«Франчайзинг»




Скачать 340.5 Kb.
Название«Франчайзинг»
страница1/3
Дата конвертации16.10.2012
Размер340.5 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт


Кафедра маркетинга





Реферат



на тему «Франчайзинг»


по дисциплине «Коммерческая деятельность»


Исполнитель: Алексеева Ксения Олеговна

Специальность: Маркетинг

Группа: 407

№ зачетной книжки: 07МАД35202 Руководитель: Синяева Инга Михайловна


Москва

2010

Содержание


1. Франчайзинг……………………………………………………………...…........2

2. Виды франчайзинга…………………………………………………………...…6

3. Структура дохода………………………………...………………………...…....8

4. Оценка затрат…………..…………………………………………………….…10

5. Преимущества и недостатки франчайзинга…………………………………..11

6. Заключение франшизного договора…………………………………………...13

6.1. Отличия франчайзинговой сделки от сходных отношений…………….15

7. Контрольный перечень вопросов для оценки франшизы……………………17

8. История франчайзинга и его развитие в России……………………………...21

8.1 Основные проблемы франчайзинга при продвижении на Российский рынок и их типология…………………………………………………………23

8.2. Законодательство Российской Федерации по франчайзингу………….24



  1. Франчайзинг

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.

Слово franchise обозначало во времена средневековой Франции времена особую привилегию или "вольность", даваемую французскими королями своим вассалам: это могло быть право охотиться в королевских лесах или эксклюзивное право торговать какими-то товарам, право держать рынки и ярмарки, право на содержание паромной переправы, на постройку дорог и пивоваренных заводов. В дальнейшем идея получила распространение по всей Европе и мэры многих городов стали давать franchise рыночным торговцам - исключительные права торговать чем-то в пределах того или иного рынка.
За последние 50 лет франчайзинг обрел такую популярность, что в США в объеме розничного товарооборота он составляет более 40%, а в странах Европы - от 5 до 30%.

Компании-франчайзеры предлагают проверенные и испытанные "рецепты бизнесы", которые можно многократно применять в различных регионах. При этом у компании-франчайзи есть возможность начать новый бизнес, избежав большинства ошибок и сократить путь, по которому неизбежно придется следовать тому, кто решит самостоятельно начать новое дело.
Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы (роялти). Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

  Франчайзер - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

  Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франшизный пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по системе франчайзинга и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны франчайзера франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

  1. Полностью принять точку зрения франчайзера, его цели и ценности в данном бизнесе.

  2. Доверять и уважать франчайзера и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзера к себе.

  3. Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям.

  4. Стремиться работать и общаться с франчайзером.

  5. Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена.

  6. Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзером.

  7. Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

  Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер таким образом говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым». Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

     Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзером и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзером и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзер продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

     Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзер ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзера успешно работающей концепцией на территории всей страны.


2. Виды франчайзинга

Франчайзинговые системы в зависимости от состава участников франчайзингового договора могут быть условно разделены на следующие виды:

  • Производитель с производителем

  • Производитель с оптовым торговцем

  • Производитель с розничным торговцем

  • Оптовый торговец с оптовым торговцем

  • Оптовый торговец с розничным торговцем

  • Розничный торговец с розничным торговцем

  • Предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.



Конверсионный. Это такой способ расширения сети франчайзинга, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франчайзера.

Субфранчайзинг. Форма организации франчайзингового бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании–франчайзера.

Районный. Франчайзер получает право на освоение определенного района, т.е. создание франчайзинговой системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.


Сначала рассмотрим франчайзинговые системы, соединяющие производителя с производителем. Предположим, фирма по производству химических веществ патентует новый способ производства аммиака. Поскольку данный процесс снижает стоимость производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание применять его.

Лицензия дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен на комиссионное вознаграждение, которое называется роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

Другая франшизная система соединяет производителя и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных дилеров. Еще одним примером будут станции автообслуживания, которые предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа "Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

Розничные и обслуживающие франшизные системы типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.


3. Структура дохода

Основную часть дохода франчайзор получает при условии создания значительной сети франчайзи. В начальной стадии франчайзинга франчайзор, как правило, имеет убытки, поскольку само создание системы требует на начальной стадии затрат, которые могут не окупить даже успешно работающие первые несколько франчайзи. Указанный период может продлиться несколько лет. Однако дальнейшее развитие франшизной цепи создает все предпосылки для ускоренного увеличения дохода франчайзора.

Мировой опыт развития франчайзинга свидетельствует, что даже при относительно незначительном увеличении количества франчайзи (3-6 предприятий в год) доход, получаемый франчайзором от роялти, возрастает во времени значительно быстрее, чем расходы франчайзора по управлению системой.

Успешно работающие франчайзоры США насчитывают от нескольких десятков предприятий - франчайзи до нескольких сотен, а в некоторых случаях сеть франчайзи насчитывает тысячи предприятий.

Персонал франчайзора, который необходим для управления цепочки из 5 франчайзи, увеличится незначительно при управлении системой из 50 франчайзи.

Таким образом, увеличение количества франшизных точек является основой увеличения дохода франчайзора.

Франчайзор получает доход из двух основных составляющих -первоначального взноса и регулярных периодических платежей. Центральным вопросом при разработке схемы франчайзинга является определение размера этих выплат. Необходимо создать оптимальный баланс между интересами франчайзора и франчайзи, поскольку конечная цель партнерства под названием "франчайзинг" - получение максимальной прибыли.

В итоге франчайзор получает доход, который зависит от качества и состава предоставляемых франчайзи услуг. Этот доход должен быть достаточен для покрытия расходов франчайзора по созданию системы и для получения прибыли.

Средний уровень первоначального взноса составляет 5-10% общей стоимости пакета услуг, т.е. общего объема инвестиций, необходимых для старта предприятия-франчайзи. Указанный общий объем инвестиций, существенно зависящий от вида деятельности и конкретной схемы франчайзинга, находится в пределах от нескольких тысяч долларов США до нескольких сотен тысяч долларов США, а в ряде случаев может превысить миллион долларов США.

Основной доход франчайзора складывает из текущих платежей, носящих название "роялти". Обычно величина роялти в среднем составляет 6-7% валового объема продаж франчайзи. Возможно и установление фиксированного размера или минимального предела роялти. В ряде случаев франчайзор получает доход в виде наценки на свои товары при их продаже франчайзи.

В большинстве форм франчайзинга предусмотрены расходы на рекламу и маркетинг, компенсацию которых обычно франчайзор взимает с франчайзи. Величина указанной компенсации составляет в среднем 1,2-1,4% общего объема продаж.

Для франчайзи главной финансовой проблемой является поиск средств для приобретения франшизы. В связи с тем, что необходимо финансировать определенную идею, при обращении в банк за кредитом нужно представить убедительный бизнес - план. Очень важно, чтобы потенциальный франчайзи был готов вложить хотя бы часть необходимых средств из своего собственного "кармана" (обычно не менее 1/3 общей суммы). Личная финансовая ответственность является необходимым требованием при отборе франчайзи.


4. Оценка затрат

Необходимо оценить, сколько будет стоить франшиза - франшизеры часто рассказывают не все. Франшизер может сказать: «Все, что требуется - 20 000 долл.». Но 20 000 долл. могут покрыть только расходы на право использования фирменного знака франшизера и методов работы. Скрытыми могут оказаться затраты на оборудование, аренда и даже вывески, не говоря о финансировании товарно-материальных запасов или клиентов, которые покупают в кредит.
Избежать подобных проблем можно лишь путем подготовки бизнес-плана.
  1   2   3


Похожие:

«Франчайзинг» iconЗачем Франчайзинг предпринимателю?
Франчайзинг – современный метод ведения бизнеса, при котором Франчайзор передает право на
«Франчайзинг» iconМедиа Ферлаг", 2010 "
Для крупных предприятий франчайзинг в непростое кризисное время может стать решением многих проблем, небольшим же франчайзинг дает...
«Франчайзинг» iconФранчайзинг продвижение своего брэнда чужими руками
Иногда для удержания приемлемого уровня дохода в условиях высокой конкуренции, имеющей
«Франчайзинг» iconФранчайзинг продвижение своего брэнда чужими руками
Иногда для удержания приемлемого уровня дохода в условиях высокой конкуренции, имеющей
«Франчайзинг» iconФранчайзинг в ресторанном бизнесе
Маслоу, но и отвечает потребностям шестого уровня этой пирамиды в эстетических потребностях посетителей ресторанов, кафе и баров
«Франчайзинг» iconЯгудин С. Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг: Учебно-методический комплекс
...
«Франчайзинг» iconК основам бизнеса со школьной скамьи
Предпринимательство использует новые инструменты, новые схемы построения бизнеса франчайзинг, аутсорсинг, аутстаффинг, субконтрактинг...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница