Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей




НазваниеПредмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей
страница1/8
Дата конвертации16.10.2012
Размер1.21 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8
РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Предмет и метод экономической, теории. Экономическая политика и ее цели


Предмет и метод экономической теории

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал — машины, здания, сооружения и природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определенных производственных отношений, называется способом производства.

Ограниченность ресурсов не позволяет иметь все, что хотелось бы человеку. Оказывается, наши потребности превышают наши возможности, так как все имеющиеся ресурсы в каждой стране, да и в целом мире, ограничены. Вот почему всеобщее изобилие — это миф. Конечно, отдельные люди могут жить как при «коммунизме», но только отдельные, а не все вместе. Это неоспоримый факт, и он доказан историей всего человечества. Именно поэтому экономическая теория должна постоянно искать пути эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека. Таким образом, чтобы искоренить проблемы всемирного характера — инфляцию, безработицу, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды и др., нужно всем вместе решать проблему эффективного использования редких ресурсов.

При изучении экономической теории ученые применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы. Это прежде всего диалектический метод, т.е. каждое явление рассматривается в своем развитии, в постоянном движении. Но есть и другие общенаучные методы. Например. Если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учеными марксистского толка.

Частные методы. К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д.

Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает ее непрактичной и нереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичного набора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, экономическая теория — это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше понимать реальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужных деталей.

Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод — это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Ученые могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных.

В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод — движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.

Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза.

Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д.

Метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычисления определенной исследуемой связи.

Макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа. Существует три совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения.

Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие ее основные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат — это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство — исследуются такие величины, как объем производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства. Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.

Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык — язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели. Экономико-математическая модель дает упрощенное или схематичное выражение экономической жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется н основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение. Многие из представленных этой книге моделей или принципов будут выражены в вид рисунков, схем, таблиц.


Экономическая политика и ее цели

Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она формулирует научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория, или экономическая политика, которая олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении.

Экономическая политика направлена на достижение следующих целей:

Полная занятость: работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться.

Стабильный уровень цен: необходимо избегать значительного повышения общего уровня цен, т.е. инфляции.

Экономическая эффективность: максимальная отдача при минимуме затрат.

Экономический рост, обеспечивающий более высокий уровень жизни.

Экономическая свобода: предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности.

Справедливое распределение доходов: человек должен жить достойно, т.е. получать нормальное вознаграждение за труд.

Социально-экономическая обеспеченность: государство должно обеспечить существование больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.


Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ ЭКОНОМИКИ

Основы экономики. Экономика и эффективность. Закон возрастающих вмененных издержек

Основы экономики

Два фундаментальных факта образуют основу экономики: безграничные потребности и редкость ресурсов.

Безграничные потребности. Потребности — желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления. Их перечень включает широкий спектр продуктов: жилые дома, автомобили, зубная паста, проигрыватели, компакт-диски, пицца, свитеры и т.п. Бесчисленное множество продуктов, которые подразделяются на предметы, первой необходимости (пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, норковые шубы), способно удовлетворять человеческие потребности. Но то, что является предметом роскоши для одного человека, может оказаться предметом первой необходимости для другого, а то, что еще несколько лет тому назад считалось предметом роскоши, теперь является самым обычным предметом первой необходимости.

В совокупности материальные потребности в практическом смысле безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий, под воздействием широкой рекламы и энергичного стимулирования сбыта.

Конечная цель всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности.

Редкость ресурсов. Экономические ресурсы — это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов: 1) материальные ресурсы — земля и капитал; 2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.

Материальные ресурсы. Земля. К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы — все «даровые блага природы», которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Капитал. Понятие «капитал» охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все то, что используется в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю.

Здесь важно отметить два момента. Во-первых, капитальные ресурсы (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Во-вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал — инструменты, машины и другое производственное оборудование — это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.

Людские ресурсы. Труд. Труд — это целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата. Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком, — все они охватываются общим понятием «труд». Но труд может быть невостребованным, и тогда он не воплотится в создание каких-либо товаров и услуг. Поэтому целесообразно говорить не о труде, а о рабочей силе, которая реализуется в процессе производства и выступает как функция труда. Рабочая сила — это совокупность всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.


Экономика и эффективность

Экономика исследует проблему такого использования или применения редких ресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества (цель производства). Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не в состоянии удовлетворить все материальные потребности общества, единственное, что нам остается, это добиваться возможно наибольшего удовлетворения этих потребностей. Экономика — это наука об эффективности использования редких ресурсов.

Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты — выпуск». Она раскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и результатом этого производства: чем большее количество продукта производится в единицу времени, тем выше эффективность экономики. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. Ресурсы надо распределять так, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем производства.


Закон возрастающих вмененных издержек

Ресурсы редки относительно фактически безграничных потребностей, для удовлетворения которых эти ресурсы могут быть использованы. Количество продуктов, от которого следует отказаться, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называется вмененными издержками производства этого продукта. Экономический смысл закона вмененных издержек сводится к следующему: экономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов.

Таким образом, экономика занимается решением проблем маневрирования редкими ресурсами в производстве товаров и услуг с целью насыщения материальных потребностей общества. Чтобы повысить эффективность такого маневрирования, жизненно важно обеспечить полную занятость имеющихся ресурсов и соответствующий полный объем производства.

Экономика полной занятости вынуждена жертвовать выпуском одних видов товаров и услуг, чтобы добиться увеличения производства других. Переключение ресурсов из одной сферы их применения в другую обусловливает возникновение закона возрастающих вмененных издержек, т.е. производство дополнительных единиц одного продукта влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого продукта.


Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода

Чтобы понять роль рынков и цен в капиталистической системе, необходимо обратить внимание на два основных типа рынков чистого капитализма и характер совершаемых на них сделок.

Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке. Здесь бизнес выступает на стороне спроса, а домохозяйства — на стороне предложения.

Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов. Здесь уже домохозяйства выступают на стороне спроса, а бизнес — на стороне предложения.

Рассмотрим ресурсный рынок. Домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности торгово-промышленные корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям. Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, с помощью которых производят товары и услуги. В результате взаимодействия спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливается цена на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий, и одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процентов и прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.

Обратимся к рынкам продуктов. Денежный доход, получаемый домо-хозяйствами от продажи ресурсов, как таковой не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия присоединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов. Заметим, что, с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг.


Рис. 2.1. Кругооборот ресурсов, продуктов дохода


Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства, и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных их сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, т.е. на стороне спроса, а домохозяйства как владельцы ресурсов и поставщики выступают продавцами, т.е. на стороне предложения. На рынке продуктов они меняются позициями: домохозяйства как потребители оказываются в стане покупателей, т.е. на стороне спроса, а предприятия находятся уже в лагере продавцов, т.е. на стороне предложения. Вместе с тем каждая из этих групп экономических единиц и покупает, и продает.

Далее за этими сделками стоит признак редкости. Поскольку домохозяйства располагают лишь ограниченными ресурсами для снабжения ими предприятий, денежные доходы потребителей также ограничены. Это означает, что доход каждого потребителя имеет свой предел. Ограниченное количество денег, очевидно, не позволяет приобрести все товары и услуги, которые потребитель пожелает купить- Равным образом, поскольку ресурсы редки, производство ротовых товаров и услуг также ограничено.

Итак, домохозяйства в качестве собственников ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы последних или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов — по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются.


Глава 3 МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РЫНКОВ:

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА

Определение рынков. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса. Изменение величины спроса. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые детерминанты. предложения. Изменение величины предложения. Предложение и спрос: рыночное равновесие и равновесная цена. Изменения спроса и предложения


Определение рынков

Рынок — это механизм , раскрывающий взаимодействие покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки приобретают различные формы: рынок продуктов, ресурсный рынок, рынок денежных доходов. Сейчас нас интересуют чисто конкурентные рынки. Чисто конкурентные рынки предполагают большое число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных в обмене продуктов. Здесь имеется в виду не тот тип рынка, к какому относятся магазин обуви и компьютеров, где «налицо» вывешены ценники, а такие конкурентные рынки, как центральная зерновая биржа, фондовая биржа или биржа иностранных валют, где равновесная цена «выявляется» посредством согласованных решений покупателей и продавцов. Необходимо выяснить, как устанавливаются цены на ресурсных рынках на основе решений, принимаемых конкурирующими предприятиями — предъявителями спроса, и на основе решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами — поставщиками ресурсов. В результате анализа рынка продуктов и ресурсного рынка попытаемся объяснить механизм формирования цен.


Закон спроса

Для экономического анализа спрос имеет специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой из возможных цен в течение определенного периода времени. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах.

Суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. В основе этого закона следующие постулаты:

1) люди покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой;

2) потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения,

3) закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители всегда склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.


Кривая спроса

Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Закон спроса гласит, что люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Это находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.


Рис. 3.1. Кривая индивидуального спроса

Кривая индивидуального спроса представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость .


Неценовые детерминанты спроса

В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса:

1) предпочтения потребителей, их вкусы; 2) число покупателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

1. Вкусы потребителей: благоприятное изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениями моды, может означать, что спрос возрастет независимо от цены. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Иначе говоря, появление нового продукта способно привести к изменению потребительских вкусов. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2. Число покупателей; увеличение на рынке числа покупателей обусловливает повышение спроса, а уменьшение — сокращение спроса. Прямая связь.

3. Доход: в отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4. Цены. на сопряженные товары: сливочное масло и маргарин. Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Есть другие пары продуктов — взаимодополняющие. Они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, т.е. спрос на них сопряженный. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен — это дополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В то же время многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары. Например, для таких пар товаров, как картофель и сигареты, изменение цены на один товар очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой товар.


Рис. 3.2. Изменения в спросе

Изменение одной или более детерминант спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например от D1 к D2. Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от D1 к D3.


5. Потребительские ожидания: ожидания потребителей относительно повышения цен в будущем могут побудить их покупать больше, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Итак, неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».


Изменение величины спроса

«Изменение в спросе» не следует смешивать с «изменением величины спроса». Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса) (рис. 3.2). Изменение же величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной, комбинации «цена — количество продукта» к другой. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта.


Закон предложения

Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.


Кривая предложения

Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.


Рис. 3.3. Кривая индивидуального предложения

На графике кривая индивидуального предложения представлена в виде восходящей кривой SS, поскольку между величиной предложения и ценой существует прямая связь: по закону предложения производители производят большее количество продукта, если цена на него растет.


Неценовые детерминанты предложения

К основным неценовым детерминантам предложения относятся следующие: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке.

1. Цены на ресурсы: снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2. Технология: нововведения в технологии позволяют более эффективно произвести единицу продукции и увеличить предложение.

3. Налоги и дотации: предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.


Рис. 3.2. Изменения в спросе

Увеличение предложения смещает кривую спроса вправо от S1 к S2. Уменьшение предложения смещает кривую спроса влево от S1 к S3.


4. Цены на другие товары: изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания: ожидания изменений цены продукта в будущем могут повлиять на предложение продукта на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на автомобили может сократить текущее предложение этой продукции.

6. Число продавцов: чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше фирм в отрасли, тем меньше рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Итак, неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении .


Изменение величины предложения

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.

Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.


Предложение и спрос: рыночное равновесие и равновесная цена

Теперь можно свести вместе понятия предложения и спроса, чтобы выяснить, как рынок определяет цену продукта и количество, которое реально покупается и продается.

Когда цена устанавливается на уровне, при котором решения производителей о продаже и решения потребителей о покупке взаимно согласуются — это называется равновесной ценой. При любой более высокой цене поставщики хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить, — в результате возникает излишек; при любой более низкой цене потребители хотят купить большее количество, чем согласны продать производители, о чем свидетельствует возникающая нехватка. Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменения цены, которые в конечном счете завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний.

Способность предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.


Рис. 3.5. Равновесная цена и количество продукта определяются рыночным спросом и предложением


Изменения спроса и предложения

Спрос может изменяться вследствие колебаний потребительских вкусов или доходов, изменений в потребительских ожиданиях или колебаний цен на сопряженные товары. А предложение может изменяться под влиянием изменений ресурсных цен, технологии или налогов.

Изменение спроса. Проанализируем последствия изменений спроса, приняв допущение о том, что предложение остается постоянным. Предположим, что спрос возрастает так, как показано на рисунке 3.6, а. Как это повлияет на цену? Ответ: увеличение спроса, при прочих равных условиях (предложение), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Как показано на рисунке 3.6, б уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Итак, существует прямая связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями и равновесной цены, и количества продукта.

Изменение предложения. Рассмотрим воздействие изменения предложения на цену, приняв допущение о том, что спрос постоянен. Когда предложение увеличивается, как это показано на рисунке 3.6, в, новая точка пересечения, предложения и спроса расположена ниже равновесной цены. Однако равновесное количество продукта возрастает. Когда же предложение сокращается, это ведет к повышению цены продукта. Рисунок 3.6, г иллюстрирует подобную ситуацию. В данном случае цена повышается, а количество продукта уменьшается. Увеличение предложения порождает эффект понижения цены и эффект прироста количества продукта. Итак, существует обратная связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением равновесной цены, но связь между изменением предложения и проистекающим отсюда изменением количества продукта остается прямой,


Рис. 3.6. Изменения спроса и предложения и их воздействие на цену и количество продукта: а — увеличение спроса; б — уменьшение спроса; в — увеличение предложения; г — уменьшение предложения


Совершенно очевидно, что может возникать множество более сложных случаев при изменении и предложения, и спроса. Возможны два случая, когда предполагается, что предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях. Первый случай. Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. Какое влияние окажет такой процесс на равновесную цену? Ответ: увеличение предложения ведет к увеличению равновесного количества продукта, тогда как уменьшение спроса ведет к уменьшению равновесного количества продукта. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса.

Второй возможный случай — это когда предложение сокращается, а спрос возрастает. Здесь наблюдаются два эффекта повышения цены. Воздействие на равновесное количество продукта в данном случае равнонаправлено и зависит от относительных параметров изменений предложения и спроса. Если уменьшение предложения относительно больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально. Однако если сокращение предложения относительно меньше, чем повышение спроса, равновесное количество продукта в результате этих изменений возрастет.

А что происходит, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении? Здесь следует сравнить два противоположных влияния на цену — эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштабы увеличения предложения больше масштабов увеличения спроса, то в конечном счете равновесная цена снизится. Если произойдет противоположное, равновесная цена повысится. Воздействие на равновесное количество продукта однозначно: увеличение и предложения, и спроса ведет к увеличению количества продукта.

Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и уменьшение предложения, с одной стороны, и увеличение спроса и увеличение предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, цена не изменяется.


  1   2   3   4   5   6   7   8


Похожие:

Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей icon1. Предмет и метод экономической теории
«Законы Ману» (IV-III вв до н э.), «Артхашастра» (II в. До н э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н э.), древнекитайская...
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей icon1. Предмет и метод макроэкономики
Составитель: старший преподаватель кафедры экономической теории и национальной экономики Паутова Н. Г
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconЛекция 1 Предмет и метод экономической теории
Центральные проблемы хозяйственной деятельности и способы их разрешения в разных экономических системах (самостоятельно)
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconПрограмма вступительного экзамена по направлению «экономика»
Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Экономические...
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей icon2. Метод экономической теории Тема Основные закономерности экономической организации общества
Рубрики каталога соответствуют разделам и темам “Программы курса экономической теории” для факультета мэо (280 часов). Кроме того,...
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей icon2. Метод экономической теории Тема Основные закономерности экономической организации общества
Рубрики каталога соответствуют разделам и темам “Программы курса экономической теории” для факультета мэо (280 часов). Кроме того,...
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconСтандарт среднего (полного) общего образования
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономи- ческие блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей....
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconСтандарт среднего (полного) общего образования
Предмет и метод экономической науки. Свободные и экономи- ческие блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных 149 возможностей....
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconЛекция 1 Сущность и содержание теории управления
Для реализации цели необходимо выявить предмет и методы изучения дисциплины, цель и функции теории управления, как науки
Предмет и метод экономической теории Предмет экономической теории это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей iconБанковское право в России (вопросы теории и практики)
Ii. Банковское право как отрасль российского права. Предмет и метод правового регулирования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница