Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова




НазваниеОрганизация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова
страница1/4
Дата конвертации19.10.2012
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Организация учебного процесса с использованием системы ECTS на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова

Переход на многоуровневую систему подготовки кадров предполагает существенные изменения в технологии и методике обучения, а также более эффективного использования времени, предусмотренного на освоение той или образовательной программы.

Если обратиться к отечественной практике разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, магистров, дипломированных специалистов, то одним из задаваемых и контролируемых параметров в них выступала общая трудоемкость изучения дисциплины, а также максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. При этом учебные планы, а, значит, и реальная организация учебного процесса осуществлялась, как правило, с учетом только аудиторной нагрузки. Часы, отводимые на самостоятельную работу, практически, оставались вне поля зрения. При этом кафедры «сражались» и «отвоевывали» строчки для своих дисциплин на лицевой стороне учебного плана и максимально возможный объем аудиторных занятий в виде лекций и семинаров. В результате студенты постепенно превращались в пассивных участников учебного процесса, в рамках которого в основном осуществлялась простая передача знаний от преподавателя к студенту и сводилась на нет возможность получения студентом определенных навыков и умений.

Изменить сложившуюся ситуацию определенным образом позволяет использование системы кредитов. При этом следует учитывать, что в мировой практике существуют различные модели, каждая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова по решению Ученого совета факультета в порядке эксперимента в 2003 году перешел на организацию учебного процесса с использованием кредитной системы при подготовке магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент».

Переход на кредитную систему оценки общей трудоемкости, на наш взгляд, предполагал осуществление следующих мероприятий:

  • разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетных единиц);

  • изменение методики и технологии обучения, переход к балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студента;

  • изменение организации учебного процесса.

Остановимся более подробно на характеристике каждого выделенного элемента.

Разработка учебных планов с использованием «нового языка» - кредитов (зачетных единиц). Основой формирования «нового языка» стала разработанная Министерством образования РФ в 2002 году Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах. Как было уже сказано ранее, суть ее состоит в следующем: 1 зачетная единица (кредит) эквивалентна 36 академическим часам общей трудоемкости, общая недельная трудоемкость, согласно действующим Государственным образовательным стандартам, составляет 54 академических часа или 1,5 зачетные единицы, общая трудоемкость 1 экзамена (семестровый) приравнивается к 1 зачетной единице. В течение года студент обязан выполнить нагрузку в 60 кредитов. Общая трудоемкость образовательной программы подготовки бакалавров в этом случае составляет 240 кредитов, а магистров – 120 кредитов.

Как Государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров и магистров второго поколения, так и Федеральные государственные образовательные стандарты определяют также обязательный норматив аудиторный нагрузки соответственно в объеме 27 и 14 -16 часов. Это означает, что соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой устанавливается как 1 к 1 для подготовки бакалавров и 1 к 3 для подготовки магистров.

Ошибочно считать, что этот процесс может быть сведен только к чисто арифметическому пересчету действующих учебных планов. Практика показывает, что, в первую очередь, необходимо очень четко структурировать изучаемые студентом курсы. Принципы объединения дисциплин в блоки могут быть различные.

Например, для подготовки бакалавров по направлению «Экономика», это может быть блок социально-гуманитарных дисциплин, блок естественно-научных дисциплин, блок общепрофессиональных дисциплин. Другим вариантом выбора принципа группировки курсов может быть степень обязательности и последовательности освоения: дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени, дисциплины, изучаемые обязательно, но возможно, не последовательно, дисциплины, изучаемые студентом по выбору, факультативные дисциплины. Возможные варианты систематизации курсов представлены в Таблицах 1, 2 и 3.

Таблица 1.

Систематизация курсов в соответствии с ГОС ВПО второго поколения подготовки бакалавров по направлению «Экономика»

Вид/блок

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Математические и естественно-научные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины:


Специальные дисциплины










Федер

УМО

ВУЗ




Обязательные дисциплины



















Дисциплины по выбору



















Факультативные дисциплины




















Таблица 2.

Систематизация курсов в соответствии с ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению «Экономика»

Вид/цикл

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Математический и естественно-научный цикл

Профессиональный





Базовая

Вариативная

Базовая

Вариативная

Базовая

Вариативная

Обязательные дисциплины



















Дисциплины по выбору



















Факультативные дисциплины




















Таблица 3.

Систематизация курсов в соответствии со сложившейся практикой подготовки бакалавров по направлению «Экономика» на экономическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова

Вид/блок

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Естественно-научные дисциплины

Профессиональные дисциплины:











общие

профильные

Обязательные дисциплины













Дисциплины по выбору













Факультативные дисциплины














Далее целесообразно оценить относительную трудоемкость изучения каждого блока дисциплин и каждой дисциплины внутри блока.

Переход на кредитную систему существенным образом изменяет и структуру учебного года. При этом возможна реализация нескольких вариантов, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Структура учебного года

Вар.

Нед./кред.


Осенний семестр

Весенний семестр

Количество дисциплин, по которым проводится экзамен (в год)







всего

В т.ч.

всего

В т.ч.













учеба

сессия




учеба

сессия




1.

40 /60

2160

20/30

1080

18/27

972

2/3

108

20/30

1080

18/27

972

2/3

108

6 экзаменов

2.

40/60

2160

20/30

1080

17/25,5

918

3/4,5

162

20/30

1080

17/25,5

918

3/4,5

162

9 экзаменов

3.

40/60

2160

20/30

1080

16/24

864

4/6

216

20/30

1080

16/24

864

4/6

216

12 экзаменов

4.

40 /60

2160

18/27

972

16/24

864

2/3

108

22/33

1188

18/27

972

4/6

216

3 экзамена в осеннем семестре, 6 экзаменов в весеннем семестре


Естественно необходимо помнить, что подготовка и бакалавров, и магистров, причем в большей степени, не ограничивается только теоретическим обучением, а предусматривает и, так называемую, научно-исследовательскую составляющую, и итоговую аттестацию. Эти виды работы также должны быть определенным образом ранжированы.

Например1, структура учебного плана подготовки магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова имеет следующий вид:

  • теоретическое обучение: I блок - дисциплины направления - базовые общеобразовательные и экономические (управленческие) дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления «Экономика» («Менеджмент»); П блок - дисциплины программы - обязательные и элективные фундаментальные дисциплины каждой программы; Ш блок - дисциплины специализации: (а) обязательные, (б) по выбору;

  • научно-исследовательская работа: научно-исследовательская работа в семестре, научно-исследовательская, производственная и педагогическая практика, подготовка магистерской диссертации,

  • итоговая аттестация.

На языке кредитов или зачетных единиц структура учебного плана подготовки магистров по направлению «Экономика» имеет следующий вид:

  • Теоретическое обучение: 1 – 4 триместры – 60 к, в т.ч.

I блок: базовые общеобразовательные и экономические (управленческие) дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления «Экономика» – 12 к. (3 дисциплин по 4 к.);

П блок: обязательные и элективные фундаментальные дисциплины каждой программы – 24 к. (8 дисциплин по 3 к.);

Ш блок: дисциплины специализации - дисциплины специализации: (а) обязательные, (б) по выбору – 24 к. (8 дисциплин по 3 к.).

  • Научно-исследовательская работа: 2-6 триместры – 45 к., в т.ч.

- научные семинары – 15- 30 к (определяется магистерской программой)

- практика (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) – 15-30 к. (определяется магистерской программой).

- подготовка магистерской диссертации – 6 к.

  • защита диссертации – 15 к.

Проблема заключается в том, что наличие большого количества обязательных курсов, действующая сетка учебного процесса с жестким и не всегда обоснованным делением на семестры, выделением фиксированного и достаточно значительного объема времени для сдачи экзаменов и зачетов не позволяют сформировать сбалансированный учебный план.

Изменение методики и технологии обучения, переход к балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студента. Как уже говорилось ранее, макеты действующих учебных планов предполагают распределение только аудиторной нагрузки по времени и формам. Перенос акцента в процессе обучения в высшей школе на самостоятельную работу, несомненно, должен найти отражение и в таком формализованном документе, как учебный план, и учитываться при его разработке.

Переход на кредитную систему предполагает учет общей трудоемкости освоения дисциплины, в связи с чем в рамках учебного процесса необходимо выделять 3 взаимосвязанных вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

- общая аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;

- самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям: изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и другим формам текущего контроля успеваемости и т.п., так и выполнение дополнительных заданий: поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, написание реферата, эссе по заданной проблеме, аналитический разбор научных публикаций по определенной проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов, анализ конкретной ситуации и подготовка аналитической записки (case study), практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных, дистанционных технологий и т.п.;

- индивидуальная аудиторная работа (контактные часы), в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает (студенту предоставляется возможность получить) индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на общую и специальную. Общие формы обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

Специальные формы самостоятельной работы направлены на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по самостоятельной работе студента и также учитываются при итоговой аттестации по курсу.

Специальные формы самостоятельной работы могут подразделяться:

  • на формы, включенные в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;

  • на формы, включаемые в план самостоятельной работы по выбору студента.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных форм и специальных, в том числе по выбору.

По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по специальным формам самостоятельной работы. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.

Например, по дисциплине А максимально по результатам всех видов контроля можно набрать 300 баллов, в том числе по результатам текущей успеваемости 100 баллов, самостоятельной работы студента – 100 баллов и итоговой аттестации – 100 баллов.

Результаты по общим формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента.

Результаты по специальным формам самостоятельной работы формируют баллы по самостоятельной работе. По данной дисциплине в перечень специальных форм самостоятельной работы включена одна обязательная форма: анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки. Кроме этого, в рассматриваемом примере, самостоятельная работа включает следующие виды по выбору:

  • Участие в научных студенческих конференциях и семинарах - «25»

  • Практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения - …. «25»

  • Написание реферата (эссе) по заданной проблеме - «15»

  • Анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов … «15»

  • Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса «10»

  • Аналитический разбор научной публикации «10»

Для получения максимального результата по самостоятельной работе – 100 баллов с учетом 25 баллов по специальной обязательной форме студент должен выбрать и включить в План самостоятельной работы набор, обеспечивающий ему получение недостающих 75 баллов. В данном примере получение необходимых 75 баллов может быть достигнуто выбором следующих форм:

    • Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса - (0 – 10)

    • Написание реферата (эссе) по заданной проблеме - (0 – 15)

    • Практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения - (0 – 25)

    • Участие в научных студенческих конференциях и семинарах - (0 – 25)

В итоге студент получает максимальную оценку – 100 баллов при условии качественного и своевременного выполнения всех видов самостоятельной работы.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов предполагает наличие соответствующей Методики оценки успеваемости студентов, а также Методику перехода от балльно-рейтинговой системы к принятой традиционной пятибалльной системе. Данные Методики должны учитывать специфику подготовки студентов как по направлениям («Экономика», «Физика», «Геология» и т.п.), так и по уровням (бакалавр, магистр). В качестве примера в Приложении 1 приведены соответствующие Методики, разработанные и действующие на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.

Данная система позволяет и предполагает широкое использование в учебном процессе компьютерных учебников и дистанционных технологий обучений.

Во время учебного процесса рассмотренные виды учебной нагрузки преподавателя и студента не всегда совпадают по содержанию, объему и времени выполнения 4.

Таблица 4.

Виды учебной нагрузки преподавателя

Виды учебной нагрузки студента

Подготовка лекционного курса, методических материалов для семинарских и практических занятий

Подготовка к семинарским и практическим занятиям, лекциям

Аудиторная работа

Аудиторная работа

Разработка заданий и методических материалов для самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа

Проверка выполнения самостоятельной работы




Контактные часы

Контактные часы


Следует отметить, что действующие нормативы и методики расчета и учета нагрузки профессорско-преподавательского состава, а также существующие требования для присуждения ученых званий доцента, профессора и предпринимаемые, в связи с переходом к учету учебной нагрузки в зачетных единицах, изменения в технологии и методике обучения находятся в определенном противоречии друг с другом.

С одной стороны, перенося центр тяжести на самостоятельную работу, мы сокращаем аудиторную нагрузку не только для студентов, но и для преподавателей. Следовательно, для того, чтобы получить заветное ученое звание преподаватель вынужден будет читать, вести занятия не по одному, а, например, по двум курсам. Но у нас существуют объективно заданные ограничения по аудиторной нагрузке со стороны студентов.

С другой стороны, учет только аудиторной нагрузки никоим образом не стимулирует качественное выполнение всех остальных видов учебно-методической, организационной деятельности профессорско-преподавательского состава.

С введением такого вида учебной нагрузки, как контактные часы, закономерно возникает вопрос и об их количественном измерении, доле в общей трудоемкости изучения дисциплины. При выполнении соотношения между аудиторной и самостоятельной работой на уровне 1 к 1 при подготовке бакалавров и 1 к 3 при подготовке магистров удельный вес нагрузки в виде контактных часов также может быть отнесен к самостоятельной работе студента.

Контактные часы, с точки зрения нагрузки преподавателя, необходимо рассматривать как аудиторную работу. В этом случае аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава не только не уменьшается, а заведомо возрастает в объеме и усложняется по содержанию. Мы уже упоминали выше о том, что объем «контактных» часов для расчета нагрузки студента и преподавателя должен проводиться по разному: если в плане каждого из 10-ти студентов, получающих консультацию у одного и того же преподавателя, стоит 1 час, то преподаватель затратит на этот вид учебной работы 10 часов.

Для студентов контактные часы ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием коллективных, обязательных аудиторных занятий, т.к., во время контактных часов происходят индивидуальные консультации с преподавателем.

Изменение организации учебного процесса. Описанные качественные изменения содержания и технологии обучения предполагают осуществление определенных корректировок и в организации учебного процесса.

Во-первых, по каждому изучаемому курсу помимо традиционной программы преподаватель должен разрабатывать календарно-тематический план. Вариант такого плана представлен в Приложении 2.

Во-вторых, студент должен уметь планировать и организовывать свою самостоятельную работу. В этом ему может помочь учебная карта самостоятельной работы, вариант которой приведен в Приложении 3.

В-третьих, переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости должен быть обеспечен четким и прозрачным учетом выполнения студентом всех видов работ, что позволяет заполнение ведомости успеваемости студентов (Приложение 4).

В-четвертых, в связи с тем, что процесс обучения все больше и больше становится ориентированным на индивидуальное обучение (особенно это касается магистерского уровня подготовки) целесообразно каждым студентом разрабатывать индивидуальный план обучения (Приложение 5).

В-пятых, рабочие учебные планы наряду с календарно-тематическими планами и индивидуальными планами студентов составляют основу для формирования расписания занятий, поэтому необходимо обеспечить четкую координацию деятельности всех участников этого процесса. Рабочий учебный план дает информацию о включении той или иной дисциплины в учебный процесс и сроках ее изучения. Разработанный календарно-тематический план предоставляет информацию о содержании и графике изучения этой дисциплины. Индивидуальный учебный план студента информирует о выбранных курсах. Следовательно, необходимо регламентировать последовательное прохождение всех этих этапов по срокам. Кроме того, в расписании занятий должно быть четко указаны место и время контактных часов.

В качестве образцов учебно-методических документов, составляющих ООП вуза, которые могут быть полезны читателю, в Приложении 6 к данному разделу приведены Рабочая программ дисциплины «Государственное управлении» и календарно-тематический план к ней, а в Приложении 7 – Рабочая программа образовательного модуля «Прикладная экономика», объединившего в единую организационно-методическую связку 3 дисциплины: «Современные проблемы мировой экономики», «Прикладные аспекты макроэкономики»; «Управленческие аспекты современной микроэкономики».

Особого внимания заслуживает вопрос об учете нагрузки преподавателей при использовании дистанционных технологий обучения. В этом случае также необходимо определить основную единицу измерения.

Таким образом, не претендуя на полный и всеобъемлющий охват вопросов, связанных с изменениями в организации учебного процесса при переходе на систему зачетных единиц, следует отметить, что она предполагает более эффективное использование имеющихся в системе высшего образования ресурсов, обеспечивает более четкую и прозрачную организацию учебного процесса, в большей степени позволяет не только учитывать, но и удовлетворять индивидуальные предпочтения обучающихся, и в конечном итоге получать студентами не только большого багажа знаний, но и определенных умений и навыков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методики формирования итоговой оценки успеваемости студентов при реализации балльно-рейтинговой системы контроля

Вариант 1.

    1. «Вес» 1 кредита в балльно-рейтинговой системе составляет 50 баллов.

    2. «Вес» дисциплины = количество кредитов ее трудоемкости х 50 баллов

    3. Оценка успеваемости студентов включает:

  • текущую успеваемость студентов (Х) ;

  • самостоятельную работу студентов (Y);

  • контрольную, зачетную работу (Z)

    1. Коллектив преподавателей (лектор и преподаватели, ведущие семинары) с учетом распределения часов на аудиторную (общую и индивидуальную) и самостоятельную работу принимает решение об удельном весе Х, Y, Z, а также оценке в баллах конкретных видов заданий.



Вариант 2.

  1. «Вес» 1 кредита составляет 50 баллов.

  2. «Вес» дисциплины = количество кредитов ее трудоеткости х 50 баллов

  3. Оценка успеваемости включает:

  • текущую успеваемость студентов (Х);

  • контрольную, зачетную работу (Y)

  1. Трудоемкость текущей успеваемости составляет – 60-70 %. Трудоемкость контрольной, зачетной работы составляет – 30-40 %. Решение о распределении баллов между Х и Y и оценке в баллах конкретных видов заданий принимает коллектив преподавателей (лектор и преподаватели, ведущие семинары) с учетом распределения часов на аудиторную (общую и индивидуальную) и самостоятельную работу.

  2. Для получения итоговой положительной оценки студент обязан получить не менее 1/3 максимальной суммы баллов по каждому виду работы (текущей успеваемости и контрольной работе).

  1   2   3   4


Похожие:

Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconУчебно-методическое обеспечение учебного процесса > Материально-техническое обеспечение учебного процесса > Организация практик > Организация итоговой государственной аттестации экономиста- VI. Характеристика специализации «Банковское дело»
Специальность 080105 «Финансы и кредит» утверждена Приказом Министерства образования РФ №686 от 2 марта 2000 г. Квалификация выпускника...
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова
Высшей школы государственного администрирования (факультет) мгу имени М. В. Ломоносова
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconВсех желающих посетить цикл семинаров по профориентации и содействию трудоустройству студентов мгу. Время проведения
Центр трудоустройства и карьеры мгу им. М. В. Ломоносова приглашает всех желающих посетить
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconФедеральная целевая программа
Опыт мгу имени М. В. Ломоносова по использованию существующих форм поддержки малого инновационого
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconКомментарии. Рекомендации. Риски и возможности
Ивлиева М. Ф., канд юрид наук, доцент юридического факультета мгу им. М. В. Ломоносова
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconМеждународная конференция студентов и аспирантов
Л75 по фундаментальным наукам, мгу им. М. В. Ломоносова, 9-12 апреля 2002 Сборник тезисов. / Под общ ред. В. Н. Сидоренко и др. М.:...
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconД. А. Шевчук Денис Александрович Шевчук
Мгу им. М. В. Ломоносова, Французский университетский колледж (право), ряд специализированных курсов по различным
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconБюджетирование организация системы (презентация)
Центров Финансовой Ответственности с целью их единообразного понимания всеми участниками бюджетного процесса
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconБутырин Григорий Николаевич
Профессор, к ф н, заведующий кафедрой социологии организаций и менеджмента, Заслуженный работник образования рф, родился 7 апреля...
Организация учебного процесса с использованием системы ects на экономическом факультете мгу им. М. В. Ломоносова iconЛомоносов» Секция «филология» 12-15 апреля 2010 г., Москва, мгу имени М. В. Ломоносова Издательство Московского университета 2010 ббк 80
Председатель — Ремнёва Марина Леонтьевна, профессор, доктор филологических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница