Финансово-экономический институт




Скачать 43.12 Kb.
PDF просмотр
НазваниеФинансово-экономический институт
Дата конвертации16.10.2012
Размер43.12 Kb.
ТипРабочая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное  учреждение  
высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ  
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Рабочая учебная программа
по дисциплине
МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО БИЗНЕСА
для студентов, обучающихся по специальности 080507.65 
«Менеджмент организации»,
специализация «Предпринимательство»
Факультет менеджмента и маркетинга
Кафедра менеджмента
Москва 2011

ББК 65.290-2
Рабочую учебную программу разработали:
доктор экономических наук, профессор М.М. Максимцов, 
кандидат экономических наук, доцент Н.И. Малышев,
кандидат экономических наук, доцент О.В. Фоменко
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании  
кафедры менеджмента
Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор
М.М. Максимцов
Рабочая учебная программа утверждена на заседании
Научно-методического совета ВЗФЭИ
Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов
Менеджмент малого бизнеса. Рабочая учебная программа для 
студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент 
организации»,  специализация  «Предпринимательство».  –  М.: 
ВЗФЭИ, 2011.
ББК 65.290-2
© Всероссийский заочный
финансово-экономический
институт (ВЗФЭИ), 2011

3
1. Цель преподавания дисциплины,  
ее место в учебном процессе
Целью преподавания дисциплины «Менеджмент малого бизнеса» 
является формирование у студентов системы знаний по менеджменту 
малого бизнеса в соответствии с требованиями Федерального госу-
дарственного образовательного стандарта высшего профессиональ-
ного образования.
Развитие экономики любой страны требует оптимального соотно-
шения в ней крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним 
из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринима-
тельство (или малый бизнес) играет значительную роль в обеспече-
нии устойчивого развития экономики. 
Значение изучения дисциплины «Менеджмент малого бизнеса» 
определяется необходимостью принятия менеджерами и руководи-
телями управленческих решений в специфической форме экономи-
ческой деятельности. 
2. Задачи изучения дисциплины
Основные задачи изучения курса «Менеджмент малого бизнеса»:
– уяснить место, роль и значение малых предприятий в системе 
рыночных отношений, в структуре национальной экономики;

4
– понять необходимость эффективного развития малого предпри-
нимательства для развития экономики;
– осмыслить содержание и основы менеджмента малых предприя-
тий, особенности менеджмента в малом бизнесе;
– изучить современные формы организации малых предприятий;
– ознакомиться с перспективой развития малого предпринима-
тельства в России.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
♦ виды и формы малого предпринимательства;
♦ экономические, социальные и правовые условия, необходимые 
для его осуществления в России;
♦ порядок создания нового предприятия;
♦ методы выбора организационно-правовой формы малого пред-
приятия;
♦ инфраструктуру малых предприятий;
♦ особенности менеджмента малого бизнеса;
♦ технологию и функции менеджмента малого предприятия;
♦ систему государственной поддержки малого бизнеса в России;
б) уметь:
♦ организовать новое предприятие;
♦ разработать бизнес-план малого бизнеса;
♦ выбрать и реализовать современную форму организации малого 
бизнеса;
♦  использовать  на  практике  особенности  менеджмента  малого 
бизнеса;
♦ применить технологию менеджмента малого бизнеса; 
в) иметь представление:
♦ о проблемах малого предпринимательства и направлениях их 
решения;
♦ о структуре национальной экономики и месте в ней малого биз-
неса;
♦ о рисках в деятельности предпринимателя;
♦ о франчайзинге, лизинге и интерпренерстве предприятий;

5
♦ о стиле и методах руководства малым бизнесом;
♦ об организации производственного и инновационного менедж-
мента,  менеджмента  маркетинговой  деятельности  и  персонала 
малого предприятия.
3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо 
для изучения данной дисциплины
Дисциплина
Вопросы (темы), знание которых необходимо при 
изучении данной дисциплины
Основы менедж-
Методы  и  стили  управления.  Характеристика 
мента 
систем управления. Система целей организации. 
Управленческие решения, мотивация персонала
Экономическая 
Типы рыночных структур и условия оптимизации 
теория
деятельности предприятий
Маркетинг 
Характеристика этапов жизненного цикла продукта 
и  отрасли.  Методики  сегментирования  спроса. 
Методики проведения маркетинговых исследова-
ний. Виды маркетинговых стратегий
Теория органи-
Особенности функционирования и развития орга-
зации 
низации, системный подход к управлению в орга-
низации, типы организационных структур, законы 
и принципы организации
Исследование 
Системные  свойства  организации.  Причинно-
систем управле-
следственные модели исследования целей, функ-
ния
ций и структуры организации
Организационное  Основные концепции поведения индивида, группы, 
поведение
коллектива и методы формирования эффективных 
групп. Организационная культура
Стратегический 
Стратегическое управление. Стратегический марке-
менеджмент
тинг. Ситуационный анализ. Разработка и реализа-
ция стратегического плана организации. Стратегия 
и организационная структура

6
4. Распределение бюджета времени при изучении 
дисциплины (в часах)
В том числе
Тема
Все- 
само-
го
лек- практи-
заня-
стоя-
ции
ческие  тия на 
занятия ПЭВМ тельная 
работа
1.  Сущность  и  виды 
предпринимательской 
деятельности, ее роль в 
развитии экономики
8
2


6
2. Организация и разви-
тие  предприниматель-
ской деятельности
16
4
4

8
3.  Современные  формы 
организации  малого 
предпринимательства
10
4


6
4. Основы менеджмента 
малого  предпринима-
тельства
8
2


6
5. Особенности менедж-
мента  малого  предпри-
нимательства
8
2


6
6.  Технология  менедж-
мента  малого  предпри-
нимательства
20
4
4
4
8
7.  Стратегия  развития 
малого бизнеса
14
2

4
8
8.  Инфраст руктура 
малого бизнеса
8
2


6
9. Проблемы и перспек-
тивы  развития  малого 
бизнеса в России
8
2


6
Итого
100
24
8
8
60

7
5. Содержание дисциплины 
Изучение дисциплины «Менеджмент малого бизнеса» предусма-
тривает проведение лекционных и практических занятий, работу на 
ПЭВМ, самостоятельную работу студента, а также выполнение кур-
совой работы и сдачу экзамена.
Тема 1. Сущность и виды предпринимательской 
деятельности, ее роль в развитии экономики
Сущность малого бизнеса, значение его развития в современных 
условиях. Виды предпринимательской деятельности и ее задачи. 
Производственное  предпринимательство  как  ведущий  вид  пред-
принимательства. Коммерческое и финансовое предприниматель-
ство.  Сущность  консультативных  услуг  и  значение  их  развития. 
Экономические, социальные и правовые условия, необходимые для 
осуществления предпринимательства. Состояние и проблемы малого 
предпринимательства в России.
Тема 2. Организация и развитие предпринимательской 
деятельности
Порядок создания нового предприятия. Структура и содержание 
бизнес-плана создания предприятия. Риск в деятельности предпри-
нимателя, виды рисков. Методы снижения предпринимательских 
рисков.
Тема 3. Современные формы организации малого 
предпринимательства
Понятие «малое предпринимательство» и выбор его организа-
ционно-правовой  формы.  Особенности  организации  предприни-
мательской деятельности в развитых странах. Регистрация малых 
предприятий и лицензирование их деятельности. Франчайзинг как 
смешанная форма крупного и малого бизнеса. Лизинг и его исполь-
зование в деятельности малого предприятия. Понятие «интерпре-
нерство».

8
Тема 4.
 Основы менеджмента малого 
предпринимательства
Современные подходы к организации управления предприятием 
в условиях рынка. Цели, задачи и содержание менеджмента малого 
предпринимательства. Функции менеджмента малого бизнеса.
Тема 5. Особенности менеджмента малого 
предпринимательства
Факторы, определяющие особенности менеджмента малого биз-
неса: размер предприятия, численность и состав работающих, орга-
низационная структура предприятия, отрасль деятельности, форма 
собственности, особенности спроса и потребления. Особенности 
организации процесса менеджмента малого бизнеса. Стиль и методы 
руководства малым предприятием.
Тема 6. Технология менеджмента малого 
предпринимательства
Производственный менеджмент малого бизнеса. Инновационный 
менеджмент  и  риск.  Менеджмент  маркетинга  малого  бизнеса. 
Менеджмент персонала малого бизнеса.
Тема 7. Стратегия развития малого бизнеса
Содержание и структура системы стратегического менеджмента. 
Понятие и сущность стратегического менеджмента предприятием. 
Сущность стратегии и их классификация. Виды стратегий. Основные 
стратегии  решения  менеджера  в  малом  предпринимательстве. 
Стратегии создания конкурентных преимуществ. Выбор стратегии 
развития малого предпринимательства.
Тема 8. Инфраструктура малого бизнеса
Экономическая сущность и содержание понятия «инфраструк-
тура бизнеса». Классификация и характеристика элементов инфра-
структуры бизнеса. Содержание инфраструктуры малого бизнеса. 
Основные задачи и функции инфраструктуры малых предприятий. 
Анализ деловой среды.

9
Тема 9. Проблемы и перспективы развития малого 
бизнеса в России
Система государственной поддержки малого бизнеса в России. 
Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно разви-
тых странах. Проблемы малого бизнеса в России и направления их 
решения. Перспективы развития малого бизнеса в России.
Практические занятия
Цель проведения практических занятий – закрепление теоретиче-
ских знаний, полученных студентами на лекции, а также приобре-
тение практических навыков расчета различных показателей про-
изводственного процесса, организации производства и др. На прак-
тических занятиях преподаватель привлекает к участию в расчетах 
студентов, выдавая им необходимые задания, вопросы, задачи. При 
этом максимально используются заранее подготовленные методи-
ческие разработки, пособия, программные и технические средства; 
проводятся деловые игры, работа на компьютере. 
Практические занятия обеспечивают контроль за уровнем усвое-
ния материала и готовят студентов к экзамену по дисциплине.
Содержание практических занятий
Тема
Часы
Организация и развитие предпринимательской деятельности
4
Технология менеджмента малого предпринимательства
4
Итого
8
Лабораторные занятия
Цель проведения лабораторных занятий – познакомить студен-
тов с методами разработки бизнес-плана малого бизнеса, расчетами 
оценки эффективности инвестиционного проекта малого бизнеса.

10
Содержание лабораторных занятий
Содержание работы
Часы
Технология менеджмента малого предпринимательства
4
Стратегия развития малого бизнеса
4
Итого
8
Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента (СРС) – это вид учебной дея-
тельности,  предназначенный  для  приобретения  знаний,  навыков 
и  умений в объеме изучаемой дисциплины согласно требованиям 
Федерального государственного образовательного стандарта выс-
шего профессионального образования. СРС выполняется студен-
том индивидуально и может осуществляться как под руководством 
преподавателя, так и без его участия. СРС является важным видом 
учебной и научной деятельности студентов, которая направлена на 
подготовку компетентного, свободно владеющего своей профессией 
специалиста, способного к постоянному профессиональному росту.
Основная цель самостоятельной работы студента при изучении 
дисциплины «Менеджмент малого бизнеса» – закрепить теорети-
ческие знания, полученные в ходе лекционных занятий.
Самостоятельная  работа  студента  в  процессе  освоения  дисци-
плины «Менеджмент малого бизнеса» включает в себя:
– изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
– работу с электронными учебными ресурсами (КОПР);
– изучение материалов периодической печати, электронных ресур-
сов;
– выполнение курсовой работы;
– подготовку к лабораторной работе;
– подготовку к экзамену;
– индивидуальные и групповые консультации по наиболее слож-
ным вопросам.
  На  самостоятельную  работу  студентов  по  специальности 
080507.65 «Менеджмент организации» отводится  60  ч.  учебного 
времени.

11
о
ег
Вс
6
8
6
6
6
8
8
6
6
60
а 
мену
- за
а к эк
вк
о т о
дг
По
2
1
2
2
1
1
1
2
1
13
удент
ским занятиям
тиче
ах)
-
а к прак
вк
о т о
дг
По

2



2



4
оты ст
орным занятиям
т
ра
- о
а к  лаб
вк
о т о
дг
По





2
2


4
оты (в час
ты
о
ой раб
в
-
урсо
лнение к
Выпо
1
2
1
2
2
1
2
2
2
15
оятельной раб
ост

ОПР
а с К
т о
Раб
2
2
2
1
2
1
2
1
1
14
ам
уры
т
литера
учение осн. и доп. 
Из
оятельной раб
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Вид с
10
ост
-
а
о
ам
сти, 
ог
а
Ит
ательств
ой деятель
деятельно
ательств
а времени с
ой 
ет
ательск
дприним
дж
дприним
са
ательск
о пре
са
а
дприним
о пре
алог
о бизне
 развития малого бизнеса в 
Тем
алог
а м
дприним мики
 организации малого предприни-
о бизне
деление бю
а м
мента малого предпринимательства
алог
пре оно
алог
джмент
Распре
виды 
е формы
джмент
и 
тура м
 и перспективы
рук
сть 
а
логия мене
тегия развития м
ль в развитии эк
овременны
роблемы
Сущно
сти
собенности менедж
ехно
тра
1.  ее ро
2. Организация и развитие пре но
3. С мательств
4. Основы мене
5. О
6. Т
7. С
8. Инфраст
9. П России

12
6. Методические рекомендации преподавателю
Процесс изучения дисциплины «Менеджмент малого бизнеса» вклю-
чает в себя проведение лекционных занятий в соответствии с тематиче-
ским планом. При изложении лекционного материала преподавателю 
рекомендуется использовать презентации в программе PowerPoint, 
электронный планшет, фрагменты видеоматериалов  по теме лекции.
Закрепление полученных теоретических знаний осуществляется 
на практических занятиях в завершающей части учебного курса. 
Выбор формы практических занятий производится преподавателем 
и может включать:
– деловые игры;
– решение ситуационных задач (кейс-стади);
– применение проектного метода;
– «круглые столы»;
– семинары.
В связи с тем что при заочной форме обучения большая часть учеб-
ного времени отводится на самостоятельное изучение дисциплины, 
преподавателю рекомендуется уделить особое  внимание организа-
ции и планированию самостоятельной работы студентов, раскрыв 
существующие возможности созданных в институте корпоративных 
образовательных ресурсов: электронная библиотека, компьютерные 
обучающие программы (КОПР), электронные тестовые базы  LAN-
TESTING и  STELLUS,  электронные учебные ресурсы в системе  
STELLUS, сетевые учебно-методические комплексы (УМК-С).
Изучение данной дисциплины только по учебной литературе явля-
ется недостаточным. Необходимо постоянно следить за появлением 
новых  законодательных  актов,  изучать  специальную  литературу 
и статистические материалы по темам курса, использовать передо-
вой опыт предпринимательской деятельности российских и зару-
бежных фирм, первичную отчетность организаций.
Рекомендуется привлекать периодическую литературу, в частности 
журналы «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский эконо-
мический журнал», «ЭКО», «Проблемы теории и практики управ-
ления», использовать электронные ресурсы.

13
Литература
Основная
Менеджмент малого бизнеса: учебник / под ред. М.М. Максимцова, 
В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004.
Дополнительная
1. Логинова Е.Ю., Прянина О.Д. Искусство управления в малом 
бизнесе: учебно-практическое пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 
2008.
2. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – 
М.: КНОРУС, 2009.
3.  Предпринимательство:  учебник  /  под  ред.  В.Я.Горфинкеля, 
Г.Б.Поляка . – 5-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
4. Предпринимательство: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля,  
Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2007.
5. Тайсон Э., Шел Дж. Малый бизнес для «чайников» = Small 
busniness for dummies / пер. с англ. Б.Л. Глушака. – 2-е изд. – М.: 
ИД «Вильямс», 2009.
6. Ушаков И.И. Бизнес-план. – СПб.: Питер, 2009.
7. Шиповалов А.Г. Стратегия развития организаций малого биз-
неса в регионе: Монография. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008.
Электронные ресурсы
1.  Компьютерная  обучающая  программа  по  дисциплине 
«Менеджмент  малого  бизнеса»  /  А.Н.  Романов,  В.С.  Торопцов,  
Д.Б. Григорович, Л.А. Галкина, М.М. Максимцов, Н.И. Малышев, 
О.В. Фоменко. – М.: ВЗФЭИ, 2007. Дата обновления: 26.05.2010. – 
URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.
2. Национальный институт системных исследований проблем пред-
принимательства: [Сайт]. –  URL: http://www.nisse.ru/.
3. Центр информационной поддержки малого бизнеса: [Сайт]. –  
URL: http://smallbusinesses.ru/.
4. Административно-управленческий портал. –  URL: http://www.
aup.ru/books/i002.htm.
5.  Ассоциация  консультантов  по  экономике  и  управлению 
(АКЭУ). – URL: http://akeu.ru/.

Содержание
1. Цель преподавания дисциплины,  
ее место в учебном процессе .............................................................. 3
2. Задачи изучения дисциплины .............................................................. 3
3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо для  
изучения данной дисциплины ............................................................ 5
4. Распределение бюджета времени при изучении дисциплины  
(в часах) ................................................................................................ 6
5. Содержание дисциплины  .................................................................... 7
6. Методические рекомендации преподавателю .................................. 12
Литература ............................................................................................... 13

Менеджмент малого бизнеса. Рабочая учебная программа для 
студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент 
организации»,  специализация  «Предпринимательство».  –  М.: 
ВЗФЭИ, 2011.
Редактор Л.Ю. Алексеева
Корректор Н.А. Буренок
Компьютерная верстка С.В. Сухарева
ЛР ИД № 00009 от 25.08.99 г.
Подписано в печать 21.02.11. Формат 60×901/ .
16
Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл.-печ. л. 1,0.
Изд. № 1/220-11.
Тираж 35 экз. Заказ № 1864.
Редакционно-издательский отдел
Всероссийского заочного
финансово-экономического института (ВЗФЭИ)
Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995

Для заметок



Похожие:

Финансово-экономический институт iconНеделя науки 2009
Финансово-экономический институт. 41
Финансово-экономический институт iconГлобальный финансово-экономический кризис и
Мировой финансово-экономический кризис, вопреки заверениям руководителей государства, пересёк границы Украины, и маховик его набирает...
Финансово-экономический институт iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов
Финансово-экономический институт iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Утвердить темы, научных руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ студентов Всероссийского Заочного
Финансово-экономический институт iconВсероссийский Заочный Финансово-экономический Институт вопросы к экзаменационным билет ам
Сущность и функции финансов предприятий. Содержание финансовых отношений, возникающих в процессе его хозяйственной деятельности
Финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Маркетинг. Международный маркетинг. Маркетинговые исследования. Маркетинговые коммуникации
Финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Маркетинг. Международный маркетинг. Организация биржевой торговли. Инфраструктура товарного рынка. Поведение потребителей. Маркетинговые...
Финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
...
Финансово-экономический институт iconЭффективность механизма реструктуризации российских предприятий (на примере компаний звукозаписывающей индустрии)
Диссертация выполнена на кафедре экономики предприятий и предпринимательства Государственного образовательного учреждения высшего...
Финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Финансовый анализ и планирование. Рабочая учебная программа. Для магистрантов второго года обучения, направление 080500. 68 «Менеджмент»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница