Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения




Скачать 309.97 Kb.
НазваниеОценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения
страница1/3
Дата конвертации17.10.2012
Размер309.97 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Аникеева Мария Евгеньевна


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЗОНЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: транспорт)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Новосибирск – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» (СГУПС).


Научный руководитель: доктор технических наук,

профессор

Воробьев Валерий Степанович


Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор

Зельцер Иосиф Моисеевич


кандидат экономических наук,

доцент

Никитина Елена Юрьевна


Ведущая организация: Новосибирский проектно-изыскательский институт «Сибжелдорпроект» филиал ОАО «Росжелдорпроект»


Защита диссертации состоится «09» апреля 2010 г. в 13-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 218.012.06 в ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения» по адресу: 630049, Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 191, ауд. 224.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет путей сообщения».


Автореферат разослан «05» марта 2010 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с печатью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета ДМ 218.012.06.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук,

профессор А.П. Дементьев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Одним из основных способов успешного управления деятельностью крупных компаний и предприятий, к которым относятся и Российские железные дороги, является стратегическое планирование. В Транспортной стратегии РФ, Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года намечен ряд крупномасштабных проектов. Их реализация обуславливает применение современных методик и научных рекомендаций, среди которых доминирующими выступают, с одной стороны, проектный подход к развитию железных дорог, а с другой − необходимость стратегического планирования, связанного с отдаленностью целей реализации проекта, что в совокупности представляет комплекс новых научных задач в области железнодорожного транспорта.

В работах В. Беренса, Т. Болта, Д. Гэлбрайта, Д. Джонсона, Б. Карлофа, У. Кинга, Ф. Котлера, М. Мескона и др. исследованы общие положения теории экономического механизма развития. При этом значительно меньшее внимание уделено экономической оценке методических подходов к стратегическому планированию отдельных отраслей. Реализация Стратегии развития транспорта актуализирует исследования, направленные на создание новых методических подходов, инструментариев, оценочных показателей эффективности стратегического планирования, оценки рисков их применения, минимизируя тем самым возможные будущие экономические потери.

В условиях многообразия воздействия факторов и специфики железнодорожного транспорта на потенциал транспортных предприятий и организаций − участников крупномасштабных проектов, поддержание его на эффективном уровне становится важной экономико-управленческой задачей. Решение этой задачи предопределяет необходимость разработки специальных технологий стратегического планирования, во взаимосвязи с экономической оценкой действия факторов неопределенности и риска инвестиционных транспортных проектов.

Теоретические основы и методические подходы к исследованию в области стратегического планирования предприятия разработаны достаточно подробно как у зарубежных авторов, так и в трудах отечественных ученых. Однако исследования методов стратегического планирования инвестиционно-транспортных проектов, развития транспортных крупномасштабных проектов еще находятся в стадии методических разработок. При этом проблемная область представляется тремя группами: 1) теория стратегического планирования проектов железнодорожного транспорта и организаций в рыночной среде; 2) экономический механизм стратегического планирования развития организаций - участников крупномасштабных проектов; 3) проектный подход, как фактор повышения эффективности стратегического планирования развития железных дорог.

Основные закономерности теории стратегического планирования организаций отображают установившиеся рыночные отношения и рассматриваются в работах Е. Мильса, Е. Олзена, А. Рихарда, П. Фаллотна и др. Эти закономерности требуют уточнения, поскольку не учитывают особенностей, а тем более отражения специфики железнодорожного транспорта. Некоторые аспекты стратегического планирования, ценообразования и проектного управления отражены в работах Давыдова А.В., Дементьева А.П., Терешиной Н.П., Ткаченко В.Я., Волкова Б.А., Воробьева В.С., Переселенкова Г.С., Брызгаловой Р.М., Спиридонова Э.С., Каменева В.А., Буркова В.Н., Воропаева В.И. и др. Но и они не в полной мере увязывают проектный подход и экономическую эффективность стратегического планирования развития железнодорожного транспорта.

В связи с этим разработка современных методик управления стратегическим планированием развития железнодорожного транспорта с применением проектного подхода и экономическая оценка их эффективности является весьма актуальным направлением исследования.

Цель диссертационного исследования. Целью настоящего исследования является экономическая оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения, состоящая в формировании современных методик управления стратегическим планированием развития железнодорожного транспорта с применением проектного подхода в условиях рисков.

Цель работы определяет постановку и решение следующих задач, необходимых для её достижения:

    1. оценить значимость стратегического планирования в развития железных дорог в зоне индустриального освоения;

    2. систематизировать методы и инструменты стратегического планирования в развитии сети;

    3. разработать модели стратегического плана на основе форматов проектного подхода;

    4. оценить эффективность влияния проектных решений стратегического плана на экономические показатели железнодорожной линии «Кызыл−Курагино»;

    5. разработать методические положения использования проектного подхода в стратегическом планировании развития сети железных дорог с учетом рисков;

    6. адаптировать разработанные методические подходы стратегического планирования железнодорожной линии «Кызыл−Курагино».

Объект исследования – система стратегического планирования развития железных дорог в районах индустриального освоения.

Предмет исследования – процессы и закономерности стратегического планирования в условиях реализации инвестиционных транспортных проектов.

Информационная база исследования. В качестве исходной информации использовались данные ОАО «РЖД», Госкомстата РФ, Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области (Новосибирскстата), нормативные документы Российской Федерации, результаты экспертных опросов

Теоретическая и методическая основа исследования. Теоретической и методической основой диссертационного исследования является прикладной системный анализ, элементы финансово-экономического анализа, структурно-логического моделирования, инструментарий проектного исследования, методика ЮНИДО и методические рекомендации Правительства РФ «По оценке эффективности инвестиционного проекта».

Научная новизна состоит в разработке методических положений оценки эффективности стратегического планирования развития железных дорог в зоне индустриального освоения на основе проектного подхода. Основными результатами исследования, представляющими научную новизну, являются:

  • классификация факторов, определяющих экономическую эффективность стратегического планирования инвестиционных проектов развития железных дорог;

  • модель стратегического планирования развития транспортных компаний − участников крупномасштабных проектов;

  • методические положения проектного подхода и учета рисков стратегического планирования, учитывающие структуру стратегического плана и параметры инвестиционных решений;

  • сценарии реализации проекта строительства железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» и системная оценка его эффективности с использованием инструментов и методов проектного подхода с учетом рисков.

Защищаемые положения:

1. Предложенный алгоритм разработки стратегических планов развития железных дорог в формате проектного подхода раскрывает концептуальные проблемы и методические положения стратегического планирования, эффективные механизмы реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта.

2. Выполненная классификация факторов организационно-экономических решений позволила разработать направления повышения эффективности стратегического планирования развития организаций – участников крупномасштабных проектов.

3. Последовательное увеличение эффективности стратегического планирования достигается сложным взаимодействием механизмов формирования инвестиционной, инновационной, организационной и информационной стратегий развития организаций.

4. Модель стратегического планирования развития железных дорог, учитывающая взаимосвязи функциональных блоков процессов, участвующих в стратегическом планировании и включающих параметры ресурсных потоков позволяет обеспечить достижение сбалансированности объемов продукции и цен услуг в условиях неопределенности и риска.

5. Система управления реализацией проекта по методике оценки эффективности инвестиций и рисков является инструментом, обеспечивающим минимизацию отклонений фактических и проектных значений параметров железнодорожной линии «Кызыл−Курагино» и высокую эффективность стратегического планирования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в его направленности на решение целевых задач повышения эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта и его интеграции в транспортную систему, сформированных в «Стратегии развития железнодорожного транспорта». Предложенная методика управления стратегическим планированием развития железных дорог в условиях неопределенности и риска на основе использования проектных методов авторской модификации могут быть использованы в практической деятельности предприятий транспорта и других отраслей экономики.

Методические разработки приняты к внедрению Новосибирским проектно-изыскательским институтом «Сибжелдорпроект» филиала ОАО «Росжелдорпроект».

Теоретические выводы, положения и результаты диссертационной работы использовались при подготовке студентов НГАСУ специальности 08.05.02 – «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» при чтении лекций, проведении практических занятий и курсовом проектировании. Отдельные материалы диссертационного исследования использовались при подготовке дипломных работ студентами заочной формы обучения этой же специальности.

Апробация работы. Основные положения и результаты докладывались и одобрены на международных, региональных и вузовских научно-практических конференциях: IV региональной научно-практической конференции «Информация и экономика» (Новокузнецк, 2004), Международной научно-практической конференции «Строительство – формирование среды жизнедеятельности» (Москва, 2004), 61-й, 63-й, 64-й, 65-й научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава НГАСУ (Сибстрин) (Новосибирск, 2004-2008), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе: кадровое и научно-техническое обеспечение процессов интеграции в мировую транспортную систему» СГУПС (Новосибирск, 2007); в журналах: Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 2008), Известие вузов. Строительство (Новосибирск, 2009).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объемом 2,0 п.л., в том числе 1статья опубликована в издании, рекомендованное ВАК: Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка литературы из 164 источников. Текс работы содержит 173 страниц основного текста и 9 страниц приложений, 39 рисунков, 47 таблиц.

ОсновнОе содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель и задачи исследования, его предмет и объект, определены научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Особенности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в современных условиях» приведены выдержки из Стратегии развития железнодорожного транспорта как основы развития транспортной системы России, дан ретроспективный анализ организации стратегического планирования и управления проектами на примере строительства Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей, показана роль изучения факторов нормативного обеспечения стратегического планирования в развитии железнодорожного транспорта, предложена концепция стратегического планирования инвестиционных проектов новых железных дорог.

Стратегией предусматривается расширение сети железных дорог до 2030 года. Причем расширение сети рассматривается как «инструмент реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения».

Реализация Стратегии развития сети железных дорог должна базироваться на исследованиях сценариев инвестирования (инновационного, равномерного и инерционного) по минимальному и максимальному вариантам по категориям дорог с разработкой вариантов стратегических планов. При этом важен опыт стратегического планирования и управления проектами новых железных дорог.

Опыт строительства Байкало-Амурской и Амуро-Якутской железнодорожных магистралей показал низкий уровень стратегического планирования, что привело к неоднократному переносу сроков ввода отдельных участков и дорог в целом в постоянную эксплуатацию.

Современное развитие Республики Тыва в первую очередь зависит от надежных транспортных связей с территориями, имеющими развитые промышленные и сельскохозяйственные структуры. Водный транспорт из-за сезонности работы и проблем, связанными с перевалкой грузов, не сможет обеспечить потребностей республики в развитии основных производственных отраслей.

Автомобильный транспорт, в настоящий момент являющийся основным видом транспорта, связывающим республику Тыва с регионами РФ, также не может обеспечить динамичное развитие собственного потенциала из-за невозможности выполнить большой объем перевозок на значительные расстояния.

Строительство железной дороги для дальнейшего ускоренного развития Республики Тыва является жизненно важным делом. Только с появлением дороги можно будет приступить к широкому использованию богатых природных ресурсов республики и, в первую очередь, к разработке коксующихся углей Улуг-Хемского месторождения.

В перспективе строительство железной дороги Курагино-Кызыл открывает возможность развития международных транспортных связей с выходом транспортного коридора, связывающего центральную часть России с Монголией, Китаем и странами Юго-Восточной Азии.

Концептуальные проблемы и методологические положения стратегического планирования, раскрывающие эффективные механизмы реализации принятых Транспортной стратегией Российской Федерации решений до сих пор не решены в полном объеме и должны решаться в формате проектного подхода.

В результате анализа теоретических основ проектного подхода и методов стратегического планирования установлено, что проектные методы и инструменты могут быть использованы в реализации стратегического планирования. В основе проектного подхода в качестве инструментов стратегии автором предложено использовать проектные форматы бизнес-плана, позволяющий использовать инструменты финансово-экономического анализа при планировании, обеспечении и реализации стратегических планов.

  1   2   3


Похожие:

Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения icon1 Цели, задачи и функции стратегического планирования
Оценка эффективности стратегического плана открытия пекарни муп "Хлебопекарня №1" 13
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconОценка сценариев стратегического развития сухопутного транспорта сибири
Охватывает как федеральный, так и региональный уровни развития
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconПланирование на предприятиях строительного комплекса
Сущность и задачи стратегического планирования. Объекты и методы стратегического планирования. Процесс стратегиче
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconЭкономика железнодорожного транспорта
Р е ц е н з е н т ы : зав кафедрой «Управление на транспорте» Государственного
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconОтчет о деятельности объединения «желдортранс»
Благотворительный фонд содействия развитию железнодорожного транспорта «Транссоюз»
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconСебестоимость транспорта нефти
Установление экспортных цен, как элемент планирования себестоимости транспорта нефти 15
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения icon2. Оценка финансового состояния и финансового планирования муп «Атмосфера» 21
Оценка и необходимость совершенствования финансового планирования сгмуп «Атмосфера» 41
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconМетодическое обеспечение управления бизнес-процессами в организациях железнодорожного транспорта
Кандидат экономических наук, доцент, руко- водитель центра инновационных компетен
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconОбщероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта
В сочи прошел очередной, шестой по счету, бизнес-форум «Стратегическое Партнерство 1520». Премьер
Оценка эффективности стратегического планирования развития железнодорожного транспорта в зоне индустриального освоения iconУчебное пособие для студентов специальности
Л. С. Вигандт,, д-р эконом наук, профессор, зав кафедрой бухгалтерского учета и аудита Забайкальского института инженеров железнодорожного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница