Конспект лекций




НазваниеКонспект лекций
страница1/6
Дата конвертации16.10.2012
Размер0.7 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ


Предлагаемый конспект лекций содержит краткое изложение материала по основным темам данного курса. Остальные темы, указанные в программе курса, студент должен будет изучить самостоятельно из рекомендуемых литературных, учебных и методических источников. Для самостоятельного изучения предлагаются темы, наиболее полно освещенные в имеющейся учебно-методической литературе.


ТЕМА 1. КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА


Необходимость активизации инновационной деятельности в Украине чрезвычайно актуальна. Основными причинами этого, по мнению большинства ученых, являются:

  • незавершенность и нелогичность проводимых экономических преобразований;

  • слабость рыночных инструментов экономики;

  • сохранение экономических отношений с внешним миром, основанных на импорте высокотехнологического оборудования, машин, товаров народного потребления в обмен на экспорт топливно-сырьевых ресурсов.

Этот перечень мы можем дополнить следующими обстоятельствами:

  • отсутствие на всех уровнях управления систем менеджмента, ориентированных на повышение качества, социальное развитие, конкурентоспособность;

  • ориентация развития украинской экономики не на активизацию инновационной деятельности, а на факторы производства и инвестиции.

При этом упускается из виду, что факторы производства и инвестиции должны быть не целью функционирования социально-экономических систем, а средством активизации инновационной деятельности и повышения за счет этого экономического роста.

Углубление в проблематику курса следует предварить хотя бы кратким обзором литературных источников, сформулировать свои положения. Это тем более важно, что в настоящее время еще четко не обозначилась общепринятая терминология в области инновационной деятельности.

Так, рекомендуется под научно-техническим прогрессом понимать развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в воздействии науки на уровень техники и технологии, а с другой, - в применении новейших приборов в научных исследованиях /Абалкин Л.И./

Начальная фаза научно-технического прогресса относится к позднему Возрождению, и особенно ощутимый импульс он получил в ХУ1-ХУ11вв., когда нужды растущего мануфактурного производства, расширение мореплавания, торговли положили начало союзу научной, технической, изобретательской деятельности / НТП: Словарь / В.Г. Горохов.- М.: 1987/

На уровне фирмы научно-технический прогресс реализуется в виде инновации.

В термин «ИННОВАЦИЯ» вкладывается самый различный смысл. Так,

Й. Шумпетер еще в 30-е годы ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности.

Обратите внимание еще на несколько определений:

  • инновация - это итоговый результат создания и освоения принципиально нового или модернизированного средства /новшества/;

  • инновация в широком смысле - прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продуктов, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера;

  • нововведение - это развитие технологии, техники, управления на стадиях зарождения, освоения, диффузии на других объектах;

  • в «словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу.

В соответствии с Руководством Фраскати /документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати/ инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, процесса, либо в новом подходе к социальным услугам.

В книге «Инновационный менеджмент» / Под ред. Н. П. Завлина, А. К. Казанцева и др./ инновация определена как использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной /научно-технической/ деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.

Установление конкретного круга аспектов, характеризующих сущность любого понятия, является исходным моментом для формирования целей, структуры и объема дальнейших исследований. Поэтому я уделяю такое внимание рассмотрению сущности базового понятия «инновация», которое должно отвечать ряду требований.

Во-первых, считаю целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация». Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде:

  • открытий

  • изобретений

  • патентов

  • товарных знаков

  • рационализаторских предложений

  • документации на новый или усовершенствованный процесс

  • организации, производства или другой структуры

  • ноу-хау

  • понятий

  • научных подходов или принципов

  • документа/стандарта, методики, инструкции и пр./

  • результатов маркетинговых исследований.

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Во-вторых, новшества могут разрабатываться как для собственных нужд /для внедрения в собственном производстве, либо для накопления/, так и для продажи. На «входе» фирмы как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» фирмы будут только новшества как товары.

В-третьих, неправомерно в понятие «инновации» включать разработку инноваций, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Новшества могут разрабатываться по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара / стратегический маркетинг, НИОКР и т.д./

Итак, мы можем ввести еще одно определение. Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению /или превращению в инновацию/ и распространению в другие сферы /диффузия/ называется ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

М. Портер выделяет 4 стадии конкурентного развития страны:

  • стадия развития на основе факторов производства;

  • стадия инвестиционного развития;

  • стадия инвестиционного развития

  • стадия развития на основе благосостояния.

На основе рассмотренного деления можно выделить следующие структурные источники экономического развития страны:

  1. развитие на основе факторов производства;

  2. развитие на основе инвестиций

  3. развитие на основе инновационной деятельности.

Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким.

Обращаю Ваше внимание еще на несколько аспектов современного экономического развития на основе инновационной компоненты. С точки зрения уровня развития стран, международной кооперации и интеграции мировое сообщество делят на такие группы:

  1. Технологическое ядро: США, Япония, Германия, Англия, Франция

  2. Страны первого технологического круга : Италия, Канада, Швеция, Голландия, Австрия, Южная Корея и др.

  3. Страны второго технологического круга: наиболее продвинувшиеся развивающиеся страны

  4. Постсоциалистические страны Восточной Европы

  5. Страны СНГ и ближнего зарубежья

  6. Наименее развитые и развивающиеся страны.

Организация инновационной деятельности в странах-лидерах:

  • горизонтальная интеграция НИОКР

  • создание вычислительных сетей

  • проведение совместных исследований

  • государственная поддержка новых технологий.

К специфическим характеристикам современных технологий можно отнести:

  • узкую специализацию

  • быструю устареваемость

  • необходимость постоянного развития

  • высокую рискованность финансовых ресурсов

  • быструю распространяемость по всему миру

  • разработку и внедрение ноу-хау

  • развитие при тиражировании

  • невозможность распространения только с помощью документации и др.

Эти свойства создают неопределенность и неравномерность распространения инновационного продукта, постоянное появление «ниш», в которые могут встроиться аутсайдеры, сложность сохранения позиций лидерства и монополизма в технологической сфере.

Используя разработанные в мире передовые технологии, можно перейти лишь на стадию инвестиционного развития. Стадия же инновационного развития предполагает определенный технологический монополизм, получаемый в результате собственных разработок и изобретений.

Однако уже в начале ХХ1 столетия развитие науки и техники будет не целью, а средством социально-экономического развития стран. Многие исследователи склонны считать, что будущее человечества связано не с технотронным, обществом, а с гуманистическим обществом, основанным на достоинстве, знаниях, свободе личности. Гуманист - это и есть достойный человек, стремящийся к знаниям, добру и красоте.

Важнейшей определяющей основой гуманистического общества будет идеологическая структура – определенная система философских, научных, художественных, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о мире, месте человека в нем. В процессе становления гуманистического общества должна осуществляться переориентация общества с производства материальных благ на производство духовных ценностей. Поэтому одной из главных задач общества гуманизма является производство знаний. В пользу этого тезиса говорит тот факт, что, например, в промышленно развитых странах накопление человеческого капитала к концу ХХ в. В 3 – 4 раза превысило накопление капитала в материально-вещественной форме; значительно возросли расходы на строительство новых музеев, библиотек, театров, спортивных сооружений.

Однако, не имея возможности далее развивать эту весьма привлекательную интеллектуальную тему в рамках краткого конспекта, обратимся к не менее важной для понимания сущности курса «Инновационный менеджмент» проблеме - классификации и кодированию инноваций.

Известны различные подходы к классификации инноваций. Обращу Ваше внимание на некоторые типологии, чаще всего встречающиеся в специальной литературе.

1-я типология по 9-ти признакам / А. Пригожин /:

1) по типу новшества:

  • материально-технические /техника, технология, материалы/

  • социальные

  • экономические

  • организационно-управленческие

  • правовые

  • педагогические

  1. по инновационному потенциалу:

  • радикальные /базовые/

  • комбинаторные /использование различных сочетаний/

  • модифицирующие /улучшающие, дополняющие/.

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

  • замещающие /вместо устаревшего/

  • отменяющие /исключают выполнение операций/

  • возвратные /к предшественнику/

  • открывающие /новые, аналогов нет/.

4) по объему применения:

  • точечные

  • системные /технологические, организационные и т.п./

  • стратегические /принципы управления, производства и т.п./

5) по эффективности /целям/:

  • эффективность производства

  • эффективность управления

  • улучшение условий труда

6) по социальным последствиям:

  • вызывающие социальные издержки

  • новые виды монотонного труда

  • вредные условия и т.п.

7) по особенностям механизма своего осуществления:

  • единичные /на один объект/

  • диффузные /на многие объекты/

  • завершенные и незавершенные

  • успешные и неуспешные.

8) по особенностям инновационного процесса:

  • внутриорганизационные

  • межорганизационные

9) по источнику инициативы:

  • прямой социальный заказ

  • в результате изобретения

11 типология по 7 критериям /М.Хучек/:

1) оригинальность характера изменений:

  • оригинальные /творческие/

  • неоригинальные /подражающие/

2) степень сложности:

  • несвязанные /менее усовершенствованные/

  • связанные /коллективный результат/

3) отрасль хозяйства:

  • материализованные /твердые/

  • не материализованные /мягкие, управленческие/

4) степень новизны:

  • новинки в мировом масштабе

  • новинки в стране или отрасли

  • новинки на предприятии

5) радиус действия:

  • внедренные на предприятии

  • внедренные вне предприятия

6) социально-психологические условия внедрения:

  • рефлекторно осознаваемые

  • внедренные без длительного обдумывания

  • запланированные

  • внеплановые

  1. сфера применения:

  • технические и технологические

  • организационные и экономические

  • общественные /внепроизводственные/

111 типология /С. Ильенкова /:

1) в зависимости от технологических параметров:

^ продуктовые

^ процессные

2) по новизне:

^ новые для отрасли в мире

^ новые для отрасли в стране

^ новые для предприятия

3) по месту на предприятии:

^ новации на входе

^ новации на выходе

^ новации системной структуры

4) от глубины вносимых изменений:

^ радикальные /базовые/

^ улучшающие

^ модификационные

по сфере деятельности:
^ технологические
^ производственные
^ экономические
^ торговые
^ социальные
^ в области управления


1У типология / Завлин П.Н./:

1) область применения:

< управленческие

< организационные
< социальные
< промышленные

2) этап научно-технического прогресса:

< научные
< технические
< технологические
< конструкторские
< производственные
< информационные

3) степень интенсивности:
< “бум”
< равномерная
< слабая

< массовая
< темпы осуществления

4) темпы осуществления:
< быстрые
< замедленные
< нарастающие
< равномерные
< скачкообразные

  1. масштаб инноваций:
    < трансконтинентальные
    < транснациональные
    < региональные
    < крупные, средние, мелкие

  2. результативность:
    < высокая
    < низкая
    < стабильная

  3. эффективность:
    < экономическая
    <социальная
    <экологическая

< интегральная

Основными критериями классификации инноваций должны быть, на мой взгляд, следующие:

а) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;

б) возможность количественного /качественного/ определения критерия;

в) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Приведенная классификация охватывает, на мой взгляд, все аспекты инновационной деятельности. Для упрощения управления инновационной деятельностью на основе указанной классификации инновации кодируют. Кодирование может быть укрупненным /с одним знаком для признака/ и детальным /с двумя и более знаками для признака/.

Кодирование инноваций возможно в рамках страны и в мировом масштабе. В этом случае вначале кода указывается код страны, отрасли, фирмы. Кодирование позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что дает значительный эффект и активизирует инновационную деятельность.

В заключение рассмотрения этой темы обращаю Ваше внимание на специфику предмета, принципов и структуры дисциплины «Инновационный менеджмент». Это одна из наиболее комплексных и сложных дисциплин. Поэтому для ее изучения, познания теоретических закономерностей и взаимосвязей, закрепления навыков необходимо применять принципы системности, комплексности, динамичности и др., основой которых являются научные подходы к менеджменту.

  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Конспект лекций iconКонспект лекций для студентов специальности 050107 «Экономика предприятия»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированное рабочее место экономиста» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики
Конспект лекций iconКонспект лекций для студентов направления 030504 «Экономика предприятия»
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия
Конспект лекций iconДенис Шевчук Экономика недвижимости: конспект лекций Шевчук Денис Александрович Экономика недвижимости: конспект лекций
Данная книга осована на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать...
Конспект лекций iconКонспект лекций по Стратегическому Менеджменту для студентов факультета Экономики, специальность 1802 Менеджмент
Конспект лекций по Стратегическому Менеджменту для студентов факультета Экономики
Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Инвестирование»

Конспект лекций iconКонспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика предприятия», 050201 «Менеджмент организации»
Основы менеджмента. Конспект лекций для самостоятельного изучения дисциплины студентами и слушателями фпо и зо спец. 050107 «Экономика...
Конспект лекций iconКонспект лекций красноярск 2008 1
Главление
Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Производственный менеджмент»
Введение 5
Конспект лекций iconКонспект лекций по дисциплине «Инвестиционное планирование»
Основные понятия и определения
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница