Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства




Скачать 357.53 Kb.
НазваниеСоциальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства
страница1/2
Дата конвертации18.10.2012
Размер357.53 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


СОЛДАТЕНКОВ Вадим Юрьевич


СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КОНЦЕССИИ КАК ФОРМЫ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА


Специальность: 22.00.03 – Экономическая социология и демография


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре экономической социологии и маркетинга социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Исправникова Наталья Револьдовна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук

Караваева Ирина Владимировна

кандидат социологических наук

Вавилов Олег Олегович


Ведущая организация: Российский Государственный институт интеллектуальной собственности

Защита состоится « _10__ » ____ноября ____ 2009 года в _14___ часов на заседании Диссертационного совета Д.501.001.03 по социологическим наукам при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по адресу: 119992, г. Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 1-й Гуманитарный корпус, ауд. _1146__

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова.


Автореферат разослан « ___ » ___октября ______ 2009 года.


Ученый секретарь

Диссертационного совета Д.501.001.03,

кандидат философских наук, доцент Н.А.Малиева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Неотъемлемым условием нормального функционирования экономики всегда служило конструктивное взаимодействие государственного сектора (государственной и муниципальной власти) и частного сектора (бизнеса). Это связано с тем, что государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общественными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и мотором развития народного хозяйства. В экономике большинства развитых и ряда развивающихся стран в последние десятилетия сложилось совершенно особое качество взаимодействия государственного и частного сектора, получившее название государственно-частного партнерства (ГЧП).

Организация Объединенных Наций на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию, проходившей в Йоханнесбурге, Южной Африке, с 26 августа по 4 сентября 2002 года, для обеспечения устойчивого развития человечества, в частности для доступа к источникам энергии и передовым технологиям использования энергии, для охраны здоровья и окружающей среды, для повышения эффективности использования воды и т.д., призвала правительства, а также соответствующие региональные и международные организации создавать новаторские механизмы финансирования и партнерства, содействовать налаживанию партнерских связей между государственным и частным сектором и других форм партнерства, в которых приоритет отдается удовлетворению потребностей людей1.

В настоящее время в большинстве отраслей экономики Российской Федерации происходят процессы структурных изменений и развития новых хозяйствующих субъектов. При этом все более значимую роль начинают играть структуры, функционирующие на основе ГЧП.

Экономические проблемы, а именно проблемы обеспечения высоких темпов качественного и количественного экономического роста, повышения конкурентоспособности, диверсификации российской экономики и перевода ее на путь инновационного развития, и социальные проблемы, в частности проблемы качественного удовлетворения потребностей населения по стабильным ценам, требуют, прежде всего, обеспечения консолидации ресурсов государства и частного бизнеса посредством ГЧП.

Успешное решение этих проблем зависит от использования таких моделей, форм и механизмов, которые не предполагают передачи частным компаниям прав собственности в полном объеме. Важнейшей формой такого рода партнерства является концессия, которая реально может стать инструментом для интенсификации социально-экономического развития России, реструктуризации экономики в сторону развития перерабатывающего, производственного и инновационного секторов, укрепления и расширения численности среднего класса, стабилизации и развития социального состава и социальной структуры общества.

Степень разработанности проблемы. При подготовке диссертации автор опирался на труды классиков политической экономии и социологии В.И. Ленина, Т. Парсонса, Р. Мертона1.

Изучение теории и практики партнерства государства и частного сектора и его конкретной концессионной формы является одной из наиболее важных тем в современной зарубежной научной литературе. Однако, работ, посвященных проблемам концессионной формы хозяйствования и партнерства государства и частного сектора как характерного явления смешанной экономики, отражающих современную российскую специфику, недостаточно.

Вопросы развития государственно-частного партнерства в России обстоятельно исследовали В.Г. Варнавский, Ю.В. Зворыкина, М.М. Загорулько, М.А. Дерябина, Л.И. Цедилин, И.Н. Макаров и ряд других ученых1. Среди посвященных данной теме исследований отдельно следует выделить работы В.Г. Варнавского, в которых основной акцент сделан на изучение возможностей применения различных форм ГЧП к инфраструктурным предприятиям.

Среди современных зарубежных авторов, разрабатывающих эту проблему, можно выделить Е. Секолеча, Дж. Гамильтона, П. Снельсона и других2.

В последние годы в России наблюдается повышение интереса к государственно-частному партнерству и его основной форме – концессии. И в этом плане стали полезными при подготовке диссертации исследования и публикации современных российских молодых ученых, специалистов-практиков и журналистов-обозревателей в данной области: И.Н. Макарова, А.С. Караогланова, С.А. Сосны, М.А. Субботина, В.А. Михеева, С. Кашина, А. Механика, А.Е. Попова, Н.А. Самариной, С. Карпова, Е.В. Зусмана и других3.

Вместе с тем, требуют дополнительного рассмотрения вопросы и проблемы развития взаимодействия государственного и частного сектора экономики применительно к стратегически и социально значимым отраслям народного хозяйства и привлечения частного капитала к решению задач по развитию национальной инфраструктуры, а также социальных эффектов от такого рода взаимодействия.

Таким образом, актуальность данных проблем в современных российских условиях не вызывают сомнения и определили выбор темы, цели и задач исследования.

Цель диссертационной работы состоит в выявлении закономерностей развития концессии как формы государственно-частного партнерства и ее социальном воздействии на экономику и общество России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть основные подходы к определению государственно-частного партнерства, его цели, принципы, модели, формы и механизмы;

  2. выявить основные функции концессии как формы государственно-частного партнерства;

  3. исследовать проблемное поле и барьеры, препятствующие развитию концессионной формы хозяйствования в России;

  4. проанализировать социально-экономические последствия и опыт концессионной деятельности во второй половине XIX века и начале XX века в Царской России и в 1920-30-е годы в СССР;

  5. разработать социологическое обоснование целесообразности развития концессионной деятельности в России;

  6. проанализировать социально-экономическую целесообразность развития концессии на примере отрасли народного хозяйства (электроэнергетики).

Объект исследования выступает концессионная деятельность как форма государственно-частного партнерства.

Предмет исследования являются социальные эффекты от экономических отношений, возникающих между государственным и частным сектором в процессе формирования и развития концессионной формы хозяйствования.

Теоретическая основа и методологический аппарат исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных ученых по проблемам общественного развития, теории смешанной экономики, партнерства государственного и частного сектора, структурно-функциональная парадигма в виде концепции AGIL Т. Парсонса и методологии явных и латентных функций Р. Мертона.

Диссертационное исследование проводилось комплексно и системно, с использованием современного научного методологического аппарата.

В работе использовались такие методы научного анализа как диалектический, проблемно-хронологический, исторический, структурно-функциональный, экономико-статистический, системно-аналитический, аналогии и других, применение которых позволило обеспечить достоверность полученных данных, обоснованность теоретических выводов и предложений.

Информационная база исследования. Исследование базировалось на изучении обширного массива научной отечественной и иностранной литературы, включая монографии, статьи, инфомационно-аналитические издания.

Также информационной базой диссертационного исследования послужили статистические и фактические данные Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики и других министерств и ведомств Российской Федерации, РАО «ЕЭС», Всероссийского центра исследования общественно мнения, Фонда «Общественное мнение», материалы научных исследований, правительственных программ, периодической печати и результаты авторских социологических исследований.

Нормативно правовую базу диссертационного исследования составляют федеральные законы Российской Федерации, кодексы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, соглашения между компаниями инфраструктурных отраслей и органами государственной власти Российской Федерации.

Научная новизна исследования. Наиболее значимые элементы новизны научного знания, полученные в процессе проведения данного исследования, состоят в следующем:

  1. осуществлен социологический подход к анализу государственно-частного партнерства и концессии, в рамках которого уточнены их определения. Автор подчеркивает, что основной целью государственно-частного партнерства и концессии как его формы является развитие социально значимых и слабо развитых отраслей народного хозяйства для защиты общественных интересов на основе принципов равноправия, рационального партнерства, распределения рисков и доходов, объединения усилий государственного и частного сектора;

  2. выявлены основные явные и латентные функции концессии такие, как рост социальной защищенности населения; создание новых рабочих мест в сфере производительного и управленческого труда; сокращение уровня безработицы; распространение практики эффективного управления народным хозяйством и защиты общественных (публичных) интересов;

  3. уточнены факторы, препятствующие развитию концессионной деятельности в России ведомственного, законодательного, финансово-кредитного, управленческого, кадрового и информационного характера: отсутствие специального ведомства, курирующего вопросы политики в сфере концессионной деятельности как формы государственно-частного партнерства; комплексного законодательства на федеральном уровне; приемлемого кредитования; коррумпированность чиновничьего аппарата; дефицит специализированных кадров; отсутствие должного информационного обеспечения;

  4. аргументирована целесообразность развития концессионной деятельности как формы государственно-частного партнерства в России. Показано, что уровень социальной ответственности бизнеса в России крайне низок, и в связи с этим целесообразно развитие партнерских отношений между государственным и частным сектором;

  5. показано соответствие стратегии развития электроэнергетической отрасли России целям и принципам государственно-частного партнерства. При этом, концессия может стать инструментом привлечения инвестиций в электроэнергетику и способствовать разрешению назревших проблем средне- и долгосрочного финансирования данного сектора экономики.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Совокупность полученных в процессе данного диссертационного исследования научных результатов представляет собой базу для дальнейшего научного анализа проблем государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования.

Сделанные теоретические обобщения и полученные выводы могут быть использованы в преподавании ряда социологических и экономических дисциплин, таких как экономическая социология, экономика общественного сектора, экономика труда, экономика отрасли, экономика предприятий, экономическая теория и подготовке учебно-методических пособий.

Выводы и рекомендации, полученные в результате проведенного диссертационного исследования, могут быть использованы в процессе выработки социально и экономически обоснованных управленческих решений, доработки нормативных актов и программ, направленных на поступательное социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Тема и содержание исследования. Тема и содержание исследования соответствует специальности 22.00.03 – Экономическая социология и демография Паспорта Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на XV и XVI Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2008» и «Ломоносов – 2009», IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое».

По теме диссертационной работы также было опубликовано более 10 статей и научных работ общим объемом более 4 печатных листов, в том числе опубликованы 3 статьи в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


В соответствии с целью и поставленными задачами в диссертации рассмотрены следующие группы проблем.

Первая группа проблем затрагивает рассмотрение основных определений, целей, принципов, моделей, форм и механизмов государственно-частного партнерства, полномочия государственного и частного сектора в ГЧП, инструменты государственно-частного партнерства в России, современного зарубежного и российского опыта в сфере государственно-частного партнерства, основных явных и латентных функций концессионной формы хозяйствования, проблемных вопросов, препятствующих развитию концессионной деятельности в России.

Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия между государственным сектором (органами государственной и муниципальной власти) и частным сектором (бизнесом) является государственно-частное партнерство. По мнению автора, оно рассматривается как необходимое условие развития высокоэффективной смешанной экономики.

Автор отмечает, что государственно-частное партнерство – это законодательно и институционально закрепленная система отношений между государственным сектором (государственной или муниципальной властью) и частным сектором (бизнесом) с целью развития социально значимых и слабо развитых отраслей народного хозяйства для защиты общественных интересов, в основе которой лежат принципы равноправия, рационального партнерства, распределения рисков и доходов, объединения усилий государственного и частного сектора.

В работе указывается на то, что в мировой практике сложилось множество конкретных моделей, форм и механизмов реализации партнерских отношений между государственным и частным сектором.

К основным формам государственно-частного партнерства относятся контракты, договора аренды (лизинга), концессии (концессионные соглашения), соглашения о разделе продукции (СРП), совместные предприятия.

Показано, что в последние годы области применения различных моделей, форм и механизмов ГЧП стремительно расширяются, и бурно развиваются сами модели, формы и механизмы ГЧП и их модификации. Если концессионные соглашения первоначально применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, инновации, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта.

В исследовании указывается на то, что каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в государственно-частное партнерство.

Государственный сектор привносит в ГЧП налоговые, таможенные и иные льготы, гарантии, а также финансовые ресурсы. На стороне государственного сектора в ГЧП остаются правомочия собственника.

В свою очередь, частный сектор привносит в ГЧП, помимо финансовых ресурсов, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие частного сектора в проектах ГЧП обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками.

Однако, в конечном счете, государственно-частное партнерство является инструментом повышения социальной ответственности бизнеса. Участвуя в проектах ГЧП, частный сектор попадает в такие условия, когда он не может не выполнять социальных функций, не может не быть социально ответственным.

Автор отмечает, что сотрудничество между государственными учреждениями и частными предприятиями и организациями существует в современной России более пятнадцати лет. Но оно длительное время представляло собой бессистемный, хаотичный процесс.

В исследовании указано на то, что в настоящее время в России существуют следующие инструменты, способствующие развитию государственно-частного партнерства (ГЧП-инструменты)1:

  • концессия (концессионные соглашения);

  • инвестиционные соглашения, предусмотренные правилами формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;

  • особые экономические зоны.

Кроме того, автор указывает на существующие в России институты, способствующие развитию государственно-частного партнерства (ГЧП-институты)2:

  • Инвестиционный фонд Российской Федерации;

  • Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

  • Российская венчурная компания;

  • государственные корпорации (ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и другие).

Накопленное мировым опытом богатейшее разнообразие концептуальных подходов, моделей, форм, методов и конкретных механизмов ГЧП вполне может быть использовано при решении ряда важных задач современной социально-экономической политики России.

Автор отмечает, что объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Таким образом, в настоящее время одной из главных характерных черт развития концессионной формы хозяйствования является ее распространение на новые сферы хозяйственной жизни и ее постоянное совершенствование.

В работе на основе существующих научных и законодательных трактовок концессии выделены ряд существенных характерных признаков концессии как социально-экономической категории:

  • предмет концессии – это государственная (муниципальная) собственность, монопольные виды деятельности государственных (муниципальных) органов власти;

  • цель концессии – это удовлетворение общественных нужд и потребностей;

  • субъект концессии со стороны государственного сектора – государство или муниципалитет в лице органов власти, со стороны частного сектора – внутригосударственное или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

  • концессия заключается на договорной основе;

  • концессия заключается на возвратной основе;

  • концессия заключается на платной основе.

Автор отмечает, что концессия – это форма государственно-частного партнерства, направленная на развитие социально значимой инфраструктуры или осуществление видов деятельности (объект концессии), при которой частный сектор (концессионер) развивает объект концессии и получает доходы от его/ее эксплуатации/осуществления, а государственный сектор (концедент) сохраняет права собственности и контроля над объектом концессии.

Социальная сущность концессионной формы хозяйствования проявляется через реализацию ее функций.

На основе проведенного анализа концессионной деятельности с позиций структурно-функциональной парадигмы, используя концепцию AGIL Т. Парсонса и методологию функционального анализа Р. Мертона, в работе выявлены следующие явные и латентные функции концессии.

Явные функции концессии:

  1. рост социальной защищенности потребителей посредством предоставления населению услуг социально значимых отраслей народного хозяйства (транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства т.д.) по стабильным приемлемым ценам;

  2. создание на долгосрочной основе новых рабочих мест как в сфере производительного, так и в сфере управленческого труда;

  3. развитие профессиональной квалификации работников, в особенности, задействованных в сфере концессионной деятельности и сопутствующих отраслях народного хозяйства.

Латентные функции концессии:

  1. качественное развитие социальной структуры общества. Это обусловлено ростом качества труда работников в сфере производства и управления, стабилизацией потоков денежных доходов работников в сфере концессионной деятельности и сопутствующих отраслях, стабилизацией расходов населения в социально значимых сферах народного хозяйства;

  2. сокращение уровня безработицы. Концессия создает новые рабочие места как в сфере производительного, так и в сфере управленческого труда;

  3. сокращение разрыва в уровне квалификации кадров производительного и управленческого труда между Россией и странами Западной Европы и США в сфере концессионной деятельности;

  4. распространение практики эффективного управления народным хозяйством и защиты общественных (публичных) интересов на другие сферы экономики страны (в первую очередь, сельское хозяйство);

  5. популяризация социально-экономического знания в области концессионной деятельности, включая позитивный опыт эффективного применения концессии во второй половине XIX века Царской России и в 1920-30-е года в СССР.

Вместе с тем, в ходе исследования был выявлен ряд объективных препятствий для формирования и развития концессии в России и был предложен ряд мер для их преодоления:

1) низкий уровень институционализации концессии. На федеральном уровне нет ведомства (министерства, службы или агентства), определяющего, регулирующего или курирующего вопросы государственно-частного партнерства и концессионной деятельности;

2) несовершенство законодательной базы. В законодательстве Российской Федерации отсутствует федеральный закон, регулирующий отношения государственно-частного партнерства. Кроме того, Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» слабо учитывает интересы частного сектора, поскольку в нем отсутствуют надежные гарантии со стороны государства в отношении концедента;

3) несовершенство финансово-кредитной политики России. Договор концессии является долгосрочным, т.е. заключается на срок от 3-5 до 50 лет, что требует кредитования концессионера по максимально низким ставкам, а также соответствующие гарантии со стороны государства. А по состоянию на 07.08.2009 ставка рефинансирования Банка России составляет 10,75 %1;

4) высокий уровень коррумпированности государственного аппарата. Коррупция была одной из основных проблем в развитии концессионной деятельности при развитии железнодорожного хозяйства в Царской России во второй половине XIX и начале XX века. Помимо, этого результаты проведенных автором социологических исследований подтверждают данные опасения2;

5) нехватка квалифицированных кадров, прежде всего, у государства как концедента. Как показывает мировой опыт, для эффективного управления концессионной деятельностью требуются специальные знания, практические навыки и соответствующая управленческая культура. Кроме того, отсутствие специальных образовательных программ, прежде всего, у государства как концедента, в том числе и для частного сектора, не способствует решению данной проблемы;

6) слабая пропаганда концессии. Государство уделяет недостаточно внимания информационного обеспечения потенциальных концессионеров обо всех преимуществах государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования. При этом, игнорирование собственного исторического опыта по привлечению внутреннего и иностранного капитала в развитие железнодорожного и сырьевого сектора экономики во второй половине XIX и начале ХХ века и только иностранного капитала в отечественное народное хозяйство в 20-30-е годы XX века в период реализации Новой экономической политики (НЭПа) и индустриализации лишь усугубляют огрехи в государственной информационной политике.

Вторая группа проблем затрагивает рассмотрение социально-экономического опыта и особенностей применения концессионной формы хозяйствования во второй половине XIX и начале XX века в Царской России и в 1920-1930-е годы в СССР.

В работе отражается, что в Царской России активное развитие концессионной деятельности пришлось на вторую половину XIX века. В концессионной деятельности в Царской России в качестве концессионеров зачастую выступали зарубежные компании. Государство предоставляло концессионеру таможенные, налоговые и ряд иных льгот, способствующих развитию концессионной деятельности и упрощающих создание и развитие объекта концессии. Существенная часть железнодорожной инфраструктуры Царской России была создана посредством концессионной формы хозяйствования1.

Автор отмечает, что концессионная деятельность в СССР велась в различных сферах народного хозяйства: в горнодобывающей («Тетюхе майнинг корпорейшен», «Лена Гольдфильдс», «Американская алюминиевая компания», «Аянская Корпорация»), в обрабатывающей («Жесть-Вестерн», немецкая «Шток», финская «Альфтан»), в строительстве (французская «Вейлер Ж.»), в сельском хозяйстве (немецкая «Друзаг», «Скоу-Кельдсен»), в лесной («Русснорвеголес»), в торговле («Руссгерторг», «Амторг», «Русско-австрийское торговое акционерное общество» («РАТАО»), «Русавтоторг»), в транспортной («Дерулуфт», «Дерутра»)2.

Автор отмечает, что концессия внесла существенный положительный вклад в социально-экономическое развитие СССР:

  1. в целом, концессия стала одним из инструментов восстановления народного хозяйства и интенсификации социально-экономического развития страны;

  2. концессия была одним из факторов стабилизации социальной структуры общества;

  3. концессия способствовала уменьшению безработицы;

  4. концессия способствовала повышению уровня профессиональной квалификации рабочих;

  5. концессия выполнила свою роль источника первоначального накопления капитала;

  6. благодаря концессии преодолевалось товарообменное отчуждение со странами Запада.

В диссертации выявлена специфика концессионной деятельности в 1920-1930-е годы в СССР:

  • концессия была слабо ведомственно и законодательно закреплена;

  • в рамках концессионной формы хозяйствования, помимо государственного, использовался исключительно иностранный капитал;

  • концессионная деятельность не афишировалась и не пропагандировалась из-за идеологической неприемлемости подобного рода экономической деятельности.

Автор отмечает, что если в СССР частный сектор государственно-частного партнерства в виде концессий был представлен исключительно зарубежными компаниями, то в настоящее время в концессионной деятельности частный сектор может быть представлен отечественным капиталом.

Третья группа проблем затрагивает рассмотрение вопросов оценки уровня социальной ответственности бизнеса в России, а также социологическое обоснование целесообразности развития концессионной формы хозяйствования в России.

В рамках проводимого в 2004 году Фондом «Общественное мнение» социологического исследования1 на вопрос «Знаете ли Вы, слышали или слышите сейчас впервые выражение «социальная ответственность бизнеса»?» 68 % опрошенных ответили, что словосочетание «социальная ответственность бизнеса» слышат впервые2.

Таким образом, автор отмечает, что исходя из данного исследования, в 2004 году в обществе, де-факто, отсутствовало понимание социальной ответственности бизнеса.

В рамках проводимого в сентябре – ноябре 2007 года социологического исследования на тему «Социальная ответственность бизнеса: взгляд предпринимателей и наемных работников» Всероссийский центр исследования общественного мнения опрашивал предпринимателей3 и наемных работников4.

Так, среди предпринимателей только 2 % смогли уверенно заявить, что уровень социальной ответственности бизнеса высок, тогда как 31 % опрошенных считают его очень низким или близко к этому. Среди остальных доминируют оценки, близкие к среднему уровню (по 7-бальной шкале), однако с явным перевесом в сторону скорее негативных суждений. Оценки гражданами уровня социальной ответственности бизнеса отличаются от его собственных оценок еще большей критичностью. Так, скептиков, считающих этот уровень очень низким (на уровне 1 балла), среди населения оказалось в 2,5 раза больше, чем среди предпринимателей (23 % и 9 % соответственно). Средний балл оценок предпринимателей составляет 3,01, россиян в целом – 2,461.

Таким образом, автор отмечает, что исходя из данного исследования, в настоящее время государственно-частное партнерство особенно актуально для России, поскольку уровень социальной ответственности бизнеса находится на низком уровне. При этом, глобальный финансово-экономический кризис в краткосрочном периоде лишь усугубит связанные с данным фактом социально-экономические проблемы.

В рамках проводимых автором социологических исследований2 в БГТУ и на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова отвечая на вопрос «В каком направлении необходимо реформировать систему отношений собственности в инфраструктурных отраслях в России?» (варианты ответов: национализации; приватизации; государственно-частного партнерства; другое) 80 % и 75 % выбрали государственно-частное партнерство соответственно. На вопрос «Нужна ли концессионная форма хозяйствования экономике России?» утвердительно ответили 86 % и 90 % опрошенных соответственно.

Таким образом, автор отмечает, что исходя из проведенных исследований, подавляющее большинство опрошенных высказались за целесообразность и необходимость развития концессионной деятельности как формы государственно-частного в России. Кроме того, проведенные автором социологические исследования показали, что права собственности в стратегических (энергетическом и сырьевом секторе) и социально значимых (жилищно-коммунальном хозяйстве) отраслях народного хозяйства должны оставаться за государственным сектором, а также необходимо развивать партнерские отношения между государственным и частным сектором в инфраструктурных отраслях с целью повышения социальной ответственности бизнеса и увеличения эффективности работы данных отраслей.

Четвертая группа проблем затрагивает вопросы рассмотрения социально-экономической целесообразности развития концессионной деятельности в России на примере электроэнергетики.

В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2020 г., главной задачей энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации1.

Первыми тремя приоритетами энергетической стратегии России являются следующие:

  1. полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

  2. снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

  3. повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны1.

Таким образом, на данных приоритетах декларируется высочайшая социально-экономическая важность энергетического сектора народного хозяйства. При этом, автор отмечает, что данные приоритеты соответствуют основным целям государственно-частного партнерства и концессии как его формы.

В настоящий момент Россия заинтересована в развитии государственно-частного партнерства и концессии, особенно в электроэнергетическом секторе экономики, поскольку именно электроэнергетика обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей народного хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных социально-экономических показателей страны2.

Автор подчеркивает, что электроэнергетика является базовой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей – основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан.

Фундаментальные проблемы электроэнергетики, наметившиеся в 1980-е годы и получившие развитие в последующий период, не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала повышаться энергоемкость экономики, произошло резкое падение объемов инвестиций с одновременным снижением эффективности работы отдельных секторов отрасли. Нерешенность указанных проблем может привести к замедлению экономического роста. Качественный рост энергоэффективности экономики и изменение инвестиционного климата в электроэнергетике невозможны без изменения сложившейся системы экономических отношений1.

Кроме того, в рамках проводимых автором социологических исследований на вопросы «Должны ли сохраняться права собственности за государственным сектором в энергетическом секторе?», «Должны ли государственный и частный сектор сотрудничать на взаимовыгодных условиях в энергетическом секторе?» утвердительно ответили 79 % и 81 %, 74 % и 73 % опрошенных соответственно.

Так, результаты проведенных автором социологических исследований показывают, что электроэнергетику целесообразно развивать в рамках базовых принципов государственно-частного партнерства и концессии.

По оценкам Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (в настоящее время – Министерство экономического развития Российской Федерации), совокупный объем вложений в российскую инфраструктуру только за период от 2008 до 2020 года составит более $1 триллиона, причем 60% этой сумму будет оплачено государством, и, в частности, производство электроэнергии должно быть увеличено на 2/32.

Еще до начала мирового финансово-экономического кризиса в России назревали проблемы инвестирования в электроэнергетике.

Дефицит энергосистем – острый вопрос уже не двух-трех, а десятков регионов. Дефицит энергомощностей – одна из причин недостаточно интенсивного развития российской экономики. Как планировалось в 2006 году, преодолеть кризис должна реформа электроэнергетики и инвестиционная программа РАО «ЕЭС России»3.

Правительство Российской Федерации, приняв за основу генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, согласилось с планами РАО «ЕЭС» в потребности электроэнергетики страны в инвестициях до 2020 года от $420 млрд. при базовом варианте до $540 млрд. при максимальном. Таким образом, для энергетики были заданы новые стратегические ориентиры, которые являются следствием острой необходимости развертывания полномасштабной программы строительства, модернизации и реконструкции1

При этом, в условиях экономического кризиса особую остроту приобретает проблема инвестиций в электроэнергетику – замена предельно изношенных генерирующих мощностей и строительство новых электростанций2.

А государственно-частное партнерство в форме концессии может стать инструментом привлечения инвестиций в данный социально и стратегически значимый сектор народного хозяйства России и преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ


На основе проведенного диссертационного исследования автор считает целесообразным сделать выводы и дать следующие рекомендации:

1. Методологический аппарат моделей, форм и механизмов государственно-частного партнерства позволяет его использовать в самых различных отраслях народного хозяйства при решении ряда важных задач современной социально-экономической политики России.

В свою очередь, концессия является наиболее перспективной и привлекательной для России формой государственно-частного партнерства.

2. Концессионная форма хозяйствования получила широкое распространение в экономической практике как стран с развитой экономикой (Великобритания, США, Франция, Германия), так и в развивающихся странах (Польше, Болгарии, Чешская Республика Литва и т.д.).

3. В силу выполняемых функций, концессия оказывает широкое положительное прямое и косвенное влияние на социально-экономическое развитие государства.

4. На сегодняшний день существует ряд барьеров институционального, правового, финансово-экономического, управленческого, кадрового и информационного характера, препятствующих развитию концессионной формы хозяйствования в России.

Потенциальные пути решения указанных проблемных вопросов состоят в следующем:

  1. создание нового либо возложение на уже существующее ведомство (например, Министерство экономического развития Российской Федерации) вопросов регулирования концессионной деятельности;

  2. принятие пакета федеральных законов, регулирующих отношения, возникающие в рамках государственно-частного партнерства. Кроме того, целесообразно предусмотреть баланс интересов государственного и частного сектора в федеральном законодательстве, в частности в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с целью решения социальных задач наиболее эффективным способом;

  3. льготное кредитование концессионера по максимально низким (до 4 – 5 %, но не более 7 %) либо отрицательным ставкам (часть процентов по кредиту выплачивает государство);

  4. преодоление коррупции в органах государственной власти. Однако, необходимо отметить, что коррупция – это системная проблема. И полностью не только преодолеть, но и предотвратить ее в отдельно взятом секторе государственного управления не представляется возможным;

  5. разработка на государственном уровне ряда специальных образовательных программ и дальнейшая подготовка на их основе новых управленческих и повышение квалификации уже существующих кадров для эффективного управления концессионной деятельностью;

  6. создание соответствующих информационных программ о государственно-частном партнерстве и концессии, а также содействие популяризации собственного положительного опыта в сфере концессионной деятельности.

5. Концессия – это не новый для России механизм интенсификации социально-экономического развития страны. Концессионная деятельность успешно применялась во второй половине XIX века и начале XX века в Царской России и в 1920-30-е годы в СССР.

В связи с этим, в настоящее время целесообразно использовать этот опыт для эффективного развития концессионной формы хозяйствования в России.

6. Развитие концессионной формы хозяйствования в России с социологической точки зрения целесообразно. Это обусловлено низким уровнем социальной ответственности бизнеса в России, что подтверждает имеющиеся исследования Фонда «Общественное мнение»1 и Всероссийского центра исследования общественного мнения2. Кроме того, проведенные автором социологические исследования свидетельствуют о целесообразности развития в России государственно-частного партнерства и концессионной формы хозяйствования.

7. На концептуальном уровне государственная стратегия и направление развития электроэнергетической отрасли народного хозяйства России соответствует целям и принципам государственно-частного партнерства.

В связи с этим, государственно-частное партнерство и концессионная форма хозяйствования могут стать инструментами привлечения инвестиций в данный стратегически и социально значимый сектор экономики.

Учитывая изложенное, в диссертации доказано, что концессия как форма государственно-частного партнерства объективно может стать реальной платформой для поступательного развития социально-экономической жизни в России в виду широкого спектра выполняемых социальных функций.

  1   2


Похожие:

Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconО порядке подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Ярославской области
Й области по инициации, подготовке, реализации и сопровождению проектов государственно-частного партнерства Ярославской области с...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно- частного партнерства 19- 25 декабря 2011 года
В перми арендная плата за землю под объектами концессии снижена в пять
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconПостановление от «27» октября 2011г. №973 Об утверждении Порядка сопровождения проектов государственно-частного партнерства на территории Брянской области
В соответствии с Законом Брянской области от 5 августа 2011 года №77-з «Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве»,...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconАктивности железнодорожных компаний
В статье рассмотрены формы государственно-частного партнерства по привлечению инве
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно- частного партнерства 26 сентября-2 октября 2011 года
Внешэкономбанк освоит новую форму «инструмента развития». Как стало известно «Ведомостям», Внешэкономбанк готов взять на себя функции...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconРственно- частного паРтнеРства Препринт wp8/2011/05 Серия wp8 Государственное и муниципальное управление Москва 2011
...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно- частного партнерства 21-27
Северные коридоры власти. По мере того, как по Севморпути один за другим
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconМинистерство министерство экономического развития республики коми
Об утверждении формы паспорта инвестиционного проекта, реализуемого или планируемого к реализации в Республике Коми на условиях государственно-частного...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconЗакон Омской области от ĚĠĊапреля ĜĚěĚĊгода № ěĜĞģėфз «О государственно-частном партнерствеƥĤ Формы осуществления государственно частного партнерства = > ? @ 2 Международный аэропорт «Омск-Федоровка»
«Развитие объектов транспортной инфраструктуры Омской области ĒĜĚěĚĊƀ ĜĚěĠĊгодыē Цели завершения строительства аэропорта «Омск-ФедоровкаŨ...
Социальные функции концессии как формы государственно-частного партнерства iconЕженедельный мониторинг сми по тематике государственно- частного партнерства 18-24

Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница