В. В. Копнина Курс лекций




НазваниеВ. В. Копнина Курс лекций
страница1/13
Дата конвертации20.10.2012
Размер1.95 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского


В.В.Копнина


Курс лекций

«Практический менеджмент информационных товаров и услуг»


Содержание

Раздел 1.Рынок информационных товаров и услуг

§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг

§1.2.Классификации информационных товаров и услуг

§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности

Раздел 2.Состояние мирового рынка информационных товаров и услуг

§2.1.Этапы развития мирового рынка информации

§2.2.Базы данных деловой и научно-технической информации

§2.2.1. Ресурсы международной статистики

§2.3. Деловые ресурсы и потребительская информация в Интернете

§2.4. Управляющие информационные системы и программные продукты

§2.4.1.Системы поддержки принятия решений

§2.4.3. Искусственный интеллект

§2.4.4. Экспертные системы

§2.4.5. Географические информационные системы

Раздел 3.Состояние российского рынка информационных товаров и услуг

§3.1. Базы данных деловой информации

§3.1.1.Биржевая и финансовая информация

§3.1.2.Статистическая информация

§3.1.3. Коммерческая информация

§3.2. Научно-техническая и специальная информация

§3.2.1. Справочно-правовая информация

§3.2.2.Информационные образовательные ресурсы

§3.2.3.Система научно-технической информации

Раздел 4. Практика менеджмента на рынке информационных товаров и услуг

§4.1. Государственное управление информационными ресурсами

§4.2.Управление информационными ресурсами на предприятии

§4.3. Использование управляющих информационных систем и программных продуктов

§4.4. Задачи управления с помощью геоинформационных технологий

§4.4.1.Задачи поиска

§4.4.2.Задача пространственного сегментирования

§4.4.3.Задача геомаркетингового прогнозирования

§4.4.4.Количественная оценка спроса

§4.4.5.Задача геокодирования

§4.4.6.Задача графического представления геомаркетинговых данных

§4.4.7.Задача оценки природных ресурсов

§4.4.8.Задача размещения

§4.4.9.Задача оценки земельных ресурсов

§4.4.10.Операции с недвижимостью

Раздел 1 Рынок информационных товаров и услуг


§1.1.Основные понятия рынка информационных товаров и услуг


Информатизация общества повлекла за собой возникновение новых понятий: информационная культура, информационный бизнес, информационный продукт, информационная услуга и т.д.

Информационной культурой называют уровень знаний (интеллекта) и умение целенаправленно работать с информацией, используя современные информационные технологии.

Под информационными ресурсами понимают совокупность знаний, данных, технологий, систем искусственного интеллекта, систем анализа и обработки информации, служащих основой производства материальных благ или способствующих их созданию.

Понятие "информационные ресурсы" появилось более 30 лет назад и прочно вошло в мировую и российскую практику инфор­мационной работы; его содержание отражено в федеральном законе "Об информации, информатизации и защи­те информации" от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ.

Согласно закону информационные ресурсы - это информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Информационный бизнес – это бизнес, связанный с информацией, которая является не только товаром, но и ресурсом производства, т.е. средством улучшения коммерческой или предпринимательской деятельности.

Результаты информационного бизнеса

информационные продукты и услуги,

информационные технологии,

информационные программные средства и программные продукты.

Виды деятельности, связанные с формированием информа­ционных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в акту­альном состоянии, созданием средств обработки, связи и копи­рования информации, объединяют в понятие информационная ин­дустрия.

Рынок информационных услуг может быть определен как сово­купность экономических, правовых и информационных отноше­ний по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Он характеризу­ется определенной номенклатурой услуг, условиями и механиз­мами их предоставления и ценами.

Товаром на рынке информационных услуг является инфор­мация.

Информационный продукт (товар) – совокупность данных, сформированная производителем в вещественной или невещественной форме. Это могут быть технологии, программы, наборы данных в различных формах представления, базы данных, экспертные системы и т.д.

Информационной услугой называют получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, собы­тиях, явлениях и процессах независимо от формы их представле­ния.

Документированная информация (документ) — зафиксирован­ная на материальном носителе информация с реквизитами, поз­воляющими ее идентифицировать.

Информационная система — организационно-упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информаци­онных технологий, в том числе с использованием средств вычис­лительной техники и связи, реализующих информационные про­цессы.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, на­копления, хранения, поиска и распространения информации.

Сегодня широко употребляется термин "информационные и телекоммуникационные технологии", под которым понимаются технологии реализации информационных процессов и процессов обмена информацией с помощью телекоммуникаций.

Из определения понятия "информационные ресурсы" следу­ет, во-первых, что существуют средства их обновления и доступа в интересах пользователя, т. е. средства поиска, обработки и вы­дачи; во-вторых, информация должна быть зафиксирована на ка­ком-либо материальном носителе. Необходимо обратить также внимание на то, что информационные ресурсы — это документи­рованная информация, содержащаяся не только в базах данных, но и в библиотеках, архивах и др.

В качестве поставщиков информации на рынке информаци­онных услуг выступают коммерческие структуры, государствен­ные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информацион­ными агентствами, информационными службами, информаци­онными центрами.

Информация служит основой принятия решений во всех сфе­рах человеческой деятельности, способствует повышению эф­фективности труда в различных областях. Это обстоятельство оп­ределяет тот факт, что пользователями услуг выступают специа­листы, работающие почти во всех сферах производства.

Пользователи могут быть разделены на следующие группы:

• специалисты промышленных предприятий, фирм и пред­приятий торговли;

• специалисты консалтинговых и маркетинговых информа­ционных агентств;

• работники научно-исследовательских учреждений и учеб­ных заведений;

• работники государственных учреждений;

• работники общественных организаций;

• индивидуальные пользователи.


§1.2.Классификации информационных товаров и услуг


Подходов к классификации информационных ресурсов (товаров и услуг) может быть несколько.

По форме собственности

По форме собственности информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

• федеральные ресурсы;

• информационные ресурсы, находящиеся в совместном ве­дении Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации;

• информационные ресурсы субъектов Российской Феде­рации.

По отношению к государст­венным информационным ресурсам государство выполняет функции управления в полном объеме. В отношении негосудар­ственных информационных ресурсов государственное управле­ние осуществляется в основном правовыми методами и включает регулирование по следующим вопросам:

• владение и распоряжение;

• формирование;

• использование;

• защита и сохранность информации;

• права граждан по вопросам создания и использования ин­формационных ресурсов;

• государственный надзор за деятельностью в области инфор­мационных ресурсов.


Ресурсы, удовлетворяющие потребность в информации

Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе подразделяются на ресурсы, удовлетворяющие потребность в информации всех категорий граждан:


1. Деловая информация;

  • биржевая и финансовая информация — информация о коти­ровках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

  • статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация, предоставляемая го­сударственными службами, а также компаниями, занятыми ис­следованиями, разработками и консалтингом;

  • коммерческая информация - информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом со­стоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руково­дителях;

  • деловые новости.


2. Научно-техническая и специальная информация включает документальную, библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и приклад­ных исследованиях и профессиональную информацию для юри­стов, врачей, работников образования и науки, инженеров и т. д.


3. Массовая, потребительская информация включает новости и справочную информацию, потребительскую и развле­кательную информацию (погода, расписание движения транс­порта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.).


Категории доступа информации

По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом.

Информация с ограниченным досту­пом подразделяется в свою очередь на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Отнесение информации к государственной тайне осущест­вляется в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с послед, изм. и доп.).

Государство имеет право выкупа документированной инфор­мации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Собственник информа­ционных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государ­ственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Запрещено относить к информации с ограниченным досту­пом:

• законодательные и другие нормативные акты, устанавлива­ющие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объеди­нений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных си­туациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необхо­димую для обеспечения функционирования населенных пунк­тов, производственных объектов, безопасности граждан и насе­ления в целом;

• документы, содержащие информацию о деятельности орга­нов государственной власти и местного самоуправления, об ис­пользовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях насе­ления, за исключением сведений, относящихся к государствен­ной тайне;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объе­динений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Персональные данные (информация о гражданах) относятся к конфиденциальной информации. Подлежит обязательному ли­цензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользо­вателям персональных данных. Порядок лицензирования опре­деляется законодательством Российской Федерации.

Согласно закону под государственной тайной понимаются за­щищаемые государством сведения в области его военной, внеш­неполитической, экономической, разведывательной, контрраз­ведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Россий­ской Федерации.

Государственную тайну в области экономики, науки и техни­ки составляют сведения:

• о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мо­билизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники. Об объемах производст­ва, поставках, о запасах стратегических видов сырья и материа­лов, а также о размещении, фактических размерах и об использо­вании государственных материальных резервов;

• об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности госу­дарства;

• о силах и средствах гражданской обороны. О дислокации, предназначении и степени защищенности объектов администра­тивного управления, о степени обеспечения безопасности насе­ления, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

• об объемах, планах (заданиях) государственного оборонно­го заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или изго­товителях вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

• о достижениях науки и техники, о научно-исследователь­ских, опытно-конструкторских, о проектных работах и техноло­гиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

• об объемах запасов, добычи, передачи и потребления плати­ны, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Рос­сийской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

• о внешнеэкономической деятельности Российской Федера­ции, преждевременное распространение которой может нанести ущерб безопасности государства;

• о финансовой политике в отношении иностранных госу­дарств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которой может нанести ущерб безопасности государства.

Не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации.

Одним из видов конфиденциальной информации наряду с персональными данными является информация, относящаяся к коммерческой тайне.

Государство регулирует отношения, связанные с коммерчес­кой тайной, Федеральным законом "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ.

Информация, составляющая коммерческую тайну, — научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или по­тенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информа­ции введен режим коммерческой тайны.

Право на отнесение сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю такой информа­ции, который обязан принять меры к ее защите.

Информация, самостоятельно полученная лицом при осу­ществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным образом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерче­скую тайну, обладателем которой является другое лицо.

В целях охраны конфиденциальности работодатель обязан ознакомить под расписку работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, с установленным работода­телем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственнос­ти за его нарушения.


К информационным продуктам относят также информационные системы и программные продукты.


Классификацию информационных систем и программных продуктов можно проводить по ряду признаков: по назначению, по структуре аппаратных средств и по характеру взаимодействия с пользователем.


Классификация информационных систем и программных продуктов по назначению

По назначению информационные системы и программные продукты делятся на:

Информационно-управляющие системы – системы для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, предприятием, отраслью.

Системы поддержки принятия решений предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей.

Информационно-поисковые системы- это системы, основное назначение которых поиск информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесенных, как правило, на значительные расстояния.

Информационно-справочные системы – работают в интерактивном режиме и обеспечивают пользователе справочной информацией.

Системы обработки данных – основной функцией является обработка и архивация больших объемов информации.


Классификация информационных систем и программных продуктов по структуре аппаратных средств

По структуре аппаратных средств информационные системы подразделяются на однопроцессорные, многопроцессорные и многомашинные системы ( сосредоточенные системы, системы с удаленным доступом и вычислительные сети).

Однопроцессорные ИС строятся на базе одного процессора компьютера, тогда как многопроцессорные системы используют ресурсы нескольких процессоров.

Многомашинные системы представляют собой вычислительные комплексы. В сосредоточенных вычислительных системах весь комплекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы передачи данных.

Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).

Вычислительные сети – это взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование ресурсов.


Классификация информационных систем и программных продуктов по характеру взаимодействия с пользователем

По характеру взаимодействия с пользователем выделяют системы, работающие в диалоговом и интерактивном режимах.

В диалоговом режиме человек взаимодействует с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации. Интерактивный режим – это режим взаимодействия человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса.


§1.3. Роль информационных товаров и услуг в профессиональной деятельности


Невозможно переоценить роль информации в развитии об­щества. Значительные изменения в общественной жизни про­изошли при появлении языка как средства общения людей, затем письменности, книгопечатания, средств массовой информации, радио, телефона, телевидения. Во второй половине XX в. появи­лась возможность массового использования персональных ком­пьютеров. Первичная информация ранее готовилась в печатной форме. Для того чтобы ввести ее в компьютер и превратить в эле­ктронную форму, требовался повторный ее ввод и двойные затра­ты. Эти обстоятельства являлись непреодолимой преградой при создании баз большого объема. Переход на подготовку исходной информации в персональных компьютерах сразу в электронной форме устранил эту преграду. Успехи, связанные с созданием эле­ктронной памяти большого объема, позволили создавать базы практически неограниченной емкости. В этот же период создавались технические и программные средства перевода с печатной в электронную форму ранее накопленных документов (средства сканирования).

Изменения, которые происходят в обществе и экономике под влиянием внедрения современных информационно-телекомму­никационных технологий (ИКТ), наиболее четко сформулирова­ны в Окинавской хартии глобального информационного общест­ва, подписанной Великобританией, Германией, Италией, Кана­дой, Россией, США, Францией и Японией в 2001 г. Перечислим их.

1. Информационно-телекоммуникационные технологии ока­зывают определяющее влияние на формирование общества XXI в. Это влияние сказывается на экономике, образе жизни лю­дей, взаимодействии государственных структур и населения.

2. Существо изменений в экономической и социальной сфе­рах заключается в максимальном использовании знаний и пере­довых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами.

3. Хартия подтверждает приверженность принципу - все лю­ди должны иметь равные права пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

4. Хартия обращается с призывом ко всем ликвидировать раз­рыв, существующий между странами, в области информации и знаний.

Отмечая необходимость не только содействия внедрению со­временных информационных технологий, но и реализации его преимуществ в экономической, социальной и культурной сфе­рах, хартия рекомендует строить работу по переходу к глобально­му информационному обществу по следующим направлениям:

1. Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки конкуренции и использования инноваций.

2. Улучшение планирования экономики на базе использова­ния новых информационных технологий.

3. Обеспечение доступа на базе рыночных отношений к сете­вым технологиям.

4. Развитие людских ресурсов на базе образования и непре­рывного обучения.

5. Подготовка специалистов в области информационных тех­нологий для различных областей экономики.

6. Активное внедрение и использование информационных технологий в государственном секторе.

7. Обеспечение доступности информации государственных структур для всех граждан с использованием информационных технологий.

Развитые страны мира прилагают большие усилия для внед­рения современных информационных технологий в экономику своих стран и жизнь общества. В Японии еще в 1972 г. был подго­товлен "План создания информационного общества — нацио­нальная цель к 2000 году".

В США в 1993 г. был выпущен документ, определивший стра­тегию администрации страны в области информатизации, под названием "Национальная информационная инфраструктура: план действий".

В Европейском союзе была подготовлена и в 1994 г. принята Комиссией Европейского сообщества программа "Европейский путь в информационное общество". В 2000 г. начала реализовываться программа "Электронная Европа — информационное об­щество для каждого".

В Финляндии в 1995 г. разработана программа "Финский путь в информационное общество".

После подписания Окинавской хартии в январе 2001 г. в Япо­нии был принят Основной закон о формировании информаци­онного общества. В интересах реализации этого закона подготов­лена программа "Электронная Япония". В программе предпола­галось, что страна к 2006 г. должна выйти на уровень мировой информационной державы. Рыночная экономика Японии за­нимает второе место в мире после США. Страна с населени­ем 127 млн. чел. занимает первое место в мире по производству компьютеров, бытовой электроники, автомобилей и морских судов.

В Японии к сети Интернет в 2000 г. было подключено 47 млн. чел. В этом же году число семей, пользовавшихся Интернетом, соста­вило 34%. Число предприятий (численностью более 300 чел.), подключенных к Интернету, составило 95,8%. Число продаж пер­сональных компьютеров на внутреннем рынке в 2000 г. составило 12 млн. шт.

За последние годы программы подобной направленности бы­ли приняты большинством развитых стран мира.

Большинство стран, подписавших Окинавскую хартию, уде­ляют особое внимание внедрению современных информацион­ных технологий в экономику и социальное развитие.


Таб. 1.Число персональных компьютеров и число подключений к Интернету для стран "Большой восьмерки" (на 1 тыс. чел.)


Страна

Число персональных

Число подключений




компьютеров

к Интернету

Великобритания

338

301

Германия

336

292

Италия

180

230

Канада

390

413

Россия

43

7

США

585

347

Франция

304

144

Япония

425

300









  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Похожие:

В. В. Копнина Курс лекций iconКраткий курс лекций по дисциплине "Основы малого бизнеса" Владимир 2008
Курс лекций разработан в соответствии с программой дисциплины Основы малого
В. В. Копнина Курс лекций iconТеория управления социально-деятельностными системами курс лекций
Все методические материалы по теории управления, а также текст курса лекций можно найтив электронном виде по интернет-адресу
В. В. Копнина Курс лекций iconКонспект книги Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М • Изда­тельство бек, 1996. 352 с виконаний студентом нау лужиним В
Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. — М • Изда­тельство бек, 1996. — 352 с
В. В. Копнина Курс лекций iconКурс лекций
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским Советом уо «вгту» про
В. В. Копнина Курс лекций iconКурс лекций российская ассоциация центр инновационного венчурного инвестирования менеджмента

В. В. Копнина Курс лекций iconЭкономическая оценка инвестиций курс лекций
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В. В. Копнина Курс лекций iconПроектирование информационных систем курс лекций
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
В. В. Копнина Курс лекций iconКрасноярский государственный аграрный университет Хакасский филиал Кафедра экономики и управления маркетинг курс лекций Абакан 2011 Абакан 2011
Текст лекций по дисциплине «Маркетинг» для студентов, обучающихся по специальности 080502. 65 – Экономика и управление на предприятии...
В. В. Копнина Курс лекций iconС. В. Валицкий прогнозирование и планирование экономики
Курс лекций раскрывает все основные темы и вопросы, изучаемые в дисциплине
В. В. Копнина Курс лекций iconКурс лекций по учебной программе «Предпринимательские проекты»
Вследствие вышесказанного, можно полагать, что каждое из перечисленных нами
Разместите кнопку на своём сайте:
Бизнес-планы


База данных защищена авторским правом ©bus.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Бизнес-планы
Главная страница