Программа учебной дисциплины




Скачать 85.58 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
Дата конвертации17.10.2012
Размер85.58 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
«ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» 
 
СоставительБаталова Т.В., доцентк.психол.н
 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 
учебной дисциплины «Теория организации» 
 
 
Наименование темы 
Лекции 
Семинары 
Тема  1.  Организация:  история  теории,  основные 


понятия 
Тема 2. Условия организованной деятельности 


Тема 3. Классификация организаций и их свойства 


Тема 4. Онтологические законы и организации 


Тема  5.  Эволюция  организационных  общностей  и 


организаций 
Тема 6. Управление в организациях 


Тема 7. Организационная культура 


Тема 8. Проектирование организаций 


ИТОГО 
34 
17 
 
 

Организационно-методические указания 
Дисциплина  «Теория  организации»  является  общепрофессиональным  курсом 
специальности  «Менеджмент  организации»  междисциплинарного  характера.  Учебная 
программа  содержит  как  общетеоретические  положения  всеобщей  организационной 
науки 
(тектологии), 
системологии, 
теории 
управления, 
так 
и 
положения, 
характеризующие  методологические  основы  и  практические  приемы  осуществления 
организационной  деятельности  в  управленческой  деятельности  и  организационного 
проектирования. 
В  настоящей  программе  приведены:  содержание  теоретического  раздела 
дисциплины  “Теория  организации”,  содержание  практического  раздела  дисциплины, 
включая деловые игры и семинарские занятия, основная и дополнительная литературы, 
а также контрольные вопросы по курсу. 
Учебные цели конкретизированы в следующих задачах: 
•  изучение основ теории организации; 
•  ознакомление  с  фундаментальными  основами  управления  организационными 
системами; 
•  закрепление знаний и привитие навыков практической деятельности по выполнению 
управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля. 
Формы  текущего  и  рубежного  контроля  знаний  студентов  соответствуют 
требованиям  Государственного  образовательного  стандарта  по  специальности  и 
учебного плана специальности "Менеджмент организации" Филиала Государственного 
университета управления в г.Обнинске: 
 

в  течение  семестра  –  выполнение  контрольных  работ  (тесты,  контрольные 
вопросы, конкретные ситуации и деловые игры); 
 

в конце семестра – зачет. 
 
Основные дидактические единицы учебной дисциплины 
Организация  как  система;  социальная  организация,  хозяйственные  организации; 
организация  и  управление;  теория  организации  и  ее  место  в  системе  научных  знаний; 
закон  синергии;  закон  информированности  -  упорядоченности;  закон  самосохранения; 
закон  единства  анализа  /синтеза/;  закон  развития;  законы  композиции  и 
 

пропорциональности;  специфические  законы  социальной  организации;  принципы 
статической 
организации; 
принципы 
динамической 
организации; 
принципы 
рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и 
организационно-управленческой 
мысли; 
организационная 
культура; 
субъекты 
организаторской деятельности. 
 
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ 
 
Тема 1. Организацияистория теорииосновные понятия 
Традиционные  определения  организации:  как  целевой  общности  людей,  как 
функции 
управления, 
как 
упорядоченной 
структуры. 
Объектная 
системная 
интерпретация  социальных  организаций  как  доминирующая  теория,  ее  противоречия. 
Философские основания традиционного подхода: реизм, холлизм, натурализм. 
Нетрадиционное  понимание  организации.  Организация  как  свойство  систем. 
Виды  систем:  объектные  и  динамические.  Социальная  организация  как  свойство 
процесса  деятельности.  Понятие  простой  и  сложной  деятельности.  Понятие  условий 
деятельности.  Субъекты  организационной  деятельности.  Роль  проекта  в  обеспечении 
организации. 
Формы 
знания 
о 
социальных 
организациях: 
конкретная, 
абстрактно-
теоретическая,  абстрактно-аксиологическая.  Условия  появления  теории  организаций  и 
ее роль. Статус теории организаций и ее связь с другими областями знания. 
Эволюция  социальных  организаций  и  ее  отражение  в  организационно-
управленческой  мысли.  Метод  проб  и  ошибок    в  развитии  организаций,  роль 
аксиологических гипотез в осуществлении метода проб и ошибок. 
 
Литература
1.  Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Пер. с 
анг. – М.,1995. 
2.  Берталанфи  Л.  фон.  История  и  статус  общей  теории  систем  /  Системные  исследования:  Ежегодник.  – 
М.,1993. 
3.  Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. В 2 т. - М.: Экономика, 1989. 
4.  Боголепов В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации / Организация и управление. 
Вопросы теории и практики. – М., 1968. 
5.  Виханский  О.С.,  Наумов А.И.  Менеджмент:  Человек,  стратегия,  организация,  процесс:  Учебник.  – М., 
2002. – 416 с. 
6.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.- 704 с. 
7.  Райченко. Теория организации. – СПб., 2006. 
8.  Самков В.М. Теория организаций. Учебное пособие в 2 ч. – Екатеринбург, 1988.   
9.  Теория  организаций  и  организационное  проектирование  (пособие  по  неклассической  методологии): 
Учебное пособие/ Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-
та, 2005. – 240 с. 
 
Тема 2. Условия организованной деятельности 
Традиционная  теория  элементов  внутренней  среды,  их  взаимосвязи  и  динамика. 
Понятие  внешней  среды  и  ее  компоненты.  Среда  прямого  и  косвенного  действия. 
Свойства 
социальной 
среды: 
подвижность, 
неопределенность, 
связность. 
 

Экологический аспект внешней среды, отходы организованной деятельности и их роль. 
Экономический механизм государственной  природоохранной деятельности. 
Нетрадиционная  теория  деятельности.  Понятие  условий  организованной 
деятельности,  их  состав.  Информация  как  условие  деятельности,  специфика 
информации  как  ресурса.  Проект  организованной  деятельности  и    его  составляющие. 
Понятие 
организационной 
общности, 
ее 
характеристики. 
Стратификация 
в 
организационных  общностях.  Личность  в  организационной  общности.  Вещи  как 
условие  организации:  территория,  техника,  материалы,  инфраструктура.  Разделение 
труда в организационных общностях и между  ними. 
 
Литература 
1.  Менеджмент в организации. Учебное пособие. – М.,2006. 
2.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: / Пер. с англ.- М., 2002. 
3.  Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. - М.,1998. 
4.  Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, оценка, контроль и 
повышение / Пер. с англ. – М., 1989. 
 
Тема 3. Классификация организаций и их свойства 
Классификация организованных групп (по легитимности, по численности группы, 
по  профилю  деятельности,  по  виду  и  характеру  деятельности,  по  правовому 
положению, по собственности, по управлению). 
Понятие  свойств  организации,  их  виды.  Эффективность  как  свойство 
организованной  деятельности.  Виды  эффективности:  оптимальная  и  неоптимальная. 
Показатели  эффективности.  Синергия  как  свойство  организованной  деятельности,  ее 
границы. 
 
Литература 
1.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – 
М.: МГУ, 2005. – 416 с. 
2.  Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. – М.: Интерпракс, 2005.- 296 с. 
3.  Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 2005. 
 
Тема 4. Онтологические законы и организации 
Основные  значения  термина  закон:  онтологические  и  деонтологические  законы. 
Эволюция  понятия  онтологических  законов.  Специфика  социальных  онтологических 
законов. Понятие тенденций, особенности социальных тенденций. 
Онтологические  законы  в  организациях:  уникальные  и  общие,  динамические  и 
статистические, внутриорганизационные и общеорганизационные. 
 
Литература 
1.  Бестужев–Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. 
Опыт систематизации. – М.,1984. 
2.  Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.,2006.  
 
Тема 5. Эволюция организационных общностей и организаций 
 

Понятия функционирования и эволюции организационных общностей. Основные 
подходы  к  эволюции  организаций:  стадиально-исторический  и  биографический. 
Экстенсивный  и  интенсивный  путь  развития  организаций.  Жизненный  цикл 
организационных общностей. 
Эволюция  организаций,  инновации  как  средство  изменения  деятельности  и  ее 
организации. 
 
Литература 
1.  Инновационный менеджмент. Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова и др. – М.,2004. 
2.  Филонович С.Р., Кушелевич Е.И. Теория жизненных циклов И. Адизеса и российская 
действительность // Социс. 1996. № 10. С.63-71. 
3.  Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 2006. 
 
           Тема 6. Управление в организациях 
Управление  в  группе  как  вид  деятельности,  его  основные  условия  (кадры,  цели, 
средства,  нормы,  знания),  виды  организационной  управленческой  деятельности. 
Субъектно-объектные  отношения  в  системе  управления.  Соотношение  организации  и 
управления. Внешнее и внутреннее управление. 
 
Литература 
1.  Друкер П. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. –М., 1994. 
2.  Костин В.А. Основы эктропийной теории организаций: социально-институциональный аспект. – 
Екатеринбург, 1998.- 203 с. 
3.  Ленд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: секреты и опыт практического менеджмента: Пер. с 
англ. – М., 1995. 
4.  Саймон Г.А. и др. Менеджмент в организациях: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1995.- 335 с. 
5.  Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М., 1992. 
6.  Управленческое консультирование / Пер. с англ. В 2 т. – М.: Интерэксперт, 2004. 
 
Тема 7. Организационная культура 
Понятие  и  структура  организационной  культуры.  Содержание  организационной 
культуры.  Влияние  организационной  культуры  на  эффективность.  Синергетический 
эффект 
и 
организационная 
культура. 
Формирование 
и 
функционирование 
организационной культуры. Национальное в организационной культуре. 
 
Литература 
1.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. – 
М., 2004. 
2.  Джексон Грейсон младший, Карла О, Дейл. Американский менеджмент на пороге ХХ1 века / 
Пер. с англ. -М., 1991. 
         Тема 8. Проектирование организаций 
Проектирование  организаций  и  его  виды.  Этапы  проектирования.  Основные 
понятия проектирования. Методы проектирования организаций.  
 
Литература 
 

1.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. – 
М., 2004. 
2.  Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.,2004. 
3.  Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. – М., 1998. 
4.  Оучи У. Методы организации производства: Японский и американский подходы: Сокр. пер. с 
англ. –  М.,1984.- 183 с. 
5.  Соколов Д.В. Основы организационного проектирования. Ч.1. Учебное пособие. – СПб.,2004. 
6.  Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической 
методологии): Учебное пособие/ Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н.Слонова. – 
Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - 240 с. 
7.  Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.,2005. 
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 
Тема 1. Организацияистория теорииосновные понятия 
1.  Провести  сравнительный  анализ  основных  концепций  организации  и  отразить  его 
результаты в виде таблицы.  
2.  Рассмотреть  основные  связи  между  теорией  организации  и  другими  разделами 
социального знания (экономикой, социологией, историей, политологией). 
Тема 2. Условия организованной деятельности 
1.  Определить  элементы  внешней  и  внутренней  среды  организации  (на  примере)  и 
представить их в виде схемы. 
2.  Провести SWOT-анализ организации (на примере).  
3.  Построить дерево целей организации (на примере) и возможную ему альтернативу. 
Тема 3. Классификация организаций и их свойства 
1.  Выделить  и  представить  в  табличной  форме  или  в  виде  структурно-логической 
схемы основные свойства организаций. 
2.  Указать основные факторы эффективности организации и способы их влияния. 
 
         Тема 4. Онтологические законы и организации 
1.  Проанализировать  литературу  и  составить  перечень  онтологических  законов 
организаций. 
2.  Показать  основные  уровни  использования  знаний  онтологических  законов  для 
определения параметров организаций. 
Тема 5. Эволюция организационных общностей и организаций 
1.  Определить фазу жизненного цикла организации (на примере). 
2.  Провести  сравнение  внутренней  и  внешней  среды  архаичной  (средневековой)  и 
современной организаций. 
Тема 6. Управление в организациях 
1.  Проанализировать  организационную  структуру  предприятия  (на  примере)  и 
представить ее в виде графической схемы. 
 

2.  Сопоставить  управленческие  функции  топ-менеджмента  и  менеджеров  низового 
уровня (на примере). 
Тема 7. Организационная культура 
1.  Классифицировать виды оценок в управлении (на примере). 
2.  Сравнить организационные ценности двух стран (по выбору). 
Тема 8. Проектирование организаций 
1.  Построить  дерево  целей  для  организации  (на  примере)  и  представить  его  в 
графической форме.  
2.  Провести  департаментизацию  и  структуризацию  функционального  звена  (отдела) 
организации (на примере). 
 

ВОПРОСЫ 
для контроля качества освоения дисциплины 
 
1.  Основные концепции организации. 
2.  Виды организационного знания и их роль.  
3.  Виды социальных организаций и их характеристика. 
4.  Внутренняя  среда  организации.  Внутренние  условия  организации.  Потенциал 
организации. 
5.  Внешняя среда организации. 
6.  Жизненный цикл организации. 
7.  Инновации в коллективной деятельности, понятие, структура, значение. 
8.  Понятие системы. Виды систем и их свойства. 
9.  История организационно-управленческой мысли. 
10. Конфликты в организационных общностях. 
11. Классификация организационных общностей. 
12. Роль мелких и средних организаций в современном обществе. 
13. Национальные ценности в организационной культуре. 
14. Нормы в составе организации и их роль. 
15. Организационная культура. 
16. Оценки и их роль в функционировании организационных общностей. 
17. Понятие неформальной общности (организации). 
18. Понятие формальной общности (организации). 
19. Природа и виды коммуникаций в организационных общностях. 
20. Специфика генезиса социальных организаций. 
21. Проект организации, его виды и роль. 
22. Управление в организациях. 
23. Характеристика  целей  организации,  построение  дерева  целей.  Специфика 
целеопределения в условиях динамичной внешней среды. 
24. Эффективность как свойство организаций. 
25. Эффект синергии и его виды. 
26. Процессы в организационных общностях. 
27. Принципы организаций и этапы организационного проектирования. 
28. Методы проектирования организаций. 
29. Онтологические законы  организационной деятельности. 
30. Формы разделение труда в организационных общностях. 
31. Влияние разделения труда на мотивацию субъектов организационных общностей. 
32. Социальная стратификация в организационных общностях. 
33. Внешнее управление в организационных общностях. 
34. Бизнес-план как форма проекта организации. 
35. Специфика проектов временных организационных общностей. 
36. Основные схемы организации работы в организационных общностях. 
37. Отходы организационной деятельности и проблемы природоохранной деятельности. 
38. Специализированные и конгломеративные виды организационных общностей. 
39. Виды  слияния и дезинтеграции организационных общностей. 
40. Виды департаментизации и структуризации в организациях. 
41. Параметры  организационной  деятельности  и  их  роль  в  функционировании 
организаций. 
 

42. Историческая эволюция организационных общностей. 
43. Кризис организационной деятельности: понятие и роль. 
44. Различия между политическими и гражданскими организационными общностями. 
45. Имидж организационных общностей. 
 
 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
1.  Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Теория организации. – М., 2005. 
2.  Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. М.: Гардарика, 2002. 
3.  Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, 
процесс: Учебник. – М.: МГУ, 2004. – 416 с. 
4.  Лунёв В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, 1997. 
5.  Менеджмент организации. / Под ред. Румянцевой З. П. и Соломатина Н. А. М.: 
ИНФРА-М, 1996. 
6.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2004.- 704 
с. 
7.  Мильнер Б. З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2002. 
8.  Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций. Учебное пособие для вузов. – М.: 
Инфра, 2004. –336 с 
9.  Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. – М., 1995. 
10. Саймон Г.А. и др. Менеджмент в организациях: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1995. - 
335 с. 
11. Современный менеджмент: курс лекций кафедры теории и организации управления 
ГАУ. – «Российский экономический журнал», 1995 – № 9, 10, 12; 1996 – № 1, 4, 7, 8, 
10; 1997 – № 1, 2, 4, 6. 
12. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической 
методологии): Учебное пособие/ Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. 
Слонова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. – 240 с. 
13. Управление организацией. / Под ред. Поршнева А. Г. М.: ИНФРА-М, 2002. 
14. Щербина В.В. Социология организаций: Словарь-справочник. М., 2005. 
 

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ
для контроля качества освоения дисциплины 
 
 

1.  Организация: эволюция понятия и современные трактовки. 
2.  Внутренняя и внешняя среда организаций. 
3.  Отношения иерархии в организациях. 
4.  Эффективность организации: сущность и оценки. 
5.  Функции управления в организации. 
6.  Системный подход к анализу организаций и его основные черты. 
7.  Современные тенденции в развитии организаций.  
8.  Принципы функционирования организаций. 
9.  Разделение труда в современных организациях. 
10. Предприятие как социальная организация. 
11. Влияние национальных особенностей России на формирование организационной 
культуры современной коммерческой организации. 
12. Проектирование организационных структур. 
13. Организационная структура коммерческих структур.  
14. Проектирование организации и бизнес-процессов. 
15. Характеристика целей организации. 
16. Организационная культура и ее роль. 
17. Инновации в организациях и их роль в современных условиях. 
18. Жизненный цикл организации.  
19. Сравнительный анализ организационных структур управления. 
20. Сравнительный анализ формальных и неформальных организаций. 
21. Природа коммуникаций в организационных общностях. 
ГЛОССАРИЙ 
Теория  организации  –  прикладная  дисциплина,  помогающая  менеджерам  понимать 
орг. проблемы, верно их диагностировать и действовать в оптимальном управленческом 
режиме. 
Организация  –  социальная  общность  (структура),  которая  движется  в  направлении  к 
определенной  цели  и  которая  характеризуется  четко  структурированной  системой 
деятельности, имеющей явно выраженные границы. 
Закрытая  система  –  существует  независимо  от  окружающей  среды;  она  является 
автономной,  обособленной  от  внешнего  мира,  т. е.  существует  на  своей  собственной 
внутренней основе и не нуждается в потреблении внешних ресурсов. 
Открытая  система  –  активно  взаимодействует  с  окружающей  средой  в  целях  своего 
выживания; она как сама потребляет внешние ресурсы, так и поставляет их за пределы 
организации. 
Структурные  параметры   описывают  внутренние  орг.  характеристики  и  черты, 
образуя  основу  для  измеримости  и  сопоставимости  разных  организаций  (это  уровень 
формализации,  специализации,  стандартизации,  иерархичности  власти,  сложности, 
централизации, профессионализма; коэффициенты по персоналу). 
 

Контекстуальные параметры – характеризуют всю организацию в целом, включая ее 
размеры, технологию, окружающую среду и цели функционирования. 
Ситуативный  подход  в  ТО  выражается  в  том,  что  все  факторы  –  взаимозависимы;  и 
что орг. характеристики / параметры зависят от всей сложившейся ситуации в целом. 
Цель организации представляет собой желаемое положение дел, которое организация 
пытается  достичь.  Цель  представляет  собой  результат  или  конечное  состояние,  в 
направлении которого предпринимаются орг. усилия. 
Официальные  цели.  Самая  общая  цель  организации  часто  именуется  орг.  миссией  – 
т. е.  целью  существования  данной  организации.  Орг.  миссия  описывает  ценности 
данной  Ко-нии,  ее  устремления  и  сами  причины  существования.  Иногда  орг.  миссию 
называют  официальными  целями,  которые  представляют  собой  формально  заявленное 
определение  сферы  и  задач  бизнеса,  а  также  целей,  которых  организация  стремится 
достичь. 
Стратегия  представляет  собой  план  взаимодействия  с  конкурентной  средой  для 
достижения  орг.  целей.  Собственно  цели  показывают,  куда  организация  хотела  бы 
добраться; стратегия – как именно организация сможет туда попасть. 
Ценовое  лидерство  в  отрасли  –  стратегия,  основанная  на  технике  опережения 
конкурентов за счет снижения издержек и высшей производительности. 
Стратегия дифференциации основана на инновационных параметрах продукта, равно 
как  и  на  широкой  рекламной  кампании,  подчеркивающей  уникальность  продукции 
компании  для  поддерживающих  его  потребителей  («верных»  и  «восприимчивых»  по 
отношению к данному продукту). 
Сфокусированная  стратегия  может  основываться  как  на  низких  (конкурентных) 
ценах,  так  и  на  дифференциации  продукции,  предназначенной  для  определенного 
сегмента рынка. 
Организационная эффективность – это та степень, в которой организация реализует 
свои  цели.  Эффективность  –  многоплановое  понятие.  Оно  включает  широкий  круг 
переменных  величин,  причем  как  на  общеорганизационном,  так  и  на  уровне 
подразделений.  Эффективность  оценивает  ту  степень,  в  которой  многообразные  орг. 
цели – будь то цели официальные или оперативные – достигаются. 
Производительность представляет собой более узкую категорию, чем эффективность. 
Она  относится  к  внутриорганизационным  показателям  и  показывает  количество 
ресурсов,  затраченных  на  производство  единицы  продукции.  Ее  измеряют  как 
отношение вложений к результатам. 
Целевой  подход  к  орг.  эффективности  исходит  из  важности  достигнутого  уровня 
производства  и  из  того,  удалось  ли  организации  достичь  поставленных  целей  с  т.   зр. 
заданного уровня производства / выпуска продукции. 
Системно-ресурсный подход определяет орг. эффективность, изучая начало процесса 
выпуска  продукции  и  оценивая,  насколько  эффективно  организации  удалось 
приобрести ресурсы, необходимые для высоких производственных показателей. 
Подход 
с 
тзр
внутриорганизационных 
процессов 
сосредоточен 
на 
внутриорганизационной  деятельности  и  определяет  орг.  эффективность  на  основе  ее 
 

внутреннего  социального  климата  («внутреннего  здоровья»)  и  –  экономической 
рентабельности (производительности). 
Подход  с  т.   зр.  всех  экономически  заинтересованных  сторон  делает  основной 
акцент  на  любой  группе  как  внутри  организации,  так  и  за  ее  пределами.  Это  и 
кредиторы,  и  поставщики,  и  сотрудники,  и  собственники  /  владельцы  –  все  они 
являются заинтересованными сторонами. 
Подход  с  тзр.  конкурирующих  управленческих  ценностей  основан  на 
взаимопересечении  следующих  ценностных  установок:  1-ое  ценностное  измерение 
относится  к  орг.  фокусу,  что  означает  –  касаются  ли  доминирующие  ценности 
внутренних  или  внешних  аспектов  деятельности  организации.  Внутренний  фокус 
означает,  что  управленческий  персонал  ставит  во  главу  угла  благосостояния  своих 
сотрудников,  их  социальную  эффективность;  внешний  фокус  свидетельствует,  что 
основной  акцент  ставится  на  благосостоянии  организации  в  целом.  2-е  ценностное 
измерение относится к орг. структуре – здесь главное различие проводится между орг. 
стремлением  к  стабильности  или  гибкости.  Стабильность  отражает  ориентацию 
управления  на  системы  контроля  сверху  донизу,  что  соответствует  механистическому 
подходу. Гибкость отражает ценностную установку на адаптацию и изменения / сдвиги, 
что соответствует органическому подходу к орг. структурам. 
Окружающая среда – под ней понимаются все элементы, существующие за границами 
организации и способные оказывать воздействие как на организацию в целом, так и на 
ее отдельные части. 
Сфера организации – это выбранное ею в ОС поле действий, то есть та территория, на 
которой организация оперирует и взаимодействует через выпускающие его продукцию 
и  обслуживаемые  ею  рынки.  Орг.  сфера  определяет  место  организационной  ниши,  а 
также  те  внешние  сектора,  с  которыми  организация  взаимодействует  для  реализации 
своих целей. 
Сектор  окружающей  среды  –  подразделения  внешней  ОС,  содержащие  сходные 
элементы; для каждой организации следует проанализировать следующие 10 секторов: 
производственный,  сырья,  человеческих  ресурсов,  финансовых  ресурсов,  рыночный, 
технологический,  экономических  условий,  правительственный,  социо-культурный  и 
международный. 
Неопределенность  ОС  как  одна  из  базовых  категорий  теории  организации  означает, 
что при принятии решений необходимая информация по факторам окружающей среды 
отсутствует,  а  потому  управляющим  чрезвычайно  трудно  предсказать  направления 
изменений своего внешнего окружения. 
Орг.  дифференциация  –  здесь  под  ней  понимаются  различия  познавательных  и 
эмоциональных  ориентаций  менеджеров  различных  функциональных  подразделений 
компании, а также различия в формальной структуре этих подразделений. 
Орг.  интеграция  –  здесь  под  ней  понимается  уровень  и  качество  сотрудничества 
между орг. подразделениями. 
Институциональная имитация – это новый подход, суть которого состоит в том, что в 
условиях высокой неопределенности организации мимикрируют или имитируют другие 
организации, успешно функционирующие в той же институциональной среде. 
 

Орг.  зависимость  от  ресурсов  означает,  что  организация  зависит  от  окружающей 
среды, стремясь при этом приобрести контроль над ресурсами, чтобы минимизировать 
свою зависимость 
Кооптация  –  происходит,  когда  лидеры  важнейших  секторов  ОС  становятся  частью 
организации  (напр.,  когда  наиболее  влиятельные  потребители  или  поставщики 
назначаются  в  Совет  директоров  компании  –  так,  высший  менеджер  ТНБ  может 
занимать кресло в Совете директоров крупной корпорации-производителя). 
Гибридная/комбинированная  орг.  структура  объективно  возникла  на  основе 
соединения крупной и мелкой форм организации и управления. 
Бюрократия  –  «власть  канцелярии»  (франц.);  сущность  бюрократии,  по  М. Веберу, 
заключается в том, что она способна оказать реальную помощь в развитии организации. 
Вебер 
ввел 
систему 
орг. 
характеристик, 
обеспечивающих 
эффективность 
функционирования  –  причем  как  государственных,  так  и  частных  //  коммерческих 
организаций. 
«Закон Паркинсона» гласит, что работа расширяется для того, чтобы заполнить время, 
имеющееся  в  наличии  для  ее  завершения.  Паркинсон  предположил,  что 
административный  персонал  глубоко  заинтересован  в  своем  расширении  по  многим 
причинам, включая возможность повышения собственного статуса в иерархии власти. 
Концепция  ЖЦО  заключается  в  том,  что  любая  организация  рождается,  растет  и  в 
конце  концов  умирает.  Орг.  структура,  стиль  лидерства,  административная  система 
проходят  вполне  предсказуемый  путь  через  стадии  ЖЦО,  которые  расположены  в 
определенной последовательности и отражают естественный ход событий. 
Оргструктура всегда отражена схемой данной организации – наглядным отражением 
орг.  деятельности  и  внутриорганизационных  процессов.  При  определении  сущности 
орг. структуры важны следующие три ключевые элемента / компонента: 
(1) орг.  структура  обозначает  официальные  каналы  подчинения,  включая  общее 
количество уровней иерархии власти и размах контроля менеджеров высшего, среднего 
и низшего звена; 
(2) орг.  структура  показывает,  как  индивидуумы  в  организации  группируются  в 
подразделения и как подразделения сгруппированы в целую организацию; 
(3) орг. структура включает в себя разработку систем, обеспечивающих эффективность 
процесса 
коммуникаций, 
координации 
и 
интеграции 
объединенных 
(межфункциональных) усилий различных подразделений. 
Внутриорганизационная  связь  («сцепление»)  –  это  уровень  коммуникации  и 
координации между организационными элементами. 
Вертикальные информсистемы включают в себя периодические отчеты, письменную 
информацию, электронные коммуникации управленческого состава. 
Горизонтальные 
информсвязи 
призваны 
преодолевать 
барьеры 
между 
подразделениями и обеспечивать возможности координации деятельности сотрудников 
для  того,  чтобы  добиваться  объединения  усилий  и  орг.  целей.  Горизонтальные  связи 
относятся к количеству коммуникаций и координации, которое существует между орг. 
подразделениями. 
 

Цепи команд по своей сути есть механизмы подчинения, которые отражены на схемах 
орг. структуры компании вертикальными линиями (подчинения). 
Функциональная  орг.  структура  использует  группирование  по  основанию  рода 
деятельности;  она  объединяет  виды  деятельности  по  роду  их  функций  с  самого  низа 
организации и до самого верха. 
Продуктовая  (дивизиональная)  орг.  структура  использует  группирование  по 
основанию конечных результатов производства; подразделения при такой организации 
строятся  вокруг  производства  определенного  продукта  (-тов),  услуги(-луг),  групп 
продуктов, а также основных проектов / программ или же отделов, видов бизнеса или – 
получения прибылей. 
Матричная оргструктура дает хороший эффект, когда один из секторов окружающей 
среды  требует  технической  экспертизы,  а  другой  –  быстрых  изменений  в  рамках  всех 
продуктовых  линий.  Матричную  структуру  используют,  когда  никакая  другая  не 
подходит. Уникальной характеристикой матричной структуры является одновременная 
реализация и продуктовой, и функциональной структуры. 
Структурная  недостаточность  –  ситуация,  при  которой  орг.  структура  перестала 
соответствовать орг. потребностям и остро нуждается в перестройке. 
«Национальный бриллиант» МПортера – факторы, определяющие успех компании 
в  глобальной  конкуренции:  факторные  условия;  условия  спроса;  сопутствующие  и 
вспомогательные производства; стратегия компании и ее орг. структура. 
СУРГ – самоуправляющаяся работая группа, которая выросла из «кружков качества»; 
обычно она  состоит  из  5–30 работников,  обладающих  различными  навыками,  которые 
меняются  рабочими  местами  (метод  ротации  кадров)  и  производят  весь  продукт  (или 
услугу)  целиком,  а  также  выполняют  и  управленческие  функции  (такие,  как 
составление графиков работ и отпусков, заказ материалов, наем новых членов). 
ДСС  (динамические  сетевые  структуры) – под ними понимается  такая орг. структура, 
которая  скорее  ориентирована  на  стиль  работы  свободного  рынка  (рынка  свободной 
конкуренции),  чем  на  вертикальную  иерархию.  Сетевая  структура  рассоединяет 
совокупность  основных  функций  на  отдельные  компании  (или  даже  –  индивидуумов), 
деятельность  которых  координируется  небольшой  головной  орагнизацией  или  же  эта 
организация  (штаб-квартира)  выступает  для  ДСС  в  качестве  посредника  в  их 
операциях. 
Стратегия  глобализации  означает,  что  дизайн  продукции  и  рекламные  кампании 
стандартизированы  применительно  к  любой  точке  земного  шара  (классические 
примеры – Coca-Cola и LeviblueJeans). 
Мультинациональная  стратегия  означает,  что  конкуренция  на  рынке  одной  страны 
рассматривается независимо от конкуренции на рынке другой. 
Гетерархия – это нечто гораздо большее, чем просто орг. структура или схема. Это – 
образ  мышления,  набор  ценностей,  стремление  заставить  работать  всю  мировую  орг. 
систему.  В  современных  условиях  она  представляет  собой  типичный  пример 
работающего горизонтального орг. построения. 
 



Похожие:

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины Направление подготовки 080500 «Менеджмент»
Целью освоения учебной дисциплины бизнес-планирование является формирование
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины
Цель и назначение учебной дисциплины – формирование прочных теоретических знаний и
Программа учебной дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями»
Программа учебной дисциплины «Стратегическое управление инновациями» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080200....
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Система интегрированного управления рисками» для
Программа учебной дисциплины «Система интегрированного управления рисками» для подготовки магистров, обучающихся по направлению 080200....
Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины теория и методология стратегического анализа направление подготовки: 0800100. 68 «Экономика»
Цели освоения учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины теория организации (наименование учебной дисциплины)

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)»
Введение данной дисциплины в учебный процесс обусловлено тем, что в современных
Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница