Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)»




Скачать 72.35 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)»
Дата конвертации17.10.2012
Размер72.35 Kb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 
ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» 
 
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ 
Проректор по учебной работе 
 
______________Л.М. Капустина 
«___»__________________2011г. 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВЫ БИЗНЕСА 
 
Программа учебной дисциплины 
 
 
 
Наименование специальности (направления подготовки) 
080801 «Прикладная информатика (экономика)» 
 
 
Наименование специализации (при наличии) 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург  
2011 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
Данная дисциплина является  системообразующей для других конкретных  
профессиональных  дисциплин,  так  как  связывает  их  общей  целью.  Введение  
данной  дисциплины  в  учебный  процесс  обусловлено  тем,  что  в  современных 
условиях  функционирования  формировать  систему  знаний  будущего 
менеджера  необходимо  с  форм  и  особенностей  проявления  свойств  фирм, 
благодаря  которым  она  функционирует  и  результатами  своей  деятельности 
удовлетворяет  потребности  общества,  а  также  реагирует  на  заданные  извне 
условия,  приспосабливается  к ним  и  другим  воздействиям  со  стороны прочих 
внешних  влияний.  Грамотное  управление  ресурсами  и  процессами  любой 
организации  является  залогом  успешного  развития.  Этим  определяется 
взаимосвязь  дисциплины  «Основы  бизнеса»  с  другими  дисциплинами, 
модулями и практиками. 
При  изучении  дисциплины  необходимо  поддерживать  тесные 
междисциплинарные  связи,  особенно  в  области  нормативно-правовой  базы  и 
методики анализа финансово-хозяйственной деятельности. 
В  соответствии  с  учебным  планом  специальности  на  освоение 
дисциплины студентами выделено 133 часов, в том числе 68 часов аудиторных, 
завершается обучение экзаменом. 
Предметом  изучения  дисциплины  «Основы  бизнеса»  является 
методология планирования деятельности фирмы и ее особых форм.  
Целью  данной  дисциплины  является  приобретение  студентами 
теоретических  знаний,  практического  умения  и  навыков  планирования 
деятельности  фирмы,  необходимых  будущему  экономисту  для  обоснования  и 
принятия 
управленческих 
решений, 
направленных 
на 
эффективное 
использование  интеллектуальных,  производственных,  финансовых  ресурсов  и 
обеспечение роста стоимости корпорации как субъекта хозяйствования. 
Для  достижения  поставленной  цели  в  процессе  обучения  необходимо 
решить следующие задачи

 
ознакомить  студентов  с  теоретико-методологическими  основами  и 
технологией планирования деятельности фирмы; 
 
рассмотреть  схемы  организации  корпораций  и  направления  их 
деятельности как объектов планирования; 
 
изучить  методы  стратегического  планирования  в  корпоративных 
структурах:  сложность  их  применения;  поиск,  анализ  и  оценка  необходимой 
информации для проведения экономических расчетов;  
 
воспитать  в  студентах  активность  и  самостоятельность  при  решении 
проблем, возникающих в практической деятельности фирмы. 
В результате изучения дисциплины будущий экономист должен: 
иметь представление:  
 о роли и месте планирования в системе управления фирмы;  
 о  подходах  к  построению  системы  планирования  деятельности 
корпорации.  
знать:  
- характеристику основных видов фирм; 
- организационно-правовые формы организаций; 
- сущность и формы предпринимательства; 
- методы управления персоналом; 
- результаты деятельности фирмы; 
- бизнес-планирование; 
- основы маркетинга; 
- основы менеджмента 
уметь: 
  владеть методами прогнозирования и планирования;  
  свободно оперировать плановыми категориями и понятиями,  
  анализировать  существующую  форму  организации  управления, 
разработать и обосновать предложения по ее совершенствованию;  

 
составлять  экономические  разделы  планов  предприятий  и 
организаций  различных  форм  корпоративного  объединения,  в  том  числе 
разрабатывать оперативные, среднесрочные и долгосрочные бюджеты;  
 
составлять бизнес-планы фирмы; 
 
прогнозировать  динамику  основных  социально-экономических 
показателей деятельности корпорации и отрасли;  
 
рассчитывать точку безубыточности. 
приобрести навыки:  
 в разработке различных планов деятельности корпораций;  
 в  разработке  стратегии  и  тактики  развития  и  функционирования 
компании  и  ее  отдельных  подразделений  с  учетом  факторов  внешней  и 
внутренней среды; 
владеть:  
 компетенциями  в  области  стратегического,  тактического  и  бизнес-
планирования  на  предприятии,  полученными  во  время  аудиторных  занятий  и 
самостоятельной работы.  

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 
 
«Основы 
бизнеса» 
является 
дисциплиной 
специализации. 
Методологической  основой  дисциплины  являются  курсы  «Экономическая 
теория»,  «Экономика  фирмы»,  «Право».  Усвоению  основных  положений 
изучаемой  дисциплины  способствует  глубокое  знание  таких  дисциплин,  как 
«Менеджмент»,  «Маркетинг»,  «Экономика  отрасли»,  «Анализ  хозяйственной 
деятельности», «Корпоративное право», и др. В свою очередь, дисциплина дает 
знания, 
необходимые 
для 
изучения 
дисциплин 
«Корпоративные 
информационные  системы»,  «Информационные  технологии  в  банках», 
«Инвестиционный менеджмент корпорации», «Информационные технологии в 
налогообложении». 
 
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 
 
3.1. Структура учебной дисциплины 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 133 часов, в том числе: 
 
по  дневной  форме  обучения  –  аудиторных  –  68  (лекций  –  34  ч, 
практических занятий – 34 ч), самостоятельная работа – 65 ч. 
Форма промежуточной аттестации – экзамен.  
Структура и трудоемкость дисциплины представлена в таблице 1. 

Таблица 1 – Структура и трудоемкость дисциплины 
Количество часов 
 
практич.  самост. 
Наименование    тем 
лекции 
занятия 
работа 
Раздел 1. Фирма как субъект хозяйствования 


11 
Тема  1.  Рыночное  хозяйство  и  принципы  его 


функционирования

 
Тема 2. Фирма и предпринимательство 


в условиях рыночной экономики

 
Тема 3. Взаимоотношения фирмы с внешней средой 



Тема 4. Организационная структура фирмы 



Тема 5. Экономические ресурсы фирмы 



Раздел 2. Теоретические аспекты бизнеса 



Тема 1. Понятие и сущность бизнеса 



Тема 2. Родовые признаки бизнеса 



Раздел 3. Предпринимательский бизнес 



Раздел 4. Функционирование фирмы  
12 

25 
Тема 1. Финансовая база фирмы 



Тема 2. Персонал фирмы  



Тема 3. Маркетинговая деятельность фирмы 



Тема 4. Менеджмент как вид человеческой деятельности 



Тема 5. Планирование хозяйственной деятельности 
фирмы


10 
 
Раздел 5. Бизнес-планирование 

10 
16 
Тема 1. Понятие и сущность планирование на 
предприятии



 
Тема 2. Бизнес-план 


11 
Экзамен 
 
 
 
Всего: 133 
34 
34 
65 
График изучения дисциплины в течение семестра приведен в календарно-
тематическом  плане  и  размещен  на  Портале  электронных  образовательных 
ресурсов в разделе «Ресурсы». 

Рабочая программа курса «Основы бизнеса» 
Раздел 1 Фирма как субъект хозяйствования 
Тема  1.1  Рыночное  хозяйство  и  принципы  его  функционирования. 
Функции  и  структура  рынка.  Принципы  функционирования  рынка.  Механизм 
государственно 
регулирования 
рыночных 
отношений. 
Объекты 
государственного  регулирования.  Методы  и  формы  государственного 
регулирования экономики. 
 
Тема  1.2.    Фирма  и  предпринимательство  в  условиях  рыночной 
экономики.  Сущность  понятий  "организация",  "фирма"  и  "предприятие". 
Общая  характеристика  фирмы:  цели,  задачи,  функции  и  структура. 
Классификация фирм по видам хозяйственной деятельности, по степени охвата 
видов  хозяйственной  деятельности,    формам  собственности,  по  национальной 
принадлежности  капитала  и  масштабам  деятельности,  количественному 
критерию, 
типам 
производства. 
Организационно-правовые 
формы 
организаций, 
их 
характерные 
черты 
и 
особенности. 
Разделение 
ответственности  учредителей  в  различных  организационно-правовых  формах. 
Предприниматель  как  главное  действующее  лицо  в  рыночной  экономике. 
Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательской деятельности. 
Виды  предпринимательства  и  их  характеристики.  Предпринимательские 
объединения  и  союзы:  цели  и  задачи  их  создания.  Основные  виды 
предпринимательских  объединений  и  союзов:  концерны,  синдикаты, 
консорциумы,  картели,  пулы,  ассоциации,  хозяйственные  союзы.  ФПГ  и 
холдинги. Экономическая устойчивость предпринимательских структур. 
 
Тема 1.3. Взаимоотношения фирмы с внешней средой. Основные элементы 
внешней  среды  фирмы:  государство,  потребители,  поставщики,  конкуренты. 
Факторы,  оказывающие  влияние  на  элементы  внешней  среды  фирмы: 
политические, 
экономические, 
технические, 
социальные. 
Модель 
функционирование фирмы в рыночной среде. 

 
Тема  1.4.  Организационная  структура  фирмы.  Понятие  организационной 
структуры 
фирмы. 
Типы 
организационных 
структур: 
линейная, 
функциональная,  линейно-функциональная,  проектная,  матричная  и  др. 
Понятие производства и производственной структуры. Типы производственной 
структуры предприятия: предметная, технологическая, смешанная. 
 
Тема 1.5. Экономические ресурсы фирмы. Ресурсы фирмы: понятие, сосав и 
структура.  Природные  ресурсы.  Трудовые  ресурсы.  Финансовые  ресурсы. 
Капитальные  средства.  Материальные  ресурсы.  Научно-информационные 
ресурсы.  Личные  параметры  предпринимателя.  Организационные  параметры 
предпринимательской структуры.  
 
Раздел 2. Теоретические аспекты бизнеса 
Тема  2.  1.  Понятие  и  сущность  бизнеса.  Понятие  бизнес.  Отличие  понятие 
«бизнес» от «предпринимательства». Функции бизнеса. Среда бизнеса. 
 
Тема  2.2.  Родовые  признаки  бизнеса.  Понятие  родовые  признаки. 
Классификация признаков. 
 
Раздел  3.  Предпринимательский  бизнес.  Субъекты  бизнеса.  Субъекты 
предпринимательской  деятельности  в  РФ.  Организационно-правовые  формы. 
Классификация. Формы объединений предприятия. 
 
Раздел 4.  Функционирование фирмы 
Тема  4.1.  Финансовая  база  фирмы.  Финансы  фирмы  и  финансовые 
отношения.  Внутренние  и  внешние  финансовые  отношения  и  их  участники. 
Понятие  финансовых  ресурсов.  Группировка  финансовых  ресурсов  в 
соответствии  с  источниками  их  формирования.  Направления  использования 
финансовых  ресурсов:  капитал  (прямые  инвестиции,  венчурный  капитал, 

портфельные 
инвестиции, 
финансовая 
рента), 
инвестиции 
в 
непроизводственную сферу, расходы на потребление, финансовый резерв. 
 
Тема 4.2. Персонал фирмы и производительность труда. Персонал фирмы. 
Профессионально-квалификационный  состав  и  структура  кадров.  Движение 
кадров  и  показатели  их  оборота.  Виды  численности  работающих,  ее  расчет. 
Управление персоналом фирмы.Производительность труда. Методы измерения 
производительности 
(натуральный, 
трудовой 
и 
стоимостной), 
их 
характеристика,  преимущества  и  недостатки,  область  применения.  Факторы и 
резервы  роста  производительности  труда.  Управление  производительностью 
труда.Тарифная  система  оплаты  труда:  ее  сущность,  состав  и  применение. 
Единая  тарифная  система  заработной  платы.  Тарифный  разряд  и  тарифная 
сетка. Бестарифная система оплаты труда, ее сущность и применение. Формы 
оплаты  труда:  сдельная  и  повременная,  их  разновидности,  преимущества  и 
недостатки, области применения. 
 
Тема  4.3.  Маркетинговая  деятельность  фирмы.    Понятие  маркетинга. 
Маркетинговая  деятельность  фирмы.  Этапы  маркетингового  процесса: 
ситуационный  анализ,  маркетинговый  синтез,  стратегическое  планирование 
маркетинга, тактическое планирование маркетинга, организация маркетинговой 
деятельности, маркетинговый контроль. Основные функции маркетинга: товар 
и 
товарная 
политика, 
ценообразование, 
сбытовая 
деятельность, 
товаропродвижение. Маркетинговые исследования. Управление маркетинговой 
деятельностью фирмы. 
 
Тема  4.4.  Менеджмент  как  вид  человеческой  деятельности.  Понятие 
менеджмента.  Функции  менеджмента.  Менеджмент  как  вид  человеческой 
деятельности.  Менеджер  как  субъект  управленческой  деятельности.  Уровни 
управления.  Характеристика  управленческих  ролей  и  навыков  менеджера. 
Методы управления

 
Тема  4.5.  Планирование  хозяйственной  деятельности  фирмы.  Составные 
элементы,  этапы  и  виды  внутрифирменного  планирования.  Основные 
принципы  планирования.  Виды  планирования: долгосрочное,  среднесрочное  и 
краткосрочное. Стратегическое и тактическое планирование. 
 
Раздел 5. Бизнес-планирование. 
Тема  5.1.  Понятие  и  сущность  планирование  на  предприятии.  Понятие 
планирования.  Элементы  планирования.  Особенности  планирования  на 
предприятии. Выбор и реализация проектов развития фирмы. 
 
Тема  5.2.  Бизнес-план.  Понятие  бизнес-план.  Особенности  составления 
бизнес-планов. Элементы бизнес-плана. План производства. План маркетинга. 
Резюме. Продукция. 
 
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ 
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО 
ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 
4.1. Текущий контроль 
Текущий  контроль  за  аудиторной  и  самостоятельной  работой  обучаемых 
студентов  включает  все  (устные  и  письменные)  формы  контроля  учебного 
процесса  и  осуществляется  во  время  проведения  аудиторных  занятий 
посредством  групповых  дискуссий,  устного  опроса,  проведения  контрольных 
работ,  коллоквиумов,  кейс-технологий  (метод  анализа  ситуаций),  а  также 
возможных  оценок  по  каждой  выполненной  теме  практического  занятия 
(баллов  по  пятибалльной  шкале),  самоконтроль,  тестирование  и 
собеседование
Результаты  освоения  учебной  дисциплины  (модуля)  оцениваются 
следующими средствами текущего контроля успеваемости:  

Дискуссия  –  обмен  мнениями  по  какому-либо  вопросу  в  соответствии  с 
более  или  менее  определенными  правилами  процедуры.  К  интенсивным 
технологиям обучения при изучении дисциплины «планирование деятельности 
корпорации» относятся групповые и межгрупповые дискуссии. Общие правила 
коммуникации при групповой дискуссии и примерные вопросы, которые может 
задать  преподаватель  в  учебных  ситуациях  и  при  обсуждении  актуальных 
проблем  в  рамках  тем  и  разделов  (модулей)  дисциплины  представлены  в 
методических рекомендациях к практическим занятиям. 
Устный опрос как форма текущего контроля проводится на каждом занятии 
в  индивидуальной,  фронтальной  или  комбинированной  форме.  Перечень 
вопросов приведен в методических рекомендациях к практическим занятиям (в 
тематике семинарских занятий). 
Темы  контрольных  работ  представлены  в  методических  указаниях  по 
подготовке к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе. 
Коллоквиум  –  занятие,  целью  которого  является  слушание  и  обсуждение 
доклада, выступления. В ходе коллоквиума проверяются проекты, рефераты и 
другие  письменные  работы  студентов.  Оценка,  полученная  на  коллоквиуме, 
может  влиять  на  оценку  на  итоговом  экзамене  (по  решению  преподавателя), 
используются  различные  правила  учета  результатов  коллоквиума.  Темы 
докладов,  обсуждаемые  на  коллоквиуме  представлены  в  методических 
рекомендациях к практическим занятиям. 
Среди  кейс-методов  в  процессе  изучения  дисциплины  для  текущего 
контроля  используются  следующие  кейс-технологии:  метод  ситуационного 
анализа  (метод  анализа  конкретных  ситуаций,  ситуационные  задачи  и 
упражнения;  кейс-стади),  метод  инцидента,  метод  разбора  деловой 
корреспонденции, игровое проектирование. Описание методов и тексты кейсов, 
вопросов  представлены  в  методических  рекомендациях  к  практическим 
занятиям данного курса. 

Самоконтроль 
осуществляется 
по 
вопросам, 
перечисленным 
в 
методических  указаниях  и  заданиях  по  самостоятельной  работе  и  путем 
решения тестовых заданий для самоконтроля. 
Тестовые  задания  для  самоконтроля  и  текущего  контроля  представлены  в 
«Фонде  тестовых  и  контрольных  заданий  для  оценки  знаний»  по  данной 
дисциплине. 
Собеседование проводится по проблемным вопросам, которые содержатся в 
«Методических  рекомендациях  и  заданиях  по  самостоятельной  работе  при 
изучении дисциплины» и в «Методических рекомендациях и заданиях (сборник 
задач) по выполнению практических занятий». 
4.2. Промежуточная аттестация 
Промежуточная  аттестация  по  итогам  освоения  дисциплины  проводится  в 
форме экзамена.  
Вопросы к экзамену размещены на Портале электронных образовательных 
ресурсов по дисциплине «Основы бизнеса» в разделе «Ресурсы». 
4.3.  Использование  балльно-рейтинговой  системы  для  текущего 
контроля и промежуточной аттестации 
Для  текущего  контроля  успеваемости  и  промежуточной  аттестации 
используется  балльно-рейтинговая  система  в  соответствии  с  «Положением  об 
академическом рейтинге». 
Текущий  рейтинг  по  дисциплине  «Основы  бизнеса»  определяется  с 
учетом  посещаемости,  участия  студентов  в  аудиторной  и  самостоятельной 
работе,  выполнении  контрольных  точек,  а  также  внеаудиторной  работе 
(участие в конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.) 
В критерии оценки уровня подготовки студента входят: 
 
уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной 
программой по дисциплине (дисциплинам); 
 
умение  студента  использовать  теоретические  знания  при 
выполнении практических задач; 

 
обоснованность,  четкость,  краткость  изложения  ответа.  Уровень 
подготовки  студента  оценивается  в  баллах:  5  (отлично),  4  (хорошо),  3 
(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). 
Требования,  критерии  оценки  для  расчета  текущего  рейтинга  по 
дисциплине  размещены  на  Портале  электронных  образовательных  ресурсов  в 
разделе «Ресурсы». 
 
 
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ  
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
 
Учебно-методическое  и  информационное  обеспечение  дисциплины 
«Основы бизнеса» включает презентационные материалы для чтения лекций и 
проведения практических (семинарских) занятий.  
Для  изучения  дисциплины  «Основы  бизнеса»    следует  использовать 
основную литературу, дополнительную литературу, Интернет-ресурсы:  
а) основная литература:  
1. 
Арустамов,  Э.  А.  Организация  предпринимательской  деятельности  : 
учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 
(специальностям) "Экономика и упр. на предприятии" / Э. А. Арустамов, А. Н. 
Пахомкин, Т. П. Митрофанова; [под ред. Э. А. Арустамова]. - М. : Дашков и К, 
2007. - 373 с. 
2. 
Арустамов, Э. А. Основы бизнеса : учеб. пособие / Э. А. Арустамов. - 
2-е изд. - М. : Дашков и К, 2008. - 230 с. 
3. 
Арустамов, Э. А. Основы бизнеса : учеб. пособие / Э. А. Арустамов. - 
М. : Дашков и К, 2006. - 230 с. 
4. 
Ибрагимов,  Л.  А.  Инфраструктура  товарного  рынка  :  учеб.  пособие 
для  студентов  вузов,  обучающихся  по  специальностям  080301  "Коммерция 
(торговое дело)", 080111 "Маркетинг" / Л. А. Ибрагимов. - 2-е изд., перераб. и 
доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 359 с. 

5. 
Круглова,  Н.  Ю.  Основы  бизнеса  :  учеб.  для  студентов  вузов, 
обучающихся по специальности "Антикризис. упр." / Н. Ю. Круглова. - 3-е изд., 
перераб. и доп. - М. : Высшее образование, 2008. - 596 с. 
6. 
Крутик,  А.  Б.  Основы  предпринимательской  деятельности  :  учеб. 
пособие  для  студентов  вузов,  обучающихся  по  направлению  540400  (050400) 
"Соц.-экон. образование" / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. - М. : Академия, 2007. 
- 315 с. 
7. 
Лапуста, М. Г. Предпринимательство : учеб. по упр. дисциплине / М. 
Г. Лапуста. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 608 с. 
8. 
Михайлов,  Д.  М.  Аутсорсинг.  Новая  система  организации  бизнеса  : 
учеб. пособие для студентов вузов / Д. М. Михайлов.  - М. : КНОРУС, 2006.  - 
255 с. 
9. 
Наумов, В. Н.  Организация предпринимательства : учеб. пособие для 
студентов вузов, обучающихся по направлениям 080300 "Коммерция" и 080111 
"Маркетинг" / В. Н. Наумов; под ред. Г. Л. Багиева. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. 
- 377 с. 
10. 
Организация  предпринимательской  деятельности  :  учебник  /  [А.  И. 
Базилевич [и др.] ; под ред. В. Я. Горфинкеля. - М. : Проспект, 2010. - 544 с. 
11. 
Переверзев,  М.  П.  Предпринимательство  и  бизнес  :  учебник  для 
студентов  высших  учебных  заведений,  обучающихся  по  специальности 
050501.18  "Профессиональное  обучение  (экономика  и  управление)"  /  М.  П. 
Переверзев, А. М. Лунева ; под ред. М. П. Переверзева. - М. : ИНФРА-М, 2010. 
- 174 с 
12. 
Пирогов,  К.  М.  Основы  организации  бизнеса  :  учеб.  для  студентов 
вузов,  обучающихся  по  специальности  351400  "Прикладная  информатика  (по 
обл.)" и др. междисциплинар. специальностям / К. М. Пирогов, И. К. Темнова, 
И. В. Гуськова. - Изд. 2-е, стер. - М. : КНОРУС, 2007. - 556 с. 
13. 
Пирогов,  К.  М.  Основы  организации  бизнеса  :  учеб.  для  студентов 
вузов, обучающихся по экон. специальности 351400 "Прикладная информатика 

(по  обл.)"  и  др.  междисциплинар.  специальностям  /  К.  М.  Пирогов,  И.  К. 
Темнова, И. В. Гуськова. - Изд. 2-е, стер. - М. : КНОРУС, 2006. - 556 с. 
14. 
Пирогов, К. М. Основы организации бизнеса : электрон. учеб. курс / К. 
М. Пирогов, Н. К. Темнова, И. В. Гуськова. - М. : КНОРУС, 2008. - 1 с. 
15. 
Половцева,  Ф.  П.  Коммерческая  деятельность  :  учеб.  для  студентов 
вузов,  обучающихся  по  специальностям:  "Коммерция",  "Маркетинг", 
"Товароведение  и  экспертиза  товаров",  "Юриспруденция"  со  специализацией 
"Коммер.  право"  и  по  направлению  "Коммерция"  /  Ф.  П.  Половцева.  -  М.  : 
ИНФРА-М, 2009. - 247 с. 
16. 
Предпринимательство  :  учеб.  для  студентов  вузов,  обучающихся  по 
экон. специальностям / [В. Я. Горфинкель [и др.]; под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. 
Б. Поляка. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2010. - 687 с. 
б) дополнительная литература:  
1. 
Акофф  Рассел  Л.  Планирование  будущего  корпорации.  Пер.  с  англ.-  М.: 
Сирин, 2002.-256 с. 
2. 
Беклемишев  А.В.  Финансовое  планирование  на  предприятии  в  условиях 
кризиса / Беклемишев А.В., Брыкин И.М. - М.: Международная Медиа Группа, 
2010. - 48с. - (Финансовая газета: международный финансовый еженедельник).  
3. 
Буров  В.П.,  Ломакин  А.Л.  и  др.  Бизнес-план  фирмы.  Теория  и  практика: 
Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.  
4. 
Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учеб. 
пособие  для  вузов  по  специальности  060800  «Экономика  и  управление  на 
предприятии»- 2-е изд., стер — М.: Академия, 2007 – 283с.  
5. 
Гапоненко  А.Л.,  Пакрухин  А.П.  Стратегическое  управление.  –  М.: 
ОМЕГА-Л, 2006.  
6. 
Градобоев  В.В.  Бенчмаркетинг  в  современной  теории  стратегического 
планирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6. Экономика. - 2008. - N 6. - С.81-90.  
7. 
Золотарев С.Н. Принципы финансового планирования // Финансы. - 2008. - 
N 3. - С.75-76.  

8. 
Исходная  информация  для  принятия  управленческих  решений  // 
Материалы  семинара  компании  АКМР.  –  Электрон.  дан.  –  [М.],  2007.  –  Режим 
доступа: http://cfin.ru/management/finance/akmr/01.shtml  
9. 
Лисов  В.И.  Организационное  проектирование  крупных  корпораций.  -  М.: 
Издательский центр РГГУ, 1999. 
10. 
Мицкевич  А.  Современный  бизнес-план  //  Экономика  и  жизнь.  -  2008.  - 
Март (N 12). - С.6.  
11. 
Пермяков  М.  Планирование  -  основа  практической  деятельности 
руководителя  /  М.Пермяков,  А.Пермякова  //  Проблемы  теории  и  практики 
управления. - 2010. - N 4. - С.102-105.  
12. 
Петухова С.В. Бизнес-планирование: как обосновать и реализовать бизнес-
проект.— 3-е изд, стер – М.: Омега-А, 2008.  
13. 
Писарев  В.  Планирование  как  инструмент  управления  для  предприятий 
малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - N 2. - С.110-
115.  
14. 
Савельева  Н.Н.  Бизнес-план  предприятия:  теория  и  практика.:Учебно-
практич.пособие/Р-на-Д.: Феникс, 2007. 
15. 
Типовой алгоритм составления бюджета.  – Электрон. дан. – [М.], 2007. – 
Режим доступа:http://www.iteam.ru/publications/finances/section_11/article_2654/  
в) Интернет-ресурсы: 
1. 
http://www.cemi.rssi.ru/emm «Экономика и математические методы» 
2. 
http://www.dis.ru/fm «Финансовый менеджмент»  
3. 
http://www.dis.ru/market «Маркетинг в России и за рубежом»  
4. 
http://www.eco.ru «Экономика предприятий»  
5. 
http://www.econom.nsc.ru/eco «Всероссийский экономический журнал»  
6. 
http://www.epigraph.sinor.ru «Экономический еженедельник»  
7. 
http://www.expert.ru «ЭКСПЕРТ (экономика и бизнес)»  
8. 
http://www.fiper.ru/spr  Справочник  «Социально-экономические  проблемы 
России»  
9. 
http://www.informika.ru/text/magaz/science  «Вестник молодых ученых» 

10. 
http://www.vedomosti.ru Ежедневная деловая газета «Ведомости» 
11. 
http://www.vopreco.ru «Вопросы экономики» 
12. 
www.boss.ru – журнал «БОСС» 
13. 
www.cefir.ru – ЦЭФИР – «Центр экономических и финансовых исследований 
и разработок» (результаты исследований, аналитические отчѐты, статьи). 
14. 
www.ecfor.ru – журнал «Проблемы прогнозирования» 
15. 
www.economics.edu.ru  -    Образовательный  портал  «Экономика,  социология, 
менеджмент»; 
16. 
www.economicus.ru – Экономический портал; 
17. 
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли. 
18. 
www.e-rej.ru – журнал «Российский экономический Интернет журнал» 
19. 
www.expert.ru – журнал «Эксперт» 
20. 
www.finiz.ru – журнал «Финансовые известия» 
21. 
www.forexpf.ru  –  Библиотека  по  техническому  и  фундаментальному 
экономическому анализу; 
22. 
www.profiz.ru – «Справочник экономиста» 
23. 
www.ptpu.ru – журнал «Проблемы теории и практики управления» 
24. 
www.rg.ru – газета «Российская газета» 
25. 
www.rjm.ru – журнал «Российский журнал менеджмента». 
26. 
www.vedomosti.ru – газета «Ведомости» 
 
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ  
ДИСЦИПЛИНЫ 
Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с использованием 
материально-технической  базы,  обеспечивающей  проведение  всех  видов 
учебных  занятий  и  научно-исследовательской  работы  обучающихся, 
предусмотренных  программой  учебной  дисциплины  и  соответствующей 
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам: 
  аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. 

Программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ГОС  ВПО  по 
специальности  по  специальности  080801    «Прикладная  информатика», 
специализации  «Прикладная  информатика  в  экономики»,    квалификация  – 
экономист.  
Программа размещена на Портале электронных образовательных ресурсов в 
разделе «Ресурсы». 
Автор:  Мельник  Т.А.  ассистент  кафедры  корпоративной  экономики, 
управления и оценки бизнеса 
Рецензент: ________________________________________________________ 
Программа  одобрена  на  заседании  Совета  по  учебно-методическим 
вопросам и качеству образования (протокол № ________от ___________ года). 



Похожие:

Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика в экономике»

Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Целью преподавания данного курса является формирование у студентов теоретиче
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование магистерской программы Прикладная информатика Направление подготовки 080800 «Прикладная информатика»

Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государст- венного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080800. 68 «Прикладная информатика»
...
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины Наименование специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
На микроуровне формирование знаний у студентов знаний по эконо- мике, организации и управлению предприятий информатики, их особенностей,...
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconРабочая программа по учебной дисциплине Сетевая экономика
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Сетевая экономика» студентам очной полной формы обучения специальности...
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconПрограмма учебной дисциплины (факультатив) Наименование специальности (направления подготовки) 080104 «Экономика труда»

Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconРабочая программа по учебной дисциплине Основы бизнеса
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Маркетинг» студентам очной полной формы обучения специальности 080801...
Программа учебной дисциплины Наименование специальности (направления подготовки) 080801 «Прикладная информатика (экономика)» iconРабочая программа по учебной дисциплине Управление инвестициями
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Управление инвестициями» студентам заочной полной формы обучения специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница