В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться




Скачать 301.51 Kb.
НазваниеВ современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться
страница1/4
Дата конвертации16.10.2012
Размер301.51 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.
Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции.

Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции. [9, с.14]

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов. [12, с.204]

Такая актуальность поставленного вопроса и обусловила выбор данной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследование процесса финансового планирования на предприятии.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность финансового планирования, его основные цели и задачи;

- раскрыть сущность финансового плана как составной части бизнес-плана;

- описать методы финансового планирования;

- проанализировать виды финансового планирования,.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия. Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии.

Основными научными методами исследования, используемыми в данной работе, являются монографический анализ, абстрактно-логический анализ, системно-структурный анализ и другие методы научного познания.

Структура данной работы состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка литературы.

Теоретической и методической основой курсовой работы послужили постановления Правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам финансового планирования.



  1. Финансовый план как важнейшая часть бизнес-плана



Финансовое планирование – это планирование всех доходов предприятия и направлений расходования денежных средств для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. Он составляется на период от трёх до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов и снижает вероятность банкротства.

Бизнес-план предприятия связан с внутрифирменной стратегией планирования, но предназначен только для обоснования получения средств из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий.

Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда [4, с. 321].

В бизнес-плане обосновывается определенная социально-экономическая цель: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, создание новых рабочих мест и т.д.

На вновь создаваемые или открываемые предприятия разрабатывается бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем показателям проектирования, строительства или освоения нового производства товаров и услуг.

На уже действующих предприятиях бизнес-планы создаются с целью достижения определенных стратегических, тактических или оперативных задач, связанных с дальнейшем развитием предприятия. Также бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий.

Бизнес-план обычно состоит из трех разделов:

1. Резюме – это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес – проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации. В нем должны быть показаны необходимость его финансирования, а также планируемая эффективность и практическая реализуемость. Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана [4, с. 328].

Излагается главная цель проекта, его эффективность и социально-экономическая значимость, обеспечение и механизм реализации, предполагаемые источники финансирования, сроки окупаемости и возврата займов, гарантии.

2. Основная часть содержит следующие подразделы:

  • содержательная часть практически каждого бизнес-плана начинается с описания предприятия, на котором будет реализован проект или для которого должен быть разработан бизнес-план. Необходимо предоставить о предприятии следующие сведения: история предприятия, текущее состояние, перспективы его развития, организационная структура, учредители, численность его работников, достоинства и недостатки местоположения предприятия и его место на рынке, основные клиенты и партнеры) [5, с. 7];

  • описание продукции или услуг – необходимо дать общее представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж, возможность совершенствования;

  • анализ рынка и стратегия маркетинга – характеристика рынка, ценовая политика предприятия, стратегия продвижения на рынок, проработанная стратегия сбыта продукции или услуг, оценка эффективности производства и сбыта продукции;

  • в производственном плане дается описание выбираемого для проекта местоположения, требуемых производственных площадей и помещений, технологий и оборудования, необходимых материальных и людских ресурсов, а также энергетического и инженерского обеспечения [5, с. 12];

  • организационный план – решает такие вопросы, как организационная схема управления, состав подразделений и их функции, кадровое расписание, правовое обеспечение и возможные льготы, а также график реализации проекта;

  • финансовый план – приводятся данные о переменных и постоянных затратах, калькуляции себестоимости, расходах на реализацию проекта, о источниках финансирования, прогнозируемый баланс, поток наличных денег – кассовый план, баланс доходов и расходов и т.д.;

  • эффективность проекта состоит в раскрытии его общественной значимости, финансовой состоятельности.

Расчет эффективности проектов осуществляется на основе данных отчета о движении денежных средств [5, с. 29];

  • оценка рисков реализации проекта – задача этого подраздела состоит в том, чтобы указать будущим инвесторам и кредиторам на возможные риски при реализации проекта, а также методы защиты от их влияния;

  • приложения – важная часть бизнес-плана.

Они способствуют разгрузке основного текста от подробностей и дают возможность предоставить потенциальным партнерам и инвесторам различные дополнительные материалы, к числу которых относятся лицензии и сертификаты, биографии персонала, фотографии продукции, результаты испытаний, выписки из законодательных и нормативных документов [5, с. 36].

3. Стратегия финансирования проекта.

Характеризует величину источников финансирования инновационного проекта, дает обоснование полного возврата средств и получения доходов.

Материальный продукт всего процесса финансового планирования - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, в котором обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

Обычно финансовый план представлен тремя основными документами:

  • балансовой ведомостью. Балансовая ведомость представляет финансовые условия компании к определенной дате. Она детально описывает элементы собственности компании (активы) и величину обязательств (пассив). Она также показывает чистую стоимость компании и ее ликвидность. Этот документ необходимо составлять на три-четыре года вперед;

  • отчетом о прибылях и убытках. Стандартный отчет о прибылях и убытках показывает финансовую осуществимость данного бизнес-плана. Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, подготовить стандартный отчет о прибылях и убытках по крайней мере для первых трех лет. При этом приводится полный перечень допущений, сделанных при подготовке стандартного отчета о прибылях и убытках. В этот раздел бизнес-плана вносятся все основные моменты, которые могут дать снижение продаж от проектируемого уровня и чувствительность прибыли к этим моментам. В наиболее общем виде стандартный отчет о прибылях и убытках включает: стоимость реализованной продукции, себестоимость, валовую прибыль, производственные затраты, чистый доход или убытки;

  • отчетом о движении денежных средств. Это прогноз движения денежных потоков помесячно для первого года операций и поквартально, по крайней мере для двух лет, детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности; определить потребности и сроки дополнительного финансирования и указать максимум потребности в оборотном капитале; показать, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование (через акционерное финансирование, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях, как должны выплачиваться заемные средства.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устройстве финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени [3, с. 265].

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования проекта.

Формы и методы финансирования проектов многообразны. Наиболее часто используемые в практике промышленных предприятий следующее:

  • получение финансовых ресурсов путем выпуска акций (наиболее распространенная и предпочитаемая форма финансирования в первоначальный период реализации крупных проектов);

  • долговое финансирование (приобретение долгосрочного кредита в коммерческих банках, кредиты в государственных структурах, ипотечные ссуды, частное размещение долговых обязательств);

  • лизинговое финансирование [3, с. 297].

Сумма собственного и заемного капитала должна быть достаточной для покрытия отрицательной величины остатка денежных средств в любой период времени проекта.

Каждая из альтернативных схем финансирования должна быть просчитана и дана оценка последствий ее применения.


2. Методы финансового планирования


Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый, метод дисконтированных денежных потоков, метод многовариантности расчетов, прогнозный, экономико-математическое моделирование.[13, с.234]

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимост­ных показателей, внутренние резервы предприятия.[12, с.204]

Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тен­денции в движении натуральных и стоимостных показателей, внут­ренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов.

1. Проводится экономический анализ всех ресурсов коммерческой организации за предшествующий плановый период. Результаты анализа используются при составлении финансовых планов на предстоящий период.

2. Определяются темпы роста доходов и расходов за предшествующий плано­вый период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов.

3. Устанавливаются размеры изменения финансовых и производственных пока­зателей в течение интервала планирования. Это позволяет установить опреде­ленные закономерности.

4. Проверяется выполнение основных статей плана для выявления отклонений и их причин.

5. Выявляется наличие материальных и финансовых ресурсов, состояние акти­вов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для но­вых заданий. [5, с.241]

Сущность нормативного метода заключается в том, что на осно­ве заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финан­совых ресурсах и их источниках. Такими нормативами служат став­ки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта — это нормати­вы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и исполь­зуемые им для регулирования производственно-хозяйственной дея­тельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, дру­гих целей по эффективному вложению капитала. Современные методы калькулирования затрат стандарт-кост и маржинал-костинг основаны на использовании внутрихозяйственных норм. [12, с.205]

Сущность балансового метода заключается в согласовании рас­ходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных пока­зателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между со­бой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффек­тивных методов формирования фондов денежных средств, распре­деления и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалан­сированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероят­ного банкротства.

Балансовый метод традиционно применяется при распределе­нии прибыли, планировании финансовых фондов — накопления, потребления и др. [5, с.249]

Метод дисконтированных денежных потоков при составлении финансовых планов универсален; это инструмент прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.[12, с.206]

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например оптимистиче­ского, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому вари­анту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого вариан­та рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.[5, с.252]

Метод экономико-математического моделирования позволяет най­ти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми по­казателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. опи­сание факторов, характеризующих структуру и закономерности изме­нения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляцион­ной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

Y=f(x), где Y — показатель, х — факторы.

Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве на­блюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями рег­рессии различного вида. [5, с.256]

Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирова­ние представляет собой выработку на длительную перспективу из­менений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изме­нения, так и на основе прямого предвидения изменений (послед­ний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осущест­вить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis — пред­видение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяю­щих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирова­ние — не альтернатива плану, а часть общего процесса планирова­ния, аналитическая основа плана. [5, с.257]

Таким, образом, рыночные условия функционирования предприятия сказывается на методах финансового планирования. Если в отношении ближайшего времени конъюнктура рынка и связанное с ней поведение предприятия могут быть довольно четко просчитаны, то перспективные, долгосрочные процессы - лишь прогнозироваться. Поэтому финансовое планирование сводится, с одной стороны, к точным расчетам финансовых показателей на ближайшее время и их балансовой увязке в соответствующем финансовом документе, а с другой — к прогнозным расчетам, носящим вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования требует и другого инструмента - широкого использования экономико-математических методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчетов финансовых показателей. [14, с.187]


3. Виды финансового планирования


Финансовые планы коммерческих организаций в зависимости от периода их действия принято делить на стратегические, перспек­тивные, бизнес-планы, текущие (годовые) и оперативные. Основ­ным принципом, на основе которого строится система финансово­го планирования коммерческой организации, является примат стратегического планирования над оперативным планированием. Дан­ное положение имеет совершенно определенную практическую значимость при организации процесса финансового планирования, включающего установление ряда стадий и этапов.

Рассмотрим подробнее виды финансового планирования.
  1   2   3   4


Похожие:

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться icon2. Оценка финансового состояния и финансового планирования муп «Атмосфера» 21
Оценка и необходимость совершенствования финансового планирования сгмуп «Атмосфера» 41
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconН. В. Алтухова Российский государственный
Эффективное управление процессом улучшения экономического и финансового состояния государственного промышленного предприятия невозможно...
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconВведение 4
Решение этих задач в сфере управления бизнесом невозможно без финансового планирования, охватывающего все стороны деятельности организации...
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconСодержание Введение Глава Сущность, методы и виды финансового планирования на предприятии
Проблемы совершенствования и пути улучшения финансового планирования на предприятии «псб – филиал ОАО «Тулаоблгаз»
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconФинансовое планирование в системе финансового менеджмента предприятия 5 Цели, задачи и функции финансового планирования 5
Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов (бюджетов) и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование...
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconПамятка для студента
В учебном пособии, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, изложены положения теории и практики планирования...
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconКомпьютерные модели для финансового анализа, оценки инвестиционных проектов и финансового планирования
Знакомство с программами
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconСущность финансового планирования на предприятии
Сущность, основные задачи и методы финансового планирования на предприятии
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconExpеrt Компания «Про-Инвест-ит»
Ит – лидер в области разработки аналитических систем для диагностики финансового состояния, бизнес-планирования и инвестиционного...
В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться iconВ. Л. Базикова методы планирования маркетинга в организации
В материалах статьи показана сущность и необходимость планирования в маркетинговой деятельности
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница