Рабочая программа учебной




Скачать 42.17 Kb.
PDF просмотр
НазваниеРабочая программа учебной
Дата конвертации16.10.2012
Размер42.17 Kb.
ТипРабочая программа

Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан ГФ Рубанов В.Г.
_________________________
   (подпись)
 «______» ______________ 2004 г.
ЭКОНОМИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Рабочая программа
(специальность 350400 «Связи с общественностью»)
Факультет гуманитарный (ГФ)
Обеспечивающая  кафедра  Культурологии  и  социальной  коммуникации
(КиСК)
Курс 3
Семестр 6
Учебный план набора 2004 года
Распределение учебного времени:
Лекции                                 34 ч.
Практические занятия        17 ч.
Самостоятельная работа      51 ч.
Зачет в 6 семестре
Томск 2004
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
1 Предисловие
Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного
стандарта  высшего  профессионального  образования  по  специальности
350400 «Связи с общественностью»
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры К иСК
« 08  »    октября                  2004 г., протокол №    8 .
Разработчик: ассистент кафедры КиСК ___________________   Е.А. Шмелева
3ав. кафедрой К и СК                                   ____
    А.П.Моисеева
Рабочая  программа  СОГЛАСОВАНА  с  факультетом, выпускающими
кафедрами специальности; СООТВЕТСТВУЕТ действующему плану.
Зав. выпускающей кафедрой ____________________/____________________/
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
2. Аннотация
Рабочая  программа  курса «Экономика  СМИ» разработана  для  студентов
гуманитарного  факультета, специальность «Связи  с  общественностью».
Программа  содержит  комплекс  теоретических  знаний  в  области  экономики
управления, предназначенных для эффективной подготовки специалистов по
связям  с  общественностью. В  рамках  предложенного  курса  студент  освоит
комплекс  навыков, необходимых  для  эффективной  предпринимательской
деятельности  по  продвижению  на  рынке  информационных  продуктов,
ознакомиться  с  основами  системного  подхода  в  организации  СМИ  в  новых
экономических условиях.
3. Цели и задачи учебной дисциплины
Целью  преподавания  дисциплины  является  подготовка специалиста,
владеющего  знаниями  и  навыками  экономического  анализа  в  области
средств массовой информации,   в ее основных формах и конкретных видах
информационно-управленческой деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
1. Обобщить теоретические основы и практические задачи менеджмента,
маркетинга и стратегического планирования информационных продуктов.
2.  Обосновать предмет экономики средств массовой информации.
3. Дать  представление  об  основных  аспектах  экономики  СМИ  на
теоретическом и практическом уровнях.
4. Дать  ключевые  понятия  и  базовые  категории  основ  менеджмента,
маркетинга и стратегического планирования информационных продуктов;
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
5. Развивать  представление  о  роли  специалиста  по  связям  с
общественностью  в контексте СМИ.
4. Содержание теоретического раздела дисциплины
«Экономика средств массовой коммуникации»
Тема 1. Введение в тематику спецкурса
Возможности  анализа  и  прогноза  рынка  информационных  продуктов.
Понятийный аппарат спецкурса и обзор основной литературы по экономике
СМИ.
Тема 2. Структурно-функциональная  характеристика  редакционного
коллектива
Функциональная, ролевая,  социодемографическая  характеристики
редакционной  структуры. Типы  редакционной  структуры  и  типы
журналиста. Профессиональное  сознание  журналиста  и  редакционный
коллектив как социально-психологическая общность.
Тема 3. Организация работы редакции
  
Редакционное  планирование.  Нормирование  труда  и  система
вознаграждения. Сетевой  график  и  резервы  повышения  эффективности
управления.
Тема 4. Групповая динамика и руководство интеллектуалами
  
Власть  редактора  и  личное  влияние.  Побудительная  сфера
информационной  деятельности  и  творческий  потенциал  журналиста.
Управление конфликтами и изменениями в редакции.
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
 Тема 5. Структура редакционного управления
Управление  трудовыми  ресурсами  и  кадровые  проблемы  редакций.
Управление  производством  газеты (журнала, телепрограммы). Управление
сбытом информационного продукта и журналистских услуг.
Тема 6. Управление редакционным маркетингом
Анализ 
рыночных 
возможностей 
редакции: сегментация,
позиционирование, изучение 
спроса 
и 
предложения. Разработка
информационного  продукта  как  товара  и  ценообразование. Продвижение
журналистских услуг: реклама, стимулирование сбыта и PR.
Тема 7. Бизнес-планирование  в  журналистике  и  конкретные
стратегии редакций
Три  составляющие  бизнес-плана. Проблемы  бизнес-планирования  и
методы рыночной политики. Нужен ли  коммерческий директор?
Финансовая база издания и управление редакционным бюджетом.
Постановка рекламной службы. Налаживание коммерческой деятельности.
Организация  политических (избирательных)   кампаний. Журналист  и
выборы.
Тема 8. Российский журналист в новых экономических условиях
Российский  журналист  в  новых  экономических  условиях  и  перспективы
развития  информационного  бизнеса  в  нашей  стране. Особенности
информационного  бизнеса  в  России. Проблема  издательского  бизнеса.
Проблемы  FM-радио. Проблемы телебизнеса.
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
5. Содержание практического раздела дисциплины
Семинар 1. Введение в тематику спецкурса
1. Возможности анализа и прогноза рынка информационных продуктов.
2. Основные понятия курса. Предмет и объект экономики СМИ.
Семинар 2. Структурно – функциональная  характеристика
редакционного коллектива
1. Функциональная, ролевая, социодемографическая  характеристики
редакционной структуры.
2. Типы редакционной структуры и типы журналиста.
3. Профессиональное  сознание  журналиста  и  редакционный  коллектив
как социально-психологическая общность.
Семинар 3. Организация работы редакции
1. Редакционное планирование.
2. Нормирование труда и система вознаграждения.
3. Сетевой график и резервы повышения эффективности управления.
Семинар 4. Групповая динамика и руководство интеллектуалами
Власть редактора и личное влияние.
1. Побудительная  сфера  информационной  деятельности  и  творческий
потенциал журналиста.
2. Управление конфликтами и изменениями в редакции.
Семинар 5. Структура редакционного управления
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
1. Управление трудовыми ресурсами и кадровые проблемы редакций.
2. Управление производством газеты (журнала, телепрограммы).
3. Управление  сбытом  информационного  продукта  и  журналистских
услуг.
Семинар 6. Управление редакционным маркетингом
1. Анализ рыночных возможностей редакции.
2. Понятия – сегментация, позиционирование, изучение  спроса  и
предложения.
3. Разработка информационного продукта как товара и ценообразования.
4. Продвижение журналистских услуг: реклама, стимулирование сбыта и
PR.
Семинар 7. Бизнес-планирование  в  журналистике  и  конкретные
стратегии редакций
1. Бизнес-планирование в журналистике.
2. Три составляющие бизнес-плана.
3. Проблемы бизнес-планирования и методы рыночной политики.
4. Нужен ли коммерческий директор?
5. Финансовая база издания и управление редакционным бюджетом.
6. Постановка рекламной службы.
7. Налаживание коммерческой деятельности.
8. Организация  политических (избирательных) кампаний. Журналист  и
выборы.
9. Правила управления редакционным бюджетом.
Семинар 8. Российский журналист в новых экономических условиях
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
1. Российский журналист в новых экономических условиях.
2. Перспективы развития информационного бизнеса в нашей стране.
3. Особенности информационного бизнеса в России.
4. Проблема издательского.
5. Проблемы FM-радио.
6. Проблемы телебизнеса.
6. Программа самостоятельной познавательной деятельности
6.1. Тематика реферативно–творческих работ
Освоение  данного  курса  предполагает  написание  одной  реферативно-
творческой работы по одной из трех тем, предложенных преподавателем:
·
План маркетинга информационного предприятия;
·
План менеджмента информационного предприятия;
·
План производства информационного продукта.
7. Текущий и итоговый контроль
7.1. Текущий контроль (вопросы, тесты)
1. Дайте определение предмета и объекта экономики СМИ.
2. Какие типы редакционной структуры Вы знаете? Охарактеризуйте их.
3. Какими  методами  можно  повысить  эффективность  управления
редакцией?
4.Охарактеризуйте  основные  способы  продвижение  журналистских  услуг
(реклама, стимулирование сбыта, PR).
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
5.Какие  перспективы  развития  информационного  бизнеса  в  нашей  стране
Вы видите?
6. Назовите особенности информационного бизнеса в России.
7. Документ, определяющий цели и важнейшие направления деятельности
коллектива  СМИ, формы  и  методы  решения, стоящих  перед  ним  задач,
условия обеспечения планируемых результатов – это:
А. план маркетинга СМИ
Б. бюджет СМИ
В. бизнес – план СМИ
8. Что означает позиционирование СМИ?
А. определение места СМИ в выбранном рыночном сегменте
Б. реклама нового СМИ
В. выбор средств маркетинга СМИ
9. Что такое «рыночный сегмент»?
А. часть  рынка, не  отличающаяся  принципиально  от  других  его  частей,
выделяющаяся лишь номинально
Б. часть  рынка, отличающаяся  от  других  его  частей  какой – либо  общей
для неё особенностью, общим признаком
10. Комплекс  мероприятий, проводимых  с  целью  изучения  всех  аспектов
информационного рынка, имеющих значение для существования конкретного
периодического  издания, выяснения  его  перспектив, особенностей  его
целевой аудитории, конкурентной ситуации на рынке и т.д.  – это:
А. маркетинговая кампания
Б. процесс позиционирования СМИ
В. рекламная кампания
11. Оптимальный тираж издания – это:
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
А. тираж, реализация  которого  приносит  редакции  доход, полностью
покрывающий все расходы
Б. тираж, реализация которого приносит редакции наибольший доход
В. тираж, реализация которого приносит редакции наименьший доход
12. В  каком  году  был  принят  Закон  РФ «О  средствах  массовой
информации»:
А. 1991
Б. 1992
В. 1995
7.2. Итоговый контроль
После изучения курса «Экономика СМИ» студенты сдают зачет. К зачету
допускаются  студенты, сдавшие  творческую  работу. Преподаватель  вправе
аннулировать представленную работу, если при собеседовании убедится, что
студент  выполнил ее  не  самостоятельно. Зачет  проходит  в  форме  опроса –
собеседования, в которое будут  включены  вопросы по реферату  и по темам
лекций и практических занятий.
7.3 Вопросы к зачету
1. С какого времени в нашей стране существует информационный рынок?
2. Что  означает  для  издателя  выпустить  газету  в  условиях
развивающегося рынка?
3. Как оценить рыночные возможности?
4. Как измерить в первом приближении платежеспособный спрос?
5. Можно ли стимулировать спрос?
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
6. По  каким  основаниям  и  для  чего  журналисту-исследователю
сегментировать рынок?
7. Как  выбрать  наиболее  привлекательный  сегмент  рынка? (Емкость,
интенсивность конкуренции, ресурсы работы с данным сегментом  и оценка
прибыльности вложений).
8. Какая  позиция  на  рынке  лучше – рядом  с  конкурентом в борьбе  за  ту
же долю рынка или в стороне от конкурентов в незанятой нише?
9. Оцените  составляющие  финансового  рынка, отвечая  на  вопрос  где
добыть  деньги  на  производство  газеты  или  журнала (подписка, розница,
реклама, коммерческая  деятельность, дотации, спонсоры, финансовые
операции со свободными средствами и т.п.);
10. Оцените существующий в Томске рынок труда, разделяя его на сегмент
творческих  сотрудников, технических  работников  и  специалистов
(менеджеров).
11.Оцените рынок  расходных  материалов, определяя  примерные доли  тех
или  иных  материалов  в  структуре  затрат  редакции  на  производство
периодического издания;
12. Оцените  информационный  рынок, определяя  возможности  того  или
иного  издания  из  существующих  в  Томске  оперировать  на  этом  рынке,
добиваясь постоянных источников информации.
13. Назовите  основные  параметры  позиционирования  периодических
изданий на местном рынке с определением лидера в той или иной позиции:
· Тираж;
· Регулярность выхода;
· Район распространения;
· Формат;
· Объем в страницах;
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
· Тематика редакционных и рекламных разделов;
· Постоянство рекламодателей;
· Качество полиграфического исполнения;
· Цена;
· Форма реализации.
14. Какие  профессиональные  роли  в  редакции  периодического  издания
можно назвать решающими?
15. Дайте  описание  редакционной  структуры  одного  из  местных
телеканалов.
16. Какие  из  методов  редакционного  планирования, нормирования  и
стимулирования  труда  журналистов  представляются  вам  наиболее
эффективными в настоящий момент?
17. Охарактеризуйте основные мотивы журналистской деятельности.
18. Поясните 
наиболее 
распространенные  стили 
управления
редакционными коллективами на примере местной прессы.
19. Как определяется цена журналистских продуктов деятельности (газеты,
телепрограммы, радиопередачи).
20. На  каких  условиях  журналистские  коллективы (предприятия)
включаются в избирательные и иные политические кампании?
21. Какие  проблемы  приходится  решать  в  информационном  бизнесе
российской  провинции (в  издательском  бизнесе, в  теле-радио-бизнесе, в
рекламном  бизнесе  и  в  информационно-коммерческой  деятельности
агентств).
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.1. Литература
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева


Рабочая программа учебной
дисциплины
Ф ТПУ 7.1 -21/01
1. Вартанова  Е.А. Медиаэкономика: ключевые  понятия // Вестник  МГУ.
Серия 10. Журналистика. 2002, №1– с. 17–34
2. Вейсберг  М. 60 идей  развития  газетного  бизнеса // Журналист, 2003,
№2– с. 72–73
3. Ворошилов  В.В. Журналистика: Учебник.– СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 2002.– 656с.
4. Гуревич  С.М. Экономика  средств  массовой  информации: Учебное
пособие.– М.: Издательство РИП-холдинг, 2002.–244 с.
5. Гуревич  С.М. Экономика  отечественных  СМИ: Учебное  пособие  для
вузов.–  М.: Аспект Пресс, 2004.–288 с.
6. Гуревич  С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное  пособие  для
вузов.– М.: Аспект Пресс, 2004.–288 с.
7.  Дейян А., Троадек Анни и Лоик. Стимулирование сбыта и реклама на
месте продажи.– М.: Прогресс, Универс,1994.–190 с.
8. Иваницкий  В. Технология  создания  бизнес–плана  редакции //
Журналист, 2003, №3– с. 67
9. Котлер Ф. Основы маркетинга.– Новосибирск: Наука, 1992.– 735 с.
10. Кульман  А. Экономические  механизмы. – М.: Прогресс, Универс,
1998.– 188 с.
11. Назайкин  А.Н. Рекламная  служба  газеты. Структура. Принципы
Функции: Учебное пособие.– М.: Комсомольская Правда, 1996.– 192 с.
12.  Назайкин  А.Н.  Рекламная  деятельность  газет  и  журналов:
Практическое пособие.– М.: РИП–холдинг, 2002.– 205 с.
13. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. – М.: Прогресс, Универс,
1997.– 160 с.
Документ: Рабочая программа
Дата разработки: 04.10.2004
Разработчик: ассистент кафедры КиСК Е. А. Шмелева

Document Outline

  • ЭКОНОМИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • ЭКОНОМИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
      • ЭКОНОМИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
        • ЭКОНОМИКА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
          • Факультет гуманитарный (ГФ)
            • Практические занятия        17 ч.
            • Самостоятельная работа      51 ч.
  • 2. Аннотация
  • 4. Содержание теоретического раздела дисциплины
    • 4. Содержание теоретического раздела дисциплины
      • 4. Содержание теоретического раздела дисциплины
        • Тема 1. Введение в тематику спецкурса
    • Тема 3. Организация работы редакции
      • Тема 3. Организация работы редакции
        • Тема 3. Организация работы редакции
          • Тема 5. Структура редакционного управления
    • Тема 6. Управление редакционным маркетингом
  • 5. Содержание практического раздела дисциплины
    • 6.1. Тематика реферативно–творческих работ



Похожие:

Рабочая программа учебной iconРабочая программа учебной
Рабочая программа для специальности 100103 «Социально- культурный сервис и туризм»
Рабочая программа учебной iconРабочая программа учебной
...
Рабочая программа учебной iconРабочая программа по учебной дисциплине Основы бизнеса
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Маркетинг» студентам очной полной формы обучения специальности 080801...
Рабочая программа учебной iconРабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности...
Рабочая программа учебной iconРабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Управление инвестициями» студентам заочной полной формы обучения специальности...
Рабочая программа учебной iconРабочая программа по учебной дисциплине Экономика предприятий связи
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Экономика предприятий связи» студентам очной полной формы обучения специальности...
Рабочая программа учебной iconКурсовой проект нет
Рабочая программа составлена на основе учебной программа по дисциплине
Рабочая программа учебной iconРабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа учебной iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика энергетики»
...
Рабочая программа учебной iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Инвестиционный анализ»

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница