Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации




НазваниеЧитательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации
страница1/11
Дата конвертации16.10.2012
Размер1.36 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Российская национальная библиотека

Научно-исследовательский отдел библиотековедения


Читательская аудитория РНБ

в изменяющейся социокультурной ситуации


Руководитель исследования

к.ф.н., с.н.с. И.Г.Васильев


Санкт-Петербург

2005г.


Содержание


Введение………………………………………………………………………...

4


1. Влияние социокультурных изменений на формирование читательской аудитории РНБ………………………………………………………………….


9


2. Мотивация обращения читателей к услугам РНБ………………………….


15


3. Изменения в читательской аудитории………………………………………


24


4. Информационная культура и информационное поведение читателей…...


27


5.Удовлетворенность читателей качеством обслуживания и условиями работы в РНБ…………………………………………………………………….



38


5.1. Статистический анализ основных показателей удовлетворенности……


38


5.2. Удовлетворенность обслуживанием: анализ ответов на открытые вопросы…………………………………………………………………………..



48


Выводы и предложения…………………………………………………………


113


6. Приложения





6.1. Приложение №1 «Анкета»………………………………………………


117


6.2. Приложение №2 «Простые распределения: весь массив»………………


126


Примечание: См. также Приложение №1 и №2 к отчету Удовлетворенность читателей качеством обслуживания в РНБ (по результатам анкетного опроса читателей – ноябрь 2004г.)






Введение


Читательская аудитория РНБ - специфическая социальная общность, характеризующаяся сходством поведения её членов в качестве потребителей (читателей и пользователей) библиотечно-информационных услуг, оказываемых библиотекой. Несмотря на расширение группы пользователей в составе читательской аудитории, а также сочетание в поведении читателя традиционных (чтение) и виртуальных форм получения знания и информации, использование понятия «читательская аудитория» для обозначения всей группы потребителей библиотечно-информационных услуг остается эмпирически наиболее оправданным.

Важнейшее изменение. характеризующее читательскую аудиторию РНБ последнего десятилетия, вызвано конституционным закреплением и последующим развитием демократизации всех сфер российского общества: политической, экономической, социальной, культурной. Непосредственным выражением этого изменения в библиотечно-информационном обслуживании читателей РНБ стали изменения информационных потребностей читателей, требований к доступности и полноте информации, к качеству услуг и условиям работы в библиотеке. Под влиянием социокультурных перемен изменяется как социально-демографический, социально-профессиональный, социально-культурный состав пользователей, так и структура читательских потребностей (дисциплинарная, проблемно-тематическая, по типо-видовым характеристикам документов, по видам услуг и т.д.).

Изменения в составе читательской аудитории РНБ и в структуре информационных потребностей сопровождается изменениями в информационном пространстве, целевом назначении информации, информационной культуре пользователей, формировании рынка библиотечно-информационных услуг и других условиях деятельности библиотеки.

Библиотечная политика государства в определенной степени отражает изменившиеся социально-экономические и социально-культурные условия в стране. В соответствии с Законом о библиотечном деле государство обеспечивает законодательное регулирование библиотечного дела и поддержку его развития путем финансирования, налоговой, кредитной и ценовой политики на основе невмешательства в профессиональную деятельность библиотеки. Особые условия предусмотрены законодательством для деятельности двух национальных библиотек федерального уровня, одной из которых является РНБ.

Строительство и освоение нового здания РНБ вносит существенные изменения в реализацию функций, определяемых миссий библиотеки как культурного достояния народов РФ: формирования, хранения и предоставления пользователям наиболее полного собрания отечественных документов, организации библиографического учета россики и национальной печати, научно-исследовательского центра по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, методического, научно-информационного и культурного центра федерального значения.

Ситуация освоения нового здания и организация последующей работы РНБ на нескольких площадках положила начало переходному периоду в деятельности библиотеки. В течение этого периода, помимо перемещения фондов, решения организационных и технологических проблем, необходимо ответить на вопросы, связанные с формированием читательской аудитории, определением объема и структуры читательских потоков (групп), условиями и качеством обслуживания, в том числе и качеством персонала, удовлетворенностью качеством обслуживания и условиями работы пользователей и др.

Для ответа на эти и многие другие вопросы проводятся социологические исследования, которые позволят заложить основу для постоянного диалога читателей и библиотеки, а также организации в дальнейшем мониторинга обслуживания читателей в РНБ. При этом есть необходимость и возможность использования опыта крупнейших зарубежных библиотек как в части организации диалога. так и мониторинга читательской удовлетворенности.

В 2001-2005гг. был выполнен наибольший объем работ по освоению нового здания РНБ на Московском пр., а также по переходу на новые условия обслуживания читателей по единому читательскому билету. Естественно, что эти события повлияли на состав читательской аудитории как один из важнейших факторов, определяющих уровень удовлетворенности.

Необходимость совершенствования управления обслуживанием читателей требует постоянного наблюдения (мониторинга) за состоянием важнейших факторов, влияющих на формирование читательской аудитории: влияния социокультурной ситуации на мотивацию обращения к услугам РНБ; информационных потребностях читателей, уровня их информационной культуры; уровня профессиональной и психологической готовности персонала библиотеки к работе в изменяющихся условиях библиотечно-информационной среды; уровня удовлетворенности читателей качеством библиотечно-информационных услуг и условиями работы в переходный период деятельности библиотек.

Наблюдение за состоянием перечисленных и других факторов позволит обеспечить администрацию и управленческий персонал библиотеки информацией, необходимой для совершенствования обслуживания:

  • о структуре читательской аудитории на основе информационных потребностей читателей и библиотечно-информационных услуг, предоставляемых в различных зданиях;

  • о поведении читателей в информационной среде и эффективности использования информационных ресурсов и услуг, предоставляемых в электронной форме (Интернет, электронный каталог, базы данных на CD-ROM, электронная доставка документов и др.);

  • об удовлетворенности читателей полнотой и доступностью информации, качеством услуг и условиями работы, качеством персонала, дифференцированной по местам обслуживания и читательским группам.

Опыт работы крупнейших зарубежных библиотек (в частности, Британской библиотеки) свидетельствует о том. что диалог с читателями является эффективным инструментом работы персонала, стратегического планирования и повседневной работы по повышению качества услуг, условий работы в библиотеке.

В настоящем научном отчете излагаются результаты анализа анкетного опроса читателей РНБ, проведенного в ноябре 2004г. Объем выборочной совокупности (1500 чел.) был размещен пропорционально количеству посещений на площадках РНБ (пл. Островского, Московский пр.). Выдача анкет проводилась равномерно в течение утренних, дневных и вечерних часов посещения библиотеки. Всего было роздано 1500 анкет; возвращено 1074 анкеты; в результате контрольной проверки качества заполненных анкет, пригодных для машинной обработки, оказалось 991 анкета (546 – Московский пр.; 445 – пл. Островского)

Таким образом возврат анкет составил 72%, а количество пригодных для обработки 67%, что соответствует нормам для раздаточных методов проведения анкетных опросов.

Для сравнения полученных результатов с данными предыдущего опроса (2001г.) были сохранены основные смысловые блоки анкеты. В тоже время, в анкету был внесен блок вопросов, характеризующих крупные изменения, связанные с формированием и использованием электронных ресурсов и отношением к этим изменениям со стороны пользователей.

Для оценки репрезентативности нашей выборки и надежности выводов после первичной машинной обработки результатов опроса мы сопоставили ряд важных характеристик выборки с аналогичными характеристиками читателей, записавшихся в РНБ до конца 2004 г. (в %).

Характеристики

Респонденты

Читатели РНБ

Высшее образование

49,3

43,7

Нез. Высшее

30,5

53,9

До 25 лет

46,1

55,11

25-35 лет

11,5

17,2

36-50 лет

20,5

13,7

51-60 лет

5,4

7,0

Ст. 60 лет

7,3

6,9

Студенты

41,0

44,5

Аспиранты

Служащие

11,7

32,4

13,4

32,4


Как видим, характеристики выборки близки значениям численности различных читательских групп в структуре читателей РНБ.

1. Влияние социокультурных изменений на формирование читательской аудитории РНБ.


Социокультурные изменения включают культурные составляющие содержания человеческого поведения во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социальной, собственно культурной. В индивидуальном «измерении» социокультурные изменения охватывают все содержание жизненного пути человека, качества и образа его жизни - образование. профессиональную деятельность и карьеру, участие в производстве и потреблении ценностей материальной и духовной культуры, физическое и духовное развитие личности.

Масштаб, содержание и динамика социокультурных изменений определяются не только интеллектуальными ресурсами участников культурного процесса, но и экономическими ресурсами общества и благосостоянием его граждан. Поэтому оценка влияния социокультурных изменений на формирование читательской аудитории библиотеки связана с такими процессами в экономической, политической. социальной, культурной жизни, которые влияют на социальное самочувствие граждан, отношение к общественным изменениям, новым ценностям хозяйственной, политической, общественной и культурной жизни.

Так, изменения в качестве жизни населения России, резкое падение уровня благосостояния населения, социальное расслоение общества, снижение уровня социальной защищенности основных групп населения, структурные изменения рынка труда специалистов с высшим образованием, включая безработицу среди представителей этой социально-профессиональной группы, оказывают существенное влияние на мотивацию обращения к услугам библиотеки, содержание и качества информации, необходимой для образовательных, профессиональных, культурных, рекреационных целей.

Другими словами, характеристики занятости, благосостояния, положения в обществе действуют на прямо, а определяются социокультурным контекстом, выражаются в мотивации обращения к услугам РНБ, информационной культуре и информационном поведении. Такие индикаторы позволяют существенно обогатить описание читательской аудитории РНБ, дать более полный и содержательный ответ на вопрос: «Читатели РНБ - кто они?».

В качестве факторов влияния социокультурных изменений на формирование читательской аудитории РНБ в анкетном опросе были выбраны следующие:

  • характеристика уровня жизни;

  • сфера занятости, в которой используется информация, получаемая в РНБ;

  • роль библиотеки как источника информации, необходимой для достижения жизненно важных целей;

  • характеристики возможных карьерных изменений;

  • характеристики барьеров, препятствующих изменениям в карьере.

Рассмотрим количественные и качественные характеристики перечисленных факторов.


К какой группе по уровню жизни вы принадлежите?

Характеристики уровня

жизни

2001г.

%

2004г.

%

1.Я едва свожу концы с концами. Заработанных дд денег мне с трудом хватает на питание

6,7

4,7

2.Мне хватает денег только на питание и недорогую одежду. Покупки всех остальных вещей за пределами

моих возможностей

30,8

21,3

3.Моих доходов хватает только на то,

чтобы прилично питаться и одеваться

24,6

27,0

4.Мне хватает денег на хорошую одежду, и на

некоторые вещи длительного пользования.

Однако очень дорогие вещи, такие как импорт

ная видео-аудиотехника мне не по карману

15,2

18,6

5.Я могу себе позволить некоторые

достаточно дорогие вещи видеомагнитофон, сте-

реоаппаратуру и т.д. однако, покупку автома-

шины или отдых за границей мне не осилить

15,2

19,4

6.Я могу позволить себе аппаратуру и автомаши-

ну, но покупка собственной квартиры или

коттеджа для меня проблема

5,4

6,5

7.У меня нет никаких материальных проблем.

Я могу позволить себе Всё

2,7

2,5

Всего

100

100


Приведенные данные показывают, что среди читателей сокращается доля тех, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума (1-я + 2-я группы) с 37,5% до 26,0%. Соответственно увеличивается численность группы тех, чьи доходы достигли или превышают уровень прожиточного минимума (3-я+4-я+5-я группы) с 55,0% до 65,0%. Эти скромные изменения в уровне благосостояния оказывают косвенное влияние на материальные возможности изменения информационной культуры, доступа к современным информационым ресурсам.

Поскольку более 90% читателей РНБ являются жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, будет уместно привести некоторые цифры, характеризующие насыщенность территории компьютерами как одно из важнейших условий, обеспечивающих доступ к электронным ресурсам. Сегодня в Санкт-Петербурге на 100 жителей приходится 40 компьютеров, находящихся в собственности предприятий, организаций, учреждений, домохозяйств. В собственности домохозяйств в конце 2004г. находилось 566 тыс. компьютеров. По оценкам экспертов количество компьютеров в домохозяйствах ежегодно увеличивается на 80-90 тыс. Приведенные цифры можно считать косвенной оценкой социально-культурного потенциала территории, влияющего на уровень востребованности электронных ресурсов и возможности доступа к ним.

Научные работники (19,7%), преподаватели (17,7%), практики(17,1%) и аспиранты (15,9%) – основные читательские группы, определяющие целевое назначение информации, за которой обращаются в РНБ. Кроме того, важно оценить соответствие отраслевой структуры использования информации и отраслевой структуры народнохозяйственного комплекса С.-Петербурга и Ленинградской области: в какой мере изменения отраслевой структуры, например, развитие высокотехнологичных и наукоемких производств могут влиять на рынок информационных услуг и, в конечном счете, на читательскую аудиторию РНБ. По данным опроса количество читателей, заказывающих литературу в зале техники увеличилось в 2004г. до 15,5% в сравнении с 10,5% в 2001г.

В дисциплинарном разрезе лидирующую группу дисциплин, с которыми связаны информационные запросы читателей, составили следующие (можно было выбрать более одного варианта ответа):

История 42,6%

Искусство, искусствоведение 28,6%

Культурология 26,2%

Социология 20,6%

Химия 19,8%

Математика 18,9%

Литературоведение 18,3%

Экономика 17,6%

Важную характеристику информационного поведения образуют ориентации читателей на возможные изменения в образовательной, профессиональной и карьерной ориентациях.

Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года)

Возможные изменения

2001г.

%

2004г.

%

1.Получить дополнительное образование

18,9

15,7

2.Изменить сферу занятости

10,2

3,4

3.Сменить предприятие организацию, учрежде-

ние

7,6

4,6

4.Сменить профессию

3,8

1,8

5.Повысить квалификацию

23,1

19,8

6.Изменить должность

8,9

3,6

7.Защитить диссертацию




15,2

8. Закончить ВУЗ




25,5
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Похожие:

Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconАктивная аудитория [недельная (1+) аудитория] интернета
Аида (aiда) одна из самых распространенных моделей рекламного обращения. Аббревиатура
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconПроект Вносит Губернатор Ивановской области закон ивановской области
Российской Федерации, Уставом Ивановской области в целях обеспечения взаимоувязки программных документов стратегического планирования...
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconСеминар «Управление проектами внутрифирменных изменений и внешними проектами в условиях экономического кризиса» Целевая аудитория
Целевая аудитория: генеральные директора, финансовые и коммерческие директора, директора по организационному развитию, стратегии,...
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconОсновы электронного бизнеса
Аудитория интернета
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconБлаготворительный Фонд «Спасение национальных культурно-исторических ценностей»
Целью акции является сбор средств для покупки реликвии и возвращения ее в Россию. В мероприятии принял участие ген директор рнб в....
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconКомплексный инвестиционный план социально-экономического развития города Шумерля на 2010-2012 годы и на период до 2020 года
Анализ демографической ситуации, трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда и в сфере занятости населения
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconКафедра Коммерции и логистики
«Экономика предприятия» построено на условных примерах работы коммерческих предприятий. Условия каждой ситуации предполагают определённую...
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconВеблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. Менар К. Экономика организаций
В статье рассматривается положение России на мировом рынке, начиная с 1997 г по настоящее время. Показано отличие воспроизводственной...
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconПрограмма конференции включает темы
...
Читательская аудитория рнб в изменяющейся социокультурной ситуации iconСеминар «Практика развития малого инновационного бизнеса» Целевая аудитория
Место проведения: зал заседаний ученого совета Читинского государственного университета, г. Чита, ул. Александро-Заводская
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница