Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету "Управление персоналом"




Скачать 47.63 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру по предмету "Управление персоналом"
Дата конвертации19.10.2012
Размер47.63 Kb.
ТипПрограмма
УТВЕРЖДАЮ 
Председатель ЦПК РГТЭУ 
Ректор, профессор 
Бабурин С.Н. 
01.02.2011 г. 

 
ПРОГРАММА  
вступительного испытания в магистратуру по предмету  
"Управление персоналом" 
 
Тема 1. Теоретические основы менеджмента 
Цель и задачи курса "Менеджмент"; его место в учебной образовательной 
программе;  связь  курса  с  другими  дисциплинами;  структура  курса;  виды 
занятий и  форма контроля. 
Содержание  понятия  "менеджмент"  и  "управление".  Менеджмент  как 
самостоятельная  область  знаний,  сочетающая  теорию,  практику  и  искусство 
управления.  Современные  тенденции  развития  менеджмента.  Основные 
категории менеджмента. Закономерности и принципы менеджмента.   
 
Тема 2. Эволюция концепций менеджмента 
  Возникновение 
теории  менеджмента  и  практики  управления. 
Классическая  школа  научного  управления:  возникновение  тейлоризма  и  его 
сущность;  основные  положения  фордизма.  Административная  школа 
менеджмента.  Сущность  и  принципы  "теории  администрации"  А.  Файоля. 
Концепция "рациональной бюрократии" М.Вебера как логическое завершение 
классической и административной концепции менеджмента. 
Подходы 
в 
менеджменте  с  ориентацией  на  человеческий  фактор.  Особенности 
менеджмента  второй  половины  XX  века:  процессный,  системный, 
ситуационный  подходы  в  менеджменте.  Основные  тенденции  развития 
менеджмента  на  рубеже  90-х  годов.  Современные  тенденции  развития 
менеджмента. 
 
Тема 3. Особенности развития менеджмента России 
Развитие теории и практики управления в 20-30е годы.  
Богданов  А.  А.  как  основоположник  всеобщей  организационной  науки. 
Механизмы и принципы науки-организации. 
Вклад О. А. Ерманского в развитие научной организации труда и создание 
теории социалистической рационализации. 
Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный 
период, усиление командно-административных методов. 
Первая  реформа  системы  управления  экономикой  1965  г.  Изменение 
системы  плановых  показателей,  создание  фондов  экономического 
стимулирования на предприятиях. 
 


Вторая  экономическая  реформа  1979  г.  Введение  новых  плановых 
показателей и нормативов.  
Перестройка 1985 г., решение о создании целостной системы управления. 
Проведение  экономических  экспериментов  по  проверке  результатов  новых 
методов планирования и управления. 
Переход  от  плановой  системы  управления  к  регулируемому  рынку. 
Формирование  рыночного  механизма  управления.  Процесс  проведения 
приватизации  и  переход  к  рыночным  ценам  -  основные  вехи  нового  этапа 
рыночных отношений. 
Основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие. 
 
Тема 4. Особенности национального менеджмента 
Модели  менеджмента  и  их  характеристика.  Основные  факторы, 
определяющие  формирование  модели  менеджмента:  тип  собственности, 
форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений. 
Характеристика 
американской 
модели 
менеджмента. 
Основные 
исторические  предпосылки  современного  американского  менеджмента. 
Корпорация  как  основная  организационно-правовая  форма  частного 
предпринимательства. 
Стратегическое 
управление 
в 
американских 
корпорациях  и  его  значение  в  конкурентной  борьбе.  Партисипативное 
управление  как  способ  совершенствования  использования  человеческого 
потенциала  в  организации.  Американская  практика  подбора  руководящих 
кадров. 
Характеристика  японской  модели  менеджмента.  Сущность  японской 
модели  менеджмента:  ориентир  на  человеческий  фактор,  групповая 
сплоченность,  традиция  подчинения  старшему  по  возрасту.  Система  оплаты 
труда,  корпоративный  дух  фирмы  как  средство  мотивации,  система 
пожизненного  найма,  продвижение  по  старшинству,  управление  качеством, 
система организации труда. Сравнительный анализ японской и американской 
моделей менеджмента. 
Характеристика  западноевропейской  модели  менеджмента.  Основные 
принципы концепции государственного регулирования экономики М. Кейнса 
и  ее  отражение  в  моделях  "социального  рыночного  хозяйства"  (ФРГ)  и 
"шведской модели социализма". 
Основные  положения  социального  рыночного  хозяйства  Л.  Эрхарда. 
Социальное  партнерство  как  тип  отношений  между  предпринимателями  и 
работниками. Основа шведской модели социализма. Сравнение европейской и 
американской моделей менеджмента. 
 
Тема 5. Организация как система управления 
Понятие организации. Сущность организации и еѐ признаки. Организация 
как открытая система управления. Внутренняя и внешняя среда организации. 
Взаимодействие  внешней  и  внутренней  среды  и  его  влияние  на  развитие 
организации.  Концепция  жизненного  цикла  организации.  Особенности 
 


стратегии  управления  организацией  в  процессе  становления,  развития  и 
совершенствования. 
Основные  элементы  организации:  цели,  задачи,  структура,  технология, 
трудовые ресурсы и т.д. 
Формальные  и  неформальные  группы  в  организации.  Причины 
возникновения  неформальных  отношений  в  организации.  Способы 
сглаживания 
отрицательного 
воздействия 
неформальных 
групп 
в 
организации. 
Виды организаций; классификация организаций по различным признакам: 
цели,  форма  собственности,  организационно-правовая  форма,  виды 
деятельности, объемы деятельности. 
 
Тема 6. Организационные структуры управления 
Содержание  понятия  "организационная  структура  управления".  Влияние 
внешней и внутренней среды организации, ее видов и объемов  деятельности 
на  формирование  организационной  структуры  управления  (ОСУ).  Основные 
элементы ОСУ. Диапазон контроля и его влияние на ОСУ. 
Понятие  простой  и  сложной  ОСУ.  Виды  и  особенности  ОСУ:  система 
непосредственного  подчинения;  линейная;  функциональная;  линейно-
функциональная; 
матричная; 
программно-целевая; 
проектная; 
дивизиональная. 
Основы проектирования ОСУ. Требования к ОСУ. Оценка эффективности 
ОСУ организации. 
 
Тема 7. Функции менеджмента 
7.1. Общее представление о видах деятельности в управлении 
Содержание  понятия  "функции  управления".  Классификация  функций 
управления  по  различным  признакам:  уровням  управления,  объектам 
управления,  содержанию.  Влияние  целей,  задач,  стратегии  организации, 
внешней и внутренней среды, отраслевых факторов на содержательный аспект 
функций управления организации. 
Общие  функции  управления:  планирование,  организация,  координация, 
мотивация, 
контроль. 
Специальные 
функции 
управления: 
их 
профессиональная  направленность.  Вспомогательные  функции  управления 
как  техническая  основа  для  успешного  выполнения  общих  и  специальных 
функций управления. 
Взаимосвязь  и  динамичность  общих,  специальных  и  вспомогательных 
функций  в  системе  управления  организацией.  Дублирование  функций 
управления:  объективные  и  субъективные  причины  дублирования.  Понятие 
результативности функций управления. 
Роль  уставов,  положений  и  должностных  инструкций  в  формировании 
основных  видов  деятельности  организации  в  целом,  ее  структурных 
подразделений  и  конкретных  исполнителей.  Правильное  и  четкое 
распределение  функций  между  отдельными  структурными  подразделениями, 
 


руководителями  и  исполнителями  -  предпосылка  повышения  эффективности 
управления. 
Методология изучения функций управления в организации. 
7.2.  Общие  функции  менеджмента  как  составные  части  любого 
процесса  управления:  планирование,  организация,  координация, 
мотивация, контроль 

Планирование.  Планирование  как  стадия  процесса  управления, 
включающая  разработку  миссии,  постановку  целей,  составление  прогнозов, 
стратегическое и текущее планирование.  
Миссия  как  главная  цель  организации.  Подходы  к  разработке  миссии. 
Понятие  и  виды  целей;  система  целей  организации,  классификация  их  по 
признакам. Иерархический характер системы целей: управление по целям. 
Прогнозирование  как  составная  часть  планирования.  Разновидности 
прогнозов. Необходимость прогнозирования и использование его результатов 
в составлении планов. 
Стратегическое  планирование.  Выбор  стратегии  развития  предприятия. 
Планирование развития потенциала организации. 
Текущее  планирование.  Направления  и  ориентиры  текущих  планов. 
Исходные данные процесса планирования. 
Бизнес-план организации. Структура и содержание. Организация работы 
по составлению бизнес-плана. 
Организация.  Организация  как  функция  управления,  включающая 
формирование  структуры  организации,  а  также  создание  условий  для 
достижения  запланированных целей. 
Организация  структур  в  соответствии  с  изменением  внешней  и 
внутренней среды организации. 
Создание условий для формирования  организационной культуры. 
Координация.  Координация  как  функция  управления,  обеспечивающая 
его непрерывность. 
Главная  задача  координации  как  достижение  согласованности  в  работе 
всех  звеньев  организации.  Способы  осуществления  взаимодействия  между 
подсистемами  организации,  согласованности  всех  стадий  процесса 
управления. 
Коммуникации 
и 
информационное 
обеспечение 
– 
основные 
составляющие процесса координации. 
Мотивация.  Мотивация  как  функция  управления,  побуждающая 
работников  эффективно  трудиться  для  выполнения  поставленных  целей. 
Основные задачи процесса мотивации. 
Первоначальные 
концепции 
мотивации. 
Основные 
направления 
эволюции  современных  теорий  мотивации.  Общие  закономерности  данного 
процесса. 
Понятийный  аппарат  теории  мотивации:  потребности  первичные  и 
вторичные,  побуждения,  цель,  деятельность,  закон  результата,  мотивы  и  их 
классификация, стимулы, вознаграждения, сила действия мотива. 
Понятие о содержательных и процессуальных теориях мотивации. 
 


Содержательные теории мотивации: характеристика современных теорий. 
Процессуальные  теории  мотивации.  Подход  к  мотивации  в 
процессуальных теориях. 
Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда. 
Контроль.  Контроль  как  функция  управления,  осуществляющая 
количественную и качественную оценку работы организации. Виды контроля: 
предварительный, текущий, заключительный. Требования к контролю. Этапы 
процесса контроля. Характеристики эффективного контроля. 
 
7.3. Управление по видам деятельности: управление персоналом 
Понятие 
"персонала 
организации". 
Основные 
показатели, 
характеризующие персонал организации. Классификация и состав персонала. 
Требования, предъявляемые к персоналу управления. 
Организация  подбора  и  расстановки  персонала  управления.  Принципы 
подбора  и  расстановки  персонала.  Методы  изучения,  оценки  и  аттестации 
управленческого  персонала.  Содержание  работы  с  персоналом  управления. 
Функции  служб  по  работе  с  персоналом.  Подготовка,  использование  и 
повышение  квалификации  персонала.  Опыт  зарубежной  системы  подготовки 
персонала.  Особенности  оценки  профпригодности  различных  специалистов: 
коммерсантов, маркетологов, товароведов, менеджеров, экономистов. 
Трансформация системы подготовки специалистов в нашей стране. 
Основные задачи и направления совершенствования работы с персоналом 
управления. 
 
Тема 8. Методы менеджмента 
Понятие, сущность и классификация методов управления. Мотивационная 
направленность  различных  методов  управления.  Влияние  материальной, 
властной и духовной мотивации на выбор методов управления. Комплексный 
подход к применению методов управления. 
Экономические 
методы 
управления: 
планирование; 
хозрасчет; 
материальные,  трудовые и  финансовые  балансы;  предварительные бюджеты; 
кредитование; инвестиции; цены; прибыль; заработная плата; премии т.п. 
Организационно-распорядительные методы управления. Законодательные 
и  нормативные  акты  как  основа  организационно-распорядительных  методов 
управления.  Разновидность  организационно-распорядительных  методов 
управления  и  их  особенность.  Методы  организационно-стабилизирующего 
воздействия: регламентирование, нормирование и инструктирование. Методы 
распорядительного воздействия: приказы, распоряжения, резолюции и т.п. 
Социально-психологические  методы  управления,  их  основная  цель.  Роль 
социально-психологических 
служб 
(специалистов) 
организации 
в 
исследовании  коллективов  и  отдельных  групп  людей  при  формировании 
персонала,  в  управлении  неформальными  группами,  для  преодоления 
конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п. 
 


Основные  методы  социально-психологического  исследования:  беседа, 
интервью,  опрос,  тестирование,  анкетирование;  прямое  или  косвенное 
наблюдение; эксперимент; изучение результативности работника и т.п. 
Методы  управления  социальной  активностью  персонала:  моральное 
стимулирование  труда,  социальное  нормирование,  регулирование,  изучение 
социальных  потребностей  и  интересов,  постановка  перед  коллективом 
социальных  проблем  и  перспективных  целей;  планирование  социального 
развития коллектива. 
 
Тема 9. Решения в менеджменте 
Определение  понятия  "Управленческие  решения".  Роль  решений  в 
процессе  управления.  Сущность  решения  и  его  виды.  Классификация 
управленческих 
решений. 
Требования, 
предъявляемые 
к 
качеству 
управленческого  решения.  Этапы  принятия  решений.  Постановка  проблемы 
(оценка  ситуации);  подготовка  информационного  материала;  выработка 
вариантов  решения;  определение  оптимального  варианта;  формализация 
управленческого  решения;  организация  выполнения  принятого  решения 
(определение сроков и специалистов, ответственных за выполнение решения); 
контроль  руководства  за  выполнением  решения.  Анализ  результатов  по 
принятым  решениям  и  введение  изменений  в  систему  управления  на  основе 
этих результатов. 
Системный 
подход 
и 
оптимизация 
управленческих 
решений. 
Оптимизация 
управленческих 
решений 
с 
помощью 
экономико-
математических 
моделей; 
использование 
методов 
оптимального 
программирования,  "мозгового  штурма",  теории  игр;  содержание  и  сфера 
использования  метода  экспертных  оценок  при  выборе  оптимального 
управленческого решения. 
 
Тема 10. Основные теории лидерства. Стили руководства 
Общая характеристика теорий лидерства. Подходы к лидерству с позиции 
личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. 
Функции  и  обязанности  руководителя.  Качества  руководителя.  Имидж 
менеджера. 
Стили  руководства:  авторитарный  (единоличный),  демократичный 
(коллегиальный),  либеральный;  их  различия,  преимущества,  недостатки; 
условия использования того или иного стиля руководства. 
Руководитель  и  лидер.  Адаптация  стилей  руководства  к  деловым 
ситуациям. 
 
Тема 11. Самоменеджмент 
Происхождение  самоменеджмента.  Необходимость  и  возможность 
реализации  аспектов  самоменеджмента  как  менеджмента  переходного 
периода.  Принципы  самоменеджмента.  Ограничения  самоменеджмента. 
Самоменеджмент 
в 
горизонтальных 
структурах. 
Самоменеджмент 
руководителя. 
 


Тема 12. Управление конфликтами, стрессами и изменениями 
Понятие  о  конфликтах  в  управлении  и  их  классификация.  Признаки 
классификации.  Основные  причины,  вызывающие  конфликтные  ситуации. 
Стратегии преодоления конфликтов. 
Природа стресса и его причины: организационные и личностные факторы. 
Процесс изменений в организации и управление им. 
Организационное  обновление  и  его  этапы:  осознание  ситуации, 
формирование  потребности  в  изменении  у  персонала,  обсуждение  и 
уточнение  концепции  преобразования;  разработка  плана  действия;  разрыв  с 
прошлым и освоение нового. 
Сопротивление организационным изменениям и его причины: возможные 
экономические потери; нежелание менять сложившуюся систему отношений, 
опасение за будущую карьеру и т.п.; личностные причины. 
Идеологические,  организационные,  кадровые,  материальные  и  другие 
предпосылки обновления организации. 
 
Тема 13. Оценка эффективности менеджмента 
Общее понятие об эффективности менеджмента. Основные составляющие 
оценки 
эффективности 
социально-экономических 
систем: 
критерии 
эффективности  хозяйствования,  принцип  оценки,  система  показателей, 
методика  расчета  эффективности  хозяйствования.  Ресурсно-потенциальный 
подход к оценке эффективности системы менеджмента. Понятие о социальной 
эффективности  управления  организацией  и  критерии  ее  оценки. 
Экологическая  эффективность  и  еѐ  оценка.  Пути  повышения  эффективности 
менеджмента организации. 
Основная литература: 
1.  Веснин  В.Р.  Менеджмент:  учебник.-  3-е  изд.,  перераб.  и  доп.-  М.: 
Проспект, 2009.- 512 с.(МО РФ) 
2.  Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб.: Издательство "Питер", 2000. – 382с. 
3.  Менеджмент.  Практикум:  учеб.  пособие  для  студентов  вузов. / Под   ред. 
Л.В. Ивановой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 191с. (Гриф Учебно-методического 
центра "Профессиональный учебник") 
4.  Менеджмент:  Учебное  пособие  /  Под  ред.  В.В.  Лукашевича,  Н.И. 
Астаховой.  –  М.:      ЮНИТИ-ДАНА,  2005.  –  255с.  –  (Серия  "Высшее 
профессиональное образование: Менеджмент").  
5.  Мескон  М.  и  др.  Основы  менеджмента:  Учебник  /  М.  Мескон,  М. 
Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ.  – М.: Дело, 2006. – 720с. 
6.  Сидорчук 
Р. 
Основы 
управленческого 
консультирования. 
Маркетинговый подход.- М.:   Спутник +, 2009.- 220 с. 
7.  Управление  организацией:  Учебник/  Под  ред.  А.Г.  Поршнева,  З.П. 
Румянцевой,  Н.А.  Саломатина.  –  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  –  М.:  ИНФРА-М, 
1999. – 669с. (с грифом Министерства образования). 
 


8.  Фомишин  С.В.,  Чернов  Ю.В.  Управленческое  консультирование. 
Международный  опыт/С.В.Фомишин,  Ю.В.Чернов.-  Ростов  н/Д:  Феникс, 
2006.- 256 с. 
 
Дополнительная литература: 
9. История менеджмента: Учебное пособие / В.В. Лукашевич. – 2-е изд., перер. и 
доп. – М.: НИБ, 2006. – 119  с.  
10.  Мусин  М.М.  Управление  экономическими  интересами.  –  М.: 
Гардарика, 2006. 
11. Рогожин С.В., Рогожина Т.В.Теория организации: Учебное пособие.  – 
М.: "Экзамен", 2006. 
 
 
 
Председатель предметной  
комиссии по организации  
коммерческой деятельности 
предприятий торговли                                  д.э.н., проф. М.Г. Ахмадеев
 
 




Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconУтверждаю председатель цпк ргтэу ректор, профессор С. Н. Бабурин
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету «Экономика предприятий и организаций»
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания по специальности 1-26 81 03 "Управление недвижимостью" для поступающих в магистратуру
Менеджмент и управление. Менеджмент – это управление людьми. Менеджмент как пред
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент»
Программа вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру

Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания по менеджменту, для поступающих по направлению подготовки магистров 080400. 68 Управление персоналом
Акмаева Р. И. Стратегический менеджмент: Учебник. Гриф умо. Издательство Волтерс
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания для поступающих на магистерские программы по направлениям: «Экономика, «Финансы и кредит»
«Экономика, «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление»
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания в форме письменного экзамена по направлению подготовки магистратуры 080200. 68 «менеджмент»
Вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080500. 68 «менеджмент» магистерская
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания по менеджменту для поступающих в магистратуру факультета менеджмента раздел экономические дисциплины
Экономические и бухгалтерские издержки фирмы. Бухгалтерская и экономическая
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру по направлению подготовки 080500 «Менеджмент» в Северный (Арктический) федеральный университет (С(А)ФУ) в 2011 году
Басовский Л. Е., Мировая экономика [Текст]: Курс лекций. – М.: Инфра-м, 2006. – 208
Программа вступительного испытания в магистратуру по предмету \"Управление персоналом\" iconПрограмма вступительного испытания в форме письменного экзамена по направлению подготовки магистратуры 080300. 68 «финансы и кредит»
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница