Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища




Скачать 72.42 Kb.
PDF просмотр
НазваниеИнтеграции беженцев и лиц, ищущих убежища
Дата конвертации18.10.2012
Размер72.42 Kb.
ТипДокументы
ОПЫТ КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДЫ В СФЕРЕ
ИНТЕГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ И ЛИЦ, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩА
 Наталья 
Соколовская
В июле 2010 г. состоялся ознакомительный визит в Королевство Нидерланды с целью изучения 
практики работы государственных и общественных организаций в сфере интеграции беженцев. 
Визит осуществлялся в рамках проекта международной технической помощи «Интеграция бежен-
цев в Беларуси, Молдове и Украине (фаза I)». В ознакомительном визите приняли участие делега-
ции Беларуси, Молдовы и Украины, в состав которых входили представители миграционных служб 
и общественных организаций.
Целями визита являлись:
—  ознакомление с практикой деятельности миграционных органов Нидерландов по реализации 
проектов интеграции лиц, ищущих убежища, и беженцев;
— изучение роли региональных и местных органов исполнительной власти и местного само-
управления в процессе интеграции беженцев;
—  изучение деятельности общественных организаций по интеграции лиц, ищущих убежища, и 
беженцев;
—  ознакомление с опытом Министерства юстиции Королевства Нидерланды по вопросам поиска 
долгосрочных решений для лиц, которым отказано в предоставлении защиты;
—  подготовка предложений для включения в проект международной технической помощи «Инте-
грация беженцев в Беларуси, Молдове и Украине (фаза II)» с учетом опыта Королевства Нидерланды.
В соответствии с названными целями участникам визита была предложена обширная программа 
лекционных слушаний и практических мероприятий.
5 июля делегация посетила Центр размещения беженцев в г. Дронтене. Состоялась встреча с ру-
ководителем Центра Цеесом Гуткером, который провел экскурсию и ознакомил участников делега-
ции с работой Центра.
Центр размещения беженцев в г. Дронтене является одним из самых крупных центров по приему 
зарубежный опыт
лиц, ищущих убежища. Он был основан в 1994 г. на базе бывшей военной части и рассчитан на одно-
временное поселение 940 человек. В Центре размещены представители 150 стран мира. В настоящее 
время здесь проживают 900 человек, преимущественно представители Сомали, Ирака, Афганистана, 
стран африканского региона. Около 1/5 из числа проживающих там иностранцев  — несовершенно-
летние. Силами местной общины для них организованы школы, в которых дети изучают общеобра-
зовательные предметы, а также нидерландский язык.
Информацию о деятельности Центрального агентства по приему лиц, ищущих убежища (ЦАП) 
(Centraal Orgaan opvang asielzoekers) представил менеджер ЦАП Маартен Виссер.
ЦАП создано в 1980 г. и является независимой организацией, имеющей мандат на выполнение 
своих функций от государства. Положение, определяющее права и обязанности данной организации, 
утверждено Министерством юстиции Нидерландов. ЦАП занимается размещением прибывающих 
иностранцев в центрах поселения, разрабатывает программы профессиональной подготовки и пере-
квалификации, оказывает содействие в дальнейшей интеграции иностранцев (языковые курсы, посе-
щение детских садов, школ и т. п.), организовывает программы по возвращению иностранцев на родину.
Организация финансируется за счет средств государственного бюджета. Ежегодно на цели ЦАП 
(оплата поселения, социального обеспечения, здравоохранения, страховок, услуг адвокатов и т.  д.) 
выделяется около 4 млн евро (из расчета на 22 тыс. принимаемых иностранцев). Организация об-
ладает большими финансовыми и организационными ресурсами. Например, ЦАП при необходимо-
сти может развернуть центр поселения беженцев на 500 человек в течение 4 дней в любом муници-
пальном округе. На сегодняшний день в Нидерландах существует 65 центров поселения, в которых 
работают 1800 человек и проживают около 22 тыс. Земли, необходимые для размещения центров, 
берутся в аренду или выкупаются ЦАП вместе с находящимися на них постройками. Центры разме-
щения создаются по договоренности с местными муниципалитетами. Как правило, для их создания 
используются переоборудованные старые казармы, дома престарелых и т. п. Размещение в центрах 
производится из расчета 5 кв. м на одного проживающего. Они являются центрами открытого типа. 
Однако, если иностранец покинул центр и не возвратился в него в течение двух суток, процедура рас-
смотрения его ходатайства о защите прекращается. В каждом центре есть система биометрической 
регистрации (при помощи отпечатков пальцев).
Основными партнерами ЦАП являются:
международные отношения
—  служба по миграции и натурализации при Министерстве юстиции;
Автор:
Соколовская Наталья Владимировна — главный специалист отдела по делам беженцев и убежища Департамента по граж-
данству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
65
Ж у р н а л   м е ж д у н а р о д н о г о   п р а в а   и   м е ж д у н а р о д н ы х   о т н о ш е н и й   №   3   —   2 0 1 0

—  служба по возвращению и депортации при Министерстве юстиции;
—  полиция по иностранцам;
—  муниципалитеты, где организованы центры по размещению;
—  Международная организация по миграции;
—  Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и др.
Все несовершеннолетние, проживающие в центрах размещения, должны, как и все нидерландские 
дети, посещать общеобразовательную школу. В случае, если дети не посещают школу по неуважи-
тельным причинам, на родителей налагается штраф в размере 75 евро в сутки. Дети посещают го-
родские школы. Если в них не хватает соответствующих классов, то в центрах строят специальные 
помещения для обучения детей. В среднем в год в центры обращается около 1000 детей без сопровож-
дения.
Процедура рассмотрения ходатайства о предоставлении защиты в Нидерландах в среднем зани-
мает около года. Отмечается, что основная масса ходатайствующих — это мужчины в возрасте от 18 
до 35 лет, зачастую имеющие высшее образование. В последнее время с ходатайствами о защите все 
чаще стали обращаться молодые иракцы и женщины с детьми, прибывающие из Сомали.
Если по ходатайству иностранца, ищущего убежища, принимается решение об отказе в предостав-
лении защиты, усилия сотрудников ЦАП сосредотачиваются на подготовке такого иностранца к де-
портации.
В случае принятия положительного решения по ходатайству иностранца о защите его включают в 
программу интеграции. Данная программа рассчитана на полтора года, ее проводят муниципалитеты 
при поддержке ЦАП, и иностранцы обязаны ее пройти, в противном случае прекращаются выплаты 
им каких-либо пособий и предоставление услуг.
В 2007 г. правительство Нидерландов амнистировало свыше 30 тыс. иностранцев, которым было 
отказано в предоставлении защиты и которые проживали в Нидерландах по 5—6 лет. Всем им был 
предоставлен вид на жительство.
В среднем в центрах размещения иностранцы проживают около 2,5 лет. На сегодняшний день за-
конодательство Королевства Нидерландов таково, что если в отношении иностранца, ищущего убе-
жища, в течение трех лет не принимается решение о предоставлении или об отказе в предоставлении 
защиты, то такому иностранцу автоматически предоставляется статус беженца.
Беженцы обязаны проживать в центрах до их распределения в муниципалитет для дальнейшей 
интеграции.
Менеджер Центра размещения беженцев в г. Дронтене Йоланде Корвер познакомила участников 
визита с процедурой приема лиц, ищущих убежища, в Центре.
В Центре работают 35 сотрудников ЦАП, 10 человек медицинского персонала и охраны.
В центрах размещения беженцев в интерактивной форме проводятся специальные программы 
обучения:
—  информирование о деятельности ЦАП, о том городе, в котором расположен центр размещения;
—  курсы нидерландского языка (в течение 8 недель, 2 раза в неделю): простейшие навыки обще-
ния в транспорте, ведение счета, ознакомление с датами и днями недели и т. п.;
—  курсы обучения для совершенно безграмотных людей;
—  профориентация из 20 модулей-предметов, где уделяется внимание как плюсам, так и минусам 
профессий и дальнейшим возможностям по трудоустройству;
—  курсы компьютерной грамотности, поскольку вся переписка с лицами, ищущими убежища, 
осуществляется при помощи сети Интернет;
—  для «отказников» предоставляются данные о вариантах возврата на родину и проводится обу-
чение по 12 предметам.
При проживании в центре иностранцу предоставляется помощь в размере 60 евро в неделю на 
одного взрослого; также может быть оказана разовая помощь на приобретение одежды в размере 
160  евро. С 2006 г. суммы выплаты пособий заморожены. Проживающие в центре питаются за соб-
ственные средства. Они имеют право работать, но не более 24 недель в год, при этом они обязаны 
делать отчисления в пенсионный фонд.
Согласно законодательству Нидерландов, иностранцам вменяется в обязанность интегрировать-
ся в общество. На занятиях в центрах проводятся разъяснения норм законодательства об их пра-
вах и обязанностях. По окончании интеграционных курсов иностранцы сдают специальный экзамен 
по знанию нидерландского языка и общества. В среднем на подготовку к этому экзамену отводится 
3,5 года.
Интеграционные курсы проводятся за счет средств государственного бюджета. Иностранец подпи-
сывает декларацию-одобрение, на основании которой из средств бюджета выделяются средства на 
международные отношения его интеграцию. ЦАП направляет таких иностранцев в муниципалитеты, где им будет предоставлено 
жилье. Беженец вправе самостоятельно заниматься поиском жилья как по внутренней сети ЦАП, 
так и с использованием других сетей или средств массовой информации. ЦАП покрывает расходы 
беженцев по поиску жилья (использование других сетей — 60 евро, три поездки к месту возможного 
проживания). В Нидерландах существует также сеть социального жилья, но она невелика (500 до-
66

мов на 80 тыс. желающих поселиться). Независимо от того, осуществляет беженец поиск жилья или 
нет, ЦАП предложит ему жилье и беженец обязан согласиться с этим предложением. Отказаться 
от такого жилья можно только в исключительных случаях. Если беженец отказывается, то ему не 
предоставляются услуги интеграционной программы: он не сможет воспользоваться никакими услу-
гами муниципалитета по интеграции. Если беженец подписал контракт на аренду жилья, он обязан 
переехать туда в течение двух недель.
Муниципалитет, в который направлен иностранец для проживания, дает ему займ для приоб-
ретения жилья (это также может быть субсидия и беспроцентный кредит или жилье может быть 
предоставлено бесплатно). Муниципалитет также выделяет беженцу сумму в размере 2200  евро на 
1  человека для приобретения мебели и домашней утвари.
Участники визита побывали на уроках для иностранцев, которым предоставлен статус беженца.
Первый урок был посвящен подготовке к жизни в нидерландском обществе, где беженцам разъ-
яснялись вопросы приобретения жилья, его правильной аренды, внесения средств на оплату комму-
нальных платежей, проживания в окружающем сообществе.
Второй урок был посвящен вопросам заключения трудового контракта, открытия номера соци-
ального страхования, банковского счета, возможностям получения займа или кредита, необходимо-
сти страхования жилища.
Затем участники визита посетили Центр размещения беженцев в г. Ларене. Состоялась встреча с 
руководителем Центра Паскалем Меертенсом, который провел экскурсию и ознакомил участников 
делегации с работой Центра.
П. Меертенс пояснил, что муниципальные власти активно идут на встречу предложениям ЦАП 
по созданию на их территории центров размещения беженцев, поскольку местная экономика только 
выигрывает от их создания (создаются дополнительные рабочие места, совершенствуются школы, 
поступают дополнительные дотации из государственного бюджета).
Данный Центр рассчитан на одновременное размещение 900 человек. На его территории располо-
жено 5 жилых домов (по 180 человек в каждом доме, с размещением по 2—3 человека в комнате).
Иностранцы, проживающие в центре, самостоятельно готовят пищу, убирают комнаты, приле-
гающую к домикам территорию, а также территорию всего Центра (совместно с персоналом Центра).
В данном Центре они также проходят специальное обучение и посещают все мероприятия, как и 
в Центре размещения беженцев в г. Дронтене.
зарубежный опыт
6 июля делегация посетила Сеть самоорганизаций беженцев (ССБ) в г. Утрехте. Состоялась 
встреча с директором Сети Зеки Шеху, который ознакомил участников делегации с работой органи-
зации в отношении беженцев.
ССБ была создана в 2002 г. тремя общественными организациями — общинами беженцев (албанской, 
эфиопской и афганской). Основными целями деятельности ССБ являются наращивание потенциала ор-
ганизаций (общин) беженцев и максимальное задействование беженцев в процессе интеграции в нидер-
ландское общество. ССБ выступает в качестве платформы для организаций беженцев. На сегодняшний 
день в состав ССБ входят 57 общин, которые в свою очередь представляют свыше 90 народностей.
ССБ предоставляет услуги 150 различным организациям, которые занимаются беженцами и ми-
грантами. Все эти организации являются неправительственными и добровольными и имеют юриди-
ческий статус «ассоциация» или «фонд».
Ключевыми задачами ССБ являются продвижение дальнейшей интеграции беженцев и повыше-
ние социально-экономического участия новых граждан (беженцев, получивших гражданство Нидер-
ландов). Для реализации целей и задач организация подготавливают проектные предложения, ко-
торые подаются для одобрения и финансирования в Европейский фонд беженцев и Нидерландский 
совет по делам беженцев. Организация не имеет государственной поддержки и осуществляет свою 
деятельность только за счет средств доноров. В 2010 г. бюджет ССБ составил 700  тыс. евро.
ССБ является единственной организацией беженцев, которая дает официальные заключения и 
консультации государственным структурам при разработке государственной политики интеграции 
и распределения помощи на развитие данного процесса.
Организация принимает участие в двух европейских сетях по вопросам беженцев: Европис и Ин-
фоком, занимающихся продвижением идеи развития межкультурных отношений.
В этот же день участники визита посетили Центр информации и консультаций по здравоохране-
нию беженцев и мигрантов (Pharos). Менеджер Центра Эрик Флюбергс ознакомил с работой данной 
организации.
По информации Pharos, один из трех обратившихся с ходатайством о защите оценивает свое само-
чувствие как плохое, один из пяти — жалуется на психическое состояние. На плохое самочувствие 
жалуются 59 % лиц, ищущих убежища, и 42 % беженцев; находятся в состоянии депрессии 68 % лиц, 
ищущих убежища, и 39 % беженцев. Отмечается, что для граждан Сомали сложно обсуждать вопро-
международные отношения
сы психического и физического здоровья. Проблемы со здоровьем беженцев, по мнению специали-
стов Pharos, возникают вследствие высокого уровня смертности, эндемических (местных) заболева-
ний, стрессовых расстройств после травм, посттравматических последствий, а также необходимости 
постоянного пребывания в центрах размещения беженцев.
67
Ж у р н а л   м е ж д у н а р о д н о г о   п р а в а   и   м е ж д у н а р о д н ы х   о т н о ш е н и й   №   3   —   2 0 1 0

Сотрудники  Pharos разъясняют лицам, ищущим убежища, и беженцам информацию о системе 
здравоохранения в Нидерландах и правилах получения услуг по здравоохранению. Все лица, ищу-
щие убежища, имеют право на доступ к здравоохранению до момента выезда или получения статуса 
беженца наравне с нидерландскими гражданами. Прежде чем обратиться к «узкому» специалисту 
или в госпиталь, лица, ищущие убежища, должны обратиться к семейному доктору, который со-
ставляет на обратившегося электронное досье в общей базе данных по здравоохранению. Благодаря 
электронному досье, информацией можно воспользоваться в любой точке Нидерландов (или при 
смене доктора, или при переезде иностранца в другое место жительства). Организация занимается 
предоставлением необходимой помощи докторам, работающим с беженцами, с целью достижения 
наилучшего результата.
Pharos занимается усовершенствованием качества предоставляемой медицинской помощи бе-
женцам и мигрантам. У Организации имеется Интернет-сайт, телефонная линия помощи, большая 
информационная библиотека. Организация реализует пять программ: 1) оказание помощи врачам в 
распознавании нанесенных физических травм (женское обрезание, применение пыток и т. п.); 2)  ра-
бота с подростками-беженцами и помощь родителям в воспитании детей; 3)  предоставление меди-
цинских услуг и помощи; 4)  центры здорового проживания (обучение здоровому образу жизни); 
5)  результативность соматической помощи (разъяснение необходимости проходить соответствую-
щее лечение). Реализуются также программы психологической помощи детям-беженцам, которые 
проходят в игровой форме и помогают ребенку раскрыться.
6 июля делегация посетила также Фонд университетской помощи (ФУП), где его директор Кейч 
Блехорд ознакомил участников визита с деятельностью организации.
ФУП был создан в 1948 г. по инициативе 20 студентов для помощи беженцам из Чехословакии 
и прошел путь до формирования независимой организации. ФУП оказывал помощь беженцам из 
Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), Чили (1973 г.), Эфиопии и Эритреи (1970-е гг.), Ирана и 
Ирака (1980-е гг.), Сомали и Югославии (1990-е гг.).
Основной деятельностью организации на первоначальном этапе была интеграция беженцев и их 
обучение, затем с наращиванием опыта и потенциала организации ФУП включил в свою деятель-
ность мероприятия по трудоустройству и адаптации беженцев к жизни в нидерландском обществе.
В настоящее время годовой бюджет организации составляет около 8 млн евро. Бюджет пополня-
ется за счет частных пожертвований (около 25 %), пожертвований университетов и образовательных 
учреждений, сбора средств среди частных компаний и организаций, бюджетного финансирования 
(для определенных проектов).
ФУП помогает лицам, ищущим убежища, и беженцам, однако принять участие в мероприятиях 
и программах, организуемых Фондом, имеют право лица, имеющие, как минимум, 12-летнее образо-
вание и навыки нидерландского языка. По гендерному признаку участники мероприятий ФУП раз-
деляются следующим образом: женщины — 45  %, мужчины — 55  %. В ФУП обращались беженцы из 
77 стран, в основном из Азербайджана, Афганистана, Ирака и Ирана.
Кроме трудоустройства ФУП способствует студентам в поисках интернатуры, поскольку в Ни-
дерландах это является обязательным условием оконченного высшего образования. По сравнению с 
нидерландскими гражданами у беженцев есть преимущество при получении образования, поскольку 
гражданам выплачивается стипендия до достижения 30 лет, а беженцам — до 33 лет.
В тренингах, проводимых ФУП, сотрудники обучают беженцев навыкам самостоятельного по-
иска работы, заполнения и подачи резюме, реалистичным представлениям в отношении предпола-
гаемой работы, основам ведения бизнеса, составлению бизнес-планов, знакомят с возможностями 
кредитования для организации собственного бизнеса. Существует программа наставничества, когда 
к одному специалисту прикрепляют беженцев, которых он ведет с момента обращения в ФУП и до 
момента, когда они уже не будут нуждаться в нем. Наставничество может продолжаться и после тру-
доустройства.
В 2009 г. в ФУП обращались 2800 человек, из них 1400 студентов, 800 лиц, ищущих убежища, 
600 беженцев. В 2008/2009 учебном году 276 студентов-беженцев получили образование, 210 — 
смогли поступить в интернатуру, 414 беженцев нашли подходящие рабочие места, 53 беженца стали 
волонтерами.
7 июля делегация посетила офис УВКБ ООН, расположенный в Гааге. Состоялась встреча с Рене 
Браном, национальным советником УВКБ ООН в Гааге, который ознакомил участников визита с 
деятельностью УВКБ ООН в Нидерландах. Основной упор сделан на поиск долгосрочных решений 
для беженцев, таких как репатриация, интеграция и переселение.
Совместно с экспертом по переселению Министерства юстиции Нидерландов Мартином 
Дийкхуйзеном Р. Бран представил фильм о миссии в Танзанию. Основой фильма стала организован-
международные отношения ная УВКБ ООН и Министерством юстиции Нидерландов в 2007 г. миссия по переселению лиц, ищу-
щих убежища, из Танзании в Нидерланды. Миссия была организована в рамках программы по раз-
делению ответственности государств по приему беженцев. Находясь в Танзании в лагерях беженцев, 
сотрудники УВКБ ООН проводили собеседования с претендентами на переселение. Около 1,5  ча-
сов продолжалось собеседование, в ходе которого претенденту на переселение задавались вопросы 
68

о его проживании на родине, причинах поиска убежища, участии в преступлениях и военных дей-
ствиях, образовании, степени владения языками. В день проводилось 6 собеседований. Претенденты 
также проходили медицинские осмотры с целью недопущения пандемии некоторых заболеваний на 
территории Европы. В ходе миссии было отобрано 79 беженцев, которые затем были переселены в 
Нидерланды. При отборе сотрудники руководствовались критериями статьи 3 Европейской конвен-
ции о правах человека.
Переселение в третью страну относится к долгосрочному решению и означает, что даже если 
условия в стране исхода беженца наладятся, беженец все равно не будет принудительно возвращен 
на родину. Претенденты на переселение из стран Европейского союза не принимаются, за исключе-
нием жертв торговли людьми.
За месяц до выезда в страну исхода беженцев приезжают учителя из Нидерландов, которые 
обсуждают с выезжающими их ожидания, рассказывают о стране и ее национальной культуре. 
Ежегодно, начиная с 2005 г., Королевство Нидерланды принимает 500 человек в рамках данной 
программы. Из 500 принимаемых иностранцев около 35 человек принимаются по медицинским 
показаниям (серьезные проблемы с почками, переломы и т. п.). Прибывшим иностранцам выдается 
разрешение на временное проживание в Нидерландах сроком на один год. В течение пяти лет раз-
решение на жительство продляется ежегодно, затем у иностранцев появляется право на получение 
разрешения на постоянное проживание или нидерландского гражданства. Около 48 % получают 
статус беженца. Все прибывшие включаются в программы интеграции и расселяются группами по 
30—35 человек (в  среднем это 8 семей) в один город для того, чтобы они могли поддержать друг 
друга.
Состоялась также встреча с сотрудниками Международной организации по миграции (МОМ), 
которые ознакомили участников визита с ее работой.
МОМ придерживается принципа, что контролируемая миграция приносит пользу как мигрантам, 
так и обществу. Сотрудники организации работают в 130 странах, в ее штате насчитывается свыше 
6000 сотрудников.
В своей деятельности МОМ тесно сотрудничает с УВКБ ООН, ЦАП, муниципалитетами, Ни-
дерландским советом по делам беженцев. МОМ помогала Нидерландам организовывать миссии по 
переселению в 2008 г. из Иордании, Таиланда, Танзании и Непала, в 2009 г. из Кении, Непала и 
дважды из Сирии. МОМ занимается подготовкой как лиц, ищущих убежища, к переселению, так 
зарубежный опыт
и сотрудников, направляющихся в миссии для поиска претендентов на переселение. Также МОМ 
обеспечивает разработку и администрирование маршрутов передвижения, необходимых контактов, 
прохождение таможни, контроля безопасности и формальностей иммиграционного контроля, до-
кументационное сопровождение, необходимые питание и одежду в пути, оказывает медицинское со-
провождение. В  реднем на одного переселяемого затрачивается около 650—700 евро.
МОМ также проводит программы добровольного возвращения на родину. Данные программы 
финансируются за счет средств государственного бюджета Королевства Нидерланды. Для участия 
в программе добровольного возвращения на родину заявитель должен написать соответствующее 
заявление, представить действительный документ, удостоверяющий личность, не быть гражданином 
ни одной страны Европейского союза, не иметь финансовых возможностей самостоятельно выехать 
на родину, не подвергаться депортации и не пользоваться услугами МОМ по добровольному возвра-
щению в течение последних пяти лет. В случае включения иностранца в программу добровольного 
возвращения МОМ обеспечивает его авиабилетами до конечной точки, оказывает поддержку в по-
лучении необходимых документов для выезда, выдает реинтеграционный грант (около 500  евро), 
оказывает дополнительные услуги (медицинское сопровождение, сопровождение несопровождае-
мых несовершеннолетних и жертв торговли людьми). По информации МОМ, по программам до-
бровольного возвращения на родину из Нидерландов были возвращены в 2007 г. 1550 человек, в 
2008  г.  — 1767, в 2009 г. — 2583, 2010 г. — 1186 человек. В Республику Беларусь были возвращены в 
2008 г. 18  человек, в 2009 г. — 13, в 2010 г. — 15 человек. 
Затем состоялась встреча с Марленом Ван дер Вееном, экспертом по вопросам политики Мини-
стерства юстиции Нидерландов, и Тинеке Стрик, членом Сената от левой партии «зеленых», которые 
ознакомили участников визита с позицией Нидерландов в отношении соглашений о реадмиссии.
В соглашениях о реадмиссии речь идет о возврате лиц, ищущих убежища, которые не получили 
статус, и нелегальных мигрантах.
Европейская комиссия от имени Европейского союза ведет переговоры о подписании согла-
шений о реадмиссии в широких рамках, а детализация и конкретизация происходят на уровне 
протоколов, которые заключаются между конкретными странами. Переговоры ведутся с целью 
не только подписания соглашений о реадмиссии, но и развития доверия между странами. Если 
страна является соседом Европейского союза, то процедура реадмиссии происходит в ускорен-
международные отношения
ном режиме.
Нидерланды являются участником протоколов с 18 странами. Из них вступили в силу протоколы 
со следующими странами: Албания — 2006 г., Босния и Герцеговина — 2008 г., Гонконг — 2004 г., 
Макао — 2004 г., Македония — 2008 г., Молдова — 2008 г., Черногория — 2008 г., Российская Федера-
69
Ж у р н а л   м е ж д у н а р о д н о г о   п р а в а   и   м е ж д у н а р о д н ы х   о т н о ш е н и й   №   3   —   2 0 1 0

ция — 2007 г., Сербия — 2008 г., Шри-Ланка — 2005 г., Украина — 2008 г. Находятся в процессе рати-
фикации протоколы, подписанные в 2009 г. с Пакистаном и Грузией. С 2000 г. ведутся переговоры о 
подписании протоколов с Марокко и Турцией.
Было отмечено, что Нидерланды имеют небольшой опыт по реадмиссии граждан третьих стран, 
поскольку проводимая Королевством политика предполагает возвращение иностранца в страну про-
исхождения. Однако, если есть доказательства, что иностранец проезжал транзитом через какую-
либо страну, то его могут возвратить и туда. Организовываются прямые авиарейсы до места назначе-
ния, а также другие способы доставки (например, морем, автомашиной и т. п.).
В течение 2009 г. по поручению Европейской комиссии проводилось исследование по реадмиссии 
мигрантов с нестандартными ситуациями, результаты которого поданы для одобрения в Европей-
скую комиссию в июле 2010 г. В выводах исследования было отмечено, что при заключении соглаше-
ний о реадмиссии необходимо особо уделять внимание проводимой в стране, куда будут возвращены 
мигранты, процедуре предоставления убежища. В числе рекомендаций были необходимость осу-
ществления контроля за соблюдением условий соглашения о реадмиссии, оказание помощи странам 
в реинтеграции, а также необходимость обращать внимание на эффективность возврата как одного 
из средств по работе с лицами, ищущими убежища, и получившими отказ в предоставлении защи-
ты, соблюдение прав вернувшихся, особенно уязвимых людей, доступ возвращаемых к максимально 
полной информации.
8 июля делегация посетила офис Нидерландского совета по делам беженцев, расположенный в 
г.  Амстердаме. Состоялась встреча с руководителем Департамента труда данной организации Жа-
нетт ден Хартог, которая ознакомила участников визита с деятельностью Нидерландского совета по 
делам беженцев.
Нидерландский совет по делам беженцев создан в 1979 г. по решению нескольких общественных 
организаций с целью облегчения работы с лицами, ищущими убежища, и беженцами. Это единствен-
ная в Нидерландах организация, которая в своей деятельности охватывает и юридический аспект, и 
убежище, и интеграцию. В настоящий момент в штаб-квартире работают 80 штатных сотрудников, 
из которых 50 — бывшие беженцы. Создана сеть из 14 региональных отделений, представленных 
в 93  % муниципалитетов. Отделения присутствуют также во всех центрах размещения беженцев. 
Работа основана на волонтерской деятельности (привлечено 8000 человек). Волонтеры не получают 
заработную плату, осуществляется только возмещение расходов на питание, проезд и т. п. Нидер-
ландский совет по делам беженцев не связан ни с одной из партий.
Основной задачей организации определено обеспечение беженцам равных возможностей с граж-
данами. «Беженцы должны иметь возможность опираться на свои силы как можно скорее, и мы обя-
заны помочь им в этом» — основной лозунг организации.
Интеграция — это двусторонний процесс. С одной стороны — беженцы, которые должны прило-
жить максимальные усилия, чтобы найти свое место в обществе, с другой — государство и неправи-
тельственные организации, которые должны помочь им в этом.
Нидерландский совет по делам беженцев осуществляет свою деятельность по двум направле-
ниям. Первое — это работа с государством по информированию о нуждах беженцев, о том, какое 
влияние оказывают проводимая политика и правила, устанавливаемые государством, на беженцев. 
Второе — информирование беженцев о правилах жизни и о том, как все организовано в Нидерландах.
Задачами штаб-квартиры Нидерландского совета по делам беженцев являются разработка поли-
тики, оказание влияния на правительство, информирование о нуждах беженцев и обучение волон-
теров работе с лицами, ищущими убежища. Региональные офисы осуществляют непосредственный 
контакт с беженцами.
Бюджет организации составляет: 50 % — поступления от проводимой государственной нацио-
нальной лотереи, 30 % — средства государственного бюджета, 20 % — частные пожертвования и про-
дажа услуг. В 2009 г. доход от лотереи составил 10 млн евро и 7,5 млн евро выделило государство.
Начинают оказывать помощь лицам, ищущим убежища, еще до проведения первичного собесе-
дования в миграционной службе. Сотрудники готовят заявителей к интервьюированию, они также 
имеют право присутствовать при проведении собеседования, могут предоставлять услуги юрискон-
сультов (оплачиваются из государственного бюджета), предоставляют информацию о стране проис-
хождения.
Организована «горячая» линия для юристов и сотрудников региональных офисов, в режиме он-
лайн функционирует информационная база, в которой представлены сведения по странам исхода 
беженцев и интеграции. Местный персонал использует эту базу бесплатно, всем остальным она пре-
доставляется за определенную плату. Еженедельно издаются бюллетени по законодательству, один 
раз в две недели издается бюллетень с практической информацией и один раз в месяц издается ака-
международные отношения демический журнал. Телефонная линия работает 16 часов в неделю. За первые три месяца ее работы 
поступило более 1000 вопросов. При помощи телефонной линии осуществляется мониторинг возни-
кающих проблем и, соответственно, возникает возможность их решения на законодательном уровне.
Мерлийн Ботхоф, консультант-юрист по вопросам интеграции Департамента интеграции Нидер-
ландского совета по делам беженцев, ознакомила участников визита с работой своего подразделения.
70

Департамент проводит политику лоббирования интересов для создания лучших условий для 
беженцев. Если проходит слушание новый закон, Департаментом принимается решение о необхо-
димости лоббирования интересов беженцев. Например, при принятии Закона «Об интеграции» из-
начально не предполагались какие-то социальные выплаты, однако своевременное вмешательство 
Нидерландского совета по делам беженцев помогло закрепить права на получение ими социальных 
пособий. По мере принятия законов Департамент доносит информацию до правительства о их вли-
янии на беженцев. В настоящее время Департамент проводит лоббирование интересов беженцев с 
целью организации индивидуального подхода и в сфере трудоустройства. Организация выделяет 
муниципалитетам средства на проведение интеграционных мероприятий для беженцев из расчета 
6  тыс. евро на одного интегрируемого.
О деятельности Фонда по трудоустройству рассказал его менеджер Хэнк Делове. Фонд основан 
в 1989 г., финансируется Нидерландским советом по делам беженцев и оказывает беженцам помощь 
в трудоустройстве (лица, ищущие убежища, не являются целевой группой). Большинство клиентов 
Фонда — это беженцы старше 35 лет, значительную массу составляют беженцы старше 45—50 лет.
В Нидерландах существует проблема подтверждения дипломов о квалификации и большинство 
дипломов не признаются. Многие работодатели не заинтересованы брать на работу беженцев, по-
скольку у последних существуют большие перерывы в работе (свыше пяти лет нигде не работали).
Фонд обращается с просьбой к пенсионерам стать волонтерами в проекте и наставниками для бе-
женцев. В настоящее время в Фонде работают 120 наставников, ежегодно через их проект проходит 
1000 беженцев, из которых 400—500 трудоустраиваются или начинают собственный бизнес. За время 
существования Фонда трудоустроены 11 тыс. беженцев.
Большое внимание уделяется написанию беженцами резюме, поскольку зачастую отношение к 
нему иное, чем принято в Нидерландах. Разъясняются правила работы, поскольку беженцы на своих 
рабочих местах не проявляют инициативы, ждут постановки задачи. Однако практика работы в Ни-
дерландах такова, что работник должен проявлять инициативу, не ожидая указаний от руководства.
Фонд по трудоустройству — это единственная неправительственная организация в Нидерландах, 
которая имеет доступ к государственной базе вакансий. Фонд работает только с теми беженцами, 
которые зарегистрированы в государственной службе занятости. Государственные центры занятости 
официально отводят на прием одного человека 45 минут. Этого явно недостаточно для работы с бе-
женцами. Кроме того, для поиска работы беженцы могут посещать Фонд один раз в неделю, а не один 
зарубежный опыт
раз в 3—4 месяца, как это они обязаны делать в государственной службе занятости. Наставники, за-
действованные для работы в Фонде, могут уделять несколько часов беженцам. Кроме того, уделяется 
особое внимание качеству подготовки к интервью с будущим работодателем. Волонтеры работают 
24 часа в неделю.
Пособие по безработице в Нидерландах выплачивается до достижения возраста 65 лет. Первые 
три года выплачивается пособие в полном объеме. По истечении трех лет размер пособия снижается, 
а если второй член семьи трудоустроен — выплата пособия прекращается вообще.
Со стороны государства существует дотация для работодателя при трудоустройстве к нему бе-
женца. В 1990-х гг. для работодателей существовали квоты приема беженцев на работу, но в насто-
ящее время такие квоты не устанавливаются. Существуют также государственные программы по 
поддержке и развитию бизнеса, где беженцу может быть выделен стартовый капитал в размере до 
30  000  евро; наставники помогают составить грамотный бизнес-план.
Затем состоялась поездка в одну из волонтерских организаций Нидерландского совета по делам 
беженцев, где участникам визита была продемонстрирована работа волонтеров.
Данная волонтерская организация размещается в помещении бывшего крупного гаража, переобо-
рудованного силами волонтеров и беженцев в течение шести месяцев. Рон Пеквин, работающий во-
лонтером в данной организации на протяжении трех лет, рассказал о ее деятельности и провел экс-
курсию по офису.
В ходе работы беженцы проходят обучение простейшим профессиям, а также основам нидер-
ландского языка. Волонтерский центр является местом, куда беженцы могут прийти поговорить, по-
смотреть вместе со всеми футбол, пообщаться и выпить кофе, почитать газету и воспользоваться Ин-
тернетом, отпраздновать национальные и местные праздники. В центре работают курсы лоскутного 
шитья, специально организованные для женщин с целью их скорейшей интеграции в нидерландское 
общество, для всех желающих проводятся уроки рисования. Волонтер обучает беженцев ездить на 
велосипеде, поскольку велосипед является самым распространенным видом транспорта в Нидерлан-
дах. В среднем от 15 до 25 беженцев приходят в центр ежедневно.
В волонтерской организации имеется еще много идей на будущее, направленных на обучение бе-
женцев с целью помочь им стать полноправными гражданами этой страны.
Ознакомление с практической деятельностью миграционных органов Нидерландов по реализа-
международные отношения
ции проектов интеграции лиц, ищущих убежища, и беженцев, изучение роли региональных и мест-
ных органов исполнительной власти, местного самоуправления и неправительственных организаций 
в процессе интеграции беженцев, ознакомление с опытом Министерства юстиции Королевства Ни-
дерланды по вопросам поиска долгосрочных решений для лиц, которым отказано в предоставлении 
71
Ж у р н а л   м е ж д у н а р о д н о г о   п р а в а   и   м е ж д у н а р о д н ы х   о т н о ш е н и й   №   3   —   2 0 1 0

защиты, имеют важное практическое значение и позволят использовать прогрессивные формы и ме-
тоды этой работы при выработке мер по совершенствованию деятельности по интеграции беженцев 
в Республике Беларусь.
Полученные в ходе ознакомительного визита в Королевство Нидерланды материалы и сведения 
по интеграции лиц, ищущих убежища, и беженцев, представляют практический интерес и могут быть 
использованы при подготовке предложений для включения в проект международной технической 
помощи «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове и Украине (фаза II)» с учетом приемлемого 
для практического внедрения в Беларуси опыта.
Участие в визите позволило установить деловые контакты с неправительственными организа-
циями Королевства Нидерланды, занимающимися интеграцией лиц, ищущих убежища, и беженцев.
Обучающий визит явился подтверждением готовности государственных органов и общественных 
организаций участвовать в реализации проекта международной технической помощи «Интеграция 
беженцев в Беларуси, Молдове и Украине (фаза I)».
Статья поступила в редакцию в августе 2010 г.
международные отношения
72



Похожие:

Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconОсновные принципы, относящиеся к правомочности заявлений от ищущих убежища лиц из Ирака
Это также важно по той причине, что определенные группы населения подвергаются преследованиям на основе их реальной или вменяемой...
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconПроекта Евросоюза и увкб ООН «Местная интеграция беженцев»
Проекта по Местной интеграции беженцев, состоявшееся в Минске, утвердило рабочий план для Беларуси на 2010 год и получении каких-либо...
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconПрограмма защиты прав беженцев, внутриперемещенных требовать возбуждения уголовных дел в очередной раз очевидно, нормам Подробно об этом см в разделе про- лиц и трудовых мигрантов. Сеть «Миграция и Право»
П ра в о з а щ и т н ы й ц е н т р «м е м о р и а л» | г о д о в о й о т ч е т 2 0 11
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconМестная интеграция беженцев в
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (увкб оон) в рамках совместного
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconМестная интеграция беженцев в
Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (увкб оон) в рамках совместного
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconПроекта Евросоюза и увкб ООН «Местная интеграция беженцев»
...
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconУспешной интеграции
В статье автор, основываясь на своем опыте участия в подобных сделках, рассказывает о наиболее важных аспектах, необходимых для успешной...
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища icon«Выход на самообеспечение и самозанятость безработных и ищущих работу граждан»
Семёнов Владимир Николаевич Глава муниципального образования Нефтеюганский район
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconПрограмма сотрудничества с третьими странами в сферах миграции и убежища
Заполняется только теми заявителями, которые получили приглашение подать полное предложение
Интеграции беженцев и лиц, ищущих убежища iconИнтеграция беженцев в беларуси
Г-жа Татьяна Буркат, ассистент программ, увкб ООН по Беларуси, Молдове и
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница