Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя




Скачать 312.66 Kb.
НазваниеСетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя
страница1/2
Дата конвертации18.10.2012
Размер312.66 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2




На правах рукописи



Кузнецов Иван Николаевич


Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя





08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(теория управления экономическими системами)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва 2009



Работа выполнена на кафедре менеджмента ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»


Научный руководитель -

доктор экономических наук, профессор

Баринов Владимир Александрович



Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Токаренко Геннадий Савельевич

кандидат экономических наук, доцент Андреев Владимир Александрович.



Ведущая организация -

Российская академия государственной службы при Президенте РФ




Защита диссертации состоится 24 декабря 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.196.05 при ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» по адресу: 115998, Москва, Б. Строченовский пер., 7, ауд 306


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова»


Автореферат разослан 20 ноября 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент В.Д. Свирчевский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы диссертационного исследования. Сокращение объемов отечественного производства, резкое снижение цен на нефть, обострили ситуацию связанную напрямую с проблемами обеспечения конкурентоспособности российских производителей. Особенно это относится к производителям нефти, работающим как на отечественном, так и на мировом рынках. Сложившаяся ситуация рецессии российской экономики побуждают отечественных руководителей предприятий осваивать методы и инструменты современного менеджмента. Ключевым преимуществом таких методов является возможность обеспечить высокую ликвидность бизнеса, постоянно расширять свою деятельность и систематически осваивать производство новых товаров и услуг.

В реальной практике предприятия, работающие одновременно на нескольких рынках сталкиваются с разными механизмами конкуренции, что обусловливает дифференцированный выбор способов обеспечения конкурентоспособности, в том числе через совершенствование коммуникаций и производственных связей с поставщиками. Важным резервом повышения конкурентоспособности крупного производителя является использование ресурсов развития сбытовой сети. Эффективным механизмом такого направления повышения конкурентоспособности являются способы и методы управления связанные с использованием эффектов сетевой организации бизнеса. Для крупных производителей нефти такое положение относится, прежде всего, к сбытовой сети малых объемов, которая обеспечивает индивидуальные потребности потребителей.

Анализ деятельности сетевых структур в промышленности указывает на два необходимых направления преобразований в управлении предприятием - участником сбытовой сети. Во - первых, реформирование структуры компании для активной работы на рынке как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Сбытовые сети в основном состоят из малых предприятий и изменения структуры связано с обеспечением бизнес-

процессов удовлетворения потребностей большого количества мелких потребителей.

Во - вторых, изменение управления сетью малых предприятий и перехода от централизованных механизмов к сетевым методам координации совместной деятельности. Преимущества сетевого управления, доказанные западной практикой, базируются не только на повышенной гибкости реагирования на изменения рынка, но и максимальном учете условий взаимодействия, характере и отраслевых особенностях.

Преимущества сетевого управления проявляются в результативности сетевых проектов. Достижение высоких результатов проектов, т.е. удовлетворение потребностей клиента, возможно лишь при определенном характере и однородности в уровне развитости отношений участников проекта. Иными словами, реализация преимуществ сетевого управления возможна лишь при выполнении трех основных требований: перестройке структуры самих участников, налаживания сетевых отношений совместной деятельности и введении определенных норм поведения и регламентов управления при реализации сетевых проектов.

Для России проблема реформирования управления комплексом предприятий, реализующих сбыт крупного производителя в современных рыночных отношениях и глобализации экономики, по мнению автора, во многих аспектах недостаточно проработана. Такое положение обусловило выбор направленности настоящей работы. Исследование посвящено изучению основных проблем организационного развития комплекса предприятий системы сбыта малых объемов крупного производителя в условиях перехода к сетевой организации бизнеса, и, прежде всего, выбора направлений реформирования системы управления сбытовой сетью.

Степень научной разработанности проблемы. В последнее десятилетие большое число исследователей в качестве самостоятельных объектов исследования выбирали функциональные компоненты системы менеджмента крупного производителя (маркетинг, сбыт, производство и др.).

Анализ проводился с позиций обеспечения конкурентоспособности компании на базе ее самостоятельного позиционирования на рынке. Изучение осуществлялось специалистами различных специальностей. Однако до настоящего времени все еще мало работ российских ученых и практиков, направленных на разработку системы преобразования сбытовой сети и перехода на сетевое управление, интегрирующую данные понятия в единую систему управления, как отдельным предприятием, так и их комплексом в сфере сбыта В2В. При этом комплекс производства и сбыта рассматривается как самостоятельный хозяйствующий субъект в условиях сетевого управления.

Изложению концепции сетевого управления комплексом производителей и сбытовых предприятий, как единой взаимосвязанной системы управления самостоятельным хозяйствующим субъектом, большое внимание уделено, прежде всего, зарубежными исследователями. В их числе Ансофф И., Вииг К.,Уильямсон О., Дак Х., Кунц Г., О’Донелл, Грейсон С., Сенге П., Прахалад К., Хамел Г., Трейси М., Вирсема Ф., Мур Ф. Чезборо Г. Тис Д. и др. Среди российских ученых отдельным аспектам проблемы реструктуризации управления комплексом производства и сбыта с целью ориентации на стратегический характер развития в переходной экономике посвящены работы Виханского О.С., Баринова В.А., Короткова Э.М., Клейнера Г.Б. , Мильнера Б.З., Наумова А.И., Олейника, А.В. Соловьева Б.А., Третьяк О.А. и др.

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной методической базой, как по общему, так и по функциональному менеджменту компании и комплекса промышленных предприятий для условий перехода к сетевой организации бизнеса. Особенностью деятельности предприятий в рамках комплекса является жесткое установление ролей каждого участника, что обусловило их монопольное положение. Для российских условий монополизм часто подкрепляется владением эксклюзивных лицензий и специфических активов. При переходе

к сетевому управлению учет поведения собственника специфических активов составляет качественную особенность в организации процессов формирования эффективных и конкурентоспособных сбытовых сетей. По мнению автора, переход комплекса предприятий к сетевому управлению, предполагает формирование не только новой стратегии, учитывающей совместную деятельность крупного производителя и сети малых сбытовых предприятий, но и иные организационные структуры управления, динамику их развития, а также освоение методов проектного управления.

Цель диссертационного исследования - разработка подходов к формированию и реализации сетевого управления сбытом крупного отечественного производителя и выработка методических рекомендаций и по реформированию управления сетью дистрибьютеров малых объемов крупных отечественных производителей жидких форм продуктов первичной переработки нефти, в состав которой входят собственники специфических активов. Гипотезой исследования является утверждение о том, что эффективное построение сбытовой сети увеличивает доходность производителя. Это с одной стороны. А с другой, – для эффективной деятельности сети необходимо постоянно расширять специфические активы, развивать потребности потребителей и увеличивать портфель долгосрочных проектов. Обязательство по развитию долгосрочных отношений участники сети принимают добровольно.

В соответствии с этой целью в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:

-  уточнить на основе анализа содержание понятия стратегической гибкости компании в условиях формирования сетевой экономики с целью определения методических основ исследования управления развитием сбытовой сети малых объемов крупного российского производителя;

- раскрыть содержание и предложить группировку сетей предприятий сбыта по этапам инновационного процесса в условиях удовлетворения изменяющихся индивидуальных потребностей конечного потребителя;

- сформировать и обосновать требования к сбытовому предприятию малых объемов крупного российского производителя жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов, эффективно работающему в сетевых условиях;

- раскрыть особенности поведения дистрибьютеров малых объемов крупного российского производителя жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов и определить условия обеспечения максимизации эффектов обмена материальных, финансовых и информационных потоков, возникающих в процессе сетевого взаимодействия;

- выявить особенности организации долгосрочных и краткосрочных проектов в сети дилеров малых объемов крупного российского производителя жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов и определить условия обеспечения перехода на эффективные проекты.

- разработать методические рекомендации по организации эффективных сетевых проектов для дилеров малых объемов крупного российского производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти.

Объектом исследования выступает система сбыта малых объемов крупного российского производителя на примере жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов.

Предметом исследования являются управленческие отношения в условиях сетевого взаимодействия дистибьютеров, возникающие в процессе обеспечения конкурентоспособности сети.

Теоретической и методологической основой исследования является подходы и методы системного, маркетингового, воспроизводственного, нормативного, количественного (математического), ситуационного анализа. Исследование проводилось на принципах единства исторического и логического, формы и содержания. Использовались общенаучные методы познания, а также методы экономико-статистических сравнений, метод экспертных оценок и абстрактно-логических суждений.

Обоснованность практических предложений, содержащихся в диссертации, обусловлена, прежде всего, всесторонним изучением и использования широкого спектра фундаментальных работ по теории современного менеджмента и конкурентного механизма. Использованы труды и монографии зарубежных и отечественных ученых, практиков, а также публикаций по исследуемой проблематике в общей и специализированной периодической печати, изучена и обобщена репрезентативная практика российских предприятий, в том числе предприятий, реализующих сетевые эффекты для повышения конкурентоспособности.

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, данные статистических справочников Росстата, решения крупных отечественных производителей, компаний, работающих на рынке жидких форм продуктов первичной переработки нефти, статистические материалы и отчеты, информационно-статистические обзоры, а также финансовая отчетность предприятий компаний ООО «Футура», ООО «Орсет», фактические материалы по деятельности компаний и эмпирические данные, полученные в ходе исследования, в т.ч. результаты опросов и анкетирования руководителей и специалистов российских предприятий и дилеров крупных производителей.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии методических основ управления сбытовой сетью малых объемов крупного производителя жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов в условиях наличия специфических активов одного из участников и перехода к сетевому взаимодействию с производителем; разработаны и предложены методические рекомендации по совершенствованию системы отбора новых дистрибьютеров для формирования оптимального портфеля долгосрочных и краткосрочных проектов в сети и максимизации эффектов сетевого взаимодействия.


Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и представленные к защите:

1. Уточнено содержание понятия стратегической гибкости сбытовой сети, как динамической характеристики ее развития, и сформулированы задачи организационного развития дистрибьютера крупного производителя в условиях удовлетворения изменяющихся индивидуальных потребностей конечного потребителя. Комплексность подхода к данному понятию и учет условий взаимодействия сбытовой сети с российским крупным производителем представляет отличительные ее черты. Стратегическая гибкость сбытовой сети определяется не только объединением ресурсов ее участников, но способностью дистрибьютеров использовать сети как дополнительный ресурс осуществления инновационных процессов для обеспечения изменяющихся потребностей конечного потребителя.

2. Введена и обоснована группировка сетей предприятий по критерию обеспечения инновационного процесса, являющегося основой конкурентоспособности. В отличие от ранее известных подходов по критерию объединения однотипных хозяйствующих субъектов, предложенная группировка базируется на дифференцированном подходе к использованию возможностей сетей по этапам инновационного процесса. Введенная классификация сетей позволяет перейти к оценке эффективности участия дистрибьютера в сети дифференцированно по этапам процесса коммерциализации новшества.

3. Выдвинута и обоснована модель формирования эффективной сбытовой сети малых объемов крупного российского производителя жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов. Отличием от известных подходов в разработанной модели является комплексный анализ управленческого, финансового, инновационного взаимодействия участников сети.

4. Раскрыты особенности поведения участника сбытовой сети малых объемов крупного производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти в условиях краткосрочного и долгосрочного проектов и разработаны методические рекомендации по оценке потенциала участников сети для развития долгосрочных проектов. В отличие от опоры в оценке дистрибьютера только на спросе, рекомендации учитывают потенциал развития инновационного процесса для обеспечения динамичных потребностей конечного потребителя.

5. Определены условия применения методических рекомендаций по оценке участников сети для обеспечения эффективности сетевых проектов и разработаны предложения по структуре анализа эффектов взаимодействия сети дистрибьютеров малых объемов крупного отечественного производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти. Особенность рекомендаций состоит в выделении и анализе каждого отдельного направления получения эффектов для производителя и дистрибьютера. Эффективность проектов достигается на основе постановки комплексных целей участникам сети и контроля за эффективностью взаимодействия производителя и дистрибьютера.

Теоретическая и практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации управления сетью дилеров малых объемов жидких форм продуктов первичной переработки углеводородов крупного производителя в условиях неценовой конкуренции. Данные рекомендации позволяют российским руководителям высшего уровня управления компаний дилеров формировать эффективную стратегию развития своего предприятия и повышения конкурентоспособности на базе использования сетевой организации объединения сбытовых предприятий и потребителей. Помимо этого, предложенная система управления дистрибьютером ориентирована на эффективное решение вопросов усиления его конкурентоспособности через расширение специфических активов как участника сбытовой сети.

Отдельные положения работы использованы в учебном процессе при чтении курсов «Менеджмент» в Российской экономической академии им.

Г.В. Плеханова, «Управление предприятием общественного питания» Московского государственного университета пищевых производств и в программе МВА в курсе «Управление устойчивым развитием корпорации» Международной школы бизнеса Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы докладывались и получили положительную оценку на конференции «ХХ1 и ХХ11 Международные Плехановские чтения» (2008г., 2009г., г. Москва), а также нашли применение при разработке «Проекта стратегии ООО «Футура» на 2008-2010гг.» и «Проекта стратегии ООО» «Орсет» на 2008-2010гг.», выполненного по заказу ТНК «ФУТУРА».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 9 научных работ объемом 3,4 п.л., в т.ч. две работы в научных журналах, из списка ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем работы. Поставленная цель и задачи исследования определили логику работы: от анализа особенностей менеджмента, обеспечивающего стратегическую гибкость сбытовой сети крупного российского производителя в условиях формирования сетевой экономики, и исследование принципов функционирования сети в условиях неценовой конкуренции, к выработке рекомендаций по организации процессов формирования сетей дистрибьютеров, совершенствованию системы управления сетевым предприятием по сбыту и освоению способов максимизации сетевых эффектов для повышении конкурентоспособности крупного производителя и дистрибьютера.

Работа состоит из введения трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цели и задачи, определены предмет и объект исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Методические основы сетевого управления взаимодействием предприятий в рыночной экономике» рассматривается группа вопросов, связанных с формированием сетевой компании и организационным развитием предприятий в условиях расширения набора ресурсов, необходимости обеспечения стратегической гибкости компании и возможностей сетевой организации системы сбыта, привлекаемых для обеспечения ее конкурентоспособности. Обоснована необходимость изменения подхода к стратегии организационного развития компании для максимальной реализации сетевых эффектов.

Во второй главе «Моделирование развития сбытовой сети крупного отечественного производителя» обобщены результаты исследований в области эволюции конкурентного механизма для дилеров малых объемов крупного производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти. Выявлена структура процесса интегрированного развития конкурентоспособности сети в условиях освоения сетевых эффектов. Обоснован подход к формированию структуры управления сетью для эффективного управления системой сбыта через механизм управления портфелем краткосрочных и долгосрочных проектов в условиях активного интегрированного использования эффектов сетевого взаимодействия.

В третьей главе «Формирование эффективной сбытовой сети малых объемов крупного производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти» рассмотрены методические подходы к оценке эффективности деятельности компаний - участников сбытовой сети.

Предложен механизм контроля за эффективностью отношений в сети дистрибьютеров малых объемов крупного производителя на примере особенностей поведения участников сети, обладающих специфическими активами. Проведена оценка эффективности сетевого взаимодействия крупного производителя и сбытовой сети малых объемов на примере дистрибьютера, обладающего специфическими активами. Предложены меры по совершенствованию управления сбытовой сетью малых объемов продуктов первичной переработки нефти для завода ОАО «Лукойл».

В заключении обобщены результаты и сформулированы рекомендации по управлению сетью дистрибьютеров малых объемов крупного отечественного производителя жидких форм продуктов первичной переработки нефти, даны рекомендации и практические предложения по реформированию управления сетью дистрибьютеров крупного производителя базирующиеся на использовании специфических активов для реализации эффективных сетевых проектов.

  1   2


Похожие:

Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя icon7 мое дело спортивная одежда «Редингот» занял нишу, в которой не было конкурентов со стороны отечественного производителя Вход конем
Спортивная одежда «Редингот» занял нишу, в которой не было конкурентов со стороны отечественного производителя
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconОсновные направления проектирования бизнеса
Проект «Совершенствование системы сбыта товара через каналы распределения российского производителя женской верхней одежды»
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconЕкономіка І фінанси 93
Изучается состояние отечественного нормативно-правового регулирования денежных
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconБизнес-план аозт ”Rainbow”
Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconДепартамент стратегического анализа и разработок
В 1961 г полномочия мфк были расширены: она начала использовать такой инструмент, как участие в капитале. В 1962 г. Мфк вошла в капитал...
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconТекущее состояние рынка отечественного и зарубежного
Описать создание сети обувных магазинов и разработать финансовую модель для эффективного
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconТема финансовый маркетинг и приемы финансового менеджмента
В зависимости от той или иной функции, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса,...
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconИсточник: Невское время (Санкт-Петербург)
На вопросы "НВ" об особенностях реформирования отечественного судостроения и создания государственного холдинга оск объединенная...
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя icon50 проекты проекты всеволод колюбакин
«Истар» Олег Тимошенко рассказал о разработке отечественного vsat-терминала и перс
Сетевое управление Сбытом Крупного отечественного производителя iconЮрий лигун, писатель, второй корпус, где он находился
Как рассказать о работе Гене- вила и корифей отечественного раке- но не понял бы, чем занимается
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница