Планирование на предприятии Краткий курс лекций




Скачать 69.65 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПланирование на предприятии Краткий курс лекций
Дата конвертации17.10.2012
Размер69.65 Kb.
ТипУчебное пособие
Г. А. Маховикова, Е. Л. Кантор, 
И. И. Дрогомирецкий

Планирование 
на предприятии
Краткий курс лекций 
Москва   Юрайт   2010

УДК 65.012.2
ББК 65.23я73
       М36
Авторский коллектив:
Маховикова Галина Афонасьевна, кандидат экономических наук, 
профессор Санкт-Петербургского государственного университета 
экономики и финансов; 
Кантор Евгений Лазаревич, доктор экономических наук, профес-
сор Северо-Западного государственного заочного технического 
университета; 
Дрогомирецкий Иван Иванович,  доктор экономических наук, 
профессор Северо-Западного государственного заочного техниче-
ского университета.
Маховикова, Г. А. 
М36
Планирование на предприятии : краткий курс лекций / Г. А. Ма-
ховикова, Е. Л. Кантор, И. И. Дрогомирецкий. — М. : Издательство 
Юрайт, 2010. — 140 с. — (Хочу все сдать!).
ISBN 978-5-9916-0763-6 
Важность и необходимость планирования в рыночной эконо-
мике не вызывает сомнений. Оно помогает сделать деятельность 
предприятия стабильной, уменьшить негативное влияние внешних 
и внутренних рисков. В настоящей книге рассматриваются различ-
ные виды, принципы, методы и технология планирования, спо-
собствующие максимальному извлечению прибыли, увеличению 
объема продаж, улучшению качества выпускаемой продукции, по-
вышению оплаты труда и пр.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями 
Государственного образовательного стандарта. Материал изложен 
в компактной форме, что позволит быстро усвоить основные зна-
ния по предмету, качественно подготовиться к семинару, зачету 
или экзамену.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов 
и факультетов, а также предпринимателей и специалистов плано-
вых и управленческих служб предприятий.

УДК 65.012.2
ББК 65.23я73
© Маховикова Г. А., Кантор Е. Л., 
Дрогомирецкий И. И., 2010
ISBN 978-5-9916-0763-6
© ООО «Издательство Юрайт», 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение  ...............................................................................................5
Тема 1. Методология планирования на предприятии .................................7
1.1. Роль и значение планирования в экономике .............................. 7
1.2. Принципы и методы планирования на предприятии ................. 8
Тема 2. Система планирования на предприятии ...................................... 14
2.1. Формы планирования и виды планов ........................................ 14
2.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования .............. 17
2.3. Организация внутрифирменного планирования ...................... 19
2.4. Структура плановых органов ..................................................... 21
Тема 3. Система плановых нормативов и показателей ............................ 23
3.1. Понятие и классификация норм и нормативов ........................ 23
3.2. Методы и порядок разработки плановых норм и нормативов . 24
3.3. Нормативы средств труда и производства ................................. 25
3.4. Нормы и нормативы материальных затрат ................................ 25
3.5. Трудовые нормативы: виды, назначение ................................... 27
3.6. Нормы и нормативы оборотных средств ................................... 29
3.7. Механизм взаимодействия нормативов 
и плановых показателей ............................................................. 30
Тема 4. Методология стратегического планирования .............................. 31
4.1. Сущность стратегического планирования................................. 31
4.2. Цели и задачи стратегического планирования .......................... 34
4.3. Принципы стратегического планирования ............................... 35
4.4. Методы и модели стратегического планирования .................... 37
4.5. Этапы стратегического планирования ...................................... 45
4.6. Реализация миссии, целей и стратегии предприятия ............... 46
4.6.1. Видение и его роль в деятельности и развитии 
предприятия ........................................................................ 46
4.6.2. Миссия предприятия, ее функции и порядок разработки  47
4.6.3. Цели предприятия ............................................................... 49
4.6.4. Стратегия — основной элемент стратегического 
планирования ...................................................................... 51
4.6.5. Виды стратегий .................................................................... 54
4.7. Зарубежный опыт стратегического планирования ................... 56
Тема 5. Планирование производства и реализации продукции ................. 61
5.1. Планирование развития потенциала предприятия ................... 61
5.2. Содержание, измерители и показатели плана 
производства и реализации продукции ..................................... 64
5.3. Планирование производственной программы предприятия.... 69
5.4. Планирование производственной мощности предприятия ..... 71
5.5. Планирование реализации продукции ...................................... 74
Тема 6. Планирование материально-технического обеспечения 
производства ........................................................................................ 77

6.1. Задачи и содержание плана материально-технического 
обеспечения производства ......................................................... 77
3

6.2. Определение потребности в сырье, материалах, 
комплектующих изделиях и полуфабрикатах ........................... 79
6.3. Планирование потребности в топливе и энергии ..................... 81
6.4. Планирование потребности в оборудовании ............................ 82
Тема 7. Планирование труда и заработной платы ................................... 84
7.1. Цели, задачи и технология планирования труда 
и заработной платы .................................................................... 84
7.2. Планирование численности работающих ................................. 85
7.3. Планирование фонда заработной платы ................................... 89
Тема 8. Планирование себестоимости продукции ................................... 92
8.1. Состав затрат, включаемых в плановую себестоимость 
продукции ................................................................................... 92
8.2. Содержание, методы и этапы планирования 
себестоимости продукции.......................................................... 96
8.3. Планирование себестоимости продукции по 
технико-экономическим факторам ........................................... 97
8.4. Составление сметы и свода затрат на производство 
и реализацию продукции ......................................................... 100
Тема 9. Финансовый план ................................................................... 103
9.1. Финансовая стратегия предприятия ........................................ 103
9.2. Состав и структура финансового плана ................................... 104
9.3. Планирование доходов и поступлений .................................... 111
9.4. Планирование расходов и отчислений .................................... 114
9.5. Расчет и распределение плановой прибыли ............................ 115
9.6. Распределение плановой прибыли .......................................... 118
9.7. Система бюджетов предприятия .............................................. 119
9.8. Порядок и методика составления инвестиционного плана.... 121
Тема 10. Бизнес-план предприятия ...................................................... 124
10.1. Место и роль бизнес-плана инвестиционного проекта 
в планировании на предприятии ............................................. 124
10.2. Содержание бизнес-плана предприятия ............................... 127
10.3. Реализация бизнес-плана на предприятии ............................ 130
10.4. Использование программных продуктов в практике 
планирования ........................................................................... 131
Тема 11. Оперативно-производственное планирование ......................... 134
11.1. Содержание, задачи и виды 
оперативно-производственного планирования ...................... 134
11.2. Системы оперативного планирования и их разновидности . 136
11.3. Разработка планов производства ........................................... 138
11.4. Оперативный учет и контроль производства ......................... 139

ВВЕДЕНИЕ 
Долгое время в экономической литературе было принято считать, 
что план и рынок — взаимоисключающие понятия. В интересах разви-
тия рыночной экономики в начале 1990-х годов система планирования 
в нашей стране была фактически ликвидирована. Первоначально пред-
полагалось, что за ликвидацией планирования автоматически последует 
экономический рост. Однако в последнее время отечественные предпри-
ятия столкнулись с рядом проблем, что заставило пересмотреть данную 
точку зрения. Стремясь гарантировать свою деятельность, уменьшить 
негативное влияние внешних и внутренних рисков, многие предприни-
матели вынуждены были обратиться к проблемам планирования своего 
бизнеса.
Планирование является естественной формой целеполагающей че-
ловеческой деятельности в любой ее сфере, функцией управления дей-
ствиями благодаря способностям человека воспринимать и отражать 
в своей жизнедеятельности влияние на условия его существования, цик-
личности и последовательности развития природных процессов и явле-
ний, стихийных и других угроз со стороны окружающего мира и т.п. 
История и опыт развития российской, советской, современной оте-
чественной и мировых зарубежных экономик убедительно показывает, 
что пренебрежительное отношение к планированию, к общепризнан-
ным ценностям теории и практики отечественного планирования; недо-
учет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факто-
ров политического, общегосударственного и социального значения ведет 
к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и является 
предпосылкой усугубления или появления новых экономических про-
блем во всех уровнях и звеньях экономики.
На микроэкономическом уровне это ведет к убыткам предприятий 
и к их банкротству. Поэтому грамотная экономическая политика вклю-
чает всемерное использование планирования как одного из важнейших 
инструментов управления бизнесом.
В теории и организации планирования отечественная экономическая 
мысль обогатила мировую науку трудами виднейших ученых в области 
планирования: Л. В. Канторовича, Н. Д. Кондратьева, В. В. Леонтьева 
и др. Сегодня эти знания и опыт очень нужны отечественному произ-
водству. 
Планирование в масштабах общества осуществляется на всех про-
странствах и уровнях хозяйственной деятельности: общемировом, го-
сударственном (федеральном), региональном, местном, территориаль-
ном и на микроэкономическом уровне: предприятий (фирм), частных 
предпринимателей без образования юридического лица и домашних 
хозяйств.
На макроэкономическом уровне планируются:
— структура, объемы и процессы деятельности экономики страны 
и ее секторов;
— производство и структура валового внутреннего продукта (ВВП) — 
общая стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг;
— издержки на его производство;
5

— валовой национальный доход (ВНД) — общая стоимость всех ко-
нечных товаров и услуг, произведенных в течение года, плюс чистый до-
ход от собственности за границей (процентная рента, дивиденды и при-
были);
— внутренние и внешние инвестиции, рациональное и комплексное 
использование ресурсов и т.д. 
На микроэкономическом уровне экономической наукой исследу-
ются проблемы производства отдельных благ, планируются их произ-
водство, реализация, издержки производства с учетом эффективного 
использования ресурсов, влияние на окружающую среду, финансовая 
и воспроизводственная деятельность. Успешно работающие предпри-
ятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планиро-
вание, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по 
каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы 
(месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие 
цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспечен-
ности их материальными ресурсами, о степени загрузки производствен-
ных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого 
заказа. Предприятия широко используют преимущества планирования 
в конкурентной борьбе.
Планирование деятельности предприятия иногда рассматривают как 
обработку информации по обоснованию предстоящих действий и опре-
деление наилучших способов достижения намеченных предприятием 
целей1. Данное определение можно соотнести с подготовительным эта-
пом планирования, на котором действительно обрабатывается исходная 
информация и определяются наилучшие способы достижения целей. 
В плане используется уже обработанная и проверенная информация, 
а содержание плана как процесса составляют выбранные способы дос-
тижения целей. В принятом к исполнению плане может иметь место, на-
пример, оперативная вариантность принятия решений в рамках запла-
нированных способов достижения целей предприятия.
На уровне предприятия в целом планирование заключается в инте-
грации (обобщении) плановых показателей и разработке сводного плана 
функционирования и развития предприятия в плановом периоде.
1  Егоров, Ю. Н., Варакута, С. А. Планирование на предприятии / 
Ю. Н. Егоров, С. А. Варакута. — М. : ИНФРА-М, 2001. — С. 4.

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 
НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Роль и значение планирования в экономике
Планирование как общее понятие — это процесс моделирования ва-
риантов развития объекта (явления) на определенный период времени, 
оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных 
показателей реализации плана.
Как справедливо отметил профессор Токийского университета Са-
буро Окито — автор плана удвоения национального дохода Японии — 
любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, 
т.е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преоб-
разований. Это положение можно отнести к любому уровню управления 
народным хозяйством — к национальной экономике в целом, отрасли, 
предприятию, фирме, организации.
Экономическое планирование на предприятии — это способ модели-
рования развития предприятия, показателей среды его деятельности: 
производства и поставок продукции, потребления и использования ре-
сурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков 
и эффективности функционирования.
Результат планирования — оформленный и утвержденный руково-
дством предприятия план.
План — это разработанный на определенный период процесс реали-
зации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предпри-
ятия), включающий его цели, содержание и показатели.
Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ори-
ентирам), которые, наряду с конечной целью максимального извлечения 
прибыли, включают и другие, например:
— увеличение объема и улучшение структуры продаж;
— повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенк-
латуры и ассортимента;
— повышение технического уровня производственных фондов и тех-
нологических процессов;
— снижение негативного влияния предприятия на окружающую сре-
ду и ликвидация его последствий;
— улучшение структуры капитала;
— улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;
— повышение эффективности использования природных и матери-
альных ресурсов и т. д.
Таким образом, сущность планирования заключается в научном 
обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хо-
зяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществле-
ния на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, 
объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг 
и установления таких показателей их производства, распределения и по-
требления, которые при полном использовании ограниченных произ-
водственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в буду-
щем качественных и количественных результатов.
7

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе 
по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование — не самое 
главное, планирование — это все».
Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). 
Принято выделять четыре основных: разработка общих целей, определе-
ние конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, 
контроль за их исполнением.
1.2. Принципы и методы планирования на предприятии
При разработке планов необходимо соблюдать основополагающие 
принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной 
деятельности предприятия в конкретной экономической среде. В тео-
рии планирования выделяют следующие принципы  планирования (по 
А. Файолю): единства, непрерывности, гибкости, точности. Р. Акофф 
позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — прин-
цип участия
. Однако в теории и практике планирования учитывают до 
16—17 принципов (табл. 1.1). 
Таблица 1.1
Основные принципы внутрифирменного планирования
№ Принципы пла-
Содержание
п/п нирования
1
Необходимость
Обязательное применение планов в любой сфере 
деятельности является рациональным поведением 
людей
1. Прежде чем действовать, каждый должен знать, 
что он хочет и может
2
Непрерывность
Процесс планирования на предприятии должен 
осуществляться постоянно путем:
а) последовательной разработки новых планов по 
окончании действия планов предыдущих периодов;
б) скользящего планирования — по истечении части 
планового периода составляется обновленный план, 
в котором увеличивается горизонт планирования, 
а на оставшийся период план может уточняться 
в связи с появлением не предусмотренных ранее 
изменений внешней среды или внутренних возмож-
ностей и ориентации фирмы
3
Эластичность 
Приспособление первоначальных планов к изме-
и гибкость
няющимся условиям осуществляется путем:
а) введения плановых резервов по основным пока-
зателям;
б) применения эвентуального (на случай) плани-
рования для различных ситуаций и распределения 
данных;
в) использования оперативных планов для учета 
возникающих изменений среды;
г) использования альтернативных планов
8

Продолжение табл. 1.1
№ Принципы пла-
Содержание
п/п нирования
4
Единство и пол-
Системность достигается тремя основными способами:
нота (систем-
1. Наличием общей (единой) экономической цели 
ность)
и взаимодействием всех структурных подразделений 
предприятия по горизонтальному и вертикальному 
уровням планирования
2. Все сопряженные частичные планы структурных 
единиц фирмы и сфер деятельности (производства, 
сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимо-
связи должны составлять общий сводный план ее 
социально-экономического развития
3. Включением в план всех факторов, которые могут 
иметь значение для принятия решений
5
Точность и дета-
1. Любой план должен быть составлен с достаточно 
лизация
высокой степенью точности для достижения постав-
ленной цели
2. По мере перехода от оперативных краткосрочных 
к средне- и долгосрочным стратегическим планам 
точность и детализация планирования соответственно 
могут уменьшаться вплоть до определения только ос-
новных целей и общих направлений развития фирмы
6
Экономичность
1. Расходы на планирование должны соизмеряться 
с получаемыми от него выгодами
2. Вклад планирования в эффективность определя-
ется улучшением качества принимаемых решений
7
Оптимальность
1. На всех этапах планирования должен обеспечи-
ваться выбор наиболее эффективных вариантов 
решений
2. Выражается в максимизации прибыли и других 
результативных показателей фирмы и минимизации 
затратных, при прогнозируемых ограничениях
8 Связь 
уровней 
Достигается четырьмя способами:
управления
1) детализацией планов «сверху-вниз»;
2) укрупнением планов «снизу-вверх»;
3) частичным делегированием полномочий;
4) корректировкой планов
9
Участие
1. Активное участие персонала в процессе планиро-
вания усиливает его мотивацию поведения
2. Планирование для себя психологически и эконо-
мически эффективнее, чем для других
10 Холизм 
(сочета-
1. Чем больше структурных единиц и уровней управле-
ние координации  ния предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) 
и интеграции)
планировать в них одновременно и во взаимозависи-
мости
2. Планирование на каждом структурном уровне 
предприятия независимо не может быть эффектив-
ным без взаимоувязки планов на всех уровнях
3. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо
9

Окончание табл. 1.1
№ Принципы пла-
Содержание
п/п нирования
11
Ранжирование 
Осуществляется путем рационального распределе-
объектов плани-
ния ресурсов:
рования
1. При одинаковой конкурентоспособности пла-
нов — в первую очередь на те из них, которые дают 
наибольший объем продаж
2. В наиболее доходные товары (отрасли)
12
Адекватность
Соответствие плановых показателей реальной об-
становке достигается:
1. Увеличением числа учитываемых факторов
2. Повышением точности прогнозирования и само-
оценки в процессе планирования
3. Достаточно точным моделированием реальных 
процессов
13
Согласованность  Достигается с помощью:
с внешней средой 1. Анализа динамики факторов внешней среды 
предприятия
2. Выявления степени влияния внешних факторов 
на плановые показатели
14
Социальная ори-
Предусматривает:
ентация
1. Обеспечение требования экономичности, безо-
пасности и эргономичности выпускаемой продук-
ции
2. Социальное развитие коллектива, повышение 
доходов персонала предприятия
15
Сбалансирован-
Объемы инвестиций должны быть увязаны и сба-
ность
лансированы с финансовыми и материальными 
ресурсами с учетом норм продолжительности строи-
тельства объектов
16
Стабильность
Утвержденные обоснованные планы капитального 
строительства в общем должны быть неизменными 
на весь период строительства, иначе возникают 
потери и дополнительные затраты
17
Итеративность
Предусматривает неоднократную проработку (ите-
рацию) уже составленных разделов плана и творче-
ский характер самого процесса планирования
Принцип единства предопределяет системность планирования, озна-
чающую существование совокупности структурных элементов объекта 
планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому 
направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое 
направление плановой деятельности, общность целей всех элементов 
предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства 
подразделений, их интеграции.
Принцип непрерывности планирования основывается на использо-
вании взаимосвязи элементов и одновременности внесения изменений 
плана по горизонтали и вертикали управления. Данный принцип касает-
10

ся прежде всего планов различного периода: краткосрочный план явля-
ется частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного.
Регулирование и координация в управлении процессами планирова-
ния основываются на общих аксиоматических правилах:
 
• нельзя планировать эффективно, если на данном уровне управле-
ния планирование не связано с планированием функциональных служб 
(управлений, отделов, секторов);
 
• любые изменения в планах одного из подразделений должны быть 
отражены в планах других по линиям (каналам) взаимосвязей.
На каждом уровне управления осуществляется интеграция плановой 
деятельности, и каждый план вышестоящего уровня управления явля-
ется интегрированным и более расширенным (но менее детализирован-
ным), чем план нижестоящего уровня. План функционального подраз-
деления на одном уровне управления является составной частью общего 
плана данного уровня.
Предпосылками непрерывности планирования являются: 
 
• неопределенность и изменчивость внешних факторов производст-
венной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
 
• изменчивость внутренних факторов производства, стратегических 
целей, ценностей и возможностей предприятия.
Принцип гибкости планирования связан, прежде всего, с возможно-
стью внесения изменений. Для осуществления принципа гибкости планы 
должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, 
увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Каждый план должен составляться с заданной степенью точности, 
соответствующей неопределенности внешней среды. Другими словами, 
планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, 
в какой позволяют условия деятельности предприятия. 
Принцип  точности планирования связан как с определением общего 
и локальных периодов разработки плана предприятия, так и с требова-
ниями к детализации планов и качеству исполнителей — разработчиков 
плана. Обоснованность плана в числовом значении означает его соот-
ветствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям 
и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, 
превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения 
обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для 
необоснованного поощрения работников без должных усилий с их сто-
роны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосроч-
ной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде.
Принцип участия означает, что каждый работник предприятия в оп-
ределенной мере становится участником плановой деятельности, неза-
висимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия 
специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений про-
блем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать дей-
ствительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс 
позиций структурных подразделений фирмы. Планирование, основан-
ное на принципе участия, называют партисипативным.
Кроме перечисленных базовых принципов, в процессе планирова-
ния обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, 
11

приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, ком-
плектности и др.
Методология планирования представляет собой совокупность методов 
и методик планирования.
Метод планирования — совокупность приемов и способов планиро-
вания.
Методы планирования:
— балансовый;
— экономического анализа;
— нормативный;
— экономико-математического моделирования, в том числе сетевое 
планирование;
— технико-экономического обоснования;
— деловое планирование (бизнес-планирование).
Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разно-
видностей, приемов и способов расчетов.
Балансовый метод является господствующим в планировании и пред-
ставляет собой совокупность приемов, используемых для обеспечения 
увязки и согласования взаимозависимых показателей с целью получения 
равновесия (баланса). Балансы на уровне предприятия позволяют судить 
о наличных производственных мощностях, их динамике и использова-
нии; об обеспеченности ресурсами и т.д. В планировании часто приме-
няются следующие балансы: а) натуральный (материальный); б) стои-
мостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота 
фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, 
что осуществляется посредством балансового метода.
Метод экономического анализа заключается в применении сопостав-
лений затрат и результатов в сравниваемых периодах, выявлении степе-
ни и динамики влияния внешних и внутренних факторов на результаты 
производства, в разложении процессов на составные части и определе-
нии ведущих звеньев и на этой основе — «узких мест» и ключевых про-
блем развития и др. При реализации системного подхода экономический 
анализ преобразуется в комплексный метод анализа и синтеза проблем 
планирования.
Нормативный метод базируется на системе норм (расхода материаль-
ных ресурсов, использования мощностей и рабочего времени, аморти-
зационных отчислений и т.п.) и нормативов (влияния на окружающую 
среду, трудоемкости и др.), используемых в технико-экономических рас-
четах.
Метод экономико-математического моделирования представляет собой 
совокупность экономико-математических приемов и методов, исполь-
зуемых в планировании: методы линейного, динамического, нелиней-
ного и стохастического программирования; модели сетевого планирова-
ния, оценки эффективности бизнес-планов и инвестиционных проектов 
и др.
Метод технико-экономического обоснования применяется для разра-
ботки обоснований мероприятий, включаемых в планы, и показателей 
плана.
Применение каждого из методов осуществляется на основе специ-
ально разработанных методик. 
12

Методика планирования — рекомендации по конкретному примене-
нию и процедурам реализации метода планирования.
В экономической теории и практике постоянно ведутся исследова-
ния и совершенствуется инструментарий планирования по следующим 
направлениям:
— совершенствование методологии планирования;
— улучшение организации планирования;
— повышение качества методик планирования;
— повышение достоверности информации и планов;
— повышение точности плановых расчетов;
— улучшение выявления и учета влияния и тенденций развития фак-
торов.

Тема 2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Формы планирования и виды планов
Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по 
таким основным классификационным признакам, как уровень управле-
ния, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии 
разработки, степень точности, содержание и др.
По  уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на 
предприятиях принято различать такие виды планирования, как фир-
менное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относя-
щихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйст-
венной организации. На среднем уровне управления применяется, как 
правило, цеховая система планирования, на нижнем — производствен-
ная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (уча-
сток, бригада, рабочее место и т.д.).
По  методам обоснования находят применение следующие системы 
планирования: рыночная, индикативная и административная, или цен-
трализованная. На предприятиях с государственной, федеральной, му-
ниципальной и другими формами общественной собственности преоб-
ладает централизованная система планирования. 
Централизованное планирование предусматривает установление вы-
шестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых 
показателей натуральных объемов производства продукции, номенкла-
туры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономи-
ческих нормативов. 
В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на дру-
гих предприятиях с частной формой собственности применяются виды 
рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование 
основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на произво-
димые товары и услуги. Индикативное планирование — это по существу 
государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банков-
ских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной 
платы и других макроэкономических показателей.
По времени действия планы бывают: долгосрочные, среднесрочные, 
краткосрочные и текущие. Долгосрочные планы разрабатываются на дли-
тельный период времени (10 и более лет). Призваны определить долговре-
менную стратегию функционирования предприятия. Среднесрочные планы 
разрабатываются на период от года до 3—5 лет. Иногда они имеют форму 
скользящих планов, когда первый год детализируется до уровня плана те-
кущего года, и осуществляется их ежегодная корректировка. Краткосроч-
ные (текущие) 
планы разрабатываются на срок от одного года и в зависи-
мости от комплексности, объектов планирования, до одних суток.
По  сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, 
внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования 
в том или ином случае служит соответствующая производственная сис-
тема или подразделение предприятия.
По  стадиям разработки планирование бывает предварительное 
и окончательное. На первом этапе обычно разрабатываются проекты 
14

планов, которые после их утверждения на втором этапе получают затем 
силу закона.
По степени точности планирование может быть укрупненным и уточ-
ненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, 
нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня 
профессиональной подготовки и производственного опыта экономи-
стов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть опре-
делено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное. 
Оперативное планирование представляет собой выбор средств реше-
ния задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим 
руководством, а также являются традиционными для предприятия. Та-
кое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача 
состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения за-
данных объемов работы или стоящих оперативных задач.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач 
и средств, необходимых для достижения заранее установленных или тра-
диционных целей.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование 
средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для 
предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долго-
срочным.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного вы-
бора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных гра-
ниц или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую 
роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.
По содержанию разрабатываемые на предприятии планы классифи-
цируются на технико-экономические, оперативно-производственные 
и бизнес-планы инвестиционных проектов. Соответственно и планиро-
вание классифицируется на технико-экономическое (ТЭП), оперативно-
производственное  
(ОПП) и бизнес-планирование инвестиционных проек-
тов.

С помощью ТЭП разрабатываются планы деятельности предпри-
ятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим 
и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание 
параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его ре-
гулирование.
Различия между ТЭП и ОПП представлены в табл. 2.11.
Бизнес-планирование инвестиционных проектов дает оценку целе-
сообразности осуществления какого-то проекта и привлечения для этого 
инвестиций.
Рассмотренная классификация планов соответствует реальной дей-
ствительности. На большинстве российских промышленных предпри-
ятий имеются стратегические, долгосрочные и среднесрочные планы, 
текущие технико-экономические и оперативно-производственные пла-
ны, планы работы предприятий и их структурных подразделений, биз-
нес-планы инвестиционных проектов.
1  Афитов, Э. А. Планирование на предприятии : учеб. пособие. — 2-е изд. / 
Э. А. Афитов. — Мн. : Вышэйшая школа, 2006. — С. 19.
15

Таблица 2.1
Различия между технико-экономическим 
и оперативно-производственным планированием
Технико-экономическое планиро-
Оперативно-производственное пла-
вание
нирование
I. Объекты планирования:
вся деятельность предприятия и его 
производственный процесс как 
структурных подразделений
совокупность операций. Строгая их 
(операций) увязка в пространстве 
и во времени
II. Измерители:
объемные, укрупненные: штуки, 
физически детализированные: дета-
рубли
ле-операции
III. Периоды планирования:
год, квартал, месяц
квартал, месяц, декада, неделя, 
сутки, смена, час
IV. Связь с ресурсами:
объемная, путем сопоставления 
объемно-календарная, с учетом 
ресурсов с потребностями
запуска-выпуска
V. Методы воздействия на ход производства:
путем доведения заданий по выпуску  путем доведения планов-графиков 
продукции, норм расхода, затрат
хода процессов до линейных руково-
дителей
путем анализа состояния объекта 
путем непосредственного приведе-
и разработки рекомендаций линей-
ния системы в равновесие, к задан-
ному руководству
ным параметрам
В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций 
принято выделять четыре основных вида временной ориентации или ти-
пологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, плани-
рование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. 
У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), 
у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преак-
тивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (инте-
рактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но нераз-
делимых видов планирования.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего 
опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на ста-
рые организационные формы и сложившиеся традиции.
Инактивное планирование ориентируется на существующее поло-
жение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему 
состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями является 
выживание и стабильность производства.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерыв-
ных изменений в различных сферах деятельности предприятий.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желае-
мого будущего и изыскании путей его построения.
16



Похожие:

Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКраткий курс лекций по дисциплине "Основы малого бизнеса" Владимир 2008
Курс лекций разработан в соответствии с программой дисциплины Основы малого
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconС. В. Валицкий прогнозирование и планирование экономики
Курс лекций раскрывает все основные темы и вопросы, изучаемые в дисциплине
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКраткий курс А. Большаков учебное пособие санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКраткий курс менеджмент а. Большаков учебное пособие санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000
Б79 Менеджмент / Учебное пособие. — Спб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКрасноярский государственный аграрный университет Хакасский филиал Кафедра экономики и управления маркетинг курс лекций Абакан 2011 Абакан 2011
Текст лекций по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по специальности 080502. 65 – Экономика и управление на предприятии...
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconПланирование на предприятии
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Планирование на предприятии»
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconПланирование на предприятии ♦
Планирование на предприятии : метод указания / сост. В. Д. Жариков, В. В. Жариков. – Тамбов : Изд-во Тамб гос
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКурс лекций по дисциплине «экономика организаций (предприятий)» Тема 1
В настоящее время 95 это коммерческие организации. Предметом исследования курса являются производственно-хозяйственные и организационно-экономические...
Планирование на предприятии Краткий курс лекций iconКраткий курс лекций федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также для преподавателей, аспирантов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница