Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический




НазваниеУчебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический
страница1/8
Дата конвертации16.10.2012
Размер1.12 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8







А.К. Сенаторов

В.С. Скоробогатов


ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ


Учебное пособие





Воронеж 2002


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Воронежский государственный технический

университет


А.К. Сенаторов

В.С. Скоробогатов


ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ


Учебное пособие




Воронеж 2002


УДК 658.562


Сенаторов А.К., Скоробогатов В.С. Принципы обеспечения качества и управления качеством продукции: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2002. 74 с.


В учебном пособии рассматриваются вопросы терминологии в области качества, принципы обеспечения качества, функции управления качеством, порядок создания систем качества и обеспечения их функционирования.

Пособие является дополнительным материалом при изучении дисциплины "Управление качеством электронных средств" и предназначено для студентов вузов специальности 200800 "Проектирование и технология производства РЭС" направления 654300 "Проектирование и технология электронных средств".

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе Microsoft Word XP и содержится в файле "ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧ КАЧЕСТВА12.doc".


Табл. 1. Ил. 16. Библиогр.: 26 назв.

Научный редактор д-р техн. наук А.В. Муратов.

Рецензенты: технический совет ОАО "Электросигнал"

д-р техн. наук, проф. Ю.А. Цеханов


Издается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета.


 Сенаторов А.К., Скоробогатов В.С., 2002

 Оформление. Воронежский государственный

технический университет, 2002



ВВЕДЕНИЕ


В последнее время мы все чаще и чаще встречаемся с такими понятиями как качество, надежность, конкурентос­пособность и безопасность продукции, говорим о сертифика­ции продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителей.

Все это свидетельствует об изменении нашего отноше­ния к качеству товаров и услуг, причем не только как по­требителей, но и как производителей. И это понятно; в ры­ночных условиях никакие инвестиции не спасут предприя­тие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество. И хотя, кроме качества, в конкурентос­пособность входит цена, сроки поставки, гарантии, сервис­ное обслуживание и ряд других слагаемых, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

Для обеспечения качества нужна не только соответству­ющая материальная база и заинтересованный, квалифици­рованный персонал, но и четкое управление качеством. От­сюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: нельзя рас­считывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (системы каче­ства), отвечающей современному уровню организации работ в этой области.

Что же такое обеспечение качества и управление каче­ством продукции? Подробный анализ этих терминов впереди, а пока под обеспечением качества условимся понимать фор­мирование требуемых свойств и характеристик продукции при ее создании, а управление качеством будем понимать как воз­действие на процесс создания продукции с целью обеспече­ния качества.

Сейчас мы являемся свидетелями того, как управление качеством все настойчивее пробивает себе дорогу, становится одним из важнейших аспектов в управлении предприятием, наряду с управлением снабжением, финансами, производ­ством. Но это только начало пути. Проблема в том, чтобы вы­вести управление качеством на первый план, внедрить «то­тальное» управление качеством, как это сделано на лучших предприятиях развитых стран.

Дело в том, что каждому предприятию для успешной и устойчивой работы необходимо обеспечить выпуск заплани­рованного объема продукции, соблюсти установленные сро­ки, добиться низкой себестоимости изделий и при этом обес­печить требуемый уровень качества.

Трудность одновременного достижения всех этих целей заключается в том, что в обыденной практике они, как пра­вило, противоречат друг другу, хотя, как указывал американ­ский ученый Деминг, улучшение качества может вызвать «цеп­ную реакцию»: уменьшение потерь на брак и рекламации, сни­жение затрат, рост производительности труда, повышение доли на рынке и, как следствие, — упрочение собственной позиции, обеспечение рабочих мест и возврат инвестирован­ных средств. Подобная цепная реакция с еще более существен­ными результатами возникает в случае удачно найденного принципиально нового решения по повышению качества, вне­дрение которого не требует больших затрат.

Чаще всего, однако, здесь неизбежны компромиссы, по­иски оптимальных решений между объемами, сроками вы­пуска, себестоимостью и качеством продукции. А для этого нужно определить приоритеты, выбрать цель, которая должна быть достигнута в обязательном порядке.


1. КАЧЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ


При внедрении тотального управления качеством главным приоритетом в работе предприятия является безусловное вы­полнение требований к качеству продукции. Ибо, как уже было сказано, основой обеспечения устойчивой и эффективной ра­боты предприятия в условиях рынка служит конкурентоспо­собность, а, значит, — стабильность требуемого качества вы­пускаемой продукции. Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурен­тоспособность предприятий, а это, естественно, оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом. Так что качество продукции — это не просто частная проблема для отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения. И наиболее наглядно это можно видеть на примере послевоен­ного экономического развития Японии, которая стала при­знанным лидером в области качества. Так, по результатам оп­роса потребителей, который был организован в 1994 году в 20 странах институтом Гэллапа совместно с международной ком­панией «Бозелл», мировыми лидерами качества признаны Япония, Германия и США, продукцию которых высоко оце­нили более 34% участников опроса. Далее следуют Англия, Франция, Канада, Италия, Испания, Китай, Тайвань, Мек­сика и на последнем месте — Россия, качество продукции которой положительно оценили всего 5,8% респондентов (Ар­гументы и Факты, 1994 г., № 13).

Но быть конкурентоспособным вовсе не означает вы­пускать продукцию только самого высокого качества. Уро­вень качества может быть разным, рассчитанным на опреде­ленные слои населения. Не все могут ездить на «Мерседе­сах», но все машины должны быть безопасными и надежны­ми в эксплуатации. Все это требует умения гибко и опера­тивно управлять качеством, используя накопленный опыт организации работ в этой области.

К сожалению, у нас далеко не на всех предприятиях уделяли и уделяют должное внимание управлению качеством. В бывшем СССР, в эпоху Госснаба и Госплана, предприя­тия не испытывали особых беспокойств о качестве своей продукции, т.к. она не продавалась, а распределялась зара­нее между предприятиями по фондовым нарядам. Многие до сих пор считают вполне достаточным наличие привычных отделов технического контроля и проведение некоторых дру­гих традиционных мер в области качества. Сейчас положе­ние усугубляется еще и глубоким экономическим кризисом, когда кажется, что тут уж точно не до качества, лишь бы как-то выжить. Хотя, кроме обеспечения требуемого уровня качества, других рецептов выживания в современной ры­ночной экономике просто не существует (криминальные рецепты — не наша область).

В Японии руководители фирм прямо говорят, что компа­ния, которая не затрачивает усилия на управление качеством, не имеет права на существование.

К сказанному следует добавить, что в настоящее время широко распространилась такая практика взаимоотношений между поставщиками и заказчиками, когда заказчик, прежде чем заказывать продукцию, проверяет, как у поставщика организована работа по качеству, и в зависимости от результатов такой проверки решает вопрос о возможности заключения контракта.

Многие российские предприятия уже столкнулись с та­кой практикой и не только во взаимоотношениях с инозаказчиками, но и с рядом наших отечественных предприятий. Нет сомнения, что подобная практика будет распростра­няться и далее.

Кроме обеспечения конкурентоспособности, выпуск доб­ротной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты, что контролиру­ется государственными органами на основе специальных законов. И если на предприятии не хотят заботиться о безо­пасности и экологичности своей продукции, таким пред­приятием займется государство в лице Госнадзора. Государ­ство вправе заставить предприятие обеспечить требуемое качество продукции, чтобы исключить такие катастрофы, как Чернобыль, максимально снизить вероятность аварий на шахтах, морском, трубопроводном, железнодорожном и авиационном транспорте, предотвратить возможность отрав­ления людей пищевыми продуктами. Продукция и техноло­гия должны быть безопасны для населения и не наносить ущерба окружающей среде по вине тех, кто не хочет или не может обеспечить требуемое качество.

Так что, если предприятие не хочет платить штрафные санкции за вред, наносимый здоровью людей и окружаю­щей среде, если оно хочет получать заказы и успешно рабо­тать в условиях рынка, — оно должно организовать у себя современное управление качеством на высоком профессио­нальном уровне. А для этого нужны специалисты, которые должны разбираться в теоретических основах управления качеством и знать, как практически его организовать на предприятии.

Мы отметили роль качества в обеспечении конкурентос­пособности и безопасности продукции для населения и окру­жающей среды.

Кроме того, следует отметить значение качества на этапе создания предприятия, когда оно еще не выпускает продук­цию. Казалось бы, в это время еще рано говорить о качестве. Но давайте зададимся вопросом; с чего надо начинать собственное дело, например, — ателье по шитью рубашек, мас­терскую по изготовлению стульев или что-либо другое?

Как правило, начинать дело надо с денег, с того, чтобы брать ссуду в банке. Но для того, чтобы получить эту ссуду, нужно составить убедительный для банка бизнес-план. А в нем обязательно придется определиться с качеством: какие и для кого вы собираетесь делать стулья или шить рубашки, чтобы обеспечить их реализацию на рынке. От этого зависит, какие нужно будет закупать материалы и оборудование, а, значит, зависит и величина необходимой вам ссуды. Поэтому можно уверенно говорить, что бизнес начинается с качества и живет своим качеством. Но может быстро закончиться, если это ка­чество не будет востребовано.


2. СВЯЗЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ С ДРУГИМИ НАУЧНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И НАПРАВЛЕНИЯМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что оно тесно соприка­сается с рядом других научных дисциплин и направлений практической деятельности предприятия.

Во-первых, управление качеством, как один из аспектов общего управления предприятием, относится к сфере наук об управлении, а точнее — к производственному менеджменту, и потому оперирует понятиями и терминами этой науки.

Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления каче­ством имеет знание технологии работ и организации произ­водства, чтобы охватить весь производственный процесс, не оставив без контроля и воздействия ни одного этапа работ.

Кроме этого, управление качеством, как всякое управле­ние, не может осуществляться без соответствующей информации. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.

Управление качеством связано также со стандартизацией, т.к. его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, рег­ламентирован порядок проверки и оценки качества.

Одной из основных функций управления качеством яв­ляется контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда — необходимость метрологических знаний, в том числе — знание организа­ции метрологического обеспечения производства на пред­приятиях.

Применение конкретных методов контроля требует необ­ходимых знаний в соответствующих областях техники, умения пользоваться статистическими методами и вычислительными средствами.

И, наконец, управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обя­занностей и ответственности, связанных с обеспечением ка­чества продукции.

При переходе от централизованной плановой экономи­ки к работе в условиях рынка качество из второстепенного фактора становится важнейшим условием успешной деятель­ности предприятий и оздоровления экономики страны в целом, т.к. никакие инвестиции не спасут предприятия, если они не смогут обеспечить требуемое качество, а, значит, и конкурентоспособность своей продукции. Поэтому, как бы ни было трудно, но для выживания в рыночных условиях предприятиям придется постоянно решать проблемы, свя­занные с обеспечением требуемого качества продукции. Об­разно говоря, качество — это камень на шее предприятия, но если оно сможет удержаться с ним на плаву, этот камень превратится в спасательный круг, который придаст пред­приятию дополнительную плавучесть.

В связи с этим, развитие и широкое внедрение управле­ния качеством как научной дисциплины и направления прак­тической деятельности приобретает особое значение как средство достижения требуемого качества продукции. Ясно, что решить эту задачу без подготовки соответствующих спе­циалистов будет невозможно. Цель нашей работы — дать основы систематических знаний в области качества, а также оказать практическую помощь предприятиям в организации эффективного управления качеством продукции и услуг. Для этого нам предстоит рассмотреть основные понятия и прин­ципы обеспечения и управления качеством, привести мето­дику создания систем качества на предприятиях.

При этом мы будем рассматривать управление качеством как целостную область знания, имеющую свою концепцию, терминологию и методологию, как самостоятельное направление работ, которое сформировалось в рамках общего управления предприятием и уже прошло несколько этапов своего становления и развития.

Для того чтобы понять истоки управления качеством и иметь возможность использовать накопленный опыт, необхо­димо хотя бы кратко ознакомиться с историей возникнове­ния и развития управления качеством.


3. КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ


Известно, что сколько-нибудь серьезное ознакомление с какой-либо областью деятельности невозможно без общего взгляда на эту деятельность, без знания истории ее возникно­вения и развития. Именно поэтому необходимо сначала хотя бы кратко остановиться на истоках и основных этапах разви­тия управления качеством.

Поскольку управление качеством рассматривается здесь как один из аспектов общего управления предприятием, ло­гично искать его истоки в истории производственного менед­жмента.

О практике управления говорят, что она стара, как мир. Доисторические люди жили организованными управляемыми группами, что позволяло им вести эффективную охоту на ди­ких животных и организовывать жизнь племен, семей и ро­дов.

В этом смысле роль и значение управления удачно опре­делил известный американский ученый П. Друкер, который однажды сказал, что управление — это особый вид деятель­ности, превращающий неорганизованную толпу в эффектив­ную, целенаправленную и производительную группу.

Но управление как самостоятельное и научное направле­ние начало оформляться только в XIX веке и было признано лишь в начале XX века.

Некоторые ученые считают основоположниками научно­го управления четырех англичан, работавших в первой поло­вине XIX века: Дж. Уотта, М. Бультона, Р. Оуэна (социалиста-утописта) и профессора Беббеджа [1].

Американцы склонны считать (и записали это в Амери­канской энциклопедии профессионального менеджмента), что начало управлению как науке было положено в 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского об­щества инженеров-механиков с докладом «Инженер как эко­номист». Этот доклад произвел большое впечатление на Фре­дерика Тейлора, 30-летнего американца, который получил в Европе юридическое образование, но вернулся в США, рабо­тал инженером и энергично боролся с нерациональными тру­дозатратами, против работы «с прохладцей». Впоследствии он стал крупным изобретателем, получил свыше 100 патентов. В том числе ему приписывают внедрение метода контроля точ­ности размера отверстий с помощью калибров.

После доклада Г. Тауна Ф. Тейлор стал активно пропаган­дировать «научное управление», писал статьи, преподавал в университете, написал две книги: «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного менеджмента». Основное вни­мание он сосредотачивал на цеховом уровне управления, на совершенствовании приемов ручного труда.

Лучшим способом управления он считал не просто прин­цип «инициатива — поощрение», а единство четырех принци­пов:

  • выработка научных основ производства;

  • научный подбор рабочих;

  • научное обучение и тренировка рабочих;

  • тесное дружественное сотрудничество между админис­трацией и рабочими.

Параллельно с Тейлором науку об управлении развивал француз Анри Файоль (1841—1925), который на основе соб­ственного опыта разработал теорию администрации и напи­сал книгу «Общее и промышленное управление». В ней он из­ложил общие принципы административного управления пред­приятием. Он рассматривал предприятие как совокупность материального и социального организмов. Сейчас мы, навер­ное, можем говорить уже не о двух организмах, а о трех ос­новных факторах производства, которыми являются матери­альная база, административный и человеческий фактор, имея в виду, что с развитием науки управления социальный орга­низм разделился на две составляющие: административную (организация и управление) и человеческую (персонал).

Для организации управления предприятием А. Файоль предлагал разрабатывать различные структурные схемы, с по­мощью которых можно было конструировать социальный орга­низм предприятия. Суть его административной теории состав­ляют 14 принципов, в том числе разделение труда, власть, дисциплина, единоначалие, централизация, вознаграждение, справедливость, инициатива и другие.

При рассмотрении указанных принципов А. Файоль обра­щал особое внимание на принятие хорошей программы (пред­видение), позволяющей выработать продуманный курс в бу­дущее, на справедливое вознаграждение и дисциплину, необ­ходимые для успешного хода работ, а также — на разумное разделение труда, обеспечивающее необходимое количество и качество выпускаемой продукции.

Рассматривая функцию контроля, А. Файоль отмечал важ­ность его своевременного проведения и необходимость после­дующих санкций. Однако он предостерегал от опасности вклю­чения в контроль распорядительной и исполнительной функ­ций в службах.

Эффективность своей теории он доказал на практике, когда, руководя фирмой, превратил ее из банкрота в процве­тающее предприятие. Признание, богатство и орден Почетно­го легиона стали заслуженным итогом его научной и практи­ческой деятельности.

В этот же период работал и американец Гаррингтон Эмер­сон (1853—1931). В 1912 г. он опубликовал книгу «Двенадцать принципов производительности», среди которых отмечал точно постав­ленные цели, справедливое отношение к персоналу, диспетчирование, нормализацию условий, вознаграждение за про­изводительность.

Среди основоположников науки управления особое место занимает знаменитый Генри Форд (1863—1947), основатель из­вестной автомобильной компании. Он применил стандартиза­цию и унификацию — важнейшие элементы в управлении ка­чеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность снизить цены и перейти к массовому производ­ству автомобилей. При этом он уделял большое внимание ох­ране труда и созданию нормальных условий работы, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень зарпла­ты. Он больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрез­мерного увлечения организационными схемами и структура­ми, требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою систему управления он так и назвал: «Террор машины». Широкую известность полу­чила его книга «Моя жизнь и мои достижения».

Кроме всего прочего он обладал способностью глубоко анализировать технический прогресс и мог прогнозировать развитие техники. Так, многие убеждали его в невозможно­сти создания автомобиля с двигателем внутреннего сгора­ния, т.к. он якобы не сможет конкурировать с паровой ма­шиной. На это Форд язвительно замечал: «Таковы все умные люди — они так умны и сведущи, что в точности знают, почему нельзя сделать то-то и то-то». Форд же был уверен в правильности своего выбора и предвидел "цепную реакцию" (см. Введение), которая последует при создании такого ка­чественно нового автомобиля. Не менее интересно и другое его высказывание: «Если бы я хотел убить конкурентов не­честными средствами, я предоставил бы им полчища спе­циалистов. Получив массу советов, мои конкуренты не смог­ли бы приступить к работе».

Главными врагами производства Форд считал расточитель­ность и алчность. Под расточительностью он прежде всего по­нимал небрежную работу, а под алчностью — стремление к получению сиюминутной выгоды без учета перспектив, кото­рые, применительно к нашему предмету, должны быть отра­жены в стратегии качества.

Дальнейшее развитие науки управления шло по различ­ным направлениям, которые изучаются в соответствующих разделах менеджмента. Для управления качеством наиболь­ший интерес представляет доктрина «человеческих отноше­ний» и «поведенческий» подход к управлению. Их возникно­вение связано с тем, что в классической теории менедж­мента человеческому фактору не уделялось должного внима­ния [2]. Признавая необходимость справедливой оплаты труда и стимулирования работников, классическая школа не учитывала последующие достижения психологии, которые позволяли понять и учесть поведение людей и мотивы их поступков.

Необходимость более полного учета человеческого факто­ра в повышении эффективности производства и качества про­дукции подчеркивали такие ученые, как Э. Мэйо, А. Маслоу, Мак Грегор, С. Херцберг и Мери Фоллет, — которую по анало­гии с «отцом научного менеджмента» — Тейлором иногда называют «матерью современного менеджмента».

Наиболее наглядное подтверждение «поведенческий» под­ход и доктрина «человеческих отношений» нашли в широко известных «Хоторнских экспериментах», которые проводил американский ученый Элтон Мэйо с 1924 по 1929 г. в г. Хоторне на заводе фирмы «Уэстерн электрик компани». При про­ведении этих экспериментов оказалось, например, что как включение, так и выключение дополнительного освещения на рабочих местах приводило к повышению производительно­сти труда. А ведь, казалось бы, эти два противоположных дей­ствия должны были приводить к противоположным результа­там. Объясняется это тем, что и в том и в другом случае адми­нистрация проявляла заботу о работниках, подбирая опти­мальное освещение. В результате, в ответ на заботу, срабаты­вал «человеческий фактор» и достигалось нужное поведение людей на рабочем месте.

В рамках доктрины «человеческих отношений» развивались различные теории мотивации и концепция партисипативного управления, т.е. привлечения работников к участию в управ­лении предприятием (от английского слова «participation» — соучастие).

Приведенные примеры из истории развития менеджмен­та показывают, как зарождались отдельные элементы управ­ления качеством: планирование, мотивация и контроль ка­чества, борьба с потерями, обучение персонала, исполни­тельская дисциплина, стандартизация и унификация дета­лей, инструмента и приемов труда, внедрение инструкци­онных карт.

Говоря о дальнейшем развитии управления качеством, следует отметить применение входного контроля материалов и покупных изделий, внедрение операционного контроля в процессе изготовления, а также — различных видов испыта­ний готовой продукции. Особо следует отметить использова­ние статистических методов контроля качества, начало ко­торым положил д-р Шухардт, сотрудник фирмы «Белл» (США), который в 30-х гг. ввел в практику контрольные карты.

Далее в деятельности по управлению качеством стал при­меняться контроль на этапе проектирования, внедрялись кон­троль и оценка надежности оборудования при эксплуатации на объектах и его техническое обслуживание-Развитие доктрины «человеческих отношений» впослед­ствии стало основой для создания «кружков качества», зародив­шихся в США, но получивших широкое распространение сна­чала в Японии, а уже затем в США и других развитых странах.

Из сказанного следует, что на начальном этапе управле­ние качеством представляло собой отдельные разрозненные элементы, которые входили в общий процесс управления предприятием. В дальнейшем, для достижения большего эф­фекта в решении проблем качества, потребовалась более тес­ная увязка этих элементов, в результате чего они обособились в самостоятельный аспект управления предприятием — уп­равление качеством продукции.

Естественно, что для его развития нужна была соответ­ствующая теоретическая основа. Некоторые ученые считают, что управление качеством было осознано и выделилось как научное направление к 20-м годам XX в. [1,2].

В последующий период на протяжении примерно 30-ти лет развитие управления качеством шло по пути интеграции накопленных и вновь возникающих элементов в единую сис­тему, в результате чего управление качеством приобрело ком­плексный, системный характер.

  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconВоронежский государственный технический университет липецкий государственный технический университет
Конференция проводилась в рамках плана Министерства образования Российской Федерации Воронежским государственным техническим университетом,...
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconУчебное пособие разработано в соответствии с требованиями гос впо подго- товки инженеров направления 653800 «Стандартизация, сертификация и метроло- гия»
Л 65 Системы качества. Опорный материал к дисциплине: Учеб пособие / Воронеж гос технол акад. Воронеж, 2004, 84 с
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconУхтинский государственный технический университет
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей университета
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconУхтинский государственный технический университет
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей университе
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconУчебное пособие 2-е издание Под общей редакцией профессора И. И. Мазура Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации»
М12 Управление проектами: Учебное пособие / Под общ ред. И. И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — с. 664
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconРаспоряжение Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 г. №105-р Государственный заказчик координатор Программы Министерство образования и науки Российской Федерации
Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002 2006 годы
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический icon«09» сентября 2002 г. Регистрационный №03-0515-б государственный стандарт
Министерства образования Российской Федерации №2572 от 02. 07. 2001 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта...
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический icon«17» июня 2002 г. Регистрационный №03-0510-б государственный стандарт
Театрально-декорационное искусство утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №2572 «Об...
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Учебное пособие Воронеж 2002 м инистерство образования российской федерации воронежский государственный технический iconРоссийской Федерации Институт проблем развития среднего профессионального образования
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница