Примерная программа дисциплины




Скачать 93.55 Kb.
PDF просмотр
НазваниеПримерная программа дисциплины
Дата конвертации19.10.2012
Размер93.55 Kb.
ТипПримерная программа
Министерство образования Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
УТВЕРЖДАЮ 
 
 
 
 
 
Руководитель Департамента 
 
 
 
 
 
образовательных программ 
 
 
 
 
 
и стандартов профессионального 
 
 
 
 
 
образования 
 
 
 
 
 
________________Л.С. Гребнев 
 
 
 
 
 
« ___» __________ 2000 г 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
 
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 
 
федерального компонента цикла ОПД 
 
ГОС ВПО второго поколения по специальности 351300 
 
Коммерция (торговое дело) 
 
 
 
Рекомендовано: 
Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции 
 
Председатель УМО  __________________________ Н.П. Ващекин 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 
 
2000 
 

                                                                                     

Примерная  программа  дисциплины    «Экономика  предприятия»    федерального 
компонента  цикла  ОПД    составлена  в  соответствии  с  государственным  образовательным 
стандартом  высшего  профессионального  образования  второго  поколения  по 
специальности 351300 Коммерция (торговое дело). 
 
1. Организационно-методический раздел 
 
1. Цель курса 
В курсе «Экономика предприятия» рассматривается комплекс вопросов, связанных 
с  обеспечением устойчивой работы предприятия в рыночной экономике. 
Экономика  предприятия  рассматривается  как  наука  и  одновременно  как 
совокупность  практических  приемов,  которые  позволяют  выбирать  стратегию 
предприятия  и  формировать  производственные  программы    с  учетом  необходимости 
обеспечения устойчивой и прибыльной работы. 
При  изучении  курса  студенты  осваивают  вопросы  рационального  планирования 
деятельности  предприятия,  расчета  необходимых  финансовых,  материальных  и  трудовых 
ресурсов  и  проблемы  их  эффективного  использования,  методы  экономического  анализа 
деятельности  предприятия  и  использования  его  результатов  для  планирования  и 
оперативного управления  текущей деятельностью. 
Методология  преподавания  дисциплины  должна  исходить  из  необходимости  
сочетания  теоретических  и  практических  положений  с  учетом  реальных  ситуаций  и 
действующих нормативно правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия. 
При  чтении  курса    целесообразно  излагать  основы  деятельности  торговых  и 
промышленных предприятий и специфических особенностей их функционирования. 
 
2. Задачи курса 
Сформировать у будущих специалистов комплекс знаний и практических навыков в 
области управления, теории и практики экономической деятельности предприятий в сфере 
коммерции в условиях радикальных преобразований в общественной жизни общества. 
 
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника 
Программа  курса  охватывает  широкий  круг  вопросов,  связанных  с  теорией  и 
практикой  организации  и  обеспечения  функционирования  предприятия  в  условиях 
перехода к рыночным отношениям. 

                                                                                     

Изучение  курса  осуществляется  с  учетом  знаний,  полученных  студентами  в  ходе 
предшествующих  занятий  по  основам  общей  экономической  теории,  макро  и 
микроэкономики, статистике коммерческой деятельности, основам бухгалтерского учета и 
организации предпринимательства. 
 
4. Требования к уровню освоения содержания курса 
По  окончании  курса  студенты  должны  владеть    методами    анализа  деятельности 
предприятия,  иметь  навыки  составления    текущих  и  перспективных  планов  развития 
предприятия. Знать источники доходов предприятия, основные статьи издержек и пути их 
оптимизации.  Методы  адаптации  предприятия  к  условиям  внешней  среды.    Меры  по 
выводу  предприятия  из  кризиса  и  обеспечения  его  стабильного  экономического  роста.  
Знать методы анализа коммерческой деятельности предприятия. 
 
II. Содержание курса 
 
1. Разделы курса 
 
Предприятие  как хозяйствующий субъект рыночной экономики. 
 
Ресурсы предприятия. 
 
Товарооборот торгового предприятия. 
 
Издержки обращения торгового предприятия. 
 
Доходы  и  прибыль торгового предприятия. 
 
Анализ, планирование и эффективность деятельности предприятия. 
 
2.Темы и краткое содержание 
Введение 
Экономика  как  наука  и  учебная  дисциплина.    Основные  понятия  экономики.  
Рыночная  система  хозяйствования.  Сущность  и  функции  рынка  как  среды,  в  которой 
действует предприятие. 
 
Раздел 1. Предприятие как хозяйствующий субъект рыночной экономики 
Тема 1. Организационно-правовые формы предприятий 
Организационно-правовые  формы    коммерческих    организаций  (предприятий)  -
хозяйственные  товарищества,  хозяйственные  общества,  производственные  кооперативы, 

                                                                                     

государственные  и  муниципальные  унитарные  предприятия.    Факторы,    определяющие 
выбор  наиболее  эффективных  организационных  форм  функционирования  предприятия  в 
сфере коммерции. Субъекты торговой деятельности. 
Тема  2. Предприятие в системе рыночных связей 
Предприятие  и  рынок.  Деятельность  предприятия  на  рынке,  как  реакция  на 
конкуренцию и условия спроса-предложения. 
Виды  предприятий  по  характеру  деятельности:  предприятия  розничной  торговли, 
оптовые, производственно-коммерческие и др. 
Виды  предприятий  по  масштабам  деятельности:  малые,  средние,    крупные.  
Варианты  укрупнения  предприятия  в  результате  его  роста  и  развития:  предприятие, 
ориентированное на вертикальную интеграцию. 
Виды  рынков.    Предприятие  и  рынок.  Деятельность  предприятия  на  рынке,  как 
реакция на конкуренцию и условия спроса-предложения. «Философия бизнеса».  
Тема 3. Экономические основы развития коммерческих предприятий 
Наличие  частной  собственности  на  ресурсы  и  средства  производства,  свобода 
выбора  вида  деятельности,  конкуренция,    мотивация  к  получению  прибыли, 
ценообразование, определяемое  условиями рыночного спроса и предложения.   Состояние 
Российского законодательства по данным вопросам. 
Тема  4. Влияние внешней среды на экономические показатели коммерческой 
деятельности предприятия 
Внешняя  среда  предприятия.  Прямое  воздействие  внешней  среды  на  экономику 
предприятия: государство, поставщики, потребители, конкуренты. Косвенное воздействие 
внешней  среды  на  экономику  предприятия:  состояние  экономики,  социальные  факторы,    
политические    факторы,    достижения    НТР, международное экономическое влияние. 
Государственное регулирование деятельности предприятий. 
Информационное и  методическое обеспечение функционирования предприятий. 
 
Раздел 2.  Ресурсы предприятия: основные фонды, оборотные средства, кадры 
Тема 5. Основные фонды 
Уставный  капитал  и  имущество  предприятия.  Состав  активов    предприятия,  их 
характеристика.  Ресурсы  предприятия  как  основа  производственной  деятельности. 
Кругооборот  капитала. 
Основные  фонды  предприятия,  их    состав  и  структура.  Понятие  физического  и 
морального  износа.  Способы  оценки  стоимости  основных  фондов  предприятия.    Анализ 

                                                                                     

основных  фондов  -  коэффициенты  износа,  обновления,  выбытия.  Фондоотдача,  
фондоемкость, фондовооруженность. Пути повышения  эффективности их использования. 
Финансирование  воспроизводства  основных  фондов,  его  источники.  Инвестиции, 
их планирование. Лизинг. 
Тема 6. Оборотные средства 
Анализ  оборотных  средств.  Определение  потребности  в  оборотных  средствах. 
Расчет  норматива  оборотных  средств  по  основным  элементам.  Методы  учета  стоимости 
запасов. Оценка эффективности  использования оборотных средств и пути ее повышения. 
. Оценка финансовой устойчивости предприятия. 
Тема 7.  Кадры 
Кадры  предприятия.  Структура  кадров  предприятия  в  сфере  коммерции 
Среднесписочная  и  явочная  численность  работников,  коэффициент  текучести  кадров. 
Понятие    рынка  труда.  Условия  труда.  Нормирование  труда  Требования  к 
обслуживающему  персоналу  в  розничной  торговле.  Расчет  необходимой  численности  и 
фонда  заработной  платы.  Подготовка  кадров  и  повышение  квалификации 
Производительность труда в торговле. 
 Влияние научно-технического прогресса на повышения производительности труда. 
Раздел 3.  Товарооборот торгового  предприятия 
Тема 8. Основные показатели развития предприятия: товарооборот, прибыль 
           Объем  товарооборота  -  один  из  основных  экономических  показателей  финансово-
хозяйственной  деятельности  предприятия.    Виды  товарооборота  торговых  предприятий  - 
розничный,  оптовый,  торгово-посреднический.  Экономическая  связь  товарооборота  с 
уровнем  валового  дохода,  прибыли  и  эффективностью  использования  материальных  и 
трудовых ресурсов предприятия. 
Тема 9. Состав и структура товарооборота, закономерности развития 
           Состав    товарооборота  по  предприятиям  различных  форм  собственности. 
Классификация товарооборота по составу конечных  потребителей,  по формам денежных 
расчетов, по срокам расчета за реализованный товар.  
          Структура товарооборота  по товарно-групповому составу. Балансовая увязка объема 
реализации товаров, товарных запасов и поступления товара. 
Изучение  состава,  прогноз  и  планирование  розничного  товарооборота  и  его 
структуры.  Оценка  достигнутых  результатов.  Анализ  факторов,  влияющих  на  изменение 
розничного  товарооборота.  Оценка  и  прогнозирование  конъюнктуры  потребительского 
рынка. Прогнозирование и планирование объема и структуры реализации товаров. 

                                                                                     

Оптовый  товарооборот.  Его  понятие  и  виды.  Анализ  объема  и  структуры 
реализации.    Источники  товарного  обеспечения  оптового  товарооборота,  ритмичность 
поставки. Ценовая политика. Специфика планирования оптового объема товарооборота и 
его  структуры.  Товарооборот  с  участием  в  расчетах,    оптово-складской  товарооборот. 
Расчет плана поступления и закупок товаров.  
Тема 10. Товарное обеспечение товарооборота, товарные ресурсы 
            Сущность и назначение товарных запасов.  Показатели измерения товарных 
запасов. Виды товарных запасов. Время товарного обращения. Факторы, влияющие на 
объем товарных ресурсов. Группы товарных запасов по назначению.  
Анализ  размера,  состава  и  оборачиваемости  товарных  запасов.  Оценка  влияния 
состояния  товарных  запасов  на  объем  и  структуру  товарооборота.  Обоснование  норм  и 
нормативов товарных запасов. Методы расчета.  
Анализ и планирование поступления и закупки товаров. Баланс товарооборота. 
Раздел 4. Издержки обращения торгового предприятия 
Тема 11. Затраты и себестоимость продукции и услуг 
Понятие  затрат,  издержек  производства  и  обращения,  себестоимости  продукции. 
Принципы  формирования  состава  затрат,  включаемых  в  себестоимость  продукции. 
Разграничение  затрат,  относимых  на  себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и 
финансируемых  за  счет  других  источников  финансирования.  Себестоимость  товарной    и 
реализованной  продукции.  Понятие  постоянных,  переменных,  производственных  и 
коммерческих издержек.  Их  характеристика и взаимосвязи. 
Показатели    издержек:  уровень  издержек,  экономичность,  эффективность 
использования ресурсов, издержкоемкость. 
Тема 12. Издержки обращения на предприятии торговли 
Состав затрат торговых предприятий. Номенклатура статей издержек обращения и 
производства  предприятия  торговли.  Затраты,  включаемые  в  издержки  обращения  и 
определяющие  себестоимость  торговых  услуг.    Порядок  исчисления    статей  издержек 
обращения. 
Специфика  начисления    расходов  по  статьям  «Амортизация  основных  фондов», 
«Потери  товаров  и  технологические  отходы».    Нормативы  отнесения  на  себестоимость 
расходов  по  рекламу,  затрат  по  оплате  процентов  за  пользование  займом, 
представительских расходов и расходов на подготовку кадров. 
Расходы  на  оплата  труду  в  предприятии  торговли.  Формирование  фонда  оплаты 
труда,  его  состав.      Система  оплаты  и  стимулирования  труда  на  предприятиях торговли. 

                                                                                     

Формы  стимулирования.  Организация  оплаты  труда.  Тарифная  система.  Повременная  и 
сдельная формы,  их разновидности, условия применения. Расчет расценок при сдельной 
оплате труда. Контрактная форма оплаты труда и др. Премирование работников. 
Тема 13. Структура затрат и их оптимизация 
Анализ  издержек  торгового  предприятия  по  статьям.  Проблемы  получения 
качественной информации о себестоимости продукции. Оценка факторов, определяющих 
общий  уровень  и  структуру  затрат  (издержек).  Пути  снижения  затрат.  Точка 
безубыточности.  
Оценка факторов, определяющих общий уровень и структуру издержек обращения.  
Планирование издержек обращения. 
Раздел  5. Доходы  и  прибыль торгового предприятия 
Тема 14. Источники доходов 
Валовой  доход  (торговые  надбавки)  -  основа  коммерческой  деятельности  и 
формирования  прибыли.  Виды  и  источники  доходов  предприятия  в  сфере  коммерции.  
Уровень  доходов.  Анализ валового дохода. Исследование влияния факторов на величину 
валового дохода. Расчет валового дохода на предстоящий период.  
Тема 15. Цены и ценообразование 
Экономическая связь уровня цен и доходов торгового предприятия. 
Структура розничной цены. Виды цен и их формирование в предприятиях торговли 
различных  форм  собственности.  Влияние  цен  на  развитие  коммерческой  деятельности  в 
торговых  предприятиях. Формирование ценовой политики торгового предприятия. Связь 
ценовой политики с уровнем доходов предприятия. Специфика стратегии ценообразования 
в  торговых  предприятиях.  Основные  принципы  формирования  ценовой  политики 
торгового предприятия.  
Проблемы  ценообразования  при  переходе  к  рыночной экономике. Характеристика    
законодательных    актов    в    области ценообразования. Методы регулирования цен. 
Тема 16 Налоги и налоговая система 
            Основы  системы  налогообложения    России    -  федеральные,  региональные  и 
местные  налоги.  Понятие  налогооблагаемой  базы,  схемы  начисления  налогов,  системы 
льгот. 
Налогообложение предприятий  торговли - действующее законодательство.  Налог 
на  добавленную  стоимость,  прибыль.  Налог  с  продаж.  Налог  на  имущество.  Налог  на 
рекламу. Особенности налогообложения малого бизнеса. 
 

                                                                                     

 
Тема 17. Прибыль и рентабельность 
Прибыль  как  основной  показатель  коммерческой          деятельности    предприятия.   
Прибыль      от  реализации  и  других  видов  деятельности.  Налогооблагаемая  прибыль.   
Понятие  рентабельности  предприятия.   Система показателей рентабельности, 
Факторы,  влияющие  на  объем  прибыли  и  рентабельности  предприятия.  Анализ 
прибыли  и  рентабельности.  Основные  направления  использования  прибыли. 
Планирование прибыли предприятия. 
Раздел 6. Анализ, планирование и эффективность деятельности предприятия  
Тема 18. Экономический анализ коммерческой деятельности предприятия 
Методы 
анализа 
эффективности 
использования 
ресурсов 
предприятия.  
Оптимизация издержек обращения и производства.  
Анализ  баланса,  затрат,  оценка  конкуренции.  Выявление  сильных  и  слабых  сторон  в 
развитии предприятия. Анализ вариантов возможных вложений капиталов. Анализ рынка, 
отраслевой анализ. 
 
Источники  информации  о  состоянии  экономики  предприятия.    Внешняя  и 
внутренняя  информация.  Методы  оценки  и  прогнозирования  общеэкономической 
ситуации 
и 
локальных 
потребительских 
рынков.
 
Понятие  и  цель  управленческого  учета.  Сбор  и  подготовка  данных  для  принятия 
управленческого  решения.  Информация  для  планирования  и  управления.    Современный 
уровень  и перспективы развития  управленческого учета 
Сущность,  задачи  и  функции  контроллинга.  Роль  в  системе  управления 
предприятием.  Взаимосвязь  контроллинга  с  другими  функциями  управления 
предприятием. Виды контроллинга.  
 Контроль в мелких и средних предприятиях. 
Тема 19. Планирование доходов и расходов 
 
Система  планов  предприятия,  их  взаимосвязь.  Перспективное  (стратегическое) 
планирование:  долгосрочное  (10-15  лет)  и  среднесрочное  (5  лет).  Текущее  (годовое) 
планирование.  Оперативно  –  производственное  планирование.  Цели  планирования, 
требования  к  планам,  уровни  планирования.  Основные  плановые  показатели  по  видам 
планирования. 
Типовой  план  экономического  и  социального  развития  предприятия  торговли. 
Планы  товарооборота  ,  товарного  обеспечения,  по  труду  и  кадрам,  издержкам  (  смета 
затрат),  финансовый  план,  планы  производственного  (инвестиции)  и  социального 

                                                                                     

развития.  Показатели  планов.  Методы  обеспечения  эффективной  работы  коммерческого 
предприятия.  
Недостатки планирования в мелких и средних предприятиях. 
Тема 20.  Эффективность функционирования коммерческого предприятия 
Показатели  эффективности  -  обеспечение  высоких  темпов  развития  предприятия,  
рост конкурентных позиций на потребительском рынке, возрастание рыночной  стоимости 
торгового    предприятия.  Методы  достижения  –  обеспечение  высокого  уровня  торгового 
обслуживания,  экономичности    торгового  процесса  и  коммерческих  операций,  
максимизация  размера  прибыли,  остающегося  в  распоряжении  предприятия.  Понятие 
стратегической  цели.  Формирование  системы   стратегических целей с учетом выбранной 
модели развития. Оценка разработанной стратегии. Ресурсные ограничители.  Бизнес план, 
его назначение, основные разделы. 
Тема 21.  Коммерческий риск 
Сущность  и  природа  риска.  Виды  хозяйственных  рисков.  Методы  оценки  уровня 
рисков.  Профилактика  и  страхование  хозяйственных  рисков.  Методы  профилактики 
хозяйственных рисков.  Страхование хозяйственных рисков – внутреннее, внешнее.  
Тема 22. Выживание предприятия 
 
Оптимизация  финансового  состояния  предприятия.    Повышение  уровня 
платежеспособности,  финансовой  устойчивости,  уровня  рентабельности  хозяйственных 
активов. Мониторинг финансовой деятельности.  
 
3.  Перечень  примерных  контрольных  вопросов  и  заданий  для  самостоятельной 
работы 
1.  Каковы  движущие  мотивы  деятельности  предприятия?  Является  ли 
получение прибыли единственным мотивом его деятельности? 
2.  Выбор 
организационно-правовой 
формы 
деятельности 
торгового 
предприятия. 
3.  Значение отрасли торговля в народном хозяйстве. 
4.  Концентрация, 
интеграция 
(горизонтальная 
и 
вертикальная), 
диверсификация в отрасли торговля. 
5.   Отрасль торговля и эффективность функционирования экономики. 
6.   Перспективы  технического,  экономического  и  социального  развития 
отрасли. 
7.  Методы оценки и прогнозирования конъюнктуры потребительского рынка. 

                                                                                      10 
8.   Понятие  экономической  оценки  инвестиций:  виды  эффективности,  задачи, 
решаемые в ходе оценки инвестиций. 
9.   Оценка    коммерческой  эффективности  инвестиционных  проектов:  методы, 
показатели. 
10.  Методы оценки экономической эффективности инвестиций. 
11.  Финансовые инвестиции: понятие, управление ими. 
12.  Лизинг: понятие, виды, экономическое содержание. 
13.  Сущность и функции планирования в управлении предприятием. 
14.  Понятие, задачи, основные принципы и методы планирования. 
15.  Система планов предприятия, их взаимосвязь. 
16.  Стратегическое планирование развития предприятия. 
17.  Планирование 
потенциала 
предприятия 
(научно-технического 
и 
социального развития). 
18.  Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 
торговли. 
19.  Предмет, задачи, содержание анализа и сущность диагностики деятельности 
предприятия. 
20.  Информационная база анализа и диагностики.  
21.  Организация аналитической работы  на предприятии торговли. 
22.  Диагностика 
потенциала 
предприятия: 
кадрового, 
технического, 
производственного и финансового. 
23.  Современные формы организации труда на предприятии торговли. 
24. Разделение 
труда: 
категории 
персонала, 
профессиональные 
и 
квалификационные, показатели численности работников. 
25.  Нормативные правовые акты по труду. 
26.  Статистическая отчетность по труду. 
27.  Нормативные материалы по труду, используемые на предприятии. 
28.  Особенности оплаты труда различных категорий персонала. 
29.  Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. 
30.  Премии:  их  сущность,  показатели  премирования,  разработка  системы 
премирования на предприятии. 
31.  Контроллинг и его роль в управлении предприятием. 
32.  Основные 
тенденции 
и 
закономерности 
развития 
организации 
производственного процесса на предприятиях отрасли. 

                                                                                      11 
33.  Оценка и анализ уровня организации производства. 
34. Управление качеством продукции, работ, услуг. Системы качества. 
35. Методы государственного регулирования отрасли торговля. 
 
4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ 
 
1.  Выбор  наиболее  эффективных    организационных  форм  функционирования 
торгового предприятия. 
2.  Движущие мотивы деятельности предприятия в рыночной экономике. 
3.  Проблемы адаптации предприятия к условиям внешней среды. 
4.  Современные тенденции в развитии розничной торговой сети. 
5.  Современный формат магазинов. 
6.  Перспективы  развития  традиционных  российских  форматов  розничной 
торговли. 
7.  Эффективность инвестиций в дискаунтеры. 
8.  Управление 
предприятием:  организационная  структура  и  механизм 
управления, управленческий персонал. 
9.  Производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, 
трудовые и показатели их использования. 
10. Эффективность  использования  основных  фондов  в  торговле.  Определение 
потребности в развитии.  
11. Экономическая  политика  в  области  управления  персоналом  торгового 
предприятия. 
12. Проблемы совершенствования социально-трудовых отношений в РФ. 
13. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия. 
14.  Сертификация  предприятий  розничной  торговли:  порядок,  основные 
положения. 
15. Социальная  функция  отрасли  торговли,    ее  учет    при  государственном 
регулировании. 
16. Лицензирование 
деятельности 
торговых 
предприятий 
на 
рынке 
потребительских товаров. 
17. Основные  принципы  и  положения  правового  регулирования  деятельности 
торгового предприятия. 
18. Уровни и методы регулирования торговой деятельности в России. 

                                                                                      12 
19. Контроллинг и его роль в управлении предприятием. 
20.   Услуги предприятий торговли,  конкурентоспособность. 
21. Инфраструктура торговли: понятия, направления ее совершенствования. 
22.  Трансакционные издержки в торговле, пути их снижения. 
23. Состояние оптовой торговли РФ: направления ее совершенствования. 
24.  Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное. 
25.  Факторы развития предприятия торговли: экстенсивные и интенсивные. 
26.  Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. 
27.  Управление оборотными активами предприятия- методы оптимизации. 
28. Налоговая политика торгового предприятия - оценка ее эффективности. 
29. Специальные  системы  налогообложения  малого  бизнеса:  эффективность, 
пути совершенствования. 
30. Учет и отчетность на предприятии торговли- пути совершенствования. 
31.  Аналитическая  деятельность  на  предприятиях  торговли,  ее  эффективность. 
Возможности автоматизированных систем управления. 
32. .  Олигополия,  совершенная  и    монополистическая  конкуренция,  барьеры 
входа и выхода (в отрасли). 
33. Стратегические  группы  в  торговле:  понятие,  основные  положения, 
характеризующие стратегические группы. 
34. Отдача от масштабов бизнеса в торговле. 
35. Торговые системы в России: состояние и перспективы развития.  
 
5. Примерный перечень вопросов к экзамену/ зачету по всему курсу 
 
1.  Факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности 
предприятия в сфере коммерции. 
2.  Принципы размещения предприятий торговли: влияние на экономику 
предприятия. 
3.  Цели и задачи производственной деятельности  торгового предприятия. 
4.   Виды предприятий торговли по характеру деятельности. 
5.  Предприятия оптовой торговли- виды, типы, функции. 
6.  Классификация предприятий розничной торговли. 
7.  Виды предприятий торговли по масштабам деятельности. 
8.  Специализация и концентрация предприятий торговли. 

                                                                                      13 
9.  Основные фонды торговли, их виды и назначение. Учет стоимости основных. 
фондов. Показатели эффективности использования, пути ее повышения. 
10. Динамика стоимости основных фондов от их приобретения до выбытия. 
11.  Лизинг и его преимущества для лизингополучателя. 
12.  Оборотные  средства предприятий торговли, их состав, структура, источники 
образования. Анализ. Показатели эффективности  использования. 
13. Показатели  оценки оборотных средств. Влияние их размера на финансовую 
устойчивость предприятия и эффективность деятельности предприятия. 
14.  . Государственное регулирование  деятельности торгового предприятия. 
15.   Виды оптового товарооборота, анализ показателей деятельности оптового 
предприятия. 
16.  Ценовая стратегия предприятия торговли, ее специфика по сравнению с 
политикой товаропроизводителя. Принципы формирования ценовой стратегии 
розничного торгового предприятия. 
17.   Торговая надбавка как основной источник доходов торгового предприятия. 
Дифференциация  и ограничения торговых надбавок. 
18.  Планирование деятельности предприятия: состав типового плана.  
экономического и социального развития торгового предприятия. 
19.  Содержание процесса планирования товарооборота. 
20.    Информация для анализа и планирования: ее виды. 
21. .Экономический анализ  хозяйственной деятельности предприятия - цель и 
методы.  
22. Розничный товарооборот, его  понятие и значение в экономике страны.  Анализ 
розничного товарооборота. 
23.  Планирование (прогнозирование) розничного  товарооборота - основные 
задачи, состав плана и основные методы планирования. 
24.  Основные ограничители при планировании объемов товарооборота. 
25.  Товарные запасы в торговле - их  виды, функции и назначение. 
26. Классификация товарных запасов в торговле, их учет. Показатели 
товарооборачиваемости. 
27. Факторы, влияющие на товарооборачиваемость и величину товарных запасов в 
торговле. 
28. Анализ и нормирование товарных запасов в торговле. 
29.  Товарное обеспечение розничного товарооборота. 

                                                                                      14 
30.  Факторы, влияющие себестоимость работ торгового предприятия (издержки 
обращения). 
31.  Состав затрат  в торговле: методы анализа. 
32.  Экономическое обоснование плана издержек обращения. 
33.   Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. 
34.   Фонд оплаты труда, его расчет. Анализ показателей по труду. 
35.  Отчисления на  социальное страхование: назначение, расчет их величины. 
36.  Представительские расходы и расходы на подготовку кадров, их состав,  расчет 
нормативной величины. 
37.  Учет расходов на рекламу и зачет  их при налогообложении. 
38.  Валовый доход предприятия,  источники его образования.  Факторы, влияющие 
на величину валового дохода. 
39.  Планирование валового дохода на предприятии. 
40.  Понятие рентабельности предприятия,  Система показателей рентабельности. 
Их экономическая интерпретация. 
41.  Экономическая сущность прибыли, ее формирование на предприятии. 
42.  Факторы, влияющие на прибыль. Расчет влияния основных факторов.  
43.  Налогообложение деятельности предприятий торговли - основные положения. 
44. Налог на добавленную стоимость: понятие, схема начисления. 
45. Налог на прибыль: понятие, схема начисления, льготы. 
46. Особенности налогообложения малого бизнеса. 
47.  Основные направления использования прибыли предприятия, Расчет 
налогооблагаемой прибыли. 
48.  Планирование прибыли на предприятии. Точка безубыточности. 
49.  Финансовый план предприятия: понятие, состав. 
50. Капиталовложения, пути повышения эффективности их использования. 
51. Методы оценки коммерческой эффективности инвестиционных проектов. 
52.  Методика анализа финансовых показателей деятельности предприятия - 
основные положения. 
53. Методы оптимизации финансового состояния предприятия торговли. 
54. Влияние внешней среды на экономические показатели предприятия. 
55.  Коммерческие риски. Сущность, методы оценки и профилактики. 
 
 

                                                                                      15 
III. Распределение часов курса по темам и видам работ 
 
П/п 
Наименование разделов и тем 
Всего 
Аудиторные занятия (часов)  Самостоятельная 
(часов) 
    в том числе 
работа 
 
 
 
Лекции 
Семинары 
 

Раздел 1. Предприятие  как хозяйствующий 
 
 
 
 
субъект рыночной экономики. 
 
  Тема 1. Организационно-правовые 
10 



               формы предприятий 
 
Тема 2. Предприятие в системе рыночных 




              связей 
 
Тема 3. Экономические основы  развития 


 

              коммерческих  предприятий 
 
Тема 4. Влияние внешней среды    на 




              экономические показатели 
              коммерческой  деятельности 
              предприятия 

Раздел 2. Ресурсы предприятия: основные фонды,   
 
 
 
оборотные средства, кадры 
 
Тема 5. Основные фонды 




 
Тема 6. Оборотные средства 




 
Тема 7.  Кадры 


 

 

Раздел 3. Товарооборот торгового  предприятия 
 
 
 
 
 
Тема 8. Основные показатели развития  
10 



                предприятия: товарооборот, 
                прибыль. 
 
Тема 9. Состав и структура товарооборота, 
12 



                 закономерности развития 
 
Тема 10. Товарное обеспечение товарооборота, 
16 



                 товарные ресурсы 

Раздел 4. Издержки обращения торгового 
 
 
 
 
предприятия 
 
Тема 11.  Затраты и себестоимость продукции 
12 



                 и услуг 
 
Тема  12.  Издержки обращения на 
12 



                  предприятии  торговли 
 
Тема 13.   Структура затрат и их оптимизация 
10 




Раздел 5.  Доходы  и прибыль торгового 
 
 
 
 
предприятия 
 
Тема 14.   Источники доходов. 




 
Тема  15.  Цены и ценообразование 


 

 
Тема 16.   Налоги и налоговая система 
15 




                                                                                      16 
 
Тема 17.   Прибыль и рентабельность 
12 




Раздел 6. Анализ, планирование и эффективность   
 
 
 
деятельности предприятия. 
 
Тема 18.    Экономический анализ коммерчес 
12 



                    кой деятельности предприятия 
 
Тема 19.    Планирование доходов и расходов 
10 



 
Тема  20.   Эффективность функционирования  



                   коммерческого предприятия 
 
Тема  21.   Коммерческий риск  


 

 
Тема  22.   Выживание предприятия 


 

 
ВСЕГО 
200 
50 
50 
100 
 
IV. Форма итогового контроля. 
Экзамен / зачет 
       
V. Учебно-методическое обеспечение курса 
 
 
 
1. Рекомендуемая литература (основная) 
1.   * Раицкий  К.А.  Экономика предприятия. Учебник для вузов - М.: 
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999 г. 
2.   Бланк И.А. Управление торговым предприятием  М:, ТАНДЕМ, 1998 г. 
3.    Экономика торгового предприятия. Учебник под редакцией А.И. Гребнева. М:, 
Экономика, 1996 г. 
4.    Э.С. Хазанович. Экономика предприятия. Учебное пособие  Тула 2000 г ( гриф 
УМО по коммерции) 
5.  Экономика фирмы: / Учеб. пособие под ред. И.О. Волкова, В.К. Скляренко.- М.: 
ИНФРА-М, 2000 г. 
 
2.  Рекомендуемая литература (дополнительная) 
1.  Гражданский кодекс РФ  Часть первая. 
2.   Налоговый кодекс РФ. 
3.   Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в 
издержки обращения и производства, и финансовых результатов на 
предприятиях торговли и общественного питания  (утверждены Минторгом РФ 
20.04.95  № 1-550/32-2 ). 
4.  Гост Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. 

                                                                                      17 
* Издается с грифом Министерства образования РФ 
 
 
5.   Гост Р  51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования. 
6.   Гост Р 51305-99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему 
персоналу.  
7.  Федеральный Закон от 25 сентября 1998 г. №158-ФЗ  «О лицензировании 
отдельных видов деятельности». 
8.   Постановление Правительства РФ от 13августа 1997 г № 1013 «Об утверждении 
перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и 
услуг, подлежащих обязательной сертификации». 
9.  Концепция развития  внутренней торговли товарами народного потребления. 
Торговая газета  7 и 12 января 2000 г.  
10.  Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и 
других служащих. Министерство труда и социального развития. Москва 
Издательский дом «Экономические новости» 1999 г. 
11. Д.Л. Щур.  Основы торговли. Оптовая торговля. М:,  «ДИС» 1999 г. 
12.  Д.Л. Щур, Л.В.Труханович. Основы торговли. Розничная торговля. М:,  «ДИС» 
1999 г. 
 
 
 
3.  Перечень  обучающих,  контролирующих  компьютерных  программ, 
диафильмов, кино и телефильмов, мультимедиа и т.д. 
Деловые 
игры, 
ситуационные 
задачи, 
тесты, 
обучающие 
программы, 
обеспечивающие  усвоение  материала,  применяются  в  каждом  вузе  по  усмотрению 
кафедры и преподавателя. 
 
 
Авторы  (составители): Карпова Елизавета Владимировна, кандидат экономических               
наук, профессор, зав. кафедрой Экономики и управления на 
предприятиях  торговли  московского  государственного 
университета коммерции. 
 
 
 

                                                                                      18 
Рецензенты:                  Брагин Леонид Александрович, доктор экономических наук, 
профессор,  зав.  кафедрой  Торговое  дело  Российской 
экономической академии им  Г.В. Плеханова.  



Похожие:

Примерная программа дисциплины iconПримерная программа учебной дисциплины
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины
При изучении курса студенты осваивают вопросы планирования деятельности
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины «Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности»
Институт инноватики II spb ru
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для базового уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по технологии
Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа дисциплины социология коммуникации
Советом по социологии и социальной антропологии умо по классическому университетскому образованию
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень)
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс экономики
Примерная программа дисциплины iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по экономике (профильный уровень) пояснительная записка
Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих профильный курс
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница