В. Лизун Кандидат экономических наук




Скачать 292.36 Kb.
НазваниеВ. Лизун Кандидат экономических наук
страница1/3
Дата конвертации17.10.2012
Размер292.36 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3

В. Лизун

Кандидат экономических наук

ИЗМЕНИТЬ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ


О возрождении России, выходе ее в число передовых в экономическом и научно-техническом плане держав произносится сегодня немало официальных слов и деклараций. Этой проблемой занимаются как министерства и ведомства, так и специальные органы по ускорению научно- технического прогресса, внедрению новейших технологий, созданных при Администрации Президента, Правительстве, других властных структурах. Проводится и немало совещаний по данной проблеме, разработаны соответствующие планы и программы. Но при все этом отставание нашей страны от семерки развитых государств продолжает усугубляться. Более того, Россию уже все активней оттесняют в сторону быстро развивающиеся азиатские и латиноамериканские страны. Стремительный рывок вперед Китая, совсем недавно, казалось, отстававшего от нашей страны на многие десятилетия, а сегодня не только «дышащего» нам в затылок, но и обошедшего Россию по ряду ключевых позиций, заставляет задуматься над многим. И, прежде всего, о стратегии долгосрочного экономического и научно-технического развития страны, разработка и, главное, реализация которой позволила бы нашей стране переломить тенденцию сползания в ряды отсталого и бедного большинства и войти в число наиболее динамичных и передовых держав. А тенденция эта, несмотря на оптимистические заверения кое-кого из руководителей Правительства, усиливается. Если взять предельно критическое значение в мировой практике ряда важнейших экономических показателей и их уровень в «реформированной» России, то картина будет выглядеть просто удручающей.

Так, допустимый уровень падения промышленного производства, составляющий по первой позиции 30-40 %, в России находится на отметке в 50%, изношенность основных фондов добывающей промышленности соответственно 35-40% и 75-80%, высокотехнологической продукции 10-15% и 1%, доля от ВВП государственных ассигнований на науку 2% и 0,4% . Эти показатели – наглядное свидетельство сильного отставания нашей страны от ведущих держав, ее прогрессирующего превращения в их колониально-сырьевой придаток.

Все согласны с тем, что внедрять новейшие технологии для России крайне необходимо, на словах все, как говорится «за», но на деле ситуация не меняется. Тут, как и на других направлениях, наша застарелая болезнь: у соответствующих властных структур отсутствуют необходимым права и полномочия, а подчас и стремление заниматься этим. Не разработан и механизм реализации принимаемых решений, что обеспечивает их заведомую «пробуксовку». В данной статье как раз и пойдет речь о разработке такого механизма, без чего говорить о реальности экономического возрождения страны просто не приходится. На сначала попытаемся более четко сформулировать саму необходимость смены вектора развития экономики страны, тем более, что несмотря на растущий поток «правильных» слов и деклараций, этого до сих пор, на наш взгляд, так и не сделано.

Становится все более очевидным, что ставка на развитие сырьевого сектора как базы экономического подъема страны не срабатывает. Позволяя решить текущие экономические, финансовые и особенно социальные проблемы страны, такой подход в стратегическом плане только отдаляет нашу страну от достижения главных целей. Не говоря уже о том, что за Россией на мировом рынке закрепляется незавидная, неизбежно обрекающая на экономическую отсталость роль поставщика сырьевых ресурсов для передовых держав, подрывается и внутренняя основа развития- блокируется становление подлинно цивилизованных рыночных отношений, глушится частнопредпринимательская инициатива и предприимчивость, само это развитие приобретет уродливый и нестабильный характер вследствие его зависимости от вечно колеблющейся и непредсказуемой конъюнктуры цен на мировых рынках. Это не говоря уже о неизученных еще экологических последствиях форсированной добычи невозобновляемых природных ресурсов, той же нефти или газа – по некоторым данным, «бумеранг» таких последствий может ударить по стране, по здоровью людей гораздо сильней и трагичней, чем чернобыльская катастрофа. Не случайно США, например, сознательно притормаживают добычу на своей территории природных ресурсов, в первую очередь нефти – помимо военно-политических здесь действуют и иные, связанные как с экономикой, так и с экологией соображения.

Конечно, богатейшие природные ресурсы- громадный «плюс» для нашей страны, обеспечивающей ей ряд неоспоримых преимуществ. Однако чрезмерный «крен» в эту сторону, наметившийся в последние десятилетия, все больше превращает этот «плюс» в «минус», более того становится и в значительной мере ужа стал тормозом развития страны. Между тем у России имеется другое ее объективное и «традиционное» преимущество, активное и целенаправленное использование которого позволило бы начать быстрое и уверенное продвижение по пути экономического, научно-технического и социального прогресса. Речь идет об уникальном научно-интеллектуальном потенциале страны, который, как это ни парадоксально, куда больше работает на зарубежные государства, чем на наши национальные интересы. Россия же получает от его использования жалкие крохи.

Обратимся к статистике американских страховых кампаний, которая достаточно точно отражает реальное положение дел. В 1987г., 75% всех изобретений и открытий в США в области инженерии, архитектуры, строительства, математики, физики и других наук принадлежали выходцам Восточной Европы и, в основном с территории бывшего СССР либо царской России. По данным компетентных английских источников, около трети всех мировых научных изобретений принадлежит русским. А речь ведь идет о самом прибыльном на сегодняшний день бизнесе. Доходы от торговли патентами и лицензиями в США в настоящее время в два раза превышают прибыли от продажи товаров. В Японии, которая практически не имеет сырьевых ресурсов, а патенты на научные открытия закупает за границей, доходы на душу населения в шесть раз больше, чем в России. И эта пропорция имеет тенденцию к еще большему возрастанию. Понимая это, власть имущие в Соединенных Штатах, например, переносят упор в своей политике на развитие научно-технического потенциала и, надо сказать, весьма преуспели в этом. Сегодня две трети мирового фонда новейших и высоких технологий уже принадлежит американцам. Не секрет, например, что вторым после английского, рабочим языком НАСА является русский. Президент США Дж. Буш, выступая в мае 2002г. в Государственном Университете Санкт-Петербурга, откровенно отметил, что Соединенные Штаты живут российскими мозгами.

Действительно, с 1994 по 2000 гг., из России в зарубежные страны выехало около 800 тысяч высококвалифицированных научных и инженерных кадров. Из них 270 тысяч, работавших в основном в военно-промышленном комплексе, оказались в США. Учитывая, что американским Конгрессом был принят специальный законодательный акт, поощрявший этот процесс, иначе как целенаправленным разрушением интеллектуального потенциала страны такие действия не назовешь Впрочем, Вашингтон можно понять – речь ведь шла об ослаблении своего потенциального соперника. Трудно объяснить действия Правительства России и наших спецслужб, не только безучастно взиравших на этот процесс, но даже и открыто содействовавших ему – тут, видимо, предстоит еще обстоятельное выяснение, почему так произошло, возможно и с подключением правоохранительных органов. И в настоящее время мы теряем как минимум 60-7 миллиардов долларов США ежегодно из-з0а неумения использовать отечественную интеллектуальную собственность, которая по-прежнему беспрепятственно «перетекает» за рубеж.

Вообще неспособность сколько-нибудь эффективно применять человеческий потенциал стала нашим застарелым недугом, лишающим страну возможности быстрого и уверенного экономического роста. В рамках Программы развития ООН применяется так называемый индекс развития человеческого потенциала, рассчитываемого на основе трех составляющих – индекса продолжительности жизни или долголетия, индекса уровня образования и индекса реального ВВП на душу населения, отражающего его уровень благосостояния. Если до начала рыночных реформ Россия входила в первую группу стран с высокого уровнем человеческого потенциала и находилась на 52 месте, то в настоящее время она переместилась во вторую , поднявшись до 71 места из 174 стран. Хотя, казалось бы, именно в этом направлении рыночные реформы должны были заметно улучшить ситуацию.

Российские олигархи, нажившие на экспорте сырьевых ресурсов миллиарды долларов, довольно потирают руки. Чуть ли не с ликованием приветствуются предстоящие поставки российской нефти в США. Дополнительные, мол, доходы, да еще за счет американского рынка. Типичная ситуация, когда зарабатывают «быстрые» миллионы, теряя в перспективе десятки миллиардов, обрекая себя при этом на подчиненное и зависимое положение от других стран. За отсутствие государственной политики в области интеллектуальной собственности, за неспособность хоть немного заглянуть вперед и неумение отстаивать свои национальные интересы стране приходится расплачиваться потерей колоссальных доходов. По самым скромным подсчетам, к началу нынешнего века, Россия лишилась уникальных разработок на сумму свыше двух триллионов долларов. Папуасы Новой Гвинеи, отдававшие европейским торговцам золото и драгоценные камни за дешевые стеклянные бусы, были на несколько порядков разумней российских политиков и олигархов, упивающихся благоприятной конъюнктурой мировых цен на нефть и и другое отечественное сырье…

Жажду «быстрых» денег, стремление как можно скорей «залатать» бюджетные дыры можно понять. Но нельзя же жить только сегодняшним моментом, решая только текущие экономические и финансовые задачи. Получение внешних кредитов, дальнейшая приватизация отраслей промышленности и сельхозугодий, увеличение добычи сырья – все это, образно говоря, экстенсивный, а в более широком, «стратегическом» плане и тупиковый путь развития, заведомо обрекающий страну на прогрессирующее отставание от ведущих держав. Вперед как раз вырываются те, кто умеет заглядывать в завтрашний и даже послезавтрашний день, кто действует с учетом меняющихся тенденций нашего времени и долгосрочных перспектив развития мировой экономики. У этой проблемы есть и иной, крайне важный аспект.

Ставка на интеллект, связанная с развитием воспроизводимых ресурсов ( биоресурсы, продукция сельского хозяйства, лесное хозяйство, высокие медицинские и экологические стандарты и технологии и т.д.), диктуется и объективной спецификой нашей страны. Сырьевые ресурсы могут быть исчерпаны уже в ближайшие десятилетия – те же нефтяные запасы, по некоторым данным , через 20-25 лет. Не говоря уже о том, что надо хоть кое-что оставить и потомкам, продажа российского сырья, при наших бескрайних просторах (высокие транспортные издержки) и климатических условиях (дополнительные затраты на отопление и строительство в условиях низких температур плюс питание и одежда), будет выгодна до тех пор, пока цены на энергоносители не сравняются с затратами на их добычу и транспортировку. Отсюда понятно, что поддержание низкого уровня зарплаты, несоблюдение экологических норм и социальных стандартов является нормой для отечественных олигархов и предпринимателей. В противном случае вывозить сырье из страны нерентабельно. Полученная при этом прибыль так и будет оставаться за границей. Уже сейчас российские предприниматели проинвестировали целые отрасли промышленности в Испании и Италии. И при создавшемся положении дел инвестировать в Россию никто не будет. Скорее наоборот, олигархи будут делать все, чтобы обеспечить себе роскошную жизнь в благополучных странах, куда они уже перевезли своих родных и близких, да и сами не скрывают готовности перебраться туда навсегда, если почувствуют серьезную угрозу своим интересам.

Надо кардинально менять подходы и делать ставку на внедрение новейших технологий. Для этого стратегия развития экономики страны следует переориентировать на внутренний рынок и внутренние интересы, внешнеэкономическая политика же должна быть направлена на «закрепление» этой специализации России и союзной с ней Беларуси на мировом рынке, в системе международного разделении труда. Только так можно будет поднять благосостояние всей нации и возродить сильное государство.

Современный мир уже находится на пороге новой тотальной технологической революции. Все решает способность и готовность к быстрому, революционному внедрению новейших и, в первую очередь, наукоемких, «высоких технологий». Именно на их базе можно и нужно приступить к строительству постиндустриального общества, где государственное регулирование экономикой становится высшей формой управления обществом, а стратегия его развития во все большей степени основывается на максимальном использовании научного, интеллектуального и духовного потенциалов народов России и близких ей Беларуси и Украины.. Общность подходов, сохранившиеся еще контакты и связи позволяют в достаточно короткие сроки приступить к реальному объединению усилий на этом направлении, что в свою очередь придаст качественно новые импульсы ускорению интеграционных процессов на уровнях национальных экономик.

Настало время изменить вектор развития, обеспечить концентрацию национальных сил и средств России и Беларуси с последующим подключением к ним и Украины на ключевых, решающих направлениях экономического и научно-технического прогресса. Речь прежде всего идет о раскрытии и использовании интеллектуального и духовного потенциалов наших народов, который, несмотря на разрушительные тенденции последнего десятилетия, остается достаточно высоким и, главное, сохраняет в себе необходимые предпосылки для технологического прорыва в постиндустриальную эпоху, для выхода на адекватные ей новые мировые товарные рынки со «славянской», в первую очередь, конечно, российской доминантой.

И здесь следует иметь в виду принципиальное различие между Россией и Беларусью с одной стороны и странами Запада с другой. Для большинства западных государств и особенно США в сложившихся условиях собственное развитие возможно только при эволюционном пути развития экономики, где внедрение технологий идет постепенно и спланировано, причем все остальные сферы также находятся под контролем. В отличие от Запада для России и Беларуси выход из созданного кризиса, связан с революционным внедрением технологий и интенсивным развитием экономики. Промежуточных решений нет. Современное постиндустриальное государство может быть политически независимым только при конкурентоспособной независимой технологической политике, только при высокоразвитой экономике, способной выдержать конкурентную борьбу с другими странами. Эволюционный путь, учитывая нашу сильную отсталость, здесь явно не походит. Чтобы идти в обгон, а не в догонку, нужна совсем иная скорость и совсем иные пути, отличающиеся от традиционных.

Сегодняшняя Россия, как это не парадоксально, в большей степени, чем Запад, предрасположена к быстрому внедрению прорывных технологий постиндустриальной эпохи. Высокоразвитые промышленные страны очень осторожно относятся к внедрению любых новых и особенно новейших и высоких технологий. При неконтролируемом использовании они могут легко разрушить сложившийся баланс на товарных рынках. Поэтому в благополучных странах модернизация производства, связанная с внедрением технологий, не может происходить быстро. Быстрая модернизация сродни революции и порождает сотни острейших экономических и социальных проблем, способных снести существующую власть. И вполне естественно, что благополучная экономика, чтобы оставаться благополучной, должна жестко контролировать все новые технологии, грозящие взорвать существующие мировые рынки производства и поколебать существующий мировой порядок.

В России же разрушенная реформами экономика дает возможность, при направляющей и координирующей роли государства быстро начать строить с чистого листа целые отрасли экономики, перешагивая через несколько ступеней традиционного научно-технического и экономического этапов развития. Тут уж действительно нечего терять и в полной мере можно использовать принцип «на пустом месте все легче растет»

Правительствам России и Беларуси при активном участии парламентов двух стран следует незамедлительно приступить к подготовке Союзной Программы "Технологический прорыв", рассчитанной, как минимум на 15 летний период. – оптимальный, как показывает зарубежный опыт, срок для решения стратегических общенациональных задач. В программе можно было бы определить как основные направления разработки наиболее перспективных прорывных технологий, результатов фундаментальных открытий и прикладных научно-технических исследований, так и конкретные меры их целенаправленного внедрения в хозяйственный оборот. Контроль над выполнением Программы, учитывая ее стратегическое значение как для экономики, так и для безопасности страны, следовало бы возложить на Советы Безопасности стран Союза с приданием им соответствующих полномочий. Что касается парламентов двух наших стран, то они по своей линии должны обеспечить разработку, прохождение и принятие необходимых законопроектов в первоочередном порядке, а также активно способствовать формированию общественного мнения в соответствующем духе. Большую позитивную роль здесь могут сыграть и средства массовой информации. Речь не идет о посягательстве на их свободу и независимость, не о возврате к изжитой навсегда практике прямых указаний «сверху» что говорить и что писать. Само журналистское сообщество должно осознать необходимость переноса акцентов с негатива на позитив, с погони за дешевыми сенсациями и поисками «жареного» на активное содействие и, если хотите, пропаганду всего нового, прогрессивного, передового, в чем нуждается наши страны. Культ новой техники и технологий, повышенное общественное внимание к тем, кто, вопреки многочисленным трудностям и сложностям успешно продвигает их в жизнь. Все страны, добившиеся впечатляющих экономических успехов, неизбежно проходили и проходят через это. Да и на стадии раннего строительства Советского Союза, в нашем обществе царила подобная атмосфера, сознательно и целенаправленно создававшаяся тогдашним руководством, активно использовавшим пропаганду передовой техники и технологии, также как и подъем национального духа и чувства патриотизма для достижения конкретных экономических и политических целей.
  1   2   3


Похожие:

В. Лизун Кандидат экономических наук iconМежотраслевой и региональной экономики
В. Н. Фридлянов, кандидат экономических наук, М. А. Марушкина, кандидат экономических наук
В. Лизун Кандидат экономических наук iconСултанов З. С. доктор экономических наук, профессор ртсу/Насиров Н. Н. кандидат экономических наук, доцент ртсу/ Асророва З. И. кандидат экономических наук
Султанов З. С. доктор экономических наук, профессор ртсу/Насиров Н. Н. – кандидат экономических наук, доцент ртсу/ Асророва З. И....
В. Лизун Кандидат экономических наук iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Республики Татарстан Елабужский государственный педагогический университет
Егпу; Разживин А. И. – кандидат филологических наук, профессор, проректор по научной работе егпу; Гапсаламов А. Р. – кандидат экономических...
В. Лизун Кандидат экономических наук iconКоммерциализации технологий
И. Г. Дежина, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики
В. Лизун Кандидат экономических наук iconКандидат экономических наук
С началом процесса присоединения России к вто, конкуренция между регионами
В. Лизун Кандидат экономических наук iconМетодология организации и использования информационных ресурсов
Иванова елена Ивановна – кандидат экономических наук, действительный государственный со
В. Лизун Кандидат экономических наук iconГоу впо «Ульяновский государственный университет»; гк «Грифон»
Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономика, финансы и
В. Лизун Кандидат экономических наук iconБарановичская горрайинспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды
Вишнякова И. В., кандидат экономических наук, доцент, проректор по научной работе
В. Лизун Кандидат экономических наук iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080107 «Налоги и налогообложение»
Автор-составитель: М. Е. Косов, кандидат экономических наук, доцент кафедры налоговой политики
В. Лизун Кандидат экономических наук iconA d V ' m o V g h u I l / d ヨ丄v n L i I ä V m
П. сухова, кандидат экономических наук, доцент г к. Култблева медеу А. А. Управление риском инвестиционной деятельности в нефтегазовой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница