И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода




НазваниеИ продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода
страница1/17
Дата конвертации16.10.2012
Размер2.4 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНСЕЛЬХОЗПРОДА


К.К. Шебеко, Т.Л. Хроменкова, М.Ф. Рудаков,

В.А. Воробьев, А.М. Филипцов, А.С. Журавский


ОСНОВЫ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


Пособие


для учащихся средних специальных,

студентов высших учреждений образования,

и слушателей ФПК по экономическим специальностям


Часть 3


Минск 2007

Авторы: Шебеко К.К., Хроменкова Т.Л., Рудаков М.Ф., Воробьев В.А., Филипцов А.М., А.С. Журавский


Рецензенты:

Медведев В.Ф., доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НАНБ, институт экономики НАНБ

Лещиловский П.В., доктор экономических наук, профессор, учреждение образования "Белорусский государственный экономический университет"


0-75 Основы предпринимательства - часть 3/ Шебеко К.К., Хроменкова Т.Л., Рудаков М.Ф. и др. – Мн.: ГУ "Учебно-методический центр Минсельхозпрода", 2007. – 105 с.


Содержание

1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ




1.1. Понятие инвестиции




1.2. Основные принципы инвестирования




1.3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Республики Беларусь




1.4. Методы определения эффективности инвестиционных проектов




1.5. Бизнес-план предпринимательского проекта




1.5.1. Введение




1.5.2. Характеристика предприятия и стратегия его развития




1.5.3 Обоснование целесообразной организационно-правовой формы предприятия




1.5.4 Технико-экономическое обоснование инновационной деятельности




1.5.5. Описание продукции (услуги) и области ее применения




1.5.6. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга




1.5.7. Производственный план




1.5.8. Организационный план




1.5.9. План реализации проекта




1.5.10. Инвестиционный план




1.5.11. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности




1.5.12. Анализ безубыточности




1.5.13. Факторы риска




2. МАЛЫЙ БИЗНЕС




2.1. Понятие, количественные и качественные показатели малого бизнеса




2.2. Место малых предпринимательских структур в современной экономической системе




2.3. Государственное регулирование малого предпринимательства




3. РИСК В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ




3.1. Сущность предпринимательского риска и его функции




3.2. Классификация предпринимательских рисков




3.3. Анализ и методы оценки риска




3.4. Управление предпринимательским риском





1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


1.1. Понятие инвестиции


С точки зрения ориентации на событие инвестиция (от латинского вкладывать, помещать) – это вложение финансовых средств для приобретения материального имущества (машины, здания, запасы), нематериального имущества (патенты, лицензии) или финансового имущества (участие в других предприятиях, ценные бумаги).

Такой подход к трактовке категории имеет следующие недостатки:

  • не выделяются финансовые последствия использования вложенных средств;

  • не выделяются конкретные временные моменты денежных выплат и поступлений и, следовательно, не учитываются временные промежутки между расходами и доходами, которые обусловлены данным вариантом использования финансовых средств.

С точки зрения ориентации на поток платежей и принятия решений инвестиция – это предпринимательское мероприятие или деятельность, которая связана в различные моменты времени с платежами и поступлениями. Поток платежей инвестиций характеризуется, как правило:

  • избытком платежей или отрицательным нетто-платежом в начале инвестиционного проекта;

  • избытком поступлений или положительным нетто-платежом в более поздние моменты времени.

Понятие инвестиции предполагает необходимость принятия решений по выбору вариантов действий.

Для понимания современной теории инвестиций важно учитывать различие между инвестиционным объектом и инвестиционным проектом.

Инвестиционный объект – это товар, который приобретается в рамках инвестиций. По видам приобретаемых инвестиционных объектов инвестиции можно разделить на три большие группы

  1. материальные инвестиции: земля, оборудование, запасы;

  2. финансовые инвестиции: паи, обязательства, акции;

  3. нематериальные инвестиции: исследования, реклама, образование, социальная сфера.

Инвестиционный проект – это совокупность предпринимательских мероприятий и действий, которые обусловлены определенным использованием предоставленных финансовых средств, ведут к притоку платежей и направлены на достижение предпринимательских целей.

К основным факторам, влияющим на эффективность инвестиций, можно отнести следующие:

  • правильный выбор продукции (отрасли, предприятия), под которую осуществляются инвестиции;

  • изменения в экономической ситуации;

  • налоговая политика государства, процентные ставки и др.



1.2. Основные принципы инвестирования


Достижение высокой эффективности инвестиционного проекта обеспечивается соблюдением принципов инвестирования.

Принцип предельной эффективности инвестирования. Этот принцип заключается в том, что эффективность каждого аяицииго вложения средств в производство снижается и при определенном уровне инвестиций они становятся невыгодными. Таким образом, при разработке стратегии инвестирования необходимо обосновать оптимальный размер инвестиций.

Например, на сельскохозяйственном предприятии дополнительные вложения средств в производство зерна (внесение большего количества органических и минеральных удобрений, дополнительные агротехнические приемы, использование более качественных семян и др.) позволят уже в первый год существенно повысить урожайность, однако последующие вложения капитала будут сопровождаться все меньшей прибавкой, ограниченной биологическим потенциалом сорта. На аком-то этапе, обусловленном конкретными условиями предприятия, дополнительные вложения в зерновое производство окажутся убыточными.

Предельная эффективность инвестирования определяется экономическими факторами, а именно: конъюнктурой конкретного рынка, покупательной способностью населения, уровнем монополизации, макроэкономическими факторами и др.

Принцип «замазки». Образно этот принцип можно представить так. Перед тем как прикоснуться к куску замазки, имеется максимальная свобода выбора: как касаться, в каком месте, с какой целью, насколько глубоко погружать пальцы в замазку и т.д. Однако как только осуществился контакт с замазкой, произошло резкое ограничение свободы действий. Аналогичным образом события развиваются и при инвестировании: свобода принятия решений сменяется нарастанием ограничений в ходе реализации инвестиционного проекта.

Например, предприятие свободно в принятии решения о том, как реализовать произведенное молоко: или на молокозавод, или непосредственно потребителям, или переработать его самостоятельно и продать готовые продукты через фирменный магазин. Оно решает, какое оборудование покупать, арендовать торговое помещение или построить, какую сумму кредита брать, на каких условиях. Но когда совершены все эти операции, то назад вернуться сложно. Необходимо эксплуатировать приобретенное оборудование, чтобы оно окупилось, выплачивать проценты по кредиту и т. п. Произошел процесс «увязания», так как свобода действий после начала реализации инвестиционного проекта существенно ограничена.

Издержки на корректировку инвестиционного проекта могут быть значительными. Это не только финансовые ресурсы, но и потери времени, перенапряжение управленческого персонала, нарушение договорных связей с партнерами и др. Поэтому на предпроектной стадии необходимо просчитывать эффективность различных вариантов инвестиционного проекта.

Принцип сочетания натуральных и стоимостных оценок эффективности. Как правило, применяются три варианта оценки эффективности.

  1. Технический подход к оценке эффективности. Например, предприятие, реализуя инвестиционный проект, может постоянно наращивать производство продукции. Однако, если оно не учитывает состояние рынка, а также уровень издержек на производство, то эффект может быть негативным: чем больше предприятие производит продукции, тем больше убытки. Такая ситуация характерна для отечественных сельскохозяйственных предприятий.

  2. Сравнение затрат на производство продукции и цен реализации, т. е. стоимостной вариант оценки. Опыт показывает, что этот метод не всегда обеспечивает адекватную оценку, особенно в условиях непредсказуемой инфляции и нестабильной конъюнктуры рынка. В связи с этим рекомендуется денежную оценку дополнять техническими параметрами.

  3. Сочетание денежных и технических критериев эффективности. Этот подход наиболее оправдал себя на практике, так как позволяет всесторонне оценить технологию и уровень эффективности, заложенные в инвестиционном проекте.

Принцип адаптации к новой инвестиционной среде. Предположим, что в ходе реализации инвестиционного проекта изменилась конъюнктура рынка, и необходима корректировка проекта. Адаптировать проект мгновенно к новой среде невозможно. Всегда существует временное отставание между решением о новом инвестировании, началом его реализации и финансовых поступлений. Адаптация сопряжена с издержками: «замораживание» капитала, продажа старого и установка нового оборудования, переподготовка кадров, выплата компенсаций персоналу в связи с сокращениями, неустойки по заключенным контрактам и др. Поэтому предприятие должно как можно быстрее освоить новую технологию. Продолжительность периода адаптации должна обосновываться с учетом наименьших потерь доходов и наиболее низких адаптационных издержек.

Принцип мультипликатора. Принцип мультипликатора основывается на взаимозависимости отраслей. Например, если генератором инвестиционного мультипликатора является производство минеральных удобрений, то можно прогнозировать, как и когда произойдут изменения в отраслях растениеводства, а через производство кормов — отраслей животноводства, повысив или понизив их эффективность. Мультипликатор дает возможность заранее оценить время и силу конкретного воздействия, и на этой основе заблаговременно внести коррективы в осуществляемые и разрабатываемые инвестиционные проекты. Это может быть осуществлено в форме покупки или продажи акций, паевых взносов в уставный капитал других предприятий.

Q — принцип. Этот принцип учитывает соотношение между оценкой на фондовой бирже и реальной восстановительной стоимостью активов. Коэффициент Q выражается отношением биржевой оценки (ценность воспроизводимых активов) к текущим издержкам замещения (покупки) этих активов. Если коэффициент Q больше единицы, то инвестирование выгодно. Например, биржевая стоимость основных видов сельскохозяйственной продукции в ряде случаев существенно ниже затрат предприятий на ее производство, что вынуждает предприятия свертывать сельскохозяйственное производство.

Значение данного принципа возрастает по мере снижения степени монополизации и государственного регулирования экономики, повышения роли бирж и других организованных рынков как рыночных форм оценки и переоценки основного и оборотного капитала предприятий.


1.3. Правовое регулирование

инвестиционной деятельности в Республики Беларусь


Основным правовым документов, регулирующим инвестиционную деятельность в Республике Беларусь является Инвестиционный кодекс (далее ИК). Данный Кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

В соответствии с ст. 1 ИК под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных ИК.

Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

- недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

- ценные бумаги;

- интеллектуальная собственность.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь аяицииется в следующих формах:

- создание юридического лица;

- приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

  • доли в уставном фонде юридического лица;

  • недвижимости;

  • ценных бумаг;

  • прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • концессий;

  • оборудования;

  • других основных средств.


Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

1.2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

1.3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам.

2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

2.1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов инвесторов;

2.3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

2.5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

2.8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2.9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права.

Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Иностранному инвестору гарантируется после уплаты им налогов и других обязательных платежей, установленных законодательными актами Республики Беларусь, беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности.

Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Одним из действенных инструментов регулирования инвестиционной деятельности позволяющим оценить экономическую выгоду и, в конечном итоге, целесообразность осуществления инвестиционных проектов является бизнес-планирование. Основным правовым документом в этой сфере является Приказ Министерство Экономики Республики Беларусь от 31 марта 1999 г. №25 «Об утверждении рекомендаций по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов». Данный документ устанавливает основные рекомендации по составлению бизнес-планов, выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований, систематизирует наиболее важные определения и понятия, связанные с бизнес-планированием, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам Государственной программы импортозамещения), представляемых в соответствии с действующими в республике нормативно-правовыми актами на рассмотрение органам государственного управления всех уровней.

В целом политика государства в области инвестиционной деятельности направлена на создание в стране наиболее благоприятной законодательной базы. По оценкам экспертов в Республике Беларусь более 80 законодательных актов в той или иной степени регулируют инвестиционную деятельность. Основными направления законодательного регулирования являются: стимулирование и регулирование развития инвестиционной деятельности; кредитование; лизинг; регулирование деятельности свободных экономических зон и инвестиционной деятельности иностранных инвесторов и т.д.


1.4. Методы определения эффективности

инвестиционных проектов


Ключевым моментом при принятии инвестиционных решений является оценка эффективности предполагаемых капиталовложений. Совокупность методов, применяемых для оценки эффективности инвестиций, можно разбить на две группы:

  1. Статические (учетные);

  2. Динамические (учитывающие фактор времени).


Статические – это простейшие методы оценки инвестиций. К ним относятся методы расчета срока окупаемости инвестиций и определения средней нормы прибыли на инвестиции.

Срок окупаемости — это период, необходимый для возмещения исходных инвестиций за счет прибыли, получаемой от реализации проекта. Этот метод применяется в том случае, когда необходимо сразу исключить из рассматриваемых вариантов явно нецелесообразные проекты. Метод относительно прост и не требует значительных расчетов.

Различают простой срок окупаемости и динамический. Простой срок окупаемости проекта – это период времени, по окончании которого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное. Расчет динамического срока окупаемости проекта осуществляется по накопительному дисконтированному чистому потоку наличности (см. ниже). Дисконтированный срок окупаемости в отличие от простого учитывает стоимость капитала и показывает реальный период окупаемости. В этом случае его можно отнести к динамическим методам.

Недостатком данного метода является то, что не учитываются длительность реализации проекта и сумма поступления доходов после того, как проект окупится. Этот метод приемлем только при следующих допущениях:

все анализируемые проекты имеют одинаковый срок жизни;

все проекты предполагают разовое вложение первоначальных инвестиций;

после того как проект окупится, инвестор получает примерно одинаковые ежегодные денежные суммы на протяжении всего периода жизни проекта.

Метод расчета нормы прибыли на инвестиции состоит в определении отношения среднегодовой чистой прибыли к среднегодовой величине инвестиций (коэффициент рассчитывается в процентах). Среднегодовая чистая прибыль находится делением суммы чистой прибыли от проекта на срок его реализации. Среднегодовая величина инвестиций определяется делением исходной суммы инвестиций на срок реализации проекта. При этом предполагается, что по истечении срока реализации проекта все капитальные затраты будут списаны, а при наличии остаточной и ликвидационной стоимости она должна быть исключена.

Недостатком данного метода является то, что он не учитывает разницу между проектами с одинаковой суммой среднегодовой прибыли, но варьирующей по годам или поступающей в течение различного числа лет.

Сущность компаундинга как метода оценки инвестиций заключается в том, что рассчитывается увеличение базовой (первоначальной) суммы капитала при ежегодном проценте прироста дохода. При расчете будущей стоимости капитала (БС) используется следующая формула:

БС = НС (1 + i) n, (1)


где: НС — начальная стоимость капитала;

I — десятичное выражение ставки процента;

n — число периодов.


Будущая стоимость капитала зависит от длительности периода и от ставки процента, которая устанавливается на уровне банковской для депозитных счетов. Ставка процента определяет альтернативное решение инвестора — не вкладывать деньги в какой-либо проект, а положить их в банк на депозитный счет.

Например, имеется два альтернативных проекта со сроком реализации 5 лет. В таблице 1 приведены перспективные доходы в течение всего срока реализации.


Таблица 1

Размер прибыли по разным инвестиционным проектам, млн. руб.

Год

Проект А

Проект В

1

-220

300

2

140

300

3

320

300

4

760

300

5

600

300

Итого

1600

1500
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Похожие:

И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconПрограмма социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (одобрена третьим Всебелорусским народным собранием и утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. №384)
Обзор нормативных правовых актов Республики Беларусь, иных актов государственных органов Республики Беларусь, регулирующих отношения...
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconПродовольствия республики беларусь
Рецензенты: Дулевич Л. И., к э н., доцент кафедры агробизнеса, Стариков Н. В, заведующий кафедрой права
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconИ продовольствия республики беларусь
«белорусская государственная орденов октябрьской революции и трудового красного знамени сельскохозяйственная академия»
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconПродовольствия республики беларусь
Программа производственной практики / Белорусская государственная сельскохозяйственная академия; Сост. М. К. Ж у д р о, И. В. К у...
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconОб утверждении авиационных правил «Сертификация деятельности эксплуатантов, осуществляющих (планирующих) авиационные перевозки (работы) на гражданских воздушных судах»
Жения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь...
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconМинистерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
«белорусская государственная орденов октябрьской революции и трудового красного знамени сельскохозяйственная академия»
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconИ продовольствия республики беларусь главное управление образования и кадров
Учебная базовая программа для высших сельскохозяйственных учебных заведений по специальности
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconЗакон республики беларусь
Статья Внести в Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,...
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода icon6 августа 2011 г. №1058 о мерах по реализации декрета президента республики беларусь от 6 июня 2011 Г. N 4
В соответствии с пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. №4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет...
И продовольствия республики беларусь учебно-методический центр минсельхозпрода iconИ продовольствия республики беларусь
Одобрено методической комиссией мелиоративно-строительного факультета 29. 03. 2007 и научно-методическим советом бгсха 24. 04. 2007...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница