Всероссийский заочный финансово-экономический институт




НазваниеВсероссийский заочный финансово-экономический институт
страница1/6
Дата конвертации16.10.2012
Размер0.95 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра Бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"


Вариант 1.


Исполнитель:

Специальность: бух. учет, анализ и аудит

Группа:

№ зачетной книжки:

Преподаватель: Басалаева Е.В.


Москва

2009

І. Анализ ресурсного потенциала организации

Задание №1

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя, %

Разница в процентах (+,-)

Расчет влияния фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих (N), чел.

8 150

8 750

107,362

+ 7,362

+ 382 824

Численность рабочих

2

Число отработанных человеко-дней (ЧД), дн

1 956 000

2 091 250

106,9146

- 0,4474

-23 264,80

Число дней, отработанных одним рабочим

3

Число отработанных человеко-часов (ЧЧ), ч

14 670 000

16 730 000

114,0423

+ 7,1277

+ 370 640,40

Продолжительность рабочего дня

4

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

5 200 000

6 240 000

120

+ 5,9577

+ 309 800,40

Среднечасовая выработка одного рабочего


При анализе использования трудовых ресурсов в производстве и при продаже продукции воспользуемся способом относительных отклонений. В его основе лежат прямо пропорциональное влияние самого «количественного» из влияющих на анализируемый показатель факторов и возможность определения каждого последующего фактора путем сопоставления уровня показателя (в %), охватывающего n факторов, с аналогичным показателем, охватывающим n-1 факторов.

1) Рассчитаем динамику показателей в процентах. Например, динамика численности рабочих: N1 / N0 = 8 750 / 8 150 * 100 = 107,362 %

2) Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительных отклонений. Разница в % определяется путем сопоставления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя, исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%.

3) Рассчитаем влияние факторов на изменение объема продаж. Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в % умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.

Например, влияние численности рабочих на изменение объема продаж: 7,362 * 5 200 000 / 100 = 382 824 тыс. руб.

4) Определим общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.

Баланс факторов:

Общее изменение объема продаж = общее влияние факторов

6 240 000 – 5 200 000 = 382 284 – 23 264,80 + 370 640,40 + 309 800,40

1 040 000 = 1 040 000

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 1 040 000 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1. Увеличение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 600 (8 750 – 8 150) человек привело к увеличению объема продаж на 382 824 тыс. рублей или на 36,81 % от полученного прироста.

2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло снижение на 1 (2 091 250 / 8750 – 1 956 000 / 8 150 = 239 – 240) день среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Это привело к снижению объема продаж на 23 264,80 тыс. рублей или на 2,24 %.

3. В отчетном году увеличилась средняя продолжительность рабочего дня на 0,5 (16 730 000 / 2 091 250 – 14 670 000 / 1 956 000 = 8 – 7,5) часа по сравнению с прошлым годом, что увеличило объем продаж на 370 640,40 тыс. рублей или на 35,64 %.

4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась, что привело к увеличению объема продаж на 309 800,40 тыс. руб. или на 29,79 %.

Один из четырех факторов, влияющих на изменение объема продаж, связанных с использованием трудовых ресурсов, способствовал снижению объемных показателей, а именно число дней отработанных одним рабочим. Это говорит о том, что на предприятии были целодневные простои.

Таким образом, если предприятие не будет допускать роста неявок, можно отметить незначительную возможность увеличить продажу продукции за счет увеличения отработанных дней одним рабочим, т.е. за счет интенсификации труда можно увеличить объем продаж на 23 264,80 тыс. руб. или на 2,24 %.


Задание №2

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

5 200 000

6 240 000

1 040 000

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ),

тыс. руб.

2 878 790

3 566 302

687 512

3

Коэффициент материалоотдачи (МО) проданной продукции (рассчитать)

1,8063

1,7497

-0,0566

4

Влияние на изменение объема продаж (V) следующих факторов:

X

X

X




а) изменения стоимости материалов в себестоимости продаж (∆МЗ) (рассчитать), тыс. руб.

X

X

1 241 811




б) изменения материалоотдачи проданной продукции (∆МО) (рассчитать), тыс. руб.

X

X

- 201 811


Объем материальных затрат, влияющих на выпуск продукции, формируется под влиянием экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным факторам относится количество использованных материалов и себестоимость их заготовления, а к интенсивным – выход продукции на каждый рубль израсходованных в процессе производства материалов или расход материалов на каждый рубль произведенной продукции. Материалоотдача является интенсивным показателем.

Взаимосвязь экстенсивных и интенсивных показателей можно проследить, включив в правую часть тождества (V=V) материальные производственные затраты (МЗ). Для сохранения указанного равенства умножим и разделим правую его часть на одну и ту же стоимость материальных затрат.

V = V × МЗЗ = МЗ × V/МЗ = МЗ × МО

Где V – объем продаж, тыс. руб.

МЗ – расход материалов, тыс. руб.

МО – материалоотдача использованных материалов, руб.

В ходе анализа влияния экстенсивных и интенсивных факторов, связанных с использованием материалов, влияющих на объем выпускаемой и продаваемой продукции, применим способ цепных подставок:

V = МЗ × МО

базовый расчет – 2 878 790 × 1,8063 = 5 200 000 тыс. руб.

расчетный показатель – 3 566 302 × 1,8063 = 6 441 811 тыс.руб.

фактический расчет – 3 566 302 × 1,7497 = 6 240 000 тыс. руб.

Влияние изменения материальных затрат было положительным и составило + 1 241 811 (6 441 811 – 5 200 000) тыс. руб.

Влияние снижения материалоотдачи по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период на 0,0566 руб. привело к снижению объема продаж на – 201 811 тыс. руб. (6 240 000 – 6 441 811). Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов составило + 1 040 000 (+ 1 241 811 – 201 811) тыс. руб., что соответствует общему изменению объема продаж + 1 040 000 тыс. руб. (6 240 000 – 5 200 000).

Изменение материальных затрат благоприятно повлияло на объем продаж, но отрицательно – на материалоотдачу. Материальные затраты на нашем предприятии в основном росли за счет себестоимости заготовления отдельных видов материалов. Рост объема продаж за счет увеличения количества израсходованного материала может быть вызван разными причинами, например непроизводительными и сверхнормативными расходами. Их ликвидация или снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции.

На данном предприятии выявление резерва за счет снижения сверхнормативных расходов материалов невозможно. Преобладающее влияние на рост объема продаж оказало изменение себестоимости заготовления материала, но это влияние чисто стоимостное и не связано с увеличением объема продаж в натуральных измерителях. Мероприятия по осуществлению контроля над про­цессами заготовления материалов могут привести к оптимизации цен приобретения сырья и транспортно-заготовительных расходов. Однако положительные результаты при этом скажутся на показа­теле себестоимости проданной продукции, но не на физическом объеме продаж. Поэтому на основании нашего анализа можно сделать вывод, что резерв роста объема продаж следует искать за счет внутренних возможностей, в том числе ликвидации сверхнор­мативного расхода отдельных видов материалов. Отсутствуют такие резервы благодаря снижению брака в производстве. Потери материалов в процессе заготовления или хранения не связаны с использованием в производстве. Они непосредственно снижают финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Отсутствие сверхнормативного расхода материалов дает основание считать, что отрицательное влияние материалоотдачи вызвано структурными сдвигами в производстве и продаже продукции и комплексным влиянием изменения цен на материалы и реализу­емую продукцию.


Задание №3

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

5 200 000

6 240 000

1 040 000

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств (ОСПР), тыс. руб.

1 061 097,5

1 093 603,5

32 506

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии (РД), дн

240

239

-1

4

Коэффициент сменности работы оборудования (КСМ)

1

1,05

0,05

5

Средняя продолжительность смены (ПСМ), ч

7,5

8

0,5

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (ВЧ), тыс.руб.

0,0027225

0,0028422

0,0001197

7

Влияние на изменение объема продаж (∆V) следующих факторов (рассчитать):

Х

Х

Х




а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆ОСПР), тыс.руб.

Х

Х

159 204




б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии (∆РД), тыс.руб.

Х

Х


-22 330




в) изменения коэффициента сменности (∆КСМ), тыс.руб

Х

Х

266 844




г) изменения средней продолжительности смены (∆ПСМ), тыс.руб.

Х

Х

373 581




д) изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы (∆ВЧ), тыс.руб.

Х

Х

262 701

В состав активной части основных средств включаются: силовые машины и оборудования, транспортные средства.

1) Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств.

На начало прошлого года стоимость активной части основных средств составила 1 062 400 тыс.руб., на конец прошлого года – 1 059 795 тыс.руб., на конец отчетного года – 1 127 412 тыс.руб.

ОСПР0 = (ОСПРнач.года + ОСПРкон.года) / 2 = (1 062 400 + 1 059 795) / 2 = 1 061 097,50 тыс.рублей

ОСПР1 = (ОСПРнач.года + ОСПРкон.года) / 2 = (1 059 795 + 1 127 412) / 2 = 1 093 603,50 тыс.рублей

2) Определим объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования.

ВЧ = V / ОСПР / РД / ПСМ / КСМ

ВЧ0 = 5 200 000 / 1 061 097,5 / 240 / 7,5 / 1 = 0,0027225

ВЧ1 = 6 240 000 / 1 093 603,5 / 239 / 8 / 1,05 = 0,0028422

3) На объемные годовые показатели выпуска и продаж продукции влияют следующие экстенсивные и интенсивные показатели: среднегодовая стоимость активной части основных средств и их среднегодовая фондоотдача.

V = ОСакт * Фоакт.год.

Фоакт.год. = Чд * Ксм * Чч * Вч , отсюда:

V = ОСакт * Чд * Ксм * Чч * Вч

В представленном алгоритме расчета влияния отдельных факторов на объем продаж только среднегодовая стоимость активной части основных средств является экстенсивным фактором. Остальные - характеризуют интенсивность их использования по времени и по мощности.

Влияние факторов определено способом цепных подстановок:

Vпр.год. = 1 061 097,5 * 240 * 1 * 7,5 * 0,0027225 = 5 200 000 тыс.руб.

Vрасч.1 = 1 093 603,5 * 240 * 1 * 7,5 * 0,0027225 = 5 359 204 тыс.руб.

Vрасч.2 = 1 093 603,5 * 239 * 1 * 7,5 * 0,0027225 = 5 336 874 тыс.руб.

Vрасч.3 = 1 093 603,5 * 239 * 1,05 * 7,5 * 0,0027225 = 5 603 718 тыс.руб.

Vрасч.4 = 1 093 603,5 * 239 * 1,05 * 8 * 0,0027225 = 5 977 299 тыс.руб.

Vотчет.год = 1 093 603,5 * 239 * 1,05 * 8 * 0,0028422 = 6 240 000 тыс.руб.

Определим влияние на изменение объема продаж следующих факторов:

1. Изменение первоначальной стоимости активной части производственных основных средств

Vрасч.1 - Vпр.год. = 5 359 204 – 5 200 000 = 159 204 тыс.руб.

2. Изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии

Vрасч.2 – Vрасч.1 = 5 336 874 – 5 359 204 = - 22 330 тыс.руб.

3. Изменение коэффициента сменности

Vрасч.3 – Vрасч.2 = 5 603 718 – 5 336 874 = 266 844 тыс.руб.

4. Изменение средней продолжительности смены

Vрасч.4 – Vрасч.3 = 5 977 299 – 5 603 718 = 373 581 тыс.руб.

5. Изменение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб., стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы

Vотчет.год.– Vрасч.4 = 6 240 000 – 5 977 299 = 262 701 тыс.руб.

Баланс факторов:

Общее изменение объема продаж = общее влияние факторов

6 240 000 – 5 200 000 = 159 204 – 22 330 + 266 844 + 373 581 + 262 701

1 040 000 = 1 040 000

Оценка результатов анализа позволяет сделать вывод, что увеличение продаж в отчетном году произошло в основном за счет интенсивных факторов – увеличения средней продолжительности смены, выпуска продукции за 1 машино-час на 1 тыс. руб. активной части основных средств и коэффициента сменности. Незначительное увеличение продаж произошло за счет увеличения активной части основных средств.

Один из интенсивных факторов отрицательно повлиял на увеличение продаж – уменьшение числа дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии. Этот фактор привел к снижению объема продаж на 22 330 тыс. руб. Наиболее вероятной причиной отрицательного влияния изменения числа дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, являются незапланированные целодневные простои (поломка оборудования) по вине самого предприятия или внешних контрагентов (поставка материала).

Сумма отрицательно повлиявшего фактора и есть неиспользованный резерв роста объема продаж. Он составляет 22 330 тыс. рублей.


Задание №4

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный

год

Темп прироста, %

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж

экст.i)

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

экстенсивности использования ресурса

экст.i * 100)

интенсивности использования ресурса

(100 - Кэкст.i * *100)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих, чел

8 150

8 750

7,362

0,3681

36,81

63,19

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс.руб.

1 061 097,5

1 093 603,5

3,063

0,1532

15,32

84,68

3

Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс.руб.

2 878 790

3 566 302

23,882

1,1941

119,41

-19,41

4

Выручка от продаж продукции, тыс.руб.

5 200 000

6 240 000

20

Х

Х

Х

5

Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

Кэкст.i/n



100 –



6

Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

0,5718

57,18

42,82


Согласно схеме анализа экстенсивных и интенсивных факторов использования ресурсов на объем выпуска и продаж продукции всегда влияют два фактора: по факторам труда — численность и выработка, по материалам — материальные затраты и материалоотдача, по фондам — стоимость активной части основных средств и фондоотдача. Из них отбираются экстенсивные факторы (среднесписочная численность рабочих, материальные затраты и среднегодовая стоимость активной части основных средств), по которым определяются темпы роста по сравнению с базовыми данными и прирост экстенсивного показателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста объема выпуска или продаж продукции (коэффициента экстенсивности использования ресурса, в процентах). Рассчитанный коэффициент экстенсивности по каждому виду ресурса служит базой для определения коэффициента его интенсивности.

1) Прирост среднесписочной численности рабочих составил 600 человек, или 7,362 %.

При приросте выручки от продаж в 20 % прирост численности на 1% прироста выручки (коэффициент экстенсивности) составил 0,3681, или 36,81% (0,3681 * 100). Коэффициент интенсивности – 63,19% (100 – 36,81).

2) Прирост стоимостной оценки использованных в производстве продукции материалов составил 687 512 тыс. руб., или 23,882%.

Здесь же воспользуемся сомнительным предположением о неизменности ассортимента проданной продукции и росте материалов только за счет увеличения объема продаж. Это подтверждается показателем прироста материальных затрат на 1% прироста объема. Данный показатель в нашем примере равен 119,41% (23,882 / 20 * 100). Поскольку сверхнормативного расхода материалов быть не может, а информации о потерях от брака в отчетности нет, есть основания считать, что увеличение коэффициента экстенсивности в 19,41% вызвано увеличением себестоимости заготовления материалов в отчетном периоде.

В данном случае целесообразнее ограничиться двумя видами ресурсов, исключив из оценки степени экстенсивности и интенсивности развития производства характер использования материалов.

3) Прирост среднегодовой стоимости активной части основных средств составил 32 506 тыс. руб., или 3,063%.

Прирост среднегодовой стоимости активной части основных средств на 1% прироста выручки (3,063 / 20) составил 0,1532, или 15,32% (0,1532 х 100). Коэффициент интенсивности составил 84,68% (100 – 15,32).

4) На основании произведенных расчетов определим комплексные показатели использования ресурсов согласно алгоритмам их расчетов:

1. комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов, коэффициент:

Кэкст.i/n,

где Кэкст - сумма всех коэффициентов экстенсивности, рассчитанная как отношение динамики прироста показателей экстенсивного влияния ресурса на 1% прироста объема продаж;

i - показатель, на основании которого определяется коэффициент экстенсивности;

п — число видов ресурсов.

Числовое значение данного коэффициента равно:

(0,3681 + 0,1532 +1,1941) / 3 = 0,5718;

2. комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов:

= 0,5718 * 100 = 57,18%,

3. комплексный показатель интенсивного использования ресурсов:



Числовое значение коэффициента интенсивного использования ресурсов равно 42,82% (100 – 57,18).


Задание №5

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

(в тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

23 264,80

Х

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

Х

Х

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

22 330

Х

4

Итого комплектный ресурс

Х





Как отмечалось в задании №2, несмотря на значительный рост материальных затрат и повышение показателя материалоотдачи, нельзя сделать вывод об их нерациональном использовании. Увеличение себестоимости материалов отрицательно отразится на себестоимости продукции, но не расширит возможности выпуска продукции за счет лучшего использования (ликвидации сверхнормативного расхода) материалов (сырья). Поэтому данными о динамике затрат на материалы нельзя пользоваться для определения резерва увеличения выпуска и продажи продукции. Увеличение материальных затрат не свидетельствует о перерасходе материалов в натуральном выражении, что исключает возможность его включения в резерв роста объема продаж.

Нерационально на нашем предприятии использовалась активная часть основных средств. Сказалось наличие целодневных потерь рабочего времени, что привело к снижению объема про­даж на 22 330 тыс. руб.

Также анализируемая компания имеет резерв роста объема производства и продаж по трудовым ресурсам за счет снижения целодневных потерь рабочего времени в размере 23 264,80 тыс. руб.

Сумму резерва анализируемого предприятия нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва роста выпуска по такому ресурсу, как материалы (сырье). Компания не может увеличить объем выпуска и продаж за счет использования внутренних резервов.

  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт
Утвердить темы, научных руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ студентов Всероссийского Заочного
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconВсероссийский Заочный Финансово-экономический Институт вопросы к экзаменационным билет ам
Сущность и функции финансов предприятий. Содержание финансовых отношений, возникающих в процессе его хозяйственной деятельности
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconЭффективность механизма реструктуризации российских предприятий (на примере компаний звукозаписывающей индустрии)
Диссертация выполнена на кафедре экономики предприятий и предпринимательства Государственного образовательного учреждения высшего...
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо всероссийский заочный финансово-экономический институт
Утвердить темы выпускных квалификационных работ, научных руководителей и консультантов для студентов 6 курса специальности Менеджмент...
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт лабораторная работа
Бизнес – план 2008 года скоррелирован в соответствии в соответствии с разработанной генеральным директором ООО “ Сладкоежка ” конкурсной...
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconНеделя науки 2009
Финансово-экономический институт. 41
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconГлобальный финансово-экономический кризис и
Мировой финансово-экономический кризис, вопреки заверениям руководителей государства, пересёк границы Украины, и маховик его набирает...
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Маркетинг. Международный маркетинг. Маркетинговые исследования. Маркетинговые коммуникации
Всероссийский заочный финансово-экономический институт iconФинансово-экономический институт
Маркетинг. Международный маркетинг. Организация биржевой торговли. Инфраструктура товарного рынка. Поведение потребителей. Маркетинговые...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница