Активности железнодорожных компаний




Скачать 177.98 Kb.
PDF просмотр
НазваниеАктивности железнодорожных компаний
страница1/5
Дата конвертации19.10.2012
Размер177.98 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ 
АКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОМПАНИЙ
В.А. Цветков, д.э.н., профессор,  зам. директора ИПР РАН 
А.А. Медков, к.э.н., с.н.с. ИПР РАН 
2007 
В  статье  рассмотрены  формы  государственно-частного  партнерства  по  привлечению  инве-
стиций в сферу железнодорожного транспорта, в том числе и с использованием средств Инве-
стиционного фонда Российской Федерации. Особое внимание уделено направлениям разгосудар-
ствления  и  капитализации  ОАО  «Российские  железные  дороги»,  стимулированию  предприни-
мательской деятельности частных транспортных предприятий. 

Экономический рост в России увеличивает спрос на услуги транспорта и инве-
стиционную  привлекательность  транспортных  проектов.  Государственное  стимулиро-
вание  инвестиционной  активности  транспортных  компаний  должно  осуществляться 
там, где развитие отраслей производственной инфраструктуры отстает от потребностей 
экономики  и  общества.  Кроме  того,  задачей  государства  является  проведение  рыноч-
ных преобразований, либерализация хозяйственной деятельности, увеличение доли ча-
стных компаний на рынке транспортных услуг. Взаимодействие государства и частных 
компаний в процессе развития транспортной инфраструктуры осуществляется на прин-
ципах  государственно-частного  партнерства  (ГЧП).  В  сфере  железнодорожных  пе-
ревозок ГЧП возникает не только при реализации долгосрочных и капиталоемких ин-
вестиционных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда Российской 
Федерации (Инвестфонда), но и в регулировании текущей финансово-хозяйственной и 
производственной  деятельности  железнодорожных  компаний.  Важными  элементами 
этого типа ГЧП являются механизмы тарифообразования, субсидирования железнодо-
рожных  перевозок,  организации  транспортной  работы,  стимулирования  приватиза-
ции  и  разгосударствления  предприятий  отрасли,  повышения  их  инвестиционной  при-
влекательности
.  
Государственное  стимулирование  инвестиционной  активности  осуществляется 
на федеральном и региональном уровнях в отношении как государственной компании – 
ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), так и частных железнодорожных 
компаний.  Взаимодействие  ОАО  «РЖД»  и  частных  грузоотправителей,  операторов 
подвижного состава также является формой ГЧП на рынке железнодорожных перево-
зок. 
1.  Государственно-частное  партнерство  в  инвестиционной  и  текущей  дея-
тельности ОАО «РЖД». 
1.1 Направления инвестиционной деятельности ОАО «РЖД». Инвестицион-
ная программа и текущая хозяйственная деятельность ОАО «РЖД» сами по себе явля-
ются примером ГЧП на рынке железнодорожных перевозок. ОАО «РЖД» – государст-
венная  компания,  следовательно,  государство  должно  нести  ответственность  за  дея-
тельность  акционерного  общества,  принадлежащего  ему  на 100 %, вкладывать  инве-
стиции в железную дорогу. С другой стороны, ОАО «РЖД» – коммерческое предпри-
ятие, целью которого является получение прибыли. Тем не менее, на этапе рыночных 
преобразований, существует объективная необходимость в государственном регулиро-
вании тарифов и условий хозяйственной деятельности в интересах национальной эко-
                                                 
∗  Статья  подготовлена  при  финансовой  поддержке  Российского  гуманитарного  научного  фонда 
(проект № 07-02-00046а). 

 
номики,  обеспечения  целостности,  обороноспособности  страны  и  стабильности  в  об-
ществе. Кроме того, в целях повышения эффективности функционирования рыночной 
экономики правительство не должно допустить превращения государственной монопо-
лии в частную. 
Монопольное  положение  магистральной  инфраструктуры  и  государственный 
статус  ОАО  «РЖД»  могут  снизить  затраты  на  привлечение  капитала  со  стороны 
государства,  иностранных  инвесторов,  частных  компаний.  Однако  двойственный 
статус  ОАО  «РЖД»  не  позволяет  осуществлять  государственное  финансирование  по 
примеру  автомобильных  дорог  и  водных  путей.  Железнодорожная  инфраструктура 
принадлежит не непосредственно государству, а государственному АО. 
Фактически единственным источником инвестиций в развитие инфраструктуры 
в  настоящее  время  является  инвестиционная  программа  ОАО  «РЖД».  Общий  объем 
инвестиций  ОАО  «РЖД»  в  обеспечение  перевозок  в 2006 г.  составил  порядка 200  
млрд. руб.∗
Ограниченность рыночной свободы государственной компании и возможностей 
прямого  бюджетного  финансирования  приводят  к  тарифным  диспропорциям,  сниже-
нию  конкурентоспособности  железнодорожного  транспорта  и  недоинвестированию 
железнодорожных объектов. 
ОАО  «РЖД»  предлагает  разработать  государственную  стратегию  развития 
железнодорожного транспорта до 2030 г., разделенную на 2 этапа. На первом этапе – до 
2015 г., предлагается осуществить коренную модернизацию железнодорожного транс-
порта. На втором этапе – с 2016 до 2030 г., должны быть построены важнейшие страте-
гические,  социально-значимые  и  грузообразующие  линии,  протяженностью  более 20 
тыс.  км,  в  т.ч.  трансконтинентальная  железнодорожная  магистраль  Правая  Лена–
Зырянка–Уэлен (протяженностью свыше 3,5 тыс. км с выходом к Беринговому проли-
ву),  создание  железнодорожного  сообщения  между  материковой  частью  России  и  о. 
Сахалин,  линии  в  Приполярном  Урале  (Обская–Полуночное,  Лабытнанги–Салехард–
Надым). В целом на реализацию программы развития железнодорожного транспорта до 
2030 г. предлагается направить почти 13,8 трлн. руб., из которых ОАО «РЖД» сможет 
обеспечить приблизительно 5,3 трлн. рублей. 
Проект инвестиционной программы ОАО «РЖД» не покрывает в полном объеме 
потребностей модернизации железнодорожной инфраструктуры. Совокупные инвести-
ционные  ресурсы  компании  на  период 2007-2010 гг.  оцениваются  в  объеме 1,3 трлн. 
рублей, или 76% от потребности. Дефицит инвестиционных ресурсов на этот же период 
с учетом возможностей отечественного транспортного машиностроения составит около 
100  млрд.  рублей  в  год.  Поэтому  компания  рассчитывает  получить  государственную 
поддержку из Инвестфонда. 
Положение осложняется еще и тем, что закон «О концессиях» не в полной мере 
применим к инфраструктуре железных дорог: ОАО «РЖД» не может использовать свои 
инфраструктурные  активы  для  формирования  инвестиционных  ресурсов,  вкладывать 
их в другие акционерные общества, использовать как гарантии под кредиты. Привлече-
ние  частных  инвестиций  в  инфраструктуру  сдерживается  законодательным  ограниче-
нием оборота этого имущества: ОАО «РЖД» не может сдать инфраструктуру в долго-
срочную аренду частной компании. 
Между  тем  государственная  железнодорожная  компания  настаивает  на  своей 
главенствующей  роли  по  формированию  портфеля  проектов,  подготовке  обоснований 
инвестиций, ТЭО, бизнес-планов строительства и реконструкции любых объектов же-
                                                 
∗ В статье использована информация из Интернет-издания общероссийской транспортной газеты 
«Гудок» (www.gudok.ru), портала  «РЖД – Партнер» (www.rzd-partner.ru), официальных  сайтов  Мини-
стерства транспорта РФ (www.mintrans.ru), ОАО «РЖД» (www.rzd.ru) и др. открытых источников. 
 
2
  1   2   3   4   5


Похожие:

Активности железнодорожных компаний iconБизнес-план организации железнодорожных
Бизнес-план разработан в целях создания нового вида бизнеса в области разработки и реализации
Активности железнодорожных компаний iconСтратегии развития железных дорог
По сообщению Международного союза железных дорог (uic) в 2007 году зарегистрирован рост объемов пассажирских и грузовых железнодорожных...
Активности железнодорожных компаний icon1Бизнес справка
Зао «Столичная Вагоноремонтная Компания» (далее — зао «сврк») была основана в августе 2009 года. Основным направлением деятельности...
Активности железнодорожных компаний iconВ петербурге зарегистрировано около 120 страховых компаний (СК) и филиалов иногородних компаний. Примерно 85-90% страховых сборов в Петербурге собирают 12-14
«ресо-гарантия», росно, «Русский мир», «Капитал Полис», «Прогресс-Нева»). Актуально создание филиалов иностранных компаний. Существуют...
Активности железнодорожных компаний icon«Микрофинансирование как инструмент стимулирования инвестиционной активности предприятий малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»
Заседание Совета по предпринимательству при Администрации Ростовской области на тему: «Микрофинансирование как инструмент стимулирования...
Активности железнодорожных компаний iconМодель экономической активности гражданина
Основная социальная цель любого государства должна определяться в области
Активности железнодорожных компаний iconИздание: «Республика Татарстан»
В этом можно было убедиться, посетив во вторник ярмарку школьных компаний в нкц "Казань". Ярмарка предварила подведение итогов прошедших...
Активности железнодорожных компаний iconМы бы купили гипермаркетыВ 2006 г калининградская группа компаний «Вестер»
В 2006 г калининградская группа компаний «Вестер» вырвалась за пределы обжитой области и свое продуктовое
Активности железнодорожных компаний icon15. С. Сагайдак вопросы из зала
Повышение инвестиционной активности предпринимательства. Региональные факторы формирования предпринимательской среды. Этапы развития...
Активности железнодорожных компаний iconБизнес-план и порядок его разработки Формирование команд для реализации инновационных проектов Бизнес-развитие проектов и компаний, инновационный маркетинг Одним
Всероссийская конференция с элементами научной школы для молодёжи. «Создание малых инновационных компаний в учреждениях образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница