36 арсенал налоги




Скачать 27.68 Kb.
PDF просмотр
Название36 арсенал налоги
Дата конвертации18.10.2012
Размер27.68 Kb.
ТипДокументы

на правах рекламы


36
АРСЕНАЛ
НАЛОГИ
Дорога
в налоговый 
рай
ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА РЯД ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ 
ЗАМЕТНО УЛУЧШИЛ, ПУСТЬ В ОСНОВНОМ НА БУМАГЕ, ЖИЗНЬ 
РОССИЙСКИХ ИТ-КОМПАНИЙ. ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЛЬГОТЫ ЕСТЬ У ИТ-
ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСВАИВАЮЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ОЭЗ И ТЕХНОПАРКИ. 
АУТСОРСЕРЫ ПО ТАКЖЕ ПОЛУЧИЛИ КЛЮЧИ ОТ «НАЛОГОВОГО 
РАЯ». ВОТ ТОЛЬКО ПУТЬ К НЕМУ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ СУРОВЫЕ 
ТЕРНИИ — ГОСУДАРСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ.


АРСЕНАЛ
37

38
АРСЕНАЛ
НАЛОГИ
оссийские власти предприняли ряд 
ности налоговой системы». Принятию этого 
Р шагов по поддержке отечественной 
акта предшествовала занимательная интрига.
ИТ-индустрии — в частности не-
Животное начало
сколько налоговых законодатель-
ных инициатив. Существенные из-
Законопроект был внесен Законодательным 
менения в этой сфере начались в середине 2005 
Собранием Краснодарского края в мае 2005 года, 
года — 8 июля был принят ФЗ «Об особых эко-
принят в первом чтении в ноябре 2005 года, а его 
номических зонах в Российской Федерации» 
основным содержанием были вопросы налого-
и внесены изменения в другие законы. ФЗ ус-
обложения при использовании животного мира. 
тановил режим льготного налогообложения, 
Однако в конце июня текущего года проект под-
в том числе для резидентов технико-внедрен-
вергся кардинальным изменениям и переимено-
ческих зон. При этом, последними могли стать 
ванию, в результате чего предоставил ИТ-компа-
и ИТ-компании. Закон предоставляет возмож-
ниям серьезные льготы по уплате ЕСН, одного 
ность получить такой статус тем, кто занимает-
из наиболее обременительных налогов для ин-
ся «созданием и реализацией научно-техничес-
дустрии. Ситуация 5 июля была также интерес-
кой продукции, доведением ее до промышлен-
на тем, что закон о льготах для ИТ по ЕСН не-
ного применения, включая изготовление, ис-
ожиданно для большинства наблюдателей опе-
пытание и реализацию опытных партий, а так-
редил Проект № 282588-4 федерального закона 
же созданием программных продуктов, систем 
«О внесении изменений в статью 18 части пер-
сбора, обработки и передачи данных, систем 
вой, часть вторую Налогового кодекса Россий-
распределенных вычислений и оказанием услуг 
ской Федерации и в отдельные законодатель-
по внедрению и обслуживанию таких продук-
ные акты Российской Федерации». Последний 
ГОСУДАРСТВО 
тов и систем». Что получают резиденты особых 
с осени прошлого года широко обсуждался биз-
СТРЕМИТСЯ 
экономических зон (ОЭЗ)? Устанавливается 
несом, даже был принят в первом чтении 12 мая 
ПОДДЕРЖАТЬ 
специальная регрессионная ставка для единого 
2006 года. Ожидалось его дальнейшее рассмотре-
РАЗРАБОТКУ ПО 
социального налога (ЕСН) в размере 14 %, на 
ние в июне, однако, оно несколько раз перено-
И ИТ-УСЛУГ, 
5 лет отменяется налог на имущество, лицо ос-
силось. Концепция этого закона иная — предла-
вобождается от уплаты земельного налога, 
НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, 
гается ввести специальную систему налогообло-
а также вводится ускоренный коэффициент 
ЧТО ЛЮБАЯ КОМПАНИЯ, 
жения для организаций в области ИТ, в рамках 
амортизации (равный 2).
ОБЪЯВИВШАЯ СЕБЯ 
которой по выбору налогоплательщика вместо 
Еще более значимыми были одобренные 
ЭКСПОРТЕРОМ ПО, 
налогов на прибыль, имущество организаций 
в этот же день поправки в Налоговый Кодекс 
и ЕСН предлагалось уплачивать единый налог.
СМОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ 
РФ, которые разрешили серьезную пробле-
При принятии 144-ФЗ из проекта № 282588-4 
ЗАВЕТНЫЕ ЛЬГОТЫ
му с НДС для компаний, разрабатывающих 
было почти дословно заимствовано много норм 
программное обеспечение по иностранным 
о статусе плательщика налогов. Принципиаль-
заказам. С 1 января 2006 года, в связи с тем, 
ным сходством двух инициатив стала ориента-
что местом реализации при оказании услуг 
ция на офшорное программирование и ИТ-ус-
по разработке программ для ЭВМ и баз данных, 
луги, когда льготы могут получить только орга-
их адаптации и модификации в случае иност-
низации, доля доходов при предметной ИТ-де-
ранных заказчиков (находящихся за пределами 
ятельности которых составляет не менее 70 %. 
нашей страны) перестала считаться Российская 
Однако 144-ФЗ более приспособлен для нужд 
Федерация, аутсорсинговый бизнес не облага-
индустрии, чем его прототип — льготы могут 
ется российским НДС. Затем, 5 июля 2006 года 
получить компании, численность сотрудни-
был принят Федеральный закон № 144-ФЗ «О 
ков которых превышает 50 человек. В проекте 
внесении изменений в часть вторую Налогово-
№ 282588-4 планка выше — 100 сотрудников. В 
го кодекса Российской Федерации в части со-
настоящий момент неясно, как сложится судьба 
здания благоприятных условий налогообложе-
брошенного проекта, поскольку придется либо 
ния для налогоплательщиков, осуществляю-
менять концепцию единого налога для ИТ, либо 
щих деятельность в области информационных 
отменять только что принятый закон 144-ФЗ. 
технологий, а также внесении других измене-
Последнее не является особо абсурдным, пос-
ний, направленных на повышение эффектив-
кольку в российской практике нередко «на 
CNews/СПРАВКА
Как считается ЕСН
Расчетной базой для единого социального налога является годовой 
фонд оплаты труда в расчете на одного сотрудника. Если полученная 
сумма меньше 280 тыс. руб., ставка налога 26%. Если сумма превыша-
ет 280 тыс. руб., но не больше 600 тыс. руб., то ставка налога составит 
72,8 тыс. руб. плюс 10% от суммы, превышающей 280 тыс. руб. Наконец, 
если фонд оплаты больше 600 тыс. руб., то налог составит 104,8 тыс. 
руб. плюс 2% от суммы, превышающей 600 тыс. руб.
Соответственно, у государства есть два способа снизить ЕСН: уменьшить 
либо количество взимаемых процентов, либо порог, с которого снижают-
ся проценты. В ОЭЗ применена первая возможность – ставка до 280 тыс. 
руб. уменьшена с 26% до 14%, до 600 тыс. руб. – с 10% до 5,6%. В зако-
не 144-ФЗ используется вторая возможность: порог, при котором ставка 
уменьшается с 26% до 10%, снижен до 75 тыс. руб.
 CNEWS    ОКТЯБРЬ    2006 

АРСЕНАЛ
39
ходу» изменяют или отменяют принятые, но не вступив-
шие в силу законы.
Заветный пропуск
Как видно из рассмотренных инициатив, государство 
стремится поддержать, в первую очередь, разработку про-
граммного обеспечения и ИТ-услуг, а во вторую, в ОЭЗ — 
ИТ-оборудования. Но это не значит, что любая компа-
ния, объявившая себя экспортером ПО, сможет получить 
заветные льготы. Важным условием является соблюде-
ние ряда административных требований, направленных 
на получение доказательства того, что ИТ-компания ра-
ботает именно в ИТ-сфере. Для льгот по ЕСН (и в проек-
те по единому налогу для ИТ) предусмотрен специальный 
институт аккредитации для организаций, однако до сих 
пор его содержание, механизмы реализации не пропи-
саны. Пока можно лишь ориентироваться на определе-
ние, фигурирующее в новом законе. На льготы по ЕСН 
могут рассчитывать «российские организации, осущест-
вляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, 
баз данных на материальном носителе или в электрон-
ном виде по каналам связи независимо от вида догово-
ра и (или) оказывающие услуги (выполняющие рабо-
ты) по разработке, адаптации и модификации программ 
для ЭВМ, баз данных (программных средств и информа-
ционных продуктов вычислительной техники), установ-
ке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, 
баз данных».
Отсутствие четких требований к лицам, заинтересован-
ным получить соответствующий официальный статус ИТ-
компании, рождает опасения, какие же в действительнос-
ти административные барьеры будут придуманы государс-
твом и сколько компаний и с какими усилиями будут в со-
стоянии их преодолеть. Похожая ситуация и с получением 
статуса резидента ОЭЗ, когда заявитель должен предста-
вить бизнес-план (форма которого уже утверждена МЭРТ 
приказом от 23 марта 2006 года № 75), который затем рас-
сматривается уполномоченными лицами на основе до-
вольно нетривиальной процедуры. Таким образом, госу-
дарство стремится заранее предвидеть и воспрепятство-
вать любым злоупотреблениям со стороны организаций, 
стремящихся выдать себя за участников ИТ-отрасли. Од-
нако эти ограничения можно рассматривать и как недове-
рие к самой индустрии, которое приводит к тому, что эф-
фективность последних политических и экономических 
начинаний может быть серьезным образом снижена.
Что выбрать?
На данный момент для ИТ-предприятий существует три 
возможности снизить налоговое бремя, и в первую оче-
редь ЕСН. Напомним, что для него в общем режиме на-
логообложения установлена регрессивная шкала, начина-
ющаяся с 26 % — считается, что с учетом среднего уров-
ня заработных плат в отрасли реальная ставка составля-
ет около 20 %. Второй по важности — налог на прибыль, 
ставка которого составляет 24 %, но регионы (в соответс-
твии со ст. 284 НК РФ) имеют право снизить ее до 20 %. 
Например, такой благоприятный региональный на-
логовый режим для всех резидентов ОЭЗ установил 
Санкт-Петербург (Закон Санкт-Петербурга от 02.05.2006 
№ 190-29). Еще раньше, до появления ОЭЗ, город уста-
новил аналогичные льготы для компаний, занимающих-
ся разработкой программного обеспечения. В-третьих, 
важно помнить о налоге на имущество, ставка которого 
может варьироваться от 0 до 2,2 %, и регион имеет право 
отменить уплату данного налога (380 НК РФ).
Первый вариант — использование льгот, предоставля-
емых недавно принятым законом 144-ФЗ. Он подходит 
 CNEWS    ОКТЯБРЬ    2006 

40
АРСЕНАЛ
НАЛОГИ
Для получения льгот ИТ-компаниям придется преодолеть 
На графиках показано, какую часть выручки 
серьезный административный барьер
компания должна заплатить государству в ка-
честве налогов в каждом из рассматриваемых 
Режим
Требования
Льготы
Кому выгодно
режимов. Для определения налогового бреме-
Общее 
Нет
Нет
Никому
ни в рамках налоговых режимов использова-
налогообложение
лись следующие полученные от компаний и ус-
144-ФЗ
1. 70% выручки 
1. Снижение ЕСН.
Крупным и средним 
редненные финансовые показатели:
– от оффшорного 
компаниям 
• размер выручки на одного сотрудника 
программирования. 
– экспортерам ПО.
2. Штат – более 50 
800-1700 тыс. руб. в год;
человек. 
• средняя заработная плата сотрудника 
3. Соответствие  видам 
деятельности и 
320-560 тыс. руб. в год;
государственная 
• размер основных средств 33-168 тыс. руб. 
аккредитация.
на одного сотрудника;
ОЭЗ 
1. Размещение в ОЭЗ.
1. Снижение ЕСН.
Любым компаниям, 
2. Соответствие  видам 
2. Отмена налога на имущество 
расположенным 
• величина накладных расходов 56-320 тыс. 
деятельности и 
на 5 лет.
в ОЭЗ.
руб. в год на человека.
утвержденный бизнес- 3. Отмена земельного налога.
план.
4. Увеличение до 2 
Как видно, наибольшие возможности выбо-
3. Регистрация в качестве 
коэффициента амортизации. 
ра режима налогообложения имеют крупные 
резидента зоны.
tics
компании. Им придется выбирать между ОЭЗ 
УСН
1. Годовая валовая 
Замена ЕСН, налога на 
Малым компаниям.
выручка – не более 20  имущество и земельного налога 
и льготным ЕСН. Перед аналогичной дилем-
млн. руб.
одним, ставка которого равна:
мой окажутся и средние компании. Совершен-
 CNews Analy
6% от доходов либо
12% от суммы доходов за 
но не затрагивают законодательные инициа-
вычетом расходов.
Источник:
тивы этого года малые предприятия. Для них 
для средних и крупных ИТ-компаний, в кото-
ОЭЗ могут стать весьма привлекательным мес-
рых работает более 50 человек. Второй — разме-
том деятельности. Однако, для малых и всех 
щение предприятия в ОЭЗ, например, в Санкт-
остальных ИТ-компаний любой переезд на но-
Петербурге. Третий годится только для неболь-
вую площадку будет сопряжен со сложностя-
ших ИТ-компаний, размер валовой выручки 
ми и затратами, и решающими при выборе мо-
которых не превышает 20 млн. руб. в год. Они 
гут стать далеко не ставки налогов, а логистика 
могут воспользоваться упрощенной системой 
и привлекательность расположения ОЭЗ, а так-
налогообложения (УСН, глава 26.2 НК РФ). Со-
же наличие там необходимой инфраструктуры 
гласно последней, все три перечисленных выше 
и простота получения статуса резидента.
налога заменяются единым налогом, и в зави-
Подводя итоги рассмотрения динамики раз-
симости от выбранного режима ставка послед-
вития российской государственной налого-
него составляет либо 6 % (объект налогообложе-
вой политики в сфере ИТ, можно заключить, 
ния — доходы), либо 15 % (объект — доходы ми-
что предлагаемые сейчас льготы окажут опре-
нус расходы).
деленное положительное влияние на отрасль, 
но в силу и величины ставок налогов, и пла-
Реальный расчет
нируемых административных барьеров, карди-
Для сравнения различных налоговых режимов 
нальных изменений в развитии отрасли не про-
в Санкт-Петербургском государственном уни-
изойдет. Для того, чтобы исправить ситуацию, 
верситете дипломанткой экономического фа-
необходимо, доверяя бизнесу и веря в пока 
культета Е. Кошелевой было проведено иссле-
еще оставшийся интеллектуальный и кадровый 
дование налогового бремени в индустрии — со-
потенциал, увеличить налоговые льготы, мини-
отношения общей суммы налогов и сборов, уп-
мизировать административное регулирование 
лачиваемых компанией, с валовой выручкой 
отрасли, включая таможенную сферу. Важно 
(без НДС) для малых (менее 25 человек), сред-
продолжать создавать ОЭЗ и иные ориентиро-
них (от 30 до 100 человек) и крупных (более 100 
ванные на инновации структуры так, в тех мес-
человек) российских компаний. Для приблизи-
тах и таким образом, чтобы это было востребо-
тельной количественной оценки величины уп-
вано и удобно бизнесу. Наконец, нужно подде-
лачиваемых ИТ-компаниями налогов были ис-
рживать предметную государственную кадро-
пользованы данные, предоставленные Ассоци-
вую политику по подготовке и переквалифика-
ацией «Руссофт».
ции ИТ-специалистов. 
Реальная налоговая нагрузка на российские ИТ-предприятия с принятием новых законов заметно уменьшилась
ошелевой, В. Наумова и В. Макарова
дование Е. К
 иссле
Источник:
 CNEWS    ОКТЯБРЬ    2006 


ламы
на правах рек



Похожие:

36 арсенал налоги iconПрограмма дает арсенал инструментов на

36 арсенал налоги iconПрограмма по специальности 080107 «налоги и налогообложение»
Общая характеристика специальности 080107 «налоги и налогообложение» иуровня подготовки специалиста
36 арсенал налоги iconСкрипниченко В. Налоги и налогообложение. Спб: ид "Питер"
Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. Спб: ид "Питер", М.: Издательский дом "бинфа"
36 арсенал налоги iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета финансовое право учебно методический комплекс Для специальностей: 030501 юриспруденция 080107 налоги и налогообложение Москва 2008
Учебно-методический комплекс по финансовому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
36 арсенал налоги iconПлан финансового оздоровления и развития ОАО «Арсенал» (Бизнес план)
Зам начальника управления реформирования предприятий ОАО «Московская Управляющая компания» Мосуфк», г. Москва, bsn2000@mail ru
36 арсенал налоги iconМ. Я. Ершова, Б. И. Прилоус
При этом требуется такая программная система, которая, используя весь арсенал технических возможностей, давала бы представление о...
36 арсенал налоги iconСогласованоутвержда ю
Общая характеристика специальности 351200 налоги и налогообложение и уровня подготовки специалиста
36 арсенал налоги iconБизнес-план Владелец группы компаний «Арсенал» Яков Никитин решил превратить свое увлечение ях
«Есть огромная сфера в автозаправки торговый комплекс открыли ростовский не выкинешь услуг, к которой рядом с мегой филиал bsgv автобизнес...
36 арсенал налоги iconДипломная работа
Налоги, уплачиваемые юридическими лицами в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона от
36 арсенал налоги iconНомера
«Налоги это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном большая проблема обществе» для бизнеса?
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница