Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе




Скачать 310.83 Kb.
НазваниеИнновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе
Дата конвертации16.10.2012
Размер310.83 Kb.
ТипАвтореферат



На правах рукописи



ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА


ИННОВАЦИОННЫЙ АУТСОРСИНГ

В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным

хозяйством (управление инновациями)


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт-Петербург
2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет"


Научный руководитель –

доктор экономических наук, доцент

Кощеев Вадим Аркадьевич


Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Аркин Павел Александрович


доктор экономических наук, профессор

Песоцкая Елена Владимировна







Ведущая организация –



Учреждение Российской академии наук «Институт проблем региональной экономики РАН»



Защита состоится «_____» января 2011 года в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 13, аудитория 1529.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».


Автореферат разослан «____» декабря 2010 года.



Ученый секретарь

диссертационного совета


Е.В. Сазонова



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования, осуществляемые в России и ее регионах, связаны с внедрением новых форм и методов управления во всех отраслях и хозяйственных сферах. Управленческий вектор в современных условиях ориентируется на необходимость стимулирования инновационного развития организаций различных типов, вовлеченных в создание национального производственно-экономического базиса, расширение и рационализацию инновационного процесса и внедрение его результатов в реальную практику. Инновационные составляющие в эффективных системах управления рассматриваются не только как фактор обеспечения стабильности, столь необходимой в нарастающей рыночной динамике, но и как основа для расширения стратегических горизонтов, позволяющая последовательно достигать все более высоких результатов. Инновационное развитие, по–сути, это единственно возможный путь модернизации экономики, обусловленной идеологией обновленной государственной политики.

Инновационная активность сопряжена с развитием предпринимательских инициатив и преобразованием действующих организаций в организации предпринимательского типа, которые выстраивают стратегию и тактику бизнеса на основе последовательного внедрения инновационных инициатив. Особая роль принадлежит организациям, относящимся к сфере малого и среднего бизнеса, призванной выполнить важнейшие социально-экономические функции: обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на рынке товаров и услуг; создавать рабочие места; более полно использовать инвестиционный потенциал российских регионов; формировать условия для реализации экономической самостоятельности бизнес-субъектов; внедрять инновационные разработки и решать на этой основе целый ряд социально-экономических задач. Как показывает отечественный и зарубежный опыт сфера малого и среднего бизнеса формирует особый класс товаропроизводителей, обладающих прогрессивным экономическим менталитетом и инновационной восприимчивостью, способностью к выстраиванию экономического поведения в соответствии с принципами гибкости, адаптивности и маневренности.

Малый и средний бизнес имеет ряд существенных преимуществ, которые позволяют рассматривать его в составе доминирующих секторов экономики в странах, являющихся признанными лидерами мирового хозяйства, а также в нашей стране, где он занял достаточно прочные рыночные позиции. Вместе с тем нельзя не отметить ряда объективных сложностей в функционировании малых и средних организаций (МСО). В их числе - необходимость постоянного наращивания конкурентных преимуществ в динамичной конкурентной среде, ограниченность управленческого персонала, ресурсные ограничения, необходимость удержания рыночных позиций, сложности в создании расширенного рыночного предложения, обеспечивающего достижение стратегической устойчивости, и ряд других. В качестве мер, способствующих преодолению этих проблем, следует использовать инновационные механизмы, которые должны быть направлены на создание режима постоянного обновления производимой продукции и услуг, используемых технологий, методов продвижения. Инновационные изменения этих условиях являются, по-сути, единственно возможной основой для эффективного функционирования организаций малых форм как в обозримой перспективе, так и в средне- и краткосрочном периодах.

Эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность темы диссертационного исследования.

Целью исследования является разработка методических рекомендаций по организации и управлению инновационной деятельностью малых и средних организаций, использующей средства аутсорсинга.

В соответствии с выдвинутой целью в диссертации поставлены и последовательно решены следующие задачи:

  • раскрыть современные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса и охарактеризовать инновационные ориентиры «малой» экономики;

  • исследовать особенности инновационного развития организаций малых форм;

  • раскрыть социально-экономическую сущность инновации и способы их типологизации, обосновать типологию инноваций, соответствующую специфике малого и среднего бизнеса;

  • выполнить анализ теоретико-методологических основ управления нововведениями и сформулировать методические рекомендации по адаптации управления данного типа к задачам и условиям функционирования малых и средних организаций;

  • сформировать комплекс методических положений, обеспечивающих эффективное использование средств аутсорсинга в инновационной деятельности организаций малых форм;

  • раскрыть специфику инновационного аутсорсинга и возможности использования метода моделирования в управлении нововведениями в организациях малого и среднего бизнеса;

  • сформулировать принципы и разработать методы формирования комбинированной модели развития инноваций в малых и средних организациях;

  • разработать механизмы реализации комбинированной модели управления инновациями.

Объектом исследования являются малые и средние организации, ориентированные на развитие инновационных процессов и достижение конкурентных преимуществ за счет реализации инновационных инициатив.

Предметом исследования являются механизмы управления нововведениями в малом и среднем бизнесе, выстроенные на основе использования средств аутсорсинга.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, освещающие положения теории управления, управления инновациями, экономики малого и среднего бизнеса, теории эффективности.

Положения диссертации сформулированы в соответствии с принципами системного подхода и опираются на использование общенаучных методов познания, таких как метод анализа и синтеза, метод экономического моделирования, метод научной типологизации, а также экспертный метод.

Информационную базу составили действующие законодательные и нормативно-правовые акты; данные официальной статистики; аналитические материалы, характеризующие проблемы и перспективы развития управления нововведениями в международном и отечественном бизнесе, в организациях малых форм; Интернет-ресурсы.


II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

В условиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становится определяющим фактором в обеспечении устойчивых темпов социально-ориентированного экономического роста. Основой социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслей, хозяйственных комплексов и входящих в их состав организаций является инновационный потенциал того или иного экономического субъекта. Активизация этого потенциала, поиск неиспользованных резервов – одна из наиболее важных проблем современной России. Новейшие исследования ориентируют решение этой проблемы в сторону построения национальной инновационной системы (НИС), которая представляет собой совокупность институтов, занимающихся производством и трансформацией научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг.

Инновационная деятельность всегда обусловлена множеством факторов, характеризующих как тенденции в развитии спроса, так и тенденции в области формирования инновационных предложений. Такие факторы находятся в отношениях взаимодействия и взаимообусловленности и образуют самостоятельную систему. С точки зрения проблем и перспектив развития малого и среднего бизнеса особого внимания заслуживают факторы, которые непосредственно ориентированы на производство инновационных продуктов и рассматривают такое производство как свою рыночную миссию. Такие организации входят в состав НИС как полноценные их участники. Их цели корреспондируются, а в общем виде и совпадают с целями самой инновационной системы. Однако инновационные стимулы в современных условиях имеют значение и для тех МСО, которые не являются непосредственными участниками масштабных инновационных процессов, но сохраняют, расширяют или укрепляют собственные рыночные позиции за счет инновационных составляющих. Следует подчеркнуть, что к таким организациям относятся МСО, которые функционируют в любой отрасли, а не только представители высокотехнологичной инновационной сферы. Более того, именно использование системой управления МСО инновационных стимулов, заключенных в последовательном инновационном процессе, обеспечивает организациям этого типа возможность эффективного функционирования в обозримой перспективе. При этом инновации не обязательно должны сопровождаться кардинальными изменениями в производимых продуктах, к ним могут быть отнесены и не столь значительно измененные продукты. Критериальной основой инноваций является их способность обеспечивать дополнительный эффект. Причем исходя из ценностей постиндустриального общества этот эффект может быть и социальным или экологическим. Это положение позволяет значительно расширить представления об инновационных организациях, а также и их абсолютное число, т. к. любая организация, внедряющая новшества, обеспечивающее получение эффекта может быть охарактеризована как инновационная – внедряющая инновации. Для малых и средних организаций указанный подход представляется крайне важным. Представители «малой экономики» функционируют в условиях существования следующего противоречия: с одной стороны они сталкиваются с необходимостью постоянного обновления производимого продукта и обеспечения на этой основе получения ощутимых конкурентных преимуществ, а с другой стороны, их инновационная активность ограничена потенциалом МСО, несопоставимого с потенциалом крупных организаций. Исключить это противоречие невозможно, но «смягчить» его проявление за счет расширения состава возможных инновационных инициатив представляется целесообразным.

Инновации, в общем виде, характеризуют производство знаний (информации), которые не только выполняют амортизирующую роль в воспроизводственном процессе, но и основную координирующую функцию в хозяйственной системе за счет их включения в хозяйственные потоки, что позволяет повысить уровень организованности экономического пространства. Этот подход трансформировался в ряд конкретных определений, ключевых в рассматриваемой тематике. Обобщив известные трактовки основных дефиниций следует принять за основу определение, согласно которому под инновационной деятельностью следует понимать целесообразное изменение, преобразование различных сторон жизнедеятельности человека, в том числе рационализация производства, обновление его структуры с целью достижения желаемого экономического или социального результата. Взаимосвязь между инновацией и инновационной деятельностью, по мнению автора, заключается в следующем: реализация новшества (инновации) посредством конкретных мер и соответствующих действий организационного, экономического, управленческого, научно-исследовательского, научно-технического и технологического характера и составляет сущность инновационной деятельности.

Для малых и средних организаций принципиально важно создать и обеспечить инновационный процесс, который с учетом особенностей малого и среднего бизнеса можно представить в виде совокупности отдельных инновационных проектов, обеспечиваемых конкретной инвестиционной поддержкой.

Анализ различных точек зрения по поводу трактовки содержания инноваций позволил прийти к выводу, согласно которому инновации можно идентифицировать: как процесс, как систему, как изменение, как результат.

Различаются и подходы к классификации инноваций, в которых в качестве классификационных признаков используются: глубина вносимых изменений, значимость этих изменений, масштаб их распространения и область применения, этапы НТП, характер цели, характер удовлетворяемых потребностей, степень новизны и другие. Применительно к условиям малого и среднего бизнеса целесообразно ориентироваться на более предметную типологию инноваций, включающую укрупненные и детализированные группы. Укрупненная типология включает в себя продуктовые, технико-технологические, организационно-экономические, маркетинговые, социальные, организационно-культурные и симбиозные инновации.

Детализированная типология может быть выстроена на основе различных критериев: по сфере приложения, по предмету, по степени новизны продукта, по причинам возникновения, по роли в процессе производства, в зависимости от источника инновационной идеи, по масштабам распространения.

По каждому из представленных критериев выделяются конкретные виды инноваций.

Управление нововведениями должно опираться на логически верную модель инновационного процесса. В теории инноваций известны две такие модели – последовательная и параллельная. Последовательная модель предполагает существование нескольких этапов, следующих один за другим: исследования, разработки, планирование, производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. В параллельной модели, более приемлемой для современных условий, учитывается механизм обратной связи и взаимозависимость этапов. В результате действий этого механизма цикл, отраженный в последовательной модели, нарушается, отдельные этапы могут исключаться, другие – повторяться. Эта специфика проявляется, в частности, в определении места маркетинга. Если рассматривать маркетинг в широкой трактовке – не только как способ продвижения продукта, но как самостоятельную стратегию производственно-рыночного поведения, представляется очевидным, что он может полностью реализовать свои преимущества только при использовании параллельной концепции.

Ориентируясь на принцип экономичности инновационной деятельности следует выделить в качестве основного аспект, связанный с управлением инновационным проектом. Изучая его как самостоятельную категорию не трудно заметить, что и он является многоаспектным понятием и рассматривается: как форма целевого управления инновационной деятельностью; как процесс осуществления инноваций; как комплекс документов, регламентирующий процесс создания внедрения, производства и реализации новшеств. Синтезируя эти аспекты можно сформулировать следующее определение инновационного проекта: инновационный проект – это систематизированная совокупность (система) взаимоувязанных целей, задач, планов и программ их достижения в форме комплекса исследовательских, проектных, производственных, организационных, финансовых и маркетинговых мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам, исполнителям, и оформленных в виде комплекта соответствующей документации.

Инновационный проект является, по-сути, проектом инвестиционным. Он отличается длительностью и высокой степенью связывания значительных материальных и финансовых средств в процессе своего осуществления. Инновационные идеи поэтому подвергаются финансово-экономической оценке (по экономическому критерию, чаще всего - рентабельности).

Существует ряд принципов, на которые следует ориентироваться в управлении нововведениями: системного анализа, комплексности, адекватности и объективности оценки результатов и затрат, корректности используемых показателей, ограниченности и взаимозаменяемости ресурсов, учета интересов всех участников инновационного процесса. Предлагается дополнить данную совокупность маркетинговым принципом, суть которого заключается в необходимости изучения спроса на инновации и разработки инновационных решений в соответствии с характеристиками спроса, а также в формировании спроса на инновации. Этот принцип обуславливает появление двух понятий, связанных с маркетингом на инновационном рынке:

- инновационного маркетинга, как комплекса маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на успешную реализацию разработанных новых продуктов;

- маркетинга в инновационной сфере, который предполагает осуществление маркетинговых мероприятий не только в коммерческих, но и в некоммерческих областях инновационной сферы. Вычленение этого понятия обусловлено тем, что не все разработки инновационного цикла могут быть выражены в пригодных для коммерциализации инновациях.

Управление нововведениями в условиях малого и среднего бизнеса встречает ряд объективных трудностей. Основными из них являются:

- сложность организации полноценного управления нововведениями в структуре и системе управления МСО, использующими упрощенные формы;

- невозможность сформировать достаточно масштабный инновационный потенциал;

- сложности в организации инновационного поиска и ряд других.

Для решения этих проблем в МСО рекомендуется использовать средства аутсорсинга.

В диссертации проанализированы различные точки зрения по поводу использования данного термина, идентификации его сущностных основ, методам классификации аутсорсинга. За основу принято определение, согласно которому под аутсорсингом понимается подход к построению (изменению) структуры организации, при котором часть необходимых для существования организации функций (производственных, обслуживания, управленческих и др.) выполняются сторонними организациями. Основная цель применения аутсорсинга – снижение издержек. Однако с его помощью можно решить еще ряд задач: сконцентрироваться на более важных (или более сложных) для МСО направлениях деятельности; пополнить свой потенциал; приобрести дополнительный опыт; повысить качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Аутсорсинг является результатом развития идеи разделения функций на основные и второстепенные.

В структуре аутсорсинга представлен ряд его видов, таких, например, как бизнес-аутсорсинг, производственный аутсорсинг, IT-аутсорсинг. Применительно к рассматриваемой тематике определены особые позиции управленческого аутсорсинга, который также, как аутсорсинг вообще отличается сложностью внутренней структуры.

В рамках управленческого аутсорсинга также следует выделять несколько типов (рис. 1).




Рис. 1. Уточненная структура управленческого аутсорсинга

в сфере малого и среднего бизнеса


Для МСО, стремящихся к участию в национальных инновационных системах и достижению соответствия требованиям инновационной экономики особенно важен инновационный аутсорсинг. В число функций инновационного аутсорсинга входит реализация мероприятий, связанных с: поиском инновационных идей; оценкой и выбором идей; обоснованием их внедрения в МСО; организацией мониторинга инновационной среды; организацией мониторинга жизненного цикла продукции МСО с выделением инновационных циклов; организацией разработки инновационных решений и проектов.

Функции, связанные с развитием инновационной деятельности МСО, можно определить исходя из положений теории жизненных циклов. В диссертации предметно рассмотрены положения данной теории и приведены обоснования возможностей формирования последовательных инновационных разработок (теоретически бесконечных). Выделены два основных принципа, лежащих в основе управления инновационной деятельностью: принцип последовательности инновационных периодов и принцип перманентности инноваций, который подразумевает сочетание свойств непрерывности, последовательности и преемственности инновационных разработок.

Инновационная деятельность МСО создает устойчивую базу для формирования адаптивности организаций этого типа к факторам внешнего окружения за счет активности, которая преобразует их в организации предпринимательского типа. Но инновационная активность МСО всегда сопряжена с изменениями. При этом концепция управления изменениями предполагает, что конкретное управленческое воздействие реализуется в совокупности изменений, формируемых в состоянии отдельных элементов хозяйствующего субъекта и обуславливаемых проявлением внутренних и внешних факторов. В качестве методологической основы для управления и реализации внутри организационных изменений выступает системно-конструктивистский подход, в рамках которого хозяйствующий субъект представляется как единая система, состоящая из сети разносторонне связанных между собой элементов. Их взаимовлияние приводит к появлению новых качеств системы, которые не могут быть продуктом простого суммирования свойств отдельных частей. При системно-конструктивистском подходе рассматриваются разнообразные событийные явления, которые подразделяются на материальные и нематериальные (мотивационные) составляющие. И те, и другие приводят к изменению состояния организации или ее элементов. Причем изменения могут касаться как принципиальных вопросов в области управления инновациями, так и не столь значительных перемен (нововведений в кадровой политике, работе с клиентами, организации сбыта готовой продукции и т. п.). Представляется вполне обоснованным вывод о соответствии положений данного подхода особенностям управления инновационным развитием МСО, которое всегда сопровождается изменениями, а значит и нуждается в привлечении инструментов, свойственных управлению изменениями.

Инновационный аутсорсинг имеет ряд особенностей.

1. В его рамках можно осуществлять практически все функции в области развития инноваций в МСО. В реализации некоторых из них, целесообразно сочетать усилия внешних консультантов (организаций или отдельных специалистов) и специалистов, входящих во внутреннюю структуру МСО. При этом формируется особая модель инновационного аутсорсинга, которую можно характеризовать как комбинированную

2. Такая модель может быть использована в тех случаях, когда при реализации функции развития инноваций необходимо или глубокое и всестороннее знание потенциальных возможностей персонала МСО, или возможно обращение к организациям другого типа, специализирующихся на конкретных (важных для МСО) направлениях деятельности.

3. В области управления инновациями в рамках инновационного аутсорсинга следует проводить комплекс действий по цепочке: концепция-стратегия-программа-план-тактические действия-оперативные действия.

4. При выполнении функции управления инновациями в МСО также может быть использована комбинированная модель инновационного аутсорсинга. По существу, каждая из управленческих функций может быть реализована на основе комбинации усилий внешних специалистов и работников МСО. Однако в этом случае в качестве внешних консультантов привлекаются специалисты в области управления организацией, а также в области управления инновационными процессами.

5. Комбинированная модель инновационного аутсорсинга может найти применение и в области развития инноваций и в области управления инновациями. Но ее конфигурация может быть различной. В первом случае она состоит из двух элементов: специалистов инновационного консалтинга (внешних консультантов) и специалистов МСО, занятых разработкой и внедрением новшеств. Во втором случае сочетаются три элемента: внешние консультанты-специалисты по широкому кругу управленческих проблем; внешние консультанты-специалисты в области инновационного развития и управления и специалисты МСО, занятые инновационными проблемами в части, касающейся разработки и внедрения новшеств. В этой «тройке», что особенно важно, позиции внешних специалистов в области управления организацией как системой должны быть лидирующими.

Вышеизложенные тезисы позволяют прийти к следующему выводу – в практике малого и среднего бизнеса возможно использование различных моделей, в которых сочетаются функции развития инноваций и управления инновациями (нововведениями).

а). Модель, предполагающая использование внешних консультантов для реализации практически всех функций по развитию и управлению инновациями, внутренние специалисты занимаются лишь предоставлением необходимой информацией – «внешняя» модель.

Если привлеченным специалистам передаются стратегические прерогативы, то модель можно охарактеризовать, как «внешнюю» стратегическую. Достоинство данной модели заключается в ее способности преодолеть проблему, связанную с отсутствием необходимых знаний, опыта и практических навыков в области инновационного развития у специалистов МСО. Ее недостаток – низкая гарантированность в соблюдении коммерческой тайны и сохранении стратегически значимой информации.

Дабы преодолеть этот недостаток руководство МСО пытается минимизировать число передаваемых на аутсорсинг функций. При этом формируется модель, которую можно идентифицировать как «внешнюю» тактическую. В ней предусматривается передача сторонней организации только тех функций, которые помогают руководству МСО самостоятельно принимать стратегические решения.

б). Модель предполагающая использование усилий внешних консультантов для реализации незначительной части функций инновационного развития и управления, и в любом случае исключая стратегические функции, - «внутренняя» модель инновационного аутсорсинга.

в). Синхронизированная комбинированная модель инновационного аутсорсинга, базирующаяся на пропорциональном объединении усилий внешних специалистов и работников МСО. Пропорциональность в данном случае означает, что:

- внутренние и внешние специалисты в равной мере задействованы в инновационной проблематике МСО;

- сбалансированы две самостоятельные функции, реализуемые на основе инновационного аутсорсинга – развития инноваций и управления инновациями.

Модели инновационного аутсорсинга в организациях малого и среднего бизнеса представлены на рисунке 2.



Рис. 2. Модели инновационного аутсорсинга


Синхронизированная комбинированная модель инновационного аутсорсинга является основной, отражающей все нюансы предлагаемого методического подхода. С определенной долей условности ею можно ограничиться в инструментальных разработках, используя более общий термин (комбинированная модель). Важно подчеркнуть, что комбинированная модель в любом случае реализуется за счет создания временных рабочих групп, состоящих из внешних специалистов и работников организации.

Основным принципом формирования и реализации комбинированной модели инновационного аутсорсинга является принцип полного использования интеллектуального потенциала МСО, присущего организациям рассматриваемого типа и нуждающегося в привлечении внешних специалистов для успешной реализации.

Интеллектуальный капитал МСО следует рассматривать в совокупности трех составляющих: человеческий, организационный и потребительский капиталы. Составляющие должны взаимодействовать друг с другом, создавая синергетический эффект.

Использование интеллектуального капитала является управленческой задачей. Когда этот капитал реализуется в рамках комбинированной модели развития инноваций в МСО, как правило, синтезируются содержательные и управленческие аспекты инновационного процесса. Этот синтез обуславливает необходимость внедрения функции управления знаниями в систему управления интеллектуальным потенциалом МСО. Следует особо подчеркнуть, что комбинированная модель развития инноваций создает условия для расширенного использования знаний. Такое использование знаний (с учетом специфики малого и среднего бизнеса) возможно в том случае, если в организации используется инструментарий, позволяющий реализовать концепции непрерывного образования.

Важными элементами инновационного аутсорсинга является поиск инновационных идей. При организации такого поиска в условиях малого и среднего бизнеса инновационного типа во всех случаях необходима организация мониторинга инноваций (инновационного мониторинга), который опирается на единые принципы организации мониторинга как вида деятельности, но обладает и некоторыми специфическими характеристиками. В частности рекомендуется включать в структуру инновационного мониторинга помимо стадий наблюдения и анализа стадию прогноза инновационной среды. При реализации комбинированной модели развития инновации рекомендуется использовать структуру инновационного мониторинга, в которой не только отражена последовательность «наблюдение-анализ-прогноз», но и наличествует элемент, на который направлена их целевая функция – банк инновационных идей.

Банк инновационных идей в МСО должен быть актуализирован. Его актуализацию можно осуществить на основе анализа и прогноза инновационной среды, по результатам которого можно сепарировать инновационные предложения (аккумулируемые в банке идей), отбирая те из них, что имеют наиболее благоприятные перспективы для развития и исключая те, что не могут продемонстрировать высокой эффективности или перестали быть инновационными (устарели).

В рамках инновационного поиска, осуществляемого в организации любого вида должна осуществляться экспертиза инноваций, целью которой является анализ экономических предпосылок для инвестиционных инициатив в сфере развития инноваций. По результатам такой экспертизы в МСО в большинстве случаев формируется вывод о недостаточности инвестиционного обеспечения инновационного развития. В этом случае целесообразно формирование стратегических инновационных альянсов, который правомерно рассматривать как самостоятельный вид комбинированной модели развития инноваций (рис. 3). В такой модели функции аутсорсинга выполняют специалисты крупных организаций, входящих в альянс и образующих его ядро.

Комбинированная модель развития инноваций предполагает привлечение внешних специалистов не только для решения основных (содержательных), но и инфраструктурных задач, среди которых представлены и управленческие задачи. Их основная особенность - нацеленность на выполнение вспомогательных функций, способствующих развитию



Рис. 3. Модель формирования стратегического

инновационного альянса


инновационных предложений. Но в условиях малого и среднего бизнеса крайне важно обеспечить собственный инновационный процесс, который всегда сопровождается необходимостью решения ряда управленческих проблем, которые могут быть решены только на основе комбинированной модели управления инновациями. В этой связи и исходя из очевидной ограниченности управленческого потенциала МСО нельзя не признать, что комбинированная модель управления инновациями для субъектов «малой» экономики является, по-сути, основной.

При построении комбинированной модели управления инновациями в малом и среднем бизнесе предлагается использовать один из двух подходов. Первый предполагает организацию постоянной консультативной помощи действующей системе управления организацией. Второй ориентируется на управление отдельными проектами.

Первый подход, который можно идентифицировать как перманентный (т. е. непрерывный, последовательный и поэтапный) следует использовать в тех случаях, когда:

- структура управления МСО упрощена;

- управленческий потенциал невелик;

- существуют объективные сложности в формировании не только стратегических, но и тактических решений.

Примером использования перманентного подхода является, в частности, создание системы непрерывного обучения. Эта система позволяет последовательно решать одну из повторяющихся задач – повышение уровня квалификации персонала МСО.

В условиях малого и среднего бизнеса перманентная модель выражена в форме постоянного потребления консалтинговых услуг, что обеспечивает достижение следующих преимуществ:

- существенного увеличения управленческого потенциала МСО;

- достижение способности к решению не только рутинных, но и уникальных задач, возникающих в нестандартных ситуациях;

- возможность «разгрузить» управленческий персонал МСО;

- повышение квалификации управленческого персонала МСО и развитие профессиональных навыков у представителей управленческого звена;

- обеспечение преемственности принимаемых управленческих решений и соблюдение их логической последовательности.

Перманентный подход имеет и ряд недостатков основным из которых является усиление зависимости от внешних консультантов. Этого недостатка лишен проектный подход, при котором в рамках инновационного аутсорсинга оказывается консультационная помощь в процессе разработки и претворения в жизнь конкретных инновационных проектов.

С теоретических позиций проектный подход является основным в области управления инновациями. Применительно к задачам инновационного аутсорсинга его технология подвергается определенным трансформациям. Во-первых, в последовательность стадий, входящих в процесс проектирования предлагается включать такие стадии, как анализ направлений взаимодействия между консультантами и представителями консультируемой организации (следующая за стадией декомпозиции целей и формирования задач) и формирование рабочих групп, способных решать поставленные задачи на принципах комбинации действий внешних специалистов-консультантов и сотрудников организации.

Важнейшим отличительным признаком технологии разработки инновационного аутсорсинга является преобразование его завершающей стадии (стадии контроля) в контроллинг. В рамках проектного подхода в рассматриваемом случае контроллинг это просто фаза завершения, в которой фиксируются результаты, достигнутые на момент инновационного проекта, и сопоставляются результаты с параметрами, отраженными на первой стадии (целеполагание). Контроллинг предполагает анализ этих результатов и той рыночной ситуации, которая сложилась на момент проведения контролирующих процедур. Результаты такого анализа часто фиксируют следующую ситуацию: цели и задачи, определенные в начале проектирования достигнуты, но внешняя ситуация (а значит и ряд параметров, например, позиции МСО в конкурентной среде) не позволяют говорить об успехе. Причем причина не в ошибках целеполагания и анализа, а в естественной динамике внешних факторов. Противодействовать этому обстоятельству можно следующим образом - в рамках контроллинга не только сопоставлять цели и достигнутые результаты, но и эти результаты с ситуацией, сложившейся на момент проведения контролирующих процедур.

Организация внедрения проектного подхода в механизм реализации комбинированной модели управления инновациями базируется на привлечении внешних специалистов консультантов, которые функционируют в сфере управленческого консультирования. Инновационный проект в данном случае преобразуется в проект управленческого консультирования.


III. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Результатом самостоятельного исследования автора является постановка проблемы, определение цели и задач работы, теоретические обоснования, а методические и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации.

Личный вклад в решение проблемы заключается в следующем:

- выполнен анализ проблем и тенденций развития малого и среднего бизнеса; обоснована необходимость повышения инновационной активности организаций данного типа; раскрыта эволюция инновационного развития «малой» экономики, в которой объединен как отечественный, так и зарубежный опыт; выделены особенности инновационного развития в контексте реализации предпринимательских инициатив, способных трансформировать рассматриваемый сектор экономики в одну из наиболее эффективных рыночных сфер;

- раскрыты теоретико-методические предпосылки к формированию инновационного аутсорсинга в организациях малого и среднего бизнеса, в рамках которых определена социально-экономическая сущность инноваций и развиты методы типологизации инноваций с учетом специфики организаций малых форм; исследованы принципы и подходы к управлению нововведениями; обосновано внедрение маркетингового принципа, призванного сбалансировать спрос и предложение на инновационном рынке; определены особенности маркетинга в инновационной сфере;

- обоснована необходимость и возможности использования средств аутсорсинга в инновационной деятельности малых и средних организаций; определено место инновационного аутсорсинга в системе управленческого аутсорсинга, получившего развитие в сфере малого и среднего бизнеса; выполнена серия модельных построений, дифференцирующая использование средств инновационного аутсорсинга в зависимости от характера задач, решаемых на его основе; выдвинуты предложения об использовании комбинированной модели, синхронизирующей деятельность внешних консультантов и сотрудников организаций, вовлеченных в инновационный процесс и привлекаемых к разработке конкретных проектов;

- сформулированы методические рекомендации по организации поиска инновационных идей, базирующегося на применении средств мониторинга; по структуризации инновационного мониторинга, а также по формированию стратегического инновационного альянса, обеспечивающего инвестиционную поддержку инновационных инициатив малого и среднего бизнеса; разработан методический инструментарий, позволяющий использовать комбинированную модель инновационного аутсорсинга в управленческой практике и создать усилия для организационного обеспечения инновационной деятельности организаций малых форм, стремящих к достижению инновационной активности, гибкости и маневренности.


IV. НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методического инструментария по формированию и реализации инновационного аутсорсинга в сфере малого и среднего бизнеса.

К элементам новизны автор относит следующее:

- обоснована необходимость расширения принципов управления нововведениями и выдвинуто предложение об использовании маркетингового принципа, обуславливающего соответствие спроса на инновации и разработки конкретных инновационных решений;

- предложено к использованию понятие «инновационный аутсорсинг», раскрыто его содержание и базовые функции, реализация которых позволит взаимоувязать все стадии инновационного процесса в организациях малых форм, а также определены позиции инновационного аутсорсинга в системе управленческого аутсорсинга, являющегося одним из основных механизмов, обеспечивающих повышение эффективности управления малыми и средними организациями;

- сформулированы методические рекомендации по использованию комбинированной модели инновационного аутсорсинга в области развития и управления инновациями в организациях рассматриваемого типа, а также выстроена структура моделей инновационного аутсорсинга, в которой выделяются «внутренняя» модель и «внешняя» модель, дифференцированная на стратегическую и тактическую составляющие, а также синхронизированная комбинированная модель инновационного аутсорсинга, реализующая принцип пропорциональности в объединении усилий внешних консультантов и сотрудников организации;

- определены методы поиска инновационных идей, основанные на использовании средств мониторинга и структура инновационного мониторинга, в которой выделены организационные позиции банка инновационных идей; обоснованы способы актуализации банка инновационных идей, а также разработана модель стратегического инновационного альянса, внедрение которой позволяет изыскивать дополнительные ресурсы для инвестиционной поддержки инновационно-ориентированных малых и средних организаций;

- сформированы методические положения по обоснованию организационно-экономических подходов к внедрению комбинированной модели инновационного аутсорсинга – перманентного и проектного; механизмы их использования в инновационной деятельности малых и средних организаций.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в обобщении теоретических положений и разработке конкретных рекомендаций по формированию и реализации инновационного аутсорсинга в малых и средних организациях.

Выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, доведены до стадии, предполагающей их применение на практике при организации и управлении инновационными процессами в малом и среднем бизнесе, а также обосновании инновационно-ориентированных стратегий.

Структура диссертации сформирована с учетом причинно-следственной взаимосвязи и логической последовательности элементов и факторов исследуемых проблем и объектов. Главы и параграфы структурированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные проблемы, а также аспекты рассматриваемой тематики, не затронутые современными научными исследованиями. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Анализ проблем и перспектив развития малого и среднего бизнеса» раскрыты современные тенденции в развитии исследуемой сферы, обоснованы инновационные ориентиры деятельности организаций малых форм, выполнен анализ динамики ключевых показателей и характеристик инновационных процессов в малых и средних организациях, по результатам которого определен круг проблем инновационного развития, решение которых требует соответствующего методического, организационно-экономического и инструментального обеспечения.

Вторая глава «Теоретико-методические предпосылки формирования инновационного аутсорсинга в малом и среднем бизнесе» посвящена исследованию социально-экономической сущности инноваций, принципов и подходов к их типологизации; изучению различных точек зрения на управление инновациями в организациях малого и среднего бизнеса, функционирующими в условиях динамики внешних факторов и, в частности, в условиях активизации конкурентных процессов, а также научному анализу возможностей и перспектив использования средств аутсорсинга в инновационной деятельности организаций рассматриваемого типа.

В третьей главе «Методические основы реализации инновационного аутсорсинга в малом и среднем бизнесе» обоснованы подходы к формированию инновационного аутсорсинга, сформулированы принципы и методы построения комбинированной модели развития инноваций в малых и средних организациях, использующей методический инструментарий современного аутсорсинга, а также разработаны механизмы реализации данной модели в инновационно-ориентированных малых и средних организациях.

В заключении диссертационной работы представлены основные результаты выполненного исследования

Публикации и апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на ряде международных, межрегиональных и региональных конференций, где получили одобрение научной общественности, в частности на:

По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом­­ 3,2 п. л.


  1. Гончарова Н.А. Социально-экономическая сущность инновационных процессов в малом и среднем бизнесе // Экономическое возрождение России.- № 3(25).- 2010.- 0,5 п. л.

  2. Гончарова Н.А. Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе. // Экономическое возрождение России. - 2010. - №4(26).- 0,5 п. л.

  3. Гончарова Н.А. Разработка новых технологий управления и развития персонала на предприятиях (тезисы). Наука. Технологии. Инновации // Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых в 7-и частях.- Новосибирск: Издательство НГТУ, 2006.- 0,3 п. л.

  4. Гончарова Н.А. Особенности управления персоналом в инновационных организациях (тезисы). Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Сибири: тезисы докладов / Тезисы докладов Второй межрегиональной научно-практической конференции.- Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2006.– 0,2 п. л.

  5. Гончарова Н.А. Отличительные характеристики управления персоналом в инновационной деятельности (статья) / Труды Братского государственного университета: серия Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Сибири.- Братск: ГОУ ВПО БрГУ, 2006.- 0,3 п. л.

  6. Гончарова Н.А. Ориентиры в эпоху перемен / Труды Братского государственного университета: серия Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Сибири.– Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2008.- 0,5 п. л.

  7. Гончарова Н.А. Инновационный менеджмент, как инструмент планирования и прогнозирования деятельности хозяйствующего субъекта // Вестник Иркутского регионального отделения Академии наук высшей школы России. – №2 (15). – 2009 г.- 0,4 п. л.

  8. Гончарова Н.А. Основные направления решения проблем управленческого консалтинга в малом и среднем строительном бизнесе // Вестник гражданских инженеров.- №2(23). - 2010.– 0,3 п. л.

  9. Гончарова Н.А. Инновационное развитие организаций малых форм.- СПб.: Сборник печатных трудов СПбГАСУ. -2010.- 0,2 п. л.




ГОНЧАРОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА


АВТОРЕФЕРАТ


Лицензия Код 221 Серия ИД № 02558 от 18 августа 2000г.


Подписано в печать 17.12.2010. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная.

Печ. л. 1,4. Бум. л. 0,7. Изд-во СПбГУКиТ. Тираж 70 экз. Зак. .


Редакционно-издательский отдел Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

191102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом. 22.

Подразделение оперативной полиграфии ФГОУ ВПО «СПбГУКиТ»

191102, Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, дом 22.




Похожие:

Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconСтатья посвящена состоянию и вопросам повышения эффективности деятельности в малом и среднем бизнесе, в том, который в международных экономических аббревиатурах обозначается как smb (Small & Medium Business). В основном речь будет идти о «среднем бизнесе»
Вложений в последние годы на- может, ведь продукт этот на ры- ний бизнес в Украине начинается с
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе icon«Лучшая публикация о малом и среднем бизнесе» «Краткий справочник предпринимателя», №5 (19) май 2009
Оао «Иркутскэнерго», Институт физики солнца, Иргту, корпорация «Иркут», компания «Энергетические технологии» и многие другие. Несмотря...
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconВведение 3 глава 1 теоретические основы организации и управления предприятием в малом бизнесе 6
Теоретические основы организации и управления предприятием в малом бизнесе 6
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconМаркетинг в малом бизнесе
Методические указания по написанию реферата для самостоятельной работы студентов II курса
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconЗадачами курса являются
При этом внимание акцентируется на специфике предпринимательской деятельности в малом бизнесе, оценке результативности
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconБизнес-планирование в малом бизнесе: особенности и аспекты автоматизации Г. Г. Арунянц, С. Г. Саядян
Образовался своеобразный "мир управления проектами" с обширной специальной
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconМаркетинг в малом бизнесе
Актуальность дисциплины в условиях кризиса стабилизация экономики невозможна без поступательного развития сферы малого бизнеса. В...
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconЧасть инновационный менеджмент
Понятие о бизнесе, о предпринимательской деятельности
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе icon1 Теория бюджетирования, его задачи, функции
Этот ме­тод в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними предприятиями (фирмами), а в последнее время...
Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе iconБизнес-план Аутсорсинг Business Excel ence #5’09 63 граммного обеспечения на платформе «1С: от 3 человек и в среднем стоят около 1000 р. Предприятие»
Особенно это актуально и бизнес-приложений. Именно этот вид аутсорсинга для малого бизнеса сегодня во время кризиса. Совместно имеет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница