Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа




Скачать 60.53 Kb.
PDF просмотр
НазваниеИтоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа
Дата конвертации19.10.2012
Размер60.53 Kb.
ТипКонкурс

«Энергия и Среда Обитания»
1



Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
Международная образовательная программа 
направлена на привлечение молодежи к проблеме устойчивой энергетики,
на поддержку практических действий в области энергосбережения
и внедрения возобновляемых источников энергии.
В 2005 году в рамках 
 впервые был объявлен
международный конкурс школьных проектов по
энергоэффективности «Энергия и Среда Обитания».
Цель конкурса: внедрение идей и методов энергосбережения в обществе, создание у детей
мотивации для сбережения ресурсов и энергии, воспитание у них навыков экологически
устойчивого стиля жизни.
Конкурс поддерживается Норвежским обществом охраны природы, UNDP (Россия)
и INFORSE EUROPE.
Конкурс координируется сетью общественных организаций стран-участников
SPARE в сотрудничестве с природоохранными организациями, образовательными
и научными учреждениями, органами власти и бизнес-структурами.
В конкурсе участвовали школьные коллективы, а также отдельные педагоги и
школьники, заинтересованные в образовательной и практической деятельности в
области изменения климата, внедрения энергосбережения и возобновляемых
источников энергии, в практическом повышении энергоэффективности школьных
зданий.
В 2005/2006 учебном году конкурс проводился в два этапа: национальный и
международный. В каждой стране также были организованы местные и региональные
этапы конкурса, предшествующие национальному.
На международный конкурс от каждой страны-участника принималось не более 5 работ
(не более 2-х в каждой из номинаций).
В номинации для школьников «Эффективное использование энергии» 
были представлены
проекты, описывающие практические предложения – как использовать энергию в школе
и дома более эффективно и, таким образом, освободить энергию для других нужд, или
снизить ее производство и негативное влияние на природу от энергетических объектов.
В номинации «Использование возобновляемой энергии» представлялись проекты
школьников, показывающие возможность получения энергии для местных нужд из
возобновляемых источников. Проект должен был также показать преимущество
возобновляемой энергии по сравнению с используемыми ранее традиционными
источниками энергоснабжения. Проекты выполнялись в одном из двух вариантов:
«Изготовление макета/модели какого-либо (одного) возобновляемого источника энергии»
или «Проект использования доступного местного источника энергии».
На конкурс педагогических работ принимались разработки педагогов, направленные на
развитие практико-ориентированного образования в области энергоэффективности, по
двум номинациям:

Методическая разработка практического занятия/акции для школьников.

Методическая разработка просветительского мероприятия для местного населения.
В национальном этапе конкурса в странах SPARE участвовали несколько сотен
школьников и педагогов. На международный конкурс было представлено 47 работ.
Международное жюри, в состав которого вошли международные и национальные
координаторы из SPARE стран (профессиональные педагоги, физики, энергетики,
экологи), определило победителей конкурса 2005/2006.

2

«Энергия и Среда Обитания»
ПОБЕДИТЕЛЯМИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА СТАЛИ:
Номинация «Эффективное использование энергии»
1 место - «Энергосбережение в школе и дома». Авторы: Шаповалов Андрей, Судаленко Татьяна, Уласовец
Людмила. Руководитель: Свистунова Валентина Николаевна. Средняя школа № 113, г. Минск, Беларусь.
2 место - «Энергия. Что мы можем?». Авторы: Пасечник Алексей, Безруков Николай, Белецкий
Андрей. Руководитель: Былинская Светлана Александровна. Средняя образовательная школа № 15,
г. Шахтинск, Казахстан.
3 место - «Тепло в наших классах и домах». Авторы: Бабаджанов Дильшад, Эрнапесова Гозел,
Довлетова Лейла, Ходжаниязова Манзура. Руководитель: Атаджанов Яшин Базарбаевич. Школа № 1,
пос. им. С. А. Ниязова, Туркменистан.
Номинация «Использование возобновляемой энергии»
1 место - «Мобильные гелиоустановки». Авторы: Бурунсус Иван, Теоретический лицей им. В. Лупу,
руководитель: Ермуратский В. В., Котруца Александр, Лицей им. Д. Кантемира,  руководитель:
Сосновская Е. С., г. Кишинев, Молдова.
2 место - «Проблемы и перспективы биогазовой энергетики в Украине. Лабораторная биогазовая
установка». Автор: Горловский Григорий. Руководитель: Рассоха Анатолий Петрович. Технический
лицей Шевченковского района, г. Киев, Украина.
3 место - «Вращающий солнечный коллектор». Автор: Давид Акопия. Руководитель: Мзия Гагуа.
Дворец молодёжи Зугдитского района, Грузия.
Номинация «Методическая разработка практического занятия/акции для школьников»
1 место - «Вторичное использование тары - экономия энергии и ресурсов». Карине Самвелян,
Заруи Тарахчян. Школа № 69 им. А. Д. Сахарова, г. Ереван, Армения.
2 место - Игра-путешествие для 2-3 классов «Электрошка ищет маму». Автор: Москвичева
Ирина Анатольевна. Средняя общеобразовательная школа № 2, пос. Шахан, Казахстан.
3 место - Занятие «Расчет потребления электроэнергии». Авторы: Комаржинска Эльжбета, Собеч
Ханна, Соджеска Ванда. Начальная школа, Псары, Польша.
Номинация «Методическая разработка просветительского мероприятия для населения»
1 место - Обучающий семинар «Тёплый дом». Авторы: Куклина Валентина Ивановна, Сусь
Татьяна Александровна. МДОУ № 43, г. Апатиты, Россия.
2 место - Мероприятие «Энергосбережение и охрана окружающей среды». Автор: Волоцкова
Ольга Львовна. Туркмено-российская средняя общеобразовательная школа им. А. С. Пушкина,
г. Ашхабад, Туркменистан.
3 место - Акция «Как слезть с нефтяной иглы?». Автор: Ботнарь Светлана Венедиктовна. Лицей
им. А. Руссо, г. Кишинев, Молдова.
Поощрительный приз «За  распространение идей возобновляемой энергетики»
Методическая разработка проекта «Солнце – основной источник энергии». Авторы:
Раджабова Пакиза, Сейид Турал, Масимов Юсиф. Руководитель: Мехралиева Санубар Ягуб
гызы. Школа № 254, г. Баку, Азербайджан.
Поощрительный приз «За привлечение внимания к актуальной проблеме»
Методическая разработка акции «Мы против пластиковых пакетов». Автор: Бутакова Надежда
Федоровна. Средняя общеобразовательная школа № 78, г. Душанбе, Таджикистан.
Поощрительный приз «За практическое решение местной энергетической проблемы»
«Школьная микро-ГЭС на Петровском озере». Авторы: члены экологического кружка
Возрожденской средней школы. Руководитель: Синицын Сергей Геннадьевич. Возрожденская школа,
Ленинградская область, Россия.
«Проект модернизации школьного теплового пункта с целью снижения затрат тепловой энергии на
отопление». Автор: Кочут Юрий. Руководитель: Аврамчук Виктор Васильевич. Средняя школа № 5,
г. Ужгород, Украина.
3



Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
ОБЗОР ЛУЧШИХ КОНКУРСНЫХ РАБОТ
НОМИНАЦИЯ «ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ»
Участники проекта исследовали расход
Школьный проект
электроэнергии в семьях и школе.
«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ В ШКОЛЕ И ДОМА».
Выработали рекомендации по  сни-жению
Авторы - Шаповалов Андрей,
энергозатрат путем: рационального
Судаленко Татьяна, Уласовец Людмила.
освещения квартир, экономии
Руководитель: Свистунова Валентина Николаевна. электроэнергии при приготовлении пищи, при
Средняя школа № 113,
пользовании электробытовыми приборами.
г. Минск, Беларусь.
Авторы разработали предложения по
энергосбережению в школе. Например, в школьном зимнем саду установлены энергосберегающие
люминесцентные лампы, обогреватели для аквариумов с автоматической терморегуляцией.
Авторы проекта выпустили и распространили в семьях школьников Памятку по энергосбережению. В
некоторых семьях удалось добиться снижения расхода электроэнергии от 15 до 40 %. В рамках проекта
проведены общешкольные акции «Сохраним тепло!», «Не дай капельке упасть!»,  «Сохраним энергию!».
В проекте проведено исследование
энерго-потребления дома (17 учащихся
Проект «ЭНЕРГИЯ - ЧТО МЫ МОЖЕМ?»
7-х классов) и в школе. После внедрения
Авторы - Пасечник Алексей, Безруков Николай.
рекомендаций авторов в 2005 году в школе
Руководитель - Былинская Светлана Александровна.
потребление электричества снизилось на
Средняя образовательная школа № 15,
10 % по сравнению с 2004 годом.
г. Шахтинск, Казахстан.
Авторы проанализировали возможность перехода на энергоснабжение от ветроустановок, так как в
Казахстане очень высокий и устойчивый ветропотенциал.
Для дальнейшего снижения энергопотребления предлагается ряд мер, включая следующие:
1. Учиться в одну смену (для экономии электричества, идущего на освещение).
2. Постепенно заменить все лампы накаливания на энергосберегающие.
3. Утеплить все окна в школе с помощью силиконовой изоляции.
4. Использовать нетрадиционные источники энергии для энергоснабжения школы:
(ветроустановки, солнечные коллекторы).
Проект «ТЕПЛО В НАШИХ КЛАССАХ»
Школа в поселке Ниязова
Авторы:  Бабаджанов Дильшад, Эрнапесова Гозел,
построена без учета необ-
Довлетова Лейла, Ходжаниязова Манзура.
ходимости утепления. Три
Руководитель: Атаджанов Яшин Базарбаевич.
корпуса имеют мини-
Дашогузский велаят, поселок им. С. А. Ниязова, Туркменистан. котельные, а еще один
отапливается из центральной
котельной. При температуре
воздуха на  улице – 50 Цельсия в некоторых помещениях + 70 С. Авторы выявили, что тепло в
основном уходит из плохо утепленных труб и через окна. В одном классе школьники закрыли щели
в окнах и полах пенопластом (от упаковок); порванные места на полиэтиленовых плёнках заклеили
скотчем. Заменили поломанные стёкла в окнах коридора, которые являлись основной причиной
холода в коридорах, на целые. В результате стало теплее на 1-30 С. О результатах рассказали на
школьной линейке и посоветовали, как другие учащиеся могут утеплить не только школьное
помещения, но и дома, в которых они живут.
Школьники опросили жителей, как они утепляют дома в зимнее время (каждый второй даже не задумывался
о щелях и сквозняках) и дали жителям рекомендации, как простыми мерами сберечь тепло в доме.
4



«Энергия и Среда Обитания»
Здание СООШ № 5 подключено
Проект МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО ПУНКТА к теплосетям г. Ужгорода. Проект
С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
предлагает в подвале школы на
НА ОТОПЛЕНИЕ.
месте подключения системы
Автор - Кочут Юрий.
отопления школы к теплосетям
Руководитель - Аврамчук Виктор Васильевич.
города создать индивидуальный
Средняя школа № 5, г. Ужгород, Украина.
тепловой пункт (ИТП) с системой
программного снижения тепло-
потребления в вечернее и ночное время, по выходным дням и во время каникул. Эта же автоматика
обеспечит правильную работу отопления во время внезапных потеплений, когда в помещениях
станет теплее и будут массово открываться окна. Экономический эффект от реализации проекта
будет примерно равен затратам на закупку и монтаж оборудования для модернизации ИТП, т.е.
затраты на реализацию проекта компенсируются за один отопительный сезон.
НОМИНАЦИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ»
В рамках проекта созданы и
Проект «МОБИЛЬНЫЕ ГЕЛИОУСТАНОВКИ»
испытаны экспериментальные Авторы - Бурунсус Иван, руководитель Ермуратский В. В.,
образцы Мобильной Солнечной
Теоретический лицей им. В. Лупу,
Сушилки (МСС) и Мобильной
и Котруца Александр, руководитель Сосновская Е. С.,
Солнечной Кухни (МСК), которые
Лицей им. Д. Кантемира,
будут прототипами для создания
г. Кишинев, Молдова.
установок, предназначенных для
частного и промышленного
производства. Установки работают на солнечной энергии и предназначены для сушки продукции
сельского хозяйства, приготовления и разогрева пищи, термической дезинфекции воды и продуктов,
получения кипятка или горячей воды. Они могут быть использованы в полевых условиях, на дачах,
в фермерских хозяйствах. Этому благоприятствует тот факт, что в Республике Молдова с мая по
октябрь на 1 квадратный метр горизонтальной поверхности падает солнечная энергия в количестве
800 кВт.ч.
Есть возможность тиражирования МСУ разных размеров. Их удобно и легко транспортировать
благодаря сборно-разборной конструкции.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БИОГАЗОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УКРАИНЕ.
Проект предлагает
ЛАБОРАТОРНАЯ БИОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА.
и с п о л ь з о в а н и е
Автор - Горловский Григорий.
в о з о б н о в л я е м о г о
Руководитель - Рассоха Анатолий Петрович.
источника энергии, в
Технический лицей Шевченковского района, г. Киев, Украина.
частности биогаза, для
местных нужд. Для
определения качества
субстрата биосырья, необходимого для работы биогазового реактора, в Техническом лицее
Шевченковского района создали небольшую лабораторную установку. Такое устройство, основная
часть которого состоит из трех двухлитровых пластиковых бутылок и соединительной трубки, способен
соорудить любой студент или фермер.
Для выполнения теста необходимо поместить разные образцы сырья (разбавленный водой коровий или
свиной навоз, куриный послед, другие органические отходы или смесь перечисленных компонентов в
разных пропорциях) в две пластиковые бутылки, которые в данном случае исполняют роль биогазового
реактора. Мини-реакторы соединяются с помощью трубок через небольшую ванну (гидрозатвор) с
газовыми накопительными емкостями – газгольдерами, изготовленными из таких же пластиковых бутылок.
5



Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
Основным показателем эффективности работы устройства будет скорость наполнения газгольдеров
биогазом. Так можно оценить будущую производительность биореактора во время работы на
определенном сырье. Собранный в газгольдере газ через газоотводную трубку подается на факел,
где и сжигается.
Время цикла брожения в такой установке 14 суток, температура 30° С; подача сухого материала для
брожения от одного животного идёт со скоростью 2 кг/сутки; выход биогаза при утилизацию
навоза от 4-х коров составляет 0,24 м3/кг; содержимое метана в получаемом биогазе 80 %.
УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ БИО-ГАЗОВОГО АППАРАТА
Автором создан био-газовый аппарат,
ЗА СЧЕТ СОЛНЕЧНОГО ТЕПЛА.
который представляет собой круглый
Автор: Давид Акопия.
железный резервуар емкостью 10-12 м.
Руководитель: Мзия Гагуа.
куб., который герметично закрыт
Дом Молодежи Зугдитского района, Грузия.
конусовидной крышкой. Крышка
делится на две части: верхнюю и
нижнюю. Верхняя крышка при
надобности снимается. В аппарате помещена механическая установка, которая применяется для
перемешивания навоза.
Чтобы увеличить эффективность био-газового аппарата мы использовали солнечную энергию.
Изготовили овальной формы бокс, чтобы солнечные лучи нагревали в течение всего дня. Для
усиленного нагревания мы использовали зеркало. В боксе помещена тонкая спиралевидная
алюминиевая трубка. Трубки присоединяются к аппарату изнутри на глубине 25-30 см. При
солнечной погоде теплая вода циркулирует из коллектора в резервуар, что ускоряет брожение навоза.
Это конструкция на 20-25 % увеличивает эффективность био-газового аппарата. При избыточном
выделении газа можно сохранить в газ в железных баллонах при помощи электрокомпрессора.
В проекте решается задача
Проект «ШКОЛЬНАЯ МИКРО-ГЭС НА ПЕТРОВСКОМ ОЗЕРЕ»
разработки технического
Авторы - Экологический кружок Возрожденской средней школы.
проекта и создания
Руководитель - Синицин Сергей Геннадьевич.
стабильного источника
МОУ «Возрожденская средняя школа»,
электроэнергии, исполь-
пос. Возрождение, Ленинградская область, Россия.
зующего местные возоб-
новляемые ресурсы для
жилого массива и близлежащего фермерского хозяйства. Здесь расположена база историко-культурного
центра «Варяжский двор», на которой работает экологический кружок Возрожденской средней школы.
Электричества здесь нет, владельцы домов используют дизельные или бензиновые генераторы, для
отопления – дровяные печи. Разрабатывается проект прокладки к этому участку линии электропередач
длиной 3 км, что приведет к дополнительным финансовым затратам, к вырубке просеки в лесу.
На западной оконечности озера имеется старая плотина высотой полтора метра, через которую вода
изливается в ручей Петровский. Учащиеся кружка под методическим руководством НПЦ «Ранд
провели предпроектные исследования: измерения параметров плотины, русла водостока, замеры напора,
а также переговоры с заинтересованными лицами – владельцами окрестных домов. Специалисты
сделали вывод, что микро-ГЭС здесь можно создать без масштабных строительных работ. Замеры
показали напор водяного потока 8,0-10,0 м и расход 0,21 м3/ с. Такой энергии хватит для работы
генератора мощностью до 20 кВт. Этого хватит для обеспечения базы экологического кружка и всех
ближайших потребителей, даже с учетом возможного увеличения их числа. Хотя в озере пока не
наблюдаются проходные виды рыб, проект включает создание рыбоходов в плотине.
6



«Энергия и Среда Обитания»
Посчитано, что если в школе № 254,
Проект «СОЛНЦЕ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ».
расположенной в Хатаинском
Авторы - Раджабова Пакиза, Сейид Турал, Масимов Юсиф. районе города Баку, в день в
Руководитель - Мехралиева Санубар Ягуб гызы.
течении 2-4 часов включенными
Школа № 254, г. Баку, Азербайджан.
остаются 140 электролампочек
мощностью 100 Вт, то затрата
энергии составляет приблизительно 30-56 КВт. А за неделю энергопотребление составляет 280 КВт.
Для получения электроэнергии для школы целесообразно применение солнечных батарей,
непосредственно преобразующих энергию солнечной радиации в электрическую, предлагается
разместить их на крыше здания школы, в открытом месте, куда больше всего попадают лучи солнца.
Эти батареи будут использованы для получения непрерывной электрической энергии, которая в
последующем будет направлена на освещение школьного здания и для других целей, а также собрана
в аккумуляторах с целью последующего применения. Установка солнечных батарей в школе даст
дополнительный источник энергии и окажет положительную роль в формировании понимания у
детей эффективности альтернативных источников энергии.
НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ/
АКЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Создан план практического занятия
«ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАРЫ -
«Тара и энергия» для 7-х классов
ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ И РЕСУРСОВ»
средней школы. Уроку предшествует
Авторы - Карине Самвелян, Заруи Тарахчян.
предварительный этап, в рамках
школа № 69 им. А. Д. Сахарова, г. Ереван, Армения.
которого школьники выясняют
интересы производителей и
потребителей тары, анализируют связь производства и вторичного использования тары с экономией
энергии и природных ресурсов, охраной окружающей среды.
Само занятие проводится в интерактивной форме всем классом или по группам. Дети анализируют
достоинства и недостатки разной тары, обсуждают, когда плата за тару была оправданна, или тара
всего лишь приманка для глаз и повод для увеличения цены. Занятие включает деловую игру, в
которой школьники играют роли производителей различной тары и производителей товаров, для
которых нужна тара.
В  конце происходит обсуждение: что нового узнали школьники на уроке, как экономить энергию и
ресурсы при производстве тары, от чего зависит эффективность вторичного использования тары.
Школьники обсуждают, какую акцию они могут провести, чтобы внести вклад в сбережение энергии
и охрану окружающей среды. Главная идея - на тару надо смотреть, как на продукт. Например,
было выбрано предложение о сборе макулатуры: в рамках кружка, с вовлечением местного населения.
Игра направлена на ознакомление учащихся
Игра-путешествие для 2-3 классов
младших классов с невозобновляемыми и
«ЭЛЕКТРОШКА ИЩЕТ МАМУ».
возобновляемыми источниками энергии.
Автор - Москвичёва Ирина Анатольевна.
Используется оборудование: Электрофорная
Средняя школа № 2, пос. Шахан, Казахстан.
машина, модель тепловой электростанции,
каменный уголь с отпечатками древних растений,
видеофильм «Альтернативная энергия».
7



Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
Ведущий вместе с детьми обсуждает, что такое энергия и для чего она нужна. Составляется кластер.
Один из школьников изображает персонажа Электрошку, который  рассказывает, как он по проводам
попадает в наши квартиры, чтобы у нас был свет, и работали электроприборы. В диалоге с Ведущим
дети обсуждают, что запасы ископаемого топлива истощаются, и что есть другие - возобновляемые
источники энергии. Рисуют картинки про ВИЭ. Вместе с Электрошкой обсуждают и рисуют, как
можно экономить энергию дома. Ведущий предлагает детям дома рассказать родителям, что они
узнали про энергию, и нарисовать рисунки на эту тему.
Игра живая, интерактивная и эмоционально формирует у детей  бережное отношение к природе и
создает мотивацию к энергосбережению.
Разработка занятия
Занятие предназначено для дополнительных
«РАСЧЕТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ».
уроков экологии и математики (2 часа) для 6-х
Авторы - Эльжбета Комаржинска,
классов. В результате школьники должны
Ханна Собеч, Ванда Соджеска.
научиться определять мощность прибора (в
Начальная школа, Псары, Польша.
ваттах или киловаттах), читать счета за
электричество и понимать стоимость одного кВт.
Они должны научиться рассчитывать стоимость
энергии, потребляемой холодильником, утюгом, компьютером, электрочайником, понимать необходимость
сбережения энергии для сохранения природы и экономии домашнего бюджета, понимать практические
способы экономии электроэнергии и уметь применять теорию к повседневной жизни. Работа проводится
в группах по 5-6 человек. Каждая группа решает практическую задачу расчета энергопотребления
при заданных условиях: виды бытовых приборов, их мощность и длительность работы. Школьникам
дается домашняя работа: оценить, как можно экономить электроэнергию у себя дома. Описать, что ты
делаешь сам и что можешь еще сделать. Представить, что покупаешь новый компьютер и описать, по
каким характеристикам будешь его выбирать (цена, энергопотребление, набор полезных функций,
дружественность природе).
НОМИНАЦИЯ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
МЕРОПРИЯТИЯ»
Семинар проводится осенью в начале
Обучающий семинар «ТЁПЛЫЙ ДОМ».
отопительного сезона и направлен на
Авторы - Куклина Валентина Ивановна,
формирование у детей и взрослых понимания
Сусь Татьяна Александровна.
необходимости утепления жилища и выработки
МДОУ № 43 «Золотой петушок»,
навыков сбережения тепла в домах; привлечение
г. Апатиты, Мурманская область, Россия.
детей и родителей к активному участию в
сбережении тепла в семье, в подъезде, в доме, в школе,
в детском саду; распространение информации о теплосберегающих технологиях среди населения.
На семинаре дети с руководителем представляют макет  «Тёплый дом», где показаны все наиболее
популярные способы утепления окон. Дети представляют устный журнал для участников семинара
«Как стать хозяином в доме» о том, что надо делать для экономии тепла в квартире.
Проводится «Мастер класс» - практическое занятие, в ходе которого приглашённые специалисты
оценивают эффективность того или иного способа утепления окон, подоконников, лоджий, входных
дверей, стен и пола и делятся рекомендациями по лучшему использованию предложенных материалов.
По договорённости со строительными фирмами проводится реклама современных утеплителей.
На семинаре демонстрируется видеофильм  «Не страшны нам холода» об утеплении образовательного
учреждения сотрудниками, детьми и их родителями, а также видеосюжеты, подготовленные родителями
совместно с детьми на тему «Мой дом - самый тёплый!».
8



«Энергия и Среда Обитания»
Методическая разработка просветительского мероприятия
Цель мероприятия: раскрыть
«ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ».
причины потепления климата
Автор - Волоцкова Ольга Львовна.
на планете; вовлечь аудиторию
Туркмено-российская средняя
в дискуссию о значении
общеобразовательная школа им. А. С. Пушкина,
энергии в жизни человека и
г. Ашхабад, Туркменистан.
подвести к выводу о
необходимости эффективного
ее использования.
Разработан план мероприятия, рассчитанного на 1 час. Идет диалог ведущего с залом на тему связи
энергосбережения и сохранения окружающей среды. В ходе обсуждения используются наглядные
материалы, рисуются схемы, на которых обобщается высказанные участниками идеи. Затрагиваются
вопросы «Откуда мы получаем энергию», «В чем опасность увеличения выбросов парниковых газов
и каковы их антропогенные источники», «Какой вклад мы вносим в создание парникового эффекта
и что мы можем изменить».
Занятие включает работу в группах и мозговой штурм на тему «зачем нужно экономить энергию и
как мы можем это сделать своими силами». В заключение участники заполняют «выходную карту»,
где отмечают, что в этом занятии было важно и интересно для них.
Форма представления - выступление агитбригады
Акция «КАК СЛЕЗТЬ С НЕФТЯНОЙ ИГЛЫ?»
экологического клуба «Природа», состоящей из 7
Автор - Ботнарь Светлана Венедиктовна.
человек. Важно, чтобы на сцене, на площади или
Лицей им. А. Руссо, г. Кишинев, Молдова.
площадке, где идет выступление, звучала музыка,
происходило движение, привлекая людей. Рядом с
местом выступления располагают яркие плакаты-щиты с информацией о различных энергоисточниках.
Перед началом выступления всем собравшимся раздаются листовки «Как экономить энергию в
быту?». Во время представления участники обсуждают зависимость экономики от ископаемого
топлива, негативные последствия его сжигания и исчерпание ресурсов, риски ядерных катастроф.
Нефть представляется в виде Шамаханской царицы. Представляются плакаты «Нефть», «Газ», «Уголь»,
«Ядерное топливо». Предлагаются заменители нефти, альтернативные источники энергии.
Представляются плакаты, например, «Этанол», «Ветроэнергия», «Энергия солнца», «Водородное
топливо». Актеры спрашивают зрителей, что мы можем сделать, чтобы энергия использовалась более
эффективно, и адресуют зрителей к листовке, которую они получили до начала представления. В
заключение участники поют общую песню об энергии.
Методическая разработка акции
Мероприятие направлено на вовлечение
«МЫ ПРОТИВ ПЛАСТИКОВЫХ ПАКЕТОВ».
учащихся в активную деятельность по теме акции,
Автор - Бутакова Надежда Федоровна.
а также на привлечение внимания жителей
Средняя общеобразовательная школа № 78,
микрорайона к проблеме нецелеобразности
г. Душанбе, Таджикистан
использования пластиковых пакетов.
Акция проходит в течение школьного дня и
включает: проведение линейки силами учащихся 5-6 классов с использованием стихов и пантомим,
защиту эмблем «Мы против пакетов» (8-е классы), конкурс рисунков на тему – «Красиво, но не
эффективно» (5-7 классы).
Группа поддержки работает в микрорайоне - распространяет листовки в близлежащих магазинах.
Учащиеся второй смены проводят эксперимент по определению грузоподъемности пластиковых пакетов.
Учащиеся собирают пакеты, нанизывают их на веревку и проводят «Парад пакетов» с использованием
стихов и речевок, придуманных школьниками.
9





Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
Большое спасибо всем, кто принял участие в конкурсе!
Замечательные идеи, проекты и инициативы школьников - это первые шаги
к эффективной энергетике, к устойчивому развитию в наших странах.
Проекты и  методические разработки педагогов очень важны для развития образования
в области энергоэффективности и образования для устойчивого развития в целом.
Желаем вам продолжения этой интересной работы
и успехов в продвижении устойчивой энергетики.
Спасибо всем, кто поддержал международный конкурс!
Особая благодарность - Норвежскому обществу охраны природы, инициировавшему
этот конкурс и поддерживающему развитие проекта SPARE в странах СНГ и
Восточной Европы в течение многих лет.
Благодарим Министерство Иностранных дел Норвегии за финансовую поддержку.
Благодарим INFORSE Europe за поддержку заключительного этапа конкурса
и международного семинара SPARE в марте 2006 г.
Благодарим национальные институты, государственные учреждения, компании и отдельных
специалистов, поддержавших национальные конкурсы «Энергия и Среда Обитания».
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ВО ВСЕМИРНОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!
(School Project for Application of resources and Energy) – международный
образовательный проект по устойчивому использованию энергии. Участниками проекта
являются представители 14 стран СНГ и Восточной Европы. На русском языке проект
называется ШПИРЭ (школьный проект использования ресурсов и энергии).
 объединяет теорию, научные исследования, практические меры
энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии.
Вместе с учителями школьники ищут резервы экономии энергии и доступные
возобновляемые источники энергии для школы и для дома. Они передают свои достижения
родителям, соседям, местным властям, содействуя внедрению принципов устойчивой
энергетики в жизнь.
Участники 
 становятся частью международной сети школьников, работающих
в области энергетики и энергосбережения.
Дополнительную информацию об акциях, материалах и участниках международного проекта
 и о том, как включиться в проект, можно найти на веб-сайте
www.spareworld.org или запросить у международных или национальных координаторов.
Контактные лица в Норвегии:
Контактное лицо в России:
Даг Арне Хойстад/Ингвильд Лорентсен
Ольга Сенова,
Dag A. Hoystad/Yngvild Lorentzen
Межрегиональная общественная
Норвежское общество охраны природы
молодежная экологическая организация
Phone: +47-66901508,
«Друзья Балтики»
Fax +47-66901509
Тел/факс +7 812 3156622
E-mail: spare@naturvern.no /
Эл. почта: olga-senova@yandex.ru
dag@hoystad.no
Веб-сайт: www.baltfriends.ru
web-site: www.naturvern.no
Адрес: переулок Гривцова 10-26,
Address: Bruksveien 17 b, N-1391 Vollen, Norway
г. Санкт-Петербург, 190000, Россия
10

«Энергия и Среда Обитания»
Национальные координаторы SPARE:
Азербайджан
Македония
Найла Исмаилова
Владимир Карчисски
Азербайджанское молодежное движение
Proaktiva
33-18, Ganjlik St. Bakikhanov setl. 370132,
P.O. box 695, 1000 Skopje, R. Macedonia
Baku
Tel/fax: +389(0)2-246-59-63
Phone: 99412 269681
E-mail: kac@proaktiva.org.mk
Fax: 99412 252420
E-mail: nailiasohbet@yahoo.co.uk
Молдовa
Наталья Халаим
Армения
Гутта-клуб
Грант Саркисян/Ануш Геворкян
PO Box 6, Kishinev 12 MD2012, Moldova
Эко-клуб Тапан
Tel/fax: (3732) 757219
South-West, B-2, bld. 21, apt. 23 375114
E-mail: halaim.nashata@meganet.md
Yerevan, Armenia
Phone: 3741 733322
Польшa
E-mail: grant_tapan@infocom.am
Гражина Яворска
Europejskie Stowarzyszenia Ekologow
Беларусь
E-mail: eseeko@wp.pl
Мария Горячева,
Фонд реализации идей
Россия
Harkovskya str. 80-5-4
Ольга Сенова,
Minsk 220074, Belarus
Межрегиональная общественная
Phone: 375 172 519363
организация «Друзья Балтики»
Fax: 375 172 858144
Phone/fax: +7 812 3156622
E-mail: kipyatochka@yahoo.com
E-mail: spare-rus@yandex.ru
Грузия
Таджикистан
Гия Сопадзе
Тимур Идрисов/Анастасия Идрисова
“Эковзгляд”
“Для Земли”
Ul. Baxtrioni 7a8, Tblisi, Georgia
14 Naberezhnaja street, Dushanbe
Phone: 899 939209, 99532 998510
734003, Tajikistan
Fax: 99532 989569
Phone (992 372) 24-12-77
E-mail: gia_sopadze@yahoo.com
E-mail: forearth@yandex.ru
Казахстан
Туркменистан
Людмила Бушман/Ирина Игнатович
Евгения Затока
ЭкоОбраз
Phone: 8-10993322-5-66-83
“Stepnoy-2" micoregion,  build. 63,  app.37
E-mail: zatoka@dashoguz.cpart.org
470074, Karaganda
Phone/fax: +8 3232 754521
Узбекистан
E-mail: ecoobraz@nursat.kz
Валерия Волонская
Экоклуб “Эремурус”
Кыргызстан
21-C2-apt   33, Tashkent, 700000, Uzbekistan
Бедждуладжи Смаилов, «БИОМ»
E-mail: adek@yandex.ru
Central office: Kyrgyz state university
328 Abdymomunova street,
Украина
Biological faculty Room 327
Елена Мельникова
72001 Bishkek, Kyrgyzstan
Экологический клуб “Эремурус”, г. Киев
Phone 996 312 251878
Phone: 044 4647653
E-mail: smail15@land.ru
E-mail: eremurusua@ukr.net
11


Итоги международного конкурса 2005-2006 г.г.
Буклет подготовлен МОМЭО «Друзья Балтики»
при поддержке Норвежского общества охраны природы.
Редакторы: Ингвильд Лорентзен и Ольга Сенова.
Дизайн и верстка: Елена Морева.
В буклете использованы фотографии из
конкурсных работ участников
международного конкурса «Энергия и Среда Обитания»
12



Похожие:

Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconЕ. А. Вакулич, зам председателя
Итоги конкурса-2006 на соискание Поволжской премии качества ценный опыт для всех участников
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconДоклад министр а образования и науки Республики Татарстан р ф ш айхелисламова н а коллегии «Итоги деятельности Министерств а образования Республики Татарстан и науки з а 2005 год и задачи н а 2006 год»
Федерации. В 2005 году введено в эксплуатацию 30 школ на 4042 мест
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа icon8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006
М., фсгс, с. 2006 г., с. 415-416; статистического сборника «Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 г фсгс, М.,2006,...
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconПрограмма финала III евразийского экономического форума молодежи г. Екатеринбург, Ургэу, ул. 8 Марта, 62
Финал международного конкурса молодежных экспертных проектов «Евразия территория закона»
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа icon«сст» – победитель конкурса
Итоги конкурса промышленных и научных организаций Московской области «Лауреат года»
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconСостоялась международная конференция Дмитрий Фесенко 2006 №4
В защиту советского модернизма. Дмитрий Фесенко 2006 №3 По поводу концепции М. Н. Туркатенко
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconМеждународная высшая школа управления секция "исследование актуальных проблем международного бизнеса"
России, снг, а также учреждений ран, представленные на научно-практическую
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconИтоги Журнал Итоги Итоги №44 (2011) Содержание Война миров / Политика и экономика / Exclusive Пятый пунктик / Политика и экономика / в россии
«Итоги» представляют / Искусство и культура / Художественный дневник / "Итоги" представляют
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconОсновные итоги реализации в 2006 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы
Основные итоги реализации в 2006 году Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы 2
Итоги международного конкурса 2005-2006 г г. Международная образовательная программа iconВыборочный обзор новостей мим линк за 2006 год 10
В данном дайджесте представлены в той или иной мере новости Международного института менеджмента линк и Открытого университета Великобритании...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница