В органах государственного управления




PDF просмотр
НазваниеВ органах государственного управления
страница1/54
Дата конвертации17.10.2012
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВЕ  
В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  
Киселева А.А. – аспирант, ассистент кафедры «Экономика труда» 
Мишин А.К. – к.э.н., доцент, зав. каф. «Экономика труда» 
Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова 
 
Проблема власти и лидерства актуальна в современном мире, особенно для организаций 
с бюрократической организационной культурой.  
В реальной жизни не всегда выбирается оптимальное решение, продвигаются самые
способные кадры и хорошее предпочитается плохому, а при распределении бюджета лучшие
шансы имеет достойное подразделение. Чаще всего решение диктуется политическими
соображениями в интересах тех, у кого власть. 
Специалисты американского Центра креативного лидерства выявили около 20 лучших
сотрудников ряда фирм и сравнили их работу с работой 20 неудачников, работающих в тех же 
фирмах. И те и другие при поступлении в компанию имели равные шансы на успех, поскольку 
обладали примерно одинаковой подготовкой, опытом, образованием и т. д. Тем не менее, через 
какое-то время представители второй группы становятся аутсайдерами вследствие  и 
собственной неадекватности,  и неэффективного использования власти в межличностных 
отношениях. Слабые менеджеры получили минимум власти, но не прошли тест на достойного 
руководителя. 
Был проведен социологический опрос (анкетирование) 60 сотрудников Алтайской таможни. 
На вопрос: «Какие из данных проблем Вы наблюдали или испытывали со стороны начальства?» 
были получены следующие ответы: 
−  чрезмерные амбиции, политиканство и постоянные попытки набить себе цену – 36,6 %; 
−  неспособность делегировать полномочия подчиненным и создавать команду – 17,1 %; 
−  бесчувственность по отношению к людям, грубость и запугивание – 14,6 %; 
−  холодность, равнодушие и надменность, стремление к личному благополучию за счет
других – 12,2 %; 
−  утрата доверия людей – 12,2 %; 
−  сверхзависимость от других – 7,3 %. 
Баланс типов (или источников) властей в Алтайской таможне выглядит следующим
образом: 
1. законная, или легитимная власть (должностные, властные полномочия), полученная «из 
рук» высшего руководства организации; легитимная власть позволяет руководителям управлять 
ресурсами, вознаграждать и наказывать подчиненных – 40,54 %; 
2. власть, основанная на принуждении, основанная на возможности наказывать других 
людей или, по крайней мере, инициировать угрозу наказания – 24,32 %; 
Злоупотребление руководителей наказаниями негативно влияет на социально-
психологический климат, уровень дисциплинированности. 
3. экспертная власть, основанная на знаниях – 10,81 %; 
Экспертная власть того или иного специалиста может оказывать воздействие на лиц,
стоящих выше него в управленческой иерархии (так называемые «ключевые специалисты» или 
просто эксперты по определенным вопросам). 
4. личная власть (референтная, харизматическая) на основе индивидуальных черт
руководителя; такая власть базируется на стремлении человека идентифицировать себя с
влияющим на него лицом, на восхищении, стремлении подражать ему – 10,81 %; 
5. власть, основанная на вознаграждении, обусловленная возможностями  руководителя 
контролировать и управлять некими благами – 8,11 %; 
6. информационная власть, которая проистекает из убедительного содержания какого-либо 
сообщения самого по себе – 5,41 %. 
Типы власти часто проявляются не обособленно, а в различных сочетаниях. Более того,
использование одного типа власти может сильно повлиять на другие. Так, обращение к власти 

принуждения часто ослабляет референтную власть, поскольку людям свойственна неприязнь к 
тем, кто наказывает их. 
На основании результатов исследования можно сделать вывод, что преобладающим стилем 
лидерства является автократический (по Е. Богардусу), доминирующий (по Ф.  Бартлетту), 
законодательный  (по Дж. Гетцелю и Е. Губу), формальный (по В. Беллу, Р. Хиллу и С.
Миллзу), легальная легитимность (по М. Веберу). 
 С позиций системного подхода, лидер должен хорошо знать возглавляемую им систему,
адекватно оценивать ее текущее состояние, достаточно четко представлять ее будущий
облик и уметь убедить в необходимости перехода системы в новое состояние всех
сотрудников, от действий которых зависит успешность такого перехода. Организационные
решения реализуются только в той мере, в какой они могут опереться на добровольную
поддержку тех, кто превращает их в практику повседневной жизни. Обеспечить
добровольное следование за собой, полное принятие ожидаемого состояния организации в
качестве одной из личных целей каждым ее сотрудником — значит, создать продуктивную
команду единомышленников и на этой основе достичь успеха. 
Меняется роль типичного менеджера, который сегодня больше похож не на начальника,
а на наставника и ментора. В этих условиях влияние определяется не столько формальным
местом работника в организации, сколько его способностью эффективно осуществлять
определенные функции. Для эффективности сотрудника в современной организации
чрезвычайно важны условия, определяющие суть полномочий. 
Личное влияние обусловливается двумя факторами: личностными качествами и
характеристиками, связанными с позицией в организации. Естественно, значимость каждого
из факторов существенно зависит от организационного контекста. Должностная позиция
крайне значима в системах с ярко выраженной иерархичностью, к числу которых относятся 
все военные и некоторые гражданские организации с бюрократической организационной
культурой. Принцип таких организаций «ранг определяет ваши привилегии» указывает на
то, что в подобных организациях вознаграждение определяется скорее не личными
результатами, а занимаемой должностью. Мы обращаем большее внимание не на уровень
власти, соответствующий рассматриваемой позиции, а на возможности, связанные с
занимаемой позицией или работой. 
К числу основных источников власти могут быть отнесены четыре личных качества. Как
видно из табл. 1, это компетентность (опыт), личная привлекательность, усердие и
легитимность [4, с.287]. Компетентность является отражением знаний и способностей;
личная
привлекательность
связана
с
эмоциональной
притягательностью;
усердие
предполагает личную ответственность и серьезную мотивацию; легитимность порождает
доверие. 
 
Таблица 1. Факторы личной власти 
Характеристика 
Описание 
Компетентность 
Владение
знаниями
или
опытом,
необходимыми
для
выполнения заданий 
Личная 
Приятные качества, ассоциирующиеся с дружелюбием 
привлекательность 
Усердие 
Постоянное принятие обязательств выше ожидаемого уровня 
Легитимность 
Соответствие
поведения
основным
организационным 
ценностям 
 
Согласно ранее проведенному опросу в Алтайской таможне (60 респондентов, в возрасте
от 25 до 43 лет, из них 18 мужчин и 42 женщины), целью которого было выявление причин
и источников стресса на работе. За основу была взята работа Д. Вэттена и К. Камерон,
которые указывают следующие причины возникновения стресса на работе (табл. 2). 
 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   54


Похожие:

В органах государственного управления iconА. В. Пикулькин система государственного управления
П32 Система государственного управления: Учебник для ву­зов. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити-дана, 2000. 399 с
В органах государственного управления iconИнститут управления и
А. М. Горького в 2007 г в Институте управления и предпринимательства Уральского государственного
В органах государственного управления iconЕ. П. Пархимчик кадровая политика организации
Рекомендовано кафедрой экономики и управления бизнесом Государственного института управления
В органах государственного управления iconПроект внедрение единой сэд в органах местного самоуправления Ульяновской области
Правительства Ульяновской области разработан проект по внедрению единой системы электронного документооборота «CompanyMedia» в органах...
В органах государственного управления iconИнтеллектуальные ресурсы некоммерческих организаций как объект управления
Ученого совета Института государственного и муниципального управления, ауд. А
В органах государственного управления iconВ интересах Федерального агентства по образованию Российской Федерации
«Исследование проблем эффективного управления бюджетными средствами в сфере профессионального образования, разработка и апробация...
В органах государственного управления iconРеализация государственной политики в процессе государственного управления
Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных...
В органах государственного управления iconПрактикум Минск гиуст бгу 2011 удк 330. 322(075. 8) Ббк 65. 2/4-56я73
Рекомендовано кафедрой управления финансами и недвижимостью Государственного института управления и социальных технологий бгу
В органах государственного управления iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы документационного обеспечения управления»
«Основы документационного обеспечения управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
В органах государственного управления icon18. Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика
Бщества, живой и неживой природы, техники (техническое управление, государственное, идеологическое, управление социальными процессами,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница