В. А. Васенин, С. А. Афонин




Скачать 78.79 Kb.
НазваниеВ. А. Васенин, С. А. Афонин
Дата конвертации15.10.2012
Размер78.79 Kb.
ТипДокументы
К ВОПРОСУ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВУЗА



В.А. Васенин, С.А. Афонин


Московский государственный университет

Центр телекоммуникаций и технологий Интернет

e-mail: vasenin@msu.ru; serg@msu.ru

Разработка и внедрение независимых систем автоматизации деятельности организации («лоскутная автоматизация») приводят к несогласованности и семантической неоднородности данных в различных подсистемах. Для эффективного управления современной организацией, в том числе и ВУЗом, требуется интегрированная информационная система, позволяющая работать со всем объемом накопленной в организации информацией, включая содержание web-ресурсов. Существует два подхода к построению интегрированной информационной системы: внедрение новой системы одного производителя и логическое объединение существующих и вновь создаваемых подсистем. По целому ряду причин последний способ представляется предпочтительным.

В Московском университете в настоящее время изолированно друг от друга эксплуатируется более 10 крупных информационных систем. Проведение работ по созданию интегрированной системы распределенных информационных ресурсов МГУ (ИСРИР МГУ) преследует следующие основные цели:

  1. повышение качества информационной поддержки всех сфер деятельности университета, в первую очередь, организации учебного процесса, научных исследований, административно-управленческой и инженерно-хозяйственной деятельности;

  2. повышение эффективности эксплуатации и развития информационного комплекса в целом, в том числе, за счет снижения непроизводительных расходов.

Главными задачами, которые призвана решать ИСРИР МГУ, являются следующие.

  1. Автоматизация процессов, связанных с реализацией задач на основных направлениях деятельности МГУ (учебный процесс, научная, инженерно-хозяйственная деятельность);

  2. Автоматизация процессов административно-управленческой деятельности (включая планово-финансовые, бухгалтерские, кадровые, документооборот, контроль исполнения и др.).

  3. Сопровождение системы оценки эффективности деятельности в Московском университете (персональной, отдельных структурных подразделений).

  4. Поддержка процессов подготовки, принятия и контроля исполнения управленческих решений (как стратегических, так и оперативно-тактических).

  5. Объективное представление деятельности Московского университета в Интернет и других электронных СМИ.

Остановимся сначала на технологических вопросах построения ИСРИР.

Задачу интеграции корпоративных приложений (Enterprise Application Integration – EAI) можно разделить на два класса: интеграция данных и интеграция приложений. Интеграция приложений является гораздо более сложной задачей по сравнению с интеграцией данных, что в первую очередь связано с наличием большого количества программных интерфейсов, протоколов взаимодействия и семантически различных способов выполнения одинаковых операций.

Хотя интеграция на уровне данных (СУБД) является предпочтительным способом построения информационной системы, она не является достаточной в тех случаях, когда логика приложения неотделима от самих данных. Характерным примером является система управления предприятием R/3 производства фирмы SAP, которая использует базу данных как хранилище «двоичных» объектов в собственном формате. Поскольку в этом случае точная структура и содержимое таблиц неизвестны, то интеграция на уровне СУБД, даже в режиме «только чтение», невозможна.

Архитектура интегрирующей среды должна поддерживать такие модели интеграции, при которых зависимость между подсистемами минимальна. В данном случае под зависимостью понимается не только необходимость использования для интеграции структур данных и технических решений, присущих какой либо конкретной подсистеме, но и сам факт их существования (подсистема может получать необходимую информацию не зная ее источника).

Ниже приведены основные модели и возможные сценарии интеграции корпоративных приложений. Следует подчеркнуть, что выбор того или иного метода интеграции существенно зависит от специфики интегрируемых приложений и доступных технических ресурсов. Кроме того, ни одна из приведенных моделей не покрывает всех потребностей крупной организации, хотя некоторые из них могут быть расширены для решения более широкого класса задач.

Основными моделями интеграции являются: передача сообщений, физическая интеграция данных (хранилища данных, репликация данных), логическая интеграция данных, мониторы транзакций и серверы приложений, автоматизация производственных (бизнес) процессов.

Среди возможных сценариев построения ИСРИР можно выделить следующие: создание корпоративного портала, совместное использование данных несколькими прикладными подсистемами, консолидация и синхронизация данных, поддержка бизнес процессов.

Выбор того или иного сценария интеграции, помимо функциональных требований прикладной системы, зависит от таких факторов как: качество и актуальность данных, доступность исходного кода прикладных подсистем, качество технической документации, интенсивность работы с подсистемой, особенности сетевого доступа и другие технические характеристики.

Перейдем теперь к анализу прикладных подсистем, входящих в состав ИСРИР. Без понимания функциональных зависимостей между подсистемами и определения требований, которые необходимо выполнить при построении интегрированной системы невозможно выбрать правильный набор технологических решений, а значит, построить эффективную и надежную систему.

В целях более четкой систематизации проблем, связанных с построением ИСРИР и ее информационной составляющей, приложения следует группировать (подразделять) по функциональному признаку, объектной или предметной ориентации, принципам организационно- административного управления ими.

Принимая во внимание сложный, многофункциональный характер ИСРИР и составляющих ее информационных приложений, представляется целесообразным более четко формализовать по функциональному признаку

  • макроструктуру ИСРИР и состав ее информационных подсистем (компонент);

  • соответствие отдельных информационных компонент требованиям к сетевой инфраструктуре, которая ее поддерживает;

  • определяющие угрозы и меры по защите данных, содержащихся в отдельных компонентах (подсистемах);

  • категории администраторов и пользователей, уровни их полномочий при сетевом доступе к данным различных компонент (подсистем).

Макроструктуру ИСРИР можно представить в виде совокупности макроподсистем (макроблоков), каждый из которых организован как минимум на 2-х уровнях по вертикали и в той или иной степени функционально ориентирован на выполнение одной из описанных выше главных задач. К их числу относятся следующие блоки:

  1. Автоматизация процессов сопровождения вспомогательной административно-управленческой деятельности (бухгалтерия, кадры, документооборот и др.).

  2. Автоматизация процессов административного сопровождения основной деятельности (учебные планы, программы, персональные данные учащихся, преподавателей и научных сотрудников, инженерно-хозяйственная деятельность и др.).

  3. Автоматизация основной деятельности (дистанционное образование, научные базы данных и знаний, научные лаборатории).

  4. Информационно-просветительская деятельность.

Следует отметить, что представленная декомпозиция макроблоков на подсистемы и их компоненты является очень приблизительной (схематичной). Совокупность подсистем, представленных в каждом из макроблоков, является неполной и неточной, как по формулировке названия каждой из них, так и по описанию составляющих компонент.

Предложенное разделение прикладной макроструктуры ИСРИР на макроблоки, с одной стороны, не является строгим. Оно лишь в общих чертах отображает предметную область на представленную схему. Вместе с тем, такое отображение и представление не лишено смысла. Оно обеспечивает соответствие требований отдельных задач и групп подсистем

  • к сетевой инфраструктуре, которая необходима для ее сопровождения;

  • к перечню основных угроз и мерам по защите содержащихся в них данных;

  • к категориям администраторов и потенциальных пользователей, уровням их полномочий при организации доступа к данным и манипулировании ими (использовании).

Необходимо учесть, что группировка приложений ИСРИР по функциональному признаку хотя и обоснована с точки зрения организационно-технических и технологических подходов к ее созданию и сопровождению, однако она не является единственной. Очень важной является группировка подсистем-приложений ИСРИР по признакам объектной – предметной ориентации на основные направления деятельности Московского университета как крупной корпоративной единицы. Такими направлениями для МГУ являются:

  • организация учебного процесса в разных его проявлениях (основные формы очного и вечернего обучения; довузовская подготовка и послевузовское – дополнительное – образования; заочное обучение (краткосрочные курсы, консультирование и др.) с применением как традиционных, так и нетрадиционных режимов передачи знаний, например, дистанционное обучение с применением удаленного сетевого доступа;

  • проведение научных исследований (как фундаментальных, так и прикладных) и опытно-конструкторских работ с внедрением их результатов в практику;

  • инженерно-хозяйственная деятельность, обеспечивающая жизнеспособность Московского университета как крупного хозяйствующего субъекта, обладающего значительными основными и производственными фондами;

  • информационно-просветительская деятельность, направленная на активную пропаганду и распространение результатов МГУ в учебной сфере и научных исследованиях на Россию и за ее рубежи.

Такая группировка не является абстрактно-условной. Она объединяет администраторов отдельных приложений, обеспечивая их актуализацию и сопровождение на разных уровнях иерархии системы. Это объединение подкрепляется различными ветвями (связями) вертикально-административного подчинения. Отмеченные обстоятельства указывают на необходимость подготовки организационно-административной структуры для создания и эксплуатации ИСРИР, используя для этого уже сложившиеся вертикали административного управления МГУ (управления ректората – отделы/деканаты/директораты – администраторы на кафедрах и в лабораториях). Деление уровней управления ИСРИР по административно-организационному принципу является объективно необходимым и адекватно отображает систему в целом на структуру административного управления МГУ.

Фактически необходимо рассматривать развитие ИСРИР в трех указанных классификациях (функциональной, объектно-предметной ориентации и административно-организационной) и с учетом временного фактора.

Хотя интегрированная система, обеспечивающая логическую интеграцию независимых приложений, является «штучным» продуктом, приведенные в докладе соображения показывают, что можно выделить общие организационные, информационные и технологические принципы построения интегрированных систем.


Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница