«Экономика отрасли»




Название«Экономика отрасли»
страница1/4
Дата конвертации16.10.2012
Размер0.59 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4
Департамент образования города Москвы ГБОУ СПО Колледж городского хозяйства № 64


Методическое пособие

по дисциплине:

«Экономика отрасли»

По специальности 140613

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования


Курс 2


Разработал М.М. Агеева


Москва 2012 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курсовая работа «Разработка бизнес-плана структурного подразделения отрасли» выполняется в соответствии с программой учебной дисциплины «Экономика отрасли» для специальностей технического профиля, разработанной МО РФ Институтом проблем развития профессионального образования и рабочим учебным планом.


Количество часов - 20.


Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных студентами при изучении дисциплины.

В процессе выполнения курсовой работы студенты /должны приобрести навыки по расчету технико-экономических и финансовых показателей, характеризующих деятельность предприятий отрасли городского хозяйства.

Курсовая работа выполняется четко. Объем работы:

> 30-35 страниц рукописного текста; У 15-20 страниц печатного текста (шрифт14). Все страницы пронумерованы.

Вариант курсовой работы выбирается в соответствии с цифрой в журнале учебных занятий.


Содержание и объем курсовой работы:

Исходные данные (1 стр.).

  1. Резюме бизнес-плана (1стр.);

  2. Описание предприятия (1-2 стр.);

  3. Описание авторемонтных работ ( 2-3 стр.);

  4. Анализ рынка и конкуренции (3-4 стр.);

  5. Маркетинговый план (3-4 стр.);

  6. План производства (2-3 стр.);

  7. Организационный план (2-3 стр.);

  8. Финансовый план (1-2 стр.);

  9. Инвестиционный план (3-4 стр.). Список используемой литературы (1 стр.).


В методической разработке указаны этапы выполнения курсовой работы, а также, последовательность выполнения экономических расчетов.

Имеются ссылки па нормативные документы и литературу, которые студенты могут использовать для ее выполнения.

Раздел 1

Резюме бизнес-плана.


Бизнес-план - это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела.

Студенту предлагается в сжатой форме и с долей оптимизма в этом разделе отметить вопросы, которые интересуют потенциального инвестора:

  • имеющийся положительный опыт в бизнесе;

  • рыночные перспективы предприятия;

  • собственность и юридическая форма организации бизнеса;

  • вопросы управления персоналом;

  • коммерческая эффективность проекта;

  • представляемые гарантии.


С одной стороны, в бизнес-плане с экономической точностью должно быть доказано, что вложенные инвестором деньги будут ему возвращены с прибылью. И в этом смысле бизнес-план - технический документ. С другой -это, несомненно, «лицо фирмы», элемент ее имиджа.

Представляя бизнес-план потенциальным инвесторам, нужно суметь показать себя с наилучшей стороны.


Для написания резюме студенту нужно учесть, что оно состоит из трех частей:

  1. Введение: включает цели плана и коротко выраженную суть проекта.

  2. Основное содержание: Сжатое описание всех ключевых моментов бизнес-плана и его основных частей; род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта.

  3. Заключение: суммируют факторы будущего успеха предприятия.


Резюме - это ключевая часть документа, она должна быть составлена так, чтобы у инвестора возникло желание продолжить чтение бизнес-плана: кратко, обычно на трех-четырех страницах, но лучше на одной.

Раздел 2

Описание предприятия

Содержание этого раздела определяется необходимостью представить систематизированные данные об организации, включая такие сведения, как основные виды деятельности и характер предприятия. Студенту здесь следует указать сферу деятельности, сведения о продукции, стадии развития , месторасположении и географических рынках продукции (услуг).

Начинается раздел с указания всех реквизитов организации, включая:

  1. идентификационный номер, код ИНН;

  2. полное и сокращенное название;

  3. дату регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства;

  4. почтовый и юридический адреса организации;

  5. банковские реквизиты;

  6. фамилию, имя, отчество; телефоны, факсы администрации предприятия.

Очень важно внятно в данном разделе сформулировать цели бизнеса и наиболее полно описать так называемую философию (миссию) предприятия, что может способствовать возникновению значительного интереса у рецензента к предложениям.

Здесь необходимо также отразить организационно-правовую форму, менеджмент, финансовое состояние предприятия, принадлежащие ей патенты и лицензии.

Если предприятие действующее, то необходимо привести информацию о производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соответствующую характеристику целесообразно представить в виде таблицы.



Показатель

Ир ед ш е ству го щ и й год

Отчетный год

Планируемый год

Общий объем предоставляемых услуг, в действующих ценах, тыс. руб.










Объем производства по видам предоставляем ых услуг










Объем реализованных услуг, в целом и по видам, тыс. руб.










Среднегодовая численность










работников, человек










Производительность труда, тыс. руб./человек










Среднегодовая стоимость основных фондов, млн.руб.










Финансовый результат:

(+)-прибыль, (-)-убыток











Цель данного раздела заключается в том, чтобы объяснить, на чем фирма хочет сделать бизнес; каким образом собирается добиться поставленной цели; на чем основано убеждение в успехе дела.

Раздел 3

Описание продукции (услуг)


Зачастую предполагаемого инвестора могут интересовать не просто общие данные о товаре (услуге), но и его упаковка, дизайн, свойства, степень защиты, обоснование цены и т.п., целесообразно описать имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особенно следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время и что собирается в будущем предложить предприятие, так как выход на рынок и рост объема продаж (реализации) напрямую зависят от уникальных свойств услуг, представленных в бизнес- плане.

Задачей для студента в разработке этого раздела является описание в наиболее сжатой форме характеристик предоставляемых услуг. Сюда рекомендуется включить следующую информацию:

  • физическое описание предоставляемых услуг;

  • привлекательность предоставляемых услуг;

  • разработка и развитие предоставляемых услуг.

Необходимо учесть возможность воздействия на восприятие тех лиц, которые будззнакомиться с бизнес-планом: в частности, фотоматериалы повышают вероятность высокой оценки предоставляемых услуг.

Чрезвычайно важно обоснование высокого качества предоставляемых услуг. При этом важно руководствоваться следующей рекомендацией: качество предоставляемых услуг начинается с маркетинга. Поэтому важно определить потребности потребителей относительно предоставляемых услуг, которые организация собирается удовлетворить. Для этого студенту нужно:

  • определить, чего ожидает потребитель от услуг, а также от предприятия, имеющего целью их предоставить;

  • установить точные, четкие и реалистичные стандарты услуг и показателей, которые служили бы критериями для отслеживания успешности в обеспечении потребителей качественными услугами;

  • гарантировать, что все сотрудники, занятые в деятельности предприятия, будут поддерживать принципы, обеспечивающие качество услуг, обладать знаниями о требуемых для производства стандартах, а также получат всю необходимую подготовку, позволяющую достигать их;

  • непрерывно отслеживать соответствие стандартам, анализируя обратную связь потребителей, их жалобы, чтобы гарантировать, что проблемы будут сразу рассмотрены н решены. В долгосрочной перспективе нужно отслеживать изменение объема предоставляемых услуг и выручки от реализации, а также общий уровень сохранения круга потребителей, чтобы оценить воздействие этих факторов на общую производительность бизнеса.







Раздел 4

Анализ рынка и конкуренции.

Важнейшая составляющая плана - оценка рынка сбыта услуг в совокупности с характеристикой состояния отрасли, на основании чего обосновываются выводы о потребностях рынка, которые удовлетворяются услугами, предоставленными организацией.

Многие российские предприниматели недооценивают опасность конкуренции, поэтому в бизнес-плане целесообразно провести анализ по этой проблеме. Любое предприятие сталкивается в своей деятельности с конкурентными силами; ими могут быть новые (потенциальные) конкуренты, внедряющиеся в отрасль, возможна конкуренция со стороны товаров-заменителей, поставщиков, клиентов (покупателей), (рисЛ)

На основании сказанного в данный раздел желательно включить следующие параграфы: §1. Исследование рынка; §2.Внешние влияющие факторы; §3.Оценка конкурентоспособности предприятия.


§1. Исследование рынка.


Результаты рыночного исследования представляют собой ответы на ряд вопросов:

  • Насколько велик размер рынка услуг предприятия;

  • Является ли этот рынок растущим, статичным или сокращающимся;

  • Какова доля рынка предприятия;

  • Какой потенциальной доли рынка можно достичь;

  • Кто является основными конкурентами предприятия на рынке и что предлагают они;

  • Каково конкурентное положение предприятия на рынке;

  • Какие цены предлагаются основными конкурентами и как они влияют на ценовую политику фирмы.


§2. Внешние влияюгцие факторы.


Политические факторы. К ним относятся такие аспекты, как государственная политика по вопросам транспорта, регионального развития, образования и подготовки и т.п. Предсказуемые изменения в политике могут, также, выявить угрозу: например, высокое обложение налогом бензина и дизельного топлива вынудят людей использовать общественный транспорт. Важно также обозначить государственную политику, которая может повлиять на деятельность бизнеса в ближайшем будущем.

  • Экономические факторы. Их можно рассматривать во многих аспектах. Например, следствием высокой ставки ссудного процента и относительно низкого уровня инфляции может быть стабильность национальной валюты, что делает импорт дешевым, а экспортируемые товары - дорогими. Вопрос заключается в том, какие из этих экономических влияний могут быть существенными для конкретных планов предприятия.

  • Социальные факторы. С конца 1970-х гг. в обществе растет понимание важности проблем, связанных с защитой окружающей среды. Продукция или услуга, которая не считается экологически чистой, встречает активный протест, поэтому производители и поставщики должны реагировать на это и вносить изменения в предоставляемые услуги.


§3. Ог\енка конкурентоспособности предприятия.


В экономической литературе существует множество разнообразных методов оценки конкурентоспособности предприятия. В данной курсовой работе предлагается применить балльную оценку конкурентоспособности предприятия, при которой численно сравниваются показатели деятельности предприятий- конкурентов (десятибалльная оценка)

Балльная оценка единичных показателей

Таблица 1

Показатель

Предприятие А

Предприятие Б

Предприятие В

Качество управления










Качество услуг










Финансовое состояние










Использование ресурсов










Умение работать с персоналом










Долгосрочные капиталовложения










Способность к инновациям.










Ответственность перед обществом и природой










Средний балл











или матричный метод, основанный на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Теоретическая база этого метода - концепция жизненного цикла товара, которая выделяет следующие стадии: внедрение, рост, насыщение, спад.

Матрица строится на основе двух показателей. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, по горизонтали — относительная доля предприятия на рынке услуг. Наиболее конкурентоспособными считаются те, которые занимают на нем значительную долю. Для разработки стратегии поведения на рынке с

Матрица Бостонской консультативной группы:

Стратегии; 1—новатора; 2— последователя; 3—экономии на новациях; 4— посредственности.

Конкурентоспособность предприятия определяется по методике Американской ассоциации управления (табл.2).


Контрольный лист для анализа сильных и слабых сторон предприятия в

конкурентной борьбе.



Группа показателей

Предприятие- конкурент

1

2

3

4

5

Финансовые
















Производственные
















Организация и управление
















Маркетинг
















Состав рабочей силы
















Технология

















Каждой графе в таблице присваивается значение: 1 - лучше, чем кто-либо. Явный лидер;

  1. выше среднего. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные;

  1. средний уровень. Устойчивая позиция на рынке;

  2. следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке;

  1. положение, действительно, тревожное. Предприятие попало в кризисную ситуацию.

В данной методике предлагается широкий спектр показателей, которые позволяют с помощью балльной системы определить слабое место предприятия в сравнении с предприятиями-конкурентами.

помощью матричного метода оценивают уровень конкурентоспособности как своего предприятия, так и предприятий-конкурентов.



«Проблема» 4

«Звезда»

* «Собака»

«Дойная корова»

Появление

новых конкурентов





Способность




поставщиков




торговаться












Способность




потребите-




лей




торговаться



Появление товаров-заменителей

  1   2   3   4


Похожие:

«Экономика отрасли» iconУчебно-методическте материалы по дисциплине "экономика отрасли" Пояснительная записка Дисциплина "Экономика отрасли" предназначена для студентов среднепрофессиональных
Дисциплина "Экономика отрасли" предназначена для студентов среднепрофессиональных
«Экономика отрасли» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов-заочников по дисциплине «Экономика отрасли»
Согласно учебному плану по дисциплине «Экономика отрасли» студенты-заочники по специальности «Программное обеспечение вычислительной...
«Экономика отрасли» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «экономика отрасли»
Курсовой работы по дисциплине «экономика отрасли» для студентов ютк специальности
«Экономика отрасли» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика отрасли» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
«Экономика отрасли» iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
«Экономика отрасли» iconУчебное пособие предназначено для изучения предмета «Экономика отрасли и предприятия»
...
«Экономика отрасли» iconРабочая учебная программа по дисциплине “Экономика отрасли (строительство)” для специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)
Курс 3 (351 – 352в группы) Семестр 6-й (весенний)
«Экономика отрасли» iconЭкономика отрасли (автомобильный транспорт)
И. Л. Голянд, Н. В. Ильина, К. Н. Захарьин, Л. Б. Кухар, К. А. Мухина
«Экономика отрасли» iconРеспублики Беларусь Учреждение образования «белорусский государственный университет транспорта» Кафедра «Экономика транспорта»
Б95 Анализ производственно-финансовой деятельности локомотивного депо : лабораторный практикум по дисциплине «Экономика отрасли»/...
«Экономика отрасли» iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница