Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного




Скачать 38.97 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПроцесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного
Дата конвертации18.10.2012
Размер38.97 Kb.
ТипДокументы
 
АНАЛИЗ ОБЩИХ ТЕНДЕНЦИЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО 
ПРОЦЕССА В ЭКОНОМИКЕ УКРАИНЫ И МЕРЫ ПО 
СОЗДАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО 
КЛИМАТА В ГОСУДАРСТВЕ И РЕГИОНЕ 
 
Хворостяненко А. А. 
ДонНТУ 
Кафедра внешнеэкономический деятельности предприятия 
hvorost@etel.dn.ua 
 
Abstract  
Hvorostyanenko A. Elaboration of the business plan for creation of the 
manufacturing enterprise on the basis of imported equipment and raw material. Attraction 
of the foreign  direct investments in Ukraine is the main focus of the article. The dynamics of 
the received capital is analyzed with respect to the years, structure and countries-investors. 
The regional aspect of the problem of investment’s climate improvement is investigated 
concerning the Special economic zones and territories of priority development in Donetsk 
area. Attention is also paid to the general tendencies of money attraction to the country’s 
economy. Domestic investments are considered to have a prior necessity. The importance of 
development and support of the small business is proved to be actual for Ukrainian economy. 
The range of measures and actions is suggested with the goal to increase the investment 
attractiveness of Donetsk region and more effective usage of capital at the small enterprises.  
 
Иностранное  инвестирование  признано  во  всем  мире  одним  из  важнейших 
факторов  экономического,  технологического  и  технического  роста  государства. 
Именно  поэтому  во  многих  государствах  мира  созданы  режимы  наибольшего 
благоприятствования  вложению  капиталов,  которые  предполагают  предоставление 
материальных  стимулов,  улучшение  условий  производственного  функционирования, 
либерализацию  условий  участия  в  собственности,  увеличение  гарантий,  ослабление 
государственного контроля. 
Результативность  подобных  мер  в  некоторой  степени  отражает  динамика 
мировых  потоков  прямых  государственных  инвестиций.  За  период 1985-1995 гг.  их 
объем  вырос  в 5,5 раз,  достигнув 314 млрд.  долл.,  в  том  числе  инвестиционные 
вливания в развитые страны возросли в 4,7 раз (с 43,1 млрд.долл. США до 203,2 млрд. 
 
138 

 
долл. США), в развивающиеся страны в 7,3 раза (с 13,7 до 99,7 млрд. долл.), в страны 
Центральной  и  Восточной  Европы  в 604 раза  (с 0,02 млрд.долл.  США  до 12,8 
млрд.долл. США.) [1, 171]. 
Иностранное  инвестирование  предполагает  анализ  потенциала  и  риска 
инвестиционной 
деятельности. 
Инвестиционный 
потенциал 
(объективные, 
преимущественно  количественные  условия  инвестирования)  и  инвестиционный  риск 
(преимущественно качественные экономические и социальные характеристики страны 
в  отношении  вероятности  утраты  инвестиций  или  дохода  от  них)  определяют 
инвестиционный климат государства. 
Украина  бесспорно  обладает  большим  инвестиционным  потенциалом,  что 
выражается  в  наличии  дешевой  рабочей  силы,  запасов  полезных  ископаемых,  рынка 
сбыта.  Однако  инвестиционный  риск,  обусловленный  экономической  и  политической 
нестабильностью  в  государстве,  препятствует  привлечению  необходимого  объема 
средств в экономику страны. На данный момент Украина по уровню инвестиционной 
привлекательности находится в 15-й десятке среди государств мира. 
В таблице 1.1 представлены данные о динамике прямых инвестиций в экономику 
Украины  с 1995 года [2, 289]. Безусловно,  определенная  динамика  в  объеме  прямых 
иностранных  инвестиций  в  Украину  наблюдается,  и  с 1995 года  по 2001 год  этот 
показатель  увеличился  с 483,5 млн.долл.США  до 3865,5 млн.долл.США.  При  этом 
наибольшие  объемы  средств  были  внесены  из  США – 16,4%  от  общего  объема,  из 
Кипра – 9,6%, из Нидерландов – 9,4%, из России – 8,1%. В то же время всего за 2000 
год  в  Украину  было  вложено  прямых  инвестиций 583,7млн.долл.США  или 11,8 долл. 
на  душу  населения.  Это  действительно  низкий  показатель,  поскольку  во  многих 
странах  Восточной  Европы  и  Юго-Восточной  Азии  (среди  которых  обычно 
позиционируется  Украина  по  степени  экономического  развития)  прямые  инвестиции 
превышают 100$ на душу населения. 
Таблица 1.1 – Динамика прямых инвестиций в Украину за 1995-2001 гг.(на начало 
года). 
Страна 
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 

2 3 4 5 6 7 8 
Всего 
483,5  896,9 1438,2 2063,6 2810,7 3281,8 3865,5 
США 
96,6 183,3 263,0 385,0 511,3 589,5 635,8 
Кипр 
28,5  51,5  86,1 126,3 149,6 196,3 361,8 

2 3 4 5 6 7 8 
 
139 

 
Нидерланды 
11,8  46,5 119,6 213,1 270,2 301,0 314,3 
Российская Федерация 
19,1  50,0 106,2 152,6 187,2 287,7 299,4 
Объединенное Королевство  33,8  53,9 100,3 151,4 201,3 243,4 237,9 
Германия 
101,3 156,9 166,5 179,2 229,6 229,5 372,6 
Виргинские острова (Брит.)  0,8  5,0 21,3 37,6 86,7 147,2 170,4 
Корея, республика 
-  0,1  7,8  16,8 186,2 171,2 176,8 
Швейцария 
21,3 38,4 49,7 80,5 90,7 133,1 169,3 
Австрия 
8,2 16,4 21,5 44,8 77,9 94,2 126,3 
Ирландия 
14,2 25,2 31,5 42,5 61,5 56,3 72,3 
Швеция 
3,6 19,1 22,1 40,8 59,1 65,0 72,3 
Лихтенштейн 
1,7 19,3 96,6 111,4 104,1 84,1 74,0 
Италия 
14,6 19,2 31,4 51,5 60,4 69,7 59,3 
Польша 
13,1 20,5 25,4 37,1 45,7 54,4 94,0 
Канада 
14,8 19,4 23,5 35,6 52,0 58,3 62,1 
Венгрия 
13,7 20,0 26,4 35,7 41,8 45,0 52,1 
Другие страны 
86,4 152,2 239,3 321,7 395,4 422,0 514,8 
Наибольшие  объемы  инвестиций  вносятся  в  те  сферы  экономики  Украины, 
которые  гарантируют  наиболее  быструю  оборачиваемость  капитала  и  окупаемость 
вложений.  В  таблице 1.2 представлена  структура  прямых  инвестиций  по  отраслям 
экономики [2,286].  
Таблица 1.2 – Прямые инвестиции в Украину по отраслям экономики в 2000 году, 
млн.долл.США 
Капитал на 
Доля в общем 
Отрасль 
конец года, 
объеме 
млн.долл.США  инвестиций, % 
1 2 

Всего 
3865,5 100,0 
Пищевая промышленность 775,5 
20,1 
Внутренняя торговля 
727,8 18,8 
Машиностроение и металлообработка 347,6 
9,0 
Финансы, кредит, страхование 248,1 
6,4 
Топливная промышленность 227 
5,9 
Черная металлургия 150,1 
3,9 
1 2 

 
140 

 
Транспорт 138,4 
3,6 
Химическая промышленность 137,8 
3,6 
Здравоохранение 126,2 
3,3 
Строительство 125 
3,2 
Общественная коммерческая деятельность 109 
2,8 
Связь 92,9 
2,4 
Деревообрабатывающая промышленность 79,8 
2,1 
Сельское хозяйство 78,8 
2,0 
Промышленность строительных материалов 58,2 
1,5 
Внешняя торговля 46,2 
1,2 
Легкая промышленность 43,3 
1,1 
Производственные виды бытового обсл.-я населения 39,6 
1,0 
Цветная металлургия 31,3 
0,8 
Жилищно-коммунальное хозяйство 30,3 
0,8 
Стекольная промышленность 27,6 
0,7 
Мукомольно-крупяная и комбикорм.-я промышл.-сть 24,4 
0,6 
Нефтехимическая промышленность 24,4 
0,6 
Наука и научное обслуживание 23,9 
0,6 
Медицинская промышленность 
22,4 0,6 
Другие отрасли  
129,9 3,4 
П ищ евая пром ы ш ленность
19%
9%
В нутренняя торговля
6%
6%
М аш иностроение и
м еталлообработка
Ф инансы , кредит, страхование
4%
Т опливная пром ы ш ленность
20%
36%
Черная м еталлургия
Д ругие
Рисунок 1.1 – Прямые инвестиции по некоторым отраслям экономики Украины, 2000 г. 
Исходя из таблицы 1.2 и рисунка 1.1, наиболее инвестиционно привлекательными 
в Украине являются следующие отрасли экономики: 

пищевая  промышленность – 775,5 млн.долл.,  что  составляет 20,1% от  общего 
объема; 
 
141 

 

внутренняя торговля – 727,8 млн.долл. (18,8%);  

машиностроение и металлообработка – 347,6 млн.долл (9%);  

финансы, кредит и страхование – 248,1 млн.долл. (6,4%);  

топливная промышленность – 227,0 млн.долл. (5,9%). 
Таким  образом,  наблюдается  существенная  диспропорция  в  привлечении 
иностранных  инвестиций  по  отраслям.  Недостаточное  количество  инвестиций  в 
ключевые  украинские  отрасли – металлургию  и  химию – говорит  о  том,  что  эти 
отрасли не являются перспективными для целей иностранного бизнеса.  
Такая  же  диспропорция  наблюдается  и  в  привлечении  иностранных  инвестиций 
по регионам. Большая часть инвестиций распределяется среди нескольких регионов [2, 
290]:  

г. Киев – 1309,1 млн.долл.; 

Киевская область – 340,8 млн.долл.; 

Донецкая область – 305,3 млн.долл.;  

Запорожская область – 221,0 млн.долл.; 

Полтавская область – 197,8 млн.долл.; 

Одесская область – 221,0 млн.долл.; 

Днепропетровская область – 135,2 млндолл.  
Таким образом,  основной поток инвестиций направляется в столицу, а остальные 
регионы  обладают  значительно  меньшей  привлекательностью  для  иностранных 
инвесторов. Удельный вес Донецкой области в общем объеме иностранных инвестиций 
Украины составляет 7,9%. 
Приоритетными  направлениями  у  инвесторов  Донецкой  области  остаются  такие 
отрасли экономики, как: 

пищевая промышленность – 53,3 млн.долл США (17,5% общего объема); 

машиностроительная и металлообрабатывающая – 19,8 млн.долл.США (6,5%); 

внутренняя торговля – 19,7 млн.долл.США (6,4%); 

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность – 18,5 млн.долл. США 
(6,1%); 

внешняя торговля – 17,4 млн.долл.США (5,7%).  
Такая структура инвестиций не может удовлетворять требованиям всестороннего экономического 
развития  региона.  Для  активизации  иностранного  инвестора  на  весь  спектр  отраслей  промышленности 
необходимы  дополнительные  стимулы,  которые  заставят  обратить  внимание  на  конкретные  регионы  и 
виды деятельности. 
 
142 

 
В определенной степени эту задачу предполагается решить с помощью создания 
свободных  экономических  зон  (СЭЗ)  и  территорий  приоритетного  развития  (ТПР) 
Донецкой  области.  Мировой  опыт  показывает,  что  СЭЗ  позволяют  стимулировать 
поступление  иностранных  инвестиций.  Так,  на  данный  момент  в  мире  существует 
более 4-х  тысяч  свободных  зон,  в  которых  производится 15 процентов  мирового 
торгового оборота [4, 99]. Благодаря свободным зонам национальные товары и услуги 
поступают  на  мировой  рынок,  а  иностранные  ресурсы  вливаются  в  национальную 
экономику, играя важную роль в развитии экономической системы. 
В  принятом  законе  Украины  “О  специальных  экономических  зонах  и 
специальном  режиме  инвестиционной  деятельности  в  Донецкой  области”[5] 
приоритетными  направлениями    развития  признаны  сельское  хозяйство  и 
обслуживающие  его  отрасли,  пищевая  промышленность  и  производство  товаров  для 
населения, добыча топливно-энергетических ресурсов и других полезных ископаемых, 
высокотехнологичные производства. Не менее половины инвестиционных поступлений 
планируется  направить  на  перевооружение  базовых  отраслей,  а  именно,  на  создание 
новых рабочих мест, которыми в ближайшие 10 лет планируется обеспечить 200 тысяч 
человек.  
Фактические  результаты  привлечения  капитала  в  Донецкую  область  по  СЭЗ 
“Донецк”  и  тем  ТПР,  в  которых  эти  проекты  полностью  или  частично  завершились 
получение инвестиций, приведены в таблице 1.3.[3, 27]. 
Таблица 1.3 Реализация инвестиционных проектов в СЭЗ и на ТПР на 01.01.2001 
года 
В том числе иностранных 
К.-во 
Поступило 
Наименование 
проектов 
инвестиций 
в % к общему 
объем 
объему 
1 2 
3 4 5 
Область 79 
319616,0 
168799,2 
52,8 
СЭЗ Донецк 2 715,0 
604,0 
84,5 
Донецк 32 
158034,0 
118561,3 
75,0 
Артемовск 2 
2493,4 
1228,1 
49,3 
Горловка 9 
30147,7 


Доброполье 2 
1497,1 
- - 
Енакиево 3 
26871,4 
10958,8 
40,8 
1 2 
3 4 5 
Кировское 1 
7110,6 
3310,0 
93,0 
 
143 

 
Константиновка 1 
533,1 
533,1 100,0 
Краматорск 3 
6090,7 
- - 
Красноармейск 7  39628,2 
1035,0  2,6 
Макеевка 3 
6467,3 
3724,7 
57,6 
Мариуполь 5 
29967,1 
19177,4 
64,0 
Амвросиевский район 1 
287,9 


Волновахский район 4 
6509,9  5941,8 
91,3 
Марьинский район 3 
2257,8 425,0 
18,8 
Славянский район 1 
1004,3 


 
Как  следует  из  таблицы 1.3, на 01.01.2001 Советом  по  вопросам  специальных 
экономических  зон  и  специального  режима  инвестиционной  деятельности  было 
рассмотрено и одобрено 79 инчестиционных проектов, по которым уже получено 319,6 
млн.долл.США,  в  том  числе 168,8 млн.долл.США  (или 52,8%) от  иностранных 
инвесторов.  
В то же время общий объем инвестиций в Донецкую область в 2000 году снизился  
до  уровня 1998 года,  что  составило 54,6 млн.долл.США  или 36,2% от  объема 
инвестиций 1999 года (150,6 млн.долл.США) [3, 167].  
Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что иностранные инвесторы 
ожидают  решения  ряда  вопросов  экономического,  правового,  социального  и 
организационного  характера,  которые  бы  обеспечивали  процессы  развития 
предпринимательства, а не снижали их эффективность. А пока иностранные инвесторы 
занимают  выжидательную  позицию  дефицит  инвестиционных  ресурсов  в  регионе 
может  быть  ликвидирован  за  счет  привлечения  отечественных  инвестиций.  Для  этого 
единственной  возможностью  эффективного  управления  ситуацией  является  создание 
максимальной для всех возможных инвесторов привлекательности вложения капитала. 
При  этом  привлечение  крупных  инвесторов  в  небольшие  шахтерские  города  со 
слаборазвитой  социальной  и  производственной  инфраструктурой  представляется 
сложным процессом. Поэтому совершенно оправданным шагом является привлечение к 
участию  в  инвестировании  и  предоставление  льгот  малому  и  среднему  бизнесу.  При 
этом  льготы  инвесторам  должны  быть  достаточно  весомыми  и  не  оговариваться 
никакими дополнительными условиями.  
Известно,  что  инвесторы  могут  вкладывать  капитал  как  в  собственные  проекты, 
так  и  в  предложенные.  Собственные  проекты  разрабатываются,  в  основном, 
 
144 

 
представителями  крупного  бизнеса.  Малый  и  средний  бизнес  не  всегда  имеет 
возможность  провести  профессиональное  экономическое  исследование  и  составить 
реальный  бизнес-план  предприятия,  поэтому  квалифицированное  предложение  с 
пакетом экономических расчетов, предоставленное потенциальному инвестору, может 
значительно  увеличить  приток  капитала  в  регионе.  С  этой  целью  целесообразно 
создание  специального  информационно-экономического  подразделения  на  уровне 
Донецкой области. В полном ведении такого органа должна быть информация по всем 
экономическим  показателям  территории,  о  наличии  свободных  производственных 
мощностей, о численности незанятого трудового населения, пакеты бизнес-планов “под 
ключ” и другие подобного рода данные. 
Реализация  изложенных  выше  мер  призвана  способствовать  созданию 
благоприятного инвестиционного климата как в регионе, так и в целом в государстве, 
что  в  свою  очередь  повлечет  существенные  экономические  и  социальные  сдвиги, 
необходимые  для  формирования  эффективной  рыночной  экономики  и  создания 
достойного имиджа Украины на международной арене. 
 
 
Литература 
 
1.  Гохберг Ю.А., Чернега О.Б., Гохберг А.Ю. “Инвестиции как источник повышения 
конкурентоспособности”// Проблемы развития внешнеэкономических связей и 
привлечения иностранных инвестиций: региональный аспект// Сборник научных 
трудов. – Донецк: ДонНУ, 2001. – 600 с. 
2.  Статистичний щорічник України за 2000 рік/Даржкомстат України. – К.: Техніка, 
2001. – 576 с. 
3.  Статистичний щорічник Донецької області за 2000 рік/Даржкомстат України. – 
Донецьк, 2001. – 335 с. 
4.  Майорова И.Н., Чентуков Ю.И. Исследование инвестиционного рынка Донецкой 
области. – Донецк: ДонНУ, 2000. – 200 с. 
5.  О специальных экономических зонах и специальных режимах инвестиционной 
деятельности в Донецкой области. Закон Украины от 24.12.1998 №356 - XIV 
 
 
145 

Document Outline

  • Содержание



Похожие:

Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconАнализ общих тенденций инвестиционного процесса в экономике Украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного климата в государстве и регионе Хворостяненко А. А
Анализ общих тенденций инвестиционного процесса в экономике Украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного климата в государстве...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconАлтайский край Инвестиционный паспорт муниципального образования город Яровое Алтайского края
Администрацией города Яровое проведена работа по созданию благоприятного инвестиционного климата: разработаны генеральный план на...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconСтратегических инициатив
Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconО взаимодействии Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан с Башкортостанской таможней в создании благоприятного инвестиционного климата в
«О взаимодействии Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан с Башкортостанской таможней в создании благоприятного инвестиционного...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconКодекс Украины
Законом Украины от 23. 12. 10 г. №2856-vi „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconБизнес-пресс
...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconЗаконодательное регулирование инвестиционной деятельности в российской федерации
Инвестиционная политика государства реализуется через систему нормативно-правовых актов, которые устанавливают основные категории...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconАдминистрация ростовской области постановление
В соответствии с Областным законом от 01. 10. 2004 n 151-зс "Об инвестициях в Ростовской области", в целях повышения инвестиционной...
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconН ез а в и с и мы е
Бизнес-план инвестиционного проекта по созданию предприятия по производству бруса для фахверковых конструкций
Процесса в экономике украины и меры по созданию благоприятного инвестиционного iconГоро ионов ансы ег фин ир 21 (276)
«особо важные инвестицион- ее из кризиса невозможны без инвести- благоприятного инвестиционного климата ные проекты», «проекты, одобренные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница