Памятка для студента




НазваниеПамятка для студента
страница1/7
Дата конвертации17.10.2012
Размер0.86 Mb.
ТипПамятка
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал

Кафедра экономики и управления







ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ




Курс лекций




Абакан 2011




Содержание




К читателю…………………………………………………………………….

3

Модуль 1. Роль и место планирования в управлении предприятием …….

4

Модуль 2. Система планирования ……………………………………………

8

Модуль 3. Стратегическое планирование …………………………………...

16

Модуль 4. Планирование производства и сбыта продукции……………….

22

Модуль 5. Планирование издержек………………………………………….

33

Модуль 6. Финансовое планирование. ………………………………………

37

Модуль 7. Бизнес-планирование……………………………………………..

44

Библиографический список…………………………………………………..

56



Памятка для студента


В учебном пособии, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, изложены положения теории и практики планирования в условиях рыночных отношений, сущность и методология планирования, классификация его видов и показателей, современные взгляды специалистов в этой области.

Пособие не является оригинальным самостоятельным исследованием, а представляет собой извлечения, как правило, весьма пространные, из опубликованных работ, фамилии авторов и названия которых указаны в списке литературы. Наибольшее внимание уделено трудам Т.Н.Бабича, М.И.Бухалкова, А.И.Ильина, Г.К.Лопушинской и А.Н.Петрова, К.В.Пивоварова.

Составитель расположил материал, в основном, в соответствии с программой курса «Планирование на предприятии», позволив себе осуществить определенное купирование авторских текстов и их незначительное редактирование.

Составитель приносит свои извинения за возможные неудачные обороты, стилистические и грамматические ошибки, поскольку ни литературный редактор, ни специалист-корректор не принимали участие в подготовке к изданию данного пособия, а так же благодарит коллег-преподавателей за высказанные советы, которые с признательностью были приняты.


Модуль 1. Роль и место планирования в управлении предприятием.


Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов се выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Процесс управления выступает как объективно предопределенная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления - это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (предусмотренной проектом организации) согласованности действии работников. Цель координации - устранить параллелизм и дублирование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа – комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционировании производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов. Роль контроля как функции управления
обусловлена тем, что он является средством осуществления образных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.

Активизация - это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования. В основе материального стимулирования лежат материальные, а в основе морального - социальные потребности личности (в общении, уважении, признании заслуг и т.п.).

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

• определение путей и средств их достижения;

• контроль за движением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов
деятельности предприятия. Поэтому надежность плана зависит от и фактических
показателей прошлых периодов.

Тем не менее планирование на любом предприятии базируется на неполных данных. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия.

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию.

Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых выделяют:

• полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;

• личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;

• мотивацию (гармонизацию желаний и интересов исполнителей с целями плановых решений);

• правомерность (собственные возможности и предоставленные плановому работнику специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией планового решения);

• информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);

• допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали);

• наличие инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д.

Процесс планирования, его сущность характеризуется рядом специфических черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.

С точки зрения организационно-технической стороны планирования страны с развитой рыночной экономикой имеют больше опыта. Применяемый там арсенал технических средств и методов значительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации производства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Значит имеется большая возможность в использовании организационно-технического опыта планирования развитых зарубежных стран и ограниченная возможность применения социально-экономического опыта планирования.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер.

В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем. На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства.

Источником дополнительного эффекта в процессах специализации и кооперации труда является планомерность. Именно присущая кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу (синергетический эффект). Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.

Модуль 2. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ


Блок 2.1. Формы планирования и виды планов


Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Централизованной системе планирования экономикой соответствует адекватная система народнохозяйственного планирования. Поэтому переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.

Многие хозяйственники, ученые-экономисты полагают, что рыночные регуляторы успешно заменяют планирование. Однако автоматически этого не произошло и произойти не могло. Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным средством управления на микро- и макроуровне. Потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состоит в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации в то время, когда рыночные методы не получили необходимого развития.

Сами по себе рыночные методы управления возникнуть не могут. Необходимо на плановой основе создать условия для их формирования, такие как разгосударствление, приватизация, реструктуризация, санация и т.п. Без активной роли государства эти процессы вообще невозможны. Поэтому в период рыночного реформирования экономики роль государства как субъекта планирования должна не ослабляться, а, наоборот, усиливаться.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно органически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проблему, необходимо рассмотреть виды планирования.

По содержанию и форме проявления различают следующие
виды (формы) планирования и виды планов.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Вся система социалистического народнохозяйственного планирования носила исключительно директивный характер. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией

Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод о нецелесообразности применения такого планирования в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п.

Индикативное планирование представляет собой наиболее
распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка цепных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, внешнеэкономические связи и т.п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную
оценку этих показателей, но и обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана - выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством, если экономическое развитие будет осуществляться не по благоприятному сценарию.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15 и 20 лет. Такие планы призваны определять, долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его
возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные вариант развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

Основная цель стратегическою планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегическою планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривать как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.

В технико-экономических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и г.п. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п.

На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, научно обоснованные пропорции в производстве, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности, а также контроль за их выполнением.

Бюджеты являются главным средством планирования и контроля, как в сфере бизнеса, так и в государственном управлении. Бюджет фирмы - это план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный перспективный период и отражающий цели и политику фирмы, установленные высшим руководством для предприятия в целом и для каждого из его подразделений.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах. Что касается объектов и предметов тактического планирования, то они могут быть самыми разнообразными, но единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат. Однако при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки-выпуск-прибыль-цена». В противном случае становится нецелесообразным тактическое планирование.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача - конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

В конечном счете ОКП позволяет:

• сократить перерывы в движении предметов труда по отдельным стадиям производства;

• обеспечить равномерность и комплексность загрузки оборудования и площадей;

• четко реагировать на любые отклонения, возникающие в ходе производственного процесса, создавая предпосылки для эффективной работы предприятия и его подразделений.

Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п.

Бизнес-планирование. Бизнес-план предназначен для оценки
целесообразности внедрения того пли иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций (см. тему «Бизнес-планирование»).

4. В теории и практике планирования могут также выделяться
другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса, в частности:

а) по степени охвата:

• общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;

• частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б) по объектам планирования

• целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;

• планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

• программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

• планирование действий, например специальных продаж;

в) по сферам планирования:

• планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);

• планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);

• планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);

• планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);

• планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) по глубине планирования:

• arpeгированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

• детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) по координации частных планов во времени:

• последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

• одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) по учету изменения данных:

• жесткое планирование;

• гибкое планирование;

ж) по очередности во времени:

• упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

• скользящее планирование, при котором по истечении запланированного срока план продлевается на следующий период;

• внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.

  1   2   3   4   5   6   7


Похожие:

Памятка для студента iconНовости для каждого студента

Памятка для студента iconПамятка для крестьянских
Как создать фермерское хозяйство?
Памятка для студента iconПамятка для крестьянских
Как создать фермерское хозяйство?
Памятка для студента iconРоссийская академия
Памятка для руководителя практики от организации работодателя
Памятка для студента iconПамятка для интерна
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Казахстан №523 от 8
Памятка для студента iconПамятка для начинающих свое дело
Желание стать предпринимателем стимулируется независимостью от работодателя и возможностью реализовать собственные идеи
Памятка для студента iconЭкономика Памятка для желающих получить кредит
Если Вы намереваетесь вложить собственные или заемные средства в создание или развитие
Памятка для студента iconПамятка клиенту по пакету документов, необходимых для получения кредита индивидуальным предпринимателем в алтайском банке Сбербанка России ОАО
Примечание по разделу 4: Для Заемщиков-клиентов Банка допускается снятие ксерокопий документов, находящихся в юридическом деле Клиента...
Памятка для студента iconПамятка для граждан, по участию в мероприятиях рцп «сохранение и развитие малых сел в Республике Бурятия на 2012-2015 годы»
Необходимо определиться, в мероприятиях, какого блока, Вы хотите принять участие?
Памятка для студента iconНаучно-практическая конференция из Кракова студента Педагоги- 19 декабря

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница