Педагогика и психология педагогика и психология




Скачать 40.09 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПедагогика и психология педагогика и психология
Дата конвертации16.10.2012
Размер40.09 Kb.
ТипДокументы

ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
А . М .   Г А З А Л И Е В ,
д. х. н., профессор,
академик Национальной АН Республики Казахстан
В . В .   Е Г О Р О В ,
д. пед. н., профессор
Е . Г .   О Г О Л Ь Ц О В А
соискатель
Карагандинский государственный технический университет
E mail: Pak_gos@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТА
И АКТИВИЗАЦИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается проблема активизации познавательной деятельности студентов тех
нических вузов с учетом возрастных и психолого педагогических особенностей.
Ключевые слова: студент, возрастные особенности, познавательная деятельность, активизация.
Студенческий возраст — явление, непосред
ности к дальнейшему развитию. Будучи важней
ственно связанное с развитием высшей школы.
шим интеллектуальным потенциалом общества,
К.Д. Ушинский называл этот возраст «самым ре
студент первого курса — вчерашний школьник,
шительным», т.к. именно этот период, определяя
который не имеет необходимого опыта и ощущает
будущее человека, является очень активным вре
острую необходимость в его приобретении.
менем интенсивной работы над собой.
В связи с этим очень важно, чтобы преподава
тель направил деятельность студента первокурсни
Л.Д. Столяренко характеризует студенчество как осо
ка на как можно более быструю адаптацию к само
бую социальную категорию, специфическую общность
стоятельной работе. Это подразумевает развитие
людей, организационно объединенных институтом выс
познавательной деятельности. Надо дать понять
шего образования [1]. По определению И.А. Зимней,
студенту, чтобы он вел данную деятельность для
студенчество включает людей, целенаправленно, систе
овладения знаниями, умениями и навыками, а не
матически овладевающих знаниями и профессиональ
только для того, чтобы успешно сдать экзамены.
ными умениями, отличающихся наиболее высоким об
разовательным уровнем, наиболее активным потребле
нием культуры и высоким уровнем познавательной
Годы студенчества
мотивации [2]. Б.Г. Ананьев считает, что период жизни
Студенту присущи общие возрастные особен
от 17 до 25 лет имеет важное значение как завершающий
этап формирования личности и как основная стадия про
ности: биологическая (тип высшей нервной дея
фессионализации. По мнению Б.Г. Ананьева, к 17 годам
тельности, безусловные рефлексы, инстинкты,
у личности создаются оптимальные субъективные усло
физическая сила и др.); психологическая (единство
вия для формирования навыков самообразовательной
психологических процессов, состояний и свойств);
деятельности [3].
социальная (общественные отношения, качества,
принадлежность к определенной социальной груп
Современный студент вуза — это, в первую оче
пе и т.д.). Вместе с тем, изучая конкретного студен
редь, молодой человек, который имеет все возмож
та, необходимо учитывать индивидуальные особен
№ 8 (сентябрь, 2011)
19



ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ности каждого, особенности его психических про
гранях между прекращением созревания и стаби
цессов и состояний.
лизацией зрелых, сформированных структур пове
Для нас важно знать особенности перехода, раз
дения и интеллекта человека.
вития от подросткового возраста к юношескому.
В этом возрасте люди пытаются найти свое место
Моменты социальной адаптации
в обществе, стремятся понять себя, более критично
относиться не только к себе, но и к другим. Особен
Составляющими этой структуры являются: по
ности эти выделяют как отечественные, так и зару
вышение функционального уровня различных ме
бежные исследователи — А.Г. Асмолов, Л.С. Выгот
ханизмов деятельности, стабилизация этих уровней
ский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.
и их понижение. Б.Г. Ананьев в итоге эксперимен
Годы студенчества — своеобразный этап жиз
та сопоставил моменты, образующие структуру раз
ненного пути. Основа вполне объяснима — обуче
вития психофизиологических функций человека,
ние в соответствии с целью, задачами, а главное –
выделил годы жизни, на которые приходятся мо
мотивацией, обусловленной получением специаль
менты повышения, стабилизации и понижения
ности в данном вузе.
функционального уровня (табл. 1).
Особенно сложно приходится студентам перво
Таблица 1
го курса. Временной отрезок между окончанием
Моменты развития и их соотношения в различные
школы и началом обучения в вузе очень короткий,
микропериоды зрелости
и именно на нем необходимо существенно скор
ректировать ранее поставленные цели, глубоко пе
реосмыслить свои привычки и поведение, в резуль
тате чего появляются новые качества, которые спо
собствуют выполнению новых социальных ролей,
проявлению таких личностных качеств, как само
стоятельность, любознательность, инициатив
ность. Перед студентом возникают трудности, свя
Анализ данных таблицы показывает, что на воз
занные с тем, что приходится привыкать ко всему
раст от 18 до 22 лет (возраст, который нас больше
новому — однокурсникам, преподавателям специ
всего интересует) приходится самый большой про
ализированных предметов, различным формам от
цент функционального уровня (46,8%), т.е. самый
четности и значимости в глазах окружающих.
большой всплеск познавательных способностей.
Между процессом обучения и развитием суще
Для студенческого возраста характерны показа
ствует сложная динамическая  взаимосвязь, изме
тели: устойчивое внимание, развитое воображение,
няющаяся с возрастом. Л.С. Выготский [4] доказал,
большая интегрированность памяти. В этот пери
что процессы развития не совпадают с процессами
од интенсивно идет формирование личности, сти
обучения, а идут за ними. Он выделил «зону» бли
ля поведения. Не секрет, что большинство студен
жайшего развития, очерченную кругом задач, кото
тов ставят перед собой «большие» задачи. В связи
рые на определенном этапе развития студент спо
с этим на первое место выходит проблема самооб
собен решать под руководством преподавателя, а не
разования и самовоспитания. Поэтому при орга
самостоятельно. Но с течением времени, по мере
низации любой деятельности студента необходи
развития познавательных способностей эти задачи
мо учитывать его психологию, которая меняется
будут выполняться им вполне самостоятельно.
с каждым новым курсом.
Исследователи выделяют наиболее благоприят
В студенческом возрасте происходят важные
ные для развития способностей так называемые
преобразования межличностных отношений. Они,
сензитивные периоды онтогенеза человека. В эти
характеризующиеся тенденцией к более личным
периоды может происходить особенно интенсив
и значимым взаимодействиям, высокой рефлек
ное развитие способностей, опережающее общее
тивностью, становятся источником эмоциональ
развитие личности. Это — важное условие станов
ных переживаний. В данном возрасте усиливается
ления способностей.
потребность в понимании и сопереживании, сочув
Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых
ствии, установлении доверительных отношений.
доказывают, что природа психофизического разви
Общение со сверстниками приобретает особую
тия зрелости человека разнородна и противоречи
значимость и становится одним из ведущих фак
ва, представляет собой сложную структуру различ
торов личностного развития.
ных процессов. Наиболее глубокие социальные
В.С.  Ильин [5] и В.А. Никитин [6] определяют,
и психофизиологические сдвиги происходят на
что  эффективность образовательных процессов и
20
№ 8 (сентябрь, 2011)


ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
восстановление нравственного и психического здоро
много и охотно работают над овладениями новы
вья зависят от того, как быстро студент адапти
ми знаниями. Возникающие при этом трудности
руется к новым условиям существования. В учебной
только добавляют им энергии и желания добиться
деятельности адаптация связана с овладением ме
поставленной цели. Другие же все делают «из под
тодами познавательности, ориентацией в познава
палки», а препятствия резко снижают их актив
тельных ценностях. Смена привычной среды мо
ность.
жет быть обострена неудовлетворенностью резуль
Педагоги и психологи объясняют это индивиду
татами учебы, межличностными отношениями,
ально психологическими особенностями обучающих
потерей привычного статуса в группе, тревогой
ся. К таким особенностям относятся интеллект
в выборе будущей профессии. Это приводит к
(способность усваивать новые знания), креатив
стрессам и нервному истощению, утомляемости
ность (способность самостоятельно вырабатывать
и так называемой дезадаптации. Дезадаптация мо
новые знания), высокая самооценка и др.
жет проявляться в изменении системы внутренней
По характеру учебной деятельности и соответ
регуляции, серьезных отклонениях в психике, са
ствующим ей моделям поведения выделяют три
моразрушающем поведении, агрессии.
типа студентов.
У одних студентов выработка нового поведен
У  первого типа познавательные интересы вы
ческого стереотипа проходит скачкообразно, у дру
ходят за пределы знаний, очерченных учебным
гих — более или менее ровно. Несомненно, осо
планом и программами дисциплин. Студенты про
бенности этой перестройки связаны с характерис
являют активность во всех сферах жизни вуза и ори
тиками типа высшей нервной  деятельности.
ентированы на широкую специализацию и разно
Однако социальные факторы имеют здесь решаю
стороннюю профессиональную подготовку.
щее значение. Знание индивидуальных особенно
Для студентов, отнесенных к второму типу, ха
стей студента, на основе которых строится систе
рактерна четкая ориентация на узкую специализа
ма его включения в новые виды деятельности и в
цию. Здесь тоже познавательная деятельность вы
новый круг общения, дает возможность избежать
ходит за пределы учебных программ, но скорее не
дезадаптационного синдрома, сделать процесс
вширь, а вглубь. Вся система активности ограниче
адаптации ровным и психологически комфортным.
на рамками «околопрофессиональных интересов».
Наконец, у студентов третьего типа познава
Социальная адаптация в вузе делится на:
тельная активность строго направлена на усвоение
♦ профессиональную адаптацию, под которой
знаний и навыков только в рамках учебной про
понимается приспособление к характеру, со
граммы. Этот тип демонстрирует минимальный
держанию, условиям и организации учебно
уровень активности и творчества.
го процесса, выработка навыков самостоя
тельности в учебной работе;
В вуз приходят разные люди с разными установ
♦ социально психологическую адаптацию — при
ками и разными «стартовыми условиями». В этом
способление индивида к группе, строитель
отношении интересен анализ студенческой молоде
ству взаимоотношений с ней, выработке соб
жи в связи с выбранной ими профессией. Совокуп
ственного стиля поведения.
ность студентов довольно четко разделяется на три
Многие первокурсники на первых порах обуче
группы.
ния испытывают большие трудности, связанные
Первая группа — это студенты, ориентирован
с отсутствием навыков самостоятельной учебной
ные на образование как на профессию. В этой груп
работы. Они не умеют конспектировать лекции,
пе наибольшее число студентов, для которых ин
работать с учебниками, добывать знания из перво
терес к будущей работе, желание реализовать себя
источников, анализировать информацию большого
в ней — самое главное. Лишь у них отмечается
объема, четко и ясно излагать свои мысли.
склонность продолжать свое образование. Все ос
Адаптация студентов к  учебному процессу
тальные факторы для них менее значимы. Вторую
обычно завершается где то в конце 2 го — начале
группу составляют бизнес ориентированные сту
3 го семестров.
денты. Отношение к образованию у них совсем
иное: образование выступает в качестве инструмен
Типы и группы студентов
та (или возможной стартовой ступени) для того,
чтобы в дальнейшем попытаться создать собствен
Многие исследователи в области психологии и
ное дело, заняться торговлей и др. Они понимают,
педагогики выявили тот факт, что одни студенты
что со временем и эта сфера потребует образова
№ 8 (сентябрь, 2011)
21


ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ния, но к своей профессии относятся менее заин
них интересов личности. Четвертый курс — перс
тересовано, чем представители первой группы. Тре
пектива скорого окончания вуза — формирует чет
тья группа — студенты, которых, с одной стороны,
кие практические установки на будущий род дея
можно назвать «неопределившимися», а с другой —
тельности. Проявляются новые, становящиеся все
придавленными разными проблемами личного,
более актуальными ценности, связанные с матери
бытового плана. На первый план у них выходят
альным и семейным положением, местом работы
бытовые, личные, жилищные, семейные пробле
и др. Студенты постепенно отходят от коллектив
мы. Можно было бы сказать, что это — группа тех,
ных форм жизни вуза.
кто «плывет по течению». Они не могут выбрать
Для познавательной деятельности студента
свой путь, для них образование и профессия не
большое значение имеет эстетический аспект, ко
представляют того интереса, который характери
торый придает данной деятельности определенную
зует другие группы. Возможно, самоопределение
направленность, способствует развитию интересов.
студентов данной группы произойдет позже, но
Познавательная активность, любознательность
пока можно предположить, что в эту группу попа
и эстетическое воспитание неразрывно связаны.
ли люди, для которых процесс самоопределения,
Эстетическое содержание познавательной актив
выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
ности несколько ослабевает под давлением различ
ных социальных структур и интересов.
Выбор пути
Эффективность познавательной активности
может быть обеспечена посредством определенных
Процесс выбора профессии, обучения в вузе стал
педагогических условий, под которыми мы пони
сегодня для многих делом прагматичным, целенап
маем взаимосвязанную совокупность мер в обра
равленным и соответствующим переменам в совре
зовательном процессе, обеспечивающую достиже
менном мире. Ценность образования как социаль
ние студентами готовности к творческому взаимо
ного феномена отошла на задний план. С появле
действию с информацией.
нием «коммерческого» набора в вуз пришли
обеспеченные студенты, не привыкшие отказывать
Специфика втузов
себе ни в чем, уверенные в правильности своего
выбора, хорошо осведомленные о специфике буду
В связи со своеобразием целей, задач, содержа
щей профессиональной деятельности. Эти студен
ния, форм и методов процесса обучения, а также
ты, вдохновляемые примером родителей (обычно
из за возрастных и психологических особенностей
предпринимателей), без страха смотрят в будущее:
студентов технический вуз имеет свою специфику.
оно для них — четко прорисованная перспектива.
Социально экономические условия требуют от
Вместе с тем в целом поведение студентов отлича
выпускников технических вузов таких качеств, как
ется высокой степенью конформизма.
предприимчивость, коммуникабельность, готов
В ходе обучения в вузе разные курсы решают
ность адаптироваться к новым условиям работы.
различные задачи. На первом курсе стоят задачи
Специалисту на производстве приходится иметь
приобщения бывшего абитуриента к студенческим
дело с обильным потоком информации, который
формам коллективной жизни: у первокурсника от
ему необходимо правильно принять, переработать
сутствует дифференцированный подход к своим
и передать, что невозможно без личностных ком
ролям. Второй курс — это период самой напряжен
муникативных резервов.
ной учебной деятельности студентов. В жизнь вто
Ряд исследователей отмечает, что студентам
рокурсников интенсивно включены все формы
технического вуза присуще развитие невербально
обучения. Студенты получают общую подготовку,
го интеллекта, в структуру которого включены спо
формируют свои широкие культурные запросы
собности к конструктивной деятельности, более
и потребности. Процесс адаптации к данной среде
развитые пространственные представления, фор
в основном завершен. Третий курс — начало спе
мально логическое мышление, сочетание синтети
циализации, укрепление интереса к научной рабо
ческого и аналитического мышления (Л.А. Бара
те как отражение дальнейшего развития и углубле
нова, Л.Н. Борисова, В.Н. Дружинин, Л.Н. Соб
ния профессиональных интересов студентов. На
чик). Выявлен высокий уровень концентрации,
стоятельная необходимость в специализации
переключения внимания, зрительной памяти, вы
(формы становления личности в вузе в основных
сокая скорость и точность протекания мыслитель
чертах определяются фактором специализации) за
ных операций. У студентов технических вузов ис
частую приводит к сужению сферы разносторон
следователи отмечают усиление интровертности в
22
№ 8 (сентябрь, 2011)


ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
процессе обучения, доминирование мотивации
выйти за пределы изучаемого материала, способ
познания, стремление к независимости, отсутствие
ности к саморазвитию и непрерывному самообра
стремления к доминированию, сознательность,
зованию.
ответственность, низкий уровень эмоциональнос
В целом познавательная активность, выступая
ти при общении с сокурсниками, критическое от
как важнейший фактор развития студентов, харак
ношение к окружающему.
теризуется потребностью в расширении общего
Для студента втуза важным этапом профессио
кругозора, повышения интеллектуального уровня.
нального становления становится развитие ум
Таким образом, только учитывая возрастные
ственных способностей: существенно развивают
особенности студентов, мы можем эффективно
ся теоретическое мышление, умение абстрагиро
развить их познавательную активность. Послед
вать, делать обобщения. Происходят качественные
нее — один из ведущих механизмов, обеспечиваю
изменения в познавательных возможностях, харак
щих в дальнейшем высокий уровень самостоятель
терными становятся1:
ности и ответственности студента.
♦ нестандартный подход к уже известным проб
лемам;
Литература
♦ умение включать частные проблемы в про
блемы более общие;
1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /на Д.:
♦ умение ставить плодотворные общие вопро
Феникс, 1997. — С. 736.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для
сы даже на основе задач, сформулированных
студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос,
не лучшим образом.
2000. — С. 384.
Однако, как свидетельствуют работы З.И. Кал
3. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого
мыковой [8], Н.С. Лейтеса [9], Б.М. Теплова [10]
возраста / Современные психолого педагогические про
и др., без специальных комплексных воздействий
блемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В.
познавательная активность не перерастает в адек
Кузьминой. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
ватную деятельность, снижается обучаемость, про
4. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М.
дуктивность мышления, уровень притязаний сту
Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С.
дентов. Недоразвитие познавательной активности,
673.
5. Ильин В.С. О повышении системности в педаго
конечно, в той или иной мере компенсируется.
гической подготовке студентов к работе в школе / Со
Если исходить из результатов многочисленных ис
временные задачи общеобразовательной школы и про
следований, такая компенсация, прежде всего, тор
блемы подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр.
мозит развитие личности студента, что, в свою оче
АПН СССР НИИ общей педагогики. — М., 1978. — С.
редь, влечет снижение познавательной активнос
24—36.
ти или ее одностороннее развитие.
6. Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч.
пос. — М.: Флинта, 1999. — С. 72.
Заключение
7. Павлова Л.Н. Содержание и организация самооб
разовательной деятельности по формированию субъек
Нам представляется, что познавательная актив
тивной активности студентов: Автореф. дис….канд.пед
ность включает широкий круг задач. Она может
.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19.
8. Калмыкова З.И. Психологические принципы раз
явиться составной частью различных видов как
вивающего обучения — М.: Знание, 1979. — С. 48.
учебной, так и внеучебной деятельности обучаю
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников:
щихся, содействующих углублению и расширению
учебное пособие для студентов педагогических учебных
сферы познания студентов в избранной ими спе
заведений. — М.: Академия, 2000. — С. 318.
циальности. Мы исходим, главным образом, из не
10. Теплов Б.М. Практическое мышление: хрестома
обходимости формирования у студента творческих
тия по общей психологии мышления. — М.: Педагоги
качеств личности, потребностей и возможностей
ка, 1981. — С. 177.
1 См. работы М.В. Гомезо, С.С. Герасимовой, Г.Г. Гореловой,
Л.М. Орловой.
№ 8 (сентябрь, 2011)
23



Похожие:

Педагогика и психология педагогика и психология iconВ апреле-июне 2008 года
Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб пособие для студентов вузов по спец. "Психология", "Дошкольная педагогика и психология",...
Педагогика и психология педагогика и психология iconПедагогика и психология
«Управление качеством и сертификация», ректор, e-mail:; Дворец
Педагогика и психология педагогика и психология iconМетодика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Педагогика и психология педагогика и психология iconМетодика преподавания русского языка и литературы 15 Информатика 16
Педагогика и психология (общий блок для всех руководящих и педагогических работников) 1
Педагогика и психология педагогика и психология iconПрограмма учебной дисциплины дн(М). Ф. 2 «История и методология науки и образования»
Степень (квалификация) выпускника – магистр педагогики (программа 050716. 68 педагогика и психология воспитания)
Педагогика и психология педагогика и психология iconУчебно-методический комплекс по курсу «психология рекламной деятельности» для специальности «Реклама»
Психология восприятия рекламы. Психологическое воздействие рекламы на потреби
Педагогика и психология педагогика и психология iconБороздина Г. В. Психология делового общения : Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дисцип­лину "Психология делового общения" как в государственных, так и негосударственных...
Педагогика и психология педагогика и психология iconКлючников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития
Ключников С. Ю. Фактор успеха: Новая психология саморазвития – М.: Беловодье. 2002. – 480 с. Isbn 5-93454-032-7
Педагогика и психология педагогика и психология iconУчебное пособие по курсу «Психология управления» тесно связано с учебным пособием «Менеджмент персонала». Ведь в системе менеджмента персонала можно выделить подсистему трудовых отношений,
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, лицеев и техникумов, изучающих курс «Психология менеджмента и бизнеса», а также...
Педагогика и психология педагогика и психология iconИсточник: журнал "Секрет фирмы"
Педагогика, книги, трудные подростки, благотворительность, бизнес, путешествия — Анна
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница