П р о г р а м м а для специальности




Скачать 38.31 Kb.
PDF просмотр
НазваниеП р о г р а м м а для специальности
Дата конвертации10.09.2012
Размер38.31 Kb.
ТипДокументы
Учреждение образования «Гомельский государственный технический 
университет имени П.О.Сухого»
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
____________О.Д.Асенчик
«_____»__________2008 г.
Экономическая практика
(название дисциплины)
 П Р О Г Р А М М А
для специальности
1­25 01 07 15с  «Экономика и управление на 
предприятии АПК»
Факультет
заочный
Кафедра
«Экономика и управление в отраслях»
Курс
4, 5
 
Семестр
7, 9
Зачет              ___
   7  , 9___
 
 семестр
Форма получения
высшего образования _____заочная сокращенная, полная______

2
2008
Учебная программа составлена на основе учебного плана по   специально­
сти 1­25 01 07   «Экономика   и   управление   на   предприятии»   специализации 
1­25 01 07 15 «Экономика и управление на предприятии АПК»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «Экономи­
ка и управление в отраслях»
«______»____________2008 г.
Заведующий кафедрой
_____________Е.А.Кожевников
Одобрена и рекомендована  к утверждению Научно­методическим советом 
факультета (вуза)
«______»___________2008 г.
№ протокола________
          Председатель_____________
         (ф.и.о., подпись)
Разработчик
ассистент
Г.А.Мильченко

3
  
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая практика проводится в соответствии с учебным планом по 
специальности 1­25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» специали­
зации 1­25 01 07 15с «Экономика и управление на предприятии агропромышлен­
ного комплекса» на 4 курсе в 7 семестре. Она предусматривает изучение финан­
сово­экономического положения предприятий,  производящих  и перерабатыва­
ющих сельскохозяйственную  продукцию;   приобретение студентами знаний и 
профессиональных навыков по специальности; закрепление, расширение и систе­
матизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также 
сбор материалов для написания отчета по практике, выполнение индивидуально­
го задания  по курсовому проектированию. Экономическая практика предусмот­
рена для студентов заочной формы обучения, не работающих по специальности.
Учебно­методическое руководство и контроль за организацией и проведе­
нием практики осуществляет кафедра «Экономика и управление в отраслях».
Основным   нормативным   документом,   регламентирующим   проведение 
практики, является данная программа.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель экономической практики  – глубокое изучение финансово­экономи­
ческого положения предприятий  агропромышленного комплекса, производящих 
и перерабатывающих продукцию сельского хозяйства. Практика проходит в хо­
зяйствах Гомельской области и на предприятиях г.Гомеля.
Основными задачами прохождения  практики являются:
­ ознакомление с предприятиями  агропромышленного  комплекса Гомель­
ской области;
­ изучение специализации предприятия (хозяйства);
­ изучение организационной   структуры   управления   предприятием (хо­
зяйством);
­ изучение основных   технологических   процессов  на предприятии (в хо­
зяйстве), особенностей их организации и нормирования;
­ глубокое изучение финансово­экономического состояния предприятия;
­ изучение организации оплаты и стимулирования труда  работников пред­
приятия (хозяйства);
­ изучение работы отдела маркетинга (отдела сбыта) на  предприятии (в хо­
зяйстве);

4
­ изучение  системы  технико­экономических  показателей функционирова­
ния хозяйств (предприятий); 
­ выполнение индивидуального задания;
­ сбор материалов для написания отчета по практике;
­ сбор материалов для научно­исследовательской работы и  написания кур­
совых работ.
Программа экономической практики должна предусматривать: 
– содержание и сроки выполнения индивидуальных заданий; 
– изучение специфики работы предприятий агропромышленного комплек­
са;
– приобретение студентами производственных навыков по специальности 
и осуществление других видов практической деятельности, предусмотренных 
программой  практики;
– порядок подготовки письменного отчета и сроки сдачи студентами диф­
ференцированного зачета по экономической практике;
– чтение лекций и проведение консультаций со студентами­практикантами 
и иные мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных в про­
цессе обучения.
       2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  
ПРАКТИКИ
    
  Студенты 4 курса сокращенной формы обучения специализации 1­25 01 
07 15 «Экономика  и  управление на предприятии АПК» проходят экономиче­
скую   практику в хозяйствах Гомельской области, а также на предприятиях 
г.Гомеля, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Продолжитель­
ность практики – 2 недели.
Практика проводится в соответствии с календарным графиком прохожде­
ния практики (табл.)
Таблица ­ Календарный график прохождения практики
Мероприятия
Срок выполнения
Приезд   на   предприятие  (в   хозяйство),  размеще­
1 день
ние, оформление документов.
Инструктаж по технике безопасности
Проведение ознакомительной экскурсии по пред­
1 день
приятию (хозяйству).
Сбор, изучение и обработка данных, характеризу­
1 день
ющих   технико­экономическую   сторону   работы 
предприятия (хозяйства).
Изучение организационной структуры управления 
1 день
предприятием (хозяйством).
Изучение основных   технологических   процессов 
1 день

5
на   предприятии (в хозяйства), особенностей их 
организации и нормирования.
Финансово­экономический анализ предприятия
1 день
Изучение показателей производительности
2 дня
труда на предприятии (в хозяйстве).
Изучение организации оплаты труда и материаль­
ного   стимулирования   работников   предприятия 
(хозяйства).
Изучение работы отдела маркетинга (отдела сбы­
1 день
та) на предприятии (в хозяйстве).
Сбор   данных   для   выполнения   индивидуального 
1 день
задания.
Оформление отчета и защита его.
2 дня
3. СОДЕРЖАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
     
В процессе прохождения практики студент должен глубоко   изучить и 
представить в отчете материалы по следующим вопросам:
     3.1. Технико­экономическая характеристика предприятия  (хозяйства)
Технико­экономическая характеристика предприятия (хозяйства) включа­
ет в себя:
историю возникновения и  развития  предприятия  (хозяйства); подчинен­
ность; место данного предприятия (хозяйства) в  структуре народнохозяйствен­
ного комплекса области; анализ форм собственности; законодательные акты, ко­
торыми руководствуется предприятие  (хозяйство) в своей работе; предмет дея­
тельности и основные  цели  деятельности предприятия (хозяйства); номенкла­
туру и ассортимент выпускаемой продукции; общую характеристику техниче­
ской оснащенности предприятия (хозяйства); уровень механизации  и  автомати­
зации труда; применение и использование технологий по глубокой  переработке 
продукции   растениеводства   и   животноводства;     производственные   мощности 
предприятия (хозяйства) и показатели их  использования за последние 2­3 года; 
характеристику основных  фондов  предприятия (хозяйства) с расчетом показа­
телей их движения и использования за последние 2­3 года, анализ   и  выводы; 
основные   технико­экономические   показатели   предприятия   (хозяйства)   за   по­
следние 3 года и первое полугодие текущего года; характеристику особенностей 
работы предприятия (хозяйства) в  условиях  рыночных отношений. В качестве 
приложений следует представить годовой баланс предприятия за  предыдущий 
год, отчет по использованию балансовой  прибыли,  отчет  по движению денеж­
ных средств предприятия.
     
3.2. Структура управления предприятием (хозяйством)

6
В   этом   разделе   дается   характеристика  организационно­управленческой 
структуры предприятия; функций руководителя предприятия (хозяйства),   ру­
ководителей подразделений аппарата  управления  и  производственных подраз­
делений; приводятся основные задачи и функции структурных   подразделений 
предприятия (хозяйства) и ведущих специалистов.
3.3. Финансово­экономический анализ деятельности предприятия
В   этом   разделе   следует   провести     глубокий   финансово­экономический 
анализ деятельности предприятия, а именно:
­ рассчитать коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансо­
вой устойчивости, рентабельности и др.;
­
оценить формы финансирования деятельности предприятия; 
­
 изучить проблемы финансирования;
­ оценить эффективность использования основного и оборотного капита­
лов.
     3.4. Производительность труда. Организация оплаты и
стимулирования труда
Следует:
    
 а)  рассчитать производительность труда в стоимостном выражении за по­
следние 3 года и проанализировать динамику этого показателя; привести факто­
ры, оказывающие влияние на  изменение  уровня производительности труда; на 
примере   какого­либо     технологического   процесса   выявить     резервы     роста 
производительности  труда  и произвести их количественную оценку, рассчитать 
экономию  численности;
     
б)  проанализировать формы и системы заработной платы,  применяемые 
на   предприятии (в хозяйстве); штатное расписание предприятия и   методику 
формирования должностного  оклада;  привести  конкретные  примеры расчета 
заработной платы для отдельных категорий работников;  положение о премиро­
вании работников предприятия  (хозяйства);  рассчитать среднемесячную зара­
ботную плату на предприятии (в  хозяйстве) за последние 3 года; методику фор­
мирования  фонда  заработной платы на предприятии (в хозяйстве);  разработать 
мероприятия   по   совершенствованию   организации   оплаты   и   стимулирования 
труда  на предприятии (в хозяйстве); провести анализ фонда заработной  платы 
по источникам формирования и по направлениям использования  за последние 3 
года; привести данные о величине  и  структуре  фонда заработной платы за по­
следние 3 года, сделать выводы.
     3.5. Организация маркетинговых исследований.
Следует отразить следующее:
место и роль отдела маркетинга в структуре предприятия;  организацион­
ную структуру службы маркетинга; основные задачи  отдела маркетинга; основ­
ные должностные обязанности специалистов  отдела; организацию продвижения 
товаров   и   сущность   используемых форм продвижения; рекламную деятель­

7
ность  службы  маркетинга,  ее содержание, основные виды рекламы; динамику 
затрат предприятия на рекламу; показатели эффективности   работы   службы 
маркетинга  на предприятии и их уровень за последние  3  года;  экспортно­им­
портную деятельность предприятия.
    
Примечание.
     
При отсутствии на предприятии отдела маркетинга, в   качестве объекта 
исследования взять отдел материально­технического снабжения и сбыта. При 
этом особое внимание следует обратить на поставщиков ресурсов и потреби­
телей продукции предприятия,  охарактеризовать их географию и характер  вза­
имоотношений   с   предприятием. Изучить на предприятии формируется порт­
фель заказов, на основе  которого разрабатывается производственная программа 
по  выпуску  продукции.
     
3.6. Перспективы развития предприятия.
     
1. Ознакомиться с основными организационно­техническими  мероприяти­
ями, направленными на увеличение прибыльности за счет:
     
а) внедрения прогрессивной технологии и новейшей техники;
     
б) наращивания объемов выпуска и продаж продукции;
     
в) повышения качества продукции и ее конкурентоспособности;
     
г) освоения новых видов продукции и совершенствования ассортиментной 
структуры;
     
д) совершенствования организационно­управленческой структуры.
     
2. Изучить бизнес­план развития предприятия на ближайшие 2­3 года.
4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Каждому студенту­практиканту выдается индивидуальное задание, кото­
рое составляется с обязательным учетом темы будущей курсовой работы и мо­
жет включать элементы научного исследования.  При выполнении индивидуаль­
ного задания от студента требуется не только практическое применение тео­
ретических знаний, полученных в университете, но и проявление творческого 
подхода,  креативности   мышления,  инициативы.  Вопросы   задания   заносятся  в 
дневник   по   практике.  Индивидуальное   задание   нацеливает   студента   на   сбор 
необходимого  фактического материала для написания курсовой работы в соот­
ветствии с тематикой и специализацией.
Учебным планом предусмотрено выполнение следующих курсовых работ 
по следующим дисциплинам:
4 курс 7 семестр:  •
«Анализ хозяйственной деятельности в АПК».
4 курс 7 семестр:  •
«Инвестиционное проектирование в агропромышленном 
секторе»
4 курс 8 семестр:            «Менеджмент».
4 курс 8 семестр:             «Предпринимательская деятельность в АПК».
     5. ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ПРАКТИКОЙ

8
     
Общее  руководство  экономической практикой студентов осуществляет­
ся кафедрой «Экономика и  управление  в отраслях». Непосредственное  руко­
водство   практикой   осуществляется в   индивидуальном   порядке   руководи­
телем   от   университета (преподавателем кафедры) и руководителем от пред­
приятия.
     
Руководитель практики от университета обязан:
     
­ до начала практики посетить базовые хозяйства и  предприятия с целью 
заключения договоров с  предприятием  (хозяйством)  о прохождении практики, 
согласования   рабочей   программы   практики, кандидатуры руководителя от 
предприятия (хозяйства), режима работы студентов, а также решения других ор­
ганизационных вопросов;
     
­ в процессе прохождения практики посещать базовые предприятия (хо­
зяйства) с целью контроля студентов в вопросах  выполнения календарного пла­
на и программы практики, а также  решения  возникающих организационных во­
просов;
     
­ по окончании практики проверить отчеты и  организовать  их защиту.
     
Руководитель практики от предприятия (хозяйства)  назначается приказом 
руководителя.  Руководитель  практики  от  хозяйства (предприятия) несет пер­
сональную ответственность  за  организацию практики и ее проведение в соот­
ветствии  с  утвержденной  рабочей программой и календарным графиком.
     
Руководитель практики от предприятия (хозяйства) обязан:
    
 ­ организовать проведение инструктажа по технике безопасности и обес­
печить контроль за его выполнением;
     
­ организовать ознакомительную экскурсию по предприятию (хозяйству);
     
­ обеспечить студентов  рабочими местами   по    согласованию    с руко­
водством предприятия (хозяйства) и руководителем практики от университета;
     
­ обеспечить студентам доступ к необходимой  информации,  не представ­
ляющей коммерческой тайны;
     
­ обеспечить контроль за выполнением практикантами календарного плана 
и программы практики;
     
­ вместе с руководителем практики от университета  своевременно решать 
возникающие организационные вопросы;
    
 ­ по окончании практики дать письменный отзыв о работе  каждого сту­
дента­практиканта (отзыв записывается в дневнике), проверить и заверить отчет 
по практике на данном предприятии.
6. ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ
     
До начала практики каждый студент обязан:
    
 ­ ознакомиться с календарным планом и  программой  прохождения прак­
тики;
     
­ согласовать с руководителем практики от университета  тему  и содер­
жание индивидуального задания;
     
­ получить документы, необходимые для  оформления  на  предприятии (в 
хозяйстве).

9
     
В процессе прохождения практики студенты обязаны:
     
­ строго соблюдать правила охраны труда и  техники  безопасности;
     
­ выполнять программу практики в строгом соответствии с  календарным 
графиком;
    
 ­ подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, установлен­
ным на предприятии (в хозяйстве);
     
­ соблюдать трудовую дисциплину;
     
­ систематически заполнять дневник по практике;
     
­ своевременно составить  и  оформить  отчет  о  прохождении практики и 
предоставить его на проверку руководителю  практики  от предприятия (хозяй­
ства), а затем ­ руководителю от университета.
  7. ОФОРМЛЕНИЕ, СТРУКТУРА И ЗАЩИТА ОТЧЕТОВ 
ПО ПРАКТИКЕ
     
По окончании практики студент обязан представить руководителю прак­
тики от университета отчет, оформленный в соответствии с  утвержденной ра­
бочей программой. 
Отчет состоит из титульного листа (приложение), оглавления (с указа­
нием страниц), текстовой части, заключения, приложений.
Отчет следует оформлять в папке­скоросшивателе на стандартных  ли­
стах бумаги. Текст должен быть написан от руки разборчивым почерком, акку­
ратно и без помарок (возможно компьютерное исполнение).
Материалы в отчете размещаются в следующем порядке: внешний титуль­
ный лист наклеивается  на лицевую сторону папки­скоросшивателя,  затем  в 
папку   подшивается   внутренний   титульный   лист,   оглавление   и  текстовая 
часть, заключение, приложения. Студент ставит подпись и дату на последней 
странице заключения. Объем отчета должен быть не менее 40 страниц.
В текстовой части материалы располагаются в соответствии с последова­
тельностью разделов программы практики.
    
 Структура отчета:
     
­ титульный лист (см. Приложение);
     
­ дневник, заполненный студентом и  руководителями  практики от пред­
приятия (хозяйства) и университета (с печатью  канцелярии  и отдела кадров);
­ оглавление;
­ введение;
     
­ основная часть, которая представляет собой главу, оформленную в соот­
ветствии с пп.3.1­3.6 данной программы;
­ заключение;
   
­ список литературных источников, используемых  при  написании отчета;
­ приложения.
Отчет сдается для проверки на кафедру «Экономика и управление в от­
раслях». В случае  необходимости, преподаватель, проверяющий отчет, может 
возвратить его студенту для соответствующей доработки. Защита отчета про­
водится на кафедре за 3 дня до окончания практики. В  ходе выясняется степень 

10
выполнения студентом рабочей программы практики и индивидуального зада­
ния, глубина  понимания  основных  задач практики и основных вопросов, отра­
женных в отчете. Защита   оценивается по десятибальной шкале. Студент, не 
представивший отчет   или защитивший его на неудовлетворительную оценку, 
проходит  практику повторно в свободное от учебы время.
   Приложение
 Титульный лист отчета по экономической практике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого»
Кафедра "Экономика и управление в отраслях"
О  Т  Ч  Е  Т
по экономической  практике
     (полное название предприятия (хозяйства)
      Выполнил(а): студент (ка)

11
      группы
      _________________________
       (Ф.И.О.)
      Руководитель практики от
      предприятия:
      _________________________
 (Ф.И.О., должность)
      Руководитель практики от
      университета:
      _________________________
 (Ф.И.О., должность)
Гомель 200____

Document Outline

  • 3. СОДЕРЖАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
  • Кафедра "Экономика и управление в отраслях"
  • О  Т  Ч  Е  Т



Похожие:

П р о г р а м м а для специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине английский язык для специальности
Выписка из государственного стандарта для студентов специальности 090. 103. 65 «организация и технология защиты информации»
П р о г р а м м а для специальности iconУчебно-методический комплекс рецензенты: Для студентов, обучающихся по специальности 111201. «Ветеринария»
...
П р о г р а м м а для специальности iconДипломных проектов для специальности
Методическое пособие по выполнению и оформлению дипломных проектов для специальности 080507 «менеджмент организации»
П р о г р а м м а для специальности iconПрограмма дисциплины
Инновационный менеджмент для направления 521500 Менеджмент подготовки бакалавров, для специальности 061100 Менеджмент организации...
П р о г р а м м а для специальности iconПрограмма итогового междисциплинарного квалификационного экзамена (государственного экзамена) для студентов, обучающихся по специальности
Для студентов, обучающихся по специальности 080502. 65 "Экономика и управление на предприятии апк". /Нижний Новго
П р о г р а м м а для специальности iconРабочая программа по дисциплине «Организация работы отдела по связям с общественностью» для специальности «связи с общественностью»
Программа предназначена для студентов III курса специальности Связи с
П р о г р а м м а для специальности iconДипломная практика программа для специальности 1­26 02 03 «Маркетинг»
Программа преддипломной практики для студентов специальности 26 02 03 «Маркетинг»
П р о г р а м м а для специальности iconЭкзаменационные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» для специальности «Финансы и кредит», «Бухучет и аудит» для 1-го и 2-го образования, III
Для специальности «Финансы и кредит», «Бухучет и аудит» для 1-го и 2-го образования, III курс
П р о г р а м м а для специальности iconПрограмма дисциплины «Маркетинг инноваций» для специальности 080111. 65 «Маркетинг» для подготовки специалиста
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Маркетинг инноваций», учебных ассистентов и студентов, обучающихся...
П р о г р а м м а для специальности iconУчебник допущено Советом Учебно- методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Управление персоналом»
Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальности
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница