Высшего профессионального образования




Скачать 123.95 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
Дата конвертации18.10.2012
Размер123.95 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа





ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Факультет психологии


Научно-исследовательская работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор:

Магистр 2 курса

факультета психологии

кафедры психологического обеспечения

профессиональной деятельности СПбГУ

Бударгина Е.В.


Научный руководитель:

К.п.н., доцент кафедры психологического

обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ

Родионова Е.А.


Санкт-Петербург

2010 год

Введение


Современная организация способна существовать и успешно конкурировать на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся условия ведения бизнеса. Ускорение ритма современной жизни, изменчивость окружающей среды усиливает нестабильность функционирования компаний, заставляет их проводить частые и быстрые изменения, подстраиваться под изменения внешних условий (1). Справляться с этой задачей позволяет проектная деятельность.

В настоящее время все больше организаций включают в свою деятельность, помимо основной работы, работу над различного рода проектами, а ряд организаций используют проектную деятельность, как основную. Для того, чтобы узнать насколько хорошо выполнен проект, можно посчитать экономическую эффективность работы, использовав соответствующие методы. Результаты покажут, что одни проекты реализованы успешно, другие же не достигли поставленных целей. Конечно, причины этого могут быть самыми разными – недостаток финансирования, жесткие требования, слишком сжатые сроки и т. д... Но, не редкими являются ситуации, когда, несмотря на все вышеперечисленные сложности, проекты все равно осуществляются и цели достигаются. Также, можно встретить и обратные ситуации, когда, даже при благополучном влиянии многих факторов проектная работа абсолютно не эффективна. Что может быть причиной таких различий?

Рассмотрение научных теорий отечественных и зарубежных исследователей, позволило нам сделать предположение о важной роли человеческого фактора в проектной работе и о необходимости особого построения коммуникационных сетей в таком виде деятельности.

Данная работа позволит выявить психологические факторы, которые могут влиять на успешность проектов. Тема является актуальной, так как, в настоящее время, проектную деятельность в своей работе использует достаточно много организаций и, конечно, каждая из них заинтересована в том, чтобы добиться максимальных результатов. Изучение психологических причин, по которым одни проекты более успешны, а другие менее, позволит разработать ряд рекомендаций для более эффективной организации проектной деятельности. Теоретическая новизна работы состоит в том, что мы используем комплексный подход, рассматривая психологические и социально-психологические факторы успешности проектов, делаем акцент на особенности построения коммуникационных сетей в проекте, как особом виде деятельности, максимально используем опыт зарубежных и отечественных исследователей. Методологической базой исследования стала модель модульно-функционального анализа успешности деятельности организации В.М. Снеткова (2). Используя данную модель, а также наши собственные разработки, нами разработана комплексная модель для оценки успешности проектной деятельности.

Цель работы - выявить психологические факторы успешности проектной деятельности

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Определить критерии успешности проекта;

  2. Провести диагностику мотивационных ожиданий сотрудников проекта, внутригрупповых отношений, их оценок ресурсности и процесса реализации проекта.

  3. Установить тип коммуникационной сети в проекте

  4. Оценить успешность проекта;

  5. Выявить взаимосвязь между диагностируемыми показателями

  6. Выявить и сформулировать психологические факторы успешности проектной деятельности

Предмет исследования: психологические факторы успешности проектной деятельности

Объект исследования: сотрудники проектных групп международной молодежной организации AIESEC, в которой молодые люди занимаются реализацией своих проектов. Всего 82 человека (48 девушек и 32 юноши), в возрасте 18-24 лет.

Гипотезы исследования:

  1. Существует взаимосвязь между показателями мотивационных ожиданий сотрудников проекта, их оценок ресурсности и процесса реализации проекта, внутригрупповых отношений и успешностью проектов

  2. Для успешных проектов характерен слабо централизованный тип коммуникационной сети


Практическая значимость данной работы в том, что, использовав, результаты нашего исследования, можно будет по-новому взглянуть на процесс осуществления проектной деятельности, на построение системы коммуникаций, что, в свою очередь, может положительно повлиять на успешность работы многих организаций. Кроме того, результаты данной работы могут быть полезны для специалистов, работающих в области менеджмента, бизнесменов и предпринимателей, а также для студентов психологических факультетов, занимающихся изучением данной темы.


Теоретические аспекты изучаемой проблемы


Проектная деятельность представляет собой особую форму организации и выполнения работы, мотивации сотрудников, управления. Теоретико-методологической основой проектирования является системный подход к объекту проектирования, что требует анализа объекта проектирования как системы и отнесения его к определенному классу систем .

Если говорить о самом понятии проекта, то отечественные исследователи понимают его, как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для решения в течение заданного времени и при установленном бюджете имеющейся задачи (проблемы) и достижения поставленной цели (4).

В западной практике, понятие «проект» толкуется несколько шире: «Проект - это все, что задумывается или планируется; это процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, переводящей ее из одного состояния в другое» (5). Однако в обоих подходах, можно увидеть, что проекты рассматриваются, как то, что меняет наш мир, способствует его изменению и развитию.

В Кодексе знаний об управлении проектами, разработанном в 1987 г. Институтом управления проектами (США) содержится следующее определение: проект представляет собой некоторую задачу с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения (6). Таким образом, у проекта есть начало и завершение, когда достигаются поставленные цели. Работа в плане проекта представляет некоторую деятельность, необходимую для достижения конкретных результатов. Момент окончания работы означает факт получения конечного продукта (результата работы).

Если говорить о видах проектов, то здесь существует большое количество классификаций, в зависимости от различных признаков (масштаб, сроки, инвестиции и др.)

Любой проект проходит в своем развитии определенные стадии (фазы) от состояния, когда проекта еще нет, до состояния, когда его уже нет. Этот промежуток между моментами начала и окончания проекта называется жизненным циклом проекта. Жизненный цикл проекта включает следующие фазы: инициирование, планирование, исполнение, контроль, завершение (7).

Из вышесказанного видно, что проект – особая, специфическая деятельность по реализации некоего замысла, имеющая свои особенности. Основными признаками проекта являются:

  • уникальность и неповторимость целей и работ проекта;

  • координированное выполнение взаимосвязанных работ;

  • направленность на достижение конечных целей;

  • ограниченность во времени (наличие начала и окончания);

  • ограниченность по ресурсам (8).

Все особенности должны учитываться при организации управления проектом, формировании его организационной структуры.

Таким образом, из всего вышесказанного видно, что при подготовке и реализации проекта важно грамотно провести его через все фазы жизненного цикла, придерживаться выбранных приоритетов на этапе реализации, грамотно осуществлять процессы контроля. Однако, выполнять все это невозможно без самого главного ресурса любого процесса – человеческих ресурсов. Участники проекта - основной элемент структуры, так как они обеспечивают реализацию замысла, воплощают все идеи в жизнь (9). У каждого участника свои функции, мера участия и степень ответственности за судьбу проекта.

Известный американский ученый и специалист по управлению проектами – Х.Кук, отмечает: «Бесспорно, достижение поставленных целей – необходимая составляющая успешного управления проектом, однако это еще не все. Обеспечение единства команды – важнейший фактор успеха, равно как и предвосхищение проблем вместо ликвидации их последствий. Основной вывод исследований последнего десятилетия, посвященных управлению проектами и человеческими ресурсами, состоит в следующем - благополучие команды означает достижение поставленных в проекте целей» (10).

Отдельное внимание необходимо уделить формированию команды, в построении коммуникации внутри проекта. Важно решить, какой
тип команды наилучшим способом подходит для данного проекта, грамотно провести участников через стадии развития, выработать стандарты поведения, установить правила (11). Открытое обсуждение позволяет понять, что приемлемо и неприемлемо для команды. Здесь следует подчеркнуть важность формирования особого типа коммуникационной сети в проекте.

Коммуникационная сеть характеризует особенности коммуникационного взаимодействия в группе и соединяет определенным образом участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков (12). Существует довольно много видов коммуникационных сетей, основные отличия между которыми в особенности передачи информации между членами сети, в зависимости от того, насколько централизована сеть. При формальном, централизованном типе все коммуникации осуществляются через руководителя группы. При максимально децентрализованном типе все члены группы имеют равное число коммуникационных связей. В каждом типе есть свои плюсы и минусы. Говоря о проектной работе, можно предположить, что ей не подходят как жесткая централизация, так и абсолютная децентрализация (13). Здесь нужна сеть слабо централизованная, то есть наличие лидера, который стимулировал бы коммуникационное взаимодействие между членами своей группы, разделяя тем самым ответственность и поощряя активность. Решая определенные проблемы, члены проектной команды могут действовать независимо, но в целом во главу угла должно ставиться взаимодействие и совместная деятельность членов команды (10). Необходима открытая коммуникация, так как это демонстрирует, что информация, которую предоставляют сотрудники, точна, правдива и тщательно проверена. Ограниченный доступ к информации подразумевает, что либо сама информация недостоверна, либо тем людям, которым доступ к ней закрыт, не доверяют (9). Четкие стандарты результатов деятельности, объективные показатели также вносят свой вклад в укрепление доверия, способствуют эффективности реализации проекта. На основании этого мы и выдвинули гипотезу о том, что слабо централизованная коммуникационная сеть, будет соответствовать более успешным проектам, как сеть, стимулирующая эффективное командное взаимодействие.

В то время как многие проекты сфокусированы на материальных ресурсах, профессиональное управление проектом в первую очередь предполагает управление человеческими ресурсами – самый дорогой и сложный процесс управления. Не случайно, еще в 1997 году, Т. ДеМарко отметил, что «в тех рабочих группах, где люди получают наибольшее удовлетворение от работы и действуют на пределе своих возможностей, командное взаимодействие — это все» (14). Уникальные знания, умения и навыки каждого, при грамотном их использовании, принесут удовлетворенность участников проекта и максимальную пользу в достижении всех поставленных в проекте целей и задач.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ изучаемой проблемы, позволяет сделать предположения о важности психологических факторов в успешности проектной деятельности.


Эмпирическая часть


Раскроем замысел нашего эмпирического исследования.

Исследование проводится на базе молодежной международной организации AIESEC, в которой молодые люди занимаются реализацией своих проектов. Для осуществления проекта, команде нужно найти спонсоров, привлечь стажеров из других стран, разработать детальный бизнес-план и, непосредственно, решать все необходимые задачи для осуществления поставленных целей. Мы изучаем 10 проектных групп, как на этапе реализации проекта, так и по окончании их деятельности с помощью целого комплекса методов. В результате нашего исследования будут сделаны выводы психологических факторах успешности проектов.

Замысел эмпирического исследования наглядно представлен в разработанной нами комплексной модели оценки успешности проектной деятельности.



Данная модель демонстрирует, что мы используем комплексный подход, позволяющий с разных сторон оценить проектную деятельность и дать характеристику ее успешности.

Представим тезисную программу исследования для реализации данной модели.

1. Проведение и анализ результатов экспертной оценки для установления критериев успешности проектной деятельности.

Отнесение проекта к группе успешных или неуспешных, будет производиться нами на основе тех критериев, которые мы получили от экспертов. В качестве экспертов выступили специалисты по обучению и развитию в организации, линейные руководители, бывшие руководители проектов. В описании реализации исследования, мы подробнее раскроем процедуру экспертной оценки.

2. Проведение и анализ результатов методики "Возможность реализации мотивов", В. Доминяк (ВРМ).

На основании результатов данной методики, мы сможем говорить о том, насколько высок у сотрудников уровень возможности реализации мотивов именно в данном проекте, то есть, насколько человек подходит проекту или проект человеку.

3. Проведение и анализ результатов анкет «Оценка ресурсности проекта» и «Оценка процесса реализации проекта».

Нами разработаны 2 анкеты, позволяющие оценить то, насколько члены проектной команды «верят» в свой проект, как оценивают его ресурсность и насколько процесс реализации проходит успешно по тем критериям, которые выделили эксперты. Результаты данной анкеты покажут, насколько эти факторы будут влиять на успешность проектной работы.

4. Проведение и анализ результатов методики «Внутригрупповые отношения» А.Н. Лутошкина.

Результаты данной методики продемонстрируют характер отношений между членами проектных групп. Используя данные результаты мы сможем установить взаимосвязь особенностей внутригрупповых отношений и успешности проектной работы.

5. Проведение и анализ интервью «Тип коммуникационной сети»

Данное интервью поможет узнать к какому типу коммуникационной сети относится взаимодействие участников проектов. На основании результатов мы сможем сделать вывод о наиболее эффективном для проектной деятельности типе коммуникационной сети.

Проводимые нами методики обрабатываются с помощью методов математической статистики (программа SPSS).

В настоящее время наше исследование находится на этапе реализации. Проведена экспертная оценка, обработаны результаты. На основании этих результатов составлены критерии для оценки успешности проектной деятельности и создана анкета по оценке успешности процесса реализации проекта. Исследуемые нами проекты запущены, поэтому сейчас, мы активно взаимодействуем с проектными группами и руководством организации AISIEC, для того, чтобы получить максимально качественные результаты. По окончании проектов мы разделим их на 2 группы в зависимости от степени успешности реализации и сможем выделить психологические факторы успешности проектной деятельности. Данные результаты в дальнейшем могут использоваться для повышения эффективности работы всей организации.

В случае подтверждения наших гипотез мы сможем говорить о следующих возможных результатах:

  • существуют психологические факторы, обуславливающие успешность проектной деятельности

  • у молодых людей, работающих в успешных проектах более высокий уровень возможности реализации мотивов

  • члены успешных проектов положительно характеризуют ход реализации проекта, высоко оценивают его ресурсность

  • в успешных проектах наблюдаются более благоприятные внутригрупповые отношения

  • в успешных проектах наблюдается слабый уровень централизации коммуникационной сети

Также мы планируем, что итоги исследования позволят получить нам ряд других интересных результатов, которые помогут сформулировать выводы о том, какие психологические факторы оказывают влияние на успешность проектной работы деятельности.

Подводя итог описанию выполняемой нами научно-исследовательской работы, хочется еще раз сделать акцент на высокий уровень его практической значимости. В настоящий момент, на этапе реализации нашего проекта, организация AISIEC, являющаяся базой исследования работе, организует помощь в его проведении и эффективной реализации, вследствие большой заинтересованности результатами работы. Мы надеемся, что результаты данного научного исследования могут быть полезны в повышении эффективности работы организаций, работающих в столь перспективной, на сегодняшний день, сфере проектной деятельности.

Список используемой литературы:

  1. Журнал "Консультант директора", № 21, Ноябрь, 2003 г

  2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова, СПб, 2001.

  3. Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности М.,1995.

  4. Снетков В.М. Проектирование новых подразделений в организации (на примере отдела маркетинга) Метод. пособие. СП.1997.

  5. Дж.К.Джонс Методы проектирования. М.,1986.

  6. "Кодекс знаний об управлении проектами", Институт управления проектами США)

  7. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Учебник для вузов – СПб., 1996.

  8. Гейзлер П.С. Управление пректами: Учеб.пособие /П.С. Гейзлер, О.В.Завьялова. М., 2005.

  9. Джеймс С. Пеннипэкер и Дж. Кэбэнис-Брюин, What Makes a Good Project Manager. Havertown, PA: Center for Biseness Practices, 2003

  10. Кук Х., Тейт К. Управление проектами. М., 2007

  11. Мартин П., Тейт К. Управление проектами М., 2006.

  12. Фролов С.С. Социология организаций, М., 2005

  13. Товб А.С.,Г.Л. Ципес Управление проектами: стандарты, методы, опыт. М.,2005.

  14. DeMarco, 1997. DeMarco, Tom. The Deadline: A Novel About Project Management. New York: Dorset House Publishing, 1997.




Похожие:

Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080200 «Менеджмент»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 080300 «Финансы и кредит»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 031600 «реклама и связи с общественностью»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconМетодические рекомендации разработаны в соответствии с государственным образова- тельным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconРабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521600 «Экономика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 080100 «Экономика»
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (впо) (бакалавриат)
Высшего профессионального образования iconМетодические указания рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050100 педагогическое образование утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница