О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития




Скачать 40.69 Kb.
PDF просмотр
НазваниеО применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития
Дата конвертации18.10.2012
Размер40.69 Kb.
ТипДокументы
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития 
автомобильной отрасли  
к.э.н., доц. Боронников Д.А., к.э.н., доц Николаенко А.В. 
МГТУ "МАМИ" 
 
В статье раскрывается сущность технологии Форсайт, а именно – идея, построение исследовательских 
процессов,  а  также  применяемые  методы  и  инструменты.  Представлены  некоторые  аспекты  анализа 
результатов  применения  Форсайт  в  России,  с  учетом  которых  предлагается  вариант  построения  системы 
Форсайт национального автомобилестроения. 
 
В  условиях  глобализации  и  интенсификации  экономических  процессов,  задача 
управления  будущим  является  для  России  актуальной,  особенно  если  учесть,  что  в 
последние  десятилетия  по  различным  причинам  ее  инновационный  уровень  неуклонно 
снижался,  тем  не  менее,  в  настоящее  время  она  уже  продекларировала  переход  от 
сырьевого пути развития к инновационному. Этот переход требует участия государства и 
бизнеса  в  процессах  формирования  инновационной  системы  адекватной  поставленной 
цели.  Для  реализации  данной  системы,  кроме  объемных  инвестиций  необходимо 
своевременное  определение  технологических  возможностей  и  постановка  обоснованных 
приоритетов развития, так как хорошо известно, что ни одна, даже самая развитая страна, 
на  данном  этапе  развития  цивилизации  не  может  вести  глубокие  исследования  по  всем 
научным  направлениям.  Поэтому  необходимо  определять  приоритеты  научно-
технического  развития  и  ресурсно  целевым  образом  обеспечивать  наиболее 
перспективные области. 
Одной  из  популярных  в  настоящее  время  технологий  прогнозирования  (от 
"prognosis" (древнегреч) – знания о будущем), предназначенных для принятия решений по 
выбору  направления  и  мотивации  будущего  развития  развиваемых  технологий,  является 
Форсайт (foresight (англ.) – предвидение,  взгляд  в  будущее).  Данная  технология 
базируется  на  предположении,  что  кроме  естественных,  не  поддающихся  учету  и 
управлению  процессов,  формирующих  будущее,  в  значительной  мере  присутствуют 
процессы,  вызванные  решениями  представителей  бизнеса,  власти  и  т.д.,  ставящих  цели, 
которые  могут  силой  воли  и  ресурсов  управлять  ими.  Понимая  ключевые  аспекты,  а 
именно – какие  цели,  кто  принимает  решения,  какие  ресурсы  могут  применяться,  какие 
есть  ограничения,  насколько  реальна  готовность  к  корректировке  целей  участниками  и 
т.п.,  можно  предположить,  что  возможна  совместная  работа  по  управлению  такими 
процессами.  
Областями  применения  Форсайта  могут  являться  различного  рода  объекты, 
процессы и состояния. В данной статье мы станем рассматривать только технологическую 
и  отраслевую  направленность  описываемой  технологии,  что  определяется  объектом 
исследования – отраслями автомобилестроения. 
Наиболее типиовой порядок проведения Форсайта включает следующие этапы: 
−  определение и описание объекта и предмета Форсайта; 
−  определение видения ключевых элементов (продуктов, состояний, технологий, 
направлений  и  т.п.)  будущего  отрасли  и  технологии,  которые  могут  составить  основу 
развития; 
−  прогноз  конвертации  результатов  фундаментальных  научных  исследований  в 
прикладные; 
−  прогнозирование  появления  новых  и  направления  развития  существующих 
технологий; 
−  прогнозирование выхода на рынок принципиально новых видов продукции; 
−  в качестве контроля результаты прогноза могут быть сопоставлены прогнозами 
развития зарубежных инноваций; 
 
61

−  организация коллективного обсуждения модели развития; 
−  определение вектора целей и ориентиров в развитии разработок; 
−  принятие  решения  о  поддержке  наиболее  перспективных  направлений 
исследований. 
Моделирование  управленческого  воздействия  производится  при  согласовании 
временных  ориентиров  развития  рынков,  инноваций,  технологий,  продуктов  в 
направлении от будущего к настоящему. 
Инструментарий Форсайте включает в себя более двадцати методов сбора, анализа 
и  формирования  решений  как  общенаучных,  так  и  специфических.  В  данной  статье 
описывать  их  не  будем,  отметим  лишь  только  то,  что  для  каждый  раз  для  конкретного 
форсайтного исследования их применимость разная. 
Основные принципы концепции Форсайта:  
-  вовлеченность (commitment) различных  общественных  сил – бизнеса,  научного 
сообщества,  органов  государственной  власти  и  гражданского  общества,  в  обсуждение  и 
сопоставление  долгосрочных  прогнозов,  стратегий  развития,  выработку  более  полного 
комплексного  видения  будущего,  достижение  консенсуса  и  согласования  путей 
достижения будущего;  
- коммуникация (communication) участников;  
- концентрация на долговременном периоде (concentration on the long term);  
- координация (coordination). Это означает, что наука и технология оцениваются в 
связи с экономическими и социальными достижениями;  
-  согласие (consensus) – необходимость  слаженной  работы  бизнеса,  научного 
сообщества,  органов  государственной  власти  и  гражданского  общества,  которые 
пытаются  прийти  к  консенсусу  на  основе  разработанных  специалистами  сценариев 
развития общества1.  
Вообще,  Форсайт  в  отличии  от  прогнозирования,  подразумевает  соблюдение 
нескольких  существенных  условий.  Во-первых,  необходимо  не  только  получить 
прогнозную  ситуацию  и  разработать  пути  достижения  предполагаемых  целей,  но  и 
обеспечить  соглашение  в  целях  и  способах  достижения  всех  участников  форсайтной 
инфраструктуры, чего можно добиться только объединив интересы сторон, ответственных 
за  проведение  исследования  и  заказчиков.  Кроме  того,  необходимо  выработать  у  всех 
единый стратегический взгляд на ситуацию, а конструктивная деятельность также должна 
осуществляется совместно.  
Применительно  к  автомобилестроению  можно  отметить  несколько  моментов. 
Первый, говоря об отрасли, можно утверждать, что количество экономических субъектов, 
попадающих  в  поле  влияния,  будет  велико.  Второе,  затраты  на  Форсайт  являются 
крупными  как  по  причине  большого  числа  субъектов,  так  и  по  причине,  что  смысл 
Форсайт  имеет  при  регулярной  корректировке  действий  и,  соответственно, 
периодическом повторении исследования. 
Имея в качестве объекта Форсайта отрасль важным результатом является уже сама 
выработка  совместного  видения  стратегических  приоритетов  у  разных  групп  игроков, 
имеющих различный набор компетенций, ресурсов и интересов. К ним относятся: 
– государство, обладающее долгосрочным видением ситуации, легитимным правом 
на создание институтов и в последнее время – значительными финансовыми ресурсами; 
–  крупный  частный  бизнес,  интересы  которого  лежат  в  сфере  научно-
технологического  развития,  готовый  управлять  рисками,  связанными  с  новыми 
технологическими решениями, и вовлеченный в международное разделение труда; 
–  организованный  средний  бизнес,  состоящий  из  динамичных  компаний, 
способных к быстрой модернизации на новой технологической базе; 
                                                 
1 Стрельцов Р.С. Инструмент долгосрочного прогнозирования - http://journal.vlsu.ru/index.php?id=1905 
 
62

– научное сообщество, включающее государственные научные центры и институты 
РАН,  а  также  крупные  научно-исследовательские,  аналитические  и  экспертные  центры, 
работающие как автономно, так и в составе ведущих вузов страны2. 
Необходимо  при  Форсайте  автомобилестроения  определить  организационные 
инновационные  и  финансовые  приоритеты  развития  отрасли,  которые  должны 
рассматриваться на фоне наиболее перспективных сегментов рынков. Конечный результат 
должен  быть  нацелен  на  выработку  средне-  или  долгосрочной  стратегии  развития 
технологий  на  уровне  не  только  отрасли,  но  и  вплоть  до  некоторых  ключевых 
предприятий. 
Как 
правило, 
результатом 
Форсайт-исследования 
является 
создание 
технологической  дорожной  карты,  представляющей  собой  детальный  прогноз  ключевых 
событий во времени, в общем виде представленный на рисунке 1. 
 
 
 
 
Группы критериев 
Примеры индикаторных объектов 
 
и процессов 
 
 
 
 
Рынки и продукты 
Потребительские свойства, запросы потребителей, 
 
рыночные сегменты и т.д. 
 
 
 
Технологии и 
Технологии, процессы, методы и т.д. 
 
ключевые компоненты 
 
 
Результаты научных 
Технологические процессы, методы, 
 
исследований и 
инструментарий и т.д. 
 
разработок 
 
 
Ресурсы, риски и 
Конкурентные силы, финансовые ресурсы, время, 
 
ограничения 
кадровая компетентность и т.д. 
 
 
 

 
Рисунок 1 – Общее представление технологической корты развития 
 
технологии (каждое событие привязывается к дате) 
 
В  качестве  примера  приоритетных  направлений  развития  автомобильного 
транспорта  могут  быть  на  данный  момент  представлены  следующие  технологии  и 
продукты: 
− 
расширение применения в ДВС, в т.ч. дизелях, топлив, основанных на природном 
газе  и  водороде,  нацеленных  на  перспективные  нормы  по  экологической 
безопасности; 
− 
создание  и  развитие  применения  на  транспортных  средствах  комбинированных 
силовых установок  
− 
повышение активной и пассивной безопасности; 
− 
создание  условий  для  использования  в  качестве  силовых  устройств 
электродвигателей.  
                                                 
2 Белоусов Д.Р., Фролов И.Э. Долгосрочный научно-технический прогноз. - Форсайт, №3 2008 
 
63

 
В процессе реализации сценария существует вероятность смены приоритетов. Даже 
на самом первом этапе выбор приоритета уже является одной из самых сложных задач. В 
ключевых технологиях проблемой может быть даже формулирование самой технологии, 
сложности возникают с определением критериев оценки разными участниками. 
При сборе предложений от заинтересованных министерств и ведомств, проведении 
интервью  с  руководителями  крупнейших  российских  компаний  и  опросов  экспертов, 
организации  дискуссий  в  экспертных  панелях  необходимо  оценивать  следующие 
факторы:  
− 
наличие  рыночного  спроса  в  России  и  за  рубежом,  потенциальных 
потребителей 
среди 
предприятий 
в 
быстроразвивающихся 
отраслях 
промышленности; 
− 
оценка  готовых  к  реализации  технологических  заделов,  их  новизна, 
сопоставление с мировым уровнем; 
− 
степень  завершенности  (научная  разработка,  технология,  патент,  опытные 
образцы, бизнес-план, маркетинговое исследование и т.д.); 
− 
наличие  кадрового  потенциала  исследователей  и  квалифицированных 
работников в соответствующих отраслях экономики; 
− 
наличие в стране современной производственной базы; 
− 
требуемые объемы инвестиций3. 
Если 
горизонт 
форсайтного 
исследования 
определяется 
долгосрочной 
перспективой,  то  ключевое  значение  приобретают  факторы,  косвенным  образом 
воздействующие  на  основные  показатели  социально-экономического  развития,  так  как 
роль  трендов  в  со  временем  становится  все  менее  определяющим.  Такими  факторами 
могут  выступать  демографические  сдвиги,  причины  макроэкономического  характера 
влекущие изменения доходов населения в структурном и объемном аспектах, структурное 
смещение  инвестиционной  активности  отраслей  вместе  с  динамикой  цен  на  ресурсы, 
инфляционные  и  технологические  сдвиги.  Постоянно  происходят  эволюционные  и 
революционные изменения в потребностях потребителей.  
В  случае  проведения  технологического  Форсайта  отраслевые  исследования 
целесообразнее  вести  в  кластерных  группах,  опыта  работы  с  которыми  в  России 
практически  нет.  Поэтому  этому  аспекту  следует  обратить  особое  внимание.  Под 
кластером  обычно  понимается  группа  структурно  связанных  компаний,  научно-
исследовательских единиц, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга 
и  усиливающих  конкурентные  преимущества  участников  в  отдельности  и  кластера  в 
целом.  Объединяющим  фактором  становится  политика  стимулирования  развития  связей 
между  субъектами,  включающимися  в  основные  и  вспомогательные  бизнес  процессы 
создания  стоимости  (например,  разработки,  обучение,  маркетинг,  производство  и  т.п.). 
Согласованная  деятельность  способствует  снижению  барьеров  в  инновационных 
процессах, формированию общей стратегии и центров конкурентоспособности. 
В  состав  заинтересованных  лиц  Форсайт-исследования  по  автомобильной 
промышленности  могут  войти  НП  "Объединение  автопроизводителей  России",  ОАО 
"Автосельхозмаш-холдинг",  ГНЦ  РФ  ФГУП  "НАМИ"  и  другие  объединения  под 
координацией  Министерства  промышленности  и  торговли  РФ.  Вариант  состава 
участников Форсайт исследования по кластерному признаку показан на рисунке 2.  
Выбор  инструментария  обусловлен  кроме  всего  прочего,  социальными  и 
культурными  особенностями  страны,  в  которой  он  проводится.  Для  России  характерны 
слабые  культура  консенсуса  и  опыт  взаимодействия  экспертных  сообществ,  особенно 
если они являются специализированными. 
 
                                                 
3 Соколов А.В. Метод критических технологий. – Форсайт №4, 2007 
 
64

 
 Министерство промышленности и торговли РФ 
Федеральные и региональные 
 
(Управляющий комитет) 
органы власти 
 
 
 
 
Сборочные 
Профильные 
 
предприятия  
учебные заведения 
высшего и среднего 
 
Производители 
профессионального 
 
легковых, грузовых 
образования
 
автомобилей, 
 
автобусов, 
Производители 
Исследовательские 
 
мотоциклов 
комплектующих  
организации  
 
 
 
 
Сборочные 
Профильные 
предприятия  
учебные заведения 
 
высшего и среднего 
 
профессионального 
 
Производители 
образования
 
прицепов, 
тракторов, 
 
Производители 
Исследовательские 
комбайнов  
 
комплектующих  
организации  
 
 
 
Сборочные 
Профильные 
 
предприятия  
учебные заведения 
 
Производители 
высшего и среднего 
 
дорожно-
профессионального 
 
строительной 
образования
 
техники, 
 
коммунальной 
Производители 
Исследовательские 
техники 
комплектующих  
организации  
 
 
 
 
Рисунок 2 – Вариант состава участников Форсайт исследования по 
 
кластерному признаку 
К  другим  факторам,  которые  могут  снизить  эффективность  Форсайта  можно 
отнести: 
−  в  российской  традиции  эксперты  часто  ориентируются  на  приоритеты,  уже 
продекларированных органами государственного управления; 
−  сбалансированность  участия  в  Форсайте  представителей  бизнеса,  науки, 
органов власти в российских условиях может быть нарушена в силу традиции "политика 
определяет", либо в другую сторону, из-за естественной попытки лоббирования частных 
интересов; 
−  экономическая  деятельность  в  национальных  условиях  имеет  тенденцию  к 
отказу  от  рисковых  инновационных  мероприятий,  как  технологических,  так  и 
инвестиционных. Отчасти это объясняется отсутствием государственных мер поддержки 
привлекательности инвестирования в технологии, образование и т.п. 
Тем не менее технологии Форсайта в России применяются и, с появлением опыта 
есть вероятность использования ее для целей автомобилестроения. 
 
 
65



Похожие:

О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconНазвание технологии
Аннотация технологии общая информация о технологии, которая не является конфеденциальной и может быгг использована в целях маркетинга...
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconНазвание технологии
Аннотация технологии – общая информация о технологии, которая не является конфиденциальной и может быть использована в целях маркетинга...
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconРоссийской федерации фгбоу впо «Марийский государственный университет» утверждаю
Целями учебной практики по составлению бизнес-плана являются изучение студентами специфики экономической деятельности предприятий...
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconСекция 1 инновационные технолоГии
Одним из направлений инновационного развития национальной экономики является реформиро
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconПубличный доклад
Инновационные образовательные программы и технологии, в частности, информационные технологии
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconПредприятиях; информационные технологии; вопросы финансового
В современных условиях развития экономики финансовый менеджмент (управление финансами)
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconТематическое планирование по «технологии»
...
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconСпецвыпуск «современные технологии в животноводстве» т е м а н о м е р а : с в и н о в о д с т в о
Анатолий аришин: «благодаря технологии schauer мы остались в зоне экспертный совет прибыльности»
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconПредприятиях; информационные технологии; вопросы финансового
В современных условиях развития экономики финансовый менеджмент (управление финансами) становится одной из
О применимости технологии Форсайт к прогнозированию развития iconСтандарт среднего (полного) общего образования по технологии профильный уровень
Изучение технологии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница