Примерная программа дисциплины




Скачать 78.59 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПримерная программа дисциплины
Дата конвертации19.10.2012
Размер78.59 Kb.
ТипПримерная программа
 
 
  Министерство образования Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ 
 
 
 
 
 
Руководитель Департамента 
 
 
 
 
 
образовательных программ 
 
 
 
 
 
и стандартов профессионального 
 
 
 
 
 
образования 
 
 
 
 
 
________________Л.С. Гребнев 
 
 
 
 
 
« _____» ____________ 2000 г 
 
 
 
 
РЕКОМЕНДОВАНО   
 
 
РЕКОМЕНДОВАНО 
 
 
Учебно – методическим объединением   Учебно – методическим объединением по  
по образованию в области маркетинга     образованию в области маркетинга 
 
Председатель  
 
 
 
Председатель  
 
Совета УМО                                                  Совета УМО 
Ректор МГУК, проф.      Н.П.Ващекин        Ректор ГУУ, проф.             А.Г.Поршнев 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
 
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин 
 
государственного образовательного стандарта высшего профессионального 
образования второго поколения по специальности 
 061500 Маркетинг 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 
 
2000 

                                                                                     

 
Примерная  программа  дисциплины    «Экономика  предприятия»    федерального 
компонента  цикла  ОПД    составлена  в  соответствии  с  государственным  образовательным 
стандартом  высшего  профессионального  образования  второго  поколения  по  
специальности  061500   Маркетинг. 
 
I. Организационно-методический раздел 
 
1. Цель курса 
В курсе «Экономика предприятия» рассматривается комплекс вопросов, связанных 
с управлением и обеспечением устойчивой работы предприятия в рыночной экономике. 
Экономика  предприятия  рассматривается  как  наука  и  одновременно  как 
совокупность  практических  приемов,  которые  позволяют  выбирать  стратегию 
предприятия  и  формировать  производственные  программы  с  учетом  необходимости 
обеспечения устойчивой и прибыльной работы. 
При  изучении  курса  студенты  осваивают:  вопросы  планирования  деятельности 
предприятия,  методологию  расчета  необходимых  финансовых,  материальных  и трудовых 
ресурсов  и  проблемы  их  эффективного  использования,  методы  экономического  анализа 
деятельности  предприятия  и  использования  его  результатов  для  планирования  и 
оперативного управления  текущей деятельностью. 
Методология  преподавания  дисциплины  должна  исходить  из  необходимости 
сочетания  теоретических  и  практических  положений  с  учетом  реальных  ситуаций  и 
действующих нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия.  
 
2. Задачи курса 
Сформировать у будущих специалистов комплекс знаний и практических навыков в 
области теории и практики экономической деятельности предприятий в условиях перехода 
общества к рыночной экономике. 
 
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 
Программа  курса  охватывает  широкий  круг  вопросов,  связанных  с  теорией  и 
практикой  организации управления предприятием  экономическими методами. 
Изучение  курса  осуществляется  с  учетом  знаний,  полученных  студентами  в  ходе 
предшествующих  занятий  по  основам  общей  экономической  теории,  макро  и  микро 

                                                                                     

экономики, 
статистики, 
основам 
бухгалтерского 
учета 
и 
организации 
предпринимательства. 
 
4. Требования к уровню освоения  содержания курса. 
По  окончании  курса  студенты  должны  владеть  методами  анализа  деятельности 
предприятия.  Знать  источники  доходов  предприятия,  основные  статьи  затрат  и 
себестоимости продукции и услуг, пути их оптимизации. Методы адаптации предприятия к 
условиям  внешней  среды,  составления  текущих,  а  также  перспективных  планов  его 
развития.  Меры  по  выводу  предприятия  из  кризиса  и  обеспечения  его  стабильного 
экономического роста. Знать методы анализа коммерческой деятельности предприятия. 
 
II. Содержание курса 
Дисциплина  «Экономика  предприятия»  рассматривает  в  комплексе  весь  механизм 
деятельности  предприятия  в  условиях  перехода  к  рынку.  Содержит  основной  круг 
экономических  и  финансовых  вопросов,  необходимых  для  принятия  управленческих 
решений оперативного и стратегического характера. 
 
1. Разделы курса 
 
1.  Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики. 
2.  Управление затратами предприятия. 
3.  Анализ, планирование и обеспечение эффективной деятельности предприятия. 
4.   Управленческий учет и контроль на предприятии.  
 
2. Разделы, темы и краткое содержание 
 
Введение 
Экономика  как  наука  и  учебная  дисциплина.  Основные  понятия  экономики. 
Рыночная  система  хозяйствования.  Сущность  и  функции  рынка  как  среды,  в  которой 
действует предприятие. 
Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики  
Тема 1. Предприятие в конкурентной среде 
 Организационно-правовые  формы  организация.  Коммерческие  организации  - 
хозяйственные 
товарищества 
и 
общества, 
производственные 
кооперативы, 

                                                                                     

государственные  и  муниципальные  унитарные  предприятия.  Факторы,    определяющие 
выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования предприятия. 
Предприятие  и  рынок.  Деятельность  предприятия  на  рынке,  как  реакция  на 
конкуренцию  и  условия  спроса-предложения.  Отраслевой  тип  конкуренции.  Принципы 
размещения предприятий, размер предприятий (малые, средние, крупные) и факторы, его 
определяющие.  Концентрация  производства,  диверсификация.  Интеграция  деятельности 
предприятий. 
 
Внешняя  среда  предприятия.  Прямое  воздействие  внешней  среды  на  экономику 
предприятия: государство, поставщики, потребители, конкуренты. Косвенное воздействие 
внешней  среды  на  экономику  предприятия:  состояние  экономики,  социальные  факторы, 
политические факторы, достижения НТР, международное экономическое влияние. 
Государственное регулирование деятельности предприятия - идеология, методы. 
Информационное и  методическое обеспечение функционирования предприятий. 
Тема 2.   Потенциал предприятия 
Уставный  капитал  и  имущество  предприятия.  Состав  активов  предприятия,  их 
характеристика.  Ресурсы  предприятия  как  основа  производственной  деятельности. 
Кругооборот капитала. 
Основные  фонды  (средства)  предприятия,  их  состав  и  структура.  Понятие 
физического  и  морального  износа.  Способы  оценки  стоимости  основных  фондов 
предприятия.  Анализ  основных  фондов  -  коэффициенты  износа,  обновления,  выбытия. 
Фондоотдача,  фондовооруженность,  фондоемкость.  Пути  повышения  эффективности 
использования основных фондов. Финансирование воспроизводства основных фондов, его 
источники. Инвестиции, их планирование. Лизинг. 
Оборотные  фонды (средства) и их анализ. Определение потребности в оборотных 
средствах.  Нормативная  база  производственного  предприятия.  Расчет  норматива 
оборотных  средств  по  основным  элементам.  Методы  учета  стоимости  запасов.  Оценка 
эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения.  
Кадры предприятия. Типовая структура кадров предприятия отрасли. Численность 
работников,  коэффициент  текучести  кадров.  Понятие  рынка  труда.  Условия  труда. 
Нормирование  труда.  Требования  к  обслуживающему  персоналу.  Подготовка  кадров  и 
повышение  квалификации.  Система  оплаты  и  стимулирования  труда  на  предприятиях 
отрасли.  Организация  оплаты  труда.  Тарифная  система.  Повременная  и  сдельная  формы 
оплаты.  Контрактная форма оплаты труда. Премирование работников. 

                                                                                     

Производительность труда. Влияние научно-технического прогресса на повышения 
производительности труда в отрасли. 
 Тема 3.  Налогообложение предприятия 
            Основы  системы    налогообложения    России:  федеральные,  региональные  и 
местные  налоги.  Понятие  налогооблагаемой  базы,  схемы  начисления  налогов,  системы 
льгот. Налогообложение предприятий отрасли - действующее законодательство. Налоги на 
добавленную  стоимость  и  прибыль.  Налог  с  продаж.  Налог  на  имущество.  Плата  за 
ресурсы.  Налог  на  рекламу.  Платежи  во  внебюджетные  фонды.  Налоговая  политика 
предприятия. 
            Особенности налогообложения малого бизнеса. 
 
Раздел 2. Управление затратами предприятия 
Тема 4.  Затраты и себестоимость продукции и услуг 
Понятие затрат, издержек производства и обращения, себестоимости продукции.  
Принципы формирования состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. 
Разграничение  затрат,  относимых  на  себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и 
финансируемых  за  счет  других  источников  финансирования.  Себестоимость  товарной    и 
реализованной  продукции.  Понятие  постоянных,  переменных,  производственных  и 
коммерческих издержек  Их  характеристика и взаимосвязи. 
Показатели    издержек:  уровень  издержек,  экономичность,  эффективность 
использования ресурсов, издержкоемкость. 
Тема 5. Структура затрат и их оптимизация 
Группировка  затрат  по экономическому содержанию и  калькуляционным статьям 
расхода. Номенклатура учета элементов затрат, учитываемых в себестоимости продукции 
и  при  определении  налогооблагаемой  прибыли.  Методы    исчисления    и  калькуляции 
себестоимости  продукции на предприятии. 
Анализ производственных затрат предприятия.  Проблемы получения качественной 
информации  о  себестоимости  продукции.  Оценка  факторов,  определяющих  общий 
уровень и структуру затрат (издержек). Пути снижения затрат. Точка безубыточности.  
Основные статьи затрат  производства и обращения.  
 
Раздел  3.  Анализ,  планирование  и  обеспечение  эффективности  деятельности 
предприятия 

                                                                                     

Тема  6.  Результаты  хозяйственно-финансовой  деятельности  предприятия:  показатели,  их 
анализ и планирование 
 
Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия. Методы анализа 
эффективности  использования ресурсов предприятия. 
Валовой  доход  -  основа  коммерческой  деятельности  и  формирования  прибыли. 
Виды  и  источники  доходов  предприятия  отрасли.  Уровень  доходов.  Анализ  валового 
дохода.  Исследование  влияния  факторов  на  величину  валового  дохода.  Расчет  валового 
дохода на предстоящий период. 
Влияние  ценовой  стратегии  предприятия  на  уровень  доходов.  Специфика 
отраслевой  стратегии  ценообразования.  Методы  регулирования  цен.  Виды  цен  и  их 
формирование на предприятиях отрасли различных форм собственности.  
Прибыль  как  основной  показатель  коммерческой  деятельности  предприятия. 
Прибыль  от  реализации  и  других  видов  деятельности.  Налогооблагаемая  прибыль. 
Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. 
Факторы,  влияющие  на  объем  прибыли  и  рентабельности  предприятия.  Анализ 
прибыли  и  рентабельности.  Основные  направления  использования  прибыли. 
Планирование  прибыли  предприятия.  Оптимизация  издержек обращения и производства. 
Принципы проведение обоснованной ценовой  и налоговой политики.  
Прогнозирование и планирование доходов и финансовых результатов. 
Управление финансовым состоянием предприятия. 
Выявление  сильных  и  слабых  сторон  в  развитии  предприятия.  Анализ  вариантов 
возможных  вложений  капиталов.    Обеспечения  выживания  предприятия.  Оптимизация 
финансового  состояния  предприятия:  повышение 
уровня  платежеспособности, 
финансовой  устойчивости,  уровня  рентабельности  хозяйственных  активов.  Мониторинг 
финансовой деятельности. 
Анализ  уровня  коммерческого  риска.  Сущность  и  природа  риска.  Виды 
хозяйственных  рисков.  Методы  оценки  уровня  рисков.  Профилактика  и  страхование 
хозяйственных рисков. Профилактика хозяйственных рисков. Страхование хозяйственных 
рисков – внутреннее, внешнее.  
Тема 7. Структура  планов  на предприятии, методы их  обоснования и взаимосвязи 
 
Сущность, задачи и функции планирования  в управлении предприятием. Основные 
принципы  и  методы  планирования.  Виды    информации  и  источники  ее  получения.  
Внешняя и внутренняя информация. 

                                                                                     

 
Система  планов  предприятия,  их  взаимосвязь.  Перспективное  (стратегическое) 
планирование:  долгосрочное  (10-15  лет)  и  среднесрочное  (5  лет).  Текущее  (годовое) 
планирование.  Оперативно  –  производственное  планирование.  Основные  плановые 
показатели по видам планирования. 
Типовой  план  экономического  и  социального  развития  предприятия  отрасли. 
Планы  производства  и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  ресурсного  обеспечения 
(материально-технического  снабжения),  по  труду  и  кадрам,  издержкам  производства  и 
реализации  (  смета  затрат),  финансовый  план,  планы  производственного  (инвестиции)  и 
социального  развития.  Показатели  планов,  методы  планирования.    Источники 
информации  о  состоянии  экономики  предприятия.    Внешняя  и  внутренняя  информация. 
Методы  оценки  и  прогнозирования  общеэкономической  ситуации  и  локальных 
потребительских рынков. 
Бизнес план, его назначение, основные разделы. 
Тема 8. Учет маркетинговой стратегии в планах развития предприятия 
 
Обеспечение 
эффективности 
функционирования 
предприятия. 
Показатели 
эффективности.  Темпы  развития  предприятия,  рост  конкурентных  позиций  на 
потребительском  рынке,  возрастание  рыночной  стоимости  предприятия.  Методы 
достижения экономической эффективности. Формирование системы стратегических целей 
с  учетом  выбранной  модели  развития.  Оценка  разработанной  стратегии.  Ресурсные 
ограничители. 
Экономическая  оценка  маркетингового  плана.  Основные  задачи  обеспечения 
выполнения маркетинговой стратегии. 
 
Раздел  4. Управленческий учет и контроль на предприятии 
 
Тема 9. Управленческий учет 
 
Понятие управленческого учета.  Цель управленческого учета. 
 
 Сбор и подготовка данных для принятия управленческого решения. Информация 
для планирования и управления.   
 
Современный уровень  и перспективы развития  управленческого учета.  
Тема 10.  Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии 
 
Сущность,  задачи  и  функции  контроллинга.  Роль  в  системе  управления 
предприятием.  Взаимосвязь  контроллинга  с  другими  функциями  управления 
предприятием. Виды контроллинга.  

                                                                                     

Сущность  стратегического  и  оперативного  контроллинга.  Система  экономических 
расчетов, используемых  в контроллинге. 
 
 
 
 
 
 
 
3.  Перечень  примерных  контрольных  вопросов  и  заданий  для  самостоятельной 
работы 
1.  Каковы  движущие  мотивы  деятельности  предприятия?  Является  ли 
получение прибыли единственным мотивом его деятельности? 
2.  Выбор  организационно-правовой  формы  деятельности    предприятия 
отрасли. 
3.  Принципы  размещения  предприятий  отрасли,  размер  предприятий  и 
факторы, его определяющие. 
4.  Концентрация, 
интеграция 
(горизонтальная 
и 
вертикальная), 
диверсификация в отрасли. 
5.  Понятие  экономической  оценки  инвестиций:  виды  эффективности,  задачи, 
решаемые в ходе оценки инвестиций. 
6.   Оценка  коммерческой  эффективности  инвестиционных  проектов:  методы, 
показатели. 
7.   Методы оценки экономической эффективности инвестиций. 
8.   Финансовые инвестиции: понятие, управление ими. 
9.   Лизинг: понятие, виды, экономическое содержание. 
10.  Сущность и функции планирования в управлении предприятием. 
11.  Понятие, задачи, основные принципы и методы планирования. 
12.  Система планов предприятия, их взаимосвязь. 
13.  Стратегическое планирование развития предприятия. 
14.  Планирование 
потенциала 
предприятия 
(научно-технического 
и 
социального развития). 
15.  Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  

                                                                                     

16.  Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности 
предприятия. 
17.  Информационная база анализа и диагностики.  
18.  Организация аналитической работы  на предприятии. 
19.  Диагностика 
потенциала 
предприятия: 
кадрового, 
технического, 
производственного и финансового. 
20. Разделение 
труда: 
категории 
персонала, 
профессиональные 
и 
квалификационные показатели численности работников. 
21.  Нормативные правовые акты по труду. 
22.  Статистическая отчетность по труду. 
23.  Нормативные материалы по труду, используемые на предприятии. 
24.  Особенности оплаты труда различных категорий персонала. 
25.  Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. 
26.  Премии:  их  сущность,  показатели  премирования,  разработка  системы 
премирования на предприятии. 
27.  Особенности отраслевого производства как объекта организации. 
28.  Основные 
тенденции 
и 
закономерности 
развития 
организации 
производственного процесса на предприятиях отрасли. 
29.  Оценка и анализ уровня организации производства. 
30. Управление качеством продукции, работ, услуг. Системы контроля качества. 
 
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 
 
1.  Выбор  наиболее  эффективных  организационных  форм  функционирования 
предприятия отрасли. 
2.  Движущие мотивы деятельности предприятия в рыночной экономике. 
3.  Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя 
4.  Проблемы адаптации предприятия к условиям внешней среды. 
5.  Организация производственного процесса в отрасли. Типы, формы и методы 
организации управления. 
6.  Современные тенденции развития  отрасли. 
7.  Эффективность инвестиций в  предприятия отрасли. 
8.  Управление 
предприятием:  организационная  структура  и  механизм 
управления, управленческий персонал. 

                                                                                      10 
9.  Производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, 
трудовые и показатели их использования. 
10. Эффективность  использования  основных  фондов  в  отрасли.  Определение 
потребности в развитии.  
11. Экономическая политика в области управления персоналом  предприятия. 
12. Проблемы совершенствования социально-трудовых отношений в РФ. 
13. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия. 
14.  Сертификация  и  лицензирование  деятельности  предприятий  отрасли: 
порядок, основные положения. 
15. Основные  принципы  и  положения  правового  регулирования  деятельности  
предприятия отрасли. 
16. Инфраструктура   отрасли: понятия, направления ее совершенствования. 
17.  Трансакционные издержки в отрасли, пути их снижения. 
18. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное 
19.  Факторы развития предприятия отрасли: экстенсивные и интенсивные 
20.  Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. 
21.  Управление оборотными активами предприятия - методы оптимизации. 
22. Налоговая политика  предприятия - оценка ее эффективности. 
23. Специальные  системы  налогообложения  малого  бизнеса:  эффективность, 
пути совершенствования. 
24. Учет и отчетность на предприятии отрасли - пути совершенствования. 
25.  Аналитическая 
деятельность  на  предприятиях,  ее  эффективность. 
Возможности автоматизированных систем управления. 
26. Олигополия, совершенная и монополистическая конкуренция, барьеры входа 
и выхода (в отрасли). 
27. Стратегические  группы  в  отрасли:  понятие,  основные  положения, 
характеризующие стратегические группы. 
28. Отдача от масштабов бизнеса в отрасли. 
29. Концентрация капитала в отрасли: состояние и перспективы. 
30.  Использование  программных  продуктов  в  организации  управления 
предприятием. 
 
 
 5. Примерный перечень вопросов к экзамену/ зачету  по всему курсу 
 

                                                                                      11 
1.  Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности 
предприятия. 
2.  Принципы 
размещения  предприятий  отрасли:  влияние  на  экономику 
предприятия. 
3.  Цели и задачи производственной деятельности предприятия. 
4.  Специализация  и  концентрация  предприятий    отрасли.    Виды  предприятий 
отрасли  по масштабам деятельности. 
5.  Диверсификация деятельности предприятия: понятие и направления. 
6.   Государственное регулирование  деятельности  предприятия. 
7.  Основные фонды предприятия: состав, структура. Источники образования. 
8.  Понятие  физического  и  морального  износа  основных  фондов.  Динамика 
стоимости основных фондов от их приобретения до выбытия. 
9.   Лизинг и его преимущества для лизингополучателя. 
10.  Анализ эффективности  использования основных средств  предприятия, пути ее 
повышения. 
11.  Оборотные    средства  предприятий,  их  состав,  структура,  источники 
образования.  Анализ показателей эффективности  использования. 
12. Показатели    оценки  оборотных  средств.  Влияние  их  размера  на  финансовую 
устойчивость предприятия и эффективность деятельности предприятия. 
13. Кадры предприятия: типовая структура, условия труда, уровень квалификации. 
14. Планирование 
деятельности 
предприятия: 
состав 
типового 
плана  
экономического и социального развития. 
15.  Содержание  процесса  планирования  объема  производства  продукции  (работ  и  
услуг). 
16. Содержание  процесса  планирования  объема  реализации  продукции  (работ  и  
услуг). 
17.  Содержание процесса планирования ресурсного обеспечения производственной 
программы. 
18. Содержание  плана  по  труду.  Расчет  кадрового  обеспечения  деятельности 
предприятия. 
19. Планирование производительности труда в отрасли и пути ее повышения. 
20. Расчет кадрового обеспечения деятельности предприятия. 
21.  Информация для анализа и планирования: ее виды и источники. 

                                                                                      12 
22. Экономический  анализ    хозяйственной  деятельности  предприятия  -  цель  и 
методы.  
23. Основные ограничители при планировании объемов реализации. 
24. Классификация  товарных  запасов  на  предприятии,  их  учет.  Показатели 
товарооборачиваемости. 
25. Факторы, влияющие на товарооборачиваемость и величину товарных запасов на 
предприятии. 
26. Факторы, влияющие себестоимость работ  предприятия. 
27.  Состав затрат  предприятия, методы анализа. 
28.  Экономическое обоснование плана издержек обращения. 
29.   Формы  и  системы  оплаты  труда,  используемые  на  предприятиях  отрасли.  
Фонд оплаты труда, его расчет. Анализ показателей по труду. 
30.  Отчисления на  социальное страхование: назначение, расчет их величины. 
31.  Представительские расходы и расходы на подготовку кадров, их состав,  расчет 
нормативной величины. 
32.  Учет расходов на рекламу и зачет  их при налогообложении. 
33.  Валовый доход предприятия,  источники его образования.  Факторы, влияющие 
на величину валового дохода. 
34.  Планирование валового дохода на предприятии. 
35. Ценовая стратегия предприятия  отрасли. 
36.  Понятие  рентабельности  предприятия.    Система  показателей  рентабельности. 
Их экономическая интерпретация. 
37.  Экономическая  сущность  прибыли,  ее  формирование  на  предприятии.  Точка 
безубыточности 
38.  Факторы, влияющие на прибыль. Расчет влияния основных факторов.  
39.  Налогообложение деятельности предприятия отрасли - основные положения. 
40. Налог на добавленную стоимость: понятие, схема начисления 
41. Налог на прибыль: понятие, схема начисления, льготы. 
42. Особенности налогообложения малого бизнеса. 
43.  Основные 
направления  использования  прибыли  предприятия.  Расчет 
налогооблагаемой прибыли. 
44. Финансовый план предприятия: понятие, состав. 
45. Капиталовложения, пути повышения эффективности их использования. 
46. Методы оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов 

                                                                                      13 
47.  Методика  анализа  финансовых  показателей  деятельности  предприятия  - 
основные положения. 
48. Методы оптимизации финансового состояния предприятия. 
49. Влияние внешней среды на экономические показатели предприятия. 
50.  Коммерческие риски. Сущность, методы оценки и профилактики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
III. Распределение часов курса по темам и видам работ 
 
П/п 
Наименование разделов и тем 
Всего 
Аудиторные занятия   
Самостоятель
(часов)
           (часов) 
ная работа 
 
В том числе 
 
 
 
Лекции 
Семинары 
 

Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий                   
 
 
 
субъект рыночной экономики  
 
Тема 1.    Предприятие в конкурентной  
32 


16 
                  среде 
 
Тема 2.    Потенциал предприятия 
40 
10 
10 
20 
 
Тема 3.    Налогообложение  предприятия 
32 


15 

Раздел 2. Управление затратами предприятия 
 
 
 
 
 
Тема 4.    Затраты и себестоимость  
22 


12 
                 продукции и услуг 
 
Тема  5.    Структура затрат и их оптимизация 
26 


14 

Раздел 3.   Анализ, планирование и  обеспечение 
 
 
 
 
эффективной  деятельности предприятия 
 
Тема  6.    Результаты хозяйственно-финансовой  38 

10 
20 
                  деятельности предприятия: показа- 
                 тели, их анализ и планирование  

                                                                                      14 
 
Тема 7.    Структура планов на предприятии, 
34 
10 

16 
                 методы их обоснования и взаимосвязи 
 
Тема  8.   Учет маркетинговой стратегии в 
12 



                 планах развития предприятия 
 
 
 
 
 
 

Раздел 4. Управленческий учет и контроль на 
 
 
 
 
предприятии 
 
Тема  9.  Управленческий учет 
14 



 
Тема 10. Стратегический и оперативный 
30 


15 
                контроллинг на предприятии 
 
 
 
 
 
 
 
ВСЕГО 
280 
70 
70 
140 
 
IV. Форма итогового контроля. 
Экзамен / зачет 
 
 
 
 
V. Учебно-методическое обеспечение курса 
 
  1. Рекомендуемая литература (основная) 
 
1.  *  Раицкий К.А.   Экономика предприятия. Учебник для вузов - М.: 
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 
2.  * Экономика предприятия: Учебник / под ред проф. Н.А.Сафронова – 
М.:Юристъ. 1998. 
3.  * Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб.пособие - М.: 
Финансы и статистика 1999.  
4.  * Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие - М.: Финансы и 
статистика, 1999.  
5.  Хазанович Э.С.  Экономика предприятия. Учебное пособие. Тула, 2000 (гриф 
УМО по коммерции). 
 
 2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 
1.  Гражданский кодекс РФ. 
2.   Налоговый кодекс РФ. 

                                                                                      15 
3.  Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, 
услуг), включаемых в себестоимость продукции( работ, услуг), и о порядке 
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении 
прибыли. ( Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 661 с изменениями 
и дополнениями) 
4.  Федеральный Закон от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ  «О лицензировании 
отдельных видов деятельности».  
5.   Постановление Правительства РФ от 13августа 1997 г  № 1013 «Об 
утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и 
перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» 
6.  * А. Томпсон, Д. Формби. Экономика фирмы. М, БИНОМ, 1998.   
7.  Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое 
пособие - М.: Финаннсы и статистика, 2000 
8.  * Зайцев Н.Л. Экономика промышленного  предприятия. Практикум: 
Учеб.пособие. - М.:ИНФРА-М. 2000. 
 
 * Издается с грифом Министерства образования РФ 
 
9.  Экономика фирмы: Учеб. пособие. Под ред И.О. Волкова, В.К. Скляренко.- М.: 
ИНФА-М, 2000. 
10. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / рук. авт. кол. 
А.И.Гребнев – М.: Экономика, 1996 
11. Други К. Введение в управленческий и производственный учет. Учеб.пособие. 
М.:Аудит .ЮНИТИ. 1998 
 
 
 
 
 
3.  Перечень  обучающих,  контролирующих  компьютерных  программ, 
диафильмов, кино и телефильмов, мультимедиа и т.д. 
Деловые 
игры, 
ситуационные 
задачи, 
тесты, 
обучающие 
программы, 
разрабатываемые преподавателями вузов по отраслям. 
 
Авторы  (составители): Карпова Елизавета Владимировна, кандидат экономических               
наук, профессор, зав. кафедрой Экономики и управления на 

                                                                                      16 
предприятиях  торговли  Московского  государственного 
университета коммерции. 
 
 
 
Рецензенты:                  Брагин Леонид Александрович, доктор экономических наук, 
профессор,  зав.  кафедрой  Торговое  дело  Российской 
экономической академии им  Г.В. Плеханова.  



Похожие:

Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины
При чтении курса целесообразно излагать основы деятельности торговых и
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины
При изучении курса студенты осваивают вопросы планирования деятельности
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности»
Институт инноватики II spb ru
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины социология коммуникации
Советом по социологии и социальной антропологии умо по классическому университетскому образованию
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница