Конспект лекций по дисциплине




PDF просмотр
НазваниеКонспект лекций по дисциплине
страница1/181
Дата конвертации17.10.2012
Размер2.35 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   181
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 
ПО 
ДИСЦИПЛИНЕ 
«ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ» 

 
Дисциплина «Деньги. Кредит. Банки» 
 
 

Тема 1.1. Необходимость и предпосылки появления денег 
 
 

Необходимость  появления  денег  была  обусловлена  объективным  раз-
витием производительных сил общества (средства производства – средства и 
предметы  труда,  производимые  материальные  блага)  и  производственных 
отношений (отношения собственности на средства производства, обмена дея-
тельностью,  распределения).  Производство  при  этом  осуществляется    в  об-
щественной форме, т. к. человек не может производить что-либо вне общест-
ва.  
В  ходе  развития  производительных  сил  и  производственных  отноше-
ний, разрешения противоречий между ними происходит смена общественно-
экономических  формаций,  экономических  систем.  Так  произошло  разруше-
ние первобытнообщинного хозяйства натурального типа, в котором все, что 
производилось  внутри  данного  хозяйства  и  потреблялось,  и  к  образованию 
рабовладельческого строя, при котором произошло первое крупное разделе-
ние  труда – выделение  скотоводческих  и  земледельческих  племен.  Это  вы-
звало возникновение регулярного обмена между общинами, повышение про-
изводительности труда, появлению излишков продукта.  
В дальнейшем стало невозможно совмещение различных видов произ-
водства стало углубляться и разделение общественного труда – второе круп-
ное разделение труда – отделение ремесла от земледелия, что стимулировало 
обмен и создавало основу для появления и развития товарного производства 
–  производства  продуктов  не  для  собственного  потребления,  а  для  обмена, 
который опосредуется деньгами. Товарное производство может обойтись без 
денег, на деньги не могут возникнуть вне товарного производства. Развитие 
ТДО привело к третьему крупному  общественному разделению труда – вы-
делению класса купцов, а затем и класса ростовщиков и ростовщического ка-
питала. 
Таким образом, главной причиной превращения натурального хозяйст-
ва  в  товарное  производство  является  общественное  разделение  труда.  Глав-
ная  предпосылка  существования  товарного  производства - имущественное 
обособление  производителей  товаров.  Это  обособление  выразилось  в  появ-
лении частной собственности на средства производства, для чего потребова-
лись  следующие  условия:  наличие  потребности  в  данном  товаре,  наличие 
нужных товаров, соблюдения эквивалентности обмена. 
Соблюдение  требования  эквивалентности  обмена  предполагает  изме-
рение стоимости товара, а значит, и возникновение денег. В экономической 
литературе выделяют два подхода к вопросу о возникновении денег: 
 
2

 
-   рационалистический (субъективный); 
-  эволюционный (объективный). 
Рационалистический (субъективный) подход объясняет происхождение 
денег как результат соглашения между людьми об использовании денег в ка-
честве инструмента обмена. Эту идею поддерживали в обществе до 18 века. 
В современных школах адептами этих идей стали, например, П. Самуэльсон, 
который  назвал  деньги  «социальной  искусственной  условностью»,  и  Дж.  К. 
Гелбрейт, по мнению которого, закрепление за благородными металлами де-
нежных функций – продукт соглашения между людьми. 
Эволюционный  (объективный)  подход  основывается  на  объективных 
причинах происхождения денег: экономическом росте, общественном разде-
лении  труда,  выделении  особого  товара,  движении  стоимости,  необходимо-
сти  соблюдения  эквивалентности  обмена.  Наиболее  известны  трудовая  тео-
рия стоимости и нетрудовая теория стоимости (теория предельной полезно-
сти).  
Согласно первой теории (К. Маркс) в ней важное значение для соизме-
рения товаров имеет труд. Трудовая теория исходит из того, что:  
−  товаром  является  только  та  потребительная  стоимость,  которая  пе-
редается посредством обмена; 
−  способность  товара  в  определенных  количественных  пропорциях 
обмениваться на другие товары называется меновой стоимостью; 
−  в основе меновой стоимости товаров лежит затраченный на их про-
изводство общественный труд. 
Первоначально возникает рынок в форме натурального обмена товара-
ми. Обращение товаров – это их обмен с помощью посредника (менового то-
вара, всеобщего эквивалента). Меновым товаром становились обычно те то-
вары, которые пользовались всеобщим спросом. У этого товара «раздваива-
лась» его полезность. Помимо естественной полезности – удовлетворять по-
требность  человека,  он  приобретал  общественную  полезность – был  всеоб-
щим эквивалентом.  
Купля-продажа, отражающая процессы обмена и движения стоимости, 
развивалась  постепенно,  это  развитие  и  способ  определения  эквивалентных 
пропорций обмена К. Маркс назвал эволюцией форм стоимости. 
Формы стоимости прошли несколько этапов своего развития:  
−  простая (случайная);  
−  полная (развернутая);  
−  всеобщая;  
−  денежная. 
1)  Простая  или  случайная  форма  стоимости.  Когда  стоимость  одного 
товара выражалась в каком-нибудь единственном другом товаре, товары ме-
нялись эпизодически, например:  
 
3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   181


Похожие:

Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций для студентов специальности 050107 «Экономика предприятия»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированное рабочее место экономиста» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Маркетинг»
Конспект лекций предназначен для студентов специальностей 080106 «Финансы», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет», 080114 «Земельно-имущественные...
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Инвестирование»

Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Производственный менеджмент»
Введение 5
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций для студентов направления 030504 «Экономика предприятия»
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры экономики предприятия
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «управленческие інформационные системы в анализе и аудите»
М и н и с т е р с т в о о б р а з о в а н и я и н а у к и у к р а и н и
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Инвестиционное планирование»
Основные понятия и определения
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «планирование на предприятиях строительного комплекса»
Лекция Состав показателей плана научно – технического и социального
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по дисциплине «Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Конспект лекций по дисциплине iconКонспект лекций по учебной дисциплине "перспективные информационные системы" по специальности: 080801 Прикладная информатика (в экономике)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница