Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной




Скачать 103.91 Kb.
PDF просмотр
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной
Дата конвертации17.10.2012
Размер103.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Казанский филиал
Кафедра гуманитарных, социально-экономических
и естественнонаучных дисциплин
МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс
для студентов Колледжа
(специальность 080114.51 Земельно-имущественные отношения
среднего профессионального образования)

Казань
2006
2

Учебно-методический   комплекс   по   учебной   дисциплине   «Основы 
менеджмента»   для   специальности  080114.51   –   0614   «Земельно-
имущественные   отношения»  среднего  профессионального   образования.   - 
Казань: Казанский филиал ГОУ ВПО РАП. - 24 с.
ОДОБРЕНА
Соответствует   Государственным   требованиям 
Предметно-цикловой 
к минимуму содержания и уровню подготовки 
комиссией   по  социально- выпускников   по   специальности   0614 
экономическим
 
и  «Земельно-имущественные
 
отношения» 
математическим 
(базовый
 
уровень)
 
среднего 
дисциплинам  Казанский  профессионального образования
Филиал ГОУ ВПО РАП
Кафедра   гуманитарных   и   социально- 
экономических  и    Казанского   филиала   ГОУ 
ВПО РАП
протокол №4 от  17.11.2006 года.
Автор:
Леонтьева О.Л.
Ст.
 
преподаватель 
кафедры гуманитарных и 
социально-
экономических 
Казанского филиала ГОУ 
ВПО РАП
Рецензенты:
Гатина Ф.Ф.
к.э.н.,   доцент   кафедры 
статистики  и маркетинга 
КГАУ
Вахитов Д.Р.
к.с.н.,   доцент   кафедры 
гуманитарных, 
социально- 
экономических
 
и 
естественнонаучных 
дисциплин   Казанского 
филиала ГОУ ВПО РАП
Ответственный за выпуск
Редактор
Замечания,   предложения   и   пожелания   по   программе   направлять   в 
Казанский   Филиал   ГОУ   ВПО   РАП   по   адресу:   420088,   Казань,   2-я 
Азинская, д. 7-А.
© Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2006
3

© Леонтьева О.Л., 2006
4

Содержание
Государственные требования к обязательному
минимуму содержания дисциплины……………………………………………..4
Пояснительная записка……………………………………………………………5
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………...6
Тематический план …………………………………………………………….....6
Программа курса ….………………………………………………………………7
Тематический план семинарских занятий……………………………………..10
Планы семинарских занятий…………………………………………………….11
Методические рекомендации по изучению дисциплины …………………….15
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов………………………………………………………………...16
Примерная тематика рефератов…………………………………………………17
Примеры тестовых и контрольных заданий 
для проведения рубежного контроля …………………………………………..18
Литература ……………………………………………………………………….19
Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………21
5

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ
МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ1
Сущность   и   характерные   черты   современного   менеджмента,   история 
его развития; внешняя и внутренняя среда организации; цикл менеджмента; 
организация   и   типы   ее   структур;   планирование:   основные   стадии 
планирования,   стратегический   и   тактический   планы;   мотивация:   критерии 
мотивации   труда,   индивидуальная   и   групповая   мотивация,   ступени 
мотивации;   контроль:   этапы,   виды   и   правила   контроля;   система   методов 
управления; принятие решений: типы решений; конфликты: причины и виды 
конфликтов,   методы   управления   конфликтами,   последствия   конфликтов; 
стресс   и   методы   снятия   стресса;   руководство:   власть   и   партнерства; 
самоменеджмент;   стили   управления;   коммуникации;   деловое   общение: 
организация  проведения деловы совещаний  и переговоров, основные типы 
собеседников;   управленческое   общение:   формы,   основные   законы,   шкала 
отношений и правила аттракции и общения.
1  Выписка   из   ГОС   СПО   по   специальности   080114.51   «Земельно-имущественные 
отношения». – М., 2005
6

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический   комплекс   дисциплины   “   Менеджмент” 
предназначен   для   реализации   государственных   требований   к   минимуму 
содержания и уровню подготовки выпускников по специальности “Земельно-
имущественные отношения ” среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной, 
устанавливающей  базовые   знания  для  освоения  специальных  дисциплин  и 
соединяющей   важнейшие   принципы   теории   управления   с   главными 
тенденциями мировой и отечественной системы менеджмента.
Цель  изучения дисциплины “Менеджмент” – раскрыть теоретические 
основы управления, необходимые для компетентного понимания и решения 
проблем и задач, возникающих в процессе управления организацией. 
Задачи дисциплины «Менеджмент”:
- рассмотрение эволюции менеджмента как науки;
- изучение принципов менеджмента, его основных функций;
- определение особенностей стратегического менеджмента и процесса 
принятия управленческого решения;
- характеристика современного этапа развития менеджмента.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
1.
об основных элементах системы управления;
знать:
2.
функции и принципы управления, их особенности и взаимосвязь, 
стратегическое   планирование,   организацию,   структуру,   методы   и   стили 
управления;   психологические   аспекты   управленческой   деятельности, 
психологию общения, способы урегулирования конфликтных ситуаций;
уметь:
-
разрабатывать структурные схемы системы управления, проводить 
их анализ, определять параметры и проводить оптимизацию;
-
управлять поведением человека в организации.
Изучение   программного   материала   должно   способствовать 
формированию у студентов навыков управления.
Примерная программа рассчитана на 70 часов (в том числе 35 часов – 
практические занятия) для базового уровня профессионального образования.
7

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
Количество часов
(по учебному плану)
Общая трудоемкость
94
Аудиторные занятия
70
Лекции
36
Семинары
34
Самостоятельная работа
24
Форма итогового контроля
зачет
Тематический план
(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)
Виды учебных занятий 
№ 
Разделы (темы) дисциплины
(количество часов)
п/п
Лекции
Семинары
Сущность,   характерные   черты 
2
современного менеджмента
      4
Внешняя   и   внутренняя   среда 
2
организации
Характеристика   составляющих   цикла 
2
менеджмента
4
Организация.
 
Типы
 
структур 
2
организаций
Планирование.   Стратегические   и 
4
2
тактические планы
Мотивация потребностей
2
4
Контроль
2
Система методов управления
2
4
Процесс принятия решения
2
Управление конфликтами и стрессами
4
2
Руководство: власть и партнерство
2
2
Самоменеджмент
2
2
Стили управления
2
2
Коммуникативность и общение
2
2
Деловое общение
4
4
Управленческое общение
2
ИТОГО
36
34
8

ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Студент должен:
знать:
этапы развития менеджмента;
сущность современных подходов в менеджменте.
иметь представление: 
о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности.
Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной 
деятельности. История развития менеджмента: предпосылки возникновения 
менеджмента,   школа   научного   управления,   классическая   школа,   школа 
человеческих   отношений   и   школа   поведенческих   наук.   Значение   каждого 
этапа   в   развитии   менеджмента.   Современные   подходы   в   менеджменте: 
количественный,  процессный,  системный  и   ситуационный.  Их   сущность   и 
основные отличия. Национальные особенности менеджмента.
Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
Студент должен:
знать:
факторы внешней и внутренней среды;
уметь:
характеризовать  влияние факторов внешней  среды  на деятельности 
организации.
Организация   как   объект   менеджмента.   Внешняя   среда   организации. 
Факторы   среды   прямого   воздействия:   поставщики   (трудовых   ресурсов, 
материалов,   капитала),   потребители,   конкуренты;   профсоюзы,   законы   и 
государственные органы.
Факторы   среды   косвенного   воздействия:   состояние   экономики, 
политические   факторы,   социально-культурные   факторы,   международные 
события, научно-технический прогресс.
Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов внешней среды, 
сложность внешней среды, подвижность среды, неопределенность внешней 
среды.
Внутренняя
 
среда
 
организации:
 
структура,
 
кадры, 
внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.
Тема 3. Характеристика составляющих цикла менеджмента
Студент должен:
знать: 
знать составляющие цикла менеджмента и их характеристику.
9

Цикл менеджмента (организация, планирование, мотивация и контроль) 
–   основа   управленческой   деятельности.   Характеристика   функций   цикла. 
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Тема 4. Организация. Типы структур организаций
Студент должен:
иметь представление: 
об организации и принципах построения организационной структуры 
управления;
знать: 
основные типы структур организаций;
уметь: 
составлять заданную структуру;
определять преимущества и недостатки каждого типа структур.
Организация.   Принципы   построения   организационной   структуры 
управления: цели и задачи организации, функциональное разделение труда, 
объем  полномочий руководства,  соответствие социально-культурной  среде, 
целесообразность числа звеньев. 
Типы структур организаций:
по взаимодействию с внешней средой: механические и органические;
по   взаимодействию   подразделений:   традиционные   (линейно-
функциональные), дивизиональные и матричные;
по   взаимодействию   с   человеком:   корпоративная   и 
индивидуалистская.
Новое в типах организации.
Тема 5. Планирование. Стратегические и тактические планы
Студент должен:
знать:
сущность стратегического и тактического планирования;
уметь:
определять главную цель деятельности фирмы (миссию);
составлять тактический план.
Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.
Стратегическое
 
(перспективное)
 
планирование.
 
Процесс 
стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ 
сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управления 
реализацией стратегии, оценка стратегии.
Тактическое   (текущее)   планирование.   Основные   этапы   тактического 
планирования:
определение основных задач, необходимых для достижения целей;
установление взаимосвязей между основными видами деятельности;
уточнение ролей и делегирование полномочий; 
оценка затрат времени;
10

определение ресурсов;
проверка сроков и коррекция плана действий.
Тема 6. Мотивация потребностей
Студент должен:
знать: 
критерии мотивации;
первичные и вторичные потребности;
правила делегирования.
Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая 
мотивации.   Ступени   мотивации.   Правила   работы   с   группой.   Мотивация   и 
иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и 
мотивационное   поведение.   Процессуальные   теории   мотивации.   Сущность 
делегирования.   Полномочия   и   ответственность   (исполнительская   и 
управленческая), Правила и принципы делегирования.
Тема 7. Контроль
Студент должен:
знать: 
 виды и правила контроля;
 этапы контроля;
уметь: 
 составлять схему организации контроля.
Понятие   контроля.   Три   этапа   контроля:   выработка   стандартов   и 
критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила 
контроля.   "Управляющая   пятерня".   Виды   контроля:   предварительный, 
текущий и заключительный. Составление схемы контроля.
Тема 8. Система методов управления
Студент должен:
знать: 
 основные методы управления, их достоинства и недостатки;
уметь:
 осуществлять выбор оптимального метода управления.
Понятие   методов   управления.   Направленность,   содержание   и 
организационная   форма   методов.   Классификация   методов   управления: 
организационно-распорядительные,
 
экономические,
 
социально-
психологические. Характер воздействия: прямое и косвенное.
Система   методов:   моделирование,   экспериментирование,   экономико-
математические и социологические измерения и другие.
Тема 9. Процесс принятия решения
Студент должен:
знать:

11

 типы решений;
 требования к решениям;
 методы принятия эффективного решения;
уметь:
 анализировать различные варианты управленческих решений;
 принимать эффективные решения.
Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятие 
решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, 
селективный,   адатационный,   инновационный.   Этапы   принятие   решений: 
установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, 
оценка и приятие решения.
Тема 10. Управление конфликтами и стрессами
Студент должен:
знать: 
 виды конфликтов;
 методы управления конфликтами;
 последствия конфликтов;
 методы снятия стресса;
уметь: 
 решить заданную конфликтную ситуацию;
 определять пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Конфликты   в   коллективе   как   органическая   составляющая   жизни 
организации.   Сущность   и   классификация   конфликтов:   внутриличностный, 
межличностный,   между   личностью   и   группой,   межгрупповой.   Причины 
возникновения   конфликтов.   Стадии   развития   конфликта.   Типичные 
конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления 
конфликтами.   Последствия   конфликтов:   функциональные   и 
дисфункциональные. 
Стресс:   природа   и   причины.   Методы   снятия   стресса.   Взаимосвязь 
конфликта и стресса. Пути предупреждения стрессовых ситуаций.
Тема 11. Руководство: власть и партнерство
Студент должен:
знать: 
 формы построения взаимоотношений с сотрудниками;
уметь:
 анализировать свои действия во взаимоотношениях с подчиненными.
Понятие   руководства   и   власти.   Управление   человеком   и   управление 
группой.   Искусство   строить   отношения   с   сотрудниками.   Имидж   (образ) 
менеджера.
Тема 12. Самоменеджмент
Студент должен:

12

знать: 
 технику личной работы руководителя;
уметь:
 планировать и организовывать личную работу;
 владеть приемами релаксации и катарсиса.
Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. 
Основные   направления   улучшения   использования   времени.   Организация 
рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима 
работы.   Рабочее   место   руководителя,   его   эргономические   характеристики. 
Проведение   переговоров,   совещаний,   бесед,   встреч;   выбор   стиля, 
распределение ролей, принятие решений. Анализ проводимых мероприятий. 
Ортобиоз, слагаемые ортобиоза: релаксация, рекреация, катарсис.
Тема 13. Стили управления
Студент должен:
знать: 
 сущность и классификацию стилей управления;
уметь: 
 определять стиль управления.
Стили   управления   и   факторы   его   формирования.   "Решетка 
менеджмента".   Определение   стиля   по   "Решетке   менеджмента"   и 
характеристика каждого стиля. Виды и совместимость стилей. Связь стиля 
управления и ситуации.
Тема 14. Коммуникативность и общение
Студент должен:
знать: 
 коммуникативность и ее виды;
 уровни коммуникации;
 трансакционный анализ;
уметь:
 построить   схемы   трансакций   и   использовать   их   в   межличностных 
отношениях.
Понятие   общения   и   коммуникации.   Информация,   ее   виды: 
функциональная, координационная, оценочная. Три состояния человека: "Я – 
родитель",   "Я   –   взрослый",   "Я   –   ребенок".   Характеристика   каждого 
состояния. Трансакты. Три формы трансакта: параллельный, перекрестный, 
скрытый. Эффективная коммуникация. 
Тема 15. Деловое общение
Студент должен:
знать: 
 правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;
 условия эффективного общения;
13

уметь:
 составить план беседы, совещания, переговоров.
Деловое общение, его характеристика.
Фазы   делового   общения:   начало   беседы,   передача   информации, 
аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.
Основные типы собеседников.
Тема 16. Управленческое общение
Студент должен:
знать: 
 законы управленческого общения;
 виды информации;
уметь:
 использовать приемы аттракции в управлении подчиненными.
Управленческое общение, его функции и назначение. Распорядительная 
информация   и   ее   виды.   Условия   эффективного   общения.   Два   закона 
управленческого   общения.   "Шкала   отношений".   Основные   характеристики 
подчиненных.   Психологические   приемы   достижения   расположенности 
подчиненных (аттракция): "имя собственное", "зеркало отношений", "золотые 
слова",   "терпеливый   слушатель",   "личная   жизнь".   Правила   устного 
распоряжения.
14

 
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество 
занят
Тема семинарского (практического) занятия
часов
ия
Семинары
1. Введение в менеджмент
Практическое занятие №1
2
1.
2. История формирования и развития науки управления
2
3.Стратегическое управление
2.
Миссия компании
4
3.
Практический анализ стратегий
4
4.
4.Функции управления
2
5.Системы структуры управления
Практическое занятие №2
4
5.
6.Разработка и принятие управленческих решений
2
Практическое занятие №3
4
6.
7.Технологии управления
2
8.Управление и власть
Практическое занятие №4
2
7.
9.Основы управления персоналом
2
Практическое занятие №5
2
Практическое занятие №6
2
8.
10.Современный этап развития менеджмента
2
ИТОГО
34
15

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Введение в менеджмент
Практическое   занятие   1.   Основные   качества,   которыми   должен 
обладать   современный   менеджер   («мозговой   штурм»   в   группах   по   7-8 
человек).
Тема 2. История формирования и развития науки управления
Семинар 1 (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения менеджмента как науки.
2. Принципы Ф.Тейлора.
3. Принципы А.Файоля.
4. Школа «человеческих отношений».
5. Сравнительный   анализ   процессного,   системного   и   ситуационных 
подходов.
Литература2
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Тема 4. Стратегическое управление
Семинар 2. Миссия компании (4 часа)
Задание.   Приведите   примеры   формулировок   миссий   отдельных 
компаний, организаций.
Литература
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
2 Издания, отмеченные значком *, имеются в фондах библиотеки Казанского филиала 
ГОУ ВПО РАП
16

Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Семинар 3. Практический анализ стратегий (4 часа)
Задание.  Анализ   стратегий,   описанных   в   книге   Л.Якокка   «Карьера 
менеджера».
Литература
Основная
Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990.   
Дополнительная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Тема 4. Функции управления
Семинар 4 (2 часа)
Японский и американский стили управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные критерии сравнительного анализа.
2. Достоинства   и   недостатки   японского   и   американского   стиля 
управления.
3. Российский стиль управления.
Литература
Основная
Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1990.   
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Грейсон Дж. (мл.), О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI 
века. Пер. с англ. М.. Экономика, 1991.
Тема 5. Системы структуры управления
17

Практическое   занятие   2.  Построение   структуры   управления 
организации.
Тема 6. Разработка и принятие управленческих решений
Практическое занятие 3. Технология «дерева решений».
Семинар 5 (2 часа)
Экспертные методы принятия решений
Вопросы для обсуждения:
1. Организация работы экспертной комиссии.
2. Требования, предъявляемые к экспертам.
3. Метод   комиссий,   метод   суда,   метод   прогнозного   графа,   метод 
утопических игр, метод 6/3/5, «мозговой штурм».
Литература
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Тема 7. Технологии управления
Семинар 6 (2 часа)
Бизнес-планирование
Вопросы для обсуждения:
1.
Бизнес- план: роль в современных организациях.
2.
Структура бизнес-плана.
Литература
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
18

Тема 8. Управление и власть
Практическое   занятие   4.  Тесты   на   самооценку   «Какой   Вы 
руководитель?», «Умеете ли Вы рисковать?».
Тема 9. Основы управления персоналом
Семинар 7 (2 часа)
Мотивация
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы мотивации.
2. Мотивация и стимулирование.
3. Теории мотивации.
4. Материальные и нематериальные стимулы мотивации.
Литература
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Томпсон   А.А.,   Стрикленд   А.Дж.   Стратегический   менеджмент: 
Концепции и ситуации: Учебник для вузов / Пер. 9-го англ.изд. – М: Инфра-
М, 2000. – 412 с.*
Дополнительная
Зайцев Г.Г., Файбушевич С.М. Управление кадрами на предприятии: 
персональный менеджмент. СПб.: Изд. Санкт-Петербург ун-та экономики и 
финансов, 1992.
Иванцевич   Дж.М.,   Лобанов   А.А.   Человеческие   ресурсы   управления: 
основы управления персоналом. М., Дело, 2003.
Менеджмент   организации   /   З.П.Румянцева,   Н.А.Саломатин,   Р.З. 
Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 2006.
Практическое занятие 5.  Тесты на самооценку «Ваша  мотивация к 
успеху?», «Ваш темперамент».
Практическое занятие 6. План карьеры.
Тема 10. Современный этап развития менеджмента
Семинар 8 (2 часа)
Самоменеджмент
Вопросы для обсуждения:
Самоменеджмент и саморегуляция.
Принципы самоорганизации. Тайм-менеджмент.
19

Определение целей, сверхзадачи, миссии человека.
Литература
Основная
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и 
доп. – М: Инфра-М, 2006. – 283 с.*
Дополнительная
Мескон М.Х., Альберт  Н., Хедоурн  Р. Основы менеджмента. /Пер. с 
англ. – М: Дело, 2006. – 720 с.*
Вачугов Д.Д. Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту. – М.: 1998
– М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В   ходе   семинарских   занятий   углубляются   и   закрепляются   знания 
студентов по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной 
дискуссии,   умение   аргументировать   и   защищать   выдвигаемые   методы 
управления.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
-изучить рекомендованную учебную литературу;
-дополнить конспекты лекций;
-изучить и законспектировать первоисточники по теме;
-подготовить ответы на все вопросы семинара.
По   согласованию   с   преподавателем   студент   может   подготовить 
реферат,   доклад,   сообщение   по   теме   семинара.   В   процессе   подготовки   к 
семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.
Вопросы,   не   рассматриваемые   на   лекциях   и   семинарских   занятиях, 
должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ 
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа по изучению менеджмента студентами очного 
отделения составляет 24 часа. Данные методические рекомендации призваны 
способствовать должной организации самостоятельной работы студентов по 
изучению   менеджмента.   Организация   самостоятельной   работы   студентов 
требует от них соблюдения определенной системы: 
20

1. Ознакомление с содержанием программы дисциплины, настоящими 
рекомендациями, подбор необходимой учебной и специальной литературы по 
данной дисциплине;
2. Запоминание   определенных   терминов   и   определений.   В   этом 
студенту может помочь литература рекомендуемая по менеджменту.
3. Проработка   вопросов,   разделов,   тем   изучаемой   дисциплины, 
готовность   к   активному   участию   на   семинарах;   в   период   зачетно-
экзаменационной сессии завершается изучение дисциплины.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРЕТОВ
1. Разработка модели действующей организации
2. Исследование внутренней среды в организации
3. Исследование факторов внешней среды организации
4.   Разработка   комплексного   плана   мотивации   действий   сотрудников 
фирмы
5. Повышение качества принимаемых решений руководителем
6. Разработка комплексного плана организации
7. Снижение уровня конфликтности сотрудников фирмы
8. Разработка модели современного менеджера
9. Модели национального менеджмента
10. Разработка системы мотивации в практике менеджмента фирмы
11. Разработка системы управления неформальной группы
12. Разработка системы мотивации фирмы
13.   Моделирование   и   экспериментирование   как   методы   решения 
управленческих проблем руководителя
 14. Разработка информационного обеспечения менеджмента фирмы 
15. Разработка рабочего места и условий  работы менеджера  фирмы
16.   Разработка   профессионально   -   квалификационной   структуры 
персонала фирмы
17. Разработка “имиджа” фирмы 
18. Разработка методов и методики  разработки планов
19.   Организация   автоматизированного   управления   производством   на 
современном предприятии
20.   Разработка   системы   управления   инновационного   менеджмента 
фирмы
21. Менеджмент и глобализация мировой экономики
22. Разработка модели управления фирменным патриотизмом фирмы
23. Государственное и муниципальное управление
24. Разработка модели управления творчеством персонала
25. Реклама и отношение с общественностью в системе современного 
управления 
26. Достижение конкурентоспособности – стратегическая цель фирмы
21

27. Стратегия повышения качества товара
28. Разработка модели эффективности деятельности фирмы
29. Технология разработки планов фирмы
30. Планирование времени руководителей и специалистов
31.   Разработка   характеристики   эффективного   контроля.   Итоговая 
документация по контролю
32. Методы оценки конкурентоспособности потенциала предприятия
33.   Стратегия   решения   в   области   производства,   разработка   и 
обоснование политики по важнейшим направлениям производства
34. Анализ поведения фирмы на рынке
35. Реализация решений и контроль за исполнением 
36 Разработка модели менеджера-лидера организации
37. Разработать модель положительного имиджа менеджера
38. Разработать методику делегирования полномочий менеджера
39. Разработать методику эффективного планирования
40.   Разработать   модель   эффективного   поведения   менеджера   при 
деловом общении
41.   Разработка   методов   принятия   управлением   решений   на   основе 
творческого мышления и математического моделирования
42. Разработка методов повышения эффективности делового общения
43. Разработка методики формирования коллектива
44. Разработка организационной структуры фирмы
45. Разработка управленческой стратегии фирмы
46. Разработка концепции стимулирования работников фирмы
47. Разработка функций руководителя в соответствии с современными 
представлениями
48.   Разработка   оценки   действительных   и   личностных   качеств 
руководителя
49. Разработка методики самообразования руководителя
50. Разработка методики управления рабочим временем
51. Разработка методики вознаграждений  за труд
52. Разработка методики анализа   показателей финансовой отчетности 
фирмы
53. Разработка модели рациональной организации труда руководителя
54. Разработка модели управления персоналом фирмы
55. Стратегическое планирование деятельности фирмы
56. Пути улучшения коммуникаций в современной фирме
57. Стратегия преодоления  конфликтов в фирме
58. Способы вознаграждения персонала. 
22

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ 
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
1. Внешняя среда – это…
а)   Это   комплекс   факторов,   в   которых   осуществляется   деятельность 
фирмы
б) Это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на 
производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
в) Это комплекс факторов, в первую очередь определяющих характер 
предприятия.
2. Сущность данного научного подхода заключается в следующем: 
«Различные ситуации требуют различных типов знаний. Этот научный 
подход   –   увязка   конкретных   приемов   управления   с   реальными 
ситуациями для достижения целей организации. Самым эффективным в 
конкретной   ситуации   является   тот   метод,   который   в   наибольшей 
степени соответствует данной ситуации». Этот подход называется …

а)Системный подход
б)Ситуационный подход
в)Процессный подход
г)Функциональный подход.
3.   Цикл   менеджмента   состоит   из   4   основных   функций 
выполняемых в следующей последовательности:
а)Контроль, планирование, организация, мотивация.
б)Планирование, мотивация , организация, контроль
в)Организация, мотивация. Контроль, планирование.
г)Планирование, организация, мотивация, контроль.
4. Анализ сильных и слабых сторон  внешней и внутренней среды 
предприятия проводиться  методом:
а)методом SWEW – анализа
б)методом SWET – анализа
в)методом SWOT – анализа
г)методом SWOD - анализа
5. Организация производства  - это..
а)Это рациональное распределение целей и задач предприятия между 
его подразделениями.
б)Рациональное   использование   ресурсов   предприятия   для 
эффективного выполнения поставленных целей и задач предприятия.
в)Это   рациональное   перераспределение   ресурсов   предприятия   между 
его подразделениями для четкой организации производства.
23

6. Миссия предприятия – это…
а)это   перечень   текущих   и   перспективных   направлений   деятельности 
предприятия на определенный срок.
б)Это перечень перспективных направлений деятельности предприятия 
на определенный срок.
в)Это перечень целей и задач предприятия на определенный срок его 
деятельности.
7.   Выберите   из   ниже   перечисленного   то,   что   не   относится   к 
принципам планирования:
а)Комплексность
б)Непрерывность
в)Гибкость
г)Подвижность
д)Точность
е)Экономичность
8. Мотивация – это…
а)Процесс удовлетворения потребностей
б)Процесс достижения целей работника.
в)Процесс  побуждения  людей   к  деловой  активности   для   достижения 
личных целей, а также целей организации.
г)Процесс   побуждения   людей   к   деловой   активности   для   достижения 
целей организации.
9.   Какие   есть   стратегические   альтернативы   для   предприятия   в 
зависимости от уровня его развития. Выберете из предложенных ниже 
правильные варианты.

а)стратегия ограниченного роста,  
б)Роста 
в)Сокращения
г)ограниченного сокращения
д)Сочетания
е)Перераспределения
10.Субъект менеджмента – это
a) Это   группа   лиц,   занимающаяся   управлением   предприятием   для 
достижения ее целей и задач.
б)Это   лицо,   наделенное   полномочиями   управления   в   рамках   одной 
организации для достижения ее целей и задач. 
в)Это   человек,   или   группа   лиц   управляющая   предприятием   для 
достижения его  целей и задач.
г)Это   человек,   или   группа   людей   осуществляющих   управленческое 
воздействие в рамках одной организации для достижения ее целей и задач.
24

11.Что из ниже перечисленного не относится к  свойствам внешней 
среды
а)Сложность
б)Объемность
в)Подвижность
г)Неопределенность
д)Коммуникабельность
е)Непрерывность
ж)Комплексность
з)гибкость
12.Существуют 3 вида планов. Выберите названия для них из ниже 
предложенных:
а)Долгосрочные
б)Текущие
в)Длительносрочные 
г)Среднесрочные
д)просроченные
ж)Срединные
з)Краткие
13. Внутренняя среда предприятия состоит из 5 факторов. Какие из 
ниже перечисленных факторов не относятся к ним:
а)цели
б)профсоюзы 
в)структура
г)ресурсы 
д)персонал
е)задачи
ж)НТП
з)технология
14.Какие из ниже перечисленных типов организационных структур 
предприятия  не относятся к иерархическому типу:
а)Функциональный 
б)Матричный
в)Линейно – функциональный
г)Кросс – функциональный
15. Основной целью деятельности любого предприятия является -

а)Выпуск качественной продукции и получение прибыли
б)Выпуск   высококачественной   продукции   для   получение   высокой 
прибыли
25

в)Выпуск   высококачественной   продукции   и   получение   высокой   и 
стабильной прибыли.
16. Совокупность приемов и способов воздействия на управляемый 
объект для достижения целей называется….
а)Организация
б)Стиль управления
в)Метод управления
г)Вид работы
17.   Автором   данной   научной   школы   был   Анри   Файоль, 
основавший эту школу в 1920 г. Суть школы заключается в следующем: 
рациональное   построение   организации,  как   иерархической   структуры. 
Эта школа носит название:

а)Школа человеческих отношений и поведенческих наук
б)Школа научного управления
в)Школа административного управления
г)Школа количественных методов.
18.Выберите   из   ниже   перечисленного   то,   что   не   относится   к 
принципам планирования:
а)Комплексность
б)Непрерывность
в)Гибкость
г)Подвижность
д)Точность
е)Экономичность
19. Контроль – это..
а)это   управленческая   деятельность,   в   задачи   которой   входит 
количественная   и   качественная   оценка     и   учет   результатов   работы 
организации.
б)это управленческая деятельность, направленная на достижение целей 
в рамках конкретного предприятия
в)это   управленческая   деятельность,   в   задачи   которой   входит 
количественная и качественная оценка работы предприятия 
26

ЛИТЕРАТУРА
Основная
1 Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2000.
2 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи,  1995.
3 Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. – М., 2002.
4 Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 
Дело, 1992.
Дополнительная
1   Виханский   О.С.,   Наумов   А.И.   Менеджмент:   человек,   стратегия, 
организация, процесс: Учебник. – М.: МТУ, 1995.
2   Джеймс   М.,   Джонгван   Д.   Рожденные   выигрывать.   –   М.:   Прогресс 
"Университет",  1993.
3 Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2000.
4   Менеджмент.   Учебник   для   ВУЗов   /   Под   ред.   Максимцова   А.М., 
Игнатьевой А.В. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5 Биз А. Язык жестов. – НПО Модекс, 1992.
6 Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – 
М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.
7 Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. – М.: ЗАО 
"Журнал Эксперт", 2001.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
Тема   1.   Сущность,   характерные   черты   современного 
менеджмента.
1.  Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 
2.  Школа научного управления
3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки.
4. Школа количественных методов
5. Школа административного управления.
6. Процессуальный и системный подходы в менеджменте
7. Особенности Японской и Американской системы менеджмента 
Тема 2 Внешняя и внутренняя среда предприятия
8. Внешняя структура предприятия
9. Внутренняя структура предприятия
Тема 3 Характеристика составляющих цикла менеджмента.
10.Цикл менеджмента: роль планирования в системе управления.
11.Цикл менеджмента: организация производства
12.Цикл менеджмента: мотивация и контроль в системе управления
Тема 4 Организация. Типы структур управления.
13.Типы   организационных   структур:   линейная   и   функциональная 
организационная структура управления. 
27

14.Типы   организационных   структур:   линейно   -     функциональная     и 
штабная организационная структура управления.
15.   Органический   тип:   бригадная   и   матричная   организационная 
структура предприятия.
16. Новое в типах организационных структур управления
Тема 5 Планирование. Стратегические и тактические планы.
17. Стратегическое планирование: миссия предприятия.
18. Стратегическое планирование: цели предприятия, целевая картина 
предприятия, древо  целей.
19. Стратегическое планирование: Основные свойства внешней среды, 
виды анализа внешней среды
20.   Стратегическое   планирование:   управленческое   обследование 
сильных и слабых сторон. SWOT – анализ
21. Различия в стратегическом и тактическом планировании. Процесс 
текущего планирования.
22. Стратегическое планирование: анализ стратегических альтернатив. 
Оценка стратегии.
Тема 6 Мотивация потребностей.
23. Мотивация: ее виды, факторы и критерии.
24. Индивидуальная и групповая мотивация
25.Первичные   и   вторичные   потребности.   Теория   иерархии 
потребностей.
26. Процессуальные теории мотивации.
27. Сущность делегирования.
Тема 7 Контроль 
28. Контроль. Его основные этапы.
29. Виды контроля
30. Правила контроля «Управленческая пятерка»
Тема 8 Система методов управления
31. Система методов управления: организационно – распорядительные 
методы управления
32.Система методов управления: экономические методы управления
33.Система методов управления: социально – психологические методы 
управления.
Тема 9. Процесс принятия решения
34. Управленческое решение. Стадии принятия решения
35. Классификация управленческих решений
36. Экспертные методы принятия управленческих решений
37. Неэкспертные методы принятия управленческих решений
38. Пять стадий процесса творческого мышления. «Брейнсторминг» - 
самый распространенный метод творческого мышления
39. методы принятия управленческого решения на основе творческого 
мышления   –   «Разложение   на   части»,   «Произвольные   взаимосвязи», 
«Морфологический анализ»
28

40. Уровни принятия управленческого решения.
Тема 10 Управление конфликтами и стрессами.
41. Конфликт: его основные элементы и схема возникновения
42. Виды конфликтов.
43.   Управление   конфликтами.   Основные   варианты   решения 
конфликтов.
44.   Стресс   –   его   сущность   и   природа   возникновения.   Методы 
преодоления стрессов.
Тема 11 Руководство: власть и партнерство.
45. Власть и ее источники.
46. Виды власти
Тема 12. Самоменеджмент
47. Планирование работы менеджера, учет рабочего времени
48. Техника личной работы менеджмента, его имидж
49. Рабочее место руководителя.
50. Ортобиоз, слагаемые ортобиоза.
Тема 13 Стили управления
51. Авторитарный стиль руководства
52. Демократический стиль руководства
53. «Управленческая решетка» Блейка – Моутона.
Тема 14 Коммуникативность и общение
54. Информация в менеджменте и ее виды
55. Понятие коммуникативности
56.   Преграды   в   организационных   коммуникациях   и   пути   их 
преодоления.
57. Трансактный анализ Э. Берна. Три эго-состояния человека
58. Параллельные, перекрестные и скрытые трансакции.
Тема 15 Деловое общение
59. Правила построения деловой беседы
60. Деловое общение: правила поведения совещаний
61. Классификация абстрактных типов собеседников.
Тема 16 Управленческое общение
62. Управленческое общение, его функции и назначение.
63.   Распорядительная   информация   и   ее   виды.   Два   закона 
управленческого общения.
64. Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы 
достижения расположения подчиненных
65.   Управление     и   типы   характеров:   основные   типы   работников. 
Гиперактивный и аутистический тип характера.
66.Управление   и   типы   характеров.   Демонстрационный, 
психастенический, застревающий тип характера.
67.   Управление   и   типы   характеров.   Комформнный,   неустойчивый, 
циклоидный.
29

Учебное пособие
ЛЕОНТЬЕВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА
Менеджмент
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов Колледжа
Компьютерная верстка и макет: Ф.А. Абдуловой
Подписано в печать 27.09.2006 г.
Формат 60х84 1/16 .   Бумага офсетная.
Гарнитура Times New Roman.
Усл. п. л. 1,75. Тираж 70 экз.
30

Document Outline

  • РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
    • Казанский филиал
  • Кафедра гуманитарных, социально-экономических
    • и естественнонаучных дисциплин
      • менеджмент
      • Учебно-методический комплекс
  • Казань
    • ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
    • Тематический план семинарских занятий
      • Семинары
      • ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
      • Тема 1. Введение в менеджмент
      • Литература2
      • Тема 4. Стратегическое управление
      • Литература
      • Литература
      • Основная
      • Тема 5. Системы структуры управления
      • Тема 6. Разработка и принятие управленческих решений
      • Экспертные методы принятия решений
      • Тема 8. Управление и власть
      • Основная
      • Основная
      • Леонтьева Ольга Львовна
      • Менеджмент
        • Учебно-методический комплекс



Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины для студентов специальности 050107 «Экономика предприятия»
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации студентам по изучению дисциплины «Менеджмент»
Рекомендации включают основные материалы дисциплины (задания для практической работы, контрольный тест, рекомендации по подготовке...
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению курсовых работ для специальности 080901. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Бухгалтерский управленческий учет: Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению курсовых работ/ Сост. Н. М. Алахтаева....
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по разработке бизнес-плана развития промышленного предприятия (организации)
Методические рекомендации разработали: Пикулькин А. С. (руководитель коллектива) и
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы студентов Томск 2012
Методические рекомендации по проведению практических занятий и организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины. Примерные темы и планы рефератов. Для студентов II курса, обучающихся по направлению 521 500 (080500. 68)
Программа и методические указания одобрены на заседании кафедры «Финансовый менеджмент» (протокол №8 от 24. 04. 2009 г.)
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по организации и проведению преддипломной практики Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
Раен, заведующий кафедрой этику сыктГУ, член Российского сообщества корпоративных директоров А. П. Шихвердиев
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Абакан 2011
Целью дисциплины является изучение действующей в России системы финансирования, кредитования и финансового регулирования инвестиционной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации по изучению дисциплины методические рекомендации по организации самостоятельной iconМетодические рекомендации «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности»
Банк России направляет для использования в работе Методические рекомендации о
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница