Учебники и учебные пособия для студентов




НазваниеУчебники и учебные пособия для студентов
страница1/42
Дата конвертации17.10.2012
Размер6.72 Mb.
ТипУчебники и учебные пособия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42




УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Б. И. ЯКОВЛЕВ, В. Б. ЯКОВЛЕВ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВА

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

В АПК


Рекомендовано Министерством сельского хозяйства

Российской Федерации в качестве учебника для сту­дентов

высших учебных заведений по агрономическим специальностям


г. МОСКВ А «КолосС» 2004


УДК 631.15(075.8)

ББК 65.292:65.325.1я73

Я47

Редактор О. П. Степанова

Рецензент доктор экон. наук, проф. М. П. Тушканов (Московская сельскохо­зяйственная академия им. К. А. Тимирязева)

Яковлев Б. И., Яковлев В. Б.


Я47 Организация производства и предпринимательство в АПК. — М.: КолосС, 2004. — с: ил. (Учебники и учеб. посо­бия для студентов высш. учеб. заведений).

ISBN 5-9532-0059-5.

Учебник подготовлен в соответствии с Государственным образователь­ным стандартом высшего профессионального образования по направлениям и специальностям агрономического профиля. Содержит три раздела «Осно­вы рациональной организации сельскохозяйственного производства», «Организация отраслей растениеводства», «Предпринимательство в АПК». Особое внимание уделено специфике функционирования растениеводчес­ких предприятий в условиях рынка.

Для студентов вузов по агрономическим специальностям.

УДК 631.15(075.8)

ББК 65.292:65.325.1я73

Учебное издание

Яковлев Борис Иванович

Яковлев Владимир Борисович

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АПК

Учебник для вузов

Технический редактор М. А. Шуйская

Корректор В. Г. Лузгина

Компьютерная верстка Т. Я. Белобородовой

Сдано в набор 14.05.03. Подписано в печать 08.09.03.

Формат 60x88 Бумага офсетная № 1 Гарнитура Ньютон.

Печать офсетная. Усл. п. л. 25,97. Уч.-изд. л. 29,65. Изд. № 03.

Тираж 3000 экз. Заказ1б65 «С» .№ 112.

ООО «Издательство «КолосС», 101000, Москва, ул. Мясницкая,

д. 17, стр. 1. Почтовый адрес: 129090, Москва, Астраханский пер.,

д. 8, стр. 1. Тел. (095) 280-99-86, тел./факс (095) 280-14-63,

е-mail: master@koloss.ru, наш сайт: www.koloss.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ОАО «Типография «Новости»,

105005, Москва, ул. Фр. Энгельса, 46

ISBN 5-9532-0059-5 ©«КолосС», 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ


Формирование многоукладной экономики на основе рыноч­ных принципов хозяйствования и разнообразных организацион­но-правовых форм собственности предполагает такую организа­цию производства в сельском хозяйстве, при которой предприя­тия сами решают, какую продукцию и как производить, где ее продавать. Они самостоятельно определяют потребность в необ­ходимых ресурсах, заботятся о получении доходов и прибыли, чтобы возмещать затраты, включая оплату труда работников, пла­тить налоги, развивать производство.

В настоящее время большинство сельскохозяйственных пред­приятий находится в тяжелом экономическом и финансовом по­ложении. Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяй­ственную продукцию, разрыв хозяйственных связей, нестабиль­ность политики государства — это и многое другое привело к упадку даже экономически благополучных хозяйств. В этих усло­виях невозможно добиться положительных результатов без эф­фективной организации производства и предпринимательства, направленных на рациональное использование земельных, мате­риально-технических, трудовых и финансовых ресурсов в целях получения наибольшего количества продукции с наименьшими затратами и максимальной прибылью.

В связи с этим повышаются требования к уровню экономичес­кой подготовки специалистов сельского хозяйства, в том числе аг­рономического профиля. Сегодня нужны кадры, способные вести производство в условиях динамично развивающегося рынка, при­нимать оптимальные управленческие решения, выпускать конку­рентоспособную продукцию. Кадровый потенциал необходимо адаптировать к новым условиям хозяйствования с учетом форми­рования общественной значимости и престижности сельскохозяй­ственного труда, создания нормальных условий для работы и жиз­ни сельского труженика.

Познать научные основы организации сельскохозяйственного производства и предпринимательства, приобрести практические навыки рациональной организации производства и предпринима­тельской деятельности поможет глубокое изучение дисциплины «Организация производства и предпринимательство в АПК». В результате изучения данного курса студенты узнают закономер­ности, принципы и формы организации производства; организа­ционно-экономические основы сельскохозяйственных предпри­ятий; систему ведения хозяйства; принципы, методы и систему внутрихозяйственного планирования; принципы и условия, оп­ределяющие рациональную специализацию, сочетание отраслей и размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделе­ний; организацию земельной территории предприятий; способы организации рационального использования тракторов, сельскохозяйственных машин и автотранспорта в растениеводческих от­раслях; принципы и методы организации, нормирования и мате­риального стимулирования труда; организацию хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях ры­ночной экономики; сущность и условия лизинга; организацию отраслей растениеводства — полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства (их размеры и соче­тание с другими отраслями, особенности организации труда и трудовых процессов, хранения, переработки и реализации про­дукции и др.).

Изучение дисциплины поможет понять сущность и принципы сельскохозяйственного предпринимательства, особенности ком­мерческой деятельности, рисков и экономической стратегии в ус­ловиях рынка.


Раздел I

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Глава 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

1.1. ПРЕДМЕТ НАУКИ

Сельскохозяйственные предприятия — объекты исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в том числе и науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства». Каждая из них имеет свой предмет изучения.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы, системы и методы рационального построения и эффективного ведения производства на сельскохозяйственных предприятиях. Предмет ее изучения — организация сельскохозяйственного производства, представляю­щая собой систему мер, направленную на рациональное использо­вание земельных, материально-технических, трудовых и финансо­вых ресурсов с целью получения наибольшего количества продук­ции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью.

Основное содержание предмета применительно к подготовке агрономов высшей квалификации включает:

закономерности, принципы и формы организации сельскохо­зяйственного производства;

принципы, формы и организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий;

принципы и факторы построения системы ведения хозяйства и системы растениеводства;

принципы, методы и системы внутрихозяйственного планиро­вания, приемы разработки перспективных, годовых и оператив­ных планов предприятий;

формы и факторы специализации производства, принципы со­четания отраслей, размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений;

формирование земельной территории и организацию рацио­нального использования земель сельскохозяйственных предприя­тий;

формирование и организацию рационального использования сельскохозяйственной техники, автотранспорта и других средств производства;

формы кооперации и разделения труда, принципы и методы его организации и нормирования.

принципы, формы, виды и системы оплаты труда, тарифную систему;

принципы и условия организации хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях развития рыноч­ных отношений;

принципы, формы и условия внутрихозяйственного расчета, подрядных и арендных отношений;

передовой опыт организации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства;

организацию хранения, переработки и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях;

приемы и показатели анализа хозяйственной деятельности предприятий и отраслей растениеводства в целях выявления ре­зервов производства и определения направлений их эффективно­го использования.

В своих исследованиях наука «Организация сельскохозяйствен­ного производства» опирается на объективные экономические за­коны. Познание механизма действия, форм проявления этих зако­нов и учет их требований позволяют вскрывать и объяснять зако­номерности рационального построения и эффективного ведения производства.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» тесно связана с предпринимательством и маркетингом, экономи­кой сельского хозяйства, управлением сельскохозяйственным производством и другими экономическими науками. Они обога­щают друг друга новыми теоретическими положениями по акту­альным проблемам сельского хозяйства.

Наряду с экономическими науками организация производства использует результаты исследований технических и технологичес­ких наук, поскольку техника, технология и организация произ­водства постоянно взаимодействуют. Так, создание новых машин вызывает изменения в приемах возделывания сельскохозяйствен­ных культур и организации трудовых процессов; применение про­грессивной технологии требует совершенствования средств меха­низации и методов труда и т. д.

1.2. ЗАДАЧИ НАУКИ

Задачи науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства» видоизменяются на разных этапах экономического разви­тия. В период перехода к рыночной экономике основными из них являются следующие.

Разработка рекомендаций по рациональному построению и эффективному ведению производства в новых организационно-правовых формах сельскохозяйственных предприятий. Это обоснование раци­ональных размеров отраслей, площадей под отдельными культу­рами и многолетними насаждениями, численности поголовья жи­вотных, производственной и организационной структур, целесо­образных пропорций и взаимосвязей между сельскохозяйствен­ными угодьями, материально-техническими и трудовыми ресурсами при разных уровнях специализации и концентрации производства.

Организационно-экономическое обоснование систем ведения хо­зяйства. Специализация предприятий и укрупнение отраслей со­здают условия для перевода производства продукции на индустри­альные методы, что влечет за собой изменение техники, технологии и организации, а, следовательно, и всей системы ведения хо­зяйства. Ускорению такого процесса в отраслях растениеводства способствует применение более совершенных систем земледелия и в целом систем ведения хозяйства. Эти системы нуждаются в постоянном улучшении в соответствии с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Необходи­мо их организационно-экономическое обоснование по природ­ным зонам и экономическим районам с учетом конкретных усло­вий производства.

Разработка методов ускорения темпов повышения производительности труда, за счет чего можно увеличивать производство продукции. Отсюда необходима система мер, позволяющая более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и предус­матривающая наряду с комплексной механизацией и автоматиза­цией процессов внедрение новых форм и методов организации труда, прогрессивных норм выработки и обслуживания, совер­шенствование систем оплаты, экономное расходование рабочего времени на всех участках производства, устранение простоев и не­производительных затрат, сокращение текучести кадров, закреп­ление их на селе и др.

Совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономи­ческого стимулирования сельскохозяйственного производства — одна из важных задач. Она включает систему мер по созданию условий для хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприим­чивости предприятий, обеспечению их самоокупаемости и само­финансирования, организации внутрихозяйственных экономи­ческих отношений, повышению материальной заинтересованнос­ти в увеличении производства продукции, улучшении ее качества, экономном расходовании средств и получении большей суммы прибыли.

Совершенствование производственных связей и экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с другими зве­ньями АПК. Эта задача включает, прежде всего, совершенствование содержания, порядка заключения и исполнения договоров с пред­приятиями и организациями по материально-техническому снабжению, производственному обслуживанию, строительству, заготовке, переработке и реализации продукции, а также повыше­ние экономического стимулирования за конечные результаты и материальную ответственность партнеров за невыполнение дого­ворных обязательств.

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации отдельных растениеводческих и других отраслей. Эта задача охваты­вает широкой круг вопросов: обоснование рациональных разме­ров и сочетания отраслей с учетом спроса на продукцию, совер­шенствование структур посевов и многолетних насаждений, орга­низации труда и его оплаты исходя из особенностей каждой отрас­ли, уточнение систем показателей для оценки структур посевов и насаждений, полевых, кормовых, овощных, плодовых, ягодных культур, винограда, их сортов и гибридов, севооборотов, культурооборотов и пастбищеоборотов, а также степени прогрессивнос­ти технологий и агротехнических мероприятий.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства», ре­шая поставленные перед ней задачи, вооружает руководителей и специалистов методами рационального ведения производства, эф­фективного использования земли, материально-технических, тру­довых и финансовых ресурсов, достижения высоких экономичес­ких показателей.

1.3. МЕТОДЫ НАУКИ

Под методом науки понимают способ познания изучаемого предмета.

Методологическая основа науки «Организация сельскохозяй­ственного производства», как и других наук - всеобщий метод по­знания природы, общества и человеческого мышления - диалектичес­кий материализм. Он учит рассматривать все явления в их взаимо­связи и взаимодействии, в переходе количественных изменений в качественные, в единстве и борьбе противоположностей, в борьбе нового, прогрессивного со старым, отживающим.

В соответствии с этим наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» изучает закономерности, принципы, формы и системы рационального построения и ведения произ­водства не изолированно, а в тесной связи с уровнем развития всего агропромышленного комплекса и производительных сил страны, а также с учетом природных и экономических факторов. Это касается не только предприятия в целом, но и каждой его отрасли, подразделения, решения того или иного организацион­ного вопроса.

Например, разработка и внедрение внутрихозяйственных экономических отношений обусловлены необходимостью более эффективного использования земли, техники и трудовых ресурсов. При этом учитывают всё взаимосвязанные факторы производства, которые влияют на конечный результат. Специализацию и разме­ры подразделений, профессиональный состав работников, пло­щадь сельскохозяйственных угодий, количество тракторов, сельс­кохозяйственных машин и другой техники устанавливают с таким расчетом, чтобы коллективы могли самостоятельно выполнять ос­новную часть работ по производству предусмотренной договором продукции. Договорные условия определяют на основе обосно­ванных технологических и организационно-экономических ме­роприятий. Оплату труда ставят в зависимость от суммы получен­ного дохода.

Руководствуясь требованиями диалектического материализма, наука "«Организация сельскохозяйственного производства» рас­сматривает происходящие на предприятиях процессы также с точ­ки зрения перехода постоянных количественных изменений в ка­чественные. Это позволяет выявлять прогрессивные направления в развитии производства и при осуществлении мероприятий по его улучшению ускорять тот или иной процесс.

В качестве примера можно привести совершенствование форм организации труда в колхозах. В первые годы их создания приме­нялась в основном кооперация труда. Затем по мере специализа­ции производства и концентрации полеводства, кормопроизвод­ства, овощеводства, садоводства, виноградарства и других отрас­лей, повышения уровня механизации процессов на смену просто­му коллективному труду пришла более сложная бригадная форма организации, основанная не только на кооперации, но и на разде­лении труда по операциям. Были созданы комплексные, отрасле­вые и специализированные бригады.

Дальнейший рост оснащенности колхозов техникой, особенно после реорганизации машинно-тракторных станций, ускорил вне­дрение такой прогрессивной формы организации труда, как меха­низированная бригада, в которой соединены все факторы произ­водства — земля, рабочая сила и техника. Создание систем ма­шин вызвало необходимость применения новых форм организа­ции труда. Получили распространение звенья комплексной механизации с закреплением 2—3 пропашных культур, механи­зированные звенья по обслуживанию всего севооборота, специа­лизированные отряды и комплексы (по заготовке и внесению удобрений, защите растений, мелиоративные, уборочно-транспортные и др.). Новые качественные изменения вносит в орга­низацию труда индустриализация производства продукции рас­тениеводства. Переход от простой кооперации к обслуживанию поточных процессов сопровождается повышением производи­тельности труда.

Исходя из положения диалектического материализма о един­стве и борьбе противоположностей как источника всякого разви­тия, наука «Организация сельскохозяйственного производства» вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабаты­вает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового, передового.

Борьба противоположностей характерна для процесса специа­лизации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой — возрастающий уровень производительных сил страны и фондооснащенности предприятий требует укрупнения производства, что не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение такого противоречия находит свое выражение в постоянном уг­лублении специализации и повышении концентрации производ­ства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециа­лизированные предприятия, созданы тепличные комбинаты, осуществляется специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интег­рации.

Согласно учению диалектического материализма, основой по­знания является практика, которая находится в неразрывном единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация сельско­хозяйственного производства» опирается в своих исследованиях на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкрет­ные факты и проверяя на практике вытекающие из них теорети­ческие положения и выводы. Она использует категории и приемы исследования, выработанные диалектическим материализмом.

В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отра­жающих наиболее общие и существенные свойства и отношения явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество и количество, причина и следствие, содержание и форма, возмож­ность и действительность к др. Они находятся в определенной связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать процессы, происходящие на предприятиях.

Из приемов исследований важное значение в познании законо­мерностей построения и ведения сельскохозяйственного произ­водства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.

Изучение научных факторов начинается с анализа, под кото­рым понимают разложение целого на составные части и исследо­вание каждой из них. Это необходимо потому, что организацион­но-экономические процессы на сельскохозяйственных предприя­тиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения на более простые элементы и выявления отдельных сторон, свойств, связей.

После анализа проводится синтез — составление составных элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную карти­ну процесса, понять его внутреннюю структуру, характер дей­ствия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно по­знать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого элемента в его составе.

Переход от анализа факторов к их теоретическому синтезу осуществляется с помощью индукции. Суть ее — умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Другой вид умозаключения — дедукция, при которой новое положение выводится при движении от общего к частному. В процессе позна­ния индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга так же, как анализ и синтез.

Применение этих приемов исследования можно показать упро­щенно на примере изучения трудовых процессов и установления типовых норм выработки. При наблюдении трудовой процесс рас­членяют на составные элементы, определяют затраты времени на выполнение каждого из них, а также количественные и каче­ственные показатели нормообразующих факторов и работы ис­полнителей. Полученные материалы обрабатывают, анализируют и затем синтезируют в единое целое в виде проекта рациональной организации трудового процесса, проектного баланса рабочего времени смены и нормы выработки при оптимальных условиях работы. После этого норму проверяют на практике, корректируют и рекомендуют в качестве типовой для внедрения с соответствую­щими поправочными коэффициентами на местные нормообразующие факторы.

В данном примере переход от анализа результатов отдельных наблюдений к построению рационального трудового процесса и разработке типовой нормы осуществляется с помощью индук­тивных обобщений. Возможность широкого их применения ус­танавливается посредством следующего дедуктивного вывода. Если в хозяйстве проведена паспортизация полей и определены показатели нормообразующих факторов, для которых разработа­ны типовая норма выработки и поправочные коэффициенты, оно может пользоваться этой нормой применительно к своим ус­ловиям.

В процессе познания наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» использует также и другие методы ис­следований: статистический, монографический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математичес­кие. Основа их правильного применения — диалектический ма­териализм, его законы, категории и приемы изучения реальной действительности.

Статистический метод используют при исследовании массо­вых сопоставимых явлений с целью установления их взаимосвя­зей, закономерностей развития и влияния на конечные результаты производства. Основной прием этого метода — группировка, ко­торая представляет собой расчленение совокупности явлений на однородные группы по наиболее существенным признакам. Применяют статистический метод при изучении типов сельскохозяй­ственных предприятий, специализации, сочетания отраслей, раз­меров хозяйств и их подразделений, а также других вопросов орга­низации производства. Часто используют и такие статистические приемы, как определение средних и относительных величин, по­строение рядов динамики, расчет индексов, дисперсионный и корреляционный анализ.

Сущность монографического метода состоит в подробном изу­чении отдельных явлений, типичных для совокупности, с целью всестороннего раскрытия тех или иных закономерностей. С по­мощью этого метода изучают передовые предприятия и их под­разделения, прогрессивные системы земледелия, способы орга­низации трудовых процессов, системы оплаты труда и т. д. Это позволяет правильно решать организационные вопросы в других хозяйствах, расположенных в сходных природных и экономичес­ких условиях. Монографическое исследование целесообразно проводить и на отстающих предприятиях для установления недо­статков, выявления резервов и разработки направлений их раз­вития.

Экспериментальный метод применяют при проверке в производственных условиях и обосновании эффективности внедрения новых форм и способов организации производства. Во время экс­перимента учитывают количественные и качественные результа­ты, которые затем обрабатывают и сравнивают с показателями тех хозяйств, где он проводился. Если результаты лучше и подтверж­дают теоретические положения, новые формы и способы органи­зации производства рекомендуют для внедрения. Так, на основе эксперимента создаются межхозяйственные и агропромышленные формирования, осуществляется перевод производства на индуст­риальные методы. Его используют при рационализации трудовых процессов, определении типовых норм, разработке прогрессив­ных систем оплаты труда.

Расчетно-конструктивный метод предусматривает разработку нескольких вариантов решения организационно-экономической задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, отвечаю­щий интересам государства и предприятия. Конструктивные рас­четы базируются на научно обоснованных технико-экономичес­ких нормативах и соблюдении одинаковых условий для каждого варианта. Эффективным считается тот из них, который обеспечи­вает получение наибольшего количества продукции с единицы земельной площади при наименьших затратах труда и средств, а также наивысшую рентабельность производства и окупаемость капитальных вложений. Этот метод применяется при определе­нии перспектив развития хозяйства, например при обосновании специализации и сочетания отраслей, выборе системы земледе­лия, структуры посевов и многолетних насаждений, севооборо­тов и т. п.

Экономико-математические методы — это способы нахожде­ния оптимальных вариантов путем разработки экономико-мате­матических моделей и решения задач с помощью электронно-вы­числительной техники. Они позволяют сравнительно быстро выб­рать эффективные пути осуществления того или иного организа­ционно-экономического мероприятия при наличии множества взаимосвязанных факторов. Экономико-математические методы широко используют при оптимизации структуры посевов, специа­лизации производства и сочетания отраслей, распределения удоб­рений, состава и использования машинно-тракторного парка и др. Применение экономико-математических методов студенты агро­номических специальностей изучают в специальном курсе.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


Похожие:

Учебники и учебные пособия для студентов iconУчебники и учебные пособия за 2009 год

Учебники и учебные пособия для студентов iconПрограмма вступительного испытания по менеджменту, для поступающих по направлению подготовки магистров 081100. 68 Государственное и муниципальное управление
Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к устному
Учебники и учебные пособия для студентов iconПроблемно-тематический комплекс рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебники и учебные пособия для студентов iconПроблемно-тематический комплекс рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебники и учебные пособия для студентов iconПроблемно-тематический комплекс рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебники и учебные пособия для студентов iconПроблемно-тематический комплекс рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебники и учебные пособия для студентов icon4. 2 Учебники пособия, программы, комментарии, курсы лекций статьи раздел Повышение профессионального уровня преподавателей института, >
Общая характеристика научно-исследовательской работы импэ им. А. С. Грибоедова в 2010 году
Учебники и учебные пособия для студентов icon4. 2 Учебники пособия, программы, комментарии, курсы лекций статьи раздел Повышение профессионального уровня преподавателей института >
Общая характеристика научно-исследовательской работы импэ им. А. С. Грибоедова в 2011 году
Учебники и учебные пособия для студентов iconУчебные пособия с грифами Министерства образования
Международные экономические отношения : Учебник / Е. Ф. Авдокушин. М. Экономистъ, 2004. 366 с. (Homo faber)
Учебники и учебные пособия для студентов iconЗаконодательные акты, разработки нии, учебные пособия, нормативные
Данная работа состоит из двух основных разделов, в первом из которых рассмотрены
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница