Кафедра Торговое дело утверждено советом этт




Скачать 120.68 Kb.
НазваниеКафедра Торговое дело утверждено советом этт
Дата конвертации18.10.2012
Размер120.68 Kb.
ТипПрограмма-минимум
Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова


Кафедра Торговое дело


УТВЕРЖДЕНО

Советом ЭТТ

28 декабря 2010 г.

Протокол № 4


Председатель совета

В.И. Самарин


ПРОГРАММА-МИНИМУМ


кандидатского экзамена по специальности 08.00.05 –

«Экономика и управление народным хозяйством»,

область исследования - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

(сфера услуг)


Утверждаю:

Зав. кафедрой "Торговое дело"

проф. Г.Г. Иванов

__________________________

2 ноября 2010 г.


Москва 2010

Составители программы:

доктор экономических наук, профессор Л.А. Брагин

доктор экономических наук, профессор И.Б.СТУКАЛОВА

доктор экономических наук, профессор Г.Г. Иванов

кандидат экономических наук, доцент С.С. Шипилова


Под общей редакцией доктора экономических наук, проф. Л.А. Брагина


Программа - минимум кандидатского экзамена по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством», область исследования - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг).

Программа разработана на основании методических предложений ВАК РФ, паспорта научной специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

Сост. Л.А. Брагин Л.А., Г.Г. Иванов И.Б. Стукалова, С.С. Шипилова.


1. Цели и задачи освоения программы


Основной целью освоения программы - минимум кандидатского экзамена (по специальности 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством»,

область исследования - Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг) является сдача аспирантами экзаменов кандидатского минимума по научной специальности. В ходе освоения программы, в соответствии с указаниями научного руководителя, аспирант должен ознакомиться с последними теоретическими источниками в данной области, с существующими практическими разработками.


2. Содержание программы


Раздел 1. Сфера услуг в национальной экономике России

Роль и место сферы услуг в системе разделения и кооперации труда. Объективность возникновения и развития сферы услуг. Тенденции и закономерности. Внешняя и внутренняя среда и ее влияние на темпы и направления развития сферы услуг. Экономические законы и их влияние на сферу услуг. Отраслевая специализация и кооперация сферы услуг. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперации в сфере услуг. Рыночные отношения и их влияние на хозяйственные и управленческие связи предприятий сферы услуг основные направления повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг. Информатизация общественных и экономических связей и роль сферы услуг в этом процессе. Современные теории постиндустриального общества и характерные особенности развития сферы услуг. Сфера услуг и качество жизни населения, их взаимовлияние.

Раздел 2. Субъекты экономических отношений в сфере услуг

Общая характеристика хозяйствующих субъектов сферы услуг и их организационно-правовые формы. Особенности разгосударствления и приватизации имущественных комплексов сферы услуг, в том числе социально-культурного назначения. Нормативно правовые условия создания и функционирования предприятий сферы услуг. Социальная инфраструктура сферы услуг и особенности ее воспроизводства и развития. Отраслевой и корпоративный подходы к формированию организации сферы услуг. Принципы размещения предприятий сферы услуг на территориальном, региональном и национальном уровнях. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг. Программно-целевые методы оптимизации размещения, развития и эффективного функционирования предприятий сферы услуг.

Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере услуг. Принципы и факторы выбора оптимальных форм хозяйствования. Научные направления и школы в совершенствовании управления предприятиями сферы услуг. Особенности и характерные элементы построения и оптимизации организационных структур управления в предприятиях сферы услуг.

Экономические основы функционирования некоммерческих организаций в сфере услуг. Основные организационные формы управления этими предприятиями.

Раздел 3. Государственное регулирование сферы услуг

Вертикаль и горизонталь отраслевой власти, и место государственного регулирования в обеспечении надежности и безопасности функционирования предприятий (комплексов) сферы услуг. Соотношение рыночных и государственных регуляторов в развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

Система государственного регулирования предприятиями сферы услуг. Принципы и подходы к выработке мер государственного воздействия на предприятия. Характер отношений местных органов власти и предприятий сферы услуг. Отраслевой принцип построения и регулирования предприятий сферы услуг. Межотраслевые комплексы в сфере услуг и проблемы их экономических отношений с государственными структурами.

Государственный протекционизм развития социально-значимых организаций сферы услуг. Формы государственной поддержки предприятий сферы услуг.

Раздел 4. Рынок сферы услуг

Тенденции и закономерности возникновения и развития рынка услуг. Формирование и развитие отраслевых, региональных и национальных рынков услуг. Характер экономических отношений на рынке услуг. Роль государства в развитии и регулировании национального рынка услуг. Спрос на услуги, его проявления и формы удовлетворения. Качественные и количественные параметры предложения на рынке услуг. Система ценообразования и факторы формирующие цены.

Конкуренция на рынке услуг. Виды конкуренции. Стратегия и тактика поведения предприятий сферы услуг на различных рынках. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг, методы и подходы к ее оценке. Способы, условия, и направления обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Управление конкурентоспособностью и формирование конкурентных преимуществ. Особенности экономико-управленческих подходов в обеспечении надежности функционирования социально-ориентированных предприятий на рынке услуг.

Качество услуг, стандартизация и сертификация услуг. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги. Экономический механизм обеспечения безопасности услуг и повышения качества предоставляемых услуг.

Раздел 5. Ресурсный потенциал сферы услуг и его управление

Экономические ресурсы: понятие, классификация, воспроизводственная структура.

Ресурсы предприятий сферы услуг и их виды. Качественные и количественные характеристики ресурсного потенциала и его влияние на социально-экономическое развитие предприятий сферы услуг. Структура экономических ресурсов сферы услуг. Инновационный потенциал предприятий сферы услуг, его оценка и экономико-организационные условия эффективной реализации. Управление ресурсами предприятия сферы услуг: принципы, подходы, методы.

Показатели использования ресурсов. Основные методы и подходы к оценке эффективности использования ресурсов. Современные теории управления ресурсами. Оптимизация ресурсов по объему и структуре на основе теории управления затратами.

Материально-вещественные ресурсы сферы услуг, их экономическое содержание и воспроизводство. Инвестиционные ресурсы в развитии материально-технической базы сферы услуг и методы повышения инвестиционной привлекательности.

Человеческий ресурс сферы услуг и его значение в эффективности функционирования предприятий. Интеллектуальный потенциал человеческого ресурса и система его воспроизводства. Экономические основы государственного регулирования интеллектуальной собственности в сфере услуг. Образовательные услуги и их трансформация в воспроизводственных процессах ресурсного и инновационного потенциала предприятий сферы услуг.

Экономические условия и последствия благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг. Управление экономическим ресурсом, приобретаемым на условиях благотворительности.

Информационный ресурс и эффективность его использования в сфере услуг.


Раздел 6. Система управления организациями сферы услуг

Основные этапы развития теории управления субъектами рыночных отношений в сфере услуг. Организации сферы услуг как специфический объект управления. Элементы системы управления. Методы и виды управления, их использование в сфере услуг. Мотивация персонала в сфере услуг. Особенности мотивационных стимулов в реализации задач обеспечения качества и надежности услуги.

Экономические стимулы и их использование в сфере услуг. Принципы формирования комплекса материальных и нематериальных стимулов. Характер взаимодействия организации и персонала в реализации цели организации.

Эволюция систем управления в сфере услуг на основе новых информационных технологий. Управление денежными потоками, технологическими процессами формирования и оказания услуг в системе «on-line». Электронная продажа услуг и ее перспективность.

Планирование и анализ хозяйственной деятельности в системе управления. Стратегический и тактический планы, методы их обоснования и организация выполнения. Индикативное планирование и его использование для обоснования перспектив развития сферы услуг.

Программно-целевое управление в сфере услуг; пределы и возможности использования программ в решении наиболее значимых проблем в развитии сферы услуг.

Раздел 7. Эффективность функционирования сферы услуг

Социальная и экономическая результативность сферы услуг, их значимость в зависимости от выполняемых функций и роли в решении социально-экономических задач. Показатели и методы оценки эффективности хозяйственной деятельности организаций сферы услуг. Внешние и внутренние эффекты. Теория управления доходами и ее использование в повышении эффективности и качества услуг.

Управление качеством услуг с учетом влияния на финансовый, экономический и социальный эффект. Экономико-организационный механизм повышения эффективности и качества услуг.

Экономическая прибыль и ее оптимизация в условиях неопределенности рынка. Информационно-методическое обеспечение системы управления результативностью работы организации сферы услуг. Использование современных информационных технологий в повышении эффективности и качества услуг.

3. Литература

  1. Абрютина М. Экономический анализ торговой деятельности.

Учебное пособие. М.: 2008.

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1, 2.

  2. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. Практический курс. С.-Пб.: Нева-Ладога-Онега, 2004.

  3. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. –М.: "Дашков и К", 2006.

  4. Крис А., Жаллэ Ж. Внутренняя торговля: Пер. с фр. /Общ. ред. В.С. Засашвили. М.: АО Издательская группа “Прогресс”, 2003.

  5. Месхон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2004.

  6. Торговое дело. Экономика торгового предприятия. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2009.

  7. Щур Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля. Наст. книга руководителя. М.: ДиС, 2004.

  8. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. Наст. книга руководителя. М.: ДиС, 2006.

  9. Горемыкин В.А. Энциклопедия бизнес –планов: Методика разработки. 75 реальных образцов бизнес-планов. – 2е издание.

  10. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. – М.: ГОУ ВПО РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009 г.

  11. Под ред. Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2009 г.

  12. Иванов Г.Г., Холин Е.С. Франчайзинг в сфере товарного обращения: конспект лекций. – М.: ГОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2010 г.

  13. Стукалова И.Б. Экономика торговли: Курс лекций. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2007 г.

  14. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. И. К. Белявский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.; Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.

  15. Торговое законодательство Российской Федерации. М.: Современная экономика и право, 1999.

  16. Трибалев Н. П., Игнатова М. Т. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. СПб.: “Белп”, 1994.

  17. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: "Дашков и К", 2004.

  18. Хеддервик К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий // Международная организация труда / Под ред. Ю. Н. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996.

  19. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. Вст. слово Ю.В. Пискунова. - М.: Фонд “За экономическую грамотность”, 1991.

  20. Хизрич Р. Питерс М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Пер. с англ. / общ. ред. В.С. Загашвили. 1-5 выпуск. - М.: Прогресс, 1993.

  21. Цзе К.К. Методы эффективной торговли, опыт лучшей фирмы года: Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика,1988.

  22. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А. М. Гребнев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян и др.; Рук. авт. кол. А. М. Гребнев. М.: Экономика, 1996.

  23. Холин Е.С. Экономический механизм управления  предпринимательской деятельностью торгового предприятия. Лекция. – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2007



ЭКЗАМЕНАЦИООНЫЕ БИЛЕТЫ

Билет 1. 1) Торговля в системе смешанной экономики.

2) Рынок трудовых ресурсов. Структура рынка трудовых ресурсов. Стоимость трудовых ресурсов.

3) Методы анализа, оценки и планирования товарооборота.

Билет 2. 1) Формы и содержание торговой деятельности в переходных и рыночных условиях.

2) Понятие финансового рынка, его структура и элементы.

3) Эффективность использования основных фондов.


Билет 3. 1) Потребительский рынок как сфера деятельности торгового предприятия.

2) Экономические методы оценки финансовых рисков.

3) Оборотные средства торговых предприятий и методы оценки эффективности их использования.


Билет 4. 1) Проблемы количественной оценки конъюнктуры рынка.

2) Общие принципы оплаты труда торговых работников.

3) Структура и порядок составления финансового плана.


Билет 5. 1) Роль, место и функции торговли в системе экономических отношений.

2) Товарные запасы: понятие и признаки классификации. Виды товарных запасов.

3) Методология анализа и планирования издержек обращения.


Билет 6. 1) Государственное регулирование деятельности торгового предприятия.

2) Экономическое содержание и понятие основных фондов торгового предприятия, их классификация.

3) Формирование цен на товары и услуги в предприятиях торговли.


Билет 7. 1) Налоговая политика и её влияние на торговое дело.

2) Планирование финансовых ресурсов. Финансовый план как составная часть бизнес-плана.

3) Особенности налогообложения торгового предприятия и пути его оптимизации.


Билет 8. 1) Торговое предприятие в структуре рынка. Совокупность критериев, определяющих торговое предприятие как систему.

2) Производительность труда работников как экономическая категория и как экономический показатель.

3) Оптовые торговые предприятия как посредническое звено в системе рыночных отношений.


Билет 9. 1) Хозяйственный механизм торгового предприятия и его элементы.

2) Сущность, критерии и оценка экономической эффективности торгового предприятия.

3) Устройство и планировка торговых и неторговых помещений магазина.


Билет 10. 1) Планирование деятельности торгового предприятия.

2) Классификация торговых предприятий по виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций, по правовому положению, по характеру собственности, по принадлежности капитала и контролю.

3) Понятие товарного ассортимента. Ассортиментная политика.


Билет 11. 1) Современные проблемы и основные направления совершенствования хозяйственного механизма торговли.

2) Принципы и методы размещения розничной торговой сети, классификация, показатели качества.

3) Управление товарными запасами, оптимизация системы товароснабжения как основа обеспечения стабильности ассортимента товаров и конкурентоспособности предприятия.


Билет 12. 1) Товарооборот торгового предприятия как экономическая категория и важнейший показатель хозяйственной деятельности.

2) Организация торгового-технологического процесса в магазине.

3) Планирование закупок. Выбор поставщиков.


Билет 13. 1) Экономические методы управления имуществом торгового предприятия.

2) Управление товарными запасами, оптимизация системы товароснабжения как основа обеспечения стабильности ассортимента

3) Роль складов в системе товароснабжения, их виды и классификация.


Билет 14. 1) Понятие финансов торгового предприятия, их роль и функции.

2) Основные типы управленческих стратегий и политика предприятия на рынке.

3) Информационные системы на предприятиях торговли.


Билет 15. 1) Экономическая природа издержек обращения, их классификация, состав и структура.

2) Особенности построения организационных структур управления для различных типов предприятий торговли.

3) Документооборот торгового предприятия. Виды документации.


Похожие:

Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconКафедра Торговое дело утверждено советом этт
Специализация "Экономика, организация, и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)"
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена
Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция...
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экономика организаций (предприятий) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080301 Коммерция (торговое дело);
Коммерция (торговое дело); 080401 Товароведение и экспертиза товаров, 080111 Маркетинг; 080105 Финансы и кредит; 080109 Бухгалтерский...
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая Университетом по направлению подготовки 100700. 62 Торговое дело профилю подготовки коммерция.
Университетом по направлению подготовки 100700. 62 Торговое дело профилю подготовки
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2006 Автор-составитель: Половцева Ф. П., кандидат технических наук, доцент, профессор Учебно-методический комплекс «Стратегическое планирование коммерческой деятельности»
Учебно-методический комплекс «Стратегическое планирование коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconУчебно-методический комплекс Специальность: 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2008 Автор-составитель: Кузьмина Евгения Евгеньевна, Доктор экономических наук, профессор Учебно-методический комплекс «Организация предпринимательства в сфере коммерции»
Учебно-методический комплекс «Организация предпринимательства в сфере коммерции» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconКоммерция (торговое дело)
Общие методические указания по
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconЭкзаменационные вопросы к итоговому междисциплинарному экзамену специальности 351300 (080301) коммерция (торговое дело)

Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconУровень основной образовательной программы
Направление(я) подготовки (специальность) менеджмент, торговое дело, филология, культурология, история искусств
Кафедра Торговое дело утверждено советом этт iconРекомендуемые темы дипломных работ специальности «Коммерция (торговое дело)»
Совершенствование организации снабжения и производства на коммерческом предприятии
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница