Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020»




НазваниеПостановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020»
страница1/5
Дата конвертации18.10.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Источник: ИС ПАРАГРАФ, 01.10.2011 12:05:22


Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года № 254

Об утверждении Программы «Производительность 2020»

изменениями и дополнениями от 01.09.2011 г.)

 

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу «Производительность 2020» (далее - Программа).

2. Центральным и местным исполнительным органам и иным организациям принять меры по реализации Программы.

3. Ответственным центральным и местным исполнительным органам и организациям (по согласованию) представлять информацию о ходе реализации Программы в соответствии с Правилами разработки, мониторинга отраслевых программ, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2010 года № 218 «Об утверждении Правил разработки и мониторинга отраслевых программ».

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

5. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.

 

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан

 

К. Масимов

 

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от 14 марта 2011 года № 254

 

 

Программа «Производительность 2020»

 

1. Паспорт Программы

 

Наименование Программы

 

Программа «Производительность 2020»

Основание для разработки

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» (далее - Государственная программа)

 

Разработчик

Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан

 

Цель Программы

Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий в приоритетных секторах экономики путем увеличения производительности труда

 

Задачи

Программы

1. Совершенствование применяемых предприятиями управленческих и производственных технологий

2. Модернизация (техническое перевооружение) действующих и создание новых конкурентоспособных производств

 

Сроки реализации

2011 - 2020 годы:

1 этап - 2011 - 2014 годы, 2011 - пилотный;

2 этап - 2015 - 2020 годы

 

Целевые индикаторы

В целях реализации задач, поставленных в Программе, будут достигнуты следующие целевые индикаторы до 2020 года:

увеличение производительности труда не менее чем в два раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в Программе

 

Источники финансирования

В республиканском бюджете в 2011 году предусмотрено 19,9 млрд. тенге. Расходы на инновационные гранты и на внедрение современных управленческих технологий отражены в «Программе по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 - 2014 годы» и «Межотраслевом плане научно-технологического развития страны до 2020 года», утвержденных постановлениями Правительства Республики Казахстан соответственно № 1308 от 30 ноября 2010 года и № 1291 от 30 ноября 2010 года. Объемы финансирования из республиканского бюджета следующих годов будут уточняться при формировании соответствующих бюджетов на планируемый период

 

 

В раздел 2 внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства РК от 01.09.11 г. № 999 (см. стар. ред.)

2. Введение

 

Программа «Производительность 2020» (далее - Программа) разработана в рамках реализации послания Президента Республики Казахстана народу Казахстана «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана», Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, Государственной программы и протокола 23-го пленарного заседания Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан № 01-8.1 от 4 июня 2010 года.

Программа разработана при методологической поддержке Всемирного Банка и является одним из инструментов реализации Государственной программы.

Общая производительность экономики является фактором, в значительной степени определяющим ее конкурентоспособность. Увеличение доли предприятий обрабатывающих отраслей, выпускающих наукоемкую продукцию, существенно повышает уровень производительности труда в экономике. Поэтому государству жизненно важно стимулировать повышение ее производительности, внедрение инновационных разработок, внедрение современных управленческих технологий и в целом модернизацию основных фондов предприятий. На сегодня первостепенной задачей является создание новых конкурентоспособных производств, модернизация (техническое перевооружение) действующих производств с целью повышения производительности труда и, безусловно, внедрение современных управленческих технологий.

При этом на эффективность труда также влияют инновационная активность бизнеса, сильный бренд, квалификация персонала, доступ на привлекательные рынки сбыта, качество конкурентной среды, способность умело продвигать и продавать продукт или услугу. Кроме того, в вопросах внедрения современных управленческих технологий роль менеджмента является ключевой.

Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо принятие системных мер по внедрению современных управленческих и энергосберегающих технологий, модернизации предприятий и созданию новых конкурентоспособных производств через разработку соответствующей Программы.

В рамках реализации Программы:

государство, через администратора Программы (Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан) и специально определенные комиссии и советы, принимает решение о возможности предоставления мер государственной поддержки;

при необходимости согласование документов с заинтересованными центральными государственными и местными исполнительными органами в рамках реализации Программы будет выполняться оператором Программы по принципу «одного окна».

В рамках Программы допускается комплексное предоставление инструментов Программы в отношении одного участника.

Понятия, используемые в Программе:

межведомственная комиссия - межведомственная комиссия по модернизации предприятий - консультативно-совещательный орган, создаваемый при администраторе Программы с участием представителей центральных государственных органов, общественных объединений, институтов развития и международных экспертов;

администратор Программы - Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;

оператор Программы - акционерное общество «Казахстанский институт развития индустрии»;

оператор инструмента - юридическое лицо со 100-процентным участием государства в его уставном капитале, предоставляющее меры государственной поддержки;

заявитель - субъект предпринимательства, подавший заявку на участие в Программе и заинтересованный в реализации инвестиционного проекта в рамках Программы;

участник - субъект предпринимательства, имеющий положительную экспертную оценку оператора Программы о соответствии критериям, предъявляемым к участникам Программы;

комплексный план инвестиционного проекта - пакет необходимой экономической, технической, управленческой и иной документации;

управленческие и производственные технологии - комплекс организационных мер по выполнению процессов управления и производства, состоящие из информационных, вычислительных, организационных, производственных и логических действий, выполняемых на предприятиях различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием достижений науки, техники и общества в целом, направленные на повышение эффективности организации производства и производительности труда.

 

 

3. Анализ текущей ситуации

 

Государственной программой предусматривается ускоренное развитие несырьевых секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности.

В 2010 году промышленность Казахстана показывает стабильные темпы роста. Объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за 1 полугодие 2010 года составил 8 733 001,3 млн. тенге и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года вырос в реальном выражении - на 8,0%. Доли производства товаров и производства услуг в ВВП за 1 полугодие 2010 года составили 40,5% и 56,8% соответственно. Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность - 32,0%.

Объем промышленного производства в январе-августе 2010 года составил 7 467,6 млрд. тенге в действующих ценах, что на 10,9% больше, чем в январе-августе 2009 года. В горнодобывающей промышленности производство возросло на 5,8%, обрабатывающей - на 19,1%, электроснабжении, подаче газа, пара и воздушном кондиционировании - на 7,6%. Возросло производство продуктов питания и нефтепереработки, текстильных изделий, строительных материалов, продукции металлургической, химической промышленности и машиностроения. Рост производства наблюдался в 15 регионах республики.

В стоимостном выражении объем экспорта Республики с 2005 по 2009 годы вырос на 55,1% с 27,9 до 43,2 млрд. долл. США, вместе с тем, в сравнении с 2008 год объем экспорта в 2009 году сократился на 39,3% с 71,2 до 43,2 млрд. долл. США, соответственно. Падение объемов экспорта в стоимостном выражении было связано, в первую очередь, со снижением потребительского спроса на мировых рынках и падением цен на основные энергоносители и сырьевые ресурсы, являющиеся ключевыми экспортными статьями страны.

Сегодня около 1 000 казахстанских компаний осуществляют экспортные операции, из которых почти 750 экспортируют обработанную продукцию. Основными покупателями казахстанской продукции являются Китай (15,7% всего экспорта Республики), Италия (15,7%), Франция (9,2%) и Россия (9,1%).

Доля экспорта обрабатывающей промышленности составляет 26,8%, из них наибольший удельный вес занимает экспорт металлургической продукции 14,9%. К основным экспортным товарным группам относятся минеральные сырье и продукция из него, металлы и изделия из них, продукция химической отрасли, животноводства и растениеводства. В течение 2005 - 2009 гг. главные статьи обработанного экспорта с высокой добавленной стоимостью - машины и оборудование, готовые продовольственные товары - составляют всего 2,6 - 3,5% или 0,7 - 2,5 млрд. долл. США. Значительную долю в товарной структуре экспорта продукции промышленности в общем объеме экспорта занимает экспорт сырой нефти и природного газа (64,8%).

В современном мире высокая производительность труда является конкурентным преимуществом, что подтверждается статистикой. Например, благодаря высокой производительности промышленно развитые государства сохраняют лидерство - это США, Франция, Германия. Достойную конкуренцию им составляют в производительности Ирландия, Бельгия, Люксембург, Норвегия и другие страны.

На сегодняшний день производительность труда в Казахстане остается на низком уровне. В среднем на одного человека она составляет 30 - 40 тыс. долл., в то время как в развитых странах этот показатель равен 200 тыс. долл. США. Так, например, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве - около 3 тыс. долл. США на одного занятого в год, в то время как в развитых странах - 50-70 тыс. долл. США. В машиностроении Казахстана этот показатель составляет 10-17 тыс. долл. США, у зарубежных конкурентов - 90 тыс. долл. США. Это отставание объясняется рядом факторов, одними из которых являются: неполная загрузка текущих мощностей, высокий износ основных фондов и неспособность менеджмента внедрять и применять современные управленческие технологии.

Физически и морально устаревшее технологическое оборудование и высокие затраты не позволяют большинству отечественных предприятий в полной мере решать задачу повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для предприятий является проблемой не только совершенствование, но и поддержка производственного потенциала на прежнем уровне. В такой ситуации сложившийся производственный потенциал не может в полном объеме обеспечить переход к ускоренному расширенному воспроизводству.

Таким образом, интенсивный процесс накопления на промышленных предприятиях физически и морально устаревших фондов оказывает отрицательное воздействие на эффективность их использования и подтверждает необходимость проведения мероприятий по модернизации. Кроме того, необходимо активно внедрять современные управленческие технологии, позволяющие добиться максимального эффекта. Без этого модернизация станет очень дорогим удовольствием, не дающим возможности создать устойчивые конкурентоспособные предприятия.

Приоритетом Государственной программы является развитие среднего и крупного бизнеса путем модернизации, реструктуризации действующих предприятий или создания современных производств с перспективой развития их экспортной ориентированности. Средний и крупный бизнес оказывают серьезное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников.

В целях выработки системных мер модернизации промышленных предприятий Республики Казахстан, оператором Программы совместно с Союзом Атамекен был проведен технологический аудит 187 промышленных предприятий, представляющих 16 регионов и 10 отраслей промышленности.

В ходе технологического аудита были выявлены проблемы, препятствующие развитию производств, а именно:

высокая стоимость заимствования;

неразвитость индустриальной инфраструктуры;

неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства;

большая долговая нагрузка у предприятий, образовавшаяся в предыдущие годы, что ограничивает их инвестиционную активность;

износ (более 60%) основных фондов большинства предприятий отраслей обрабатывающей промышленности, обусловленный, главным образом, низким уровнем инвестиций в обновление и модернизацию технологического оборудования, в т.ч. на предприятиях металлургической отрасли - 58,4%, а по отдельным из них доходит до 70%. По предприятиям машиностроения износ составляет - 56,7%, химии и фармацевтики - 45,3%, строительной индустрии - 39% и др.;

ресурсоемкость, и в первую очередь, энергоемкость продукции, и соответственно, объективная потребность во внедрении ресурсо- и энергосберегающих технологий, «зеленых» технологий и др.;

доминирование в структуре промышленности сырьевых отраслей, приток прямых инвестиций, преимущественно иностранных, в горнодобывающую промышленность;

усиление зависимости казахстанских предприятий и экономики в целом от импорта высокотехнологичной продукции, что в значительной степени ухудшает показатели национальной безопасности;

недостаток высокопрофессиональных управляющих кадров технического профиля, способных внедрять и реализовывать высокотехнологичные инвестиционные проекты;

низкий уровень квалификации рабочего персонала, обслуживающего оборудование и транспортные средства в процессе модернизации производственных процессов.

Предварительные результаты технологического аудита показывают, что для запуска процесса модернизации необходимо сконцентрироваться на «пилотных» проектах, которые располагают возможностями для раннего демонстрационного успеха. Как показывает опыт развитых стран, разработка «пилотных» проектов является демонстрационной площадкой для работы.

Государством в неполной мере оказывается поддержка экспорту несырьевого сектора, в то время как показывает анализ мирового опыта модернизации предприятий крупнейших мировых лидеров, процесс модернизации характеризовался масштабным вмешательством государства в экономику и его поддержкой своего производителя.

При модернизации в Японии разрабатывались долгосрочные планы инновационного развития экономики и их реализации с помощью разнообразных мер государственной поддержки, которые включали следующие меры:

государственное финансирование приоритетных научно-технических проектов;

реализация долгосрочных планов развития отрасли;

создание специальных банков, осуществляющих экспортное кредитование предприятий;

быстрая процедура рассмотрения заявки на выдачу патента, эффективная защита прав интеллектуальной собственности;

проведение политики, направленной на обеспечение защиты от конкуренции со стороны импорта;

оказание помощи в лицензировании иностранных технологий;

оказание помощи в области слияния предприятий.

Результатом применения данных мер является технологическое лидерство в мире.

Главная цель, проводимой модернизации в Германии - это мобилизация ресурсов и концентрация их в капиталоемких проектах. С этой целью объединили инвестиционные банки с производственными предприятиями в финансово-промышленные группы. Во главе трех крупнейших групп стоят национальные банки - DeutscheBank, DresdenBank AG. Производственная деятельность таких промышленных концернов в основном охватывает одну крупную отрасль или подотрасль экономики, где развито крупное и массовое производство на основе применения высоких технологий.

Выбор отраслей для модернизации осуществлялся по направлениям:

экспортный потенциал, конкурентные преимущества;

перспективы роста;

обеспечение занятости.

При модернизации предприятий меры государственной поддержки с минимальными вкладом, включали следующие меры:

создание благоприятного налогового режима;

поддержка валютного курса;

поддержка средних и малых предприятий.

Однако, не мешая развиваться частному бизнесу, государство установило жесткие антимонопольные законы и жесткие технические государственные стандарты.

Таким образом, одним из важнейших направлений индустриально-инновационного развития экономики Республики Казахстан является промышленная модернизация, основанная на индивидуальном подходе при поддержке государства.

Для успешной реализации Программы и повышения производительности промышленных предприятий требуется пересмотр политики финансовой и нефинансовой поддержки промышленных предприятий.

 

 

  1   2   3   4   5


Похожие:

Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2011 года №316
Казахстан от 19 марта 2010 года №958 "о государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconО некоторых мерах по реализации Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» в соответствии со статьей 18
В соответствии со статьей 18 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» и постановлением...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 года №1291
Об утверждении Межотраслевого плана научно-технологического развития страны до 2020 года
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПравительства Республики Казахстан от 10 июня 2010 года №556 Типовое соглашение
«Сторона», либо как указано выше, руководствуясь целями поддержки субъектов частного предпринимательства для реализации постановления...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПостановление от 24 октября 2011 г. N 372 об утверждении республиканской целевой программы "повышение уровня финансовой грамотности населения республики башкортостан" на 2011 2013 годы
Правительства Республики Башкортостан от 13 апреля 2011 года n 107 "о стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconОб утверждении Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010 2014 годы
Ублики Казахстан от 14 апреля 2010 года №302 «Об утверждении Плана мероприятий Правительства Республики Казахстан по реализации Государственной...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2010 года №243
«Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПравительства Республики Казахстан от 20 марта 2007 года №225 Об утверждении Правил исполнения республиканского и местных бюджетов
См постановление Правительства рк от 30. 04. 2007 г. №352 о внесении изменений и дополнений (вводится в действие с 13 августа 2010...
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconЗакон Республики Казахстан
Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года №2242 Об утверждении перечня объектов, предла
Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 марта 2011 года №254 Об утверждении Программы «Производительность 2020» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 2 июня 2004 года №613
В соответствии с Водным кодексом Республики Казахстан от 9 июля 2003 года Правительство Республики Казахстан постановляет
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница