Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области)




НазваниеСтратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области)
страница1/4
Дата конвертации10.09.2012
Размер0.49 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи





ГОРЮНОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА


Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса АПК (на примере предприятий АПК Амурской области)



Специальность 08.00.05 –

экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство)









АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Благовещенск – 2009

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Дальневосточный

государственный аграрный университет»



Научный руководитель

кандидат экономических наук, доцент

Михайлов Александр Александрович







Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор
Камалян Артак Каджикович










кандидат экономических наук, доцент
Захаров Вячеслав Иванович







Ведущая организация –

ФГОУ ВПО «Приморская государственная сельскохозяйственная академия»















Защита диссертации состоится 6 мая 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.220.010.02. при ФГОУ впо «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки» по адресу: 394087, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1, ауд. 138.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Фгоу впо «Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки».


С авторефератом можно ознакомиться на сайте www.vsau.ru


Автореферат разослан 4 апреля 2009 г.





Ученый секретарь диссертационного совета


В.Г. Широбоков


I. Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Современные макроэкономические условия функционирования агропромышленного комплекса РФ объективно обуславливают принятие стратегических и тактических решений, способствующих различным подкомплексам АПК адекватно реагировать на резко изменяющиеся условия хозяйствования. Для молочного подкомплекса АПК ситуация еще осложняется тем, что произошедшие изменения в аграрной сфере за годы реформ повлекли за собой серьезные негативные последствия, проявившиеся в сокращении посевных площадей кормовых культур, уменьшении поголовья скота, падении показателей урожайности и продуктивности, резком сокращении инвестиций на обновление и модернизацию основных средств и технологического оборудования, ухудшении экономических и финансовых показателей деятельности предприятий молочного подкомплекса АПК.

Кроме того, наряду с диспаритетом цен, недостатком оборотных средств, несовершенством кредитной и налоговой политики, падением жизненного уровня населения, положение, складывающееся в молочной отрасли, усугубляется еще и неразвитостью производственных связей между предприятиями внутри молочного подкомплекса АПК.

В связи с этим решение вопросов, связанных с формированием новой, адекватной современным условиям стратегии развития молокоперерабатывающих предприятий должно стать одним из приоритетных направлений оздоровления аграрного сектора экономики региона и страны в целом, поскольку эффективное его функционирование во многом определяет продовольственную безопасность страны. Актуальность решения этих проблем для Амурской области, занимавшей важное место в общероссийском производстве молока в дореформенный период и в значительной мере утратившей свои позиции, обусловили выбор темы диссертационной работы и предопределили рассматриваемый в ней круг вопросов.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические основы исследований стратегических аспектов развития предприятий представлены в трудах как отечественных (С. Айвазяна, А. Багмут, О. Виханского, В. Ефремова, А. Ильина, Г. Клейнера, В. Клюкач, А. Люкшинова, И. Трубилина, Э. Уткина, И. Ушачева, Р. Фатхутдинова и др.), так и зарубежных (Б. Айкса, И. Ансоффа, С. Боумена, Б. Карлофа, У. Кинга, Р. Коха, А. Лестера, М. Портера и др.) ученых-экономистов.

Решению вопросов устойчивого развития различных подкомплексов АПК и повышению эффективности их функционирования посвящены исследования В. Андрийчука, Н. Асташова, Н. Бандуркина, А. Барбашина, А. Бурды, Ю. Василенко, И. Гарина, Н. Дворядкина, П. Дугина, А. Зельднера, А. Камаляна, Н. Кузнецова, С. Краснова, А. Курносова, А. Попова, А. Семенова, Е. Серовой, В. Свободина, Е. Строева, И. Суркова, К. Терновых, В. Узун, Т. Шаталовой, А. Шишкина, В. Шияна, В. Харина, И. Хицкова и др.

В то же время малоисследованными остаются вопросы формирования концепции развития молочного подкомплекса на уровне конкретных регионов, прогнозов объемов производства и реализации молока и молочных продуктов, организации производственных связей между предприятиями молочного подкомплекса.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка организационно-экономических рекомендаций по формированию эффективной стратегии развитию молочного подкомплекса АПК региона.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

– раскрыть экономическую сущность и содержание стратегии развития предприятий;

– выявить специфику формирования стратегии развития предприятий молочного подкомплекса АПК;

– исследовать современное состояние и тенденции развития мирового и российского рынков молока и молочных продуктов;

– провести анализ состояния молокопродуктового комплекса Амурской области и дать оценку финансового состояния молокоперерабатывающих предприятий Амурской области;

– разработать концептуальные подходы к развитию молочного подкомплекса региона;

– определить экономическую и инвестиционную эффективность инновационных проектов по развитию молочного скотоводства в Амурской области.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность социально-экономических и организационных отношений по формированию молокопродуктового подкомплекса АПК.

Объектом исследования является молокопродуктовый подкомплекс АПК Амурской области.

Теоретической и методологической основой исследования молочного рынка послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам развития рыночных отношений в АПК, программные и прогнозные разработки научно-исследовательских учреждений, государственных органов власти и управления АПК РФ и Амурской области, различные нормативные и правовые законодательные акты по вопросам регулирования молочного подкомплекса АПК.

В работе использованы экономико-математический, экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический и другие методы экономических исследований.

Эмпирической базой обеспечения достоверности выводов и предложений послужили материалы органов статистики, ведомственных органов федерального и регионального уровней, экономическая литература, периодические издания, данные социологических опросов, личные наблюдения автора.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции развития молочного подкомплекса АПК региона и обосновании основных организационно-экономических направлений по его совершенствованию.

Элементами научного вклада и предметом защиты являются следующие теоретические, методические и практические результаты:

– дано авторское определение экономической категории «предприятие», под которым понимается система деятельности, то есть выделенный из общественно-экономической среды самоорганизующийся комплекс элементов (коллектив людей, материальных и финансовых средств), связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации, с целью получения конечного продукта;

– выявлены особенности формирования стратегии развития предприятий молочной промышленности, учитывающие не только специфику функционирования предприятия как системы, которые обуславливают методологическое единство в его развитии на основе общих научных принципов и методов организации с предприятиями других отраслей экономической системы, но и специфику АПК как комплекса отраслей материального производства;

– определены тенденции современного развития молочной промышленности региона, свидетельствующие о том, что современная экономическая ситуация на предприятиях молочного подкомплекса характеризуется высокой степенью изношенности технологического оборудования; недостаточным ассортиментом выпускаемой продукции; необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов питания; неполной обеспеченностью сырьем из-за сокращения его производства в области; высокой долей завозных молочных продуктов питания в общем объеме молокопродуктового рынка Амурской области;

– предложены основные принципы (единства, развития, неразрывности, социальной ответственности, эффективности, сбалансированности) разработки концепции развития молокопродуктового подкомплекса региона, реализация которых будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности функционирования молочной отрасли;

– определены перспективные параметры развития производства молока и продуктов его переработки в регионе, обеспечивающие за счет оптимального сочетания отраслей в краткосрочной и среднесрочной перспективе получение максимального уровня валового дохода и устойчивый экономический рост;

– разработан инновационно-инвестиционный проект производства молока, отличающийся высокой экономической и бюджетной эффективностью и основанный на развитии интеграционных связей предприятий молочной промышленности и аграрных формирований.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования при формировании программ и концепций развития молокопродуктового рынка региона, а также при выборе приоритетных направлений его государственного регулирования. Теоретические положения диссертации и ее практические разработки могут быть использованы при принятии управленческих решений, касающихся функционирования системы молокопродуктового рынка, а также при разработке и реализации мероприятий по выводу молокопродуктового подкомплекса АПК Амурской области на траекторию устойчивого экономического роста. Кроме того, результаты исследования могут быть востребованы и субъектами молокопродуктового рынка на уровне микроэкономики.

Апробация и публикация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях в 2003-2008 гг. в гг. Благовещенск, Санкт-Петербург.

Основные результаты диссертации нашли отражение в 10 печатных работах, общим объемом 2,75 п.л. (авторский вклад 1,75 п.л.), из которых 2 опубликованы в изданиях, включенных в Перечень ВАК РФ.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. Работа изложена на 191 странице компьютерного текста, содержит 35 таблиц, 17 рисунков и схем, 25 приложений. Список используемой литературы включает 158 источников.


II. Основные научные положения и результаты,
обоснованные в диссертации и выносимые на защиту



1. Предприятие как подсистема

социально-экономической системы общества


Предприятие в предпринимательской деятельности – это сложное организационно-техническое и социально-экономическое образование. Предприятие представляет собой хозяйственную единицу, перерабатывающую экономические ресурсы в товары и услуги с целью извлечения дохода.

Автор считает, что если рассматривать предприятие с позиции теории систем, то оно является подсистемой макроэкономики, которая взаимодействует с экономикой по поводу приобретения ресурсов и продажи изготовленной продукции, получения финансовых средств и их последующего возмещения, а также выполнения социально-экономических обязательств перед обществом. Если исследуются внутреннее строение предприятия (цеха, участки, управленческие звенья, трудовые коллективы, действующие в их рамках), механизмы взаимодействия внутрипроизводственных структур в процессе планирования, организации, управления производственными процессами, а также связанные с этим социально-экономические и социально-психологические аспекты его деятельности, то предприятие как подсистема превращается в самостоятельный системный объект (систему).

Место предприятия в структуре социально-экономической системы представлено в работе соискателем в формализованном виде, из чего следует, что предприятие, функционируя в определенной институциональной среде, присущей данному социуму, взаимодействует с другими субъектами экономики через материально-вещественные, информационные и денежные потоки.

При этом одновременно в рамках подсистемного и системного функционирования предприятия формируется его целеполагание. Предпринимательская деятельность предприятия как элемента макроэкономики осуществляется в определенных условиях. Так, макросистема очерчивает общее хозяйственное пространство, создает условия конкуренции, вырабатывает социальные и экономические приоритеты.

В этих условиях предприятие может выбирать формы и виды деятельности, реализовывать свои цели. Само целеполагание предприятия определяется его ресурсным потенциалом, технико-технологическими, организационно-экономическими, социальными и экологическими условиями производства, и, наконец, экономической эффективностью.

На основе проведенных в работе теоретических исследований автор приходит к выводу о том, что до настоящего времени экономическая наука не нашла однозначного ответа на вопрос о причинах существования предприятий, не сложилось и единого теоретико-методологического их определения. Каждая из научных школ предлагает свое представление о предприятии, его месте в структуре экономической системы.

Проведенный анализ различных толкований данной категории позволил автору определить «предприятие» как систему деятельности, то есть выделенный из общественно-экономической среды самоорганизующийся комплекс элементов (коллектив людей, материальных и финансовых средств), связанных между собой цепью причинно-следственных взаимоотношений и управляемых на основе получаемой и передаваемой информации, с целью получения конечного продукта. Являясь сложной экономической системой, предприятие осуществляет самоорганизацию и выделяет в своем составе подсистемы, в рамках которых осуществляются определенные виды деятельности. Первичным звеном системы является элемент (или объект), который не поддается делению на части. В состав предприятия могут входить как подсистемы: цехи, бригады, участки, подразделения инфраструктуры – транспортные, складские, ремонтные хозяйства, отделы и службы управления и т.д.


2. Особенности формирования стратегии

развития предприятий молочной промышленности


В работе отмечается, что принципиально важным моментом исследования развития предприятий молочной промышленности в АПК является выявление особенностей их функционирования. При этом необходимо учитывать не только особенности функционирования предприятия как системы, которые обуславливают методологическое единство в его развитии на основе общих научных принципов и методов организации с предприятиями других отраслей национального хозяйственного комплекса, но и специфику АПК как комплекса отраслей материального производства.

Молокоперерабатывающее предприятие обладает рядом черт, которые характеризуют его как систему. К ним относятся открытый характер предприятия по отношению к внешней среде, его комплексность, динамизм, саморегулирование.

Внешней средой для молокоперерабатывающего предприятия являются народное хозяйство в целом, другие предприятия и организации, органы управления АПК и т.д. В этой связи отметим присущие российской экономике особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве. Во-первых, это крупномасштабная экономика, что определяется размером территории страны (17,1 млн км2 – первое место в мире), численностью населения (144,1 млн человек на конец 2007 г. – 6-е место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, производственным и социокультурным потенциалом.

Во-вторых, богатство и разнообразие природных ресурсов – земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий (197,6 млн га), пашни (120,9 млн га), лесов (7,74 млн км2), водных ресурсов (4262 км3 речного стока в год, 2 млн озер), разведанных запасов нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторых видов цветных металлов, горно-химического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих природных богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

В-третьих, значительное социокультурное разнообразие, накладывающее отпечаток на социально-экономические отношения. На территории России проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.).

В-четвертых, в результате проводимых реформ экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. В среднем за последние 5 лет из общего числа занятых в экономике 64,7 млн человек, или 38,4% были заняты в государственном и муниципальном секторах, 46,6% – в частном секторе, 11,6% – в смешанном секторе, 0,8% – в общественных и религиозных организациях, 2,6% – на совместных с иностранными компаниями и иностранных предприятиях.

В-пятых, экономика характеризуется резкой, усилившейся в последние годы дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития 89 субъектов Российской Федерации.

В-шестых, включение России в мировую экономику, что определяется увеличением доли импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли до уровня 40%.

Эти особенности свидетельствуют о необходимости научно обоснованного подхода к выбору и реализации модели молокоперерабатывающего предприятия, поскольку они в определенной степени определяют траекторию их развития. Кроме того, в работе рассматриваются изменения в развитии смешанной экономики в России и при переходе к ней, которые оказывают существенное влияние на функционирование молокоперерабатывающих предприятий.

В работе отмечается, что молокоперерабатывающему предприятию АПК также присуща комплексность, определяемая взаимосвязанностью, взаимообусловленностью, разносторонностью, широтой охвата его целей и задач, а также высоким разнообразием протекающих на предприятии процессов производства и управления. Основу комплексности составляет внутренняя общность, учет взаимодействия отдельных элементов и их взаимозависимости, вытекающих из структуры предприятия как системы. Комплексность, понимаемая как требование учитывать взаимосвязанные факторы, влияющие на предприятие, охватывает преимущественно связи одного или смежных уровней иерархической структуры данного предприятия.

Молокоперерабатывающее предприятие АПК представляет собой динамическую систему, обладающую способностью изменяться, развиваться, переходить из одного состояния в другое, оставаясь системой. Глубина и полноценность изменений на предприятиях по переработке молока в значительной мере обусловлены степенью динамического характера их функционирования и развития. Рассмотрение предприятия как динамической системы исходит из необходимости познания не только статических взаимосвязей в системе, но и динамических взаимодействий, изучения не только состояния системы в данный момент, но и ее изменения во времени.

Молокоперерабатывающему предприятию АПК как системе присуще свойство эмерджентности. Свойством эмерджентности, или целостности, системы называют появление у системы качественно новых свойств, отсутствующих у ее элементов. Иными словами, система в целом – это нечто больше, чем сумма составляющих ее частей. Чтобы все элементы производственной системы воссоединились в единое целое, ее необходимо организовать, то есть спроектировать, построить и обеспечить функционирование интегрированной производственной системы – предприятия.

Наконец, молокоперерабатывающее предприятие АПК – это саморегулирующаяся система, которая может приспособиться в определенных пределах как к внутренним, так и к внешним изменениям. В условиях рынка, как известно, спрос определяет величину предложения, которая в свою очередь порождает соответствующий объем собственного спроса.

Раскрытие особенностей формирования стратегии развития молокоперерабатывающего предприятия будет более полным, если будут рассмотрены организационно-экономический механизм стратегического управления, под которым понимается совокупность способов, форм и инструментов управления. При этом целью организационно-экономического механизма управления является упорядочение процесса управления посредством воздействия на объект управления.

Схема формирования организационно-экономического механизма управления предприятием представлена ниже на рисунке 1.





Рисунок 1 – Схема процесса стратегического управления на предприятии

Существующие на практике подходы к формированию механизма управления предприятиями не обеспечивают желаемого конечного результата, поскольку они исходят из прошлого опыта. Принятие управленческих решений по старой логике не может быть эффективным на современных быстро растущих молокоперерабатывающих предприятиях с постоянно меняющимися средствами и технологией производства. Возникает необходимость не управлять предприятием в сложившихся условиях, а изыскивать способы и инструменты, позволяющие предприятию самостоятельно и целенаправленно формировать свое будущее.

Прежде всего, для отечественных молокоперерабатывающих предприятий целесообразно разрабатывать организационно-экономический механизм стратегического управления ими. Главная цель такого механизма – это создание инновационного подхода к стратегическому управлению, который бы отвечал специфике отечественных предприятий и был практически применим для любых видов технико-технологических, организационно-экономических и социально-экологических преобразований.

Исследованиями установлено, что в настоящее время основные потери на отечественных молокоперерабатывающих предприятиях происходят не вследствие недостаточной минимизации издержек, а вследствие недостаточной минимизации упущенной выгоды. По мнению соискателя, упущенная выгода должна минимизироваться за счет преодоления инерции административного управления путем преобразования вертикальных структур в органические, развития горизонтальных связей и перенесения на них акцентов. Подобная органичность в структуре может быть достигнута путем образования отдела комплексного развития.

Таким образом, выявление теоретических основ и особенностей формирования стратегии управления устойчивым развитием предприятия позволяет более качественно подойти к диагностике функционирования и обоснованию проекта стратегического управления молокоперерабатывающим предприятием.


3. Тенденции развития мирового и российского

рынков молока и молокопродуктов


Особенности молока как товара влияют на функционирование рынка молока и продуктов его переработки. Спрос на молоко зависит от нормы питания, необходимой для обеспечения потребности человека в молоке, численности населения и уровня доходов, потребностей отрасли животноводства (молочного скотоводства). Кроме того, спрос на молоко более чем какие-либо другие товары потребительского назначения обусловлен социальными привычками и традициями.

Скоропортящийся характер цельного молока обусловливает ситуацию, при которой товарное предложение определяется, в основном, уровнем его производства. Производители же молока достаточно медленно приспосабливаются к изменению конъюнктуры рынка, поскольку в данной отрасли довольно высокие капитальные затраты и длительные сроки увеличения (по биологическим причинам) численности стада дойных коров. В силу этого в кратковременный период как производители, так и потребители вынуждены приспосабливаться к имеющемуся товарному предложению молока.

Мировое производство молока с 1990 г. выросло почти на треть. Так, если в 1990 г. производилось 560,3 млн т молока, то в 2007 г. уровень его производства достиг 724,9 млн т (таблица 1).


Мировыми лидерами по производству цельного молока с начала 2000-х гг. являются страны ЕС, Индия и США с долями 22,5%, 15 и 13% соответственно. Однако основной точкой роста мирового производства цельного молока стал Китай со средним ежегодным приростом более 38%. Россия, утратив в результате кризиса 90-х гг. прошлого столетия свои позиции второй страны в мире по производству цельного молока, с 2006 г. занимает пятое место с весом 5%.
  1   2   3   4


Похожие:

Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconФ Диверсификация производства и обоснование ее эффективности (на примере металлообрабатывающих предприятий Нижегородской области)
Диверсификация производства и обоснование ее эффективности : [Электронный ресурс]: На примере металлообрабатывающих предприятий Нижегородской...
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconФормирование экономической стратегии управления инвестиционной привлекательностью недвижимого имущества промышленных предприятий (на примере предприятий Тюменской области)
Гоу впо «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconРазвитие и инновационная экономика амурской области
С целью эффективной реализации Закона Амурской области от 5 сентября 2007 г. N 374-оз "Об инвестиционной деятельности в Амурской...
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconАпк, вопросы управления и организации производства, проблемы корпо
Перспективы устойчивого и инновационного развития апк 13. Управление и организация производства
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconСтратегическое планирование деятельности предприятий апк (на материалах Грузии)
Ведущая организация:- научно-исследовательский институт экономических и социальных проблем
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconМетодические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация производства на предприятии апк»
Организационно-экономические основы государственных и муниципальных унитарных предприятий
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconПерспективы развития информационно-консультационной службы в апк россии Сообщение о некоторых проблемах создания службы сельскохозяйственного консультирования в РФ (на примере Тверской области)
Сообщение о некоторых проблемах создания службы сельскохозяйственного консультирования в РФ (на примере Тверской области)
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconУчебно методический комплекс по дисциплине учет и анализ банкротств специальность 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Знание процедур банкротства позволяет более тщательно и эффективно изучать тенденции и закономерности функионирования предприятий...
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconЭффективность механизма реструктуризации российских предприятий (на примере компаний звукозаписывающей индустрии)
Диссертация выполнена на кафедре экономики предприятий и предпринимательства Государственного образовательного учреждения высшего...
Стратегия развития предприятий молочного подкомплекса апк (на примере предприятий апк амурской области) iconОтчет по первому этапу исследования Самара 1999 г
В 1997 г инновационной деятельностью занимались 44 предприятия области (по данным обследования 200 промышленных предприятий). Из...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница