра­ботавшей учебную программу (с ука­занием даты и но­мера протокола)

Рекреационная география

экономи­ческой гео­графии за­рубежных стран

нет

18.04. 2011 г. протокол № 9

Прогнозирование туристского рынка

экономи­ческой гео­графии за­рубежных стран

нет

18.04. 2011 г. протокол № 9













VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА»

на _____/_____ учебный год


№№

пп

Дополнения и изменения

Основание











Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ____ от ________ 201__ г.)

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)



Похожие:

Экономика туризма Учебная программа для специальности iconУчебная программа для специальности
Учебная программа составлена на основе типовой программы «Экономика предприятия» ривш 03 04 2009 тд-i 132/тип
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине “Экономика отрасли (строительство)” для специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)
Курс 3 (351 – 352в группы) Семестр 6-й (весенний)
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconПрограмм а для специальности 1-25 01 07 15с «Экономика и управление на предприятии апк»
Учебная программа составлена на основе учебного плана по специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специализации...
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconУчебная программа
Учебная дисциплина "Экономика туристского рынка" предназначена для студентов
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconЭкономика предприятий туризма
Рекомендуется для студентов специальности 060817 «Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством»
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине «Инновационная деятельность в строительстве» для специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)
Всего – 118 часов. Самостоятельная работа –74 часа
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconРабочая учебная программа по дисциплине долгосрочная и краткосрочная финансовая политика для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65
Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика. Рабочая учебная программа. Для студентов, обучающихся по специальности 080105....
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconЭкономика и менеджмент сми типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
А. В. Потребин, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconЭкономика и менеджмент коммуникации Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности
Е. В. Маевская, доцент кафедры социологии журналистики факультета журналистики Белорусского государственного университета, кандидат...
Экономика туризма Учебная программа для специальности iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница