На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5




НазваниеНа протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5
страница1/63
Дата конвертации18.10.2012
Размер2.3 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63





Евгения Александровна Горенко, ЛИИ

Закончила в 1991 году физический факультет Запорожского государственного университета. Соционикой занимается с 1993 года. Имеет научные и научно-популярные публикации по соционике.
Владимир Иванович Толстиков, СЭИ
Закончил филологический факультет Запорожского государственного пединститута. Преподаватель русского языка и литературы. На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в СМИ по вопросам педагогики и психологии.


E-mail: gea@itec.com.ua

ББК 88.5

УДК 159.923

Г68


«Природа собственного «Я» — практическое пособие по соционике для подростков и родителей, студентов и преподавателей. Незаменима она для руководителей различного ранга в формировании психологического микроклимата своего коллектива. Надежным помощником книга может быть для любого человека, решившего полнее реализовать себя в жизни.


Рецензенты:

зав. кафедрой социологии и психологии Одесского политехнического университета, доктор исторических наук, профессор В.Н Соколов;

профессор Запорожского областного института усовершенствования учителей, доктор педагогических наук Т.И. Сущенко;

зав. лабораторией социально-психологических исследований и стратегического прогнозирования Запорожского государственного университета, кандидат психологических наук С.В. Походенко.


Авторские права защищены.

Любое воспроизведение текста только с разрешения авторов.


Г

0304000000


© Е. Горенко, В Толстиков, 2000

© 2000

©

©


Эта книга во многом состоялась благодаря бескорыстному содействию многочисленных помощников, которых мы по праву считаем нашими соавторами. Хотелось бы поименно назвать всех наших уважаемых авторов, которые приняли непосредственное участие в подготовке материалов нашей книги:


Ольга Авраменко, Олег Алишевский, Полина Баранецкая, Александр Бурштыка, Оксана Бииына, Ирина Важненко, Тарас Василенко, Денис Галкин, Галина Горбенко, Елена Гордиенко, Ольга Демченко, Наталья Деркач, Александр Децюра, Николай Домбровский, Дмитрий Евсевский, Борис Евсюков, Лариса Жовтонижко, Ольга Жовтонижко, Маргарита Заставная, Жанна Зинченко, Роман Зайко, Анна Кальф, Савелий Кашницкий, Андрей Ковалев, Анна Коляда, Дмитрий Корень, Екатерина Кощиенко, ЛСИ Крыжко, Алёна Куранда, Наталья Майтала, Наталья Малая, Елена Марушкина, Анастасия Матяш, Анна Матяш, Николай Мелешков, Виталий Мирошниченко, Ирина Николенко, Инна Носач, Полина Петрашевская, Полина Петрашина, Элеонора Петрова, Иван Писанка, Ирина Полякова, Олеся Проценко, Александр Резниченко, Дмитрий Рубашко, Елена Сегина, Елена Сеновалова, Галина Сергованцева, Ирина Слинько, Елена Сорокина, Марьяна Сорокина, Ольга Сорокина, Сергей Тихомиров, Наталья Толмачева, Алексей Толок, Андрей Толстиков, Татьяна Толстикова, Андрей Филатов, Клара Фоменко, Борис Цупиков, Анна Шевченко, Татьяна Шугай.


Авторы обращались к опыту работы известных социоников и психологов: А. Аугустинавичюте, В.В. Гуленко, А.М. Ельяшевича, В.Д. Ермака, О.Б. Карпенко, Е.Л. Литровника, А.Е. Личко, Г.Р.Рейнина, В.И. Стратиевской, А.П. Тихонова, Е.С. Филатовой, С.И. Чурюмова, Г.А. Шульмана, Т.С. Якубовской.


Евгения Горенко

Владимир Толстиков


«Природа собственного «Я»


Соционика


Прежде чем вы начнете читать эту книгу, авторы хотят предупредить вас об одном удивительном эффекте, который с завидным постоянством наблюдается последнее время. К соционике редко относятся безразлично. Когда кому-то впервые рассказываешь о ней, то уже знаешь, что наиболее вероятны две противоположные реакции — эмоциональное «Чушь это!» и не менее эмоциональное «Давайте, рассказывайте!».

Так вот, если вы заинтересуетесь ею с самого начала, будьте готовы, что соционика, особенно поначалу, может захватить вас целиком и полностью. Это не страшно — все мы проходили через этот период «оголтелости»; важно лишь не застрять на нем надолго.

Итак, вначале вам будет жутко интересно. Вы будете сыпать новой терминологией, рассказывать о соционике всем знакомым и незнакомым людям, будете надоедать родственникам и приятелям с тестами и провокационными вопросами. Через некоторое время (очень маленькое) вы почувствуете себя почти профессионалом в этой науке. К сожалению, это вряд ли будет соответствовать истине. Для того, чтобы действительно что-то понять в ней, нужно пройти через второй этап: в нем вам станет просто жутко.

Жутко от капкана предопределенности, в котором вы вдруг себя увидите; жутко от неожиданного понимания относительности своих самых главных ценностей; жутко от предсказуемости собственных решений и поступков окружающих людей.

Вам придется во многом пересмотреть свою жизнь и прийти к новым решениям — и какими они будут, зависит только от вас. Потому что соционика никого не делает хуже или лучше и не решает ничьих проблем. Она всего лишь (словно и этого мало) усиливает все человеческие свойства и качества и кристаллизует их. Сильного человека это знание сделает еще сильнее; слабого — настоящим слабаком; подленького — рафинированным подлецом; лентяя — принципиальным и абсолютным бездельником. И так же вырастают и честность, и доброта, и ум.

Всё это — третья ступенька, до которой, правда, не все доходят.

Посмотрите в себя. Можете ли вы позволить себе так резко и необратимо изменить свою жизнь? Ведь назад дороги уже не будет. И кто знает, сколько ступенек будет еще впереди?

Если, прочитав это, вы уверенно говорите, что всё это чушь, закройте эту книгу и забудьте о ней и даже о существовании соционики.


А остальным мы говорим: в добрый путь!

Разрешите пригласить вас на первую, «оголтелую», ступеньку.


Немного теории


Известно немало случаев, когда дикие звери «брали на воспитание» совсем маленьких человеческих детей. Новая семья — волки, обезьяны — заботились о ребенке, кормили его и защищали от врагов. Он рос, приспосабливаясь к этой жизни, он становился крепче, сильнее и ловчее, чем сверстники из его родной деревни. Но, полностью лишаясь общения с другими людьми, он терял себя как человека. Когда через несколько лет такой Маугли попадал к людям, самое большее, чему он был способен научиться от них — это с горем пополам ходить на двух ногах и запомнить несколько простейших слов «дай», «еда», «пить» и тому подобное.

А вы знаете, что были и противоположные случаи? Люди брали новорожденных детенышей шимпанзе и воспитывали их, как обычных детей: кормили из соски, меняли памперсы, разговаривали с ними, трясли погремушками…

Вырастали очень ручные обезьяны, которые потом могли найти для себя место в родной, шимпанзиной семье (хоть это было и не всегда просто).

Человек гораздо более податлив, изменяем, чем любые другие живые существа на Земле. Он обладает огромной приспособляемостью ко внешним изменениям и очень чувствителен к той информации, которая со всех сторон приходит к нему. Человек как физическое существо остро нуждается в еде, воздухе и тепле; человек как разумное существо — в информации.

Как-то ставился еще один опыт. Правда, потом его перестали ставить — уж больно плохо он отражался на испытуемых. Представьте себе: человека в специальном герметичном костюме, предусматривающем удовлетворение всех физических потребностей, опускали в бассейн, вода в котором была нагрета до температуры человеческого тела. Представляйте дальше: тепло, лежишь себе расслабленный (в воде же человек становится почти невесомым), нигде не трет и не давит, голода не испытываешь — всё само по трубочкам и входит, и выходит… Красота!

Некоторое время люди просто «ловили кайф» от такой райской жизни. Они наслаждались отдыхом от каких бы то ни было обязательных действий или невыполнимых желаний. Они теряли почти всякое ощущение даже собственного тела.

А через несколько часов из-за полного отсутствия внешних раздражителей им становилось скучно. Потом — очень скучно. Потом начиналась паника…

Потребность хоть в какой-нибудь внешней информации была столь велика, что человеческий мозг создавал ее иллюзию — начинались галлюцинации. Дальше начинался распад человеческой личности…

Без еды человек может жить неделями, без воды живет несколько дней. Без информации — несколько часов; острее, сильнее человеку нужен разве что воздух.

Физики, кибернетики, психологи, философы до сих пор не придут к единому мнению, что же такое информация. В последнее время даже появилось гипотеза, что информация — это настолько основополагающее свойство существования Вселенной, что ей априори нельзя дать определение или что все такие попытки будут тавтологией.

То есть «информация — это такая информация, которая…».

А вот о чем эта информация — уже можно вполне разумно рассуждать.

Когда вы проходите мимо цветочных рядов, о чем вы думаете? При всем разнообразии причудливых ассоциаций, количество возможных вариантов не так уж и велико. Некоторые думают об их цене и о своей платежеспособности. Кто-то подумает о праздниках, на которых будут дариться все эти букеты, а кто-то — о памятниках, на которые они будут возложены. Можно просто любоваться ими как частью красоты этого мира, можно пытаться представить, как они будут смотреться в своей комнате, можно произвести приблизительный статистический анализ преобладания определенных видов растений в данное время года. А заодно и протипировать их продавцов.

О чем бы не говорилось, ни писалось, ни думалось — всегда любую информацию можно свести к четырем основным темам: пространство, время, материя, энергия.

Вы почувствовали, что натерли мозоль? Значит, вы получили информацию о пространственном противоречии между вашей ногой и узким ботинком. Громкий смех приятеля сообщает вам информацию о его энергетическом состоянии на данный момент: с ним всё в порядке — может он поделится этим смешным и с вами, чтобы вы тоже смогли зарядиться весельем? Слова диктора «А теперь о погоде на сегодня…» дают информацию о возможных изменениях погодных условий на ближайшее время. По техническому чертежу специалист может получить информацию о материальном его носителе, то есть о действующем приборе.

Но если посмотреть с другой стороны, то в любом информационном потоке можно выделить все четыре его основные составляющие.

Пример с тем же чертежом: он еще дает возможность (время) понять предназначение (тоже время) этого механизма; указывает на способы его приведения в действие — заливают ли в него бензин, втыкают в розетку или крутят всё вручную (энергия); его габариты (пространство), мелким шрифтом указанные в уголке, могут сказать, поместится он на вашем верстаке или нет (снова пространство).

Это кажется слишком сложным, правда? Один мольеровский герой однажды очень удивился, когда узнал, что всю свою жизнь он говорил, оказывается, прозой! Тоже, наверное, подумал — как всё это сложно!

Подсознательно все мы достаточно владеем этими знаниями: четко отслеживаем аспекты, сразу и безошибочно видим типы, знаем закономерности информационного метаболизма — так что понять это же, но с помощью сознания будет не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. А пользы от этого может быть немало.

У каждого из нас есть возможности отслеживать и обрабатывать все четыре вида информации. В нашей психике предусмотрены следующие четыре «способа»: обработкой информации, связанной со временем, занимается «интуиция»; пространством — «сенсорика»; материей — «логика»; энергией — «этика»1.

Дальше. Каждый из этих способов обработки информации предусматривает еще два варианта: первый из них соответствует экстраверсии как стремлению субъекта уделять больше внимания непосредственно объектам — людям, предметам окружающего мира и т.п.; второй — интроверсии, когда для субъекта более важны свои представления об этих объектах и их взаимоотношениях.

Итак, получается восемь аспектов информационного потока. В соционике каждому их них соответствует определенный значок в виде одной из геометрических фигур: для интуиции принят «треугольник», для сенсорики — «круг», для логики — «квадрат», а для этики — «угол». Если аспект экстравертный, то значок закрашен; интровертный — нет. Пока всё просто.


ВРЕМЯ


ЭКСТРА-ИНТУИЦИЯ (интуиция возможностей)


Информация по этому аспекту касается новых возможностей, перспектив развития, нестандартных решений, а также способностей и талантов людей.


Экстра-интуиция владеет информацией о том, что может быть (а может и не быть). Экстра-интуиция — это идея, которая уже возникла, но еще не только не воплотилась в жизнь, но даже и не проработана до конца. Экстра-интуиция — это потенциальные способности человека, которые могут развиться в талант, а могут и пропасть.

Экстра-интуиция всегда говорит «что есть что»; в ней больше понимания, чем знания, ведь она сама суть и содержание не только всех предметов и явлений мира, но и людей. Экстра-интуиция генерирует идеи, она отвечает за мгновенные озарения, за спонтанное понимание сути происходящего, за яркие открытия и творчество. Она эксцентрична и экспрессивна, всегда идет нестандартным путем. Проторенные дорожки — не для нее, она может найти выход казалось бы из безнадежной ситуации.


*****


И тут ему в голову пришла такая странная мысль, какая еще никогда не возникала ни у одного безумца в мире. (Сервантес)


Запад есть Запад, Восток есть Восток… (Р. Киплинг)


Есть идея!


ВРЕМЯ


ИНТРО-ИНТУИЦИЯ (интуиция времени)


Информация по этому аспекту касается изменений в окружающем мире, течения времени и умения предвидеть возможные последствия действий или развитие любых событий.


Интро-интуиция знает, что «всё течет, всё меняется…» и воочию видит ход времени. Она знает, что всё проходит и может предвидеть последствия, потому что она сама одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Интро-интуиция может остановить прекрасное мгновенье, чтобы вдоволь насладиться им, а может и раскрутить ход событий — «Время, вперед!»

Она умеет предвидеть опасности и может помочь незаметно ускользнуть от них. Интро-интуиция умеет дождаться своего, умеет оказаться «в нужном месте в нужное время». Она может быть печальной — «Всё пройдет…», а может радостно ждать прихода «светлого будущего». Мечты, сны, видения, поэзия — ее воплощения, время — ее источник.

Если экстра-интуиция творит новую реальность, то интро-интуиция приспосабливается к уже существующей.


*****


Всё приходит к тому, кто умеет ждать.


Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

(С. Есенин)


ПРОСТРАНСТВО


ЭК-СЕНСОРИКА1 (волевая сенсорика)


Информация по этому аспекту касается способности контролировать пространство и завоевывать сферу влияния, силового и волевого потенциала людей, собранности, целеустремленности, воли к победе.


Эк-сенсорика всегда четко разделяет всё в мире на «мое» и «не мое»: первое нужно защищать, второе можно завоевывать. Она умеет силовым воздействием менять формы предметов и явлений; сильными руками она мнет неподатливую глину жизни и превращает ее в то, что ей нужно.

Эк-сенсорика мобилизует человека или группу людей к действию и не дает уклониться от выбранной цели. Она может заставить всех считаться с собой своей силой и непреклонностью, она неумолима. Ей кажется, что всё в мире ей подвластно, что она добьется всех поставленных целей. Эк-сенсорика сразу видит, насколько силен противник. В ней власть и мощь.


*****


Миром правят деньги.


Не можешь — научим, не хочешь — заставим!


«Всё мое», — сказало злато;

«Всё мое», — сказал булат.

«Всё куплю», — сказало злато;

«Всё возьму», — сказал булат.

(А.С. Пушкин)


ПРОСТРАНСТВО


ИНТРО-СЕНСОРИКА (сенсорика ощущений)


Информация по этому аспекту касается изменения пространственного расположения, совмещения объектов в пространстве и умения создавать пространственный уют и комфорт.


Интро-сенсорика знает, где что находится, она ощущает всё, что оказалось в сфере ее зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Она знает, что с чем совмещается; она может помочь найти самое удобное и комфортное положение в пространстве. Интро-сенсорика видит существующую и помогает создавать новую красоту окружающего мира.

Интро-сенсорика ценит тепло, уют, вкусную еду; она легко растекается по свободному пространству. Она эстетична и практична, ценит простые радости и поэтому немного приземлена. В круг ее интересов входит здоровье, физическое удобство, удовольствия, эротика и иные подобные радости жизни.

Эк-сенсорика изменяет формы предметов, а интро-сенсорика сама приспосабливается к ним. Эк-сенсорика раздвигает границы пространства, а интро-сенсорика естественно и полностью заполняет его.


*****


Мягкое касание ласковой руки.


Жидкость принимает форму того сосуда, в который она помещена.


Разве можно работать на пустой желудок! Сначала надо покушать…


МАТЕРИЯ


ЭКСТРА-ЛОГИКА (деловая логика)


Информация по этому аспекту касается механизмов и методов эффективных действий, умелого и прибыльного ведения дел, деловой хватки и профессионализма.


Экстра-логика всегда знает, как легче всего и с наименьшими затратами добиться поставленной цели, как из любой ситуации или положения извлечь пользу, как делать дело. Экстра-логика воплощает в жизнь многое из того, что придумала экстра-интуиция.

Экстра-логика любит и уважает труд, причем она может работать как руками, так и головой. Она может построить, наладить или починить любой механизм или орудие труда — от каменного топора до орбитальной станции. Она постоянно преобразует окружающий мир.

Она одновременно и неутомимый труженик, и изобретатель устройств, облегчающих физический труд. Она высчитывает оптимальные решения проблем, создает всё новые орудия труда, зарабатывает деньги — и если для эк-сенсорики деньги это власть, то для экстра-логики они символ вложенного в товар труда.


*****


Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

(А.С. Пушкин)


Нажми на кнопку, и получишь результат…


Десять способов, как привлечь внимание мужчины.


МАТЕРИЯ


ИНТРО-ЛОГИКА (логика соотношений)


Информация по этому аспекту касается соотношений между любыми объектами, взаимосвязей между предметами и явлениями, существующих закономерностей и логичности.


Интро-логика видит, что всё в этом мире взаимосвязано и как одно закономерно вытекает из другого. Она видит причинно-следственную связь, она рассудительна, основательна и любит порядок в мироздании. Интро-логика — это интеллект и системное мышление, в предметном мире она «наводит» структурный порядок. Она открывает законы мира и разрабатывает законы общества, ищет извечные истины и хочет устроить идеальный общественный порядок.

Интро-логика критична и не любит принимать что-либо на веру: любое свое утверждение она стремится доказать, а чужое — проверить. Она отводит каждому предмету, явлению или человеку свое место в мире и в обществе. Интро-логика изобрела собственный язык — математику и любит всё считать и классифицировать.

Она оперирует не предметами материального мира, а связями между ними. Интро-логика абстрагируется от несущественного (для нее) и представляет себе мир как иерархическую систему символов, адекватных материальной составляющей мироздания.

Если экстра-логика знает, что и как работает, то интро-логика знает, почему всё именно так работает.

*****


Каждому — свое.


Если А=В, а В=С, то А=С


sin2x + cos2x = 1


ЭНЕРГИЯ


ЭКСТРА-ЭТИКА (этика эмоций)


Информация по этому аспекту касается энергетического и эмоционального состояния людей, настроения и умения воздействовать на него.


Экстра-этика не любит спокойной, монотонной жизни, она хочет разукрасить ее своими богатейшими эмоциями — радостными и печальными, яркими и нежными, гневными и праздничными. Как страстно она любит, как сильно она ненавидит! Она может сделать так, что грустные люди заулыбаются, она может вызвать у людей взрыв эмоций, она может звать на подвиги и призывать к победам.

Экстра-этика не любит тишины, она ставит восклицательные знаки где надо и где не надо. Она прекрасно видит усталость, упадок сил человека, или его возбуждение, эмоциональный подъем, и может, при желании, изменить эмоциональный настрой любого человека в любую сторону.

Экстра-этика смеется и смешит других, плачет сама и вызывает слезы у всех ее зрителей, грустит и горит желанием! Своим теплом она греет людей, своим огнем она зажигает их на борьбу.


*****


Полюбить — так королеву, проиграть — так миллион!


Ура!!!!! Каникулы!!!


Не сыпь мне соль на рану, не говори навзрыд…


Нет слов, одни эмоции!!


ЭНЕРГИЯ


ИНТРО-ЭТИКА (этика отношений)


Информация по этому аспекту касается отношений между людьми, их желаний и интересов, нравственности и умения людей жить в мире друг с другом.


Интро-этика знает, что хочется каждому человеку, к чему он тянется, что его привлекает, а также то, к чему он испытывает антипатию, чего он хочет избегать. Интро-этика говорит об отношениях между людьми, об их любви и ненависти. Она видит склонности людей, их пристрастия и желания, и судит людей за них.

Интро-этика знает «что такое хорошо и что такое плохо»; она делит весь мир на добро и зло. Она хочет изменить отношения между людьми в лучшую сторону, и поэтому старается научить жить людей по своим нравственным законам. Интро-этика — это мораль и милосердие, любовь и тактичность, доброта и сострадание, чувство долга и совесть.

Если экстра-этика видит энергетическое наполнение людей, то интро-этика интересуется взаимодействием их «энергетических зарядов», которые бывают разного количества и разного качества.


*****


Жди меня и я вернусь.


Хотели как лучше, а вышло как всегда.


Магнит притягивает к себе железо.


Te quiero! (стандартное объяснение в любви на испанском языке, которое буквально означает «Я тебя хочу!»)


Модель информационного метаболизма


Информация не существует сама по себе; о ней можно говорить только тогда, когда есть субъект, воспринимающий ее. Человек воспринимает любую информацию, которая доходит до него, но механизм и адекватность этого восприятия зависит от некоторых неизменных психических свойств каждого человека.

Когда вы читали описания восьми аспектов информационного потока, у вас, наверняка, было разное отношение к каждому из них. Что-то заинтересовало вас больше, что-то, может быть, вызвало внутреннее неприятие. А одно из этих описаний вы прочитали как само собой разумеющееся, как обыкновенную банальность. Стоило ли об этом говорить, если и так всё понятно? Но, на самом деле, так понятно далеко не всем.

Человеческая психика устроена таким образом, что информацию по разным аспектам она воспринимает тоже по-разному. Иначе говоря, в общем и полном ее потоке каждый человек предпочитает (и умеет хорошо это делать) выделять не все восемь аспектов, а только два. Остальные он видит хуже или даже старается их совсем игнорировать.

В психике предусмотрены восемь механизмов восприятия и обработки для каждого из восьми аспектов — так называемые психические функции. Каждая функция воспринимает и обрабатывает только один аспект информационного потока.

О
бщий механизм обработки всего информационного потока с помощью этих разных восьми функций дает модель информационного метаболизма1. Первой эту модель открыла и описала Аушра Аугустинавичюте, и теперь она носит название модель А — в ее честь.

В настоящее время принята такая графическая запись модели А (одна из шестнадцати возможных моделей А показана на этом рисунке). Цифрами указан номер функции; значком — аспект, который она обрабатывает.

Самая сильная функция в модели А — первая; только она способна наиболее адекватно воспринимать информацию по своему аспекту.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   63


Похожие:

На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconУчебно-методическое пособие Москва 2010 1 ббк 74. 262 Рекомендовано к изданию кафедрой социальной п 24 педагогики ргпу им. А. И. Герцена проектная деятельность. Учебно-методическое пособие /Под ред. С. В. Кривых. М.: Издательство «Спутник +»
С. А. Расчетина, заведующий кафедрой социальной педагогики ргпу им. Герцена (г. Санкт-Петербург)
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 icon-
Главный герой романа – прожигатель жизни, мечтающий об открытии собственного ночного клуба на деньги спутницы Вероники, старше его...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconВ апреле-июне 2008 года
Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст] : учеб пособие для студентов вузов по спец. "Психология", "Дошкольная педагогика и психология",...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconСми кыргызстана: состояние, проблемы, тенденции, перспективы развития
Сми, что почти в три раза больше в сравнении с началом 2000 года (Таблица №1). При этом, если в 1990-1999 годах было зарегистрировано...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconПрограмма учебной дисциплины дн(М). Ф. 2 «История и методология науки и образования»
Степень (квалификация) выпускника – магистр педагогики (программа 050716. 68 педагогика и психология воспитания)
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconПримите поздравления с юбилеем от имени всех депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. На протяжении 40 лет своего существования при разных
Законодательного Собрания Краснодарского края. На протяжении 40 лет своего существования при разных политических системах и экономических...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconПрограмма «практическая психология»
Пособие предназначено для односеместрового курса, изучаемого студентами факультета Практической психологии Московской школы социальных...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconПедагогика и психология
«Управление качеством и сертификация», ректор, e-mail:; Дворец
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconТел.: 8 (498) 676-05-51, 8-905-700-21-44, e-mail: krasNK@mail ru
«Семейный снимки и фоторепортажи были замет- внештатном фотокорреспонденте Алек- фоторепортаж». Диплом победителя ным явлением в...
На протяжении шести лет вел курс «Этика и психология семейной жизни». С 1988 года регулярно публикуется в сми по вопросам педагогики и психологии. E-mail: ббк 88. 5 iconПрограмма влад Красноярский
В городском округе Химки, как и по всей нашей стра- регулярно каждый год в течение трех лет, бояться грип
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница