Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» Кафедра «Управление производством» ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ» Для бакалавриата Укрупненная группа: 080000 «Экономика и управление» Направление: 080562 «Менеджмент», 080162 «Экономика», 080362 «Прикладная экономика» Красноярск 2007 Авторы: Бутова Т.Г. – д.э.н., профессор Данченок Л.С. – д.э.н., профессор Драганчук Л.С. – к.э.н., доцент Жираткова А.Н. – старший преподаватель Казаков А.А. – к.э.н., доцент Якищик О.Л. – к.э.н., доцент Яковлева Е.Ю. – старший преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие 4 Модуль I. Сущность маркетинговой деятельности. Аналитиче- 5 ская функция маркетинга. Тема 1. Понятие и сущность маркетинговой деятельности организа- 5 ции Тема 2. Функции маркетинговой деятельности 14 Тема 3. Поведение потребителей 17 Тема 4. Маркетинговая среда организаций 23 Тема 5. Маркетинговые исследования 27 Модуль II. Комплекс маркетинга. 40 Тема 6. Модели комплекса маркетинга 40 Тема 7. Товар в комплексе маркетинга 43 Тема 8. Цена в комплексе маркетинга 58 Тема 9. Распределение в комплексе маркетинга 65 Тема 10. Продвижение в комплексе маркетинга 74 Модуль III. Управление маркетингом: процессный подход. 82 Тема 11. Сущность и подходы к управлению маркетингом 82 Тема 12. сущность стратегического маркетинга 92 Тема 13. Маркетинговые стратегии 97 Тема 14. Операционный маркетинг 104 Модуль IV. Управление маркетингом: функциональный подход. 113 Тема 15. Организация маркетинговой деятельности 113 Тема 16. Планирование маркетинговой деятельности 124 Тема 17. Контроль маркетинга 137 Тема 18. Мотивация в маркетинге 145 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс лекций предназначен для изучения дисциплины «Маркетинг» студентами укрупненной группы 080000 «Экономика и управление». Лекции структурированы по четырем модулям в соответствии с тема- тическим планом курса. Маркетинговые аспекты при изучении дисциплины рассматриваются с позиций менеджера, на котором лежит ответственность за эффективную деятельность организации в условиях конкуренции. Содержание лекций соответствует требованиям ГОСТа к специально- сти «Маркетинг», включая все дидактические единицы дисциплины. Однако содержание расширено с учетом современных тенденций развития теории и практики маркетинга, использованы современные термины и описаны со- временные технологии маркетинговой деятельности. Подготовленное в такой форме курс лекций позволит облегчить усвоение теоретического материала дисциплины «Маркетинг» и обеспечить междисциплинарную связь с други- ми общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Курс лекций позволяет студентам освоить теоретический материал и сформировать определенный уровень знаний по следующим видам компе- тенций: - профессиональные – знания в области формирования и совершенст- вования маркетинговой деятельности организаций, производства конкурен- тоспособных товаров, современных производственных, информационных и коммуникативных технологий; технологий маркетинговых исследований; - инструментальные – знания в области технологий маркетинговых коммуникаций, поведения потребителей. - социально-личностные – знания социальной ответственности бизнеса при производстве конкурентоспособных товаров, формирования обществен- ных и групповых интересов, социальных структур общества, технологий управления взаимоотношениями организаций с субъектами маркетинговой среды. Текст лекций написан на основе материалов российских и зарубежных учебных и научно-популярных изданий. Изучение дисциплины предусматри- вает самостоятельную работу над теоретическими источниками. Предложен- ная в курсе лекций литература представляет собой лишь тот минимум, кото- рый необходим для изучения курса. Знания о современных технологиях мар- кетинга студент может почерпнуть из печатных СМИ и Интернет-ресурсов. Для контроля за усвоением знаний в конце каждой темы предложен перечень контрольных вопросов, раскрывающих основанное содержание дисциплины. 4 |