Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри




Скачать 75.01 Kb.
PDF просмотр
НазваниеБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри
Дата конвертации18.10.2012
Размер75.01 Kb.
ТипБизнес-план
ТРЕБОВАНИЯ К БИЗНЕС ПЛАНУ  
и рекомендации по его составлению, разработанные 
Федеральным Фондом Поддержки Малого Предпринимательства 
Общие положения 
Настоящие требования подготовлены ФФПМП с целью помочь субъектам малого предпринима-
тельства при обращении за финансированием. 
В каждом проекте есть свои элементы риска - производственного, сбытового, финансового или 
правового.  ФФПМП  должен  оценить  потенциальные  риски  до  принятия  обязательств  о  выделении 
средств на проект, а также понять, каким образом можно смягчить и /или поделить эти риски с дру-
гими заинтересованными сторонами. 
Бизнес-план  является  как  инструментом  для  привлечения  инвестиций,  так  и  основой  внутри-
фирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана 
для  разных  компаний  и  проектов  не  совпадают.  При  составлении  бизнес-плана  необходимо  учиты-
вать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь 
полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя 
логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. 
Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведе-
на ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной; 
Фонд будет рассматривать бизнес-планы написанные и в другой форме (при условии освещения 
всех ключевых вопросов). Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от 
тех  вопросов, которые  являются  наиболее  значимыми  для  предприятия  и  необходимости  привлече-
ния средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответ-
ствие общепринятым в международной деловой практике требованиям. 
Следуя  требованиям  сценарного  подхода  имеет  смысл  разработать  несколько  альтернативных 
прогнозов  изменения  значения  исходных  данных,  соответствующих  пессимистичному  и  оптими-
стичному вариантам развития проекта. 
Рекомендуется  также  составление  финансовой  части  бизнес-планов  с  помощью  программного 
продукта Project Expert фирмы "ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ", или пакетов "Альт-Инвест" фирмы 
"Альт", "АНАЛИТИК" - фирмы  "ИНЭК". (Необходимо  отметить,  что  само  по  себе  использование 
указанных или иных программных продуктов еще не гарантирует составления бизнес-плана на каче-
ственном  уровне,  и  ФФПМП  оставляет  за  собой  право  запрашивать  дополнительную  информацию 
или настаивать на доработке представленных документов). 
 

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА 
 
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ) 
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 
4. АНАЛИЗ РЫНКА 
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 
6. ПЛАН СБЫТА 
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА 
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. 
Резюме должно включать следующую информацию: 
- наименование проекта; 
- характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств: 
• 
наименование 
• 
организационно-правовая форма 
• 
форма собственности 
• 
среднесписочная численность 
• 
уставной фонд 
• 
оборот за последний год 
• 
точный почтовый адрес, телефон 
• 
банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета) 
• 
фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта. 
-описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении су-
ществующего дела; 
- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии; 
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, приме-
нительно  к  настоящему  проекту,  обладает  управленческий  персонал,  каковы  доли  участия 
управленческого персонала в капитале предприятия; 
- описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли; 
- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее 
финансовое состояние; 
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы пред-
полагается получить, за какой период времени; 
- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели; 
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами; 
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финан-
сирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам; 
- если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он 
владеет; 
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.; 
- ключевые экономические показатели эффективности проекта; 
- возможные риски и система страховок. 
 

В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составля-
ется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденци-
альности изложенной в бизнес-плане информации. 
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от 
других компаний, присутствующих на рынке: 
- цели и задачи на ближайший период и на перспективу; 
- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия; 
- события, повлиявшие на развитие предприятия; 
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время; 
- организационная структура и кадровый состав; 
- тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе; 
- основные достижения предприятия; 
- показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года; 
- каковы преимущества предприятия; 
- какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие; 
- объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием; 
- какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции; 
- каковы возможности рекламы; 
- сезонность; 
- как увеличить долю предприятия на рынке; 
- используемые ноу-хау; 
- территориальное расположение клиентов; 
- основные конкуренты и их сильные стороны; 
- уровень технологии; 
- анализ издержек; 
- с какими проблемами сталкивается предприятие; 
- анализ сильных и слабых сторон предприятия ( качество продукции и услуг, возможности сбы-
та, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, 
условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента). 
- географическое положение предприятия; 
- ближайшие транспортные магистрали. 
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) 
В  этом  разделе  приводится  подробная  характеристика  производимой  предприятием  продукции 
или  услуг,  производится  сравнение  ее  с  продукцией  конкурентов,  анализируются  планы  развития 
производства. 
Характеристика продукции: 
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена; 
- примеры использования продукции; 
- стоимость в зависимости от объемов производства; 
- технологичность; 
- универсальность; 
- соответствие продукции принятым стандартам; 
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный обра-
зец, серийное производство и т.п.); 
- требования к контролю качества; 
- требования к подготовке пользователей; 
- требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию; 
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта; 
- патентно-лицензионная защита. 
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке: 
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов; 
 

- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом; 
- принципы ценообразования конкурентов; 
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами. 
Исследования и разработки: 
- цели и описание планируемых НИОКР; 
- существующие технологические риски; 
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять 
или повлиять в будущем на деятельность предприятия; 
- описание концепции развития продукта следующих поколений. Финансирование: 
- принятая концепция ценообразования ; 
- оптимальные размеры заказов и формы оплаты; 
- условия приобретения сырья, материалов и комплектующих; 
- уровень запасов; 
- производственная кооперация. 
4. АНАЛИЗ РЫНКА 
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также 
возможность  предприятия  добиться  успеха  на  этом  рынке;  необходимо  показать  затраты  в  связи  с 
выходом на рынок и возможные риски. 
Характеристика рынка: 
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок); 
- уровень и тенденции развития рынка; 
- динамика цен на рынке за последние 5 лет; 
- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке; 
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем; 
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия; 
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал; 
- особые цели на рынке. 
Характеристика потребителей продукции: 
-тип потребителя(покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.); 
- их географическое расположение; 
- их мнение о продукции. 
Стратегия продвижения продукции на рынок: 
- расчет и обоснование цены. ценовая политика; 
- система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе; 
- реклама; 
- стимулирование сбыта; 
- сервисное и гарантийное обслуживание; 
- связи с общественностью. 
Характеристика конкурентов: 
- перечень предприятий - основных конкурентов; 
- их сильные и слабые стороны; 
- их финансовое положение; 
- уровень технологии; 
- удельный вес в обороте рынка; 
- используемые конкурентами стратегии маркетинга; 
- возможная реакция конкурентов. 
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 
Этот  раздел  должен  подробным  образом  описывать  путь,  посредством  которого  предприятие 
планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходи-
мо отразить  все этапы подготовительного периода  в календарном плане ( сетевом  графике). Кален-
дарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (меро-
приятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации. 
 

Описание технологического процесса должно отразить: 
- обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией; 
- потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; 
- потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях; 
- потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, 
контроль качества и дисциплины поставок; 
- требования к источникам энергии и их доступность; 
- требования к подготовке производства; 
- возможности совершенствования технологии производства; 
- требования к контролю качества на всех этапах производства продукции. Требования к квали-
фикации и наличие необходимого персонала: 
- административный персонал; 
- инженерно-технический персонал; 
- производственный персонал; 
- условия оплаты и стимулирования; 
- условия труда; 
- структура и состав подразделений; 
- обучение персонала; 
- предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия. 
6. ПЛАН СБЫТА 
План  сбыта  должен  отражать  стратегию  продаж  компании  в  различные  временные  периоды  и 
показывать: 
- цену продукции; 
- методы ценообразования и установления гарантийного срока; 
- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт); 
- размеры скидок; 
- время на сбыт; 
- уровень запасов; 
- процент потерь; 
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит); 
- время задержки платежа. 
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать 
поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты диви-
дендов, когда речь идет об инвестициях). 
Следует  подробным  образом  описать  потребность  в  финансовых  ресурсах, предполагаемые  ис-
точники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение 
следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической сре-
ды. Должны  быть  отражены  труднопрогнозируемые  факторы, их  альтернативные  значения  для  раз-
личных вариантов развития событий. 
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств. 
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на 
балансе  кредитов.  Необходимо  четко  показать,  как  и  кем  (самим  предприятием  или  независимым 
подрядчиком)  составлялась  смета  расходов;  предполагаемая  степень  четкости  сметы.  Должны  быть 
описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые ре-
зультаты проекта. 
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): 
- изменение курса рубля к доллару; 
- перечень и ставки налогов; 
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта); 
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д. 
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д. 
 

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами: 
-  отчетом  о  прибылях  и  убытках  (показывает  операционную  деятельность  предприятия  по  пе-
риодам); 
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло); 
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени). 
При необходимости может быть представлен  график погашения кредитов и уплаты  процентов; 
сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока креди-
та; предполагаемый график уплаты налогов. 
В  дополнение  к  этому  прилагаются  расчеты  основных  показателей  платежеспособности  и  лик-
видности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта. 
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые за-
прашиваются по проекту. 
Показатели эффективности проекта 
•  Чистый  дисконтированный  доход  (ЧДД);  другие  названия:  чистая  приведенная  стоимость,  чис-
тый приведенный доход. Net Present Value (NPV). 
•  Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index (PI) 
•  внутренняя  норма  доходности  (ВНД);  другие  названия:  внутренняя  норма  рентабельности,  воз-
врата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR). 
•  Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.) 
Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам: 
- показатели общественной эффективности — к обществу в целом; 
- показатели коммерческой эффективности проекта — к реальному или абстрактному юридиче-
скому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет; 
- показатели эффективности участия предприятия в проекте — к этому предприятию; 
- показатели эффективности инвестирования в акции предприятия — к акционерам предприятий 
— участников проекта; 
- показатели эффективности для структур более высокого уровня — к этим структурам; 
- показатели бюджетной эффективности — к бюджетам всех уровней. 
Для  оценки  эффективности  ИП  используются  следующие  основные  показатели,  определяемые 
на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный до-
ход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доход-
ности затрат и инвестиций, срок окупаемости. 
Чистым доходом (ЧД; Net Value — NV) называется накопленный эффект (сальдо денежного по-
тока) за расчетный период: 
ЧД = ∑Фm 
m
где Фт — эффект (сальдо) денежного потока на т-м шаге, а сумма распространяется на все шаги в 
расчетном периоде. 
Важнейшим  показателем  эффективности  проекта  является  чистый  дисконтированный  доход 
(ЧДД;  интегральный  эффект;  Net Present Value — NPV)  —  накопленный  дисконтированный  эф-
фект за расчетный период. ЧДД зависит от нормы дисконта Е и рассчитывается по формуле: 
ЧДД = ∑Ф ×α
m

m
где αт — коэффициент дисконтирования. 
ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными за-
тратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности их разновремен-
ности. Их разность (ЧД - ЧДД), которая, как правило, положительна, нередко называют дисконтом 
проекта,
 но ее не надо смешивать с нормой дисконта. 
Для признания проекта эффективным, с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы его ЧДД 
был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться про-
екту с большим значением ЧДД (при условии, что он положителен). 
 

Следующий  показатель  возникает, когда  ЧДД  проекта  рассматривается  как  функция  от  нормы  дис-
конта Е. 
Внутренней нормой доходности (ВНД, внутренней нормой дисконта; внутренней нормой рен-
табельности;  Internal Rate of Return — IRR)  обычно  называют  такое  положительное  число  Е',  что 
при норме дисконта Е = Е' чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0. 
Недостаток определенной таким образом ВНД заключается в том, что уравнение ЧДД(Е) 0 не-
обязательно имеет один положительный корень. Оно может вообще не иметь корней или иметь не-
сколько положительных корней. Тогда внутренней нормы доходности не существует 
Для того чтобы избежать этих трудностей, лучше определять ВНД иначе: 
ВНД — это положительное число Е' такое, что ЧДД,: 
•  при норме дисконта Е=Е' обращается в 0; 
•  при всех Е >Е' отрицателен; 
•  при всех 0 < Е' < Е положителен. 
Определенная таким образом ВНД, если только она существует, всегда единственна. 
Для оценки эффективности проекта значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта 
Е. Проекты, у которых ВНД > Е, имеют положительное ЧДД и поэтому эффективны, те, у которых 
ВНД < Е, имеют отрицательное ЧДД и потому неэффективны. 
Сроком  окупаемости ("простым"  сроком  окупаемости;  payback period)  называется  продолжи-
тельность  наименьшего  периода,  по  истечении  которого  текущий  чистый  доход  в  текущих  или  де-
флированных ценах становится и в дальнейшем остается неотрицательным. 
Срок окупаемости в соответствии с заданием на расчет эффективности может исчисляться либо 
от базового  момента времени, либо  от начала осуществления инвестиций, либо от момента ввода в 
эксплуатацию основных фондов создаваемого предприятия. При оценке эффективности он, как пра-
вило, выступает только в качестве ограничения. 
Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется продолжительность наименьшего 
периода, по истечении которого текущий чистый дисконтированный доход становится и в дальней-
шем остается неотрицательным. 
Потребность  в  дополнительном  финансировании  (ПФ) — максимальное  значение  абсолют-
ной  величины  отрицательного  накопленного  сальдо  от  инвестиционной  и  операционной  деятельно-
сти.  Данный  показатель  отражает  минимальный  объем  внешнего  финансирования  проекта,  необхо-
димый  для  обеспечения  его  финансовой  реализуемости.  Поэтому  ПФ  называется  еще  капиталом 
риска.
 
Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное 
значение  абсолютной  величины  отрицательного  накопленного  дисконтированного  сальдо  от  инве-
стиционной и операционной деятельности (см. ниже). Величина ДПФ показывает минимальный дис-
контированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финан-
совой реализуемости. 
Индексы  доходности  (profitability indexes)  характеризуют  (относительную) "отдачу  проекта"  на 
вложенные в него средства. Они могут вычисляться как для дисконтированных, так и для недисконти-
рованных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются: 
•  индекс  доходности  затрат — отношение  суммы  денежных  притоков  (накопленных 
поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным затратам); 
•  индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтирован-
ных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков; 
•   индекс доходности инвестиций (ИД) — увеличенное на I единицу отношение ЧД к 
накопленному объему инвестиций; 
•  индекс  доходности  дисконтированных  инвестиций  (ИДЦ) — увеличенное  на  еди-
ницу отношение ЧДД к накопленному дисконтированному объему инвестиций. 
При  расчете  ИД  и  ИДЦ  могут  учитываться  либо  все  капиталовложения  за  расчетный  период, 
включая вложения в замещение выбывающих основных фондов, либо только первоначальные капи-
таловложения, осуществляемые до ввода предприятия в эксплуатацию (соответствующие показатели 
будут, конечно, иметь различные значения). 
 

Индексы доходности затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧД положителен. Ин-
дексы доходности дисконтированных затрат и инвестиций превышают 1, если для этого потока ЧДД 
положителен. 
Необходимые условия эффективности инвестиционных проектов. 
Для того чтобы проект мог быть признан эффективным, необходимо выполнение какого-нибудь 
из следующих условии: 
1.ЧДД>0. 
2. ВНД > Е при условии, что ВНД этого проекта существует. 
3.ИД>1,0. 
4. Срок окупаемости с учетом дисконтирования Тд < Т. 
При этом если выполнено условие 2, остальные условия также будут выполняться, если же вы-
полнено любое из условий 1, 3, 4, то будут выполнены и другие из этих условий (хотя ВНД проекта 
может и не существовать). 
Расчеты показателей эффективности проекта. 
Все расчеты показателей эффективности рекомендуется выполнять с денежных средств [П(t)] и 
оттоки или выплаты денежных средств [ О(t) ] в каждом периоде (t) реализации проекта. 
Дисконтирование служит для приведения разновременных экономических показателей к какому-
либо одному моменту времени; обычно к начальному периоду. 
Сумма поступлений (II(t)), используемая в процессе расчетов по критериям КЭШ-ФЛО, форми-
руется путем суммирования следующих статей: 
• 
Поступления от сбыта продукции (услуг)  
• 
Поступления от других видов деятельности  
• 
Поступления от реализации активов 
• 
Доходы по банковским вкладам 
Сумма выплат (0(t)), формируется аналогичным образом и включает в себя: 
• 
Прямые производственные издержки, кроме амортизации  
• 
Затраты на заработную плату 
• 
Выплаты на другие виды деятельности 
• 
Общие издержки 
• 
Налоги 
• 
Затраты на приобретение активов 
• 
Другие некапитализируемые издержки подготовительного периода 
• 
Выплаты % по займам 
• 
Банковские вклады 
Разница между притоком и оттоком денежных средств в каждом периоде (t) называется потоком 
реальных денег Ф(t) или Кэш Фло (Cash Flow) . Значения II(t) и О(t) для каждого месяца делятся на 
соответствующий коэффициент дисконтирования Емес : 
Е
12
Е
= 1
год
+
мес
100 , 
где Егод - годовая ставка дисконтирования в %. 
Продисконтированные П(t) (DПI(t)) и 0(t) (DО(t)) для конкретного периода (месяца) вычисляют-
ся по формулам: 
1
DП t
( ) = П t
( ) × t
E
 
mec
1
DO t
( ) = O t
( ) × t
E

mec
где t - порядковый номер месяца проекта. 
 

Чистый дисконтированный доход (ЧДД) определяется как сумма текущих эффектов за весь рас-
четный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над 
интегральными затратами. 
Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле: 
T
T
ЧДД Ф
=
DП t
( )
DO t
( )
инт

− ∑

t=0
t=0
где DПt - продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета, 
DOt - продисконтированные затраты, осуществляемые на том же шаге 
Т - горизонт расчета (число прогнозов) 
Эффект достигаемый на t-ом шаге: 
Фt = (Пt − Ot)  
Если  ЧДД  проекта  положителен,  проект  является  эффективным  (при  данной  норме  дисконта). 
Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. 
Индекс доходности (ИД) представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к вели-
чине капиталовложений. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 - неэффективен. 
TDП t()
=
PI = 0
T

DO t
( )
=0
где DIIt - продисконтированные поступления, получаемые на t-ом шаге расчета, 
DOt - затраты, осуществляемые на том же шаге 
Т - горизонт расчета (число прогнозов) 
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой ту норму дисконта (Евн), при которой 
величина  приведенных  эффектов  равна  приведенным  капиталовложениям.  Полученная  в  процессе 
расчета  ВНД  сравнивается  с  требуемой  инвестором  нормой  дохода  на  капитал.  Она  должна  быть 
больше, чем в случае безрискового вложения капитала. 
Срок  окупаемости - минимальный  временной  интервал,  за  пределами  которого  интегральный 
эффект  становится  и  в  дальнейшем  остается  неотрицательным.  Иначе, - это  период  (в  месяцах,  кв-
лах, годах), начиная с которого вложения и затраты, связанные с инвестиционным проектом, покры-
ваются суммарными результатами его осуществления. 
Срок окупаемости с учетом дисконтирования рассчитывается при условии выполнения равенства: 
T
T
(t) − ∑ DO(t) = 0 
t=0
t=0
Ставка дисконтирования обычно принимается на уровне доходов, которые могут быть получены 
в результате практически безрискового вложения капитала. 
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА 
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономиче-
ской ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки пла-
тежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции). 
Степень  устойчивости  проекта  по  отношению  к  возможным  изменениям  условий  реализации 
может  быть  охарактеризована  показателями  границ  безубыточности  (предельных  уровней)  объемов 
производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные  показатели  по 
существу  отвечают  сценариям,  предусматривающим  соответствующее  снижение  объемов  реализа-
ции,  цен  реализуемой  продукции  и  т.  д.,  но  они  не  являются  показателями  эффективности  самого 
проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага 
 

расчетного  периода  определяется  как  такой  коэффициент  к  значению  параметра,  при  применении 
которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой. 
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчиты-
вается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки 
безубыточности, break-even point).
 Уровнем безубыточности называется отношение "безубыточно-
го" объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на неко-
тором  шаге  т  к  проектному.  При  определении  этого  показателя  принимается,  что  полные  текущие 
издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зави-
сящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объе-
мам производства. 
Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для 
цены основного используемого в производстве сырья. 
9. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
В бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов 
проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия, в т.ч.: 
- местонахождение объектов проекта; 
- использование земли отведенной под объект в прошлом и в настоящее время; 
- описание строительных работ или физических изменений, связанных с проектом; 
- предлагаемые меры по смягчению воздействия на окружающую среду или её улучшению; 
- заявление о распределении обязанностей при любом загрязнении и/или ответственности за не-
го; 
- размеры штрафов за загрязнение окружающей среды; 
- любые заявления предприятия об его экологической политике. 
Следует  дать  описание  распространяющихся  на  проект  общегосударственных,  региональных  и 
местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обес-
печением техники безопасности. 
Инвестор  должен  оценить  нормативную  базу  реализации  предлагаемого  проекта.  Необходимо 
осветить следующие аспекты: 
- какие правительственные лицензии или разрешения потребуются для выполнения проекта; ка-
ким образом предприятие намеревается их получить и сколько на это потребуется времени; 
- каков характер ввозных тарифов и квот; 
- наличие ограничений на импорт на рынках сбыта за рубежом; 
- структура тарифов на коммунальные услуги; 
- специфические аспекты ценообразования. 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более под-
робным  объяснением  сведений,  представленных  в  бизнес-плане.  К  числу  обязательных  относятся 
следующие: 
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт 
работы; 
- результаты маркетинговых исследований; 
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть); 
- подробные технические характеристики продукции; 
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции; 
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения; 
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-
эпидемиологических служб; 
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия; 
- отзывы авторитетных организаций. 
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану: 
- фотографий или видеоролика образцов продукции; 
- копий авторских свидетельств, патентов; 
 

- плана предприятия; 
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию. 
 

Document Outline

  • Общие положения



Похожие:

Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Настоящие требования подготовлены ффпмп с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Настоящие требования подготовлены ффпмп с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Настоящие требования подготовлены ффпмп с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Настоящие требования подготовлены гоу фпмп с целью помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают.
Ффпмп должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно...
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconВведение 2
Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не про­сто реагировать на события. Бизнес-план является основой работы...
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план Объем инвестиций
Производство данного вида продукции является перспективным видом деятельности, так как рынок продуктов является одним из крупнейших...
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность,...
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconКак разработать бизнес-план и оформить документы на получение кредита Методическое пособие для предпринимателей, действующих в Новгородской области
Целью данного руководства является помочь предпринимателям разобраться в том, как грамотно спланировать собственную предпринимательскую...
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутри iconБизнес-план по созданию туристического предприятия
Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница