2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо




Скачать 44.43 Kb.
PDF просмотр
Название2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо
Дата конвертации17.10.2012
Размер44.43 Kb.
ТипДокументы

 

1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины 
Целью освоения учебной дисциплины «Ситуационное моделирование»  
является разработка стратегии деятельности предприятия на рынке и осуществляется 
еѐ последовательная реализация на основе сетевой игры "Дельта".  
Задачей  освоения  дисциплины  является    умение  и  способность  интегрировать 
управленческую  деятельность  в  рамках  отдельных  функциональных  подсистем 
(планирование, производство и финансы) в системную модель деятельности  фирмы. 
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО 
Дисциплина «Ситуационное моделирование» входит в блок ОПД. Данный предмет в 
системе подготовки экономистов связан с дисциплинами учебного плана: 
 в 
теоретико-методологическом  направлении  с  «Экономической  теорией», 
«Экономикой отраслевых рынков»;  
 в  направлении,  обеспечивающем  изучение  количественных  форм  экономических 
явлений и процессов, со «Статистикой», «Бухгалтерским учетом»; 
в  направлении,  обеспечивающем  взаимосвязь  экономических    и  управленческих  
процессов  фирмы,  с  «Экономикой  фирмы»,    «Маркетингом»,  «Внутрифирменным 
планированием», «Организацией производства», «Управлением инвестициями».   
В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать: 
основные  закономерности,  регулирующие  предпринимательскую  деятельность  и 
особенности функционирования различных видов хозяйствующих  субъектов; 
алгоритм  создания  фирмы, принципы и критерии ее размещения; 
оценивать  факторы,  влияющие  на  территориальное    размещение  фирмы  и  ее 
структурных подразделений; 
уметь: 
классифицировать  виды  и  формы    бизнеса,  выделять  основные  формы  
предпринимательства; 
оценивать  факторы,  влияющие  на  территориальное    размещение  фирмы  и  ее 
структурных подразделений;  
определить  миссию фирмы, стратегию ее развития; 
анализировать    эффективность    использования  основных  и  оборотных  средств      и 
выявлять  факторы роста; 
 выявлять  проблемы,  связанные  с  экономикой  фирмы  при  анализе      конкретных 
ситуаций, предлагать способы их решения и прогнозировать последствия управленческих 
решений; 
 проводить      оценку  экономического  состояния    и    динамики  на  основе 
количественных 
и 
качественных 
методов  
анализа; 
 систематизировать  и  обобщать  информацию,  работать  со  статистическими 
данными, характеризующими экономическое положение фирмы, готовить  аналитические 
материалы; 
владеть навыками: 
составления  прогноза    сбыта    продукции  и  определения  приоритетов   
внутрифирменного планирования; 
обоснования амортизационной политики   фирмы; 
специальной терминологией и лексикой данной дисциплины; 
информацией  о  системе  показателей  экономического  состояния  хозяйствующего 
субъекта; 
навыками  самостоятельного  овладения  новыми  знаниями  по  экономике  фирмы  и 
практической деятельности компаний; 

методами  и  инструментами  экономического  анализа  для  оценки  деятельности  
фирмы. 
3. Структура и содержание  
учебной дисциплины 
3.1. Структура учебной дисциплины 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 часа. 
Т а б л и ц а   1  
Структура и трудоемкость дисциплины 
Аудиторные 
Формы 
Заочная форма обучения 
занятия, ч. 
Самосто
текущее 
я
го контроля/
п/
Наименование 
 
 Аудиторн Самостоя
Формы 
Лабораторн
 
тельная 
Формы 
п
ые 
тельная 
контроля 
 
разделов, тем 
Лекц
ые 
работа, 
промежу 
ии
занятия,  работа, ч. 
  практическ
ч. 
точной 
ч.
ие занятия
 
 
аттестации 
Раздел 1. Теоретический курс 
 
 
 
1.  Тема 1. 
Самоконтрол
 
 
 
Предприятие как 
ь 
 
 
 
система. Системный 
 
 
 
подход в 
 
 
 
управлении 
 
 
 
промышленным 
 
 
 
предприятием   


 


Самоконтроль 
2.  Тема 2. 
Самоконтрол
Наблюдение 
Моделирование 
ь 
 
деятельности 
 
предприятия как 
инструмент 
управления 


 
Раздел 2. Практический курс 
 
 
 
3.  Тема 3. Описание 
Самоконтрол
 
 
 
модели системы 
ь 
 
 
 
«Дельта» – 
 
 
 
«Система 
 
 
 
имитационного 
 
 
 
моделирования 
 
 
 
управления 
 
 
 
предприятием» 





Самоконтроль 
4.  Тема 4.   
Самоконтрол
Наблюдение 
Моделирование 
ь 
 
деятельности в 
подсистеме 
«Стратегическое 
планирование и 
маркетинг» 



5.  Тема 5. 
Самоконтрол
 
 
Самоконтроль
Моделирование 
ь 
 
 
Наблюдение 
организации 
 
 
производства 


 



6.  Тема 6. Модели 
Самоконтрол
 
 
Самоконтроль 
финансового 



ь 
 
 
Наблюдение 

планирования на 
 
 
 
предприятии 


7.  Тема 7. Анализ 
Написание 
 
 
Написание 
результатов 
отчета 


отчета 
деятельности 
предприятий 



 
Итого:  18 
18 
18 
Зачет 
20 
34                    Зачет 
3.2. Содержание учебной дисциплины 
Раздел  1.  Теоретический  курс.  Тема  1.  Фирма    как  система.  Системный  подход  в 
управлении  промышленной  фирмой  (предприятием).  Системная  модель  деятельности 
предприятия. Характеристики параметров входа, процесса и выхода. Внешняя среда предприятия. 
Обратная связь и адаптация предприятия к условиям внешней среды. 
Тема  2.  Моделирование  деятельности  предприятия  как  инструмент  управления. 
Классификация моделей деятельности предприятия: понятие и характеристика. 
Оптимизация деятельности на основе применения имитационного моделирования.  
Глобальный  оптимум  предприятия.  Оптимизация  отдельных  подсистем  и  еѐ  влияние  на 
конечные результаты. 
Раздел 2. Практический курс. Тема 3  Описание модели системы «Дельта» – «Система 
имитационного  моделирования  управления  предприятием».  Основы  работы  с  программой. 
Проведение тест - раунда. Разработка долгосрочной стратегии.  
Условия  деятельности  предприятий.  Характеристика  рыночной  ситуации.  Характеристика 
рынков сбыта и продукции. 
Тема  4.  Моделирование  деятельности  в  подсистеме  «Стратегическое  планирование  и 
маркетинг».  Общая  и  функциональные  стратегии  деятельности  предприятия:  их  содержание  и 
взаимосвязь.  Цели  и  стратегии  ценообразования.  Ценообразование  в  случае  олигополии  на 
несовершенном рынке. Ценово - сбытовая функция. 
Инструменты принятия решений в области маркетинга. 
Тема  5.  Моделирование  организации  производства.  Факторы  и  критерии  планирования 
производственной  
программы. 
Ресурсное 
обеспечение 
производственной 
программы. 
Материально-техническое 
снабжение: определение потребности в материальных ресурсах, объѐма, условий и периодичности 
закупок.  
Производственная  мощность  предприятия.  Методы  расчѐта  и  оптимизации.  Определение 
потребности  в  оборудовании.  Ремонт  и  техническое  обслуживание.  Кадровое  обеспечение 
производственной мощности.  
Кадровая политика предприятия. 
Тема  6.  Модели  финансового  планирования  на  предприятии.  Обобщѐнная  модель 
оптимизации финансовой деятельности предприятия. 
Формирование  конечных  хозяйственных  результатов.  Сущность  и  виды  прибыли. 
Распределение прибыли. 
Показатели  финансового  состояния  и  устойчивости  предприятия.  Структура  балансового 
отчѐта. Источники финансирования. 
Тема  7.  Анализ  результатов  деятельности  предприятий.  Оценка  динамики  показателей 
деятельности предприятия. Анализ стратегии деятельности участников игры. Обсуждение итогов 
в виде открытой дискуссии. 

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, 
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и их 
учебно-методическое обеспечение 
4.1. С учетом балльно-рейтинговой системы оценки общая оценка по дисциплине1 
ИК = 0,6 ТК + 0,4 ПК, 
где  ИК  –  итоговая  оценка  по  дисциплине;  ПК  –  оценка  промежуточного  контроля;  ТК  – 
средневзвешенная  оценка  форм  текущего  контроля  (возможно  с  учетом  значимости  каждой 
формы).2 
4.2. Текущий контроль 
Т а б л и ц а   2  
Распределение форм текущего контроля по темам курса 
Формы и средства текущего 
Тема 
Диапазон оценки
контроля
 
 
Тема 1. Предприятие как система. 
Самоконтроль 
0–10 
Системный подход в управлении 
Наблюдение 
промышленным предприятием   
 
Тема 2. Моделирование деятельности 
Самоконтроль 
 0–10 
предприятия как инструмент управления 
Наблюдение 
 
Тема 3. Описание модели системы 
Самоконтроль 
0–10 
«Дельта» – «Система имитационного 
Наблюдение 
моделирования управления предприятием» 
 
Тема 4.   Моделирование деятельности в 
Самоконтроль 
0–10 
подсистеме «Стратегическое планирование 
Наблюдение 
и маркетинг» 
 
Тема 5. Моделирование организации 
Самоконтроль 
0–10 
производства 
Наблюдение 
Тема 6. Модели финансового 
Самоконтроль 
0–10 
планирования на предприятии 
Наблюдение 
Тема 7. Анализ результатов деятельности 
Отчет 
0–10 
предприятий 
Итого: 
0–100 
Методическое обеспечение текущей аттестации 
Содержание деловой игры 
Управление предприятием, как непрерывный творческий процесс, предполагает разработку 
долгосрочной  стратегии,  последовательную  ее  реализацию,  а  также  контроль  за  выполнением 
намеченных  планов.  Для  того  чтобы  проверить,  насколько  эффективно  реализуется  стратегия; 
найти  причины  отклонений  реальных  показателей  от  запланированных,  проводится  анализ 
результатов деятельности руководимого Вашей группой предприятия. 
В деловой игре информация для анализа представлена в отчетах предприятия за прошедший 
период.  При  проведении  анализа  результатов  обычно  сравнивают  показатели  отчетного 
(прошедшего) периода со следующими данными: 
1) планируемыми значениями этих показателей; 
                                                           
1 Формула утверждена для УрГЭУ в Положении по балльно-рейтинговой системе оценки 
2 Например: ТК = 0,2 т + 0,15 рэ + 0,4 пр + 0,25 смр, 
где  т – средняя оценка тестов; 
рэ – средняя оценка за реферат (доклад) и эссе (тема); 
пр – средняя оценка за отчеты по аудиторным практическим работам; 
смр – средняя оценка за отчеты по самостоятельным работам. 

2) аналогичными показателями за другие периоды; 
3) аналогичными показателями предприятий-конкурентов; 
4) критическими значениями этих показателей. 
В процессе анализа руководству предприятия необходимо ответить на следующие вопросы: 
— 
насколько      эффективно      в      целом      реализуется      намеченная      долгосрочная 
стратегия; 

каковы шансы на успех нашего предприятия по сравнению с конкурентами; 
выполнен ли намеченный план за отчетный период; 
каковы причины отклонений от намеченной долгосрочной стратегии; 
каковы причины отклонений отдельных показателей от запланированных. 
  Ответив на эти вопросы, можно выработать конкретные шаги по корректировке стратегии 
и принимать управленческие решения. 
Долгосрочной  целью,  стоящей  перед  предприятием,  является  получение  максимальной 
прибыли  в  течение  длительного  времени,  что  может  быть  достигнуто  путем  завоевания  доли 
рынка, увеличения оборота, снижения издержек в каждом периоде.  
Анализ рекомендуется проводить по принципу "сверху-вниз", то-есть вначале определяют, 
насколько  общеэкономические  показатели  (прибыль,  доля  рынка,  оборот,  издержки) 
соответствуют  запланированной  величине  или  аналогичным  показателям  конкурентов,  а  затем 
ищут причины их отклонений в сфере маркетинга, производства или финансов. 
4.3. Промежуточная аттестация 
Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме зачета. 
 
Зачет  выставляется по результатам защиты отчета по деловой игре. 
5. Учебно-методическое  
и информационное обеспечение  
учебной дисциплины 
Основная литература 
1. Васильев, А. Н. Финансовое моделирование и оптимизация средствами Excel 2007 [Текст] 
/ А. Н. Васильев. СПб. : Питер, 2009. – 319 с. 
2.   3. Горемыкин,  В.  А.  Бизнес-план.  Методика  разработки.  45  реальных  образцов  бизнес-
планов [Текст] / В. А. Горемыкин. 5-е изд. М. : Ось-89, 2008. – 860 с. 
4. Китова,  О.  В.  Управление  эффективностью  маркетинга  :  методология  и  проектное 
моделирование [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям 
и направлениям подгот. бакалавриата и магистратуры, а также слушателям программ МВА / О. В. 
Китова ; Федер. агентство по образованию, Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М. : ИНФРА-М, 
2010. – 327 с. 
5. Рапопорт,  Б.  М.  Инжиниринг  и  моделирование  бизнеса  [Текст]  /  Б.  М.  Рапопорт,  А.  И. 
Скубченко ; Ассоц. авт. и изд. "ТАНДЕМ". М. : ЭКМОС, 2001. – 239 с.  
6. Реинжиниринг  бизнес-процессов  [Текст]  :  учеб.  пособие  для  студентов  вузов, 
обучающихся по специальностям экономики и упр. (080100) / [А. О. Блинов и др.] ; под ред. А. О. 
Блинова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 341 с. 
7. Селеванова Т. С. Ценные бумаги. Теория. Задачи с решениями. Учебные ситуации. Тесты 
[Текст] : учебник / Т. С. Селеванова. - М. : Дашков и К, 2008. - 383 с. 
Дополнительная литература 
1. Амблер, Т. Практический маркетинг [Текст] / Т. Амблер ; пер.с англ. Спб. : Изд-во Питер, 
1999. 
2. Боумен,  К.  Основы  стратегического  менеджмента  [Текст]  /  К.  Боумен  ;  пер.  с  англ.  М.  : 
Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 
3. Бельчиков,  Я.  М.  Деловые  игры  [Текст]    /  Я.  М.  Бельчиков,  М.  М.  Бирштейн.  Рига  : 
АВОТС, 1989. 

4. Брянский, Г. А. Хозяйственные ситуации [Текст] : практич. пособие / Г. А. Брянский, М. 
Л. Разу, О. А.  Овсянников. ; под. ред. О. В. Козловой. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Экономика, 
1983. 
5. Велесько,  Е.  И.  Система  имитационного  моделирования  управления  предприятием  – 
деловая игра «Дельта» [Текст] : учебное пособие / Е. И. Велесько, А. А. Быков, А. А. Неправский. 
Минск : Экоперспектива, 1999. 
6. Галенко,  В.  П.  Бизнес-планирование  в  условиях  открытой  экономики  [Текст]:  учеб. 
пособие  для  студентов,  обучающихся  по  специальности  060800  «Экономика  и  упр.  на 
предприятии»  (по  отр.)  /  В.  П.  Галенко,  Г.  П.  Самарина,  О.  А.  Страхова.  2-е  изд.,  стер.  М.  : 
Академия, 2007. – 283 с. 
7. Гидрович, С. Р. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры) [Текст] 
/ С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежкин. М. : Экономика, 1986. 
8. Ефимов, В. М. Введение в управленческие имитационные игры [Текст] / В. М. Ефимов, В. 
Ф. Комаров. М. : Наука, 1980 
9. Голубков,  Е.  П.  Основы  маркетинга  [Текст]  :  учебник  /  Е.  П.  Голубков.  М.  :  Финпресс, 
1999. 
10. Дойль, 
П. 
Менеджмент: 
стратегия 
и 
тактика 
[Текст] 
/  
П. Дойль ; пер. с англ. Спб. : Питер, 1999. 
11. Жуков, Р. Ф., Железняк И.Г.. Лившиц А.Л. Методика, разработка и оформление деловых 
игр [Текст] / Р. Ф. Жуков, И. Г. Железняк, А. Л. . Л. : ИПК СП,1975 
12. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер ; пер. с англ. М. : Прогресс, 1990. 
13. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент [Текст] / Ф. Котлер ; пер. с англ. Спб. : Питер, 1998. 
14. Костевич, Л. С., Лапко А.А. Теория игр. Исследование операций [Текст] : учеб. пособие 
/ Л. С. Костевич, А. А. Лапко. Мн. : Высш. школа, 1989. 
15. Лившиц, А. Л. Деловые игры в управлении [Текст] / А. Л. Лившиц. Л. : Лениздат, 1989. 
16. Ламбер,  Ж.  Ж.  Стратегический  маркетинг.  Европейская  перспектива  [Текст]  /  Ж.  Ж. 
Ламбер ; пер. в фр. Спб. : Наука, 1996. 
17. Петровская, 
Л.  А.  Теоретические  и  методические  проблемы  социально-
психологического 
тренинга 
[Текст] 
/  
Л. А. Петровская. М. : Изд-во МГУ, 1982. 
18. Рудая,  И.  Л.  Управление  предприятием  в  деловой  игре  «Никсфорф-Дельта»  [Текст]  : 
учеб. пособие [Текст] / И. Л. Рудая. Мос. Гос. Ун-т экономики, статистики и информатики. М. : 
Изд-во МЭСИ, 2001. 
19. Хруцкий, Е. А. Проблемы принятия решений [Текст] / Е. А. Хруцкий, Э. С. Хазанович, А. 
И. Семенов. М. : Наука, 1986. 
20. Хруцкий,  Е.  А.  Организация  проведения  деловых  игр  [Текст]  /  Е.  А.  Хруцкий.  М.  : 
Высшая школа, 1991. 
21. Ширяев,  В.  И.  Модели  финансовых  рынков.  Оптимальные  портфели,  управление 
финансами  и  рисками  [Текст]  :  учеб.  пособие  для  студентов  вузов,  обучающихся  по 
специальности 
«Мат. 
методы 
в 
экономике» 
и 
др. 
экон. 
специальностям 
/  
В. И. Ширяев. М. : КомКнига, 2007. – 214 с. 
 
 
 
 
 
 
 





6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ 
ДИСЦИПЛИНЫ 
Реализация  данной  учебной  дисциплины  осуществляется  с  использованием 
материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебных занятий 
и  научно-исследовательской  работы  обучающихся,  предусмотренных  программой 
учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и противопожарным 
правилам и нормам: 
  оборудованные кабинеты и аудитории, 
  лаборатории, 
  компьютерные классы, 
  аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения. 
 
 
 
 
Программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  ГОС  ВПО  по  специальности 
080103 «Национальная экономика», квалификация –экономист. 
Программа  размещена  на  портале  электронных  образовательных  ресурсов  в 
разделе «Ресурсы». 
 
Авторы: к.э.н., доцент 
В. В. Бочко  
к.э.н., доцент 
Е. Г. Калабина 
 



Похожие:

2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо icon2. место учебной дисциплины в структуре ооп впо
Данная дисциплина включена в состав общепрофессиональных дисциплин (опд. Ф)
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconГоу впо «Волгоградский государственный технический университет» Камышинский технологический институт (филиал)
Включает в себя цели и задачи дисциплины, место дисциплины в структуре ооп
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconПрограмма учебной дисциплины Направление подготовки 080500 «Менеджмент»
Целью освоения учебной дисциплины бизнес-планирование является формирование
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconПрограмма учебной дисциплины
Цель и назначение учебной дисциплины – формирование прочных теоретических знаний и
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconАннотация рабочей программы учебной дисциплины теория организации (наименование учебной дисциплины)

2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconРабочая программа учебной дисциплины «кредитная политика компании»
Пронина Н. Н., доцент кафедры «Биржевое дело и ценные бумаги» гоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconУчебной дисциплины целью освоения учебной дисциплины «Внутрифирменное планирование» является формирование у студентов компетенций, необходимых для овладения формами
Данная дисциплина входит в блок дисциплин специализации. Дисциплина стоит в
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 080502. 62 Менеджмент и примерной учебной программой дисциплины «Планирование на предприятии апк»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconАннотация программы учебной дисциплины «История» Цели и задачи дисциплины
Целями и задачами изучения дисциплины является изучение истории культуры России, ее
2. Место учебной дисциплины в структуре ооп впо iconАннотация программы учебной дисциплины «История» Цели и задачи дисциплины
Целями и задачами изучения дисциплины является изучение истории культуры России, ее
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница