Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров




Скачать 134.98 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров
Дата конвертации18.10.2012
Размер134.98 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова»

Кафедра менеджмента


Председатель Ученого Совета

Факультета менеджмента


М.Н. Кулапов

Протокол заседания

ученого Совета факультета

2010


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 08.00.05 «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ»


Рекомендована кафедрой «менеджмента»

Протокол № 2 от «12 февраля 2010г»


Зав кафедрой

д.э.н., профессор М.Н. Сидоров


Москва 2010

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая программа предназначена для оценки знаний будущих аспирантов Объем материала программы полностью отображает содержание учебного плана вузовской подготовки дипломированных специалистов и магистров.

В программе рассмотрены материалы, посвященные менеджменту в рамках требований, предъявляемых к подготовке менеджмента с учетом государственного образовательного стандарта (ГОС).

Настоящая программа предназначена для подготовки к Государственному экзамену, имеющего комплексный, междисциплинарный характер. Предлагаемый библиографический список является базовым.

Тема 1. Сущность, предмет и содержание менеджмента


Предметные области управления и менеджмента. Управление и менеджмент как области научного знания, как практика и искусство. Объект, предмет и метод в управлении и менеджменте.

Сущность и содержание менеджмента. Менеджмент как организация и управление совместной деятельностью людей на основе мотивационного механизма поведения.

Системный подход в менеджменте. Организация как социально-экономическая система. Особенности системных свойств организации: открытость, относительная обособленность, закрытость и изолированность. Понятие: внешняя среда организации. Элементы внешней среды организации: макросреда и «среда задачи». Понятие внутренней среды организации. Клиенты организации.

Управляющая и управляемая подсистемы в организации. Классификация систем управления по видам. Концепция Managment ohne Hierarie (менеджмент без иерархии). Сетевой менеджмент. Дистанционный менеджмент и Интернет. Концепция New Public Management

Менеджмент и философия бизнеса и корпорации. Социальная роль менеджмента. Этика и психология менеджмента.

Взаимосвязь управления с целями, задачами, методами, функциями и структурами менеджмента и социально-экономическими бизнес-процессами, происходящими в организациях.


Тема 2. Формирование науки управления и эволюция менеджмента

Принципы управления и менеджмента в динамике XX века. Менеджмент как наука и искусство организации и управления совместной деятельностью людей. Американская, японская и европейская школы менеджмента, их характеристика и развитие. Тенденции сближения.

История развития управленческой мысли в России и за рубежом Этапы формирования теоретических основ менеджмента, их преемственность и взаимосвязь. Классическая (традиционная) школа научного менеджмента. Административная школа. Теория бюрократии Макса Вебера. «Теория поля» К. Левина. Администрирование. Психотехника. Human Relations - доктрина человеческих отношении. Теория тотального качества Исикавы. Посттрадиционное развитие теории и практики современного менеджмента.


Тема 3. Формирование и функционирование системы управления в организации

Исторические, политические, экономические, культурные, территориальные и этнографические особенности менеджмента в США, Западной Европе. Юго-Восточной Азии. Японии, РФ.

Глобальные тенденции развития менеджмента. Характерные черты современного национального менеджмента. Роль и значение транснациональных компаний в теории и практике современного менеджмента. Экономические, социальные и нравственные аспекты современного менеджмента.

Менеджмент стабильных и нестабильных социально-экономических систем.

Неоднозначность трактовок понятий «управление» и «менеджмент». Понятия: «система», «системный подход», «системный анализ», «обратная связь», «вход», «выход», «синергия», закрытые и открытые системы. Системное мышление в менеджменте. Иерархия. Основные уровни управления и менеджмент.

Менеджмент как координация равноправных отношений. Подбор реальных партнеров как основа формирования системы отношений в менеджменте. Разработка комплекса функций как основа формирования системы управления и менеджмента. Взаимосвязь функций. Зависимость содержания функции менеджмента от характеристик управляемого объекта и отношений с партнерами. Состав функций, критерии выбора, классификация, оценка, комбинация функций.

Внутрисистемные контуры управления: управление ресурсами, процессами, объектами. Внесистемные контуры управления: управление потребностями и потреблением, источниками ресурсов и поставками, связями со смежными производственными и общественными системами

Тема 4. Цели и функции менеджмента


Цели и функции менеджмента в социально-экономических системах, их взаимосвязь и взаимозависимость. Горизонтальное и вертикальное функциональное разделение управленческого труда в социально-экономической системе. Разработка комплекса функций как основа формирования системы управления и менеджмента. Взаимосвязь функций. Зависимость содержания функции менеджмента от характеристик управляемого объекта и отношений с партнерами. Состав функций, критерии выбора, классификация, оценка, комбинация функций.

Функции глобального, локального, стратегического, тактического и оперативного менеджмента. Дуализм свободы и ответственности, собственности и самоуправления.

Бизнес-план как инструмент современного стратегического менеджмента. Сущность планирования как функции менеджмента. Прогнозирование: содержание, задачи, результаты, применение в менеджменте. Факторы поведения прогнозируемого объекта: экономические, политические, рыночные, технологические, конкуренции, международные, социальные.

Стратегия организации и планирование. Адаптация к внешней среде. Типы и структуры предпринимательской стратегии. Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии. Анализ и выбор стратегических позиций в конкуренции. Методы прогнозирования в выборе стратегий.

Стимулы и мотивы экономического поведения. Социально-психологические регуляторы человеческого поведения: цели, интересы, социальные установки, ценности и ценностные ориентации, социальные роли, социальные нормы и правила поведения, мотивы и потребности. Потребности и мотивационное управление. Мотивы поведения человека, группы, общества. Классификация базовых потребностей личности. Иерархия потребностей А. Маслоу. Психологические механизмы актуализа­ции потребностей человека. Потребности, стимулы и мотивы деятельности менеджера: успех, власть, престиж, принадлежность «значимым другим», «минимизация неприятностей, волеизъявление, материальные стимулы, самоактуализация. Реализация мотивационного механизма.

Тема 5. Функции контроля и контроллинг в менеджменте


Сущность и значение контроля в менеджменте. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Системы обратной связи. Системы управления по отклонениям. Управление с упреждением по слабым сигналам. Масштаб допустимых отклонений и принцип исключения. Зоны контроля. Обеспечение двойственности контроля основных параметров. Роль нормирования и стандартизации в контроле. Изменение результатов, сопоставление допустимых результатов с установленными нормами, нормативами и стандартами.

Поведенческие аспекты контроля. Стратегическая направленность контроля. Ориентация на результаты. Своевременность, гибкость, простота и экономичность контроля.

Контроллинг как современный метод эффективного менеджмента.

Функция контроллинга в менеджменте. Место контроллинга в управлении корпорацией. Организация контроллинга как проблема управления и менеджмента. Централизованная служба контроллинга как штаб линейного управления. Децентрализованный контроллинг как организационная форма менеджмента. Линейная служба контроллинга как результат реинжиниринга вертикальной организации.

Понятия: «оперативный и стратегический контроллинг». Временной горизонт контроллинга. Методы оперативного и стратегического контроллинга. Контуры оперативного контроллинга и стратегического регулирования.

Методы стратегического контроллинга, анализ потенциала и «узких мест», определение целей путем их согласования, количественный и качественный рост, стратегия продвижения товаров на рынок. Управление стратегиями и контроль за ними.

Методы оперативного контроллинга: учет, анализ и планирование результатов, учет затрат на реализованную продукцию с отклонениями цен и затрат, анализ результатов на основе абсолютных данных и составленных с учетом фактора «узких мест» ранжированных рядов. Учет, анализ и планирование результатов деятельности как основа предвидения

развития корпоративных структур. Технология управления запланиро­ванными результатами и контроль за ними.


Тема 6. Управленческое решение в системе менеджмента


Понятия: «проблема», «управленческое решение». Субъект и объект управленческого решения. Технология принятия решений. Особенности принятия решений на различных уровнях иерархии управления.

Условия, в которых принимают управленческое решение. Основные стадии принятия управленческого решения. Методы выработки и принятия решений. Методы формализации производственной задачи или проблемы. Интенсивно-логические методы. Методы экспертных оценок. Моделирование как метод выработки и принятия управленческих решений. Факторы, влияющие на качество решения в менеджменте: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Особенности процесса принятия решений. Демократические процедуры принятия решения. Способы повышения результативности управления. Исполняемость решения как показатель управляемости организации. Классификация управленческих решений.

Решение в горизонтальной системе отношений «менеджер-партнер (клиент)».

Полномочия - право на принятие решений. Управление как руководство и менеджмент. Масштаб и объем полномочий. Индивидуальные, коллективные и общественные полномочия. Дифференциация и интеграция управления. Способы реализации полномочий: автократическое, коллегиальное, коллективное и либеральное управление.

Тема 7. Человек в системе менеджмента


Понятие человеческого фактора в менеджменте, его характеристи­ки. Человеческие качества и цели развития социально ориентированной рыночной экономики. Человек как системообразующий фактор в хозяйственных организациях. Организационное поведение, его типы и учет в менеджменте. Разделение полномочий и ответственности. Правила соблюдения зон контроля и самоуправления. Свобода и самостоятельность человека в социально-экономической системе. Управляемость и условия оптимизации коллективной деятельности. Модели коллектива. Конвергенция моделей и факторов регуляции экономического поведения. Тактические и стратегические приемы социального управления.

Содержание труда менеджеров. Типы менеджеров. Требования к менеджерам. Основные качества личности менеджера. Современная модель менеджера. Карьера. Факторы, влияющие на деятельность менеджера.

Понятия: «руководство», «руководитель», «лидерство», «лидер». Стили руководства. Типы руководства. Формальные и неформальные группы и лидеры. Традиционные концепции лидерства. Концепция ситуационного лидерства. Руководство и менеджмент: сходство, отличие, идентификация.

. Власть и авторитет. Феномены в менеджменте: власти, предпринимательства, самоорганизации. Соотношение власти и авторитета в организации. Понятие баланса власти. Источники личной власти в организации. Механизм реализации власти. Понятие «группа», «групповое поведение». Сущность и разновидности групп. Групповые нормы. Конформизм и нонконформизм. Роль этических принципов. Трудовая этика. Лидерство в группе. Морально-психологическая атмосфера и производительность труда. Деньги как стимул поведения.

Тема 8. Организационная культура в менеджменте


Исторические и этнопсихологические особенности российского менеджмента.

Этика и этикет делового общения. Учет психологических различий в практике предпринимательства и менеджмента.

Концепция организационной культуры как управленческой пара­дигмы. Понятие организационной культуры. Формирование и поддержание организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой.

Национальная культура как специфическая совокупность способов взаимодействия людей в общественных и бизнес-процессах с окружающей их внешней и внутренней средой. Менеджмент как способ учета национальной культуры духовных и материальных ценностей.

Классификация типов культуры: демократическая и авторитарная, «открытая» и «закрытая». Разграничение западной и восточной культур на основе сравнительного подхода. Необходимость учета типов культур в практике менеджмента.

Понятие корпоративной культуры и ее состояние в российских организациях. Роль и место менеджмента в реализации концепций органи­зационной корпоративной культуры.

Тема 9. Коммуникации в менеджменте


Понятие и сущность коммуникации. Виды коммуникаций. Значение коммуникаций в организации. Модели коммуникаций. Коммуникационный процесс. Коммуникационные барьеры. Коммуникационные стили. Пути преодоления коммуникативных барьеров. Основные принципы эффективной коммуникации. Информационные системы в коммуникациях. Понятия: «информация», «информационная система». Мера информации. Информационная перегрузка. Невербальная коммуникация. Основы переговорного процесса. Проблема трансакционных издержек.

Типы управленческой информации. Характеристики эффективной информации.

Информация как важнейший ресурс менеджмента. Асимметричность информации в современном менеджменте. Понятие информационных сетей, их временная характеристика. Понятие: нестабильность и недостоверность в менеджменте. Методы организации. Коммуникации в организации.

Проблема информационной безопасности бизнес-процессов в менеджменте. Основные источники информационного обеспечения менеджмента. Менеджмент и монополия на информацию. Знания и опыт работников - как информационный ресурс организации. Архивы информации - основы их организации и использования в менеджменте. Источники, организация системы получения, передачи и использования научно-технической информации в менеджменте. Организация информационного взаимодействия с государственными и муниципальными органами. Создание и развитие системы обеспечения менеджмента рыночной информацией. Информационные технологии в менеджменте. Информация в сис­теме управленческого консультирования.

Тема 10. Контроллинг в системе менеджмента


Контроллинг как современный метод эффективного менеджмента.

Функция контроллинга в менеджменте. Место контроллинга в управлении корпорацией. Организация контроллинга как проблема управления и менеджмента. Централизованная служба контроллинга как штаб линейного управления. Децентрализованный контроллинг как организационная форма менеджмента. Линейная служба контроллинга как результат реинжиниринга вертикальной организации.

Понятия: «оперативный и стратегический контроллинг», «маркетинг». Временной горизонт контроллинга. Методы оперативного и стратегического контроллинга. Контуры оперативного контроллинга и стратегического регулирования.

Методы стратегического контроллинга, анализ потенциала и «узких мест», определение целей путем их согласования, количественный и качественный рост, стратегия продвижения товаров на рынок. Управление стратегиями и контроль за ними.

Методы оперативного контроллинга: учет, анализ и планирование результатов, учет затрат на реализованную продукцию с отклонениями цен и затрат, анализ результатов на основе абсолютных данных и составленных с учетом фактора «узких мест» ранжированных рядов. Учет, анализ и планирование результатов деятельности как основа предвидения

развития корпоративных структур. Технология управления запланиро­ванными результатами и контроль за ними.


Тема 11. Организационная диагностика и управление изменениями

Понятие организационной диагностики. Сущность изменений. Понятия изменений. Особенности в менеджменте. Понятие управленческого кризиса.

Цель, задачи и методы организационной диагностики в системе менеджмента. Факторы усложнения условий и ускорения изменений.

Тенденции усложнения социальных и производственных технологий и их организационные изменения в менеджменте.

Планомерные изменения и их роль в развитии организации. Типология организационных изменений. Организация как основной объект организационных изменений в системе вертикального менеджмента. Методы осуществления организационных изменений в системе государственного управления и корпоративного менеджмента.

Понятие цели, стратегии и развитие организации. Характеристика подходов к интерпретации понятия «стратегия». Стратегия как комплексный план по обеспечению изменений в организации. Стратегия как определение основных долгосрочных целей, выбор курса действий, распреде­ление ресурсов, необходимых для достижения целей.

Изменения в системе, ее структурах и их характеристика во времени и пространстве.

Организационная структура управления как инструмент для достижения динамики целей и стратегий. Корпоративная структура как сеть центров принятия решений. Особенности внутренних связей и связей с внешней средой. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационных структур.

Типы организационных структур управления и их эволюция. Методы анализа и проектирования организационных структур управления. Принципы выбора эффективных организационных структур организации.

Типы реакций менеджеров на изменения в системе управления: активная, реактивная и прогнозируемая.

Выбор стратегии реагирования на возникновение изменений: прогнозирование и планирование, руководство в условиях сильных сигналов обратной связи, руководство в кризисной ситуации. Матрица уровня осведомленности в условиях неожиданных изменений.

Инновационное обновление и реинжиниринг производственных и бизнес-процессов в менеджменте. Роль менеджеров по реинжинирингу в формировании условий организационного развития.

Система и методы учета творческих вкладов участников в формировании новых объектов бизнеса. Матрица учета творческих вкладов участников. Методы оценки информации и интеллектуальной собственности.

Риск-менеджмент как попытка эффективной координации предметной области в условиях прогнозируемых и скачкообразных изменений.

Тема 12. Эффективность менеджмента


Сущность и содержание социально-экономической эффективности менеджмента. Социальная и экономическая эффективность: единство и взаимосвязь. Эффективность социально-экономической системы и эффективность менеджмента. Структура затрат на организационно-управленческую деятельность. Тайм-менеджмент.

Экономическая эффективность сетей отношений с помощью оценки динамики трансакционных издержек.

Критерии и показатели оценки эффективности менеджмента. Методы оценки эффективности менеджмента для обеспечения конкурентоспособности организации.






Похожие:

Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconМ инистерство образования и науки РФ саратовский государственный технический университет программа всероссийской научно-практической конференции
В. Н., декан амф сгту, д т н., доцент; Михель Д. В., декан сгф, д ф н., профессор; Мурзова Л. В., зав кафедрой Эим эти сгту, к э...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (Управление...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)»
«Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)»
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»
Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, специальность 08....
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconВопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05. – «Экономика и управление народным хозяйством»
Для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05. – «Экономика и управление народным хозяйством»
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconУчебное пособие Допущено Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент и организации»
Рецензенты: директор Института экономики и менеджмента Пензенского гуас, д э н., профессор С. Д. Резник; зав кафедрой менеджмента...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 “ Экономика и управление народным хозяйством” (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность))
Основные экономические классификации, применяемые в России. Оквэд и его основные отличия от оконх. Принципы определения основного...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)»
Псевдоинновации и их экономическая интерпретация. Концепция технологических укладов. Циклические явления в экономике и их влияние...
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 “Экономика и управление народным хозяйством” специализация «Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами строительство»
«Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – строительство»
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «экономика и управление народным хозяйством» Рекомендована кафедрой «менеджмента» Протокол №2 от «12 февраля 2010г» Зав кафедрой д э. н., профессор М. Н. Сидоров iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность))»
Основные экономические классификации, применяемые в России. Оквэд и его основные отличия от оконх. Принципы определения основного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница