Программа дисциплины "Экономика отрасли"




НазваниеПрограмма дисциплины "Экономика отрасли"
страница1/6
Дата конвертации19.10.2012
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3   4   5   6




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дисциплины "Экономика отрасли", методи­ческие рекомендации и контрольная работа предназначены для студентов заочных отделений, обучающихся по специальностям 260502 "Технология продуктов общественного питания". Программа предусматривает изучение основ микроэкономических ас­пектов экономической теории, проблем конкуренции, основ ценообразо­вания в условиях рыночной экономики, основных экономических показа­телей и основ бизнес-планирования деятельности предприятий общест­венного питания.

В результате изучения дисциплины студенты

должны знать:

виды, функции, сущность и принципы рынка; формы и виды собственнос­ти; виды планов, их содержание, основные этапы планирования, методы экономического обоснования планов; рыночную инфраструктуру и роль отрасли в формировании рынка; основные экономические показатели фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия; классификацию по­казателей издержек производства и обращения; источники и назначение доходов и прибыли;

должны уметь:

собирать и анализировать экономическую информа­цию; осуществлять рациональную политику ценообразования; проводить анализ и экономическое обоснование показателей финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия общественного питания, составлять биэнес-план.

Изучение дисциплины строится на основе сочетания теоретического и практического обучения. Теоретический материал студенты изучают самостоятельно, а также на обзорных и установочных занятиях в период лабораторно-экзаменационной сессии под руководством преподавателя. В этот же период со студентами проводятся практические занятия.

При изучении дисциплины предусмотрено выполнение сту­дентами домашней письменной контрольной работы. Контрольная работа выполняется в тетради (или на листах формата А 4), на обложке которой студент указывает необходимые сведения (см. на образце титульного листа для контрольной работы).

Работа должна быть выполнена в установленный учебным графиком срок, написана грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний рецензентов. Все страницы должны быть пронумерованы.

Ответы на вопросы должны полностью раскрывать их сущность, сопровождаться конкретными примерами из практики работы предприятий об­щественного питания. Необходимо творчески подходить к изложению учебного материала. Решение задач должно сопровождаться подробными расчетами и пояснениями.

Качество работы оценивается по тому, насколько правильно и самостоятельно даны ответы на поставленные вопросы, в какой степени использована рекомендованная литература.

В конце работы приводится список использованной литературы, ставится дата выполнения и личная подпись. Необходимо оставлять 1-2 чистых листа для рецензии преподавателя.

Получив проверенную преподавателем работу, студент должен вни­мательно ознакомиться с. текстом рецензии, при наличии замечания, ре­комендаций преподавателя доработать отдельные вопросы.

Незачтённая контрольная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций рецензента и сдается на проверку вместе с незачтенной работой. Работа, выполненная не по своему варианту к зачету, не при­нимается.

Формой итогового контроля по дисциплине является экзамен.

ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Предмет дисциплины. Задачи дисциплины. Межпредметные связи эко­номики с другими учебными дисциплинами.

Состояние и направление формирования рыночных отношений. Рынок: понятие, сущность, функции и виды.

Рыночная инфраструктура: понятие, структура рыночных отношений.

Предприятие как объект изучения. Место предприятия общественно­го питания в экономике города.


Методические рекомендации

Изучение дисциплины "Экономика общественного питания" следует начать с определения данного понятия. Предметом дисциплины являются экономические отношения, возникающие в процессе функционирования предприятий такой специфической сферы деятельности как сфера услуг. Экономика общественного питания призвана изучать комплекс вопросов деятельности предприятия питания и его отдельных структурных подраз­делений с целью достижения конечных целей на основе эффективного ис­пользования ресурсов.

Данная тема предусматривает также изучение теоретических основ становления рыночной экономики. Студент должен понять сущность рынка и рыночных отношений, особенности их развития в Российской Федера­ции, составные элементы рынка: предложение, цена, спрос, основой ко­торых является конкуренция раскрыть понятие совершенной и несовершенной конкуренции.


Вопросы для самопроверки

  1. Предмет дисциплины «Экономика общественного питания».

  2. Рынок: понятие, виды и функции.

  3. Составные элементы рынка.

  4. Конкуренция и ее виды.

  5. Рыночная инфраструктура (понятие).




ТЕМА 1. Основы функционирования предприятия общественного питания в условиях рыночных отношений

Сущность, особенности и значение общественного питания как от­расль народного хозяйства. Роль общественного питания в формировании рынка. Механизм рыночного саморегулирования (конкуренции).

Правовые, экономические и социальные основы создания и функцио­нирования предприятий общественного питания. Виды и формы собствен­ности. Организационно-правовые формы предприятий и условиях их функ­ционирования в рыночной экономике. Понятие, виды предпринимательской деятельности.


Методические рекомендации

Общественное питание как отрасль народного хозяйства представ­ляет собой совокупность предприятий, объединенных по характеру пере­рабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производс­тва и форм обслуживания населения. Общественное питание выполняет три взаимосвязанных функции: производство кулинарной продукции, ее реализацию и организацию обслуживания потребителей (оказание услуг).

Следует обратить внимание на то, что в деятельности предприятий питания в последнее время произошли существенные изменения: увеличи­лось их количество, но торговые площади и производственные мощности сократились; строительство новых предприятий питания не ведется, а, в основном, идет ориентация на реставрацию уже имеющихся; изменился режим работы, обслуживаемый контингент и стиль работы предприятий питания.

Изучая вопрос о многообразии форм собственности, студенты долж­ны внимательно ознакомиться с Гражданским кодексом РФ (ст. 212. 214, 215) и изучить сущность форм собственности, организационно-правовые формы предприятий.

Изучение этой темы предполагает также ознакомление с таким по­нятием, как предпринимат1гльство, т. е. инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. В новых условиях предприниматель - это собственник. Основ­ные его мотивации - опора на собственные силы, стремление к незави­симости и достижению конкурентного успеха, готовность идти на обос­нованный риск.

Итог предпринимательской деятельности характеризуется, в первую очередь, прибылью, которую получает предприниматель в результате со­вершения сделки. Прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции и услуг и всеми издержками предпринимателя, ис­численными в денежном выражении

Вопросы для самопроверки

  1. Общественное питание: понятие и роль в формировании потреби­тельского рынка.

  2. Организационно-правовые формы предприятий общественного пи­тания в современных условиях.

  3. Понятие предпринимательства, его виды и цели.


ТЕМА 2. Экономический анализ и бизнес-планирование

Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: значение, сущность, основные эко­номические показатели.

Планирование деятельности предприятия, виды планов, их назначе­ние, содержание.

Основные этапы планирования. Методы экономического обоснования планов. Бизнес-планирование на предприятиях общественного питания, необходимость и порядок разработки бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана предприятий общественного питания.

Ответственность руководства предприятия за результаты финансо­во-хозяйственной деятельности.

Методические рекомендации

В современных условиях большинство показателей деятельности разрабатывается предприятиями самостоятельно на принципах коммерчес­кого расчета. Особое значение приобретает четкий контроль исполне­ния, взыскательный анализ сделанного, выявление недостатков, тормо­зящих внедрение в практику новых форм и методов управления предприя­тием.

Одним из методов управления предприятием питания является ана­лиз его финансово-хозяйственной деятельности, который представляет собой комплексное изучение данных о результатах работы за определен­ный период.

Прежде всего осуществляется анализ выполнения плана по основным показателям: товарообороту, обороту по кулинарной и кондитерской продукции и услугам, издержкам предприятия, доходу и прибыли.

В процессе экономического анализа используются различные приемы и методы: сравнение, группировка, цепная подстановка, балансовый, графический, корреляционный.

В условиях развития рыночных отношений возрастает роль еще одного метода управления предприятием – планирования. Студентам рекомендуется ознакомиться и проанализировать конкретные показатели по месту работы:

­– Товарооборот по общему объему и структуре; запас сырья и товаров.

– План по труду: численность работников и состав, фонд оплаты труда: средняя заработная плата 1 работника.

– Издержки обращения и производства в сумме и в %% к товарообороту (уровень).

– Валовой доход в сумме и в %% к товарообороту (уровень).

­– Прибыль в сумме и в %% к товарообороту.

– Финансовый план.

По литературе 4.3. (стр.54-61) самостоятельно ознакомьтесь с функциями бизнес-плана предприятия, и его структурой.

Вопросы для самопроверки

  1. Необходимость планирования и прогнозирования деятельности предприятия в условиях рынка.

  2. Виды планов, их назначение и содержание.

  3. Основные этапы планирования и методы экономического обоснования планов.

  4. Укажите порядок разработки бизнес-плана и охарактеризуйте его основные разделы

  5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, назовите приёмы и методы анализа, основные экономический показатели.



ТЕМА 3. Производственная программа и товарооборот

Производственная программа, товарооборот понятие и состав. Прогнозирование и экономическое обоснование товарооборота предприятия питания, включая кулинарную, кондитерскую продукцию и услуги.

Ёмкость рынка: понятие и расчет. Расчет численности потребителей, пользующихся услугами предприятии питания.

Производственная мощность и пропускная способность зала: понятие и расчет.

Анализ и прогнозирование товарооборота и выпуск кондитерской продукции и оказание услуг.

Расчет емкости рынка, численности посетителей, производственной мощности и пропускной способности торгового зала.

Анализ, экономическое обоснование и прогнозирование производс­твенной программы и товарооборота.

Методические рекомендации

Товарооборот является главным показателем деятельности предпри­ятия питания, от его величины зависят все остальные показатели дея­тельности, включая программу выпуска кулинарной, кондитерской про­дукции.

Для более полного удовлетворения спроса потребителей организу­ется продажа покупных товаров, реализация которых отражается только в стоимостных показателях то есть в виде товарооборота по покупным товарам.

Объем реализации предприятием общественного питания кулинарной, кондитерской продукции,. покупных товаров и оказания услуг представляет розничный товарооборот предприятий общественного питания. Наряду с этим имеет место оптовый товарооборот. Розничный и оптовый товароо­борота в совокупности составляют валовой товарооборот, характеризую­щий весь объем производственно-торговой деятельности предприятия.

Для составления экономически обоснованного плана выпуска про­дукции необходимо учесть следующие факторы: емкость рынка, числен­ность потребителей, пользующихся услугами предприятия, производс­твенную мощность и пропускную способность зала предприятия.

Емкость рынка - это совокупность покупательных фондов населе­ния, закупок организаций и учреждений, а также инорайонный спрос (спрос приезжего населения), т.е. емкость рынка отражает возможный объем реализации товаров в данном населенном пункте. Зная емкость рынка и удельный вес в ней предприятия питания, можно прогнозировать его товарооборот.


Для расчета численности потребителей, пользующихся услугами предприятия питания, наиболее часто используют объем реализации вто­рых блюд, а также общую реализацию блюд и среднюю стоимость покупки.

Производственная мощность предприятия питания определяется ве­личиной производственной мощности горячего цеха (кухни) и пропускной способностью зала.

Производственная мощность горячего цеха (кухни) - это макси­мальное количество продукции, выпускаемое в единицу времени (смену, месяц, год).

Наиболее простым методом является расчет производственной мощ­ности горячего цеха с учетом выпуска первых блюд по формуле, где:

М = (В - П) х Ок : (в х Об),

М - производственная мощность горячего цеха, блюд,

В - продолжительность работы цеха, мин.,

в - средняя продолжительность одной варки, мин.,

П - время на простой по организационно-техническим причинам, мин.,

Ок - емкость котлов, л.,

Об - объем первого блюда, л.

При анализе выполнения программы выпуска кулинарной продукции выявляют эффективность использования действующего оборудования с помощью коэффициента, исчисляемого по формуле, где:

К = Вф : М,

К - коэффициент использования мощности горячего цеха по выпуску пер­вых блюд;

Вф - фактический среднедневной выпуск первых блюд;

М - производственная мощность горячего цеха.

Пропускная способность зала измеряется численностью потребите­лей, обслуженных в единицу времени (смену, месяц, год). Для сравни­тельной оценки определяют расчетную и фактическую оборачиваемость мест.

Расчетная оборачиваемость определяется делением времени работы зала на среднюю продолжительность обслуживания одного потребителя.

Коэффициент использования пропускной способности зала рассчиты­вается делением фактической пропускной способности на расчетную.

Пропускная способность - зала определяется умножением оборачивае­мости одного места (расчетной или фактической) на количество мест в зале.

Вопросы для самопроверки

  1. Виды товарооборота предприятия питания.

  2. Емкость рынка: понятие, значение и порядок расчета.

  1. Способы расчета численности потребителей, пользующихся услугами предприятия питания.

  2. Производственная мощность предприятия общественного питания:
    понятие, значение показателя, порядок его расчета.



  1   2   3   4   5   6


Похожие:

Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли» для специальности
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки...
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconРабочая программа дисциплины «Экономика отрасли»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconРабочая программа дисциплины экономика отрасли Для специальности
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, связанных с основными...
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconПрограмма дисциплины Экономика отрасли для специальности
Целью дисциплины является подготовка специалистов к решению практических задач по организации и экономике строительства как при разработке...
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconУчебно-методическте материалы по дисциплине "экономика отрасли" Пояснительная записка Дисциплина "Экономика отрасли" предназначена для студентов среднепрофессиональных
Дисциплина "Экономика отрасли" предназначена для студентов среднепрофессиональных
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconРабочая учебная программа по дисциплине “Экономика отрасли (строительство)” для специальности 060800 Экономика и управление на предприятиях (в строительстве)
Курс 3 (351 – 352в группы) Семестр 6-й (весенний)
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconПрограмма дисциплины Экономика финансового посредничества для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра программа «Финансовые рынки»
Ведущий курса обладает 25-летним опытом практической работы государственных
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" icon«Экономика отрасли»
...
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconРабочая программа дисциплины теория и методология стратегического анализа направление подготовки: 0800100. 68 «Экономика»
Цели освоения учебной дисциплины
Программа дисциплины \"Экономика отрасли\" iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов-заочников по дисциплине «Экономика отрасли»
Согласно учебному плану по дисциплине «Экономика отрасли» студенты-заочники по специальности «Программное обеспечение вычислительной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница